Спросить
Войти

Организационно-правовое регулирование насаждения новых лесов в УССР в 1954 – 1964 гг

Автор: указан в статье

УДК 340.15:349.6

Б. В. Киндюк,

канд. юрид. наук, д-р геогр. наук, профессор Мариупольский государственный университет

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАСАЖДЕНИЯ НОВЫХ ЛЕСОВ В УССР В

1954 - 1964 гг.

В статье рассмотрены изданные в период «хрущевского десятилетия» (1954 - 1964 гг.) законодательные акты по насаждению в УССР новых лесов. Исследованы причины принятия таких документов и их содержание, отмечены низкий уровень исполнительской дисциплины по их реализации и фиксации в них малореальных для выполнения на практике задач и положений.

Актуальность темы этой публикации связана с массовыми нарушениями лесного законодательства, которые наблюдаются в данное время в Украине. Распаивание земель бывших колхозов оставило без охраны тысячи гектар лесополос и те леса, которые находились у них на балансе. Люди, получившие лесные площади, не всегда понимают их ценность и безжалостно уничтожают. Такое положение угрожает нормальному состоянию сельского хозяйства и в конечном счете может привести к сокращению урожаев, появлению пыльных бурь и суховеев. С целью разработки правовой модели для разрешения этой проблемы, необходимо обратиться к историческому правовому опыту и применить его на практике сегодня. Особый интерес представляет период середины 50 - 60-х годов XX ст., получивший название «хрущевская оттепель». Этот этап развития характеризуется всплеском активности правотворчества, связанной с принятием правительством УССР серии законодательных актов, направленных на создание новых лесов.

Публикаций, которые освещали бы заданную тему, немного. Фрагментарно ж её исследованием занимались представители различных направлений - юристы, экологи, лесоводы, (к примеру, М. Б. Бизова, В. Е. Борейко, Г. Б. Гладун, В. Я. Колданов, В. И. Коптев, О. И. Логвиенко, В. И. Лозо, В. А. Мунтян).

Целью статьи является исследование тенденции правотворчества органов государственной власти УССР по насаждению новых лесов в период с 1954 - 1964 гг.

Изложение имеющегося материала необходимо начать с рассмотрения общественно-политической обстановки, сложившейся в УССР в конце 50-х в начале 60-х годов ХХ ст. На процесс принятия законодательных актов в эту историческую эпоху повлияли 3 группы факторов - политические, личностные и природные. Первые связаны с тем, что в середине 1953 г. новые руководители СССР решили прекратить все работы по насаждению новых лесов, проводившиеся в рамках реализации Сталинского плана преобразование природы (1948 г.) [4].

Для этого было принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и СМ СССР от 20 октября 1948 г. «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР» [4].

Как указывает известный российский лесовод академик Г. И. Редько, после смерти И. В. Сталина пришедшие к власти в СССР новые правители считали нецелесообразным расходовать финансовые средства на «сталинское наследие» [3, с. 399].

С целью прекращения полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов Совет министров УССР издал специальное постановление от 12 мая 1953 г. [5; 1953. - № 7. - Ст. 23]. Природные факторы (засухи, пыльные бури, эрозии почв) привели к резкому снижению урожаев сельхозкультур и заставили коммунистических руководителей Украины вспомнить о полезащитных лесонасаждениях.

Личностные причины состояли в том, что тогдашний лидер СССР - первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев - длительное время занимал должность Председателя Совета Народных Комиссаров УССР, руководителя Компартии Украины. Именно по его инициативе 10 апреля 1948 г. СМ УССР принял первый законодательный акт по реализации широкой программы лесонасаждений [5; 1984. - № 13 - 14. - Ст. 50]. Вполне понятно, что Н.С. Хрущев прекрасно понимал важность этой проблемы, и перейдя на главную должность в Москве, поддерживал руководствуо УССР в этом вопросе. В дополнение к этому программа по насаждению новых лесов хорошо вписывалась в тот курс реформ, который планировал провести этот политический деятель. Таким образом, в процессе правотворчества по лесонасаждению слились 3

инициативы - руководства СССР, УССР и реальная потребность кардинально улучшить ситуацию с защитой сельскохозяйственных полей от неблагоприятных природных факторов.

Первым законодательным актом по этому вопросу принятым в послесталинский период, стало постановление СМ УССР от 20 декабря 1957 г. «Про заходи з поліпшення використання лісових ресурсів і відновлення лісів в УРСР», которое разрешало 2 вопроса - улучшение использования лесных ресурсов и создание новых лесонасаждений. Пункт 2 этого документа обязывал Министерство сельского хозяйства УССР подготовить в месячный срок и передать в СМ УССР следующие предложения: (1) создать в течение 12-15 лет новые лесонасаждения в южных районах Украины из быстрорастущих и ценных пород, в которых могло бы вестись хозяйство с оборотом рубки лесов сроком в 20-30 лет; (2) пересмотреть все планы лесопосадок и изменить породный состав деревьев на быстрорастущие и ценные; (3) провести реконструкцию малоценных лесонасаждений и изменить их на более качественные породы; (4) подготовить комплекс мероприятий по передаче в Гослесфонд УССР земельных площадей, непригодных для сельскохозяйственного использования, на которых планировалось в будущем насадить новые леса [5; 1957.

- № 16. - Ст. 229].

Анализ текста данного законодательного акта показывает слабую профессиональную подготовку его создателей. Как указывает известный украинский лесовод, профессор П. Г. Вакулюк, наиболее качественные лесонасаждения должны состоять из дуба, сосны и бука [2, с.488]. В нормативных документах советского периода в угоду идее так называемых «быстрых лесопосадок» рекомендовалось использовать тополя и другие породы, отличающиеся большой ломкостью и коротким периодом произростания. Особенностью тогдашней системы управления в СССР и правового регулирования жизни страны можно назвать обстоятельства, направленность которых резко изменялась лишь после мощного внешнего воздействия. Таким природным фактором стала пылевая буря 1960 г., охватившая практически всю степную и лесостепную часть УССР.

Это экологическое бедствие резко снизило урожай зерновых в стране и принесло значительные убытки народному хозяйству. С целью борьбы с этим опасным явлением СМ УССР 22 августа 1960 г. принял постановление «Про поліпшення полезахисного лісорозведення в колгоспах і радгоспах УРСР» [5; 1960. - № 8. - Ст. 140]. Документ состоял из преамбулы, 9-ти пунктов и приложения. Во вступительной части констатировалось уменьшение в пять - шесть раз размеров создаваемых лесонасаждений и общее сокращение их площади. При этом подчеркивалось, что наихудшее состояние лесополос зафиксировано в Луганской, Николаевской, Одесской, Крымской и Кировоградской областях, т. е. именно в тех регионах, где наиболее остро прослеживается вредное влияние засух, суховеев, пыльных бурь и эрозий. Пунктом 1 этого постановления регламентировались контрольные цифры по общим площадям лесонасаждений. В зоне южных черноземов необходимо было создать леса на 4% территории, в районах обычных черноземов - на 3% , в лесостепной - на 2,5%. В целом на 1961-1970 гг. планировалось создать 500 тыс. га новых лесных насаждений с распределением по областям согласно приложению, имеющемуся в документе.

В п. 2 законодательного акта планировалось проведение инвентаризации всех имеющихся на территории УССР лесонасаждений. С этой целью организовывались областные и районные комиссии, состоящие из землеустроителей, агрономов, работников лесного хозяйства и ученых. Это было обусловленно тем, что после прекращения работ по реализации Сталинского плана преобразования природы (1948 г.) лесные насаждения в УССР фактически оказались брошенными на произвол судьбы. Теперь предстояло снова возобновить работы в этой сфере, для чего и требовалось провести инвентаризацию.

Весьма характерным для советской управленческой системы являлось содержание п. 3 этого правового акта, в котором ответственность за его исполнение возлагалась в первую очередь на председателей райисполкомов, а уже потом на директоров совхозов и председателей колхозов. Коммунистическая власть фактически признавала неспособность Главного управления лесного хозяйства и лесозаготовок при СМ УССР (ГУЛХЛ), а также Министерства сельского хозяйства (МСХ) УССР эффективно реализовать решение правительства. На эти 2 организационные структуры п. 5 рассматриваемого постановления возлагал решение лишь ограниченного круга технических вопросов, а именно: (а) определение мест закладки новых лесополос, (б) организацию работ по уходу за ними, (в) сбор семенного материала, (г) выращивание саженцев в питомниках, (д) поставку их в хозяйства, (е) борьбу с вредителями и болезнями.

В п. 6 документа давалось разрешение Минсельхозу УССР и ГУЛХЛ УССР создать отделы и секторы, занимающиеся решением вопросов, связанных с новыми лесонасаждениями. При этом надо иметь ввиду, что такие подразделения в рамках этих ведомств существовали и ранее, но их сократили на основании постановления СМ УССР от 12 мая 1953 г. Таким образом, на примере этого законодательного документа хорошо прослеживается такая особенность советской системы управления, как неспособность специальных организационных структур без помощи органов исполнительной власти разрешить конкретную проблему.

Пункт 9 данного постановления посвящен достаточно важному вопросу - научному сопровождению предполагаемых работ. Так, на Министерство сельского хозяйства УССР, ГУЛХЛ, Украинскую академию сельскохозяйственных наук, Украинский гидрометеорологический институт возлагалась задача по подготовке ведомственного нормативно-правового акта - Инструкции по полезащитному лесоразведению. Наличие и содержание этого пункта отличали в лучшую сторону исследуемый документ от постановления СМ УССР от 10 апреля 1948 г., с которого началось правовое регулирование этих работ и в котором не содержалось никакого научного обоснования планируемых масштабных мероприятий.

Как и в большинстве советских законодательных актах, п. 4 постановления 1960 г. предусматривал проведение серии совещаний по этому вопросу, а п. 9 посвящался пропагандистской работе. Этим пунктом перед 3 -мя ведомствами УССР - Министерствами культуры, сельского хозяйства, ГУЛХЛ - ставилась задача по подготовке научно-популярных и документальных кинофильмов, различных справочников, брошюр, плакатов, листовок, в которых раскрывались бы необходимость и полезность создания новых лесов. Таким образом, целью данного законодательного акта являлось становление всех положений, зафиксированных в нормативных документах 1948 - 1953г. по созданию новых лесов.

Опыт научных исследований в этой сфере показывает, что мероприятия по созданию новых лесов имеют высокую эффективность только в тех случаях, когда они сочетаются с проведением противоэрозивных работ. Как указывает известный украинский эколог В. Е. Борейко, тогдашние руководители УССР попали под огонь критики со стороны общественности за нерациональное использование лесов [1, с. 277]. Это обстоятельство привело к тому, что законодательная база по вопросам лесоразведения начала улучшаться и в ней нашли отображение рекомендации ученых.

Своеобразным продолжением правовой концепции, заложенной в постановлении от 22 августа 1960 г., но уже на более высоком научном уровне, следует считать постановление СМ УССР от 12 сентября 1960 г. «Про заходи по охороні ґрунтів і захист лісонасаджень на території УРСР», состоящее из 2-х частей [5; 1960. - № 9. - Ст. 152]. В первой части - «Обов’язковий для всіх землекористувачів мінімум заходів по боротьбі ерозією ґрунтів і відновленню родючістю та продуктивному використанню ерозованих земель в УРСР» - вопросы лесоводства не затрагивались. Вторая же - «Положення про державних контролерів по охороні ґрунтів і захисних лісонасаджень на території УРСР» - полностью посвящалось решению комплекса организационных вопросов, связанных с созданием новых лесов. С целью усиления государственного контроля на местах за состоянием этого природного ресурса создавалось новое управленческое двухуровневое звено. В структуру областных управлений сельского хозяйства вводились должности областных и районных контролеров по охране грунтов и защитных лесонасаждений, к обязанностям которых входил контроль за общим состоянием лесов и лесных массивов, которые противодействуют вредным процессам водной и ветровой эрозии. Новой структуре предоставлялось право контролировать планирование и финансирование мероприятий, проводимых колхозами, совхозами, любыми другими организациями по созданию новых лесов. Государственные контролеры имели право в случае нарушения правил содержания лесов (а) требовать от руководителей устранения имеющихся недостатков, (б) вносить предложения по улучшению работы госучреждений, (в) передавать материалы о нарушениях в исполкомы местных советов, а при необходимости - в прокуратуру, (г) накладывать штрафы на должностных лиц, граждан и исполнителей работ. Раздел 3 документа «Порядок накладання і стягнення штрафів» (пункты 11

- 18) регламентировал порядок вынесения и исполнения административных постановлений. Так, районный государственный инспектор имел право наложить штраф до 50 руб., областной - до 100 руб. Устанавливался месячный срок подачи материала о нарушении, 2-месячный - для вручения постановления нарушителю и 15-дневный - для обжалования решения инспектора. В случае подачи такой жалобы вышестоящий начальник обязывался в 10-дневный срок рассмотреть ее и сообщить свое мотивированное решение лицу подавшему такое заявление, и госконтролёру. Раздел 4 «Громадська діяльність державних контролерів і їх підзвітність» регулировал участие госконтролёра в пропагандистской работе. Пункт 19 обязывал их читать лекции по охране лесов, давать консультации, выступать по радио, готовить материалы для газет, участвовать в совещаниях, заседаниях исполкомов, сессиях местных Советов, проводимых по вопросам создания и ухода за новыми лесами.

Таким образом, принятие данного законодательного акта означало резкое усиление государственного контроля за состоянием новых лесонасаждений и введение административных мер в виде штрафных санкций за нарушение правил их содержания, использования и ухода за ними.

Дальнейшее развитие правотворчества в этой сфере происходило путем увязки способов разрешения проблемы с защитой почв от эрозии. Исходя из этого 21 февраля 1961 г. Совет Министров УССР принял постановление «Про додаткові заходи по захисту грунтів від водної і вітрової ерозії» [5; 1961.

- № 2. - Ст. 27], где предусматривалась подготовка всеми министерствами и ведомствами, в использовании которых имелись земельные угодья, планов по полезащитным лесонасаждениям. В отличие от большинства современных документов, этот законодательный акт предусматривал четкое финансирование мероприятий путем включения данных работ в производственно-финансовые планы страны. В его п. 2 устанавливался срок до 1970 г. создать всеми сельскохозяйственными предприятиями южных областей УССР систему

лесозащитных насаждений. С целью финансовой поддержки колхозов п. 3 законодательного акта предписал Украинской республиканской конторе Госбанка СССР выделить им кредиты.

Реализация столь масштабной программы требовала усиления организационных структур на местах, и поэтому в п. 5 постановления предусматривалось дополнительное укомплектование землеустроительной службы Министерства сельского хозяйства УССР специалистами-лесомелиораторами с возложением на эту структуру обязанностей по охране лесонасаждений. Как и в большинстве законодательных актов советского периода, в нем регулировалось проведение пропагандистских мероприятий путем организации лекций, семинаров, курсов, издания специальной литературы, плакатов, выпуска кинофильмов и т. п. Устанавливалась дата - 15 декабря 1961 г., до которой Минсельхоз и ГУЛХЛ обязывались отчитаться СМ УССР о ходе выполнения законодательного акта.

Несмотря на принятие ряда правовых документов, вопросы по насаждению на территории УССР новых лесов решались достаточно медленно. Причина такого явления, по мнению П. Г. Вакулюка, состояла в следующем: (1) выращивание деревьев в степи и на непригодных землях являлось делом довольно сложным; (2) советская плановая система порождала противоречия между лесными и сельскохозяйственными органами, так как каждая из этих структур имела свои отдельные задания, обычно не увязанные друг с другом. Так, от колхозов и совхозов требовалось выделять землю под лесополосы, проводить землеустроительные работы за свой счет, а затем через 5 - 7 лет принимать лесные насаждения на свой баланс. У лесников, в свою очередь, имелись свои планы, и деньги им платили за реализацию леса. На практике лесные органы старались любым путем, несмотря на состояние лесополос, поскорее сдать их сельхозпредприятиям и получить соответствующий документ. Партийные и советские органы торопили эти структуры прежде всего с выполнением планов по созданию лесополос, и по этой причине их принимали слабыми, с большими нарушениями экологического состояния [2, с. 487 - 488].

С целью подведения итогов по созданию новых лесов СМ УССР 17 марта 1962 г. издал постановление «Про хід виконання завдань по полезахисному лісорозведенню в колгоспах і радгоспах УССР» [5; 1962. - № 3. - Ст. 48]. Невзирая на то обстоятельство, что в советских государственных документах категорически запрещалось говорить о неуспехах, преамбула этого акта полностью посвящалась изложению недостатков в разрешении этой проблемы. Во-первых, констатировалось, что планы насаждения по республике не выполняются. Во-вторых, уничтожения защитных лесонасаждений потравами скота и перепахивание земли привели к обратному процессу - началось уменьшение их общей площади. В-третьих, подчеркивалось, что постановление СМ УССР от 22 августа 1960 г. №1363 по созданию к 1970 г. полумиллиона гектар полезащитных местных полос как следует невыполнялось. Так, общий план по лесопосадкам в 1961 г. выполнен на 41,8%, колхозами Днепропетровской области - на 35,6%, Крымской -на 34,5%, Херсонской - на 31,3%, Кировоградской - на 25,8%, Луганской - только на 8,6%.

Данный законодательный акте имел 10 пунктов, выполнение которых, по мнению руководителей УССР, могло бы изменить ситуацию в лучшую сторону и устранить имеющиеся недостатки. Согласно п. 1 на Минсельхоз, Главное управление совхозов, ГУЛХЛ республики, областные исполкомы возлагалась обязанность до начала весенних работ проверить все хозяйства и докладывать о состоянии готовности к проведению лесонасаждений. Особое внимание обращалось на создание новых и сохранение существующих, расположенных по берегам рек, водохранилищ, на песках, крутых склонах.

Подчеркнем, что в советской управленческой системе в случаях ее сбоев часто использовался такой метод, как механизм персональной ответственности руководителей за решение того или иного вопроса. Учитывая сложность проблемы, в п.2. этого законодательного акта рекомендовалось применение такого подхода. Перед областными и районными исполкомами ставилась задача по назначению конкретных ответственных по каждому хозяйству за проведение полезащитного лесоразведения. Как правило, эта функция возлагалась на директоров совхозов, председателей правления колхозов или главных специалистов. При этом перечислялись фамилии председателей Луганского, Николаевского, Херсонского, Кировоградского, Крымского облисполкомов, не проявивших активности в этом деле. Техническое руководство проведением работ поручалось ГУЛХЛЗ, которое отвечало и за обеспечение посадочным материалом.

С целью усиления контроля за работами вся информация по новым лесополосам должна была передаваться Центральному статистическому управлению УССР. Если колхозы не имели технических возможностей для проведения лесопосадочных работ, им разрешалось заключать договоры с лесхозами, лесничествами, гослесрассадниками или питомниками.

Постановлением устанавливалась конкретная дата - 1 декабря 1962 г., до которой облисполкомы обязывались отчитаться о результатах проведенной работы.

Одним из последних законодательных актов, изданных в «хрущевское десятилетие» явилось постановление СМ УССР от 8 мая 1964 г. «Про поліпшення охорони природи, раціональне використання і відтворення природник багатств УРСР» [5; 1964. - № 5. - Ст. 59]. Причиной его подготовки явились результаты проверки комиссии партийного контроля исполнения Закона «Про охорону природи УРСР» от

30 июня 1960 г. [5; 1960. - № 23. - Ст. 175]. Это постановление является крайне необычным по своему содержанию для советского времени, что заключалось в наличии в нем серьезной критики в адрес ряда министров и ведомств. Упоминалось плохая работа Министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов, Государственного комитета земельного и водного хозяйства, Комиссии по охране природы АН УРСР, научно исследовательских институтов Министерства сельского хозяйства и других республиканских ведомств. В период существования СССР категорически запрещалось высказывать даже критические замечания о работе советских партийных органов, поэтому появление в постановлении такой информации только подтверждало наличие серьезных провалов в работе по насаждению новых лесов в республике. Доказательством этого являются данные по Крымской области, где леса защищали от эрозии лишь 1,9% пахотных земель.

С учетом этого законодательный акт предусматривал комплекс мер, достаточно близких по своему содержанию к тем, которые охватывались предыдущим постановлением СМ УССР. Так, пп. «Б» п. 1 требовал внести в производственные планы всех ведомств и организаций, связанных с насаждением леса, конкретные объёмы работ и материальные средства по их выполнению. Подпункт «В» указывал на необходимость посадить леса за 3 - 4 года на всех землях, признанных непригодными для сельского хозяйства. В этот исторический момент часть функций по управлению аграрным сектором выполняло Министерство производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов УРСР, в связи с чем в этом Министерстве были введены должности специалистов по защитному лесоразведению, как это ранее было сделано в Минсельхозе УССР. Законодательный акт обязывал оба Министерства: (а) выделить колхозы и совхозы с наиболее крупными площадями эрозированных и с помощью исследовательских институтов превратить их в образцовые; (б) организовать курсы и семинары для специалистов, занимающихся защитным лесоразведением; (в) усилить научно- исследовательскую работу в этом направлении.

Анализ содержания п. 3 пп. «А» показывает слабую профессиональную подготовку специалистов, разрабатывавших данный законодательный акт. Вполне понятно, что для выращивания новых лесов на оврагах, склонах требуется минимум 20 - 30 лет и только после этого можно решать следующую задачу -приостановку эрозии. А постановлением от специалистов фактически требовалось невозможное, так как нельзя игнорировать биологические и физические природные процессы.

Следует констатировать, что советские руководители, идя путем проб и ошибок, поняли невозможность сочетать в одном дереве 2 свойства - быть ценным и одновременно быстрорастущим. Исходя из этого п. 4 исследуемого нами правового документа ставил перед ГУЛХЛЗ реальную задачу: возобновить массивы дуба и бука как наиболее ценных и устойчивых культур, образующих лесополосы.

Немаловажным положением, зафиксированным в этом постановлении, было то, что от Министерства охраны общественного порядка УССР требовалось усилить борьбу по охране лесных насаждений.

Традиционной нормой, имеющейся практически во всех советских законодательных актах по данному вопросу, являлась пропаганда ленинских идей по охране лесов и природы. По этой причине от редакторов журналов и газет, руководителей радио и телевидения требовалось пропагандировать такую охрану.

Опираясь на анализ документов по организационно-правовому регулированию насаждения новых лесов в УССР в 1954 - 1964 гг., можно сделать следующие выводы. В формальном смысле «хрущевское десятилетие» являлось крайне плодотворным по принятию законодательных актов, направленных на разрешение исследуемой проблемы.

Анализ текста нескольких правовых актов показывает их совпадение по содержанию, концепции, кругу решаемых задач, комплексу принимаемых мер, что позволяет указать на все-таки слабую реализацию этих документов на практике. Низкий уровень исполнительской дисциплины доказывает внесение в них пунктов, построенных на персональной ответственности, привлечение руководителей местных исполнительных комитетов к разрешению этой важной проблемы, хотя при этом в Министерствах сельского хозяйства, производства заготовок с/х продуктов, ЛГХСЛ УССР имелись соответствующие организационные структуры.

Положительным явлением следует считать введение должностей специалистов по защитному лесоразведению в этих 2-х министерствах и воплощение в жизнь ряд мер пропагандистского характера. Вторая характерная особенность документов, изданных в этот период, - наличие в них нереальных и практически не исполняемых на практике положений. Это касается требований посадки деревьев, одновременно являющихся быстро растущими, ценными и способными закрепиться в степных условиях Украины. Несмотря на то, что это положение противоречит всем законам лесной науки, оно нашло отражение в рассмотренных законодательных актах.

В целом же, несмотря на ряд упущений, такое законотворчество все-таки сыграло свою важную роль в процессе насаждения новых полезащитных лесополос. Этот исторический период заложил

определенную базу, что позволило не только дальше развивать законотворчество о лесоразведении, но и насадить в УССР почти полмиллиона гектар новых лесов.

Задачей дальнейших исследований является рассмотрение тенденций развития законодательства по насаждению новых лесов в 1964 - 99G гг.

Список литературы: 1. Борейко В. Е. История охраны природы Украины Х век - 198G г. I В. Е. Борейко. - К. : Киев. эколого-культ. центр, 2GG1. - 544 с. 2. Вакулюк П. Г. Нариси з історії лісів України I П. Г. Вакулюк. - Фастів: Поліфаст, 2GGG. - 624 с. 3. Редько Г. И. История лесного хозяйства Росии: моног. I Г. И. Редько. - М.: ВНИИЛМ, 2GG4. - 456 с. 4. Сталинский план преобразования природы. Великие стройки коммунизма I Сб. документов. - М.: Госполитиздат, 1952. - 86 с. 5. СУ УССР.

ОРГАНІЗАЦІЙНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ НАСАДЖЕННЯ НОВИХ ЛІСІВ В УРСР У 1954 1964 РР.

Кіндюк Б. В.

У статті розглянуті видані в період «хрущовського десятиліття» (1954 - 1964 рр.) законодавчі акти з насадженя в УРСР нових лісів. Досліджені причини прийняття таких документів та їх зміст, відмічено низький рівень виконавчої дисципліни з їх реалізації та фіксація в них малореальних для виконання на практиці завдань і положень.

Ключові слова: нові ліси, правове регулювання, законодавчий акт, «хрущовське десятиліття».

ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION ON NEW FORESTS CREATING IN THE USSR, 19541964

Kindyuk B. V.

Legislation on creating of new forests in the USSR, issued during the «Khrushchev decade» (1954-1964) analyzed in the article. The reasons for the adoption and content of the acts are investigated; the low level of executive discipline to implement it, and fixing of unrealistic tasks and regulationsare regarded.

Поступила в редакцию 28.10.2001 г.

НОВЫЕ ЛЕСА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ "ХРУЩЕВСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ" НОВі ЛіСИ ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ЗАКОНОДАВЧИЙ АКТ «ХРУЩОВСЬКЕ ДЕСЯТИЛіТТЯ» «khrushchev decade» new forests
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты