Спросить
Войти

Строительство внутренних войск МВД России в новых условиях (1991-2006) (историко-педагогический аспект)

Автор: указан в статье

7. Дмитриев, И. А. Земское самоуправление на территории Чувашии в 1890 - 1914 гг. : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / И. А. Дмитриев. - М., 2006. -245 с.

8. Изоркин, А. В. Ядрин. Исторический очерк / А. В. Изоркин. - Чебоксары : Калем, 2003. - 232 с.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Издательство Государственной Думы, 2002. - 114 с.
10. Караваев, В. Ф. Земские сметы и раскладки (Исторический очерк развития земских бюджетов) / В. Ф. Караваев // Юбилейный земский сборник. -СПб. : Изд-во тов-ва О. Н. Поповой, 1914. - С. 153 - 179.
11. Народная школа. Руководства для учащих в начальных училищах. - Казань : Изд-во губ. правления, 1907. -274 с.
12. Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащие сельских школ. - Казань : Изд-во губ. правления, 1907. - 128 с.
13. Обухов, А. М. Ближайшие практические вопросы народного образования / А. М. Обухов. - М. : Некрасов, 1910. - 132 с.
14. Отчет о действиях Ядринской уездной земской управы за время с 1 июля 1904 г. по 1 июля 1905 г. - Козмодемьянск : Изд-во Г. Г1. Зубкова. 122 с.
15. Чарнолусский В. В. Земство и народное образование / В. В. Чарнолус-ский. - СПб. : Изд-во тов-ва «Знание», 1910. - 345 с.
16. Яковлев, И. Я. Моя жизнь: Воспоминания. / И. Я. Яковлев. - М. : Республика, 1997. - 596 с.

УДК 182.01:78.1

С. В. Бунин

СТРОИТЕЛЬСТВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ (1991-2006) (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Понимать, что происходит с внутренними войсками сейчас, нельзя без знания предшествующих фактов, причем не только непосредственно предшествующих, но и более отдаленных событий, наложивших сквозь толщу времени свой отпечаток на современность.

В последние годы сложилось убеждение в том, что осмысление истории внутренних войск важно для всех, кому их судьба небезразлична.

Деятельность войск МВД долго оставалась закрытой для широкой публики из-за специфических задач, выполняемых ими.

Становление внутренних войск современной России предполагает использование опыта, накопленного предыдущими поколениями воинов правопорядка. Приобщение к истории крайне необходимо. Именно в историческом опыте, в традициях, можно найти те точки опоры, которые будут

способствовать укреплению авторитета войск. В условиях, когда идет сложный процесс становления российской государственности, осуществляется возрождение боеспособности Вооруженных сил, в том числе и внутренних войск, воспитание историей может послужить одной из нравственных опор для защитников Отечества.

Несмотря на то, что внутренние войска, выполняя государственные задачи и специальные задания, всегда были на острие внутриполитических событий, автором сделано все возможное для того, чтобы уйти от идеологических штампов прошлого и новомодных взглядов на отечественную историю.

История внутренних войск, насыщенная яркими и порой трагическими страницами, дает конкретное представление о живой связи времен, позволяет оценить значение настоящего и попытаться увидеть перспективу их развития в будущем. Диалог с прошлым превращается в поиск жизненных ценностей, в обретение военнослужащими войск социально значимых ориентиров и приоритетов.

Важно взять за основу, использовать то, что накоплено и проверено многолетней служебно-боевой деятельностью.

Начало 90-х ознаменовалось бурными политическими событиями. Союзные республики одна за другой объявляли о своем суверенитете и независимости. 12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации.

Запущенный центробежными силами маховик продолжал набирать обороты. И в декабре 1991 г. Президент РСФСР Б. Ельцин, Президент УССР Л. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С. Шушкевич на своей встрече в Беловежской Пуще объявили об упразднении СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Крушение Советского Союза Президент России В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ в 2005 г. назвал геополитической катастрофой глобального масштаба.

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. Но еще раньше, 20 октября 1991 г., Президент РСФСР Б. Ельцин подписал указ, согласно которому объединения, соединения, части и военные училища внутренних войск МВД СССР, дислоцировавшиеся на территории РСФСР, со всем личным составом, органами управления, табельным вооружением, боевой и специальной техникой, фондами и бюджетными ассигнованиями перешли под юрисдикцию РСФСР с подчинением их Министерству внутренних дел России.

Однако нового органа управления войсками создано не было. Ими по-прежнему руководило ГУКВВ МВД СССР во главе с командующим генерал-лейтенантом В. Н. Савиным, который сменил на этом посту в сентябре 1991 г. генерал-полковника Ю. В. Шаталина. И только в феврале 1992 г. был

утвержден штат Главного управления командующего внутренними войсками (ГУКВВ) МВД России.

Подразделения и части войск продолжали выполнять свои традиционные задачи: участвовали в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охраняли важные государственные объекты и специальные грузы; исправительно-трудовые учреждения; осуществляли конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу. Правда, горячие точки остались для войск лишь в пределах России.

Миротворческие операции внутренних войск ограничиваются Северо-кавказским регионом - Северной Осетией, Ингушетией, Чечней, Дагестаном.

Осенью 1992 г. резко обострилась обстановка в зоне осетино-ингушского конфликта, особенно в Пригородном районе Северной Осетии. Участились столкновения на межнациональной почве, грабежи, убийства, вооруженные нападения с целыо захвата оружия на военнослужащих, работников милиции, войсковые караулы, оружейные склады.

31 октября 1992 г. большая группа боевиков, прикрываясь толпой женщин и детей, напала с целью захвата оружия на учебный центр Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени С. М. Кирова внутренних войск.

Группа защиты учебного центра, в которую входили вместе с другими курсанты Д. Базаров и А. Тептяев, сохраняя выдержку и самообладание, принимала все меры для сдерживания боевиков. Предупредительным огнем из автоматов группа сумела остановить на некоторое время нападавших, но бандиты охватили группу прикрытия с флангов и открыли по ней перекрестный огонь. Д. Базаров и А. Тептяев оказались в самом уязвимом месте. Несмотря на это, они держались до последней возможности и пали смертью храбрых.

Дмитрий Базаров и Аркадий Тептяев награждены посмертно орденом «За личное мужество», навечно зачислены в списки 2-го батальона Владикавказского ВВККУ.

В районах чрезвычайного положения личный состав внутренних войск нес службу по охране порядка, обеспечивал общественную безопасность. Войсковым нарядам не раз приходилось вступать в схватки с правонарушителями, отбивать вооруженные нападения бандитов. При этом военнослужащие действовали, как правило, самоотверженно.

Группа боевиков 1 ноября 1992 г. совершила нападение на КПП в районе г, Моздока, на котором нес службу личный состав одного из полков ОМС-ДОН. Бандитам не помогла внезапность нападения. Они получили решительный отпор. Смело действовал заместитель командира взвода старший сержант И. Мартынюк. Будучи отрезанным от своих, он один вел борьбу с несколькими боевиками. Был тяжело ранен, но не вышел из боя.

За образцовое выполнение воинского долга, отвагу и мужество Игорь Мартынюк был награжден орденом «За личное мужество».

23 декабря 1992 г. Указом Президента Российской Федерации командующим внутренними войсками в ранге заместителя министра внутренних дел РФ был назначен генерал-майор А. С. Куликов.

В сентябре - октябре 1993 г. в Москве начались массовые беспорядки, переросшие 3^4 октября в вооруженные столкновения у здания московской мэрии, телецентра «Останкино», Дома Советов. В город были введены части Российской армии.

В этой сложной обстановке силы внутренних войск обеспечивали общественный порядок и безопасность населения, проявляя при этом высокую организованность, строгое соблюдение законности.

Важное событие в жизни внутренних войск произошло в марте 1996 года.

19 марта Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписал Указ об установлении Дня внутренних войск.

Издание указа, приуроченное к 185-й годовщине внутренней стражи России, с одобрением было встречено личным составом и ветеранами войск. Установление Дня внутренних войск укрепляло их авторитет среди населения, способствовало повышению гордости военнослужащих за службу в войсках, их служебно-боевой активности. В подразделениях и частях состоялись торжественные мероприятия, посвященные Дню внутренних войск и их 185-й годовщине.

В середине 90-х годов прошлого столетия началось реформирование внутренних войск с целью придания им организационной структуры, вооружения и технической оснащенности, позволяющей наиболее успешно решать возложенные на них задачи в новых условиях. Эти задачи определены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», принятым Государственной думой РФ 25 декабря

1996 г.

Законом на внутренние войска были возложены следующие задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- участие в территориальной обороне Российской Федерации;

- оказание содействия Пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации.

Законом запрещалось привлекать части внутренних войск для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера.

Реформирование войск осуществлялось поэтапно.

На первом из них (1996-2000 г.) знаковым явилось освобождение войск

от службы по охране исправительно-трудовых учреждений. В 1996 г. была в основном завершена передача охраны ИТУ органам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России. Это было отражено в Законе о внутренних войсках от 6 февраля 1997 г.

Согласно Указу Президента России от 17 сентября 1998 г. «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск МВД Российской Федерации», служба конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, была передана в срок до 1 января 1999 г. соответствующим подразделениям уго-ловно-исполнительной системы. В связи с этим численность войск была сокращена на 54 тыс. человек.

В составе войск систематически повышался удельный вес соединений и частей оперативного назначения. Ныне на них приходится около 60 процентов всей численности войск. Подверглись реформированию и сами соединения и части. Начался переход от дивизионно-полковой к бригаднобатальонной структуре. Создание в оперативных дивизиях батальонов материального обеспечения, а в бригадах - соответствующих рот положительно сказалось на материальном обеспечении частей и подразделений.

Таким образом, с учетом развития авиации внутренних войск соединения и части оперативного назначения стали более мобильными, способными в кратчайшие сроки выдвинуться в указанные районы и действовать самостоятельно, в автономном режиме.

Реформирование коснулось и специальных моторизованных частей. В связи со сложной криминогенной обстановкой в ряде регионов, ростом во многих городах уличной преступности, проявлений хулиганства были укрупнены некоторые СМВЧ. Ряд батальонов развернут в полки, другие стали ротного состава, сформированы новые батальоны. Существенно расширены права патрульных нарядов при несении службы по охране общественного порядка. В соответствии с законом они получили право составлять протоколы об административных нарушениях, осуществлять задержание лиц, совершивших правонарушение.

Реформировались соединения и части по охране важных государственных объектов и специальных грузов. В связи с конверсией ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса, переходом их на выпуск продукции широкого потребления с них была снята войсковая охрана. Вместе с тем, учитывая рост опасности диверсий, особенно техногенного терроризма, приняты дополнительные меры по обеспечению надежной безопасности объектов ядерно-энергетического комплекса.

Произошла реорганизация некоторых частей по охране объектов на коммуникациях, вызванная передачей ряда искусственных железнодорожных сооружений под охрану военизированным формированиям.

Существенному реформированию подверглись военно-учебные заведения внутренних войск. Высшие военные командные училища в Саратове, Новосибирске, Владикавказе, Пермское высшее военное училище (по под-

готовке специалистов служб тыла), факультет подготовки кадров для внутренних войск при Санкт-Петербургском университете МВД России преобразованы в военные институты. Срок обучения во всех вузах увеличен с 4 до 5 лет. Обучение стало осуществляться по новым программам. Курсанты получают основательную правовую подготовку и по окончании учебы диплом юриста. В Пермском военном институте - диплом инженера-меха-ника, инженера-технолога.

Важной чертой реформирования войск являлся постепенный переход на комплектование подразделений и частей военнослужащими по контракту.

Подверглись реорганизации органы управления внутренними войсками. В феврале 1997 г. была учреждена должность главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ. На эту должность в ранге заместителя министра внутренних дел РФ был назначен генерал-полковник Л. П. Шевцов. В июле 1997 г. Главное управление командующего внутренними войсками преобразовано в Главное командование внутренних войск. Численность его аппарата была сокращена.

В ходе реформирования войск большое внимание уделяется совершенствованию обучения и воспитания всех категорий военнослужащих. Разработаны и внедряются новые программы обучения. Основной принцип боевой подготовки - учить бойцов и командиров, подразделения и части умелым и решительным действиям в конкретных ситуациях. По-прежнему неослабное внимание уделяется морально-психологической закалке воинов.

9 мая 1998 г. главнокомандующим внутренними войсками назначен генерал-лейтенант П. Т. Маслов.

Второй этап реформирования внутренних войск охватывал период с 2000 по 2005 г. Определяющими мероприятиями в нем были:

- передача войсками охраны объектов и сооружений на коммуникациях ведомственной охране Министерства путей сообщения;

- создание высокоэффективных сил специального назначения.

В служебно-боевой деятельности внутренних войск приоритетной стала правоохранительная функция. На завершающей стадии этого этапа реформирования войск началось формирование полков охраны правопорядка, имеющих в своем составе подразделения охраны правопорядка, оперативного назначения, спецназа, боевого, технического и тылового обеспечения.

В самом начале XXI в. 27 марта 2001 г. была торжественно отмечена 190-я годовщина внутренней стражи - внутренних войск МВД России. По этому случаю Президент РФ В. Путин направил военнослужащим и ветеранам внутренних войск приветствие, в котором, в частности, говорилось:

«Трудно переоценить ваш вклад в обеспечение законности и порядка, создание условий для стабильного развития общества. И яркий тому пример - выполнение воинского долга на Северном Кавказе, где военнослужащие в тяжелейших условиях демонстрируют высокий профессионализм и отличную выучку, проявляют самоотверженность и героизм».

В 2002 г. происходили существенные изменения в группировке внутренних войск на Северном Кавказе. Успешно шел процесс формирования 46-й отдельной бригады оперативного назначения, дислоцированной на территории Чечни на постоянной основе. С начала года бригада приступила к выполнению служебно-боевых задач в полном объеме.

Значимые события в истории внутренних войск произошли в начале 2002 г. 30 января Президент Российской Федерации подписал Указ «О Знамени внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации». Указом утверждались Положение о Знамени внутренних войск, его описание и рисунок. До этого внутренние войска Знамени не имели. 21 февраля 2002 г. Президент России В. Путин на Соборной площади Московского Кремля вручил Знамя внутренних войск МВД Российской Федерации главнокомандующему войсками генералу армии В. Тихомирову.

20 сентября 2002 г. повсеместно в органах внутренних дел и в частях внутренних войск было широко отмечено 200-летие Министерства внутренних дел России. Президент Российской Федерации В. Путин направил приветствие личному составу и ветеранам МВД России.

Юбилею МВД была посвящена научно-практическая конференция, состоявшаяся в Санкт-Петербурге. Учреждена памятная медаль «200 лет МВД России», которой награждены лица начальствующего состава органов внутренних дел, офицеры внутренних войск, служащие и ветераны МВД РФ.

Памятным событием в жизни войск явилось торжественное открытие 11 ноября 2002 г. мемориала, сооруженного в сквере напротив здания Глав-комата войск в память о погибших воинах внутренних войск. На открытии мемориала присутствовали Президент Российской Федерации В. Путин, руководители Правительства, Государственной думы, Министерства внутренних дел, Правительства г. Москвы, другие официальные лица, военнослужащие и ветераны внутренних войск, представители общественности, многочисленные журналисты.

В декабре 2002 года внутренними войсками от Министерства обороны были приняты 15 военных комендатур в равнинной части Чечни, а в 2005 году еще 4 комендатуры в ее горных районах. По организации и численности военная комендатура сопоставима с батальоном оперативного назначения. Подчиняются комендатуры командующему группировкой внутренних войск в Северо-Кавказском регионе.

Особое значение было придано изучению и обобщению опыта подготовки и проведения войсками боевых и специальных операций в Северо-Кавказском регионе. С этой целью в 2003 году был создан при Главкомате Центр оперативно-тактических исследований. Его аппаратом каждая спе-цоперация, боестолкновение войск с бандформированиями и группами подвергались всестороннему тщательному анализу. Выводы и наработки из него доводились до командиров и органов управления, помогали им осуществлять результативные операции при минимальных потерях или вовсе без них.

Вопросы управления воинскими частями нашли свое четкое изложение в «Общем положении о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденном приказом МВД РФ от 15 ноября 2003 г.

Совершенствование управления, его состояние и перспективы улучшения регулярно анализировались на оперативных сборах руководящего состава войск, проверялись и отрабатывались в ходе командно-штабных учений.

На совершенствование управления внутренними войсками направлено и утвержденное Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2005 г. «Положение об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Как отмечается в указе, это сделано целях совершенствования управления внутренними войсками и их взаимодействия с органами внутренних дел, Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач в области обороны и безопасности.

Положение предусматривает, что оперативно-территориальное объединение внутренних войск МВД России является основной военно-административной единицей внутренних войск. Исходя из объема, масштаба и важности выполняемых задач, а также численности личного состава, утверждено три вида оперативно-территориальных объединений: округ внутренних войск, региональное командование внутренних войск, региональное управление внутренних войск.

Реформирование войск в ближайшем периоде будет осуществляться согласно Плану строительства внутренних войск МВД РФ на 2006-2010 гг. Основные идеи реформирования состоят в том, чтобы унифицировать структуру воинских формирований по направлениям их служебно-боевой деятельности. Соединения и части должны выполнять задачи по своему основному предназначению. Если это соединение по охране важных государственных объектов, то оно, и должно этим заниматься и структурно состоять из соответствующих задаче частей и подразделений.

Реализация идей реформирования войск позволит придать им новый импульс в развитии, обусловит переход их в новое качественное состояние, позволяющее обеспечить внутреннюю безопасность государства.

Предполагается усилить временную оперативную группировку войск на Северном Кавказе, ввести в состав ряда частей подразделения огневой поддержки, вооруженные станковыми противотанковыми гранатометами.

С учетом складывающейся в Южном федеральном округе обстановки существующие в Северо-Кавказском округе внутренних войск бригады будут переформировываться в дивизии.

Возросший объем служебно-боевых задач правоохранительной направленности диктует необходимость перевооружения войск, оснащения их современной легкой полицейской техникой, нелетальными (несмертельными) средствами и специальным оружием.

Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 2004 г. главнокомандующим внутренними войсками МВД России назначен генерал-полковник Рогожкин Николай Евгеньевич.

В рассматриваемый период штаб, а с июля 1997 г. главный штаб внутренних войск возглавляли генералы: Маслов П. Т. (январь 1996 - январь

1997 г.), Максин Б. П. (январь 1997 - октябрь 2000 г.), Паньков М. А., Герой Российской Федерации (октябрь 2000 - апрель 2002 г.), Рогожкин Н. Е. (апрель 2002 - июль 2004 г.).

Выше названным Указом Президента Российской Федерации начальником главного штаба - первым заместителем главнокомандующего внутренними войсками был назначен генерал-майор Бунин Сергей Викторович.

В конце XX в., с началом так называемой перестройки значительно осложнилась криминогенная обстановка в СССР. А после разрушения Союза вал преступности захлестнул Россию и другие постсоветские страны. Возникли многочисленные группы организованной преступности, обычным явлением стали кровавые разборки соперничающих преступных группировок, убийства бизнесменов, похищения людей с целыо получения выкупа и другие тяжкие преступления. Причины этого носили социально-экономический характер. На ослаблении противодействия преступности сказался и развал правоохранительных органов, уход из них многих опытных профессионалов, отказ от привлечения общественности (народных дружин, комсомольских оперативных отрядов и др.) к охране правопорядка. Все это и привело к угрожающему росту криминала.

Министр внутренних дел России Б. Грызлов, выступая с докладом на научно-практической конференции, посвященной 200-летию МВД России, отметил, что органы внутренних дел работают ныне в обстановке «обвального роста преступности», что «в 90-е годы коррупция стала стилем жизни страны».

Принятые руководством страны, правоохранительными органами меры позволили несколько сбить темпы роста преступности, но остановить ее рост пока не удается. Так, в 2004 г. в России было зарегистрировано 2893,8 тыс. преступлений, что на 5 процентов больше, чем в 2003 г. А по тяжким преступлениям этот показатель значительно выше. Зарегистрировано больше: грабежей на 27 процентов, разбойных нападений на 13,9, краж на 11, изнасилований на 8,8.

Все это требует неотложного усиления борьбы с преступностью, повышения роли внутренних войск в службе по охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан. Не случайно среди задач внутренних войск, определенных законом, на первом месте стоит «участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации... в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения...»

После освобождения войск от охраны исправительно-трудовых учреждений и конвоирования лиц, заключенных под стражу, удельный вес службы по охране общественного порядка в общем объеме выполняемых войсками задач существенно вырос.

29 августа 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев подписал Указ «Об упразднении военно-политических органов Вооруженных Силах СССР, войсках КГБ СССР, внутренних войсках МВД СССР и железнодорожных войсках».

Тем самым была разрушена складывавшаяся десятилетиями система воспитательной работы в Вооруженных силах. Командиры в решении задач боевой службы, обучения и воспитания личного состава, укрепления воинской дисциплины лишились такой надежной опоры, каковой являлись по-литорганы, партийные и комсомольские организации. Было свернуто соцсоревнование, являвшееся сильным средством мобилизации воинских коллективов, военнослужащих на решение всех задач. В связи с упразднением должностей заместителей командиров по политчасти организация и ведение воспитательной работы в подразделениях и частях были возложены на заместителей командиров по работе с личным составом.

В марте 1992 г. в составе Главного управления командующего внутренним войсками было создано управление по работе с личным составом. В объединениях, соединениях и частях образованы соответствующие отделы, отделения, группы. Новые воспитательные структуры в своей работе столкнулись с немалыми трудностями, целым рядом проблем.

После разрушения Советского Союза в России да и в других бывших республиках СССР круто изменилась политическая и экономическая обстановка. Переход к рыночной экономике, либерализация цен, приватизация госсобственности привели к существенному падению производства, возникновению безработицы, резкому снижению жизненного уровня большинства населения, в том числе семей военнослужащих.

Кризисные явления в экономике повлекли за собой снижение уровня финансирования потребностей войск и как следствие - ухудшение их материально-технического обеспечения. Все это, а также огульное охаивание средствами массовой информации армии и внутренних войск отрицательно сказалось на их состоянии. Заметно упал престиж военной службы. Во многих частях войск образовался некомплект личного состава, возросла служебная нагрузка, стали далеко не единичными случаи увольнения из войск офицеров по собственному желанию.

В этих непростых условиях шел поиск новых форм и методов обеспечения служебно-боевой деятельности частей и подразделений, социальной защиты военнослужащих, организации воспитательной работы.

На смену политическому пришло морально-психологическое обеспечение (МПО) боевой и служебной деятельности частей, подразделений, личного состава войск. Основополагающей в МПО является целенап-

равленная воспитательная работа со всеми категориями личного состава, укрепление воинской дисциплины.

Важная роль в МПО отводится социально-психологической работе по подготовке подразделений, войсковых нарядов, военнослужащих к выполнению служебных, боевых и других специальных задач, их психологической устойчивости в критических ситуациях, по снятию эмоциональной напряженности с личного состава после выполнения этих задач.

Отношение военнослужащих к выполнению своих служебных обязанностей в новых условиях в значительной степени определялось материально-бытовыми условиями, уровнем социальной и правовой защищенности. Последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов воспринимались людьми наиболее болезненно. Поэтому еще одним направлением МПО стала социально-правовая (военно-социальная) работа.

Происходящие в мире и стране события свидетельствовали о возрастающей роли информации в деятельности каждого человека и общества в целом. Внутренние войска сталкивались с теми же проблемами, что и общество. Поэтому наряду с решением концептуальных оперативных, материальных, кадровых и других вопросов немаловажное значение: было отведено информационной работе. Это направление деятельности органов военного управления в современных условиях явилось еще одной частью МПО.

Другой составляющей МПО стала культурно-досуговая работа. Корректные взаимоотношения с людьми, умение познавать прекрасное и культура отдыха - одна из значимых целей, достижение которой помогает улучшить морально-нравственную атмосферу в воинских частях и подразделениях.

Все эти направления морально-психологического обеспечения обозначились не сразу. Процесс поиска нужных и эффективных форм и методов воздействия на личный состав был долгим и трудным.

Несмотря на сложную обстановку 90-х годов XX столетия, воспитательные структуры войск принимали необходимые меры к улучшению работы с личным составом, поддержанию воинской дисциплины на необходимом уровне.

Вопросы организации работы с военнослужащими регулярно рассматривались на заседаниях военного совета войск, в округах, соединениях и частях. Был издан ряд приказов и директив главнокомандующего войсками по проблемам воспитания, укрепления правопорядка. Среди них: «О совершенствовании воспитательной работы во внутренних войсках МВД России», «О совершенствовании практики индивидуальной воспитательной работы во внутренних войсках МВД России», «Об усилении борьбы с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими во внутренних войсках МВД России», «О совершенствовании государствен-

но-патриотического и военного воспитания военнослужащих внутренних войск МВД РФ» и другие.

В это непростое время заместитель командующего, а затем главнокомандующего внутренними войсками генерал-лейтенант С. Ф. Кавун в течение боле десяти лет умело формировал воспитательные структуры войск, направлял их усилия на решение возложенных на войска задач. При его активном участии была проведена подготовительная работа по установлению Дня внутренних войск, возрос авторитет войск.

Эффективность морально-психологического обеспечения работы офице-ров-воспитателей прошла проверку в ходе 1-й и 2-й чеченских кампаний. Они активно проводили индивидуальную и воспитательную работу, заботились о быте воинов, а иногда и просто сохраняли жизни своих подчиненных, лично возглавляя подразделения и части в критических ситуациях.

С середины 90-х годов структура органов по работе с личным составом начинает совершенствоваться. В декабре 1997 г. во внутренних войсках создается социально-психологическая служба. В составе управления воспитательной работы появляется отделение социально-правовой работы. При участии офицеров отделения в войсках начинают издаваться сборники документов и методические пособия по правовой защите военнослужащих внутренних войск и членов их семей.

На основе изучения действий командного и всего личного состава войск в боевых операциях на территории Северо-Кавказского региона офицера-ми-воспитателями разрабатывались методические рекомендации, вносились конкретные предложения по совершенствованию морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности. В части направлялись обзоры, пособия, рекомендации по вопросам воспитания военнослужащих, сплочения воинских коллективов, психологической закалки личного состава.

Приказом главнокомандующего внутренними войсками в декабре 1998 г. утверждена программа эксперимента по созданию телефонной «горячей линии» ГКВВ МВД России, которая неофициально действовала с января 1995 г. «Горячая линия» и в настоящее время позволяет оперативно реагировать на запросы и пожелания граждан и военнослужащих войск.

В ноябре 1999 г. в результате организационно-штатных мероприятий должность заместителя главнокомандующего внутренними войсками - начальника управления по работе с личным составом ГКВВ ВВ МВД РФ сокращена. Введены должности заместителя главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ и начальника управления по воспитательной работе ГКВВ МВД РФ. Управление возглавил генерал-майор П. Т. Лысиков. Обладая богатым опытом организации работы с личным составом, он умело направлял усилия коллектива управления, воспитательных структур округов и соединений на формирование у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, совершенствование морально-психологического обеспечения

служебно-боевой деятельности частей и подразделений войск. Именно при нем были созданы: социально-психологичес-кая служба, отделение социально-правовой работы, «горячая линия», что привело к дальнейшему улучшению качества воспитательной работы и укреплению воинской дисциплины.

В 90-е годы XX в. для улучшения бытовых условий и досуга личного состава появляется такая форма деятельности, как работа с фондами и благотворительными организациями. В условиях несистематического финансирования и слабого тылового обеспечения офицеры-воспитатели вынуждены были обращаться за материальной помощью, чтобы хоть чем-то облегчить условия службы личного состава. Наиболее активно помогали и помогают войскам: благотворительный фонд «Забота» и ОНВФ.

В духовно-нравственном воспитании военнослужащих все более активное участие принимает Русская православная церковь. Устанавливается взаимодействие с Церковью не только высших органов управления войсками, но и на уровне частей. Ныне на территории ряда военных городков сооружены православные часовни.

В целях своевременного и объективного информирования общественности о деятельности Главного командования внутренних войск МВД России и важнейших событиях в жизни войск в августе 1996 года было образовано пресс-бюро ГКВВ МВД России. На него была возложена задача по организации информационного обеспечения служебно-боевой деятельности, поддержанию через средства массовой информации престижа войск и достижению понимания общественностью их государственной важности в правоохранительной системе России.

Для повышения эффективности информационного обеспечения служеб-но-боевой деятельности в 2005 г. был создан официальный интернет-сайт войск (www.yvmvd.ru). В 2006 г., учитывая важность задачи по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения служебнобоевой деятельности, в Главном командовании и округах внутренних войск МВД России образованы информационные советы.

Возрастающий интерес общества к деятельности войск подтверждается количеством публикаций о внутренних войсках в центральных и региональных СМИ: в 2003 г. - 540, в 2004 г. - более 700, а в 2005 г. - 930. Только в 2005 г. в воинских частях и подразделениях войск побывало более 1,5 тысячи журналистов.

На посту заместителя главнокомандующего внутренними войсками генерал-лейтенанта С. Ф. Кавуна сменил в 2003 г. генерал-майор (затем генерал-лейтенант) С. С. Топчий. Он привнес в практику воспитательной и кадровой работы немало ценного, взятого непосредственно из жизни офицерского состава, воинских коллективов, их служебной и боевой деятельности.

Существенно изменились содержание, характер воспитательной рабо-

ты. В ней отчетливо просматривается интерес к прошлому России и внутренних войск. Это заметно и в тематике занятий по общественно-государственной подготовке, и в печатных публикациях, и в наглядной агитации в военных городках, в клубах, комнатах информирования и досуга.

В марте 2005 г. управление по воспитательной работе ГКВВ МВД РФ реформировано в управление по работе с личным составом ГКВВ МВД РФ. На должность начальника управления в ноябре 2004 г. назначен полковник С. В. Бубенчиков, которому в феврале 2006 г. присвоено звание генерал-майора.

В настоящее время управление организационно состоит из трех отделов и самостоятельного отделения: 1-й - отдел воинской дисциплины и социально-психологической работы; 2-й - отдел воспитательной работы; 3-й -отдел культурно-досуговой работы и информационного обеспечения; отделение военно-социальной работы.

Арсенал форм и методов воспитательной работы внутренние войска МВД России сохранили в основном от войск Союза ССР. Это - занятия п?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты