Спросить
Войти

Теоретико-методологические основы анализа этногенеза казачества

Автор: указан в статье

УДК 94

ББК 63.3(2)-283.31 С 20

Т.Н.Саркисьян

Теоретико-методологические основы анализа этногенеза казачества

(Рецензирована)

Аннотация:

Проблема генезиса казачества, его этносоциальной идентификации была и остается сегодня предметом повышенного интереса не только среди специалистов, но и общественности в нашей стране и за рубежом.

Казачество, духовность, культура, наследие.

Одна из главных причин этого интереса кроется в самобытности и неординарности самого этого феномена.

Г лавная цель казаков - духовное, культурное, хозяйственное возрождение самобытного народа, корни которого, тесно переплетаясь с судьбами славян, некоторых народов Северного Кавказа, уходят в глубокую древность.

Процесс радикальной модернизации российского общества, начавшийся в 80-е гг. XX века, сопровождается формированием принципиально новых и восстановлением утраченных в советское время институтов гражданского общества. К их числу относится казачество, которое в Российской империи имело социально-политический статус сословия, выполнявшего военно-служилые, пограничные, милицейские, экономические, культурно- просветительные и иные обязанности, определенные государством.

В связи с этим актуальными культурно-историческими проблемами стали реконструкция эволюции казачества как «вольницы» и его становление как военно-служилого сословия, процессы его возрождения и определение современного статуса казачества, рефлексия контекста и факторов, определяющих социальную потребность в казачьем возрождении, в реабилитации и восстановлении социальной справедливости по отношению к казачьим обществам и казачьим войскам.

История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой и трагичной. Зачинатели бунтов и разбойники, пионеры российских окраин и бесстрашные воины, рыцари православия и безбожники - все это о казаках. Ими восхищался Наполеон, о них складывались легенды. Казачество было сложным, многоплановым, социально-политическим и социокультурным феноменом восточноевропейской (евразийской) истории.

Во второй половине 14-го века казаки под своим названием упоминаются в составе дружин русских князей, Литвы и Польши. В XVI же

веке казачество уже упоминается на юге как Малороссийское и Запорожское войска; на юго-востоке - как Донское, Гребенское, Терское, Волжское и Яицкое (Уральское) войска, земли которых соприкасались между собой, как бы образуя границу Московского государства. Но, несомненно, казачество в этих местах появилось гораздо раньше!

Практически во всех странах в период феодализма существовали различные военизированные группы населения, выполнявшие специфические функции, связанные с военной службой. Возникали военные сообщества обычно в периоды смут, в условиях пограничных конфликтов, войн. На начальных этапах существования основным занятием данных сообществ являлась война полуразбойного характера. Однако позже они либо переходили на службу государства на договорных началах, либо исчезали.

Исследования и научные работы конца XX - начала XXI века с позиций современности акцентируют внимание на проблемах происхождения и природы казачества, его роли в истории России и перспективах возрождения казачества как специфической социокультурной общности.

Среди множества концепций происхождения казаков ключевыми по-прежнему остаются различные вариации миграционной и автохтонной теорий, а также попытки их синтеза. Одни исследователи продолжают считать казачество особым этносом, другие подчеркивают его сугубо социальный характер. Большинство историков все же склонно отмечать двойственность природы казачества, наличие у него и этнических, и сословных черт, расходясь в анализе их соотношения. В русле данного подхода широкое распространение в современной отечественной историографии получила точка зрения на казачество как субэтнос русского народа

Ряд авторов рассматривают казаков как этнографические, этносословные, этносоциальные группы, культурно-исторические общности и т.п. Так, В.В. Глущенко и вслед за ним А.Н. Малукало обосновывают происхождение казачества как военного сообщества [1], - полиэтнической социальной общности, сформировавшейся в приграничной территории, отличительной особенностью которой является военное ремесло как основное занятие.

Сторонники «сословности» казачества утверждают, что казаки - это сословие, к которому первоначально принадлежало население отдельных регионов Российского государства.

Так, в «Словаре русского языка» 1958 года казак определен следующим образом: «1. В Русском государстве 15-17 вв.: вольный человек из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и городской бедноты... 2. Представитель военного сословия в дореволюционной России, которое в 18 в. было обязано нести службу за льготное пользование землей; житель войсковых областей (Кубанской, Оренбургской, войска Донского и др.)... / Рядовой воинской

части, состоящей из представителей этого сословия... 3. Уроженец некоторых областей СССР (бывших войсковых областей)» [2].

В «Большой энциклопедии русского народа» казачество определяется как «потомственное военное сословие Русского государства» [3]. Сходная трактовка этого понятия дается в «Славянской энциклопедии». По мнению ее автора и составителя В.В. Богуславского, «Казачество - сословная категория, вольные люди, свободные от тягла и работы по найму, а также лица, несшие военную службу на границах России» [4].

Необходимо отметить, что в российской историографии и общественной жизни понимание казачества, как военного сословия, утверждалось, начиная с 30-х годов XIX века. Данное утверждение было привнесено в историю и политику Владиславом Броневским, петербургским чиновником и автором книги «История Донского Войска» (1834); после выхода и широкой общественной презентации этой инициированной и одобренной в высших правительственных кругах версии донской истории была проведена государственная кампания (санкционированная соответствующим указом Николая I от 1835 г.) по приданию казачеству статуса сословия, тогда как ранее казаки именовались управленческими имперскими структурами ,«военно-служилым народом».

Многие исследователи казачьей истории - Х.Попов, Е.Савельев, В.Сухоруков, А. Гордеев, Г. Губарев, Р. Нелепин и др. - отрицают сословный характер казачества и полагают, что социальные механизмы, действовавшие в раннефеодальном русском обществе и приведшие к его расслоению на сословия, на образование казачества непосредственно влияния не оказывали. Исследователи, придерживающиеся данной концепции, находят в казачестве черты этнокультурной общности.

Кратко, но ёмко представлена историография проблемы происхождения казачества в публикации А.В. Сопова. Он выделяет ряд историков прошлого, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза, и делает акцент на основных чертах казачества, которые определяются его происхождением [5]. Он показывает «две полярные теории происхождения казачества» [6].

Первая из них видит в казачьей вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле, где «искатели воли» и создали к середине XVI в. особую организацию - «казачество», постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России. В данном случае казачество рассматривается как русская (или украинская) по происхождению группа населения, в ходе особых условий существования (пограничье, постоянные войны и набеги), выработавшая специфические черты: особую военную организацию, уклад, общинный быт и др.

Вторая теория считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху от смешения туранских, скифских, меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения,

объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие.

Формирование казачества как субэтноса (ветви) русского народа происходило под влиянием природных и антропогенных факторов, действовавших на юге Русской равнины. Восточные славяне, жившие в этом регионе (в том числе по берегам морей) и принявшие на рубеже I и II тысячелетий, как самоназвание, этноним «русские», а в XIV веке — субэтническое название «казаки», вследствие особых исторических условий Дикого Поля приобрели с течением времени в своей культурной традиции некоторые характерные отличительные черты.

В истории у казаков проявлялась двойная этническая самоидентификация (русский-казак, калмык-казак и т.д.), что характерно для субэтнических общностей, и центростремительные, державные устремления.

В чисто этническом плане казачество представляет субэтнос российского суперэтноса, сформировавшегося под влиянием двух факторов: территориального, а затем сословного обособления.

В основе казачьей идеологии и морали всегда лежало выполнение воинского долга перед Отечеством. Этот долг казаки честно исполняли во всех войнах, и казачество по праву считалось самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем казачьей психологии. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла основные направления воспитания молодых казаков и служила в дальнейшем их «символом веры» на протяжении всей жизни.

Иностранные авторы также проявляют интерес к проблемам истории российского казачества. Л.И.Футорянский отмечает работы Девида Фрейда и Чарльза Оливера Гарбонеля, затрагивающие проблему участия казаков в подавлении революционных выступлений в России, рассматривая казачество как реакционную политическую силу [7].

В исследовании Роберта МакНила «Царь и казачество» анализируется процесс создания в сознании казаков мифологем, с помощью которых царизм управлял этой грозной силой [8]. Лидеры казачества ради сохранения своих привилегий и интересов стали пропагандировать мифологему, что казачество- это народ, а не сословие, которое можно было бы уничтожить.

Взгляды казаков-эмигрантов о создании государства Казакия (Козакия) на основе Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского и Оренбургского казачьих войск были распространены в США и Канаде.

В современных условиях сама идея возрождения сословных атрибутов казачьих войск нереальна. Требования неоказачества, основывающиеся на исторических особенностях отбывания государственных повинностей и социального уклада, противоречат самой идее построения гражданского общества.

Казачество есть сообщество, возникшее в определенных исторических условиях (пограничные войны, необходимость колонизаций), многонациональное по своему составу, основным занятием которого было

военное ремесло (от наемной службы до прямого разбоя). По мере укрепления государственности у казачества не было другого выхода, как войти в государственный организм на условиях отбывания службы. Впоследствии казачество как сословие неизбежно должно было исчезнуть. Что и происходило в пореформенный период, а завершились эти процессы в годы гражданской войны и сталинской модернизации. Данный вывод подтверждают иностранные авторы.

Английский историк Ф.Лонгворт в работе «Казаки. Пять столетий бурной жизни в русских степях», исследовавший общую историю казачества с XV по XX вв., приходит к выводу, что процессы индустриализации, модернизации, репрессивные меры уничтожили идентичность казаков, от них остались лишь легенды [9].

В конце 1980-х гг. мы стали свидетелями неоднозначного и противоречивого процесса возрождения казачьих сообществ как общественных организаций. Ряд законодательных актов (Закон 4 РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г.; Указы Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» от 15 июня 1992 г. № 632, «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» от 15 марта 1993 г.; постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» и «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству»; Указ Президента РФ «О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации» от 20 янв. 1996 г.) привели к тому, что процесс казачьего возрождения вышел за рамки общественного движения. Казачьи организации получили государственный статус, возможность координации деятельности на федеральном уровне. За казаками было признано право на несение государственной службы, в том числе военной, таможенной, природоохранительной.

Начало осуществления государственной политики РФ в отношении казачества, как правило, связывают с учреждением в январе 1996 года Главного Управления Казачьих Войск (ГУКВ) при Президенте РФ, на которое и была возложена задача организации казачьей государственной службы. С 1996 года российское казачество вступило в новый период своего существования - период вхождения в государственную систему демократической Российской Федерации.

Указ Президента РФ «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» от 25 февраля 2003 года № 249 упразднил Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества и передал его штат и функции Полномочным представителям Президента.

Много вопросов и сомнений вызывают цели и задачи возрождения казачества, его пути и формы, продолжаются дискуссии и споры о сущности

процесса казачьего возрождения, и все же степень теоретической разработанности данных проблем пока невысока.

В.В. Путин в Приветствии участникам и гостям III Большого круга казаков России отмечал: «В истории российского казачества - немало ярких страниц и славных имен. Казаки всегда верой и правдой служили Отечеству, героически сражались за его свободу и независимость, самоотверженно трудились, осваивали новые земли, вносили значимый вклад в духовнопатриотическое воспитание подрастающего поколения. Считаю важным, что нынешнее поколение казаков свято бережет и приумножает богатейшие традиции своих предшественников, стремится деятельно участвовать в жизни страны и общества. Об этом убедительно свидетельствует и широкий круг вопросов, стоящих в повестке вашего Большого круга». Приветствие участникам III Большого круга казаков России (1.6.2007. Храм Христа Спасителя, г. Москва).

Таким образом, самобытность, особость казаков позволяет говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения. При всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его отличие от остального русского населения.

Несмотря на все приобретенные путем заимствования и выработанные в силу особых условий быта особенности традиций и языка, казачество является неотъемлемой частью русского народа, а народная казачья культура - весомой и необходимой частью общерусского культурного наследия.

Примечания:

1. Глущенко В.В. Казачество в структуре государственности и политической истории России. СПб., 1999. С. 38-44.
2. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 2 / ред. Е.Н. Гороховникова, У.Г. Гурвиц, Л.И. Рахманова; ред. тома: П. Князькова, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова. М., 1958.
3. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское государство / гл. ред. и сост. О.А. Платонов. М., 2002.
4. Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2 т. Т. 1 / авт.-сост. В.В. Богуславский. М., 2003.
5. Сопов А.В. Историография вопроса о происхождении казачества // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры: материалы науч.-практ. конф., п. Тульский, 13 июня 1998 г. Майкоп, 1998. URL: http : //ru . bks/problem/istoriog.htm;//
6. Сопов А.В. История вопроса о происхождении казачества. URL: http://www.ckw.ru/kazaki_sopov.
7. Футорянский Л.И. Казачество на рубеже веков. Оренбург, 1997. С. 19.
8. McNeal R.H. Tsar and Cossack, 1855-1914. Oxford, 1987. 256 p.
9. Longworth Ph. The Cossacks. Five Centuries of Turbulent Life in the Russian Stepps. N. Y., 1970. P. 313-341.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты