Спросить
Войти

Коста хетагуров и открытиев. г. Шредерс общественной библиотеки

Автор: указан в статье

Зав. отделом Национальной научной библиотеки РСО-А А.Т. Цориева.

Коста Хетагуров и открытие В.Г. Шредерс Общественной библиотеки

|К 150-летию Коста Левановича Хетагурова) А.Т. Цориева

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все страсти, потрясавшие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей..., она программа будущего.

А.И.Герцен

Сегодня наша общественная жизнь, культура немыслимы без библиотек, музеев, театров, новых Internet-ресурсов и технологий. Но полтора-два столетия назад о создании, например, общественных библиотек только мечтали как о центрах сосредоточения знаний и массового образования населения Осетии. Во 2-ой половине XIX века Владикавказ стал средоточием культурной жизни Северной Осетии, а в 1863 г. город официально был провозглашен административным центром Терской области. В 70-80-е годы во Владикавказе открываются учебные заведения, драматический театр, типографии, кружки любителей словесности и искусства, выходят газеты, город посещают выдающиеся деятели культуры - актеры, музыканты, художники: кто по служебному долгу, кто с концертами, а кто и проездом. Вот несколько знаковых фамилий русской и мировой культуры: Г.Г. Гагарин - художник, В.В. Верещагин - художник, М.А. Балакирев - композитор, И.К. Айвазовский - художник, В.И. Немирович-Данченко - режиссер, театральный критик, драматург, совместно с К.С. Станиславским основали МХАТ, П.И. Чайковский - композитор, Ф.И. Шаляпин -оперный певец, А.М. Васнецов - художник и многие др. Конечно, свою роль сыграло и благоприятное географическое положение Владикавказа. Через него проходила важнейшая магистраль, соединявшая Россию с Закавказьем и его общественным и культурным центром - Тифлисом.

В этих условиях возникает острая необходимость в образованных, по-новому мыслящих людях. Идея создания общественных библиотек бурно обсуждалась самыми передовыми умами ин-

теллигенции. Ее представителям выпали тяжкие испытания: ссылки и каторга за распространение вольнодумной нелегальной литературы, за попытки просветить народ. А. Ардасенов, Д. Сохиев, И. Шанаев, Е. Газданов явились создателями нелегальной библиотеки Владикавказского кружка революционных народников. «Одним из самых ранних проявлений революционной деятельности осетинской молодежи, - писал Б.В. Скитский, -было стремление создать в г. Владикавказе библиотеку, которая бы явилась каналом пропаганды социально-революционных идей.. ,»1.

Общественно познавательная ценность книжного фонда Владикавказской нелегальной библиотеки заключалась в том, что книги знакомили читателя с тяжелой жизнью рабочих и крестьян, проповедовали братство, равенство, дружбу народов, критиковали самодержавие, призывали к свержению царизма. Работа библиотеки способствовала подготовке кадров профессиональных пропагандистов.

В то время существовала во Владикавказе личная библиотека, принадлежавшая коменданту крепости Нестерову: она содержала французские издания, и ею пользовались офицеры, служившие в крепости.

Первая библиотека во Владикавказе возникла в 1862 г. Она принадлежала городскому собранию, позднее, в 1875 г., стала называться библиотекой Владикавказского дворянского собрания. Ее фондами могли пользоваться только члены дворянского собрания, вносившие довольно значительную годовую плату - 15 руб. в год. Позднее, в 1867 г., с разрешения наместника Кавказа Лорис-Меликова была открыта библиотека во владикав-

Скитский Б.В. Из истории революционного движения в 70-х гг. в Осетии//Известия Горского педагогического института. Т. 5. - Владикавказ, 1929. С. 248-259.

казском клубе, в 1868-1869 году - в Ольгинском училище.

В 1870 г. во Владикавказе возник первый книжный магазин и при нем платная библиотека вдовы Е. Червинской. С 1872 г. в городе существовала библиотека историка и этнографа, члена Владикавказского народнического кружка Л.Я. Лаврова, а в 1874 г. появилась библиотека при Терском областном правлении, а вслед за ней - библиотека при Владикавказском реальном училище.

В 90-х гг. XIX века была еще одна платная библиотека-читальня при книжном магазине Е.С. Ильиной и небольшая библиотека коммерческого клуба.

Таким образом, к концу XIX века в г. Владикавказе насчитывалось уже 9 библиотек, которые были предназначены преимущественно для избранного читателя, общественной библиотеки в республике не было.

Ярким событием стало рождение Владикавказской общественной библиотеки, созданной в 1895г. по величайшему дозволению царя Николая II просветительницей, начальницей Владикавказской женской прогимназии В.Г. Шредерс при самой активной поддержке К.Л.Хетагурова.

Варвара Григорьевна была либеральной деятельницей просвещения в Терской области, она приехала во Владикавказ 18 сентября 1888г. с мужем В.Д. Шредерс, мировым судьей. Здесь она возглавила двухклассное городское училище. В 1890 г. по ее инициативе была открыта женская воскресная школа. Она проложила дорогу созданию школ в станицах и селах Терской области. Шредерс часто проводила народные чтения с волшебным фонарем. Коста высоко ценил ее деятельность. В одном из писем к А. Цаликовой он пишет: «.Это, если хотите, достойно и поклонения.».2 Однако Шредерс понимала, что для просвещения народа одних школьных занятий мало. В то время она писала, что «простолюдин был готов отдать последнее, что имеет, лишь бы научиться грамоте и вырваться из пут нищеты, а прогрессивная интеллигенция готова протянуть ему руку помощи, порой абсолютно бескорыстно, только ради развития своего народа и отечества». Ее мечтою стало создание и открытие в г. Владикавказе общественной библиотеки, которая должна была стать общедоступным очагом культуры и просвещения. И для этой цели В.Г. Шредерс при активной поддержке К.Л. Хетагурова и других своих друзей организовала сбор благотворительных взносов и пожертвований, которые часто имели вид не только банковских чеков и денежных купюр, но и книг, попадающих в книжный фонд библиотеки порой самыми невероятными способами. В этой связи примечательна история участия в формировании библиотеки графини П.С. Уваровой, супруги А.С. Уварова, историка, ученого-археоло-га с европейским именем. Графиня после смерти

супруга более 30 лет возглавляла Московское Археологическое общество. Она была второй (первая - Е.Р. Дашкова) русской женщиной - почетным членом Российской Академии наук.

В 80-90гг. XIX века семья Уваровых прибыла на Кавказ с научной экспедицией. На одной из встреч с местной интеллигенцией П.С. Уварова познакомилась с В.Г. Шредерс, которая пригласила ее в гости на званый вечер. Во время приема на вечере Шредерс познакомила Уварову с К.Л. Хе-тагуровым, который произвел на гостью огромное впечатление: она пришла в восторг от прочитанных им стихотворений. А хозяйка поделилась с графиней их общей идеей о создании городской общественной публичной библиотеки. Графиня живо откликнулась на эту идею, тут же подписав чек на крупную сумму и пообещав. прислать из Москвы «дюжин пять-шесть книг современных авторов, коих, на мой взгляд, сочту наиболее гуманными и нравственными».

Надо отметить, что в то время болезнь у Коста обострилась, и В.Г. Шредерс приютила его у себя, а семейный доктор В.А. Городовский лечил его. В ее же доме поэт познакомился с Г. Цаголовым, студентом Петербургского университета, редактором «Терских ведомостей», Адиль- Гиреем Ке-шевым, с В.Ф. Миллером - автором осетино-русско-немецкого словаря, с Кокиевым - учителем реального училища, этнографом, публицистом, с И. Шанаевым - этнографом, лесничим, как и его двоюродные братья Гацыр, Джантемир, Ибрагим - собиратели устного народного творчества, Г. Баевым - городским главой, в дальнейшем 1-м издателем его сборника стихов «Ирон фандыр», и со многими другими представителями интеллигенции Осетии.

Именно она, Варвара Григорьевна Шредерс, была инициатором организации поездки поэта в г. Пятигорск в 1889г. на открытие памятника М.Ю. Лермонтову.

В книге осетинского писателя Т. Джатиева «Горная звезда» очень образно, живо передается настроение и неугомонный, созидательный дух В.Г. Шредерс, сказавшей Коста: «Мы решили, что тебе, да, именно тебе, надо выступить на открытии памятника и возложить венок. От нас, от всей благодарной поэту осетинской молодежи.». Коста прочитал свое стихотворение «Памяти М.Ю. Лермонтова», которое вызвало большой общественный резонанс.

«Зачем, поэт, зачем, великий гений,

Явился ты так рано в этот мир,

Мир рабства, лжи, насилья и гонений,

Мир, где царит языческий кумир?...» Душевная теплота и глубокое уважение к В.Г. Шредерс поэт высказывает и в своих письмах. Так, во время ссылки 1893 г. в г.Ставрополь он пишет ей: «Простите, дорогая Варвара Григорьевна, что не имею возможности расцеловать Ваши руки в

2 Хетагуров К.Х. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. ТМ- Владикавказ, 2001. 719 с.

день Вашего милого ангела. Не смущайтесь моим молчанием и будьте уверены, что Ваш неразумный Коста не забывает Вас ни на мгновение:

В часы осеннего ненастья,

Зимою, летом и весной,

В минуты счастья и ненастья Всегда и всюду я с тобой».

И наступил долгожданный день: на стыке двух веков, 2 октября 1895 г., состоялось открытие общественной библиотеки в г. Владикавказе. Она стала местом паломничества студентов, учителей города, рабочих, солдат. Чтобы познакомиться с последними новостями, в библиотеку на лошадях приезжали из соседних сел и горных аулов. Здесь обсуждались, а затем претворялись в жизнь такие важнейшие программы просветительской деятельности, как создание в Осетии системы осетинского образования.

«Пусть женщины поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека ... делаются главными зодчими общества, краеугольный камень кладется их руками. Не положение женщины в обществе, но и воспитание ее, в котором заключается воспитание всего человечества, - вот что требует перемены.»3 И перемены происходили: усилиями В.Г. Шредерс открыта женская прогимназия, за деятельностью которой с большим интересом следил К.Л. Хетагуров. Высоко оценивая перспективы женского образования и образования в целом Осетии, К.Л. Хетагуров посвятил В.Г. Шредерс картину «Горянка» с дарственной надписью:

«Вы первая заронили луч света

в наши темные аулы, Вы первая призвали нашу горянку к учению». Шли годы. Деятельность общественной библиотеки набирала обороты и размах. Но в 1902г. на 50-ом году жизни умерла В.Г. Шредерс, а вскоре, в 1906 г., скончался Коста Хетагуров.

Библиотека, которая начиналась с 50 книг, се-

годня насчитывает более 1 миллиона 300 тыс. экз. литературы и читателей - более 19 тыс. чел. Посещают библиотеку за год свыше 69 215 чел., а кни-говыдача - 518 466 книг. Библиотека в 1997г. была переименована в Национальную научную библиотеку РСО-А. В том же году ей был присвоен статус национального и научного учреждения. Она является методическим центром для всех библиотек республики, независимо от их ведомственной принадлежности.

Национальная научная библиотека РСО-А имеет доступ в Интернет, располагает 25 специализированными отделами. В фонде библиотеки более 500 тысяч экз. редких и ценных изданий, около 30 тыс. книг по краеведению, более 5 тыс. энциклопедий, словарей, справочников, 55 тысяч патентов, уникальный фонд подарочных изданий с автографами известных деятелей культуры, искусства, науки страны и республики. Выделен уникальный фонд из библиотеки В.Г. Шредерс, на книгах сохранился ее именной, овальной формы штамп библиотеки.

Библиотека живет полнокровной жизнью, стала одним из главных центров национальной культуры. Все это благодаря усилиям коллектива, возглавляемого со дня ее основания прекрасными, образованными, интеллигентными, неравнодушными руководителями. Нельзя не сказать о Евгении Цаликове, о Елене Газдановой, более 40 лет возглавлявшей библиотеку. Сегодня молодой директор Ирина Хайманова продолжает лучшие традиции предшествующих поколений библиотекарей.

2009 г. объявлен в Осетии Годом Коста: 15 октября исполняется 150 лет со дня его рождения. И, перелистывая историю жизни целого поколения общественных деятелей, без которых жизнь К.Л. Хетагурова была бы немыслима, поражаешься их силе духа, масштабу мысли и прозорливости ума.

Литература

1. Абаев В.Д. Коста Хетагуров и его время.-Тбилиси,1961. 199 с.
2. Ваниев В. «Я вся твоя, любимый Владикавказ..»// Владикавказ, 2006. 11 сент.
3. Габоева Л.Р. Из истории женского образования в Осетии//Эхо Кавказа,1994. № 2.
4. Газданова Е.А., Мадзаева Е.К. Из истории создания Национальной научной библиотеки Республики Северная Осетия- Алания // Книжное дело на Северном Кавказе: История и современность: Сб. статей. Вып 3.- Краснодар, 2005.С. 298-305.
5. Джатиев Т. Горная звезда.- М: Сов. писатель, 1962.- С. 304.
6. Калоев Б.А. Вторая Родина Коста. - Владикавказ: Ир, 1999.- 298 с.
7. Кравченко В.Н. Коста, сын Леуана.- Ставрополь: ЮРКИТ, 2007.112с.
8. ЛысыхЛ.Д. Просветительская деятельность и педагогические воззрения В.Г. Шредерс/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук//Владикавказ, 2008. 21 с.
9. Малкин А. Коста Хетагуров (Жизнь и деятельность).- Орджоникидзе, 1939. 49 с.
10. Федосеева Г. «Ее воспел Коста, признал Владикавказ, а мы... забыли»//Северная Осетия. 1991.1 нояб.
11. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5.- Владикавказ, 2001.- 719с.
12. Хмелева Л.Т. Деятели русской культуры во Владикавказе.-М., 1995.38 с.
13. Храпова Л.Е. Одна страница сиятельной жизни: Повесть.- Ростов-на-Дону: ООО «Растд-зинад», 2003.320с.
3ЛысьхЛ.Д. Просветительская деятельность и педагогические воззрения В.Г. Шредерс/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Владикавказ, 2008. С. 13.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты