Спросить
Войти

Музейные коллекции как исторический источник (обзор отечественной историографии)

Автор: указан в статье

УДК 930.1:069.51 ББК 63.211+79.1

Музейные коллекции как исторический источник (обзор отечественной историографии)*

М.В. Рыгалова1, Е.В. Рыгалов2

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия) 2Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Museum Collections as a Historical Source (Review of Domestic Historiography)

M.V. Rygalova1, E.V. Rygalov2

&Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) 2Altai State University (Barnaul, Russia)

Анализируется опыт изучения музейных коллекций в контексте исторических исследований. На современном этапе историческая наука прирастает новыми источниками, и введение в научный оборот музейных предметов и коллекций существенно стимулирует развитие научных направлений, а также дополняет имеющуюся источниковую базу. Потенциально музейные предметы и коллекции могут стать новыми комплексами исторических источников. Теоретические аспекты музейного предмета как исторического источника изучаются достаточно поверхностно, поэтому исследователи не спешат обращаться к ним. Вместе с тем в отечественной историографии можно выделить ряд сложившихся направлений изучения, где музейные предметы выступают самостоятельным или вспомогательным источником. Наиболее активно исследователи изучают письменные и археологические музейные коллекции. Исследование историками музейных предметов сопряжено с рядом проблем. Информативность этих источников можно подвергнуть сомнению в силу их связи с ассоциативностью, экспрессивностью, ат-трактивностью, поскольку музейное источниковедение имеет особенности, связанные с отбором предметов в музейные собрания.

DOI 10.14258/izvasu(2018)5-24

The article considers modern approaches to the museum collections as a historical source. At the present stage, the historical science acquires new sources, and the introduction of museum items and collections into the scientific circulation essentially stimulates the development of scientific directions, enriching the existing source base. Potentially museum items and collections can become new complexes of historical sources. Theoretical aspects of the museum subject as a historical source are studied rather superficially, so researchers are slow to address them. At the same time, in domestic historiography it is possible to single out a number of established areas of study, where museum objects are an independent or auxiliary source. More actively, researchers study the written and archaeological museum collections. The study of museum subjects by historians involves a number of problems. The informativity of these sources can be questioned due to their association with associativity, expressivity, attractiveness, because the museum source has special aspects related to the selection of items in museum collections.

На современном этапе в исторической науке наметились тенденции, связанные с расширением поля ее деятельности, методов исследования, источнико* Исследование поддержано РФФИ, проект № 18-39-00112.

вой базы. Потенциальным информационным ресурсом исторической науки, несомненно, являются музейные собрания. «Музей как хранитель культурного

наследия, к какой бы профильной группе он ни относился, всегда исторический феномен, поэтому представляет интерес для исторической науки» [1, с. 78]. Но, несмотря на это, «сложный по составу и доступности фонд источников музеев, особенно региональных, остается вне магистральных путей развития науки» [2, с. 51].

В этой связи необходимо раскрытие информационного потенциала музейных предметов и коллекций в исторических исследованиях, обобщение опыта по классификации и методике работы с ними.

Целью статьи является обзор отечественной практики использования музейных предметов и коллекций как источника и выявление значения этого опыта для исторических исследований.

Музейный предмет является источником, подлинным свидетельством и достоверным доказательством исторических фактов [3, с. 103]. Е.В. Воронцова рассматривает музей как один из базовых элементов информационного обеспечения исторической науки. Музею необходима историческая наука для научного обоснования принципов комплектования, систематизации, создания экспозиций и выставок, отвечающих требованиям репрезентации. Исторической науке, в свою очередь, музей необходим как источник информации, музейные собрания — как информационные ресурсы [4, с. 83].

Е.В. Минина отмечает, что для современного источниковедения необходим комплексный подход к источникам разных типов. Важной особенностью музейного предмета как источника является то, что он несет информацию сам по себе, а также как часть музейной коллекции. Предметы в составе коллекции дополняют друг друга, что повышает их информационный потенциал [5, с. 1-2]. А.И. Кожухарь отмечает, что преимущество музейных предметов состоит в их наглядности. Проведение исследований с опорой на такие источники является актуальной задачей исторической науки. Главным образом с музейными предметами работают сотрудники музеев. В случае обеспечения доступа к музейным материалам исследователей у них появится возможность их изучения, а это будет способствовать популяризации и введению в научный оборот новых источников [6, с. 111-112].

Исследователи солидарны во мнении, что музейные коллекции обладают высоким информационным потенциалом для исторической науки. Обращение к музейным источникам может существенного разнообразить тематику, обогатить исследование новыми фактами, а также ввести в научный оборот новые группы источников (вещественные, изобразительные, письменные).

Центром изучения музейных коллекций как исторических источников является Государственный исторический музей (ГИМ). Публикации ГИМа носят источниковедческий характер и отражают тенденции изучения музейных предметов [7, с. 185-186].

Работа над изучением вещественных коллекций активно ведется в Российском этнографическом музее. Вещественные памятники проходят внешнюю (изучение формирования источника) и внутреннюю (извлечение информации из музейного предмета) критику [8, с. 189]. Российским этнографическим музеем создана система научного описания этнографических коллекций, которая используется для изучения и описания предметов в музеях соответствующего профиля. Но прежде всего тематические классификаторы этнографических коллекций способствуют дальнейшему изучению материалов, упорядочиванию ведения учетной документации в музее [9].

Вещественные коллекции в силу их высокой информативности могут использоваться в исследовании как вспомогательный или как самостоятельный источник. Примером последнего является изучение коллекций музеев Сибири в вопросе исследования культуры татар, что способствует наглядной демонстрации их традиций и жизни прошлых поколений. А.Э. Ахунова обращается к изучению этнографических коллекций музеев Омской и Тюменской областей, рассматривает региональные аспекты культуры и быта. Исследовательница отмечает трудности работы, связанные с неудовлетворительным ведением учетной документации. В частности, в книги поступлений внесено мало информации о предметах, дается неполное их описание. Это существенно усложняет изучение музейных предметов, лишает возможности получить достоверную информацию [10].

А.И. Кожухарь изучает историю чайной торговли через анализ музейных коллекций Восточной Сибири. Исследователь отмечает их большую информативность в сравнении с архивными материалами, а также главное преимущество — наглядность. Но при этом А.И. Кожухарь не отказывается и от архивных данных, предлагая использовать вещественные материалы музеев и архивные источники в совокупности, что позволит рассматривать проблему в комплексе [6, с. 112].

Среди вещественных источников важное место занимают археологические памятники. Барнаульские археологи активно изучают коллекции государственных и муниципальных музеев Алтайского края (см. например, [11; 12]). Работу по изучению предметов археологии ведут и сами музейные специалисты. В качестве положительного примера можно назвать Алтайский государственный краеведческий музей (см. например, [13; 14]).

Письменные источники являются наиболее востребованными среди историков. Но изучению подлежат преимущественно архивные фонды. Письменные коллекции музеев остаются в стороне, хотя и обладают ничуть не меньшим информационным потенциалом. Примером этого является исследование на базе фондов музея истории Казанского университета и Национального музея Республики Татарстан по изучению истории становления и развития медицинского образования в Казани. Р.Г. Иванова анализирует документальные коллекции (делопроизводственную документацию, источники личного происхождения, рукописи, аттестационные документы), выделяет классификацию источников, применяет методы их критики [15].

Основой исследования Л.А. Бушуевой стали документы, содержащие персонифицированную информацию о профессуре Казанского университета, прежде всего письменные источники. В результате анализа Л.А. Бушуева выделяет группы и подгруппы источников, подходы к их изучению [16].

Большой интерес исследователей представляют источники личного происхождения. Прежде всего коллекции писем времен Великой Отечественной войны, которые позволяют детально воссоздать исторические факты, зачастую остающиеся вне поля исследований [17-19].

Несмотря на то, что в музеях хранятся крупные собрания письменных источников, многие фонды остаются неизученными. Например, в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул) ведется работа с фондами письменных источников, преимущественно самими сотрудниками музея, создаются обобщающие труды [20], но огромный пласт письменных источников остается невостребован исследователями, хотя и содержит богатейший фактический материал по истории региональной культуры.

Одну из многочисленных групп музейных источников составляют изобразительные (в том числе фотоисточники). Изучению преимущественно подлежат этнографические, видовые, военные, семейные фотокомплексы [21, с. 287]. В отечественной историографии немало исследовательских работ выполнено на основе фотографий [21, с. 288]. Примером комплексного анализа фотоколлекции стала работа на базе Государственного центрального музея современного искусства по изучению истории повседневности. Е.Н. Андрианова выработала методику работы с фондом фотографий, изучила их хронологию, вспомогательную музейную документацию, на основе которой установила способы поступления в музей фотографий, что существенно дополнило информацию самих изображений [22].

Фонды Алтайского государственного краеведческого музея богаты фотоколлекциями, отражающими различные вехи региональной истории. Так, с использованием фотографий музея выполнены

исследования по изучению производства на Алтае в годы Первой мировой войны, Великой русской революции, Гражданской войны [23; 24].

Научно-технические коллекции музеев России представляют большой интерес в изучении истории науки и техники. Собрания Горного музея Санкт-Петербурга, Политехнического музея Москвы, Музея истории горного дела Среднего Урала (Нижний Тагил), Алтайского государственного краеведческого музея (Барнаул) богаты фактическим материалом в научно-технической области [5].

Отдельные исследователи обращаются к фондам музеев, исследуя их комплексно, анализируют в совокупности различные виды источников. Примерами служат работы по изучению коллекций краеведческих музеев [25; 26], по истории театральной жизни Казани, творчества театральных деятелей. В основу этих работ положены письменные, вещественные источники, предметы изобразительного искусства [27].

Анализ исследований на базе музейных коллекций и предметов позволяет заключить, что на современном этапе ведется работа по выявлению информационного потенциала музейных источников, подчеркивается их информационный потенциал, позволяющий расширять хронологическое и тематическое поле исследования [28, с. 11-12]. В ходе научных дискуссий совместно историками и музейными сотрудниками вырабатывается отношение к музейным предметам как историческим источникам, поднимаются проблемы их классификации, выработки методики изучения. Примером такой работы является проект «Роль музеев — библиотек — архивов в информационном обеспечении исторической науки», в рамках которого вышел сборник статей, посвященный роли музеев в информационном обеспечении исторической науки [29].

Собрания крупных государственных музеев постепенно начинают вовлекать в научный оборот, меньшие же по масштабам музеи (муниципальные, школьные) пока стоят в стороне от этих процессов. Вместе с тем зачастую в них хранятся огромные пласты информационных материалов по местной истории, этнографии, которые часто проходят лишь научное музейное описание и в дальнейшем в научном обороте не используются.

В ходе практической работы с музейными фондами исследователи сталкиваются с рядом трудностей. В частности, неудовлетворительное ведение учетной документации затрудняет поиск и получение полной, достоверной информации о музейных фондах [10]. Проблема классификации и систематизации музейных источников, уровень их объективности требует выработки единой методики изучения при сотрудничестве историков и музейных специалистов [26].

Заслуживает внимания и вопрос соотношения в историческом исследовании музейных предметов

и других источников. Для достоверности выводов, выявления и анализа исторических условий и закономерностей, а также комплексного изучения проблем, исследователи склонны к тому, чтобы дополнительно привлекать письменные источники [6, с. 112; 28, с. 11-12].

Вместе с тем полученные выводы свидетельствуют о перспективности изучения музейных предметов и коллекций. В этой связи вполне закономерным может стать расширение тематики исследований (изучение социально-экономических проблем, культуры, деятельности отдельных личностей и проч.), более активное введение в научный оборот материалов муниципальных и школьных музеев, а также целенаправленная совместная работа музеев и историков по выявлению источниковедческого потенциала коллекций и отдельных музейных предметов.

Библиографический список

1. Именнова Л. Информационное пространство и музей // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. — М., 2015.
2. Грязнова Н.А. Исследования и публикации музейных коллекций и предметов в Ярославском музее-заповеднике // Археография музейного предмета. — М., 2012.
3. Мастеница Е.Н. История в музее: методология познания и репрезентации // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. — М., 2015.
4. Воронцова Е.И. Музей как элемент системы информационного обеспечения исторической науки: теоретико-методологические аспекты // Гуманитарные науки. — 2014. — № 3.
5. Минина Е.В. Музейные коллекции по горному делу в России как источник по истории науки и техники : дис. ... канд. ист. наук. — М., 2007.
6. Кожухарь А.И. Музейные коллекции как источник для изучения истории чайной торговли в Восточной Сибири // Новый университет. — 2014. — № 1.
7. Самарина Н.Г. Источниковедческие исследования исторических и краеведческих музеев // Вопросы музео-логии. — 2011. — № 2 (4).
8. Шангина И.И. Русский фонд вещественных памятников традиционной культуры Российского этнографического музея: опыт источниковедческого анализа // Археография музейного предмета. — М., 2012.
9. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология : справочник : в 2 кн. Кн. II. Методики научного описания тематических групп этнографических памятников. — СПб., 2017.
10. Ахунова Э.Р. Музейные предметы как источник по изучению хозяйственной деятельности татар Западной Сибири // Вестник Омского гос. ун-та. Серия: Исторические науки. — 2016. — № 2 (10).
11. Тишкин А.А. Тишкина Т.В., Фролов Я.В., Филиппова О.Г. Археологические коллекции и отдельные находки в государственных, муниципальных и вузовских музеях Алтайского края в музеях Алтайского края // Известия Алтайского гос. ун-та. — 2016. — № 4.
12. Тишкин А.А. Научный потенциал археологического собрания Змеиногорского музея // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. — Вып. XX. — Барнаул, 2014.
13. Мамонтова О.С., Толкацкая А.С. Новые комплексы русской археологии Алтайского края в собрании Алтайского государственного краеведческого музея // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — Вып. 22. — Барнаул, 2016.
14. Толкацкая А.С. Археологические коллекции В.А. Мо-гильникова в собрании Алтайского гсоударственного краеведческого музея // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. — Барнаул, 2015.
15. Иванова Р.Г. Документальные коллекции музея истории Казанского государственного медицинского университета как исторический источник // Казанский медицинский журнал. — 2014. — Т. 95, № 4.
16. Бушуева Л.А. Личные коллекции профессоров Казанского императорского университета в фондах национального музея Республики Татарстан // Вопросы музео-логии. — 2012. — № 1 (5).
17. Будюкина Н.Н. Письма Великой Отечественной войны в контексте военной археографии (по материалам Тамбовской области) // Археография музейного предмета. — М., 2012.
18. Лапченко А.С. «Судьба человека сквозь письмо». Опыт исторического исследования (на материалах фондов музея истории политехнического университета) // Военная история: даты, факты, люди. Тенденции развития добровольчества в Санкт-Петербурге. — СПб., 2017.
19. Лебедева Н.Ю. Письма с фронта: современные аспекты изучения в условиях музея воинской славы // Источник. — 2015. — № 2.
20. Театральная энциклопедия Алтайского края. — Барнаул, 2017.
21. Абилова Р.О. Основные направления источниковедческой работы с фотодокументами из музейных коллекций в современной российской историографии // Филология и культура. — 2015. — № 2.
22. Андрианова Е.Н. Коллекции фотографий документального фонда государственного центрального музея современного искусства как источник по истории повседневности : дис. ... канд. ист. наук. — М., 2012.
23. Супонина Л.С. Музейные коллекции как источник по истории Алтайского округа в годы Первой мировой войны // Актуальные вопросы истории Алтая. — Барнаул, 2017.
24. Юсупова Е.Р. Фотоколлекция Алтайского государственного краеведческого музея как источник по истории Великой русской революции и Гражданской войны на Алтае 1917-1922 гг. // Актуальные вопросы истории Алтая. — Барнаул, 2017.
25. Овчарова М.А. Музейные коллекции как ресурс по изучению этнографической карты Сибири // Вестник Алтайского государственного педагогического университета: музееведение и сохранение историко-культурного наследия. — 2015. — № 24.
26. Терещенко Е.Ю. Музейные источники изучения морской культуры Кольского Севера (вопросы классификации и систематизации) // Общество: философия, история, культура. — 2016. — № 6.
27. Ярмухаметова А.К. Театральное наследие Казани в составе фондов национального музея Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 3.
28. Абрамова Ю.А. Музейные коллекции по истории горно-металлургического производства Алтая XVIII-XIX вв. как источник по истории науки и техники : авто-реф. дис. ... канд. истор. наук. — Томск, 2009.
29. Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. — М., 2015.
МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ИСТОРИОГРАФИЯ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты