Спросить
Войти

Правовое положение категорий совхозного социума России в 1930-1950-х гг. (по материалам Европейского Севера РСФСР)

Автор: указан в статье

А.И. Трофимова*

Правовое положение

категорий совхозного социума России в 1930-1950-х гг. (по материалам Европейского Севера РСФСР)

Аннотация. Предметом исследования настоящей статьи служит правовое положение категорий совхозного социума России в 1930-1950-х гг. Изучение эволюции и особенностей правового статуса социальных слоев совхозов является важной вехой в выяснении природы совхозного уклада рассматриваемого периода, поскольку разница правового положения во многом определяла стратификацию совхозного сообщества и служила ведущим фактором социально-трудовых отношений. Немаловажным представляется изучение общих особенностей правового положения работников совхозов, что позволяет сравнить их позиции с позициями колхозников и городского пролетариата. Методологической основой исследования являются диалектические методы познания, опора на значительный круг разнообразных источников и литературы по проблеме. Изучение материалов проводилось при помощи сравнительно-исторического, проблемно-хронологического и системного методов. Научная новизна работы заключается в том, что впервые была проведена комплексная реконструкция правового положения категорий совхозного социума России в 1930-1950-х гг. Ранее исследователи не обращались специально к данной проблеме. Показано, что государство, наделяя работников совхозов статусом индустриального пролетариата, определило их преимущественное положение в сельском социуме.

Совхозы, несомненно, явились оригинальным изобретением Советского государства. Как государственные предприятия они должны были нести на себе основное бремя модернизации сельского хозяйства, превратив его со временем в отрасль промышленного производства. Попутно при этом решалась проблема преобразования «темного» крестьянства в передовой, лояльно настроенный по отношению к советской власти пролетариат. Совхозный социум, будучи искусственно созданным волей законодателя, претерпевал в своем развитии весьма интересные, а порой неожиданные моменты, что во многом обуславливалось особенностями правового положения входящих в его состав категорий. Перейдем к рассмотрению данной проблемы.

Проблемы правового обеспечения функционирования совхозного уклада были предметом изучения исключительно ученых-юристов. Следует отметить несколько работ, посвященных совхозам: монографию академика Г.А. Аксенен-ка «Правовое положение совхозов в СССР»1,

1 Аксененок Г.А. Правовое положение совхозов в СССР. М., 1962. 302 с.

коллективную работу авторов Казахского государственного университета им. С.М. Кирова «Правовые вопросы организации и деятельности совхозов»2, монографию Е.А. Пановой «Применение в совхозах Положения о государственном предприятии (по вопросам труда)»3, а также ряд работ Н.И. Коваленко, который исследовал особенности правового положения совхозов в различные периоды их деятельности4. Специфика эволюции юридического статуса работников совхозов специально не изучалась.

Правовой статус сотрудников совхозов сильно отличался от статуса работников колхозов — им

2 Правовые вопросы организации и деятельности совхозов. М., 1959. 292 с.
3 Панова Е.А. Применение в совхозах положения о государственном предприятии. М., 1969. 160 с.
4 См.: Коваленко Н.И. Некоторые вопросы правового положения совхозов в период строительства коммунизма // Советская юстиция. 1963. № 8. С. 3-5; Он же. Правовое положение совхозов на различных этапах строительства коммунистического общества в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1963; Он же. Некоторые вопросы правового положения совхозов // Вопросы советского гражданского права. М., 1964. С. 157-194.

© Трофимова А.И., 2014

* Трофимова Анастасия Игоревна — соискатель кафедры отечественной истории, Вологодский государственный педагогический университет. [makhova.a@rambler.ru] 160035, Россия, г. Вологда, пр-т Победы, д. 37.

полагалась гарантированная денежная заработная плата, выдаваемая дважды в месяц, премиальные вознаграждения, обеспечение спецодеждой и общественным питанием, надбавки за выслугу лет, право на получение приусадебного участка, вступления в профсоюзные и общественные организации. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (далее — ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (далее — СНК) СССР от 23 июня 1931 г. «О социальном страховании» было определено, что члены профсоюза, занятые в обобществленном секторе, должны обеспечиваться по временной нетрудоспособности, инвалидности, старости и в случае потери кормильца5. Введенные в 1932 г. советские паспорта распространялись на всех работников совхозов, кроме выходцев из социально-подозрительной среды6.

Взаимоотношения работников и работодателя (государства в лице совхоза) регулировались общими нормами трудового законодательства СССР и РСФСР и фиксировались в трудовом договоре, заключаемом при найме в совхоз. Трудовой договор обусловливал род деятельности по определенной специальности, профессии или служебной должности, мог уточнять конкретное отделение, ферму, участок, бригаду, где должен был трудиться вновь принятый. Зачисление в штат совхоза производилось только по письменному приказу директора совхоза. Перевод на другую работу производился только с согласия работника7. Совхоз, со своей стороны, был обязан предоставить рабочему жилье (которое в 1930-х гг. чаще всего строилось силами самих рабочих), общественное питание и спецодежду, обеспечить культурно-бытовое обслуживание, организовывать профессионально-техническое обучение с сохранением заработной платы за время обучения, гарантировать охрану труда.

Правовой режим труда и отдыха сотрудников совхозов определялся действующим общим трудовым законодательством. В основном в совхозах применялась прерывная и непрерывная семидневная рабочая неделя. При непрерывной рабочей неделе день отдыха предоставлялся поочередно через каждые шесть дней на седьмой по графику, устанавливаемому управляющим отделением (фермой). До 1940 г. применялся семичасовой рабочий день. В июне 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета (далее — ВС) СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»8, а также Постановлением СНК СССР «О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на восьмичасовой рабочий день»9 был удлинен рабочий день, снижены расценки на производимые работы, одновременно увеличены нормы выработки.

В годы Великой Отечественной войны в совхозах РСФСР был установлен одиннадцатичасовой рабочий день, увеличиваемый в страдную пору до 16 часов10. Уход из совхоза или переход на другое предприятие теперь могли быть осуществлены только с разрешения директора, вводилась судебная ответственность за прогулы без уважительных причин, что на практике применялось редко. В частности, в сентябре 1942 г. в совхозе «Бушуиха» Грязовецкого района Вологодской области массовые прогулы были распространенным явлением, борьба с этим не велась: «По 50 человек не выходят на работу, а бригадиры и управляющие молчат», — отмечалось на партсобрании этого коллектива11. В 1956 г. Указом Президиума ВС СССР отменялась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятий и за прогул без уважительной причины12.

В 1959—1960 гг. был осуществлен переход на семичасовой рабочий день на всех предприятиях страны, в том числе и в совхозах13. В период сельскохозяйственных кампаний допускалось, с предварительного разрешения профсоюза и рабочкома совхоза, применение сверхурочных работ, в таких случаях трудовой день мог составлять 10—12 часов14. Всем постоянным работникам совхозов, проработавшим не менее одиннадцати месяцев в данном совхозе, один раз в году предоставлялся очередной отпуск продолжительностью двенадцать календарных дней15.

5 Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР (далее — СЗ СССР). 1931. № 41. Ст. 283.
6 Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» // Собрание законов и распоряжений. М., 1934. С. 821-823.
7 Панова Е.А. Правовое регулирование труда в совхозах. М., 1960. С. 22-24.
8 Указ Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». URL: http://www.lawmix.ru/docs_cccp/7088./
9 Постановление СНК СССР от 26 июня 1940 г. «О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на 8-часовой рабочий день». URL: http://www. lawmix.ru/sssr/15265
10 Вологодский областной архив новейшей политической истории (далее ВОАНПИ). Ф. 1921. Оп. 1. Д. 135. Л. 18.
11 ВОАНПИ. Ф. 22. Оп. 1. Д. 60. Л. 54.
12 Указ Президиума ВС СССР от 25 апреля 1959 г. «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины» // Ведомости ВС СССР. 1956. № 10. Ст. 203.
13 О мероприятиях по завершению перевода в 1960 г. всех рабочих и служащих на сокращенный рабочий день. Материалы V сессии Верховного Совета СССР пятого созыва (май 1960 г.). М., 1960. С. 37-38.
14 ВОАНПИ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 20. Л. 21.
15 Панова Е.А. Правовое регулирование труда в совхозах.

Правовое положение работников совхозов заметно отличалось от статуса сотрудников иных предприятий или организаций в области ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. В 1933 г. совхозам было предоставлено право наделения своих рабочих и служащих приусадебными участками16. С 1933 г. по 1940 г. размер предоставляемого участка ограничивался 0,25 га, с 1940 г. по 1947 г. — 0,15 га, с 1947 г. по 1963 г. — от 0,30 до 0,50 га в зависимости от географического положения17. Наделение производилось на бессрочной бесплатной основе в пользование всей семье работника совхоза с условием, чтобы освоение участков было начато в год отвода, а жилищное строительство — в течение трех лет с момента отвода. Работники совхозов были не в праве сдавать в аренду эти участки или переуступать их другим лицам18. Отводимые участки подразделялись на приусадебные и огородные. На приусадебных участках работники совхозов имели право возводить на праве личной собственности жилой дом и хозяйственные постройки, выращивать овощные и зерновые культуры, разводить сады и держать скот (это право было предоставлено в 1938 г.)19 в ограниченных пределах. Огородные участки выделялись исключительно под огороды20. Кроме того, совхозы бесплатно предоставляли пастбищные и сенокосные угодья для обеспечения кормовой базы личного

16 Впервые это право было предоставлено в 1933 г. Постановлением СНК СССР от 22 декабря 1933 г. «О разукрупнении зерновых совхозов» (Собрание законодательства СССР. 1933. № 74. Ст. 453), однако наиболее полно было выражено в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 июля 1939 г. «О приусадебных участках рабочих и служащих, сельских учителей, агрономов и других не членах колхозов, проживающих в сельской местности» (Собрание Постановлений Правительства СССР (далее — СП СССР). 1939. № 47. Ст. 362), а в дальнейшем расширено Постановлением СМ СССР от 17 июня 1947 г. «О наделении приусадебными участками постоянных рабочих, специалистов и служащих совхозов и об оказании им помощи в строительстве собственных жилых домов» (URL: http: tehnorma.ru/ doc_ussrperio d/textussr/ussr_4645.htm).
17 См.: Коваленко Е.И. Землепользование совхозных рабочих, служащих и специалистов // Пермский университет. Ученые записки. Т. 327: Вопросы гражданского, трудового и земельного права. 1976. С. 168-177.
18 Постановление СНК СССР от 18 января 1929 г. «О порядке планирования сельского хозяйства и сельскохозяйственного кредита». URL: www.Consultant.ru/document/ cons_doc_ESU_28472; Постановление СНК СССР от 22 декабря 1933 г. «О разукрупнении зерновых совхозов» // Собрание законодательства СССР. 1933. № 74. Ст. 453.
19 Постановление СНК СССР от 30 сентября 1938 г. «О количестве скота, находящегося в индивидуальном пользовании работников совхозов» // СП СССР 1938. № 45. Ст. 268.
20 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 июля 1939 г. «О приусадебных участках рабочих и служащих, сельских учителей, агрономов и других не членах колхозов, проживающих в сельской местности» // СП СССР. 1939. № 47. Ст. 362.

скота рабочих21. Эти участки не закреплялись за работниками, а отводились на год в разовое пользование из фонда свободных земель22.

За совхозами закреплялось право контроля за использованием приусадебных и огородных участков, при этом земля переходила из резервного совхозного фонда в категорию земель, выделенных рабочим и служащим совхоза. Работники были вправе требовать защиты своих интересов как землепользователей, в том числе от неправомерных посягательств самого совхоза. Личные подсобные хозяйства работников облагались обязательными поставками сельхозпродуктов. В частности, в 1939—1940 гг. семья рабочего вологодского совхоза в среднем в счет госпоставок отдавала 270 л молока и 36 кг мяса в год23. В 1957 г. обязательные поставки были заменены денежным сельхозналогом24.

Таким образом, общее правовое положение работников совхозов мало отличалось от правового положения рабочих промышленности, статутный характер имели лишь те нормы, которые касались их как жителей сельской местности. Перейдем к рассмотрению особенностей юридического статуса конкретных категорий работников совхозного производства РСФСР в 1930-1950-х гг.

Первым лицам совхозов, к которым мы можем отнести директоров и начальников политотделов первого призыва (1933—1940 гг.), государство делегировало значительный круг прав, полномочий и обязанностей. Порядок назначения и снятия с должности директора совхоза сложился к середине 1930-х гг. и сохранялся до конца 1950-х гг. Назначаемый директор, кандидатура которого подбиралась трестами или выбиралась из кадрового резерва директоров Народного комиссариата совхозов РСФСР, вызывался лично для утверждения соответствующим наркомом (министром), вместе с которым был обязан явиться для заслушивания и освобождаемый директор. На вновь назначаемого директора предоставлялись следующие документы: личный листок по учету кадров, автобиография, справка за подписью руководителя треста (начальника управления) с указанием причин снятия или освобождения с предыдущего места работы, а также с указанием объективных данных на вновь назначаемого директора25. По итогам

21 Отдел документов социально-политической истории государственного архива Архангельской области (далее — ОДСПИ ГААО). Ф. 290. Оп. 2. Д. 1424. Л. 78 об.
22 См.: Аксененок Г.А. Правовое положение совхозов в СССР. С. 174.
23 ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп. 2. Д. 178. Л. 25.
24 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июля 1957 г. «Об отмене обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих» // Правда. 1957. 4 июля.
25 Распоряжение № 155 по Наркомату зерновых и животноводческих совхозов РСФСР от 11 октября 1937 г. «О поличного собеседования кандидат утверждался на должность.

Правовое положение директоров впервые было законодательно закреплено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. с изменением, внесенным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1937 г. «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов»26. В целях укрепления правового статуса директоров были расширены их полномочия по управлению хозяйствами: право назначать и смещать весь административный и технический персонал совхозов, за исключением заместителя директора и главного бухгалтера; распоряжаться в пределах утвержденного промфинплана и лимитов всеми средствами совхозов; устанавливать конкретные объемы строительства, за исключением сверхлимитных; непосредственно заключать, в пределах ассигнований на соответствующие мероприятия, всякого рода хозяйственные договоры.

Статус директоров конкретных хозяйств был зафиксирован в положениях о совхозах и доверенностях директорам от трестов. Каждый трест совхозов имел свои «Общие положения о совхозе» и типовые доверенности директорам на управление совхозом. Так, согласно «Общим положениям о совхозе треста пригородных хозяйств Северной области РСФСР» от 1937 г., «Положению» от 1940 г., директор действовал на основе единоначалия под общим руководством и наблюдением треста, он распоряжался имуществом и средствами совхоза, совершал все операции, которые входили в круг деятельности совхоза, нес ответственность за выполнение установленных планов, хозяйственное ведение дел, правильность использования сельхозпродукции, соблюдение договорной, сметной и финансовой дисциплины27.

Через выдачу доверенностей тресты совхозов Европейского Севера РСФСР уполномочивали директоров совхозов нанимать и увольнять работников в пределах утвержденных штатов, приобретать и отчуждать всякого рода имущество, сдавать или нанимать в аренду помещения, открывать и

рядке представления к снятию и назначению директоров совхозов» // Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. А317. Оп. 1. Д. 1. Л. 130.

26 Постановление ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. с изменением от 27 сентября 1937 г. «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов» // Собрание законодательства СССР. 1935. № 60. Ст. 485; 1937. № 65. Ст. 291.
27 Постановление Северного областного исполнительного комитета от 22 июня 1937 г. «Общие положения о совхозе треста пригородных хозяйств Северной области РСФСР» // Государственный архив Архангельской области (далее — ГААО). Ф. 2059. Оп. 1. Д. 4. Л. 99; Решение Архангельского областного исполнительного комитета от 10 января 1940 г. «Об утверждении Положения о совхозе треста специализированных совхозов» Ф. 3474. Оп. 11. Д. 126. Л. 25.

закрывать счета в Госбанке, пользоваться кредитом в интересах хозяйства, принимать к платежу и выдавать обязательства, подписывать денежные документы, совершать иные операции, включая получение и сдачу наличных денег, отправление и получение от имени и в адрес совхоза грузов и корреспонденции, передавать полномочия по доверенности в целом или в части. Несмотря на то, что доверенности были адресными, основное их содержание было стандартным и принципиально не отличалось по всем совхозам страны28. Известны случаи, когда и этих прав и обязанностей директорам было мало. В частности, постановление совещания директоров совхозов Архангельской области от 2 декабря 1938 г. обязало их самих «положить в основу своей работы политическое воспитание рабочих и служащих совхозов»29.

На протяжении 1930-1940-х гг. правовое положение директоров совхозов практически не менялось. Они оставались агентами от имени и по поручению государства по управлению совхозным имуществом, действовавшими в жестких рамках планов и инструкций, спущенных сверху. В 1950-х гг. полномочия директоров изменились в сторону расширения оперативно-хозяйственной самостоятельности и распределения прибыли совхозов30. Важнейшим актом стало Постановление Совета Министров (далее — СМ) СССР от 9 августа 1955 г. «О расширении прав директоров предприятий»31, которое отчасти распространялось и на совхозы. Законодательно был определен круг основных обязанностей директора: обеспечивать выполнение государственных планов производства и поставки продукции, планов капитального строительства, широкое внедрение новой техники в производство, улучшение организации производства и организации труда, систематическое повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, своевременное выполнение всех обязательств перед бюджетом, поставщиками и банками, а также улучшение культурно-бытовых условий и условий труда рабочих и служащих предприятия. Выпол28 Там же.

29 Постановление совещания директоров совхозов Архангельской области от 2 декабря 1938 г. // ГААО. Ф. 2059. Оп. 1. Д. 17. Л. 1.
30 Стенограмма совещания у заместителя министра финансов СССР тов. Гарбузова В.Ф. с работниками управления финансирования сельского хозяйства Министерсвом финансов СССР от 22 декабря 1955 г. // Российский государственный архив экономики (далее — РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 44. Д. 732. Л. 97; Постановление Пленума ЦК КПСС от
31 января 1955 г. «Об увеличении производства продуктов животноводства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: в 5 т. Т. 4. М., 1968. С. 182-190.
31 Постановление СМ СССР от 9 августа 1955 г. «О расширении прав директоров предприятий» // Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: в 4 т. Т. 4. М., 1958. С. 451.

нение указанных задач потребовало существенно расширить правовые полномочия директора.

Из делопроизводственной документации совхозов и трестов/управлений совхозов Европейского Севера РСФСР 1950-х гг. следует, что теперь директора сами вносили изменения в планы производства, принимали заказы на продукцию подсобных отраслей, реализовывали лишние материалы и оборудование, транспортные средства и инструменты, лично утверждали и изменяли структуру и штаты отделений и ферм, устанавливали и изменяли оклады сотрудников и т.д. Таким образом, объемно-правовой статус директоров совхозов в рассматриваемый период значительно повысился.

Штат сотрудников политотделов формировала специальная комиссия республиканских/ краевых/областных комитетов Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (далее — ВКП(б)). Кандидатуры на должность начальника политотдела утверждались Секретариатом Центрального Комитета ВКП(б)32. Политотдельцы набирались преимущественно из городской среды рабочих и служащих, лучших членов ВКП(б).

Правовое положение начальников политотделов совхозов было определено резолюцией Пленума ЦК и Центральной Контрольной Комиссии (далее — ЦКК) ВКП(б) «Цели и задачи политических отделов МТС и совхозов»33, а также огромным корпусом приказов и распоряжений Политического Управления Наркомата совхозов (ПУНСа). В 1930-е гг. начальник политотдела совхоза, возглавляя всю политическую, партийно-массовую работу, имел право вмешиваться в хозяйственную деятельность совхоза, финансово-экономические и производственные проблемы, совершать кадровые перестановки, в том числе производить чистку совхозных кадров. Наравне с директором начальник политотдела был ответственен за полное и своевременное выполнение плана сдачи товарной продукции. Кроме того, к компетенции начальника политотдела относились вопросы организации труда, досуга и быта, производственного обучения, формирования и укрепления постоянных отделений бригад, налаживания дисциплины труда, развития ударничества и соцсоревнования.

В результате столь широкого круга полномочий начальники политотделов скорее напоминали хозяйственных руководителей, следовательно, правовое положение руководителей политотделов во многом было идентичным положению директоров, что, в отсутствие четкого разделения функций, оказывало заметное влияние на деловые отношения внутри совхозов, а именно порождало конкуренцию между директором и начальником политотдела. Ситуация усугублялась тем, что политотделы имели право ходатайствовать в вышестоящих инстанциях по вопросу снятия директоров с работы, а у директоров таких полномочий в отношении начальников политотделов не было, чем последние широко пользовались.

Таким образом, в развитии правового положения высшего слоя совхозных руководителей можно выделить два основных периода. Первый приходится на 1930-е гг., когда статус первого лица совхоза директоры были вынуждены делить с начальниками политотделов; во второй период (1940-1950-е гг.) — правовое положение директоров последовательно укреплялось и совпадало с их статусом первого лица.

Правовой статус совхозных менеджеров, к числу которых принято относить заместителей директоров, управляющих отделениями, заведующих фермами, начальников цехов, начальников стад, кладовщиков, звеньевых, контролеров, работников счетного аппарата, то есть всех тех, кто непосредственно организовывал производственный процесс, определялся их ролью как оперативных руководителей совхозного производства. Объем предоставляемых прав значительно различался по внутренним группам управленцев. Самые значительные полномочия предоставлялись заместителю директора и главному бухгалтеру. Так, в обязанности заместителя входило обеспечение совхоза материалами и оборудованием, хранение продукции и иных материальных ценностей, руководство строительством и капитальным ремонтом34. При необходимости, например в случае отсутствия директора, к заместителю переходили функции директора со всеми вытекающими правами и обязанностями35. Заместители назначались по представлению директора вышестоящей организацией, в ведении которой находился совхоз.

Главный бухгалтер, возглавляя счетно-бухгалтерский аппарат совхоза, организовывал учет и контроль за использованием всех денежных средств и товарно-материальных ценностей совхоза. Кроме того, наряду с другими менеджерами, он обеспечивал внедрение хозрасчета во все звенья производства, отвечал за точный и своевременный учет выполненных работ, правильность начисления заработной платы и соблюдение лимитов по фондам зарплаты и другим затратам, участвовал в разработке промфинпланов

32 См.: Богденко М.Л., Зеленин И.Е. Совхозы СССР. Краткий исторический очерк. М., 1976, С. 66.
33 Резолюция Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) «Цели и задачи политических отделов МТС и совхозов» // Материалы объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б). Январь 1933 г. Л., 1933. С. 182-192.
34 Положение о старших специалистах совхозов. Утверждено приказом Министра совхозов СССР 29 апреля 1949 г. // Справочник по составлению промфинпланов совхозов на 1955 г.: Ч. 11-1У: справочные материалы. М., 1955. С. 548.
35 ГААО. Ф. 2059. Оп. 1. Д. 4. Л. 99.

и других мероприятий, обеспечивающих снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности хозяйства36. Главный бухгалтер назначался и освобождался от работы вышестоящей организацией (трестом или управлением сельского хозяйства региона) по представлению директора совхоза и с согласия главного бухгалтера этой вышестоящей организации. Такой порядок назначения и освобождения от должности делал их независимыми от директоров совхозов в вопросах организации учета и контроля за расходованием и сохранением средств хозяйства. В административном отношении он был подчинен директору совхоза, а в отношении порядка и методов ведения бухгалтерского учета и составления отчетов — главному бухгалтеру вышестоящей организации. Если в результате действий главного бухгалтера или его подчиненных был допущен обман или причинен ущерб государству, он нес материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность. Такой порядок сложился еще в 1928 г. с принятием Постановления СНК СССР «О правах и обязанностях главных и старших бухгалтеров в учреждениях и хозяйственных организациях обобществленного сектора»37 и закреплен аналогичными постановлениями в 1932, 1935 и в 1947 гг.38

Таким образом, заместитель директора и главный бухгалтер обладали значительным объемом прав по управлению и распределению совхозной собственности, контролировали пирамиду управления в коллективе.

Основными производственными единицами в растениеводческих совхозах были отделения, в животноводческих — фермы, административно-хозяйственное руководство которыми осуществляли в них управляющие, назначаемые директором соответствующего треста или управлением сельского хозяйства по представлению директора совхоза. В функции управляющего входило руководство производственным процессом отделения или фермы, соответственно он нес полную ответственность за состояние дел на отделениях или фермах, что было определено уже в Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 ноября 1931 г. «О работе зерновых совхозов»39. Управляющий имел полномочия направлять работу бригадиров, специалистов, звеньевых, контролировать правильность использования основных средств производства, контролировать расходование лимитов по зарплате, расходование кормов и материалов в соответствии с нормами. Кроме того, управляющий нес ответственность за состояние дисциплины труда в отделении или на ферме, а также составлял планы-наряды для бригад и проверял их выполнение40.

Управляющий являлся одним из ведущих руководящих работников совхоза, непосредственным организатором производства на конкретном участке, а потому пользовался широким кругом прав для решения своих задач. Прием, освобождения или перемещения работников отделения или фермы производились только с согласия управляющего. Он имел право накладывать дисциплинарные взыскания на подчиненных, а также распределять премиальный фонд подразделения41.

Основной производственной единицей в совхозах с 1932—1933 гг. являлась бригада42. Правовой статус бригады был закреплен только в 1954 г. «Положением о производственных бригадах совхозов», утвержденным Министерством совхозов СССР43. Количество и размер бригад определялись директором совхоза с последующим утверждением в тресте совхозов или управлении сельского хозяйства региона. В совхозах Европейского Севера РСФСР бригада, как правило, состояла из 20—30 человек44. Бригадир, назначаемый директором совхоза, являлся руководителем и организатором работ в бригаде, он был обязан организовывать работу, инструктировать рабочих, помогать в устранении неполадок в работе механизмов, расставлять рабочих по местам,

36 Положение о старших специалистах совхозов. Утверждено приказом Министра совхозов СССР 29 апреля 1949 г. // Справочник по составлению промфинпланов совхозов на 1955 г. С. 550.
37 Постановление СНК СССР от 9 августа 1928 г. «О правах и обязанностях главных и старших бухгалтеров в учреждениях и хозяйственных организациях обобществленного сектора» // Собрание законодательства СССР. 1928. № 49. Ст. 41.
38 Постановление СНК СССР от 29 сентября 1932 г. «О правах и обязанностях главных и старших бухгалтеров в учреждениях и хозяйственных организациях обобществленного сектора» // Собрание законодательства СССР. 1932. № 72. Ст. 440; 1935. № 34. Ст. 302; Сборник важнейших руководящих материалов по бухгалтерскому учету. М., 1947. Ст. № 2.
39 Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 ноября 1931 г. «О работе зерновых совхозов» // Собрание законодательства СССР. 1931. № 69. Ст. 459.
40 Положение о старших специалистах совхозов. Утверждено приказом Министра совхозов СССР 29 апреля 1949 г. // Справочник по составлению промфинпланов совхозов на 1955 г. С. 551.
41 Выписка из приказа по Министерству сельского хозяйства РСФСР от 3 февраля 1958 г. № 64 «О мерах по улучшению руководства отделениями и фермами совхозов и конных заводов»; «О применении приказа по Министерству сельского хозяйства РСФСР от 3 февраля 1958 г., № 64» (Из разъяснения Юридического отдела Министерства сельского хозяйства РСФСР от 1 апреля 1958 г. № 22-7) // Оплата труда в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях (Сб. основных положений и указаний по оплате труда). М., 1962. С. 366-367.
42 См.: Зеленин И.Е. Совхозы СССР в годы довоенных пятилеток. 1928-1941 гг. М., 1982. С.121.
43 Положение о производственных бригадах совхозов. Утв. приказом Министра совхозов СССР 16 декабря 1954 г. // Справочник по составлению промфинпланов совхозов на 1955 г.: Ч. П-1У С. 558.
44 ГААО. Ф. 2059. Оп. 3. Д. 37. Л. 8.

выдавать им наряды и принимать меры, обеспечивающие бесперебойную работу45. Бригадир отвечал за выполнение плана урожайности (удоя, выхода поголовья) и валового сбора продукции, сохранность и техническое состояние машин и механизмов, инвентаря, обеспечивал внедрение передового опыта. Кроме того, бригадир контролировал расходование фонда заработной платы по бригаде, вел первичный учет, осуществлял прием и сдачу продукции, а также нес ответственность за регулярное посещение рабочими бригады занятий на агрозоотехнических курсах46.

Внутри растениеводческих бригад, как правило, выделялись звенья, состоящие из 4—7 человек, во главе со звеньевыми, подчиненными бригадиру. Звеньевые, в отличие от бригадиров, не являлись освобожденными работниками. Они организовывали работу звена: расставляли людей, следили за выполнением распорядка дня, норм выработки, качеством работ, выполнением указаний специалистов47.

Постановлением СМ СССР от 29 мая 1948 г. «О наведении порядка в учете зерна, концентрированных кормов и других видов сельскохозяйственных продуктов в совхозах министерств совхозов» была предпринята попытка усилить ответственность совхозных менеджеров за выполнение планов сдачи товарной продукции48. С должностных лиц, к числу которых относились все управленцы, виновных в хищении или ином корыстном использовании зерна, зерновых отходов, концентрированных кормов и других видов сельскохозяйственной продукции, взыскивалась стоимость похищенной продукции по государственным розничным ценам с обязательным привлечением виновных к уголовной ответственности. К материальной и дисциплинарной (или уголовной) ответственности привлекались также должностные лица, не принявшие мер к предотвращению порчи и недостачи продукции или нарушившие порядок актирования недостач, взыскания причиненных убытков и привлечения виновных к ответственно-сти49. Кроме того, Постановлением СМ СССР от

45 Сельскохозяйственный словарь-справочник. М.-Л., 1934. С. 186.
46 Перечень примерных обязанностей основных рабочих животноводства (Из приказа по Министерству совхозов СССР от 21 марта 1957 г. №24) // Оплата труда в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях. С. 353-355, 357, 360; ГААО. Ф. 2059. Оп. 3. Д. 37. Л. 8.
47 Аксененок Г.А. Правовое положение совхозов в СССР. С. 33.
48 Постановление СМ СССР от 29 мая 1948 г. «О наведении порядка в учете зерна, концентрированных кормов и других видов сельскохозяйственных продуктов в совхозах министерств совхозов». URL: http://www.alppp.ru/law/os-novy-gosudarstvennogo-upravlenija/obschie-voprosy-uprav-lenija-v-sfere-ekonomiki-socialno-kulturnogo-stroitelstva/4/ postanovlenie-sovmina-sssr-ot-29-05-1948--1839.html
49 Там же.
17 февраля 1954 г. «О материальной ответственности лиц, виновных в гибели и хищении скота, принадлежащего совхозам и колхозам» к менеджерам, причастным к гибели или хищению совхозного скота, предъявлялись иски по возмещению стоимости утраченного имущества50.

При нанесении совхозу ущерба в результате ненадлежащего выполнения менеджерами именно служебных обязанностей они несли ограниченную материальную ответственность, то есть в размере причиненного ущерба, но не свыше в одних случаях среднемесячного заработка, а в других — трехмесячного должностного оклада51.

Таким образом, правовое положение менеджеров совхозного производства напрямую регулировалось государством через издание специальных положений, чем подчеркивался их особый статус в производственных процессах. Поскольку управление в совхозах осуществлялось на принципах единоначалия, каждый менеджер на вверенном ему участке обладал широким кругом полномочий по управлению и распоряжению людскими и материальными ресурсами. Права совхозных управленцев ограничивались вышестоящим руководителем.

Правовое положение интеллектуалов, то есть тех, кто привносил в аграрное производство интеллектуальный капитал, а именно агрономов, ветеринарных врачей, зоотехников, веттехников и ветфельдшеров, инженеров как служащих совхозов определялось как действующим общегражданским законодательством, так и специальными нормами права.

Интеллектуалы являлись привилегированной категорией сельского населения. В частности, они освобождались от уплаты сельхозналога с личного подсобного хозяйства, распространенного на все категории сельского населения в 1939 г.52 Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» предоставлялся целый ряд специальных льгот: особый порядок назначения или смещения с должности, предоставление бесплатного жилья с бесплатным отоплением и освещением, дополнительный отпуск, привилегии в получении меди50 Постановление СМ СССР от 17 февраля 1954 г. «О материальной ответственности лиц, виновных в гибели и хищении скота, принадлежащего совхозам и колхозам». URL: http://docs.cntd.ru/document/9007341

51 О материальной ответственности колхозников и работни

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ legal position СОВХОЗЫ sovkhoz СОВХОЗНЫЙ СОЦИУМ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИВИЛЕГИИ social privileges НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА legal regulatory base ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ СЕЛЬСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты