УДК 94(470)"1917/1991"
Сельская Валентина Андреевна
Ярославский государственный медицинский университет
walentis59@mail.ru
ВЫБОР ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕЗИНОАСБЕСТОВОГО КОМБИНАТА (1928-1932 ГОДЫ)
Статья посвящена комплексному исследованию выбора места для строительства резиноасбестового комбината в период индустриализации СССР. Описывается выбор места комбината по общей сумме расходов на его строительство: транспортные издержки по доставке сырья и материалов и развозу готовой продукции комбината, стоимость стройматериалов, зарплата строителей, затраты на жилстроительство, а также обеспеченность путями сообщения, топливом, водой, энергией, рабочей силой. Раскрыты проблемы месторасположения девяти пунктов предполагаемого строительства: Москва, Кашира, Кинешма, Ярославль, Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Ростов-на-Дону и Калач. Показано подробное исследование пунктов наиболее вероятного строительства комбината - Москвы и Ярославля - по показателям рабочей силы и подготовки кадров на месте строительства, по зарплате рабочих, по расходу топлива, пара, электроэнергии, а также по обеспеченности земельным участком и жилищным строительством. Дан общий анализ разницы расходов в пользу строительства комбината в Ярославле. Предпринята попытка раскрыть основные причины, вследствие которых принимались попытки строительства комбината в Москве.
Кроме цифровых показателей, являющихся убедительными, автор приводит и другие причины, влияющие на место выбора строительства комбината, как-то: более равномерный процесс индустриализации по территории СССР и наиболее выгодное стратегическое положение Ярославля, расположение земельного участка у строящейся Ляпинской электростанции, значительно удешевляющее стоимость электроэнергии и пара. Особое внимание обращается на то, что при строительстве комбината в Ярославле разгрузится московский железнодорожный узел и облегчит напряженные центральные грузоперевозки.
Для анализа научных изысканий были использованы архивные данные. Материал статьи может быть использован при изучении и исследовании вопросов по истории химической промышленности Ярославского края, а также при подготовке учебных пособий, лекционных курсов и в качестве исторической справки.
Выдвинутый XVI съездом партии лозунг индустриализации страны предполагал строительство новых предприятий промышленности, целесообразно размещая их по территории страны [7]. В соответствии с первым пятилетним планом развития резиновой промышленности СССР было намечено строительство нового резиноасбестового комбината [11, с. 15-16].
Серьезным моментом в деле его строительства являлся выбор места строительства. Необходимо было максимально учесть интересы обороны страны (согласованность с Мобпланупромом ВСНХ СССР Л91), минимальные транспортные расходы по подвозу сырья и материалов и по развозу готовой продукции, а также обеспеченность путями сообщения, наименьшие затраты на строительство (стоимость стройматериалов, зарплата строителей, земельный участок), обеспеченность наиболее дешевым топливом, водой, энергией, дешевой рабочей силой соответствующей квалификации и наибольшей обеспеченностью рабочих жилплощадью, требующей наименьших затрат на жилстроительство. Правлением «Резинотреста» были намечены и обследованы 9 предполагаемых пунктов для будущего строительства: Москва, Кашира, Кинешма, Ярославль, Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Ростов-на-Дону и Калач [4, с. 32].
Вначале были исследованы транспортные расходы по подвозу сырья и материалов к указанным выше 9 пунктам и развозу продукции при использовании железнодорожных, водных и смешанных путей. Продукция комбината: текстильные изделия и регенерат - должны были использоваться на месте (и частично на резиновых заводах в Москве и Ленинграде), шины и изделия без шва предстояло развозить по всей территории Союза. Для установления потребности в продукции комбината исследовались емкости потребления отдельных авторынков за время с 1922 г. по 1927/28 г. [2, с. 99].
Исходя из этого, было понятно, что в течение ближайшего пятилетия емкость провинциальных рынков продолжит тенденцию к увеличению за счет более быстрой их наполняемости автомобилями (Украина с Донбассом, Северный Кавказ, Баку и др.) и за счет более быстрого износа шин в провинциях из-за неблагоустроенных дорог на территории последних. В результате, при существующих тарифных ставках, получилась следующая картина в порядке возрастания суммы общих расходов [2, с. 100] (см. табл. 1).
При высоких транспортных расходах по Ки-нешме, Нижнему Новгороду, Ульяновску, Воронежу и Калачу и других неблагоприятных показателях (отсутствие районных электростанций, привозное топливо, расположение на окраине -Ростов-на-Дону) дальнейшее исследование в отношении 7 пунктов пришлось прекратить, сосредоточив все внимание на Москве и Ярославле [2, с. 101]. Необходимо заметить, что при исчислении транспортных расходов на подвоз шин было при© Сельская В.А., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „^ № 4, 2015
Таблица 1
Транспортные расходы по доставке сырья и развозу готовой продукции
№п/п Пункты Подвоз сырья Развоз продукции Всего
нято месторасположение нового автомобильного завода в Москве. При строительстве нового автозавода в Ярославле (о чем Госплан СССР производил исследование), транспортные издержки по Ярославлю уменьшались на 150-200 тыс. рублей при соответственном увеличении таковых по Москве [2, с. 101]. Комбинат и автозавод необходимо было располагать в одном месте [1].
Президиум Моссовета считал целесообразным и желательным осуществление постройки резино-комбината в Москве, о чем в сентябре 1928 г. было принято соответствующее постановление [6].
Вследствие этого, в октябре 1928 г. Ярославский Губком ВКП(б) в своем постановлении поручил секретариату Губкома поставить вопрос перед ЦК ВКП(б) о необходимости постройки нового резинового комбината в городе Ярославле, ссылаясь на его весьма благоприятное географическое и стратегическое положение: наличие широко развитой сети железных дорог и водных путей [9]. Аналогичное решение было принято также Ярославским Губисполкомом [11, с. 17-18].
Для решения вопроса о месте строительства комбината - в Москве или Ярославле - Резинотре-стом были произведены более тщательные исследования, вплоть до выезда экстренных комиссий на места [2, с. 101]. Для строительства комбината необходимо было выбрать тот пункт, который вызовет: наименьшие расходы на рабочую силу и подготовку кадров на месте, получение дешевого топлива и электроэнергии на месте, наименьшие расходы на строительство зданий комбината [3].
Однако суть вопроса о рабочей силе заключалась еще в уровне зарплаты в этих пунктах. Несмотря на принятую регулирующими органами одинаковую зарплату в однородных производствах, она была разная. Объяснение этому - различный материальный уровень жизни по отдельным районам, что подтверждалось различной стоимостью полного бюджетного набора из 40 товаров по главнейшим городам Союза. Так, среднемесячная стоимость его по Москве за 1927 г. - 24 рубля 68 копеек, а по Ярославлю - 20 рублей 42 копейки, что дает разницу 17,3%, а соответствующие данные на 1 февраля 1928 г. дают разницу 18,3% [5].
Если обратимся к изучению зарплат однородных производств в обоих пунктах, то констатируем, что:
а) Трест «Лакокраска» коллективным договором ЦК Союза химиков определял зарплату для ярославских заводов на 20% ниже зарплаты московских заводов.
Фактическая зарплата за три квартала 1927/28 гг. по краскотерочному цеху того же треста при одинаковом оборудовании, при одной и той же квалификации рабочей силы в Ярославле ниже на 22% против зарплаты Краснопресненского красочного завода. Зарплата же среднего рабочего по этим заводам показывает разницу 28%.
б) «Автотрест», имея предприятия в Москве и Ярославле, коллективным договором с Ярославским отделом Союза Металлистов для ярославских рабочих и с московским Отделом того же Союза для рабочих завода «АМО» определяет зарплату для Ярославля ниже на 5% против Москвы. Фактическая же зарплата заводов «Автотреста» за 9 месяцев 1927/28гг. по Ярославлю ниже на 20,3%.
в) Фактическая зарплата за 1 полугодие 1927/28г. рабочих текстильной фабрики «Красный Перекоп» в Ярославле по данным ВТО ниже уровня зарплаты текстильных фабрик, расположенных в Москве [2, с. 103].
Исходя из приведенных показателей и приняв во внимание, что г. Ярославль был отнесен ко второму поясу по тарификации зарплаты, можно прийти к выводу, что к концу пятилетки, когда комбинат будет эксплуатироваться при полной нагрузке,
уровень зарплаты по однородному производству в Ярославле должен быть ниже на 15% против уровня зарплаты г. Москвы.
Приняв существующий средний заработок для резинщиков шинного производства завода «Красный Треугольник» и для текстильщиков в Москве в 1927/28г. повысив его на 24% для текстильщиков, согласно контрольных цифр по пятилетке, и на 12% для резинщиков, мы получили общий фонд зарплаты рабочих и служащих для Москвы в сумме 9167 тыс. руб., а для Ярославля - в сумме 7810 тыс. руб. [2, с. 104].
Расположив предприятие в Москве, нужно было строить собственную паросиловую установку и подвозить 36-40 тыс. тонн подмосковного или 19 тыс. тонн донецкого угля. При расположении же комбината в Ярославле на расстоянии 200 метров от Ляпинской районной электростанции не надо было строить паросиловую установку, так как здесь можно было организовать комбинированное питание паром и электроэнергией от Ля-пинской станции, работающей на местном торфяном топливе. В таком случае часть энергии могла быть получена из технологического пара, почему и стоимость ее могла быть ниже. По заключению эксперта Резинотреста, выезжавшего в Ярославль для обследования грунта на участке близ Ляпин-ской станции и топливных условий, годовая стоимость пара и энергии ориентировочно определялась на 25 тыс. рублей дешевле в Ярославле, чем в Москве [2, с.105]. Что же касалось исследования запасов торфа [10], то в материалах Ярославского Губплана значилось, что Ляпинская электростанция при доведении мощности ее до 44 000 кв. обеспечена торфом на 40-50 лет.
Суммируем ежегодные расходы по всем статьям применительно к двум пунктам (в тыс. руб.) [2, с. 106] (табл. 2).
Необходимо рассмотреть и другие вопросы строительства комбината, касающиеся выбора места его строительства: выбор участка земли, стоимость строительства зданий и жилстроительство.
При выборе участка земли в Москве экономически целесообразным было бы (в целях укрупнения предприятия) расположить комбинат у завода «Каучук» или у завода «Красный богатырь». Но отсутствие свободных и подходящих участков земли исключает такое решение вопроса. Поэтому в Москве был найден участок за чертой окружной железной дороги на высоком правом берегу Москва-реки между бывшей деревней Верхние Котлы и бывшим селом Коломенским.
В Ярославле были обследованы два участка: Полушкина Роща на правом берегу Волги (в 500600 метрах от города) и участок на левом берегу у Ляпинской электростанции, на расстоянии 1 км от слободы Тверицы, насчитывающей 15 тыс. жителей. Заключение эксперта гласило: «участок, расположенный рядом с Ляпинской станцией, ровный, сухой, песчаный, покрыт сосняком достаточно больших размеров и вполне пригоден для расположения на нем завода и поселка».
Стоимость строительства. В результате исследования этого вопроса специально выезжавшей в Ярославль комиссией, стоимость строительства по трем пунктам была определена в следующих размерах (в тыс. руб.) [2, с. 107] (см. табл. 3).
Итак, стоимость строительства в Ярославле у Ляпинской станции на 2 млн. 100 тыс. руб. дешевле, чем в Москве.
Таблица 2
Сравнение издержек по основным статьям расхода при строительстве комбината в Москве и Ярославле
Статьи расхода (тыс. руб.) Москва Ярославль
Всего 12609 11440
Разница в пользу Ярославля - 1169 тыс. руб.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2015
Таблица 3
Расходы по строительству комбината в Москве и Ярославле (в Полушкиной Роще и у Ляпинской электростанции)
Статьи расхода Москва Ярославль
у Полушкиной Рощи у Ляпинской электростанции
Заводские здания 25х340 - 8500 22,5х340 - 7650 22,5х340 - 7650
Вспомогательные 23х70 - 1610 20,5х70 - 1435 20,5х70 - 1435
Оборудование 1400 1400 900
Здание 23х25550 20х25500 300
Электростанция 75х4300 75х4300 100
Линия передачи 19000х3м 95 19000х5м 95 Провод - - 125х400 50
Подъездные пути 100 20 Очистка пром вод 50 50 50
Водопровод - 50 Тов. платф., проч. 150 150 150
ВСЕГО 12755 11650 10645
Жилстроительство. Намеченная производственная программа на 1930/31 год - год пуска комбината - может быть осуществлена при наличии 1700 рабочих. При условии набора основной массы рабочих на месте, можно было надеяться, что, как в Москве, так и в Ярославле, 50% из них будут иметь жилища, тогда к пуску предприятия необходимо будет обеспечить жильем 850 рабочих, а с семьями - 2100 человек. Стоимость 1 куб. м. строительства жилья в Москве оценивалась в 27 руб. 50 коп., в Ярославле - 25 рублей. При таком расчете (во время жилищного кризиса, особенно в Москве) предстоящие затраты на жилфонд в Москве определялись в сумме 3180 тыс. руб., а по Ярославлю в 2890 тыс. рублей [2, с.108].
В заключение необходимо отметить, что месторасположение предприятия определялась не только цифровыми показателями, хотя и являющимися наиболее убедительными, но и целым рядом других весьма существенных моментов. К числу главных из них нужно отнести:
Таким образом, исследовав все имевшиеся по этому вопросу материалы за 1928 год, можно убедиться, что наиболее целесообразным пунктом постройки резиноасбестового комбината был г. Ярославль.
Однако, несмотря на все очевидные преимущества г. Ярославля, решение вопроса о выборе места затягивалось и задерживало его строительство [8]. Поэтому еще раз в 1930 г. Резинотрест представил расчеты и материалы в Главхим ВСНХ для всесторонней проверки. При Главхиме ВСНХ была создана специальная Комиссия в составе представителей от ЦК Союза Химиков, Военного Ведомства, Моссовета и Резинотреста, которая в течение ноября тщательно проверила представленные Резино-трестом расчеты и вынесла решение о необходимости постройки комбината в Ярославле.
Для окончательного решения вопрос был перенесен в Президиум ВСНХ, где в особом совещании с представителями от Моссовета, ЦК Союза Химиков и Военного Ведомства было внесено постановление, подтверждающее решение о постройке комбината в Ярославле [4].
Библиографический список
Повседневная жизнь учителей Костромского края в годы Великой Отечественной войны
(Постановление Ярославского Губкома ВКП(б) о строительстве новых промышленных предприятий в г. Ярославле от 1 октября 1928 г.)
УДК 94(470)"1941/1945"
Белов Андрей Михайлович
доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Belovi_1957@mail.ru
Белова Наталья Андреевна
кандидат исторических наук Институт этнологии и антропологии Российской академии наук
Natale4ka@inbox.ru
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧИТЕЛЕЙ КОСТРОМСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ*
В статье поднимаются проблемы и рассматриваются повседневные трудности костромских учителей в годы Великой Отечественной войны. Подробно анализируется влияние партии на жизнь учителей: общественно-политическая нагрузка учителей, реализация программы Всеобщего обучения, а также роль педагогов в воспитании гражданских и патриотических чувств детей и подростков, организация политико-просветительной работы среди взрослого населения Костромского края. Помимо этого в статье описываются и производственные трудности, с которыми приходилось сталкиваться учителям: организация учебного процесса, подготовка школы к учебному году (заготовка дров, утепление, проведение воскресников). В течение Великой Отечественной войны, помимо общественной и педагогической нагрузки, учителя работали на производстве: заготавливали дрова, оказывали помощь колхозам и совхозам, трудились на заводах в составе рабочих бригад. Подробно анализируется материальное положение советских педагогов в годы войны, размер зарплаты, количество налогов и сборов в фонд государства, а также проводится сравнительный анализ цен и доходов учителей в этот период. В статье используются воспоминания учителей о том сложном периоде для всей страны.
обращения к ратному труду, подвигам фронтовиков и к изучению вклада в общее дело победы тружеников тыла - тех, кто напрягаясь и отдавая все силы, ковал общее дело победы. В этой статье мы хотели бы рассказать о повседневной жизни учителей Костромского края в годы Великой Отечественной войны.
С началом Великой Отечественной войны число учителей значительно сократилось, прежде всего, в связи с их призывом, а также массовым добровольным вступлением в армию. Только в Москве с конца 1941 года по июль 1942 года в армию были призваны 1873 педагога, добровольно вступили в ряды народного ополчения 2300 представителей столичной учительской интеллигенции [10, с. 62]. В Ярославской области, в состав которой тогда входил и Костромской край, за 1941-1942 гг. в ряды Красной Армии было мобилизовано свыше тысячи работников образования [13, с. 295-297]. Помимо этого часть учителей направлялась на укрепление детских домов и интернатов, число которых на начальном этапе войны стремительно возрастало [14,
* Статья издается при поддержке РГНФ №15-31-11109 «Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности в развитии российского общества».
© Белов А.М., Белова Н.А., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2015