Спросить
Войти

ИСТОРИЯ - ЭТО НЕ ПРОШЛОЕ, А РАССКАЗ О ПРОШЛОМ С ЗАДАННОЙ ЦЕЛЬЮ

Автор: указан в статье

HISTORY PAGE

УДК 930

Личман Б.В.

ИСТОРИЯ - ЭТО НЕ ПРОШЛОЕ, А РАССКАЗ О ПРОШЛОМ С ЗАДАННОЙ ЦЕЛЬЮ

В России прошлое и история воспринимаются в единстве, как неразделенные, и ученые пытаются в рассказе о прошлом - истории найти объективность, найти истину. В статье утверждается, что в истории абсолютной истины нет. История - не объективное прошлое, а рассказ о прошлом, и он как всякий рассказ субъективен. В мире существует много разных историй, объясняющих прошлое. Все эти истории - истины составлены по мировоззрениям их авторов, а мировоззрений в мире много и по целям они разные. Статья различает факты прошлого и факты в истории. Факт прошлого реальное событие, а факт в истории творчески объясняется по мировоззрению автора истории. Разными мировоззрениями одним и тем же фактам в истории дается разная интерпретация и разная оценка. Интерпретаторами прошлого являются отдельные люди и организации людей -государство. История - это интерпретация прошлого.

Lichman B. V

HISTORY IS NOT THE PAST, BUT A STORY ABOUT THE PAST WITH A PURPOSE

In Russia, the past and history are perceived in unity as inseparable, and scientists are trying to find objectivity, find truth in the story of the past - history. The article argues that there is no absolute truth in history. History is not an objective past, but a story about the past and, like any story, is subjective. There are many different stories in the world that explain the past. All these stories-truths are composed according to the worldviews of their authors, and there are many worldviews in the world and they are different in goals. The article distinguishes between the facts of the past and the facts in history. The fact of the past is a real event, and the fact in history is creatively explained according to the worldview of the author of history. Different worldviews give different interpretations and assessments to the same facts in history. The interpreters of the past are individuals and organizations of people-the state. History is an interpretation of the past.

к к к

ВВЕДЕНИЕ

Прошлое одно, а истории о прошлом разные. Почему одно прошлое и много разных историй? Что же скрывается за словом «прошлое» и словом «история»?

Что такое прошлое? Прошлое - это мир вчера и позавчера и так далее. Время разбито на настоящее время, прошлое время, будущее время.

Что такое история? Древние греки считали, что история - это узнавание, расследование прошлого. Древние римляне считали, что история - это повествование о прошлом. Цель узнавания в прошлом определяет содержание истории. Позднее, в новое время и в новейшее время, узнавание прошлого с заданной целью стали делить:

научная и ненаучная. Почему? Вызвано это изменением мировоззренческой цели в расследовании прошлого. В новое время, в отличие от древнего и среднего времени, жизнь человека стали выводить не из воли Высших сил, а из эволюции - прогресса. В новое время промышленная революция, ускорившая прогресс, привела к отрицанию религиозного устройства мира, религиозного узнавания и объяснения истории. С нового времени и по сей день прогресс (эволюция, модернизация) и объяснение его в «объективной науке» доминируют в мире. Научная история противопоставляется ненаучной, или не прогрессивной, то есть религиозной истории.

Проходят века, но общим для всех веков является понимание того, что история это с определенной целью узнавание, расследование события, явления в прошлом, а затем изложение узнанного в рассказе.

КАК ЧЕЛОВЕК ОБЪЯСНЯЕТ МИР?

Человек во все века по своему представлению о мире, или мировоззрению, объясняет устройство мира своего времени, мироустройство прошлого времени, прогнозирует мироустройство будущего. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и свое место в нем. В центре мировоззрения и мироустройства находится человек. Человек воспринимает мир через свой интерес. А интерес и цель человека в жизни отражает его мировоззрение - зачем он живет. Цель человека в жизни определяет отношение человека к окружающему в настоящем времени, а через настоящее - к прошлому времени и возможному будущему времени. Все прошлое человечества на Земле человек объясняет в своем рассказе о нем в истории, исходя из главного в своей сегодняшней жизни, из цели своей жизни.

В ПРОШЛОМ ГЛАВНОЕ - ФАКТ, А В ИСТОРИИ -ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ?

Факт - это событие, явление. Факт в истории - это событие, которое произошло в

прошлом и объясненное - интерпретированное позднее историком в его труде о прошлом под названием «история». Человек объясняет события прошлого по своему пониманию мира и своего интереса в нем, своей цели жизни. По цели своего мировоззрения человек подбирает события и источники событий, а затем интерпретирует их в логике своего рассказа. Раз у людей разные мировоззрения, то и объяснения разные. Даже один и тот же факт прошлого объясняется историками по разным мировоззренческим целям своей жизни: с разными оценками (добро - зло); с разными выводами (хорошо - плохо); с разным историческим опытом (надо - не надо). Суждение «истина или не истина» зависит от мировоззрения человека. У разных государств, как и у человека, тоже разные интерпретации в их истории и разные оценки одних и тех же фактов прошлого [Ферро,1992].

Интерпретации и оценки одних и тех же фактов прошлого в рассказах-историях настолько разительны, что позволяет автору статьи процитировать слова Фридриха Ницше: «Фактов не существует, есть только интерпретация фактов».

Из сказанного. Цель в истории о прошлом главнее фактов, и если факт не отвечает цели рассказа о прошлом, то факт «не нужен», его следует изменить в логике мировоззренческой интерпретации или даже исключить из нее. История - это рассказ о прошлом, в котором человек по своей мировоззренческой цели «творчески» интерпретирует факты.

ИСТОРИЯ - ЭТО НАУКА?

«Наука - это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию данных об объективном мире». Человек во времени постоянно познает прошлое. Познание - бесконечный процесс. Прошлое -это объект познания, а человек - это субъект познания. Человек познает объект (прошлое) с заданной мировоззренческой целью и это познание субъективно. История - это миВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА • №3 2019

67

ровоззренческая наука. Каждое мировоззрение (религиозное, прогрессивное, локальное) имеет свою цель познания в прошлом: человек и Бог, человек и Прогресс, человек и Природа. Познание цели в прошлом осуществляется по универсальным для всех человеческих целей научным методам: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование и др., и по специально историческим научным методам: хронологический, проблемно хронологический, сравнительный и др. Все мировоззренческие рассказы о прошлом основаны на одних и тех же научных методах. Все мировоззренческие рассказы о прошлом используют одни и те же научные категории: объект, субъект, время, пространство, факт. Ответ на вопрос утвердительный. История - это наука.

КАК ОТРАЖАЕТСЯ ЦЕЛЬ

ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ?

Цель в рассказе людей о прошлом разная и отвечает цели их мировоззрений.

По содержанию мировоззренческой цели все исторические труды можно разбить на три историографических блока. Мировоззренческая цель в истории - историографический блок.

Первый историографический блок. Цель в исторических трудах - религиозная (духовная). Часть человечества в прошлом верила и сегодня верит, что людьми управляет Высшая сила. Верят в предсказания, в призраки и т.д. Сам человек состоит из Души, дарованной человеку Богом, и тела плоти. Душа живет вечно, а тело - нет, и существует время, отведенное Богом.

Цель религиозного мировоззрения - спасение человеком Души на пути движения к Богу. Внутри духовного мировоззрения имеются разветвления. Существуют разные мировые религии и разные локальные религии и отвечающие им истории. В нашей стране мировые религии представлены христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Самая многочисленная группа верующих православные христиане, мировоззрение которых отражено в православной интерпретации истории страны [Карташов, 1992].

Второй историографический блок. Цель в исторических трудах - получение жизненных благ посредством прогресса (материальная). Цель человека в прогрессивном мировоззрении - это получение максимальных материальных благ.

С эпохи промышленной революции часть человечества на Земле считает, что жизнь состоит в развитии непрерывных измененияй в природе: в эволюции из низших форм жизни - к высшим формам жизни, а также в модернизации - прогрессивном изменении в технике, технологии, социальной сфере. Прогресс - это глобальное, общемировое явление.

По цели получения максимальных благ, исторические труды в историографическом блоке прогресса разделены на мировоззренческие ветви. Разделение проведено по приоритету движущих сил к цели.

Первая ветвь состоит из исторических трудов, считающих и показывающих по подбору в них фактов (авторами истории), что двигателем в прогрессе является индивид с частной собственностью [Ионов,1995].

Вторая ветвь состоит из исторических трудов, считающих и показывающих по подбору в них фактов (авторами истории), что двигателем в прогрессе является общество с общественной собственностью [Мунчаев,1998].

Третья ветвь состоит из исторических трудов, считающих и показывающих по подбору в них фактов (авторами истории), что двигателем в прогрессе являются техника и технология [Нефедов,2000].

Третий историографический блок. Цель человека в исторических трудах - гармония Природы и человека. Цель человека в мировоззрении - это жизнь в гармонии человека и близких ему людей (общества) на территории их рождения.

Мировоззренческая цель существовала всегда. В древности - это мифология. А с промышленной революцией распространился неотомизм. Неотомизм понимается как дуализм мира, где гармония

веры и разума, которые не противоречат друг другу.

Объясняет гармонию природы и человека в ней учение о биосфере и ноосфере академика В.И. Вернадского [Вернадский, 1989].

С позиции мировоззренческой цели написаны труды по истории этносов [Гуми-лев,1989].

КАК ОТРАЖАЕТСЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ?

Государство - это организация, управляющая людьми на определенной территории. Любым государством (религиозным, марксистским, либеральным) прошлое узнается, расследуется и рассказывается по цели государственной сущности или идеологии. Государственное мировоззрение (идеология) как цель и высшая ценность закреплена в конституциях государств.

Государственное марксистское мировоззрение содержится в Конституции СССР 1977 года: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное либеральное мировоззрение содержится в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, высшая ценность: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Сегодня в России либеральную государственную историю изучают в школах, колледжах, вузах и затем по ней сдают единый экзамен (ЕГЭ). Совсем недавно точно такое же отношение к марксистской государственной истории было и в другом по сущности государстве - СССР.

Любому государству надо единомыслие, единое мировоззрение своих граждан, которое формируется через реализации заданной цели в истории. Цель мировоззрения, господствующая в обществе, становится целью государственного мировоззрения (целью идеологии) и закрепляется в конституции как государственная национальная идея. По государственной цели - высшей ценности (национальной идее) зучается прошлое, извлекается из него опыт, нужный для государственного руководства обществом и людьми.

БЫВАЕТ ЛИ НЕСКОЛЬКО ИСТИН О ПРОШЛОМ?

Бывает. Истины «рождают» мировоззрения. Прошлое одно, а истории - истины о прошлом разные. Истории - это рассказы о прошлом. Историк ищет в прошлом свою мировоззренческую истину и заданную истину находит, а затем интерпретирует ее правильность в своем рассказе - история с доказательным выводом. В истории главное не факт, а его мировоззренческая интерпретация и обоснованный интерпретацией вывод - истина.

ВЫВОД

История это узнавание, расследование в рассказе о прошлом. Современная история - это признание разных мировоззренческих рассказов о прошлом и толерантное отношение к ним.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.
2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989
3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учебн. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
4. Карташов А.В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 1992-1993.
5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 1998.
6. Нефедов С.А. История России. Т. 1. Факторный анализ. С древнейших времен до Великой смуты. М.: Изд. дом "Территория будущего", 2000.
7. Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА • №>3 2019

69

REFERENCES

1.Vernadsky V.I. Biosphere and noosphere. M.: Science, 1989.
2. Gumilev L.N. Ethnogenesis and biosphere of the Earth. L., 1989.
3. Ion I.N. Russian civilization, IX - beginning of XX century: Uchebn. kN. for 10-11 CL. obscheobrazovat. institutions. M.: Education, 1995.
4. Kartashov A.V. History of the Russian Church. At 2 a. M., 1992-1993.
5. Munchaev Sh. M., Ustinov V. M. History Of Russia. Textbook for universities. M., 1998.
6. Nefedov S. A. History Of Russia. Vol. 1. Factor analysis. From ancient times to the great troubles. M.: Ed. the house is the "Territory of the future", 2000.
7. Ferro Mark. How to tell a story to children around the world. M., 1992.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЛИЧМАН Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. Первого президента РФ Б.Н. Ельцина, Заслуженный работник высшей школы РФ, г. Екатеринбург.

E-mail: 284815@mail.ru

Дата поступления: 01.11.2019

Рецензент:

д.и.н., профессор

Мартюшов Л.Н.

ИСТОРИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЦЕЛЬ ФАКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ history worldview purpose fact interpretation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты