DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-116-117
Анализ региональных процессов в Российской Федерации (на примере восстановления культуры чеченского народа). В.А. Асталов и И.С. Хамурзаев «Музейная сеть Чеченской Республики в конце ХХ - начале XXI века» (Махачкала; Грозный, 2014. 196 с.)
Роль музея в освоении культурного наследия нельзя переоценить. От деятельности музея зависит, как оно будет актуализировано и интерпретировано.
Современный музей - сложная многофункциональная система, которая помимо научно-просветительских решает ряд социально значимых задач, в том числе занимается организацией досуга, выполняет познавательную, развлекательную и художественную функции.
Особую актуальность приобретает изучение работы региональных музеев как составной части музейной сети Российской Федерации, взаимодействие музеев с другими институтами культуры. Музейной сети Чеченской Республики в 90-е гг. XX в. военные действия нанесли непоправимый ущерб. Однако в настоящее время музеи Чечни возрождаются, пополняются фонды, строятся новые музейные здания.
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью глубокого и объективного анализа политики государства в области музейного дела и поиска оптимальных методов ее реализации на конкретно-историческом материале Чеченской Республики, обусловлена недостаточной изученностью, а также теоретической и практической значимостью выводов, полученных в ходе исследования в условиях модернизационных перемен в современном российском обществе.
Анализируя деятельность музеев Чечни, авторы рецензируемого издания определили их роль в формировании исторического сознания современного чеченского общества, патриотическом и интернациональном воспитании населения, особенно молодежи, а также преодолении поствоенного синдрома. В исследовании предлагается комплексный, междисциплинарный подход к изучению проблемы. В нем наряду с традиционными используются новейшая методология и методы, сложившиеся в исторической науке, социологии, культурологии и т.д. Этим была обеспечена максимальная достоверность сделанных выводов и обобщений.
Грамотная постановка проблемы, вычленение узловых вопросов, использование обновленного понятийного аппарата, а также преодоление междисциплинарных барьеров - все это дало возможность получить всестороннюю картину понимания
исторической проблемы - состояние и перспективы развития музейной сети Чеченской Республики в конце ХХ - начале XXI в.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении определяются основные концептуальные положения исследования. Читатель имеет возможность осмысления современных историографических проблем избранной темы, позволивших не только обоснованно выделить лакуны, имеющиеся в изучении истории музейного дела Чеченской Республики, но и четко наметить генеральную концепцию авторского исследования.
Вопросы, рассматриваемые в данной книге, имеют своеобразную историографию, при проведении анализа которой твердо соблюдается проблемно-хронологическая последовательность.
Научный труд В.А. Асталова и И.С. Хамурза-ева основан на большом и оригинальном фактическом материале, новых методологических подходах к его осмыслению и интерпретации. Они опираются на широкий круг разнообразных по характеру и стилистике источниковых материалов и критическое осмысление отечественной научной литературы. В число подвергшихся анализу источников входят как впервые привлеченные документы, так и разнообразные по происхождению и характеру материалы из сборников и периодики. Авторы изучили большое количество литературы, что позволяет говорить об обоснованности сделанных выводов и обобщений, определили цель работы как комплексный анализ деятельности музеев Чеченской Республики конца ХХ - начала XXI в. в условиях трансформации Российской Федерации, рассмотрели проблемы становления музейной сети в постконфликтный период и определили перспективы развития музея как социокультурного института.
Обобщение теоретической и практической деятельности музеев Чечни позволило авторам разработать принципиально новые темы и разделы экспозиций, внести свое видение в традиционные темы и разделы научно-исследовательской работы. Они приходят к заключению, что деятельность музеев должна быть ориентирована на изучение и осмысление истории республики и культуры
народа, воспитание самосознания народов республики, приобщение их к национальному и общечеловеческому культурному наследию. В выставочной деятельности музеям необходимо использовать работы чеченских, русских, в целом российских, а также зарубежных классиков живописи, пропагандирующих общечеловеческие ценности, такие как уважение, доброта, патриотизм, интернационализм, любовь, вера и т.д.
В новых условиях развития чеченского общества музеи должны стать центрами активной исследовательской, образовательной, культурно-разъяснительной и досуговой деятельности.
Проявляется обеспокоенность слабым посещением музеев жителями республики, связанным с военными действиями и практически полным разорением музейного фонда. В то же время, отмечают В.А. Асталов и И.С. Хамурзаев, в последние годы заметно активизировалось посещение музеев школьниками и студентами в рамках культурной и воспитательной программ.
Поскольку культура познавательного туризма в Чеченской Республике почти не развита, в работе дается практическое предложение, направленное на включение музейного дела и перспективы развития туризма в комплексную программу социального развития региона. Это не сводится просто к расширению экскурсионно-туристических объектов или увеличению числа музейных учреждений. Необходимо комплексное развитие инфраструктуры, включающее строительство дорог, развитие сети общественного питания, создание условий для сохранения, реставрации историко-культурных объектов. Природно-климатические условия края расширяют эту возможность и привлекательность.
Материалы и выводы солидного научного исследования имеют практическое применение, которое заключается в дальнейшем изучении музейного дела в Чеченской Республике, при разработке научных концепций как для региональных, так и российских музеев. Кроме того, они могут быть востребованы в деле повышения квалификации музейных работников, преподавании спецкурсов по истории России, краеведению, культурологии, музееведению, при написании курсовых и дипломных работ, а также в работе краеведческих и туристических организаций и т.д.
Концептуальные выводы исследования могут использоваться в создании обобщающих работ по истории культуры чеченского народа, в научных разработках музейного дела, способствовать совершенствованию управления музейным делом в северокавказском регионе, а также развитию многопланового сотрудничества музеев Чечни и музеев других народов России. Решение задач сохранения культурного наследия народов Кавказа, включения их в современные социокультурные процессы возможно только при условии партнерства ученых, государства и бизнеса [1].
В целом работа написана грамотным, научным языком, содержание излагается логично, текст корректно оформлен. Еще раз отметим, что В.А. Асталов и И.С. Хамурзаев подарили нам солидное научное исследование, разработанное на актуальную тему. Но в то же время следует указать на отдельные слабые места, спорные суждения и ошибки. Так, например, надо было бы подробнее остановиться на действиях Министерства культуры ЧР, администрации Национального музея ЧР и других музеев по восполнению музейного фонда республики.
Исследуя федерально-целевые программы культуры России в их региональном аспекте, желательно было бы провести параллели с другими республиками Северного Кавказа в плане выполнения этих программ.
Хотелось бы услышать от исследователей ответ на традиционный российский вопрос «кто виноват?» в разграблении музейного фонда Чечни.
В то же время необходимо еще раз подчеркнуть, что В.А. Асталов и И.С. Хамурзаев проделали огромную работу по исследованию различных аспектов развития музейной сети в Чеченской Республике конца ХХ - начала XXI в. Исследование представляет большой интерес как для ученых, так и для широкого круга читателей.
References
В.Д. Дзидзоев