Спросить
Войти

Псковская мужская гимназия в 1833-1855 гг.

Автор: указан в статье

5 . Лещиков

Псковская мужская гимназия в 1833-1855 гг.

Указанные хронологические рамки приходятся на время правления императора Николая I. Восстание декабристов в значительной степени определяло внутреннюю политику в течение всего периода его правления. Политическими, а не педагогическими соображениями была проведена и реформа образования. Реформа школы была, по его представлению, первым и самым действенным средством для освобождения общества «от дерзновенных мечтаний». В манифесте 13 июля 1826 года обращалось внимание и родителей на нравственное воспитание детей.

В системе образования России в XIX веке важное место занимали гимназии. Они обеспечивали подготовку молодёжи к обучению в университетах, других высших учебных заведениях, к учительской профессии, к государственной службе. Большую роль играли гимназии в социокультурной жизни провинции. Из выпускников гимназий формировался пока ещё малочисленный слой интеллигенции в губернских и уездных городах.

14 мая 1826 г. был образован Комитет устройства учебных заведений. Министр народного просвещения А.С. Шишков в августе 1827 г. получил раскрипт, в котором были сформулированы сословные принципы нового устава. По мнению императора в гимназии могли приниматься только дети свободных сословий. Исходя из указаний императора Комитет разработал новый устав гимназий, который был утверждён 8 декабря 1828 г. При гимназиях учреждались пансионы для дворян и чиновников. По Положению 1831 г. в пансионы при гимназиях могли принимать и детей купцов 1-ой гильдии.1 В 1833 г. было положено начало благородным пансионам.2

Валерий Николаевич Лещиков - профессор кафедры музееведения и археологии, Псковский госпе-дуниверситет им. С. М. Кирова.

Новый устав разъединял существовавшую ранее преемственность между типами учебных заведений. Ведущими принципами правительственной политики провозглашались сословность и замкнутость каждой ступени, ограничение доступности образования для низших сословий. Другая идея реформы была та, что школа должна не только учить, но и воспитывать, и что воспитание должно находиться всецело в руках государства. Предусматривались и поощрительные меры. Цель была убедить дворян в том, что их дети получат благородное воспитание и годы учёбы пойдут на пользу для выслуги чинов. Вторая цель достигалась служебными привилегиями в предоставлении лучшим ученикам права на XIV класс. Вся программа гимназии рассчитана была на семилетний курс обучения. Основной принцип реформы 1828 г. состоял в том, чтобы гимназия давала законченный курс и обеспечивала бы подготовку дворянских детей к практической жизни. Гимназия александровского времени главной целью ставила подготовку выпускников к поступлению в университет.

Семилетний курс гимназии включал следующие предметы:

1. Закон Божий, Священную и церковную историю;
2. Российскую грамматику, словесность и логику;
3. Языки: латинский, немецкий и французский;
4. Математику до конических сечений включительно;
5. Географию и статистику;
6. Историю;
7. Физику;
8. Чистописание, черчение и рисование.3

В сравнении с Уставом 1804 г. новый курс включал меньшее число предметов и тем самым ставил задачу повышения качества образования. При меньшем числе предметов было увеличено время на их изучение,

увеличено и количество преподавателей с 8 до 11. Число часов в старших классах составляло 33, а в младших 36, вместо прежних 30.4 По уставу 1828 г. от поступающих в гимназию требовалось только умение читать и писать и знание первых правил арифметики. В гимназию принимались дети не моложе 10 лет. Ученики могли поступать и во 2-ой и 3-й и даже в 4-й классы, но для этого они должны показать соответствующие знания.

Средством повышения общественного внимания к гимназиям явилось учреждение звания Почётных попечителей гимназий. Это звание мог получить только губернский или уездный предводитель дворянства.

Устав 1828 г. чётко определял функции педагогических советов, к которым относились обеспечение надлежащего состояния гимназий и выработка мер по его улучшению. В компетенцию педсоветов входили все вопросы по учебной части: совершенствования методики преподавания; нравственного воспитания; поощрения и мер наказания. Педагогические советы занимались также вопросами распределения финансовых средств. Таковы некоторые правовые нормы правительства, регламентирующие работу гимназий.

Напомним читателям, что Псковская мужская гимназия была закрыта в 1828 г. после её посещения императором Николаем I в связи с малочисленностью гимназистов.* В течение пяти лет в Пскове не было гимназии. «Высочайшим повелением» Николая I 1-го ноября 1832 г. гимназия вновь была открыта вместе с благородным пансионом. Занятия начались 1 марта 1833 г. и 1 мая этого же года был открыт благородный пансион.5 Это не была новая гимназия. При открытии гимназии присутствовал товарищ (заместитель - В.Л.) министра народного просвещения С.С. Уваров, Почётный Попечитель губернский предводитель дворянства, статский советник И. А. Яхонтов. 17 мая 1833 г. благородный пансион посетил император и исполняющий должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа князь М.А. Дондуков-Корсаков. Император вы-

* См. журнал «Псков», 2010, № 32, с. 171.

разил своё удовлетворение состоянием пан-сиона.6 В мае 1833 г. при открытии первых трёх классов гимназии поступило 64 ученика, в том числе воспитанников благородного пансиона: от казны - 1, дворян - 23, своекоштных - 9, полупансионеров - 7. Итого: 40 человек. Позднее прибыло своекоштных пансионеров - 3, приходящих - 5. В итоге к концу года обучалось 72 ученика. Директором гимназии в этот период был Е.М. Шавров, занимавший эту должность ещё до закрытия гимназии в 1828.7 Благородный пансион при гимназии был открыт для детей дворян и чиновников, проживающих в губернии. Содержался пансион за счёт средств, собираемых с воспитанников и добровольных пожертвований дворянства. Дворяне губернии на своём собрании приняли решение «жертвовать» в течение 7 лет ежегодно по 9 коп. с «ревизской души», что составило 17440 руб. на содержание в благородном пансионе 24 воспитан-ников.8 Жизнь пансионеров находилась под особым контролем со стороны воспитателей, которые содержались за счёт казны. По уставу 1828 г. с целью усиления надзора за учащимися учреждена была новая должность инспектора, которой являлся ближайшим помощником директора по учебной, воспитательной, а в пансионе по хозяйственной работе. С 1838 г. вводятся телесные наказания для воспитанников старших классов, но с «согласия родителей». Одновременно были введены должности надзирателей в гимназиях и комнатных надзирателей в пансионах.9

В 1838 г. директор гимназии Е.М. Шав-ров подал прошение об освобождении его от занимаемой должности.10 Ответственным отношением к обязанностям директора, высоким профессиональным уровнем Е.М. Шав-ров заслужил авторитет у общественности губернии. Дворянство Псковской губернии на своём собрании 10 января 1838 г. вынесло приговор об объявлении благодарности Е.М. Шаврову. Дворянство, «признавая, что существующий ныне порядок по всем частям (гимназии - В.Л.), рачительное преподавание наук и в особенности добрая нравственность воспитанников по всей справедливости должны быть отнесены не иначе, как к заботливости и прямому усердию издавна особенно уважаемого всем дворянством почётного

директора училищ г. колл. советника Егора Михайловича Шаврова, столь известного своими нравственными качествами и рвением ... Дворянство постановило: представить г. Губернскому Предводителю просить г. Гражданского Губернатора Алексея Никитича Пещурова о представлении сего приговора в подлиннике г. Министру народного Просвещения ...».п В последующие годы директорами гимназии работали: Скрыдлов Илларион Николаевич (1838-1853 гг.), Иваницкий Николай Иванович (1853-1858 гг.).12

Главным в реформе гимназий по уставу 1828 г. было содержание учебного процесса.

Вносимые коррективы в содержание и организацию учебного процесса находили отражение прежде всего в учебных планах. В соответствии с уставом в Псковской гимназии был составлен следующий учебный план с распределением часов по классам:

Необходимо сделать пояснения к последней графе плана. Уроки тогда были полуторачасовые. В день проводилось по четыре урока - три утром с 8 до 12 часов 30 минут и один с 2 часов 30 минут до 4 часов. В среду

13

Учебные предметы Число уроков по классам в неделю Всего уроков в неделю Всего часов в неделю

I II III IV V VI VII

1 Закон Божий 2 2 2 2 1 1 1 11 16 /
2 Русский язык и словесность 3 3 3 (2 церк. слав.) 3 3 3 2 20 30
3 Язык латинский 4 4 4 4 4 3 3 26 39
4 Язык немецкий 2 2 2 3 3 3 3 18 27
5 Язык французский 3 3 3 3 3 3 3 21 31
6 Математика 3 3 3 (2 алг. 1 геом.) 3 3 3 1 19 28 /
7 Математиче ская география - - - - - - 1 1 1 /
8 География 2 2 2 1 - - 1 9 12
9 История - - 2 2 3 3 3 13 19 /
10 Физика - - - - - 2 2 4 6
11 Правоведение - - - - - 3 3 6 9
12 Чистописание 3 3 2 - - - - 8 12
13 Черчение и рисование 3 2 1 1 1 1 1 9 13 /

старшие классы имели только два утренних урока.14 По Уставу основными предметами являлись отечественный, латинский языки и математика. Однако в Псковской гимназии количество часов на русский и математику было уменьшено в пользу французского языка. В порядке эксперимента в гимназии в

1837 г. был введён параллельный способ изучения французского и немецкого языков.15

Все изменения учебных планов в гимназии в первой половине XIX в. свидетельствуют о том, что естественно-научные дисциплины заменялись гуманитарными, где главным становилась языковая подготовка.

И в последующие годы в учебные планы гимназий неоднократно вносились изменения. В 1844 г. из учебного плана была исключена статистика, в 1845 - начертательная и аналитическая геометрия, в 1847 - логика в силу своей сложности для гимназического возраста. С 1849 г. постепенно вводилось преподавание законоведения.16 В Псковской гимназии ещё до 1849 г. обучали этому предмету. Кафедра законоведения в Псковской гимназии была открыта 15 декабря 1838 года за счёт пожертвований дворянства губернии.

Своим «приговором» 12 января 1838 г. дворянство решило пожертвовать по 1 коп. с «ревизской души» на открытие кафедры. Общая сумма составила 2068 рублей.17 Программа, составленная для курса законоведения Советом Санкт-Петербургского университета, включала в себя Российские гражданские и уголовные законы, которые должны были преподаваться в двух старших классах по 3 урока в неделю в каждом.18 Выпускники гимназии, закончившие изучение законоведения с отличием имели право на государственную службу в чине 14-го класса.

Проявляя озабоченность о нравственном воспитании гимназистов, Министерство народного просвещения посчитало необходимым обучать Закону Божьему и гимназистов, которые принадлежали к римско-католическому и лютеранскому исповеданиям. С этой целью постепенно было введено обучение Закону Божьему лютеран. В Псковской гимназии оно было введено в 1847 г.19

Общее изменение гимназического курса последовало в 1849 г. с целью придания ему большей специализации. Гимназический курс в старших классах был разделён на два отделения: латинское - для поступающих в университет и юридическое - для поступающих на государственную службу. Курс гимназий делился на общий и специальный, начинавшийся с 4-го класса. Таким образом, ученик уже в третьем классе должен был решить, на каком отделении следовало продолжать учёбу. В первых трёх классах все вместе изучали Закон Божий, русский язык, математику, географию, французский и немецкий языки, чистописание, черчение и рисование. Следовательно, общее образование заканчивалось уже в трёх низших классах, а затем начиналась, так сказать, специализация. С IV класса поступающие в университет начинали изучать латинский язык, готовящиеся на службу изучали в IV классе дополнительно два урока по русскому языку и два по математике для решения арифметических задач применительно к практике. В остальных классах первые продолжали изучать латинский и греческий (где он был введён) языки, а вторые продолжали изучать законоведение. Эти изменения в 1849 г. были введены в порядке эксперимента на три года. Через три года по распоряжению Министра народного просвещения Ширинского-Шихматова от 14 мая 1852 г. учебный план был окончательно утверждён.

Последнее изменение гимназического курса произошло в 1852 г. в связи с прекращением преподавания греческого языка с 1852/53 учебного года в некоторых гимназиях и введением в гимназический курс естественной истории. Преподавание этого предмета в Псковской гимназии началось с 5 ноября 1852 г. за счёт сэкономленных сумм благородного пансиона.20 Теперь учебный план гимназии выглядел так: (см. таблицу 2) Политические соображения правительства требовали установления единообразия не только в учебных планах, но и программах. С этой целью по распоряжению Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Дон-дукова-Корсакова в 1837 г. было предписано директорам гимназий представлять подробные программы по всем предметам. Эти программы составлялись ежегодно каждым преподавателем по своему предмету в 1838-1840 гг. и после обсуждения в педагогическом совете гимназии направлялись Попечителю учебного округа, а затем в Совет Санкт-Петербургского университета.

В гимназии существовала практика ежемесячного составления ведомостей об успехах, способностях и поведении учеников каждым преподавателем по своему предмету. С 1841 г. с целью повышения интереса к русской словесности среди учеников стали проводить сочинения в прозе, и стихах. Сочинения проводились и на иностранных языках (переводы).22 Была учреждена особая книга с золотой надписью. В эту книгу по решению Совета гимназии вносились лучшие сочинения учеников на русском и иностранных языках и переводы с них. К 1844 г. в книгу было внесено сочинений на русском языке: в прозе - 32; в стихах - 12; на новейших иностранных языках (французский, немецкий -В.Л.) - 4; переводов с иностранных языков

- 5; всего 53 сочинения. Некоторые из этих сочинений были напечатаны на русском языке в журнале Министерства народного просвещения.23

С декабря 1845 г. во всех гимназиях, по указанию Министерства народного просвещения, два раза в месяц стали проводить литературные беседы. Эти беседы вырабатывали у учеников способности к самостоятельному и свободному выражению своих мыслей. На этих беседах присутствовали директор, инспектор, старший учитель русской словесности и некоторые, приглашённые директором, преподаватели. Такой порядок ли-

Учебные предметы Классы общие Классы специальные Число уроков Число часов

Для готовящихся на службу Для ГОТОВЯЩИХСЯ в универси-тет Общих ев X ОС 0 X 1 В 2 й& и К § «р 8 о со к у X 11 1 5 Р о 2 ос Г - X Ч >. О 8 о ВСЕГО Общих ев X ОС о X X 5 го о Р * Ё ч* ^ ° ю о и О во 5 У. X 3 П = Ё * а. г £ к х г; х >> и О ВСЕГО

> > > > > > > >

1. Закон Ьожий 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 2 12 - - 12 15 - - 15
2. Русский язык и словесность 4 4 4 5 3 3 3 3 3 3 3 24 2 - 26 30 2 &Л • 32 /г
3. Законоведение ■ - - - 4 4 4 12 - 12 - 15 - 15
4. Латинский язык - 4 4 4 4 - - 16 16 - - 20 20
5. Немецкий язык 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 2 20 - - 20 25 ■ - 25
6. Французский язык 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 21 - - 21 26 •/« - - 26 %
7. Математика 4 4 4 5 3 3 3 3 3 3 3 24 2 - 26 30 2 Уз - 32 •Л
8. Естественная история 2 2 2 2 I 1 1 2 1 1 1 11 ■ - 11 13 ’/« - • 13
9. Физика - - - 2 2 1 2 2 1 5 - - 5 6% - - 6&/4
10. Математическая география “ - * - - - 1 • - 1 I - - 1 1 &/4 - - 1 V*
11. История - - 2 2 2 4 3 2 2 4 3 13 - - 13 16 &/4 - - 16 &/4
12. Геофафия 2 2 2 2 2 - 1 2 2 - 1 11 - * 11 13 3/« - - 13 3/4
13. Чистописание 3 3 1 7 - - 7 8 У< - - 83Л
14. Черчение и рисование 1 1 1 3 - - 3 3Э/4 - - 3%

тературных бесед просуществовал до 1856 г. С 1853 г. были введены читательские беседы. На них, под руководством соответствующего преподавателя, после чтения какой-либо статьи проходило её обсуждение с целью пополнить знания учащихся по соответствующему предмету. Беседы проводились в установленные часы. Под руководством инспектора Псковской гимназии Р.Г. Гигеля был составлен план проведения бесед. В первом классе читались сказки Жуковского, во втором описывались различные события, взятые также из народного быта, в третьем - рассказы на исторические темы, интересные повествования из путешествий, в четвёртом проходили описания путешествий, сообщения о биографиях известных людей, в V и VI, где изучалась теория словесности, темы чтений были разнообразные с той целью, чтобы показать ученикам образцы всех родов сочинений, в VII, где изучалась история русской литературы, ученики знакомились с биографиями тех

писателей, которые изучались в программе гимназического курса.24

Для повышения ответственного отношения учеников к учёбе с 1835 г. в практику стали входить частные испытания. Лучшие гимназисты награждались книгами. А в 1836 г. по итогам испытания всех учеников был проведён торжественный акт с награждением книгами и похвальными листами.25 В последующие годы испытания проводились ежегодно. Успехи гимназистов стали отмечать по пятибалльной системе. Переводной балл составляла оценка «три».

Одновременно принимались меры по укреплению дисциплины. За проступки наказывали розгами, могли заключить в карцер, оставить без обеда.

Первый учебный год во вновь открытой гимназии начал следующий педагогический состав: директор гимназии - Егор Михайлович Шавров, о котором мы уже

упоминали выше, инспектор - Мориц Филиппович Постельс, законоучитель - священник Николай Федотович Милевский, учитель русской словесности и логики

- Николай Андреевич Кузьмин, русской грамматики и географии - Николай Иванович Митинский, латинского языка - Роберт Германович Гигель и Адольф Вильгельмович Тилезиус-фон-Тиленау, физико-математических предметов - Пётр Иванович Апахалов и Александр Иванович Гордан, истории и статистики - Пётр Иванович Кашин, французского языка - барон Михаил Клавдиевич Баккара, немецкого - Карл Кондратьевич Гауде, преподававший и в прежней гимназии; учителя рисования и чистописания при открытии гимназии ещё не было назначено; уже 1 августа назначен был учитель Дубинин, а после его увольнения с 6 ноября того же года Иван Дмитриевич Скориков. Обязанности комнатных надзирателей пансиона сначала выполняли учителя Митинский и Тилезиус; позже назначены были особые комнатные надзиратели: Эдуард Иванович фон-Гордовский и Степан Егорович Красовский.26

Сменяемость педагогов была высокой. К 1854 г., то есть к последнему году хронологических рамок нашего исследования, из первого педагогического состава в гимназии продолжали работать только законоучитель

Н.Ф. Милевский и бывший учитель латинского языка Р.Г. Гигель, теперь уже несколько лет занимающий должность инспектора.27 В первые годы работы гимназии существовал дефицит преподавателей с университетским и педагогическим образованием. Главной кузницей педагогических кадров был Главный Педагогический институт. В 1850 г. была открыта кафедра педагогики при Санкт-Петербургском университете. Некоторые из выпускников гимназии поступали в эти вузы. С 1838 г., когда состоялся первый выпуск, по 1855 г. поступило в университет, главным образом Санкт-Петербургский, 39 выпускников и только 2 в Главный Педагогический институт.*28

Мы не располагаем сведениями о профессиональном уровне преподавателей.

* Подсчитано автором.

Безусловно многие из них были высококвалифицированными специалистами. Андрей Степанович Воронов, преподаватель русской словесности, был одним из них. А.С. Воронов родился в 1819 г. в Олонецкой губернии в бедной семье. После окончания Санкт-Петербургского университета в 1840 г. пять лет преподавал русскую словесность и логику в Псковской гимназии. При Александре II занимал пост вице-директора департамента Министерства народного просвещения. В 1862-1866 гг. при его активном участии составлены уставы университетов, народных училищ и гимназий. Умер в 1875 г. Его труды: «Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 гг.» и «... с 1829 по 1853 гг.». Удостоен премии от Академии Наук и географического общества. Воронов одним из первых поднял вопрос о введении в России обязательного обучения. В настоящей и предыдущих статьях материалы этих исследований использованы автором.29

Тем не менее проблема качества образования была актуальна. В отчётах ревизоров отмечались недостатки в методике преподавания, которое в большинстве своём велось схоластически, по учебнику, часто без необходимых наглядных пособий. Господствовало, по большей части, механическое заучивание материала. Эти проблемы дополнялись и отсутствием наличия достаточного количества хороших учебников и пособий, хотя фонды библиотек по сравнению с предыдущим, александровским, периодом значительно пополнились.30 Не являлась исключением и Псковская гимназия. В год открытия гимназии в библиотеке имелось 619 названий, 1565 томов, атласов - 9, ланд-карт - 40, физических приборов в кабинетах - 34, глобусов

- 2, минералов - 493.31 В следующие годы библиотечный фонд постоянно пополнялся за счёт казны, личных пожертвований. Например, в 1834 г. Почётный попечитель гимназии Яхонтов пожертвовал из собственной библиотеки 41 название в 98 томах.32

Приведём таблицу динамики пополнения библиотечного фонда Псковской гимназии в сравнении с предшествующим периодом.

Приведённые данные убедительно свидетельствуют об интенсивном пополнении

К 1-му января 1829 года К 1-му января 1853 года

Книги Других учебных пособий по физике, географии и рисованию Предметов естественной истории книги других учебных пособий

назва- ний то- мов назва- ний то- мов физи- ческих инстру- ментов предметов естественной истории географических карт и глобусов пособий для рисования и чистописания

600 « 73 300 2022 4422 113 493 81 489

библиотеки гимназии. В стоимостном выражении библиотечный фонд оценивался примерно в следующих суммах: книг на 8173 р. 40 коп.; других учебных пособий на 1781 р.34 Мы не располагаем сведениями о качестве учебных книг.

Перейдём теперь к статистическим данным о численности учащихся гимназии.

Приведём таблицу о числе учащихся с 1833 по 1855 гг., то есть за 23 года.

За этот период прошли обучение в гимназии в том или ином объёме 3327 человек, в том числе приходящих - 1954, пансионеров

- 1373. Окончило полный курс - 138, в том числе приходящих - 70, пансионеров - 68.

Количество учащихся закончивших к концу каждого года возрастало, хотя и были исключения. Наибольшее число обучавшихся приходится на 1854 г. Количество окончивших полный курс гимназии к общему числу обучавшихся до 1850 г. составляет 6,2%. В расчёт взято число гимназистов поступивших до 1850 г., так как поступившие позднее закончили обучение уже после 1855 г., то есть в годы, не вошедшие в хронологические рамки нашего исследования. Самые большие выпуски были в 1846, 1848 и 1852 гг. Из числа окончивших намерены были поступить в различные высшие учебные заведения - 47 человек, в гражданскую службу 32, работать

Годы К концу года состояло Окончило курс

Пансионеров Приходящих Всего Пансионеров Приходящих Всего

1833 43 29 72 - - -
1834 43 39 82 - - -
1835 50 54 104 - - -
1836 52 58 110 - - -
1837 49 61 110 - - -
1838 48 59 107 2 3 5
1839 49 69 118 - 4 4
1840 55 61 116 3 2 5
1841 62 65 127 1 1 2
1842 61 64 125 4 2 6
1843 62 71 133 2 5 7
1844 61 92 153 3 4 7
1845 60 102 162 4 6 10
1846 65 91 156 6 6 12
1847 78 101 179 3 3 6
1848 71 90 161 10 2 12
1849 72 100 172 4 1 5
1850 70 105 175 4 4 8
1851 68 125 193 8 2 10
1852 72 124 196 4 8 12
1853 60 126 186 4 6 10
1854 60 138 198 5 6 11
1855 62 130 192 1 5 6

ИТОГО: 1373 1954 3327 68 70 138

* Таблица составлена автором. * Приведенные выше цифпы подсчитаны автором.

преподавателями в учебных заведениях губернии 21, ещё не определились к окончанию гимназии 21 учащийся, остальные 17 к своим родителям, в коммерцию. Какое количество окончивших реально осуществило свой выбор, нам не известно. За 23 года выбыло из гимназии 772 учащихся, что составило 23% от всего контингента обучающихся.* Отсев был большим, и причины его самые разные. Во многом это вызвано было желанием гимназистов ускорить устройство своей служебной карьеры. Большая часть учеников состояла кандидатами военно-учебных и других заведений в столице. Они поступали в гимназию временно и выбывали из неё до окончания курса. Немало было и таких, кто не осваивал гимназического курса и по этой причине был исключен.

Напомним, что в гимназию принимали детей, как тогда называли, свободных сословий или по другому состоятельных сословий. У нас не имеется данных о составе учащихся по сословиям. Сошлёмся на сведения по Санкт-Петербургскому учебному округу. В 1853 г. в гимназиях округа обучалось: дворян

- 2265 человек, прочих сословий - 566. Всего обучалось во всех гимназиях - 2831 человек. Следовательно, дворяне составляли 80% от общей численности.36

Обучение в гимназии было платным. К

1838 г. плата за обучение в Псковской гимназии составляла 15 рублей ассигнациями. С 1842/43 учебного года за обучение надо было платить серебром. В Псковской гимназии она составляла 4 рубля серебром в год. Часть полученных средств шла на финансирование гимназии, часть на формирование пенси-

онного фонда приходских учителей. После 1843 г. половина собираемой суммы шла в награду лучшим учителям, а из другой половины часть средств выделялась на помощь бедным ученикам, а другая на финансирование различных расходов гимназии.37

Псковская гимназия относилась к гимназиям первого разряда. В соответствии с этим разрядом штатное расписание, должностные оклады сотрудников гимназии и другие статьи расходов были следующие:

Кроме того, сотрудники гимназии получали доплату из сэкономленных средств, пожертвований дворянства. Например, директор гимназии с 1 января 1848 года получал доплату в сумме 300 р. в год. Основные финансовые средства выделялись из Государственного казначейства. Например, бюджет гимназии 1838 г. составлял 11475 р. На казначейство приходилось 7518 р.39 Псковское дворянство по вполне понятной причине постоянно проявляло озабоченность состоянием гимназии. Главная обязанность Почётного попечителя гимназии, а ими были губернские предводители дворянства, с 1833 по 1838 гг.

- Яхонтов, с 1838 по 1848 гг. - Статский советник Крекшин, а с 1841 - Действительный Статский советник Беклешов, состояла в изыскании дополнительных средств для гим-назии.40 С 1832 по 1853 г. псковское дворянство внесло в кассу гимназии 76863 рублей, в том числе на постройку здания гимназии с пансионом 52116 рублей.3 Гимназия располагалась в деревянном доме, приобретённом ещё в 1817 г. Первый этаж был каменный, а для благородного пансиона помещения были наёмные. Пансион был тесен для прожива-

38

Одному Всем

Директору - 714 р. 80 к.

Инспектору - 571 р. 84 к.

6 старшим учителям 536 р. 2 к. 3216 р. 12 к.

Законоучителю - 285 р. 90 к.

3 младшим учителям 343 р. 10 к. 1029 р. 30 к.

Учителю рисования - 257 р. 29 к.

2 канцелярским служителям - 257 р. 36 к.

На библиотеку и собрание инструментов - 214 р. 25 к.

На награды ученикам - 42 р. 85 к.

Директору на разъезды - 214 р. 50 к.

На канцелярские припасы - 71 р. 40 к.

На содержание дома, служителей и прочие расходы - 642 р. 85 к.

ИТОГО: 7518 р. 46 к.

ния гимназистов, а увеличение количества пансионеров тем более было проблематично. Необходимость строительства нового здания гимназии и пансиона стала очевидной. Эта проблема обсуждалась уже в первые годы после открытия гимназии. Предполагалась постройка отдельных зданий гимназии и пансиона или постройка общего здания. Остановились на последнем. В 1836 г. было приобретено место для строительства нового здания. Главным был вопрос в изыскании средств на строительство. Кроме пожертвований дворянства предполагалось взять кредит в сумме 50 тысяч рублей. В 1841 г. император собственноручно исключил этот вариант. Несколько лет длились согласования всех проблем строительства нового здания. Наконец, в 1853 г. началась закладка нового здания, а в декабре 1855 г. строительство было закончено.42 Итак, гимназия получила большое благоустроенное здание, что позволило ей развиваться в последующие годы. Сегодня в нём располагается 1-я средняя школа г. Пскова.

В заключении уместно будет коснуться истории строительства существовавшей при гимназии домовой церкви имени Святого благоверного Великого князя Александра Невского. В августе 1837 г. во время посещения гимназии Николай I распорядился, чтобы церковь св. великомученика Георгия (находится недалеко от музыкального училища

- В.Л.) считать принадлежащей гимназии. В этом же году церковь была передана в введение гимназии. Но она находилась в ветхом состоянии, нужен был ремонт, а средств на это не было. Обращаться за помощью к благотворителям руководство гимназии не стало. Надобность же в собственной отдельной церкви для гимназии была ощутима. Проблема открытия домовой церкви обсужда-

лась в течение многих лет, и только 6 декабря 1862 г. состоялось её освящение уже при императоре Александре II.43

Подведём итоги. Под влиянием внутренних и внешних обстоятельств правительство Николая I принимало охранительные меры в реформе образования. Устав 1828 г. неоднократно подвергался целому ряду значительных изменений, строгой регламентации. Из гимназий были устранены остатки философских и общественных знаний, уцелевших от программы 1804 г. В 1844 г. было отменено «отделение статистики с целью исключения всяких рассуждений» связанных с политикой, в 1847 г. было отменено преподавание логики. Значительные изменения произошли в гимназическом курсе после революционных событий во Франции в 1848 г.

Если молодые люди не уважают законы, то это потому, что они не знают действующего законодательства, а увлекаются республиканскими идеями, изучая классические языки. Так размышляло правительство Николая

I. Поэтому древние языки были заменены законоведением. Конечно, присутствовали при этом и практические соображения. Надо было дать образование «более материальное». Отсюда и разделение гимназического курса на два отделения: гимназическое и юридическое. В череде этих изменений было и повышение платы за обучение, чтобы ограничить доступ в гимназию других сословий. Тем не менее, Псковская гимназия, как и другие, выполняла большую образовательную, культурно-просветительскую работу в полуграмотной России. Сотни выпускников Псковской гимназии с неполным и полным курсом обучения несли так необходимое просвещение народу.

Примечания:

1. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. СПб., 1866. Т. II, № 403, с. 808.
2. Там же, № 430.
3. Устав гимназий и училищ, состоящих в ведомстве университетов. //Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936, с. 261.
4. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год. СПб., 1854, с. 6.
5. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 2.
6. Там же, л. 2.
7. Там же, л. 1.
8. Там же, л. 2.
9. Кандаурова Т.Н. Гимназии. //Очерки русской культуры XIX в. Т. 3. М., 2001, с. 88.
10. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 8.
11. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год. СПб., 1854. Приложение № 5, с. 20.
12. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л.
8, 46.
13. Говорливый П.А. Историческая записка 50-летия Псковской губернской гимназии и состоящего при ней пансиона. СПб., 1884, с. 29.
14. Там же, с. 25.
15. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 8.
16. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. СПб., 1866. Т. II, отд. 2, № 684, 754, 385, 843.
17. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 8.
18. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год. СПб., 1854, с.144.
19. Там же, с. 141
20. Там же, с. 145.
21. Говорливый П.А. Историческая записка 50-летия Псковской губернской гимназии и состоящего при ней пансиона. СПб., 1884, с. 36.
22. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 14.
23. Губернские ведомости. № 2, 1844. Прибавление. С. 7.
24. Говорливый П.А. Историческая записка 50-летия Псковской губернской гимназии и состоящего при ней пансиона. СПб., 1884, с. 43.
25. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 6.
26. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 2.
27. Памятная книжка для Псковской губернии на 1854 год. Псков, с. 33-35.
28. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Лл. 8-57.
29. Энциклопедический словарь. Т. VII. С-Петербург, Типо-литография И.А. Ефрона, 1892, с. 216.
30. Кандаурова Т.Н. Гимназии. //Очерки русской культуры XIX в. Т. 3. М., 2001, с. 92.
31. ГАПО, ф. 21. Записки Псковского главного народного училища. Ч. 2. Исторические записки Псковской губернской гимназии Благородного при ней пансиона со времени их открытия в 1833 году. Л. 2.
32. Там же, л. 4.
33. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год. СПб., 1854, с.166.
34. Там же, с. 167.
35. Там же, лл. 1-57.
36. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год. СПб., 1854, с.285.
37. Там же, с. 314-315.
38. Там же, с. 361.
39. Там же, с. 368-369.
40. Там же. Приложение № 1, с. 18.
41. Там же, с. 404.
42. Говорливый П.А. Историческая записка 50-летия Псковской губернской гимназии и состоящего при ней пансиона. СПб., 1884, с. 17-18.
43. Там же, с. 18-20.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты