Спросить
Войти

ИСТОРИЯ БОРЬБЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ (ОФИЦИАЛЬНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ) В РОССИИ: ПРАВОСЛАВИЕ И МАРКСИЗМ

Автор: указан в статье

Б.В. Личман1, Л.Н. Мартюшов2

1 Уральский федеральный университет им. Первого президента РФ Б.Н. Ельцина, 620000, Екатеринбург, Российская Федерация
2 Уральский технический институт связи и информатики

(филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, 620000, Екатеринбург, Российская Федерация

ИСТОРИЯ БОРЬБЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ (ОФИЦИАЛЬНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ) В РОССИИ: ПРАВОСЛАВИЕ И МАРКСИЗМ

Аннотация. В России религиозная и антирелигиозная политика - не что иное, как противоборство двух противостоящих друг другу моноидеологий, спорящих за место единственной государственной идеологии - православия и марксизма. В статье показывается противостояние мировоззрений на государственном уровне. Рассматривается антирелигиозная политика Советского государства, анализируются основные ее этапы за весь период существования Советской власти.

B. Lichman1, L. Martyushov2

1 Ural Federal University named after the First President of the Russian Federation B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, 620000, Russian Federation
2 Ural Technical Institute of Communication and Informatics

(branch) of Siberian State University of Telecommunications and Informatics, Yekaterinburg, 620000, Russian Federation

HISTORY OF STATE IDEOLOGY (OFFICIAL WORLD VIEW) IN RUSSIA: ORTHODOXY AND MARXISM

Abstract. In Russia, religious and anti-religious policies are nothing more than the confrontation between two opposing monoidologys arguing for the place of the only state ideology - Orthodoxy and Marxism. The article shows opposition to world views at the state level. Anti-religious policy of the Soviet state is considered, its main stages are analyzed during the whole period of existence of the Soviet power.

ВВЕДЕНИЕ

Советская власть на протяжении всего своего существования ставила борьбу с религией в центр своей идеологической деятельности. Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашенным в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийными и государственными органами вплоть до 1988 г., когда произошла политическая и идеологическая либерализация режима.

Известно высказывание Ленина о борьбе с религией: «Мы должны бороться с религией. Это - азбука

всего материализма и, следовательно, марксизма» [4: 418]. Советским государством в 1920-1930-е гг. помимо пропаганды атеизма («научно-материалистического мировоззрения») осуществлялись и массовые аресты, преследование духовенства и религиозных проповедников.

Вплоть до 1939 г. политика ликвидации организованной религиозной жизни проводилась в административном порядке органами государственной власти, в частности НКВД.

Личман Б.В., МартюшовЛ.Н. ПРИЧИНЫ

АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В 1920-1930-е гг. борьба Советского государства с религией получила достаточно широкое освещение в литературе (см.: работы Д.А. Волкогонова, А.В. Бакунина, Д.В. Поспеловского и др.) Однако, в постсоветской историографии упор делался, в основном, на репрессии против церкви и верующих. Авторы не ставят задачей статьи оправдание антицерковной политики Советского правительства. Речь идет о выяснении причин репрессий против православной церкви, т.к. причины антирелигиозной политики Советского государства в литературе не получили должного освещения.

Во-первых, аналогичные репрессивные явления имели место практически во всех предшествующих революциях. В частности, в ходе Великой Французской революции католические храмы закрывались, священников принуждали к отречению от сана, глумились над христианскими святынями. Взамен католицизма пытались насадить «культ Разума». Не присягнувших священников высылали из страны, бросали в тюрьмы. Многие из них стали жертвами государственного террора или внесудебных расправ: лишь во время сентябрьских убийств 1792 г. в Париже линчеванию подверглось 225 представителей не присягнувшего духовенства. 30 тыс. французских священнослужителей вынужденно оказались в эмиграции.

Осенью 1793 г., чуть более года спустя, после провозглашения Французской республики, по стране прокатилась волна де христианизации, направленная теперь уже против конституционного духовенства. Революционные активисты громили церкви, устраивали в них карнавально обставленные празднества в честь «культа Разума», глумились над святыми реликвиями, заставляли священников и епископов вступать в брак или вовсе отрекаться от сана. Число таких отрекшихся достигло 22 тысяч [1].

Это вполне закономерное явление. Религия не что иное, как идеология Государственная идеология - это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Отсюда и преследования инакомыслящих, в той или иной степени зависящие от уровня развития демократии в данном обществе. Православие изначально было государственной идеологией в Российской империи. Вследствие этого именно против него и был направлен главный удар.

Во-вторых, христианство в России изначально было принято в византийском варианте, что в последствие привело к культурному отчуждению от Европы, утверждению иной модели исторического развития. В Раннее Средневековье Византия была единственной прямой соперницей Запада. Более того, она во многих отношениях опережала Запад. Отсюда и негативное отношение к Византии у большинства западных историков и у либеральных русских историков-западников. В отличие от Европы, где католическая церковь стояла выше светской власти, а римский папа мог предать короля анафеме, отлучить от церкви, освободить подданных

от присяги сюзерену, принцип, которым определялись отношения церкви и государства в Византийской империи, получил название симфонии Церкви и государства. Суть его - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходила от представителя государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не потому, чтобы власть его происходила от власти епископа. Симфония подразумевала духовный союз между государством и церковью, в котором обе стороны признают одного и того же Бога и преследуют одинаковые цели. Император считался образом Христа, а церковь - царством Божьим на земле. После падения Византийской Империи от Византии симфонию властей - земной и небесной - унаследовала Московская Русь

Положение коренным образом изменилось в правление Петра Великого. Петр отменил патриаршество и вместо него учредил церковную коллегию - Святейший Синод. Его члены не избирались церковью, а назначались императором, и сам император мог произвольно смещать их. Главой церкви объявлялся монарх, а управление церковью поручалось чиновникам, находившимся на государственной службе, и получавшим жалование. Контроль государства за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор. Члены Синода получали жалование, приносили присягу на верность царю. К концу XVIII в. огосударствление церкви, начатое Петром Великим, в основном завершилось: члены Синода и духовенство в целом были приравнены к государственным чиновникам.

Хотя остальные религии не запрещались, православие фактически стало официальной государственной идеологией, а православная церковь - опорой самодержавного государства, частью государственного аппарата. Официальным лозунгом стал лозунг «За Веру, Царя и Отечество». Таким образом, борьба с самодержавием невозможна была без борьбы с официальной церковью.

Февральская революция 1917 г. и последовавшие затем глубокие изменения во всем строе русской жизни не могли обойти стороной и православную церковь, получившую возможность созвать Поместный собор. Предстояло решить огромное множество вопросов, в том числе и касавшихся отношений с государством.

Поместный собор (1917-1918), собравшийся в Москве, не смог вывести православную церковь из того кризиса, в котором она оказалась. Однако главное решение Собор сумел принять, решившись на восстановление патриаршества. Первым Патриархом Московским и всея России в ноябре 1917 г. стал митрополит Московский Тихон (Белавин; 1865-1925).

Однако и после Собора православная церковь стала в оппозицию новой власти. Патриарх Тихон предал анафеме членов Советского правительства. Ленинский декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был охарактеризован им как «акт гонения на религию и церковь», хотя в этом декрете православная церковь всего лишь уравнивалась в правах с остальными религиозными объединениями,

существовавшими в стране, из государственной организации превращалась в частное общество, организованное на добровольных началах. Исходя из этого, Собор призвал верующих не останавливаться перед крайними мерами, вплоть до сопротивления властям. «Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание». Иными словами, речь шла не о гонениях на религию, а о сохранении привилегий православной церкви.

Наконец, в-третьих, нельзя не отметить и циви-лизационные противоречия между православием и марксизмом. По мнению С. Хантингтона «Из всех объективных элементов, определяющих ципилизацию, наиболее важным ... является религия» [7: 50]. «Православная цивилизация отличается от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения. Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе» [Там же: 58]. (По мнению Хантингтона Запад включает в себя Европу, Северную Америку, а также страны, населенные выходцами из Европы.) Марксизм же сложился как чисто западническое учение, Его источниками были, как отмечал В.И. Ленин, философия Гегеля и Фейербаха, экономические труды Смита и Рикардо, произведения европейских социалистов - утопистов, т.е. истоки марксизма практически те же, что и у либерализма. С. Хантингтон пишет: «Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом между идеологиями, которые, несмотря на свои основные отличия, имели сходство: обе были современными, светскими и якобы ставили своей конечной целью достижение свободы, равенства и материального благополучия. Западный демократ мог вести интелектуальные споры с советским марксистом. А вот делать это с русским православным националистом для него невозможно» [Там же: 234].

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА В 1940-е - НАЧАЛЕ 1950-х гг.

В годы Великой Отечественной войны И.В. Сталин решил протянуть «руку дружбы» оставшимся после погрома 1920-1930-х гг. церковным деятелям. Корректировка была вызвана необходимостью сплочения всех патриотических сил страны для борьбы с врагом, вне зависимости от религиозных убеждений. В условиях смертельной опасности, нависшей над страной, все противоречия отошли на второй план. Идея патриотизма сплотила всех. Было начато строительство Московской патриархии, для контроля над которой тогда же, в сентябре 1943 г., был создан Совет по делам Русской православной церкви. В сентябре 1943 г., впервые после революции, состоялся Архиерейский собор Русской православной церкви, Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия (Страгородского), к тому времени осуществлявшего руководство церковью более 16 лет. Сергий скончался 15 мая 1944 г., после чего в январе 1945 г. был созван новый собор, уже Поместный. На нем патриархом был избран митрополит Алексий

(Симанский) (1877-1970). В первые годы после окончания Великой Отечественной войны Сталин, рассчитывавший на внешнеполитическую активность православной церкви, старался по возможности усилить ее влияние, подорванное репрессиями и гонениями 1920-1930-х гг.

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В 1950-1960-е гг.

Антирелигиозная деятельность возобновилась и приняла широкий размах в 1960-е гг. Причем борьба велась уже не только против православной церкви, но и против всех религий существовавших в стране. Причины возобновления гонений на религию в данный период не совсем понятны. Скорее всего, ситуация в религиозной сфере в 1960-1970-е гг. в значительной степени определялась тем пониманием роли и места атеистической работы в советском обществе, которое сложилось к 1960-м гг. На XXII съезде КПСС в 1961 г. была принята новая, третья Программа партии. Она предусматривала построение основ коммунистического общества в СССР к 1980 г. Соответственно, программной целью КПСС являлось достижение «общества без религии». Н.С. Хрущёву, бывшему в то время Первым секретарем ЦК КПСС, приписывается якобы данное в конце 1950-х гг. публичное обещание к концу семилетки, т.е. к 1965 г. «показать последнего попа по телевизору».

Антирелигиозную политику КПСС и Советской власти в этот период можно хорошо проследить на материалах Среднего Урала. В 1955 г. в Свердловской области насчитывалось 33 действующих церкви (29 церквей и 4 молитвенных дома), в которых несли службу 67 человек духовенства (архиепископ, 52 священника, 14 дьяконов). Наряду с православной церковью были зарегистрированы мусульманская и иудейская общины и две старообрядческих общины (белокриницкого и беспоповского согласия) [8: 130-132], причем с 1947 г. количество религиозных общин не менялось. От верующих постоянно поступали ходатайства об открытии новых церквей. В 1955 г. таких ходатайств поступило 33, в 1956 г. - 44, в 1957 г. - 56, в 1958 г. - 52. Все эти ходатайства, как правило, отклонялись под предлогом отсутствия подходящих помещений, занятости зданий бывших церквей под учреждения и предприятия [9: 30]. Тем не менее, в ряде случаев областные власти шли навстречу требованиям верующих. В частности, была зарегистрирована мусульманская община и открыта мечеть в городе Кушва [10: 4].

Начиная с 1960 г. положение резко изменилось. Согласно вышедшему 13 января 1960 г. закрытому постановлению ЦК КПСС, (указания на это постановление имеются в архивах [11: 20], но содержание его не раскрывается, нигде в литературе упоминания об этом постановлении нет), был резко ужесточен контроль за деятельностью духовенства, приняты меры по якобы имеющим место нарушениям законодательства о религиозных культах. В частности, указывались такие нарушения, как выезд духовенства за пределы границ районов их деятельности, приобретение религиозными общинами легковых автомобилей на подставных лиц, расширение зданий молитвенных домов путем

Личман Б.В., Мартюшов Л.Н.

пристроев, благотворительная деятельность церквей, подворные обходы священников в религиозные праздники и др. Уже в 1960 г. 3 церкви в области были закрыты, 5 священников за нарушение сняты с регистрации, у 9 религиозных общин были конфискованы легковые автомобили [12: 21, 32].

Постановлением Совета Министров СССР «Об усилении контроля за исполнением законодательства о культах» от 16 марта 1961 г. категорически запрещалось организовывать в приходах какую бы то ни было благотворительную деятельность, требовалось провести в 1961 г. учет религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, подтверждалось налогообложение духовенства и всех церковных доходов максимальным налогом 81% (ст. 19 указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г.). Этим постановлением фактически запрещался колокольный звон («принять решение об ограничении колокольного звона» [7: 284].

После этого постановления развернулась деятельность по закрытию церквей. С января 1960 г. по январь 1963 г. в Свердловской области было закрыто 12 церквей (36%), что превышало показатели по РСФСР (33%) [13: 62]. Процедуру закрытия церквей можно проследить на примере закрытия церкви в селе Ницинске Ир-битского района.

Была проведена большая подготовительная работа. Партийное бюро совхоза подобрало грамотных, квалифицированных агитаторов из числа коммунистов - учителей местной школы - и прикрепило их к каждому члену церковной «двадцатки». Агитаторы вели разъяснительную работу, в результате из 9 членов «двадцатки», чьи полномочия были признаны действительными, шестерых удалось уговорить подать заявления о выходе из членов «двадцатки» После этого был проведен сельский сход, подготовлены специальные выступающие, которые «выразили общее мнение схода» - передать здание церкви под клуб, одобрить решение облисполкома и Совета по делам православной

церкви при Совете Министров СССР о закрытии церкви и роспуске церковной общины села Ницинска.

Не везде закрытие церквей проходило так гладко. При закрытии Всехсвятской церкви на Михайловском кладбище Свердловска верующими был организован сбор подписей под заявлением в Совет по делам православной церкви при Совете Министров СССР, с протестом против этого решения. Текст заявления передали Свердловскому исполкому областного Совета. Отдел пропаганды и агитации горкома КПСС вместе с работниками Управления КГБ по Свердловской области провел проверку всех подписей. Были выявлены лица, занимавшиеся сбором подписей на территории Михайловского кладбища. Из 5228 подписей под заявлением большинство признали недействительными, т.к. фамилии заявителей, адреса и паспортные данные написаны одной рукой. Оказались признанными лишь 1583 подписи. По адресам заявителей были направлены проверяющие. Выяснилось, что 25 человек по указанным адресам в настоящее время не проживают, 16 человек не знали, за что подписывались, считая, что подписываются под воззванием о борьбе за мир, 28 человек сразу же отказались от своих подписей, а еще 8 сделали это после беседы с проверяющими, «поняв антиобщественный характер своих действий». В результате, комиссия сделала вывод о том, что «большинство подписей сфальсифицировано. В газете «Уральский рабочий» была опубликована статья, где лица, собиравшие подписи, - староста церкви А.С. Краева и Н.И. Барабано-ва - обвинялись в хищениях и растрате церковных денег.

К 1970 г. в области насчитывалось 19 православных церквей и 2 молитвенных дома. Число православных священников сократилось до 56 (епископ, 38 священников, 9 дьяконов, 8 псаломщиков) [14: 136, 138].

По Конституции СССР религия была частным делом каждого гражданина. Никакой учет верующих официально не велся. Тем не менее, косвенные представления о религиозности населения дают сведения о религиозных обрядах (табл. 1).

Таблица 1

Религиозная обрядность в Свердловской области в 1958-1969гг [15]

Обряды Число обрядов по годам

1958 1959 1960 1965 1969

Крещения 15 324 11 976 11 227 5453 4590

% к числу рождений 15,6 12,4 11,2 8,6 7,5

Венчания 913 750 593 251 186

% к числу свадеб 1,7 1,4 1,0 0,67 0,41

Отпевания очные 3156 3053 3083 1985 2411

% к числу смертей 11,5 10,6 10,9 6,6 6,9

Отпевания заочные Учет не велся Учет не велся Учет не велся 14 725 16 675

% к числу умерших 49,1 47,4

Анализ данных табл. 1 о числе крещений, венчаний и отпеваний в Свердловской области показывает, что религиозность в годы усиления антирелигиозной деятельности государства практически не снижалась.

Вместе с тем, если считать уровень религиозной обрядности показателем уровня религиозности населения, то религиозность населения Уральского региона была несколько ниже, чем по России в целом. В 1962 г.

отношение количества крещений к числу родившихся детей составило по РСФСР 30%, по Свердловской области - около 22%, по Челябинской - 18%, по Курганской - 10%, по Пермской - 25%. Отношение количества венчаний к числу зарегистрированных браков составляло: в Свердловской и Челябинской областях около 1%, в Волгоградской области - 2%, в Горьковской и Куйбышевской областях - 7% [16: 62].

Рост числа лиц, совершающих религиозные обряды, не мог не вызывать беспокойства соответствующих партийных и государственных органов. Для борьбы с этим явлением была введена так называемая «квитанционная система». Лица, желающие совершить религиозный обряд, заполняли специальную квитанцию, в которой должны были указать паспортные данные и домашний адрес. Эти квитанции учитывались исполкомами местных советов; по ним составлялись списки лиц, совершавших обряды, выявляли, где работают эти люди, и информировали администрацию, партийные организации предприятий и учреждений. Те, в свою очередь, оперативно реагировали на случаи совершения религиозных обрядов, принимая меры общественного, а зачастую и административного воздействия [17: 46]. Безусловно, такая система носила антиконституционный характер, нарушала принцип свободы совести. Пропагандистская деятельность подменялась административными мерами. Квитанционная система позволила добиться сокращения числа религиозных обрядов, создать чисто внешнюю видимость успешного преодоления религиозных пережитков. В то же время в районах, где такая система по тем или иным причинам отсутствовала, наблюдался скачкообразный рост числа религиозных обрядов. В частности, в 1965 г. в Ар-тинском районе были окрещены 53% детей, а в самом райцентре, поселке Арти - 63%. Среди крещеных были дети коммунистов, комсомольцев, учителей. Введение в поселке Арти «квитанционной системы» способствовало одномоментному сокращению обрядности в 2,5 раза [18: 47]. Наиболее объективным показателем религиозности населения является, на наш взгляд, процент заочных отпеваний к числу умерших. В этом случае покойнику уже не надо было бояться административных мер, а т.к. отпевание проводилось заочно, достаточно сложно было вычислить и родственников. Удельный вес заочных отпеваний от числа умерших колебался в 1960-е гг. на уровне 40-60% (см. табл. 1).

Нельзя не отметить, что наряду с административными мерами, советские органы вели и широкую разъяснительную, пропагандистские деятельность. Для того чтобы противопоставить что-либо религиозным обрядам, было развернуто строительство Дворцов бракосочетаний, разработаны детально торжественная церемония гражданского бракосочетания, обряд торжественной регистрации новорожденных. Но упор делался преимущественно на запретительные меры.

Гонениям подвергалась не только православная церковь. В 1961 г. были закрыты мечети и ликвивидированы мусульманские общины в деревне Новый Буталыш Са-жинското района и в г. Кушва, под предлогом реконструкции центра города была снесена синагога в Свердловске.

Начиная с 1965 т. наметилось определенное смягчение политики государства по отношению к официально зарегистрированным церковным объединениям.

В 1965 г. было проведено объединение Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов в единый Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который проводил более гибкую политику.

В январе 1965 г. вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих». В ходе выполнения этого постановления были осуждены как «перегибы» наиболее вопиющие факты гонений на верующих. Однако Совет был практически лишен самостоятельности в решениях проблем «религиозной сферы». Такие вопросы, как регистрация религиозных обществ, предоставление верующим культовых зданий оказались целиком отданы на усмотрение местных органов власти. Гонения на религию продолжались. По сведениям директора Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС В.И. Гараджи, за период с 1950 по 1964 г. в среднем ежегодно закрывали до 420 православных церквей, с 1965 по 1974 г. - по 48, с 1975 по 1987 г. - по 22 церкви [2: 23].

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

С середины 1970-х гг. существование и деятельность религиозных объединений стали рассматриваться как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания.

Принятый в 1975 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР внес изменения и дополнения в постановление ВЦИКа и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. и последовавшие за ним акты союзных республик. Они расширили возможности религиозных организаций в удовлетворении религиозных потребностей верующих, освободили их от мелочной опеки со стороны государства [4: 67]. Теперь упор стал делаться не на административные методы, а на атеистическую пропаганду. Усилилось сотрудничество государства с церковью. Только Пермская епархия ежегодно сдавала в Фонд мира четвертую часть своих доходов. В 1981 г. почетными грамотами областного комитета защиты мира были награждены церковные советы девяти церквей Пермской области, а председателя Совета кафедрального собора И.Ф. Байдарова наградили значком активиста Советского фонда мира и Почетной грамотой правления фонда1 [7: 220].

ВЫВОД

В России религиозная и антирелигиозная политика - не что иное, как противоборство двух противостоящих друг другу моноидеологий, спорящих за место единственной государственной идеологии - православия и марксизма. Многовековая история России показала, что государственная идеология является выражением сущности государства идущего к заданной цели. А вот общество в государстве неоднородно, и состоит из людей, имеющих разные мировоззрения.

1 Постановление было подписано Н.С. Хрущевым и помечено «не для печати». См.: Поспеловскнй Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.

Личман Б.В., Мартюшов Л.Н.

Советское атеистическое государство репрессиями, административными запрещениями, пропагандой, так и не смогло одолеть религию в обществе. «Последнего попа по телевизору» советским гражданам так и не довелось увидеть.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ / LIST OF REFERENCES

1. Антиклерикальные законы (Французская революция). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Antileric laws (French Revolution). URL: https://ru. wikipedia.org/Wiki/]
2. Гараджа В.И. Переосмысление // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. [Garaja V.I. Rethink // On the Way to Freedom of Conscience. Moscow: Progress, 1989.]
3. История Урала: XX век / Под ред. Б.В. Личмана, В.Д. Камынина. Екатеринбург: СВ, 1996. [History of the Ural: XX century / Under ed. B.V. Lichman, V.D. Kamynina. Yekaterinburg: Published in "SV", 1996.]
4. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии / Полн. собр. соч. Т. 17. [Lenin V.I. On the Attitude of the Workers "Party towards Religion" / Full comp. of writings. T. 17.]
5. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. [Odintsov M.I. The way is seven decades long: from confrontation to cooperation // On the way to freedom of conscience. Moscow: Progress, 1989.]
6. Поспеловскнй Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. [Pospelovskny D.V. Russian Orthodox Church in the 20th century. Moscow: Republic, 1995.]
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2016. [Huntington C. Clash of Civilizations. Moscow: ACT, 2016.]
8. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 54. Д. 103. Л. 130132. [The Documentation Center of Public Organizations of the Sverdlovsk Region (CSDOS). F. 4. Inv. 54. Case 103. Sh. 130-132.]
9. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 59. Д. 110. Л. 30. [CSDOS. F. 4. Inv. 59. Case 110. Sh. 30.]
10. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 64. Д. 113. Л. 4. [CSDOS. F. 4. Inv. 64. Case 113. Sh. 4.]
11. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 64. Д. 113. Л. 20. [CSDOS. F. 4. Inv. 64. Case 113. Sh. 20.]
12. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 64. Д. 113. Л. 21, 32. [CSDOS. F. 4. Inv. 64. Case 113. Sh. 21, 32.]
13. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 67. Д. 119. Л. 62. [CSDOS. F. 4. Inv. 67. Case 119. Sh. 62.]
14. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 73. Д. 135. Л. 136-138. [CSDOS. F. 4. Inv. 73. Case 135. Sh. 136-138.]
15. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 64. Д. 113. Л. 29; Оп. 67. Д. 119. Л. 45; Оп. 73. Д. 135. Л. 147. [CSDOS. F. 4. Inv. 64. Case 113. Sh. 29; Inv. 67. Case 119. Sh. 45; Inv. 73. Case 135. Sh. 147.]
16. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 67. Д. 119. Л. 62. [CSDOS. F. 4. Inv. 67. Case 119. Sh. 62.]
17. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 67. Д. 119. Л. 46. [CSDOS. F. 4. Inv. 67. Case 119. Sh. 46.]
18. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 67. Д. 119. Л. 47. [CSDOS. F. 4. Inv. 67. Case 119. Sh. 47.]

Статья поступила в редакцию 10.12.2019, принята к публикации 18.12.2019 The article was received on 10.12.2019, accepted for publication 18.12.2019

РЕЦЕНЗИЯ

на статью докторов исторических наук, профессоров Б.В. Личмана и Л.Н. Мартюшева «История государственной идеологии (официального мировоззрения) в России:

православие и марксизм»

Статья представляет собой исследование на актуальную тему, выполненное на научном уровне. На основе опубликованных и архивных источников, рассматривается антирелигиозная политика Советского государства, анализируются основные ее основные этапы за весь период существования Советской власти, ее причины и итоги. Делается вывод: антирелигиозная политика - не что иное, как противоборство двух противостоящих друг другу моноидеологий, конкурирующих за место единственной государственной идеологии - православия и марксизма. Аналогичные явления имели место практически во всех предшествующих революциях. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Отсюда и преследования инакомыслящих, в той или иной степени зависящие

от уровня развития общества. Православие изначально было государственной идеологией в Российской империи. Вследствие этого именно против него и был направлен главный удар Советского государства.

Однако, по мнению авторов, драконовские меры в отношении религии не дали ожидаемого результата. Атеистическое государство не смогло одолеть религию. Антирелигиозная политика показала, что уничтожить религию крайне сложно, и вряд ли необходимо.

Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. В России живут христиане (главным образом православные), мусульмане, буддисты, иудеи, а также представители иных религиозных течений. В этих условиях, отмечается в статье, говорить об единой обязательной для всего общества идеологии, религиозной или антирелигиозной крайне сложно.

Любые гонения на религию могут привести к расколу общества.

Статья соответствует тематике журнала «История и современное мировоззрение». Требования, предъявляемые к научным работам, авторами соблюдены: название и выводы соответствуют содержанию. Представляется целесообразным рекомендовать ее для публикации.

Доктор исторических наук; профессор кафедры истории и философии Уральского государственного экономического университета

А.В. Трофимов

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени Первого президента РФ Б.Н. Ельцина, Заслуженный работник высшей школы РФ. Екатеринбург, Российская Федерация

Boris Vasilyevich Lichman, doctor of Historical Sciences, professor; professor of Department of the Theory and History of the International Relations of Ural Federal University to them of the first Russian President B.N. Yeltsin, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation. Yekaterinburg, Russian Federation

E-mail: 284815@mail.ru

Мартюшов Лев Николаевич, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры экономики связи Уральского технического института связи и информатики (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Екатеринбург, Российская Федерация

Lev Nikolaevich Martyushov, doctor of Historical Sciences, professor; professor of the Department of the Economy of the Communication of the Ural Technical Institute of the Communication and Informatics (branch) of the Siberian State University of the Telecommunications and Informatics. Yekaterinburg, Russian Federation

E-mail: lmartushov@yandex.ru

ГОСУДАРСТВО ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ state ideology religion
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты