Спросить
Войти

Иностранцы - московские книгопечатники последней трети XIX - начала xx века

Автор: указан в статье

Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ http://journals.rudn.ru/russian-history

РУРЫ иоигпа! оТ Ризэ1ап History

2017 7о!. 16 Ыо 4 577-601

РО!: 10.22363/2312-8674-2017-16-4-577-601

ИНОСТРАНЦЫ - МОСКОВСКИЕ КНИГОПЕЧАТНИКИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Г.В. Аксенова

Институт истории и политики Московский педагогический государственный университет 115571, Москва, Россия, Проспект Вернадского, 88 galax23@yandex.ru

В статье на примере московских книгопечатников Э.-К.А. Лисснера и А. А. Левенсо-на, предки которых прибыли в Россию из Австрии и Германии, раскрывается роль иностранцев в организации издательского дела в Москве в последней трети XIX - нач. XX в. Проанализированы этапы развития основанного ими типографского дела, его особенности, полиграфические находки, репертуар издаваемых книг, специфика освоения книжного рынка. Проведенный анализ позволил установить роль Э.-К.А. Лисснера и А.А. Ле-венсона в открытии новых имен в литературе и искусстве, в продвижении российских книгопечатных технологий и книжной продукции, в развитии книжного искусства и совершенствовании книгопечатания.

Славянское кириллическое книгопечатание берет свое начало со второй половины XV в. Оно связано с именем немца-католика из Франконии Швай-польта Фиоля (вторая половина XV в. - 1525 (1526?)), который, работая в Кракове , осуществил в начале 1490-х гг. четыре издания богослужебных книг на церковнославянском языке [1 —3]1. Славянское книгопечатание продолжилось на Балканах, в Цетинье, а в начале XVI в. — на территории Угро-Валахии [4—8].

Восточнославянскому книгопечатанию положил начало белорус Франциск Скорина (ок. 1490—1551), основавший свою типографию в Праге в 1517 г. и издавший кириллическим шрифтом первую белорусскую печатную книгу «Псалтырь». Начатое дело он продолжил в Вильно, где в 1525 г. увидел свет знаменитый скориновский «Апостол» [9—14].

1 «Октоих» (Осмогласник, 1491), «Часослов» (1491), «Триодь постную» (1492—1493) и «Триодь цветную» (не датирована).

Введение

История российского книгоиздательского дела своими корнями уходит во времена Ивана IV и насчитывает более пяти с половиной столетий. Трудами государя и деятельной инициативой митрополита Макария в Москве в 1540-е гг. организовали Печатный двор, и с Макарьевской «Триоди» и «Апостола» Ивана Федорова началось отечественное книгопечатание. До последней трети XVIII в. основным заказчиком всей книгопечатной продукции и основным организатором книгоиздательства выступало государство. Только во времена Екатерины II, когда частный капитал и «физические лица» получили возможность выпускать или финансировать те или иные выходящие в свет книги и журналы, стали открываться частные типографии и книгопечатни. Частная издательская деятельность развернулась во времена царствования Александра I. Именно в период его царствования были основаны известнейшие российские издательства А.Ф. Смирдина, Глазуновых и Селива-новских [15-20].

В последней трети XIX в. на арену книгопечатания вышли А.С. Суворин, К.Т. Солдатёнков, Ф.Ф. Павленков, А.А. Ильин, И.Д. Сытин, П.П. Сойкин, Н.П. Поляков, М.В. и С.В. Сабашниковы, П.И. Юргенсон [21-26]. Все они, привлекая лучшие художественные силы России и приобретая авторские права на лучшие зарубежные издания, выстраивая перспективы книгоиздательской политики, стремились выпускаемой продукцией удовлетворить разнообразный читательский спрос: научная и художественная литература, учебники и учебные пособия, мировая классика, подносные, подарочные и юбилейные издания, атласы и партитуры, народная дешевая книга, лубок, народные картинки и многое другое.

На развитие книгопечатного дела, выработку издательской стратегии и качество книжной продукции оказали влияние иностранцы, обосновавшиеся в России и открывшие типографии и издательства в Санкт-Петербурге, в Москве и в целом ряде провинциальных городов. Среди тех иностранцев, для которых Россия стала родным домом и кто составил славу отечественной книгоиздательской культуры, были Г. Д. Гоппе, М.О. Вольф, А.Ф. Маркс, А.Ф. Девриен, Р.Р. Голике и А.И. Вильборг, И.А. Ефрон, И.Н. Кнебель, Э.К. Лисснер, А.А. Левенсон и др.

К началу Первой мировой войны и Революции 1917 г. отечественная книгопечатная культура стараниями русских и иностранных издателей достигла высочайшего качественного уровня с точки зрения полиграфического исполнения, небывало высоких тиражей, а книги и журналы в силу мудрой ценовой политики имели хороший спрос. Поэтому неслучайной выглядит ситуация в книгоиздательстве, возникшая в период между Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революциями, когда Временное правительство не предпринимало мер для стеснения свободы печати и книгораспространения и книга стала главным идеологическим орудием в борьбе за влияние на народные массы.

История книжного дела в России не обделена вниманием ученых. Некоторые из них отмечают, что книги и книгоиздания до 1917 г. достаточно хорошо изучены [27, с. 7]. Это положение трудно оспаривать: обобщающие труды и учебные пособия по истории книгоиздательского дела в России стали появляться еще в XIX в., а уважающие себя издательства с определенной периодичностью выпускали каталоги, сборники или брошюры, посвященные собственной истории, записки, мемуары, хроники, аккуратно формировали свои архивы. В результате в настоящее время в распоряжении современных исследователей имеется целый комплекс добротных обобщающих работ по истории книгопечатного дела в России: это труды С.Ф. Либровича [28], Н.М. Лисовского [21], П К. Симонии [23], М.В. Муратова [29], М.Н. Куфаева [30-32], В.Я. Адарюкова и А.А. Сидорова [33-35], Е.И. Кацпржак [36], В.С. Люблинского [37], И.Е. Баренбаума [17], С.В. Белова и А.П. Толстякова [38], Л.А. Виноградовой [39], Ю.И. Герасимовой [40], В.И. Васильева [41], А.А. Беловицкой [42] и др.

С 1959 г. выходит специализированный сборник (продолжающееся до настоящего времени издание) «Книга. Исследования и материалы», в котором публикуются статьи и материалы, посвященные книговедческим проблемам, в том числе издательскому делу, библиографии, книжной торговле и библиофильству.

На протяжении второй половины XX в. благодаря деятельности Всесоюзной книжной палаты периодически выходили указатели литературы по различным общим и частным проблемам книговедения, представляя весь спектр научных вопросов, связанных с историей книгоиздательства в России и его особенностями [43-46].

Итогом долголетней научно-исследовательской книговедческой работы стала энциклопедия «Книга», увидевшая свет в 1998 г. [47].

В 1990-е - 2000-е гг. появились исследования, посвященные вопросам частного предпринимательства в книгоиздательском деле XIX - начала XX в. [48-49].

Наибольшее внимание специалисты уделили истории столичного, санкт-петербургского книгоиздания, способствовавшего формированию общего направления книгоиздательской политики всего государства [50-51]. Немалое число статей, книг и монографий посвящено персоналиям и издательствам, например, И.Д. Сытину [52-55], К.Т. Солдатёнкову [56], Сабашниковым [57], П.И. Юргенсону [58], Ф.Ф. Павленкову [59], А.С. Суворину [60], Экспедиции заготовления государственных бумаг [61] и российских краеведческих обществ [62].

Деятельность иностранных книгоиздателей в России, к сожалению, не получила должного комплексного освещения. Очерки, небольшие разделы, главы о книгоиздателях иностранного происхождения, действовавших на территории Российской империи, являются частью обобщающих трудов и учебных пособий. Среди часто упоминаемых имена Г.Д. Гоппе, Р.Р. Голике,

А.Ф. Девриена, И.А. Ефрона, И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса, т.е. тех предпринимателей, без кого невозможно представить себе высокохудожественные издания русской и зарубежной классики, популярных иллюстрированных многотиражных журналов и листовой продукции.

Редкие монографические работы раскрывают деятельность таких издателей-иностранцев, как «Товарищество М.О. Вольфа» [63], акционерное художественно-книгоиздательское товарищество «Р. Голике и А. Вильборг» [64], издательство «Брокгауз и Ефрон» [65—66], «Товарищество А.В. Маркс» [67].

За рамками научных интересов остаются многие московские издательства и типографии, основанные приехавшими в Россию иностранцами. Фактически забытыми остаются имена таких двух московских книгопечатников иностранного происхождения, как Э.-К.А. Лисснер и А. А. Левенсон, заложивших новые принципы издательского дела и печати иллюстраций, создавших новое направление в книжном производстве.

Фамилия «Лисснер» звучит только в связи с творчеством его сына — художника-графика Э.Э. Лисснера [68], но отнюдь не в связи с основателем одного из любопытнейших московских издательств научно-просветительской и художественной литературы, подрядчика Московского публичного и Румянцевского музеев (далее — МПРМ).

Об А. А. Левенсоне вспомнили в 2000-е гг. в связи с проведением реставрационных работ промышленного здания эпохи модерна, построенного в Москве в Трехпрудном переулке в 1900 г. по специальному проекту архитектора Ф.О. Шехтеля [69].

Цель и задачи. Главная задача статьи — раскрыть значение деятельности двух издателей немецкого происхождения Э.-К.А. Лисснера и А. А. Левенсона в развитии русской культуры (литературы и искусства) и популяризации научных знаний, показать их роль в книжном деле России нового и новейшего времени.

Особенности издательской деятельности Э.-К.А. Лисснера

Эрнст-Константин Антонович Лисснер родился в 1837 г. в семье обрусевших австрийских дворян [70, с. 5], лютеран по вероисповеданию, прихожан евангелическо-реформаторской церкви. Перебравшись в Россию, они обосновались в Москве, и первым их местом жительства была «Кузнецкая улица против Пятницкой части»1. В начале 1870-х гг. Э.-К.А. Лисснер женился на Генриетте Буре2, и 26 марта 1874 г. у них родился сын Эрнест — будущий художник-график.

1 Свидетельство о крещении // Личное дело Лисснера Эрнста Эрнстовича (11 декабря 1887 — 16 ноября 1893 гг.). РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Ед. 829. Л. 2.
2 Свидетельство о крещении... Л. 5.

Знак типографии Э. Лисснера и Ю. Романа в Москве

Из издания: Образцы книжных, титульных и рукописных шрифтов, нот, украшений, политипажей, линеек, математических и других знаков производства типографии Э. Лисснера и Ю. Романа в Москве. - М., 1889.

В 1876 г. Э. Лисснер совместно с Ю. Романом открыл в Москве на Арбате в доме Каринской типографию, первым изданием которой стала переводная книга «История жизни и царствования Николая I Императора Всероссийского» (1877-1878).

В числе первых изданий типографии были словари («Объяснение всех иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык» (1877)), тематические своды законов, уставы организаций и предприятий, литературоведческие работы, исторические романы («Гунны: эпоха великого переселения народов» (1878)), бульварное чтиво, философские исследования, учебники и учебные пособия («Изборник статей для теоретического изучения образцов русской литературы, применительно к курсу средних учебных заведений» (1879), «Обзор философских учений» (1879-1880), «Руководство к ведению письменных упражнений в гимназиях» (1880)), справочная и научная литература, Ученые записки Императорского Московского Университета, документы съездов ученых сообществ, богослужебные книги и литература по истории церкви («Практическое руководство для священнослужителей при совершении святых таинств» (1879-1887)), материалы раскольнических соборов и сочинения по расколу и старообрядчеству («Летопись раскола за 1876-1879 годы» (1880)).

Столь разнообразная тематика выпускаемой продукции свидетельствует о том, что на первом этапе развития личного издательского дела принимались заказы на любую печатную продукцию, и издавалось все, что могло принести хоть какой-либо доход, способствовать расширению мощностей и оснащенности производства и помогло бы занять специальную нишу в книгопечатном деле и на книжном рынке.

К началу 1880-х гг. типография Э. Лисснера и Ю. Романа обрела не только определенную известность в Москве, но и получила целый ряд серьезных и престижных заказов. Например, к 50-летию Румянцевского музея увидел свет труд заведующего рукописных отделом А. Е. Викторова, посвященный собранию рукописей И. Д. Беляева (1881), и материалы для исторического описания Румянцевского музея (1882). Начала выходить фундаментальная «История русской церкви» профессора Московской духовной академии Е.Е. Голубин-ского (1880—1911), опубликована переписка митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1883—1884) и труды архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова) (1883). В поддержку идеи, высказанной в марте 1881 г. в «Московских ведомостях», увидела свет книга, раскрывающая содержание программы возведения в Москве в Московском Кремле памятника «в Бозе почившему государю императору Александру II» (1881).

В середине 1880-х гг. Э.-К.А. Лисснер приступил к изданию художественной литературы, напечатав в числе первых собрание сочинений поэта И.С. Никитина и «Войну и мир» Л.Н. Толстого.

Полиграфические возможности типографии показало уникальное рекламное издание, увидевшее свет в 1889 г. На 60 страницах книги были представлены образцы книжных, титульных и рукописных шрифтов (эльзевир-ных, итальянских, древнегреческих, греческих, древнерусских, церковнославянских, немецких и латышских), нот, украшений, политипажей, линеек, математических и других знаков, торговых этикеток и чайных упаковок. Все это ярко характеризовало уровень и качество печати1.

Еще одним примером полиграфической культуры служат книги: «Живописная история древней и новой России» (1884), «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских» (1890) или «Шедевры» В.Я. Брюсова (1895). К числу уникальных можно отнести издания памятников древнерусской письменности и культуры, среди них «Древности ярославские и ростовские» А. Павлинова (1892) и др.

Рост заказов в частной типографии привели ее владельцев к мысли о необходимости приобретения собственного здания, что и было сделано к 1893 г. Эрнст Лисснер купил в Москве в Крестовоздвиженском переулке дом, в котором он жил сам и там же разместил типографию.

В 1896 г., скорее всего, уже после смерти Э.-К.А. Лисснера, его книгопечатное дело перешло в руки наследников. Ими могли быть вдова Генриетта Лисснер или второй сын. С 1897 по 1905 г. книги печатаются в «Типографии Г. Лисснер и А. Гешель, преемников Э. Лисснера и Ю. Романа». В 1905 г.

1 Образцы книжных, титульных и рукописных шрифтов, нот, украшений, политипажей, линеек, математических и других знаков производства типографии Э. Лисснера и Ю. Романа. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа в Москве, 1889. 60 с.

совладельцем типографии вместо А. Гешеля становится Д. Собко, и в течение последующих десяти лет Г. Лисснер и Д. Собко издают справочную, научную и художественную литературу: «Русский биографический словарь» в 25 томах, «Очерки истории западно-европейской литературы» Н. Сторожен-ко (1912), «Краткий курс естественной истории» (1913), «Жизнь и сочинения Ивана Сергеевича Тургенева» (1915), сочинения Евгении Тур, философские труды С.Н. Трубецкого, издания по античной археологии Крыма.

Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон и ее роль в развитии российского книгоиздательства

В 1881 г., пятью годами позже Э.-К.А. Лисснера, в Москве начал свое книгопечатное дело Александр Александрович Левенсон. Важнейшими источниками, позволяющими провести реконструкцию его жизни и деятельности и охарактеризовать его деятельность как книгопечатника, являются изданные им книги, газеты и журналы, иллюстративный листовой материал, исторический очерк деятельности скоропечатни за 20 лет1, увидевший свет в 1903 г., записки В.А. Гиляровского [71] и А.П. Чехова, письма Л.Н. Андреева [72], сохранившееся в фондах РГАЛИ эпистолярное наследие основателя и владельца Скоропечатни2.

Александр Александрович Левенсон (1851-1922) был известен как крупнейший московский издатель-литограф, а созданная им Скоропечатня считалась одной из лучших в Российской империи, имевшей звание «поставщика Двора его величества». Здание типографии и мастерских до сих пор служит украшением Москвы.

Об основателе Скоропечатни Александре Александровиче Левенсоне известно совсем немного. Биографические сведения отрывочны и лаконичны.

Можно предположить (по имеющимся косвенным свидетельствам), что будущий организатор издательского дела родился примерно в 1851 г. в семье известного московского доктора немецкого происхождения А.Б. Левенсона, проживавшего в собственном доме в Рахмановском переулке3. Именно в этом доме 31 марта 1881 г., по словам А. А. Левенсона, «началось маленькое типографское дело» с «несколькими старыми машинами и ничтожным оборотным капиталом»4.

1 Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон: Исторический очерк и описание мастерских 1881-1903. М., 1903. 109 с.
2 Сохранившиеся письма относятся к периоду с 1903 по 1914 г. Эпистолярное наследие находится в фондах Российского государственного архива литературы и искусства: ф. 453 (Соллогубы), ф. 853 (М.Г. Савина), ф. 878 (А.И. Сумбатов-Южин), ф. 2555 (Ф.В. Кельин).
3 Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон... С. 10.
4 Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон. С. 10.

А.А. Левенсон - основатель и владелец Скоропечатни.

Фото. 1903 г.

Вся имеющаяся в настоящее время информация связана исключительно с деятельностью сначала Типографии, затем Торгового дома и, наконец, Товарищества Скоропечатни. Даже сохранившаяся частная переписка А.А. Левенсона: с актрисой и основательницей Русского театрального общества М.Г. Савиной, вдовой поэта и художника Ф.Л. Соллогуба Н.М. Соллогуб (урожд. Боде-Колычевой), актером, драматургом и директором Малого театра А.И. Сумбатовым-Южиным и отцом известного советского литературоведа Ф.В. Кельина статским советником В.Ф. Кельиным - касается исключительно работы: печать театральных афиш, программок, либретто, отстаивание авторского права в связи с нарушением исполнения подписанных с театрами договоров1 (фирма в 1910-е гг. имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ).

1 Савина М.Г. Письма Левенсону Александру Александровичу. 26 февраля 1913 // РГАЛИ. Ф. 853 (М.Г. Савина). Оп. 2. Ед. хр. 116; Левенсон А. А. Письма Соллогуб Наталье Михайловне // РГАЛИ. Ф. 453 (Соллогубы). Оп. 1. Ед. хр. 582; Левенсон А. А. Письма к А.И. Сумбатову-Южину // РГАЛИ. Ф. 878 (А.И. Сумбатов-Южин). Оп. 1. Ед. хр. 1335; Левенсон А. А. Письма В.Ф. Кельину // РГАЛИ. Ф. 2555 (Ф.В. Кельин). Оп. 1. Ед. хр. 648.

Выявленные архивные и печатные материалы дают возможность характеризовать А. А. Левенсона как человека, чья жизнь и деятельность слились в единое целое с деятельностью Скоропечатни. Смысл его жизни заключался в служении книге, в развитии технологий высокохудожественной печати, в расширении спектров издательской деятельности и открытии новых имен: имен художников, писателей, актеров, галеристов, ученых, юристов, промышленников и др. Например, в Скоропечатне увидели свет первый сборник стихов М.И. Цветаевой и первые сборники рассказов А.П. Чехова.

Издательское дело А. А. Левенсона прошло несколько «стадий развития и постепенного роста»1. Позволим себе назвать эти «стадии».

В самом начале «новорожденное предприятие имело в своем распоряжении: маленькую типографскую машину, ручной станок, резальную машину и несколько реалов и касс»2. Работа началась с исполнения практически таких же заказов, что и у Э.-К.А. Лисснера - с печати визитных карточек, коммерческих счетов и бухгалтерских документов. Принимались заказы на печать судебных дел, рефератов научных работ, отчетов о сельскохозяйственных выставках и брошюр, посвященных различным отраслям сельскохозяйственного производства, на медицинские справочники и справочные брошюры [73-79].

Благодаря этой активной коммерческой печати уже в первый год работы типографии А. А. Левенсону удалось приступить к изданию детской литературы: рассказов для детей О. Уайльда, «Домби и сын» Ч. Диккенса (1883), «Волшебных сказок» А. Архангельской (1884), «Квентина Дорварда» В. Скотта (1885).

В 1884 г. А. А. Левенсон приобрел в качестве серьезного заказчика А.Я. Лип-скерова с его газетой «Новости дня», что давало немалый стабильный доход.

К 1887 г., по свидетельству А. А. Левенсона, «типография уже пользовалась известностью, имела значительное количество больших заказов, и, вообще, дела ее шли хорошо»3. Это способствовало преобразованию предприятия, называвшегося «Типография А. А. Левенсона», в товарищество на вере «Тор -говый дом А. Левенсон и К°». Основу производства составили сложнейшие художественные репродукции и книги. Печатались художественная литература, научные труды и монографии, осуществлялись публикации памятников древнерусской письменности и фольклора, учебников, справочников, сборников законов. В 1888-1889 гг. благодаря Скоропечатне увидели свет исследования Е.И. Воскресенского, посвященные творчеству А.С. Пушкина, стихотворные «Сказания о жизни преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского» (1889) и историческая повесть «Князь Иван Калита - Солнечный луч» (1889).

1 Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон: Исторический очерк и описание мастерских 1881-1903. М., 1903. С. 1.
2 Там же.
3 Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон. С. 2.

В эти же годы был освоен фототипический способ печати иллюстраций. Как пример - издание этнографических записок А.Н. Харузина о Киргизской Букеевской орде [80-81]; описаний быта крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии и русских лопарей, предоставленных Н.Н. Харузиным [82-84] и историко-этнографических заметок о Прибалтийском крае М.Н. Харузина [85]. Все они вышли в сопровождении фототипических таблиц, воспроизводивших фотографии, сделанные исследователями во время их поездок.

В 1890 г. учредили «Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон» с основным капиталом в 210 000 рублей1. В этом же году начали обустраивать новые обширные помещения.

Члены правления Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон: А.А. Левенсон, Л.А. Карзинкин, С.Тихменев, В. Красовский.

Фото. 1903 г.

Опубликовано в книге: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон: Исторический очерк и описание мастерских 1881-1903. М., 1903.

1 Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон... С. 2. 586 ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ

Несмотря на огромный ущерб, нанесенный делу пожаром 1892 года, в огне которого сгорело дотла все (и помещения, и оборудование), «деятельность Товарищества продолжала развиваться» за счет «увеличения поступавших заказов, и разнообразия их характера»1. Средства для развития давали выпускаемые журналы «Дешевая библиотека», «Новости иностранной литературы» и «Семья».

Высокое качество выпускаемой печатной продукции получило должную оценку: в 1895 г. - большая серебряная медаль Министерства финансов за выставку печатного дела в Санкт-Петербурге и золотая - за выставку в Париже в память 100-летия литографии2.

Об уровне печати свидетельствует размещенный в Товариществе Министерством Императорского двора заказ на все виды печатных работ для празднеств Священного Коронования их величеств Николая II Александровича и Александры Федоровны. Объявления, меню, афиши, календари, пригласительные билеты, подарочные альбомы и книги с репродукциями рисунков братьев В.М. и А.М. Васнецовых, А.П. Рябушкина, А.Я. Головина, С.И. Ягужинского и др. - все было исполнено на высочайшем полиграфическом уровне.

Автором технических решений поставленных сложных полиграфических задач стал инженер-изобретатель, соработник А. А. Левенсона Сергей Степанович Ермолаев. В качестве примера образцов выпущенных коронационных и посткоронационных материалов могут служить «Меню обеда по случаю коронации Николая II в Москве 19 мая 1896 года» по рисунку А.Н. Бенуа, «Дни священного коронования»3 и «Народный праздник по случаю священного коронования их императорских величеств государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Феодоровны» с описанием увеселений на празднике.

В 1896 г. за исполненные работы Товарищество удостоили звания «поставщика Двора его величества»4.

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже золотой медалью отметили выставленные типо-литографские работы Товарищества. Также золотую медаль присудили управляющему мастерскими Товарищества, серебряную - управляющему литографией и бронзовую - его помощнику. Среди награжденных были С. С. Ермолаев и В. В. Видеман, разработавшие новые способы цветной печати.

В самом конце XIX в. правление Товарищества приняло решение о приобретении участка в центральной части Москвы для строительства здания

1 Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон. С. 5.
2 Там же.
3 Дни священного коронования [императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны]. [М.], 1896. 34 вып.
4 Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон. С. 5.

под типографию и ее мастерских. И в 1900 г. Скоропечатня начала работать на новом месте, в Трехпрудном переулке. Этот переезд положил начало третьему, завершающему этапу ее деятельности.

Рекламный лист Товарищества А.А. Левенсон. 1905 г.

За последовавшие 17 лет работы Товарищество дало жизнь уникальным книгам, созданным по заказу МПРМ.

Начало тесному сотрудничеству Скоропечатни А. А. Левенсона и МПРМ, как и в случае с типографией Лисснера, положила подготовка к его 50-летнему юбилею.

Незадолго до празднуемой даты поступил заказ на изготовление факсимиле Архангельского евангелия 1092 года. Его исполнение и было оценено как «беспримерное не только в отечественной, но и в мировой полиграфии» [86, с. 8]. Беспримерность и беспрецедентность этого издания заключалась в том, что это было первое в мировой истории в полном смысле слова факсимиле, а не репринт. Оно максимально точно воспроизводило книжный памятник XI века в том виде, в котором он дошел до нас. Для этого воспроизвели не только графику письма со всеми ее особенностями, инициалы и заставки, но и подобрали бумагу, похожую на пергамен низкого качества, в которой в соответствующих местах проделали дыры и подделали все дефекты пергамена -помарки от чернил, воска и от загрязнений. Воспроизвели и древний переплет книги, и способ переплетения. Все стремления издателей «были направлены к тому, чтобы издание для палеографического и любого другого научного изучения вполне заменило подлинник» [87, с. 63].

Увидевшее свет в 1912 г. стараниями сотрудников Румянцевского музея и Товарищества Скоропечатни факсимиле обеспечило «целость и сохранность» [87, с. 63] уникальной рукописи, являющейся памятником мирового значения. В настоящее время это издание также является памятником, но уже книгопечатной культуры, и служит образцом издательской работы с памятниками древнерусской книжности.

Сотрудничество с Румянцевским музеем продолжилось еще одним изданием к его 50-летию: «Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Исторический очерк»1, которое украсили репродукции с иллюминированных рукописей и титульных страниц древнерусских книг.

Огромный объем издательско-типографской работы выполнялся в Ско-ропечатне в 1912-1915 гг. в связи с 300-летием Дома Романовых. Как и в коронационные дни, в мастерских типографии выполняли меню высочайших обедов, пригласительные билеты, афиши, объявления, отчеты. Но помимо листовой высокохудожественной продукции по рисункам В.М. Васнецова, Б.В. Зворыкина, Е.М. Бём, С.И. Ягужинского, С.И. Вашкова и др. издательство подготовило и выпустило целый ряд уникальных книг: «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» Д.В. Цветаева (1913), каталог юбилейной выставки «Собрание памятников церковной старины в ознаменование Трехсотлетия царствования Дома Романовых» (1913), «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (1913), «Московский патерик» (1912), «Верноподданническая грамота и ларец, поднесенные его императорскому величеству государю императору Николаю Александровичу российским дворянством...» (1914) и история строительства Федоровского государева собора в Царском селе (1915).

Особым вниманием современных книголюбов и антикваров пользуется «Летописный и лицевой изборник дома Романовых», который печатался как очень дорогое подарочное издание. Над ним вмесе с мастерами-типографами работали представители лучших научных и художественных сил России, известные церковные иерархи, ученые и художники. Здесь стоит назвать художников И.Я. Билибина, Н.К. Рериха, С.В. Малютина, М.В. Нестерова, Б.В. Зворыкина, фотографа С.М. Прокудина-Горского [88]. Издательскими работами руководил вышеупомянутый С.С. Ермолаев.

Печать в 6, 9, 16 и 32 краски, использование методов цветной фотоцинкографии и хромолитографии на толстой дорогостоящей бумаге, многочисленные цветные иллюстрации, схемы, графики, таблицы, точное воспроизведение памятников старины, роскошный переплет, узорные печатные форзацы, правильно подобранные и специально разработанные шрифты - все это создало особый образ книги. Современники оценили издание как «шедевр типографского искусства».

1 Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Исторический очерк. М., 1913. 198 с.

Как москвич А. А. Левенсон много внимания в своих издательских программах уделял родному городу, выпуская путеводители, книги по его истории. Одним из лучших подарочных изданий стал роскошный альбом «Москва: Ее историческое прошлое и настоящее»1, увидевший свет в 1912 г.

В 1911 и 1914 г. «Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон» приняло участие в Международных выставках печатного дела и графики в Лейпциге. К выставке 1914 г. руководство типографии выпустило красочный рекламный каталог. Помимо краткого очерка деятельности фирмы в нем представили аннотированный перечень 50 различных высокохудожественных изданий, осуществленных типографией за предшествовавшие 2 года. По мнению книговеда Л.И. Юниверга, именно Лейпцигская выставка 1914 г. «послужила хорошим стимулом для развития искусства книги в России. Одним из характерных факторов этого процесса явилось создание в Москве "Общества изящной книги"» [89, с. 236].

К 1913 г. Товарищество выпустило продукции на 1,35 млн рублей.

А. А. Левенсон стал одним из организаторов «дела русской художественной печати» и стал тем самым издателем, который «поставил себе цель служить развитию в России дела художественной печати»2.

А.А. Левенсон любил русский театр. Не случайно В. А. Гиляровский охарактеризовал его деятельность как «арендатора афиш и изданий казенных театров» [4, с. 361]. Действительно, афиши спектаклей Московских театров печатались в Скоропечатне до революционного 1917 г.

А.А. Левенсон был поклонником таланта выдающейся русской актрисы Марии Гавриловны Савиной (1854-1915). Он вел в Москве переговоры о киносъемках трех спектаклей с ее участием3.

Хорошо зная печатную продукцию друг друга, уважая качественный уровень и специализацию полиграфических работ, их особенности, нередко издательство Лисснера и Скоропечатня А. А. Левенсона размещали заказы друг у друга.

В 1917 г. типографию приобрел Земгор (Главный по снабжению армии комитет Всероссийского земского и городского союзов). Этот факт свидетельствует о том, что ко времени Февральской революции А. А. Левенсон мог покинуть Москву. Какие-либо данные о его жизни в период 1915-1917 гг. отсутствуют. Сведения о годе кончины книгопечатника содержатся в комментариях к переписке Л. Андреева с М. Горьким. Там указан 1922-й г. [72, с. 226].

После Октябрьской революции здание и саму типографию национализировали и преобразовали в 16-ю государственную типографию треста Мо-сполиграф Московского совета народного хозяйства, в 1924 г. ликвидировали.

1 Москва. Moscou. Moskau: Ее историческое прошло и настоящее. М., 1912. 94 с.
2 Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон... С. 5-7.
3 РГАЛИ. Ф. 853 (М.Г. Савина). Оп. 2. Ед. хр. 760.

Выводы

Анализ деятельности двух московских книгопечатников иностранного (немецкого) происхождения Э.-К.А. Лисснера и А.А. Левенсона, чьи предки приехали в Россию из Австрии и Германии в начале XIX в., показал, что они стали одними из ярчайших деятелей России в области издательского дела. Начав с нуля, они смогли создать уникальные типографии, в которых можно было выпускать многоцветную изопродукцию, фототипические таблицы, совершенствовать цинкографию, хромолитографию и цветную фотоцинкографию. Для выполнения этих работ они привлекли специалистов, способных разрабатывать и претворять в жизнь новые способы печати. Одним из них стал С. С. Ермолаев. С обеими книгопечатнями сотрудничали лучшие художники России, помогая воплощать идеи издания качественной полиграфической продукции, способствующей эстетическому воспитанию читателя. С обоими издательствами сотрудничал Московский публичный и Румянцев-ский музеи, доверяя выполнение самых ответственных заказов, связанных с изданием памятников древнерусской письменности, трудов сотрудников музеев и их подразделений, юбилейных книг.

© Аксенова Г.В., 2017

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Литература

[1] Владимиров П.В. Начало славянского и русского книгопечатания в XV и XVI вв. Киев: тип. Н. Пилющенко и К°, 1894.

[2] Немировский Е.Л. Книги кирилловской печати: каталог. М.: Пашков дом, 2009.

[3] Немировский Е.Л. Славянские издания Кирилловского (церковнославянского) шрифта: инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. М.: Знак, 2009.

[4] Каратаев И.П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730. СПб.: в типографии Императорской Академии Наук, 1861.

[5] 400 лет русского книгопечатания. М.: Наука, 1964. Т. 1.

[6] Немировский Е.Л. Мир книги: С древнейших времен до нач. XX в. М.: Книга, 1986.

[7] Немировский Е.Л. Славянское книгопечатание кирилловским шрифтом в XV-XVI веках. М.: Наука, 1995.

[8] Немировский Е.Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV - начала XVII века. М.: Наука, 2003.

[9] Владимиров П.В. Доктор Франциск Скорина: его переводы, печатные издания и язык. СПб.: Тип. Императорской акад. наук, 1888.

[10] Владимировас Л.И. Франциск Скорина - первопечатник вильнюсский. Вильнюс: Мокслас, 1975.

[11] Немировский Е.Л. Начало книгопечатания в Белоруссии и Литве; Жизнь и деятельность Франциска Скорины: Описание изд. и указ. лит., 1517-1977. М.: ГБЛ, 1978.

[12] Подокшин С.А. Франциск Скорина. М.: Мысль, 1981.

[13] Лабынцев Ю.А. Скорининский календарь: [К 500-летию со дня рождения белорус. просветителя Франциска Скорины]. Минск: Мастац. лгг., 1988.

[14] Франциск Скорина: Сборник документов и материалов / Сост. В.И. Дорошкевич, Е.Л. Немировский]. Минск: НАВУКА I ТЭХН1КА, 1988.

[15] Симонии П.К. Книжная торговля в Москве XVIII-XIX столетий. Л.: Ленингр. о-во библиофилов, 1927.

[16] Муратов Н.В. Книжное дело в России в ХК и ХХ вв. Очерк истории книгоиздательства и книготорговли 1800-1917 гг. М.; Л.: Огиз. Гос. соц.-экон. изд-во, 1931.

[17] Баренбаум И.Е. История книги. М.: Книга, 1984.

[18] КуфаевМ.Н. История русской книги в XIX веке. М.: Пашков дом, 2003.

[19] Баренбаум И.Е. Книжный Петербург: Три века истории: Очерки издательского дела и книжной торговли. СПб.: КультИнформПресс, 2003.

[20] Динерштейн Е.А. Российское книгоиздание (конец XVIII-XX в.). М.: Наука, 2004.

[21] Лисовский Н.М. Собирание и разработка статистических сведений о книгоиздательстве и периодической печати в России. СПб.: «Влад.» паровая типо-лит., 1896.

[22] Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России / Под ред. В.И. Покровского. СПб.: Деп. таможенных сборов (типо-лит. М.П. Фроловой), 1902.

[23] Симонии П. К. Материалы к истории русской книжной торговли. СПб.: ред. журн. Книжная биржа, 1906. Вып. 1.

[24] МузиЛ.С., ЛеманВ.В. Книгоиздательства в России за 1908-1924 гг.: Статистические данные // Красная печать. 1926. № 17-18. C. 46-58.

[25] СокуроваМ.В. Общие библиографии русских книг гражданской печати. 1708-1955: Аннотированный указатель. / Под ред. и со вступ. статьей проф. П.Н. Беркова. Л.: [б. и.], 1956.

[26] Шомракова И.А., Баренбаум И.Е. Всеобщая история книги: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Профессия, 2008.

[27] Свиченская М.К. Частное книгоиздание Москвы и Санкт-Петербурга: История, современное состояние, перспективы развития. Praha: Research support scheme, 2000.

[28] Либрович С.Ф. История книги в России. СПб.; М.: Товарищество М.О. Вольф, 1914.

[29] Муратов М.В. Книжное дело в России в XIX и XX веках: Очерк истории книгоиздательства и книготорговли 1800-1917 годы. М.;Л.: Соцэкгиз, 1931.

[30] Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Л.: Начатки знаний, 1924.

[31] Куфаев М.Н. Библиофилия и библиомания: психофизиология библиофильства. Л.: Изд. автора, 1927.

[32] Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке. Л.: Начатки знаний, 1927.

[33] Адарюков В.Я., Сидоров А.А. Книга в России. М.: Гос. изд-во, 1924-1925.

[34] Русская книга девятнадцато?

ИСТОРИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ А.А. ЛЕ-ВЕНСОН Э.А. ЛИССНЕР ИЗДАТЕЛИ РУССКАЯ КУЛЬТУРА history of publishing book culture of russia printing a. a. levenson
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты