Спросить
Войти

2015. 02. 010. Уэсли Д. А. Действия государства и сионистские проекты экономического развития арабских городов Израиля. Wesley D. A. State practices and Zionist images: shaping economic development in Arab towns in Israel. - N. Y. ; Oxford: Berghahn Books, 2013. - XV, 276 Р. - bibliogr. : p. 245-261. - Ind. : p. 262-273

Автор: указан в статье

2015.02.010. УЭСЛИ ДА. ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И СИОНИСТСКИЕ ПРОЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРАБСКИХ ГОРОДОВ ИЗРАИЛЯ.

WESLEY D.A. State practices and Zionist images: shaping economic development in Arab towns in Israel. - N.Y.; Oxford: Berghahn books, 2013. - XV, 276 р. - Bibliogr.: P. 245-261. - Ind.: P. 262-273.

Автор (Тель-Авивский университет, Израиль) пытается понять причины отторжения арабских предпринимателей израильским экономическим и политическим истеблишментом и нащупать методы преодоления данного разлома, препятствующего интеграции арабского населения страны. Корень проблемы автор усматривает в политике британских колониальных и мандатных властей, пренебрегавших историческими реальностями: вопиющий тому пример - перекраивание границ в своекорыстных целях (в том числе и для возможного в будущем стравливания населения по территориальному и этническому признаку).

Одновременно в израильском социуме главенствующие позиции занял дискурс, признающий арабов неспособными к творческому и конструктивному диалогу: «Для всех тех, кто находится внутри данного дискурса, жители арабских городов и поселков... пока еще не готовы принять участие в поисках факторов развития» (с. 193). Автор считает данный дискурс тем более возмутительным, что многие из израильских поселений и киббуцев (часть из которых находится на грани банкротства) построены на земле, «отвоеванной» у арабов. Автор описывает свои впечатления от путешествия по стране: «По обеим сторонам дороги можно лицезреть руины - своего рода вписанные в природу остатки прошлого. прямо посреди земли, принадлежащей теперь киббуцам, будто это всего лишь добытые на войне трофеи, пока в один прекрасный день, вам не приходит в голову мысль, что вы смотрите на уничтоженную жизнь» (с. 210). В одной лишь Галилее было уничтожено 158 арабских городов и поселков; вместо них на землях, отнятых у арабов, с 1948 по 1951 г. было построено 79 еврейских поселений с числом жителей, часто не превышающим 200 человек (несколько из них уже пришли в запустение) (с. 28).

Пренебрежение историей арабов проявляется и на уровне дискурса, превращаясь в идеологическое обоснование захвата земли: «Дискурс сионистской модернизации считает вполне приемлемым обвинять арабское общество в том, что оно якобы не оказалось в состоянии правильно оценить экономическую ценность земли...» (с. 137). Данный дискурс склонен использовать «абстрактную, «словно бы подвергнувшуюся химической чистке» (с. 214) терминологию; «так, говоря о "демографической проблеме", мы автоматически рассматриваем молодые палестинские семьи как потенциальную военную угрозу, словно бы рисуя в воображении новорожденных палестинцев. с мечом в руках. Наши страхи помогают угрозам материализоваться» (там же).

Воображаемые границы, якобы отделяющие арабское поселение - как нечто радикально иное, неинтегрируемое - от всего остального мира, создают препятствие на пути планирования, которое могло бы сделать его частью больших индустриальных зон; вместо этого арабским городам предлагается создавать собственные - весьма незначительные по размерам - индустриальные зоны, своего рода паллиатив, не представляющий возможностей для подлинного развития. «Дело в том, что модернизационный дискурс своим парадоксальным результатом имеет то обстоятельство, что все те, кто его использует, рассматривают «арабские поселения» как некую застывшую в собственной традиционности сущность. которая едва ли может быть сочтена готовой для того, чтобы выступить в роли активной действующей силы процесса развития. Именно этот дискурс подпитывает и поддерживает то присвоение нужд и потенциалов, связанных с развитием арабских городов, к которому прибегает еврейский сектор в Галилее, действующий в связке с местными правительственными учреждениями, что, в свою очередь, не может не сказаться на хабитусе, свойственном арабским городам в Галилее» (с. 150). Местных арабских предпринимателей Министерство промышленности склонно рассматривать как не заслуживающее внимания и поддержки явление - некий курьез, не более того.

Традиционные арабские ценности якобы «препятствуют возникновению рынка земельных участков в арабских городах, что не дает развиваться промышленности» (с. 193). Интересно отметить, что, как и во многих прочих случаях, еврейское общество являет

собой своего рода парадоксальное отражение арабского социума; так, удержание земель, перешедших под контроль Израиля, в квазирелигиозном сознании современных израильтян рассматривается как некая мистическая гарантия существования как их самих, так и государства, в котором они проживают. Тем не менее данная зеркальность совершенно проходит мимо их сознания: «В израильских общественных науках часто именно арабские традиции рассматриваются как главная причина экономической отсталости» (с. 193).

«Местные власти негативно относятся к идее возникновения какого-либо органа управления, который бы на равных - наряду с евреями - включал в себя и арабов (так как такой орган мог бы стать соперничающим центром власти).» (с. 102). Между тем особенности демографического развития страны настоятельно требуют принятия решительных мер по интеграции арабского населения. Дело в том, что среди арабов имеет место латентная урбанизация, связанная 1) с удвоением арабского населения за последние два десятилетия; 2) отсутствием миграции в незаселенные районы; 3) деградацией арабской агрикультуры, которая уже не может служить надежным источником дохода. В то же время правительство не принимает адекватных экономических мер с целью предоставления рабочих мест арабам, так что последние вынуждены искать работу вне тех городов, где они проживают. Именно подобные перекосы, а не пресловутые «арабские ценности и традиции» являются главным тормозом на пути экономического развития арабских городов, которые тем не менее «демонстрируют жизнеспособность и драйв в преодолении стоящих перед ними проблем» (с. 62). Исследования 1983 г. выявили, что пятая часть арабских фирм занимаются производством продуктов питания, около трети - тканями и одеждой, 42% - строительством, электротехникой, химикатами, драгоценностями, электроникой (там же).

В 1974 г. израильские арабы создали Национальный комитет председателя местных арабских администраций - «ключевой фактор возрастания правового сознания. а также большей настойчивости руководителей арабских общин в продвижении собственных требований» (с. 193). Однако правительство Израиля сочло необходимым противостоять данной тенденции; так, в Галилее был введен в действие План ускоренного городского развития, целью

которого было «усиление еврейского контроля над регионом... наряду с предоставлением рабочих мест для арабского населения» (с. 194). МВД упразднило пост национального представителя друз-ских и арабских местных советов, так что прежний достаточно разветвленный административный аппарат был сведен к посту советника по арабским вопросам в ведомстве премьер-министра.

В 1990-е годы Министерство внутренних дел Израиля начало продвигать идею сотрудничества израильских и арабских властей на местах с целью создания совместных индустриальных зон. «Все же совместное участие еврейских и арабских населенных пунктов в создании индустриальных зон имеет место в обстановке неуверенности в будущем и пока, образно говоря, продвигается вперед, спотыкаясь на каждом шагу.» (с. 182). Кроме того, создание небольших индустриальных зон в пригородах некоторых арабских городов совершенно не решает проблемы, а, скорее, ее усугубляет: «результатом включения арабских городов в данную программу. было на деле их отстранение от флагманских проектов развития Галилеи» (с. 194). Именно по этой причине открытие американо-израильской стекольной фабрики «Финикия» сопровождалось протестами со стороны арабского населения. Тем не менее некоторый успех все же был достигнут. Во всяком случае, израильские власти продолжают обсуждать данный проект, а арабские - рассматривают его как перспективный, так что вполне можно говорить об определенном успехе.

Борьба арабского населения за свои права опровергает распространенную в израильском обществе мифологию, средоточием которой является представление о неких не поддающихся изменению «арабских ценностях», препятствующих интеграции арабов в израильский социум. Даже ставшая притчей во языцех «хамула» -патриархальная организация арабского населения - в настоящее время претерпевает серьезные изменения, поскольку «прежним лидерам "хамулат" в местных арабских советах приходят на смену выпускники университетов» (с. 193). Тем не менее недоверие со стороны израильского правительства мешает достижению серьезных успехов в деле интеграции арабского населения страны. «Секретные службы продолжают наблюдать за населением арабских городов, что предполагает такие методы, как манипулирование сознанием и привлечение осведомителей. Однако в настоящее время арабские

местные власти имеют больше возможностей для работы в системе государственного управления, чтобы продвигать собственные интересы и протестовать против дискриминации» (с. 46).

Когда в 1990-х годах начал разрабатываться план создания индустриальной зоны Верхнего Назарета, находящиеся поблизости арабские города (Маджд ал-Курум, Мешхед и Кафар Кана) имели немало поводов для беспокойства: «Все преимущества, связанные с налогообложением и новыми вакансиями, доставались Верхнему Назарету, в то время как арабские города подвергались риску загрязнения природной среды» (с. 85). В 1996 г. мешхедские землевладельцы начали выражать озабоченность перспективой лишиться прав на принадлежащую им землю. «Мешхед был вынужден вернуться к той идее, что он может и должен быть равноправным партнером в совместной индустриальной зоне не передавая земли, находящейся в его юрисдикции» (с. 103). «В 2000-м году Кафар Кана и Верхний Назарет подписали декларацию о намерениях, которая предполагала создание совместного органа управления индустриальной зоной. Мешхед также выразил заинтересованность в том, чтобы планирование было возобновлено.» (с. 106). Интересно отметить, что имеют место и неравномерности в развитии, также отражающие предубеждение израильских властей по отношению к арабским городам: в собственных индустриальных зонах арабских городов, как правило, серьезные предприятия не размещаются.

В настоящее время в израильской прессе дебатируется вопрос о том, насколько правомочным было строительство индустриальной зоны на земле, юридический статус которой, по меньшей мере можно считать спорным, тем более, что все доходы от ее использования теперь идут в казну Верхнего Назарета, в то время как арабские города не получают ничего. «Сегодня Маджд ал-Курум добивается того, чтобы земли были переданы в его юрисдикцию -в качестве предварительного условия, что этот город будет партнером в индустриальной зоне "Бар Лев" (с. 196). Со своей стороны администрация Верхнего Назарета требует, чтобы Верхний Назарет стал партнером в индустриальной зоне "Зиппорит", не предоставляя последней земли, находящейся в его юрисдикции. Данное требование ставит под сомнение законность вошедших в обиход принципов, касающихся контроля над земельными угодьями и получаемого с них дохода» (с. 196). Таким образом, налицо - двойные стандарты, что не может не вызывать законных протестов со стороны арабского населения.

Официальная идеология Израиля рассматривает подобные протесты как проявление «арабской традиционности» (склонности к хаосу и беспорядкам). «В действительности это - не что иное, как стремление арабского населения Израиля обрести права на равноправное партнерство в экономическом развитии страны» (с. 196). Правда, переломить негативные тенденции - дело не столь уж простое: «Поскольку. индустриальная зона "Зиппорит" была задумана не столько в терминах нормального развития, сколько как проявление борьбы за землю, едва ли территория, на которой она была построена могла быть передана в юрисдикцию города Мешхед» (с. 133).

Автор приводит свидетельства вопиющего беззакония по отношению к арабам и считает, что основы современных нестроений были заложены тем военизированным стилем управления, который был навязан израильским арабам в 1948-1966 гг., когда возникло «расколотое общество, в котором представлялось правильным, чтобы государство подвергало своих граждан арабского происхождения контролю и подавлению. обращаясь с ними иначе, чем с евреями» (с. 207). «План ускоренного городского развития Галилеи обрел свое существование лишь как случайный гибрид, возникший в результате, с одной стороны, опасений, что арабы представляют собой некую территориальную угрозу, и, с другой стороны, рассуждений на тему о пресловутых "арабских традициях"» (с. 194). Растет число тех, кто придает первостепенную важность признанию израильским социумом Накбы. Так, известный израильский общественный деятель Эйтан Бронштейн усмотрел необходимость сохранить другую (арабскую) историю страны, положив начало периодическому изданию «Зохрот», подписчики которого в 2004 г. составляли более 25 тыс. человек. «Организуются экскурсии в обезлюдевшие и разрушенные арабские поселки. в ходе которых можно услышать устные свидетельства тех арабов, кому посчастливилось остаться в живых» (с. 210).

К.Б. Демидов

ИЗРАИЛЬ АРАБЫ СИОНИЗМ УРБАНИЗАЦИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты