Спросить
Войти

История распространения ханафитского учения в Центральной Азии

Автор: указан в статье

чения и стремлением защитить честь и достоинство женщины. Конечно, такие мотивы имеют место, но мы считаем, что озвученная выше мотивация более убедительна и лучше укладывается в «прокрустово ложе» рациональности.

Литература

1. Al-Azm S. Islamic Fundamentalism Reconsidered: A Critical Outline of Problems,

Ideas and Approaches // South Asia Bulletin, Comparative Studies of South Asia, Africa and Middle East. - 1993. - Vol. XIII; 1994. - Vol. XIV, № 1.

2. Библия. Ветхий Завет. - М.: Библиотека «Благовещение», 2002.
3. Жижек С. Сила женщины и истины ислама // Интернет-журнал «Лива». URL: http://liva.com.ua/zizek-islam.html
4. Жизнь четырнадцати непорочных // kk. convdocs. org/docs/indecs-4110.html? page=58
5. Коран / пер. смыслов и коммент. В. Пороховой. - М., 1997. - 798 с.
6. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1980. - 786 с.
7. Фролова Е.А. Арабское «возрождение» как проект модернизации // Вопросы философии. - 2013. - № 5. - С. 11-18.
8. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: АСТ, 1998. - 512 с.

«Исламоведение», Махачкала, 2015, № 3, с. 35-42.

С. Окилов,

директор Научно-исследовательского центра исламоведения при Ташкентском исламском университете, кандидат исторических наук ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХАНАФИТСКОГО УЧЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Из исторических источников известно, что основная часть территории нынешней Центральной Азии в свое время именовалась Маверауннахром и Хорасаном. В данной статье сделана попытка освещения истории распространения ханафитского учения в Центральной Азии на примере Маверауннахра и Хорасана. Следует особо отметить, что изначально в Маверауннахре и Хорасане распространились теологические убеждения Абу Ханифы, а в последующем развивались его правовые мировоззрения, а именно ханафитский мазхаб (путь).

В первую очередь, распространению ханафитского вероучения в Маверауннахре и Хорасане способствовала политическая

ситуация в регионе. Если взглянуть на историю, то в начале восьмого столетия в Маверауннахре и Хорасане число людей, принявших ислам, выросло по сравнению с другими регионами. В 728 г. правитель Хорасана аль-Ашрас ибн Абдулла ас-Сулами в целях дальнейшего увеличения числа мусульман принял решение активизировать усилия по обращению местных жителей в ислам. Для успешного выполнения данной задачи ему посоветовали Абу ас-Сайда Салеха ибн Тарифа. Абу ас-Сайд же согласился на это и попросил у аль-Ашраса отменить подушную подать «джи-зья»1 от каждого, кто принял ислам, и, заручившись его словами, направился в Самарканд [10:113].

Прибыв в Маверауннахр Абу ас-Сайд приступает к работе. В результате, многие жители ради освобождения от уплаты «джи-зьи» начинают принимать ислам. Новообращенные в ислам, из местного населения, освобождаются от уплаты «джизьи». Но этот факт приводит к недовольству правящей группы, которая беспокоилась о пополнении казны государства. По этой причине в регионе разгораются споры и конфликты по вопросам налоговых сборов на душу населения. Из-за отсутствия глубоких знаний ислама новообращенные мусульмане стали отказываться платить даже «харадж»2, который не имел никакого отношения к «джизьи». И это, естественно, привело к недовольству наместников Хорасана, так как они не желали легко отказываться от такого дохода.

Узнавший о данной ситуации аль-Ашрас поставил задачу своему полководцу в Самарканде аль-Хасану ибн Абу аль-Амаррата аль-Кинди проверить искренность веры новообращенных мусульман. После того как аль-Ашрас дал приказ собрать «харадж» с каждого мусульманина, новообращенные мусульмане начали выражать свое недовольство, и эти жалобы дошли до самого халифа Умара ибн Абдулазиза [14: Т. II, с. 15].

Эти разногласия привели к тому, что впоследствии был поставлен вопрос о том, какие же требования должны выполнять но1 Вид налога, который платили иноверцы, живущие в мусульманских странах.

2 Поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним «джизьи», особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной подати.

вообращенные мусульмане ради освобождения от уплаты «джизьи». Данная проблема не носила только политический характер, но и касалась вопросов разъяснений термина «мумин» (верующий). Наместники Хорасана ради своей материальной выгоды усложнили условия по вопросам принятия исламской веры вплоть до того, что внесли пункт об обязательном заучивании наизусть одной из самых длинных сур из Корана. Такие требования порождали трудности у персов и тюрков, которые не знали арабского языка. В результате, вопрос о вере требовалось решать путем привлечения науки «калам» .

В результате этого, мурджииты2 начали помогать своими вероучениями новообращенным мусульманам региона. Рассмотрев условия принятия веры, мурджииты выдвинули требования, которые состояли из «словесного» признания и «подтверждения сердцем». Таким образом, мурджииты непроизвольно стали причастными к решению проблем новообращенных мусульман и начали считаться союзниками населения Маверауннахра, борющегося против «джизьи». Это привело к негативному отношению администрации Хорасана к мурджиитам.

Данные события привели к серьезным столкновениям. В 728-729 гг. произошло первое восстание во главе с мурджиита-ми. Шесть лет спустя под началом Хариса ибн Сурейджа произошел большой мятеж. Несмотря на то что мятежники преследовали политические цели, эти восстания показывали и нерешенность религиозных вопросов. Во главе данного процесса, безусловно, стояли мурджииты.

Мятеж был полностью подавлен в 746 г. По истечении времени вопрос о «джизье» потерял свою актуальность. Но в результате всех вышеописанных событий мурджииты упрочили свою

1 Термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении -спекулятивную дисциплину ( илм аль-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (так-лид).
2 Общее название последователей различных догматических школ, «откладывавших» суждение о состоянии человека в этом мире, ставивших деяния после веры. Мусульманские доксографы выделяли мурджиитов как последователей одного из четырех основных течений, на основе которых образовались многочисленные догматические школы (фирак).

позицию, как представители ведущего религиозного течения в будущем.

Впрочем, движение мурджиитов недолго сохраняло свои позиции в Маверауннахре, из-за того что его представители не владели глубокими религиозными познаниями. За выяснением трудных и спорных вопросов они отправлялись в Ирак, а именно в город Куфа, который считался центром мурджиитов. Но в Куфе главным противником мурджиитов был Абу Ханифа1, который являлся одним из самых уважаемых ученых того времени. Таким образом, вероучение мурджиитов в Куфе встретило отпор со стороны Абу Ханифы.

Такой ход событий дал начало второму этапу развития ситуации в Маверауннахре, который ознаменовался не только решением вопроса «калама», но и повлиял на общую религиозную обстановку. Ученые, отправившиеся из Маверауннахра в Куфу, возвращались на родину принявшими воззрения Абу Ханифы, в результате чего в Маверауннахре учение мурджиитов уступило свое место убеждениям сформировавшимся под влиянием Абу Ханифы.

К девятому столетию, религиозная среда в Бухаре и Самарканде Маверауннахра полностью находилась под влиянием хана-фитского «мазхаба». Ввиду того что вопросы веры имели приоритетный характер в Маверауннахре и Хорасане, главной деятельностью ученых ханафитского «мазхаба» в период VIII-X вв. оставалось изучение науки «калам».

Такое обстоятельство дел стало причиной появления в следующем столетии ряда ученых, придерживающихся пути имама Абу Ханифы и в правовых вопросах (фикх), и в теологических учениях.

Таким образом, формированию науки «калам» в Мавераун-нахре способствовала политическая ситуация VIII в. Большой вклад в развитие «калама» в Маверауннахре в последующих столетиях внесли такие ученые, как Ахмад ибн Исхак Абу Бакр аль-Джузджани (III / IX в.), Абу Сулайман Муса ибн Сулайман аль-Джузджани, Абу Наср аль-Ияди, а также Абу Мансур аль1 В некоторых источниках, особенно в статьях западных исследователей, высказывается мнения, что Абу Ханифа был сторонникам мурджиитов. В те времена кадий Багдада Усман аль-Батти обвинил Абу Ханифу в мурджиитстве. Эти мнения ошибочны потому, что Абу Ханифа написал трактат «Рисала ала Усман аль-Батти», опровергающий факт его причастности к мурджиитам.

Мотуриди, которые строго придерживались вероучения Абу Ха-нифы.

Исторические источники отмечают, что научное наследие и вероучение Абу Ханифы пришли в Маверауннахр через Хорасан. Логическим объяснением этого является тот факт, что не только учение Абу Ханифы, но и основы ислама пришли в Маверауннахр через соседний Хорасан.

УП-1Х вв. города Балх1 и Рей2 Хорасана были известны как самые крупные научные центры, и ханафитские ученые нашли здесь пристанище. Было бы целесообразным дать сведения о ханафитских кадиях (судьях), действовавших в данных городах Хорасана, потому что в результате их деятельности ханафитское учение широко распространилось по Маверауннахру.

Прежде всего, следует дать сведения о судьях, которые вели дела в городе Балх, так как большая часть ханафитских кадиев, проживали в городе Балхе, а не Рейе. Город Балх, расположенный на севере Афганистана, изначально был основан как торговый центр [15: Т. I, с. 713]. В те времена Багдад считался центром исламских учений, и искатели знаний из разных городов, в том числе из Балха, посещая Багдад, получали знания у Абу Ханифы, а затем, возвращаясь на родину, распространяли эти знания.

Мухаммад Мухрус Абдулатиф в своей книге «Машаих Балх минал ханафия ва инфариду бихи минал масаил аль-фикхия» приводит сведения о нескольких ученых из Балха, которые учились у Абу Ханифы, а также у его учеников [11: Т. I, с. 166]. К ним можно отнести: Абу Исхак Ибрахим ибн Сулайман Зияд (вторая половина II столетия хиджры) [3:212]; Абу Умар ибн Мухаммад ибн Маймун ибн Бахр ибн Са&д ибн ар-Раммах (ум. 787 г.) [5:126-127]; Абу Мухаммад Салм ибн Салим аль-Балхи (ум. 809 г.) [3:214]; Абу Мути& Хакам ибн Абдулла аль-Балхи (ум. 814 г.) [3:216]; Абу Муаз Хамид ибн Сулайман аль-Балхи (ум. 814 г.) [5:218].

Именно эти ученые способствовали широкому распространению мнений Абу Ханифы в Хорасане, в частности городе Балхе. Ученые, прошедшие ханафитскую школу, достигали высоких чи1 Балх, Вазирабад - город в одноименной провинции Афганистана. Расположен в 20 км к северо-западу от столицы провинции, города Мазари-Шариф, и в 74 км южнее реки Амударья.

2 Город в Северном Иране, в провинции Тегеран, в древности известный под именем Арсакия. Расположен в 10 км южнее столицы страны - города Тегеран, и связан с ним веткой метро. Административный центр шахрестана Рей.

нов в Балхе. Абу Мути& Хакам ибн Абдулла аль-Балхи занимает особе место среди этих ученых, так как он был близким другом и одним из первых учеников Абу Ханифы, от которого получил трактат «аль-Фикх аль-Абсат». После Абу Умара ибн Мухаммеда Раммаха Абу Мути& аль-Балхи был кадием Балха в течение 16 лет и внес большую лепту в распространении ханафитского мазхаба [3:215-216]. Также Абу Мути& аль-Балхи привел трактат Абу Ха-нифы «аль-Алим вал мутааллим» со слов Абу Мукатила ас-Самарканди и собрал ответы Абу Ханифы по вероучению в трактате «аль-Фикх аль-Абсат». Место трактата «аль-Фикх аль-Абсат» в распространении ханафитского вероучения в Балхе было велико. Важность этого трактата в том, что условия «имана» (верования) изложены в нем легкодоступным образом. Например, умерший новообращенный мусульманин, не соблюдавший обязательные нормы ислама, находясь в тех странах, где не утвержден шариатский закон, всё равно останется «му&муином» (верующим). По утверждению турецкого исследователя С.Кутлу, этот взгляд о новообращенных мусульманах, которые еще не успели приобрести знания об обязательных нормах ислама, укрепило их место в религии. Трактат «аль-Фикх аль-Абсат» сыграл большую роль в урегулировании разногласий при поголовном принятии ислама тюркскими племенами Маверауннахра [3:216].

Ученые из Балха не ограничивались в получении знаний только у Абу Ханифы, но продолжали получать их у самых известных его учеников: Мухаммеда аш-Шайбани, Абу Юсуфа и Зуфара. К таким ученым из Балха можно отнести: Абу Саид Халаф ибн Аюб аль-Амири (ум. 820 г.) [5:179-180], Абу Усман Шаддад ибн Хакам аль-Балхи (ум. 829 г.) [3:220], Абу Исхак Ибрагим ибн Юсуф ибн Маймун ибн Кудама аль-Бахили аль-Макияни (ум. 853 г.) [11: Т. I, с. 159], Мухаммад ибн Касим ат-Тайикани [3:223] (начало IX века) и Абу Бакр Нусайр ибн Яхя аль-Балхи (ум. 881 г.) [11: Т. I, с. 159].

Следующим городом в Хорасане, где широко распространилось ханафитское учение, считался г. Рей. Этому послужило то, что Аббасидские халифы Харун ар-Рашид и Ма& мун начали назначать в качестве кадиев г. Рея известных ханафитских ученых для противостояний «зайдитской» группе из шиитского течения, влияние которых здесь было достаточно весомым.

Аббасиды назначили кадиями г. Рея сначала ученика Абу Ханифы Абу Юсуфа Фазли ибн Ганим аль-Хузаини (ум. 850 г.), который был родом из Марва, а затем Мухаммада ашь-Шайбани и

Абу Мути& аль-Балхи, Мухаммада ибн Мукатил ар-Разии1 (ум. 862 г.).

Таким образом, ученики Абу Ханифы и ханафитские улемы начали продвигать его взгляды в «усул аль-фикх» (основы права) и «фуру аль-фикх» (разветвления права) поначалу в городе Балхе, а затем и по всему Хорасану, в результате чего ханафитское учение начало быстро проникать в другие города региона. Назначения ханафитских ученых на должности кадиев и на другие высокие государственные посты придало еще больше авторитета учению Абу Ханифы в регионе [7: Т. У, с. 469].

Независимо от того, что сам Абу Ханифа отклонял все предложенные ему должности кадиев, многие его последователи соглашались на такие должности, как кадий, муфтий и мударрис. Примером может послужить тот факт, что из ханафитских ученых в регионе были назначены 28 кадиев, 6 муфтиев и 2 мударриса [8:396].

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что многие ханафитские ученые из Маверауннахра и Хорасана, занимая высокие государственные посты, создавали основу для распространения учения Абу Ханифы. Будет уместным упомянуть предводителя ханафитских ученых г. Рея Мухаммеда ибн Мукатил ар-Рази. Ибо он долгое время служил кадием города и был представителем элиты ханафитских ученых.

Ханафитское учение начало свое распространение в Маве-рауннахре и продолжило стремительно развиваться и в других городах Хорасана. Силами и стараниями учеников Абу Ханифы города Бухара и Самарканд стали центрами ханафитского учения.

В распространение ханафитского учения в регионах Маве-рауннахра огромный вклад внесли ученики Абу Ханифы. Особенно в Самарканде была воспитана целая плеяда учеников Абу Ха-нифы. Часть из них занимали должности кадиев города. В свободное от должности время они занимались научной деятельностью. Некоторые же ученики полностью посвятили себя науке.

Согласно Хафизиддину Кардари, следующие ученые получали знания у Абу Ханифы и распространяли его идеи в пределах Маверауннахра:

1 Мухаммад ибн Мукатил ар-Рози являлся одним из учителей Абу Мансу-ра аль-Мауриди.

- Абу Мукатил Хафс ибн Салм (Сухайл) аль-Фаззари ас-Самарканди,

- Наср ибн Абу Абдилмалик ал-Атаки,

- Шарик ибн Абу Мукатил,

- Ма&руф ибн Хасан,

- Юнус ибн Сабих,

- Исхак ибн Ибрахим аль-Х,анзали [8:514].

Несомненно, имя Абу Мукатила ас-Самарканди имело особое значение среди этих ученых.

Просветительская миссия и деятельность в качестве кадиев, начатые учениками Абу Ханифы в Самарканде, продолжались долгие годы. По истечении полутора веков, в период с 767 по 912 гг. в регионе произошли важные события, в результате чего появилось множество школ под названием «Самаркандская школа». Покровительствуемые Аббасидами, представители ханафит-ского учения, как и в других городах, назначались на должности кадиев в Самарканде, что способствовало и здесь широкому распространению ханафитского учения [4:32-39].

Назначения ханафитских кадиев в Хорасане и Маверауннах-ре по примеру городов Балх, Рей и Самарканд, а также доминирующая роль ханафитского учения в регионе способствовали появлению учения «матуридия». Вышеуказанные историко-социальные предпосылки помогли Абу Мансуру Матуриди в формировании и распространении идейных взглядов Абу Ханифы в Самарканде.

Чтобы иметь более точное представление о ханафитских судьях, которые жили в Самарканде, приведем информацию о ранних ханафитских кадиях, служивших там же:

1. Мукатил ибн Хайян (ум. после 767 г.). Он был другом Абу Ханифы и считался одним из первых, кто был назначен ханафит-ским кадием Самарканда. Являлся одним из предводителей восстания Хариса ибн Сурайжа и активно распространял вероучения Абу Ханифы в Самарканде [5:75-78].
2. Исхак ибн Ибрагим Ханзали был кадием Самарканда (818-824) после Мукатила. Он, кроме Абу Ханифы, учился у Малика ибн Анаса и у Абдуллы ибн Мубарака. Далее сам был учителем Хайсам ибн Джунайда аль-Кази и Абу Хафсы Санджадизаки [12:454].
3. Абу Усман Салм ибн Мукатил аль-Фаззари ас-Самарканди (ум. 826 г.). Помимо знаний, полученных от отца Абу Мукатила, Абу Усман также получал уроки у таких известных факихов и мухаддисов, как Малик ибн Анас, Абдулла ибн Мубарак, Хаммад ибн Салама, Шарик ибн Абдулла. Сам же был учителем Ахмеда ибн Насра Атаки и до конца своей жизни был кадием [2:406].
4. Абу Хафс Умар ибн Абу Мукатил аль-Фаззари ас-Самарканди (ум. 834 г.). После смерти брата Абу Усмана он был назначен кадием. Получил знание у таких ученых, как Абдулла ибн Мубарак и Яла ибн Убайд. Делился знаниями с такими учеными, как Ахмед ибн Наср Атаки, кадий Абу Хафс Умар ибн Я& куб ас-Санджадизаки и Ахмед ибн Хишам Иштихани, и до конца своей жизни, в течение семи лет был кадием [2:407].
5. Абу Хафс Умар ибн Я&куб аль-Амири ас-Санджадизаки ас-Самарканди (ум. 854 г.). В некоторых источниках имя этого ученого путают с вышеупомянутым Абу Хафс Умар ибн Абу Мукатил аль-Фаззари ас-Самарканди. После кончины Абу Мукатила аль-Фаззари (834) Я&куб ас-Санджадизаки был назначен судьей в Самарканде. Он перенимал знания у таких ханафитских ученых, как Абу Усман Салм ибн Абу Мукатил аль-Фаззари и Абу Хафс Умар ибн Абу Мукатил аль-Фаззари, которые являлись сыновьями Абу Мукатила, а также у Али ибн Исхака. Он, как и его наставники, вел научную деятельность параллельно с должностью судьи. К нему за знаниями обращались такие ученые, как: кази Мухаммад ибн Джинна ас-Самарканди и Абу Хафс (ум. в Самарканде в 854 г.) [12:338].
6. Абу Абдулла Мухаммед ибн Аслам ибн Абдулла ибн Му-гира (ум. 881 г.). Был назначен кадием после Абу Хафсы Умара ибн Я& куба. Изучал юриспруденцию у Абу Сулеймана Джузджани и у мурджиитского ученого Шаддада ибн Хакима [2:410]. По сведениям Абул Муина Насафи, он был кадием Самарканда во времена саманидского эмира Насра ибн Ахмеда ибн Асада ибн Саман и умер в месяце «раби&ул-аввал» 881 г. [13: Т. 1, с. 8]. Но в источниках не встречаются сведения о том, сколько лет он проработал судьей. Тем не менее, приняв во внимание, что предыдущие были на должности судьи всю жизнь, то можно предположить, что он тоже осуществлял деятельность судьи до конца своей жизни.
7. Абу Наср Ияди (ум. до 892 г.). В источниках не встречаются сведения о том, кто был кадием Самарканда после Мухаммеда ибн Аслама. Но турецкий исследователь Ахмет Ак пришел к мнению, что после Мухаммеда ибн Асламы кадием Самарканда был Абу Наср Ияди [1:98]. Источники утверждают, что Ияди в свое время был ответственным по просветительству и параллельно был кадием Самарканда. После Мухаммада ибн Асламы не встречается имя другого известного кадия, кроме Абу Насра Ияди. Поэтому он мог совмещать две должности вместе. Абу Наср ал-Ияди участвовал в походах на тюркские регионы и в одном из них пал смертью шахида [13: Т. I, с. 356-357].

Как стало известно, во времена становления и расцвета са-манидского государства в Самарканде все кадии были из числа ханафитских ученых. В те времена, когда ханафитские ученые занимали посты кадиев, они продолжали постигать знания и вносили большую лепту в распространение учения Абу Ханифы в регионе. А те ученые, которые не занимали государственные должности, все свои усилия прилагали для утверждения ханафитского учения. Матуридийский ученый Абул Муин Насафи приводит информацию о том, что ранее представители ханафитской школы из Мерва, Балха, Маверауннахра и Хорасана, придерживавшиеся мутазилит-ского учения в области «усул» и «фуру», позже отреклись от своих взглядов и начали следовать за Абу Ханифой в области юриспруденции.

Самаркандские ученые-ханафиты объединили «усул аль-фикх» (основы права), а также «фуру аль-фикх» (разветвления права), и начали защищать исламскую религию от разных нововведений. Некоторые из них изучали калам и, опираясь на религиозные знания, распространяли научные знания. Таким образом, они дали достойный отпор нововведениям. Начиная с Абу Бакр Ахмеда ибн Исхака ибн Субайх Джузджания все ученые, последователи ханафитского течения в исламе, в Маверауннахре приняли вероучения Абу Ханифы [13: Т. I, с. 356].

Однако в районах Маверауннахра и Хорасана встречались представители разных течений и последователи других религий. Ученый-энциклопедист Мухаммад ибн Ахмад аль-Мукаддаси лично стал свидетелем существования различных религиозных течений в областях Маверауннахра и Хорасана. «В этих краях живут многочисленное количество иудеев и малочисленное количество христиан. Этот край был самым распространенным местом знаний, в том числе и науки по фикху. Главенствующим течением в Маве-рауннахре и Хорасане являлись представители "ахл ас-сунны вал джама&а". Однако в Сиджистане и Герате встречались представители "хариджитов", а в Нишапуре "му&тазилитов". Кроме этого, в некоторых регионах можно было встретить шиитов и каррамитов. Как бы то ни было, в этом крае "мазхаб" Абу Ханифы считался основным. В городах Шаш (Чач), Тус, Ниса имелись приверженцы шафиитского «мазхаба». Следует отметить, что в краю велись взаимные споры между шиитами и каррамитами, а также шафиитами и ханафитами. В итоге, в эти споры приходилось вмешиваться са-манидскому султану и примирять стороны» [9:323].

Предание ханафитского ученого Ибн Закария ибн Исхака, приведенное в его книге «Шарх джумал усул ад-дин», заслуживает внимания. В нем говорится: «До новообращенного мусульманина из Маверауннахра или Хорасана доходит сведение о том, что мусульманская община разделилась на семьдесят три группы. Тогда он спросил у му&тазилита с кадаритским убеждением о человеческом деянии. Му&тазилит ответил: "Я могу сделать все, что мне хочется и на это у меня есть мощь". Новообращенный мусульманин опровергая сказал ему: "Я не принимаю такую веру. Потому что это убеждение оставляет в стороне желание и мощь Аллаха". Му&тазилит в ответ ему сказал: "Если ты не принимаешь мое мнение, тогда иди и присоединяйся к «ахл ас-сунне вал джама&а"1. После этого новообращенный мусульманин переспросил у всех представителей различных групп по месту своего проживания о человеческом деянии и не принял ни одно из мнений. Все опрошенные, к которым он обращался сказали ему: "Если не принимаешь наше воззрение, тогда иди и присоединяйся к "ахл ас-сунне вал джама&а". Когда он спросил, а кто такие "ахл ас-сунна вал джама&а", то ему ответили: "Они везде известны под именем «ахл ас-сунна вал джама&а". Это в Самарканде сторонники "Дар аль-Джузджани" и "Дар аль-Иядия", в Бухаре "Асхаби Абу Хафс" (сторонники Абу Хафс аль-Кабира), в Балхе Нусайр ибн Яхьи. Они считаются людьми знаний, распространяющими взгляды "ахл ас-сунны вал джама&а"» [6:120а, 120б, 121а].

В заключение можно отметить то, что распространению ха-нафитского учения на территории Маверауннахра и Хорасана, прежде всего, способствовала политическая обстановка и принятие религиозных воззрений Абу Ханифы. Кроме этого, роль хана-фитских судей тоже имела немаловажное значение в распространении в регионе правовых взглядов мазхаба.

К середине IX в. в Хорасане и Маверауннахре широко обосновались ханафитское право и воззрения. Хоть и встречались незначительные влияния мурджиитов, му&тазилитов и других течений, но ханафитское учение было главенствующим. К X в. ханафитское учение полностью укоренилось среди местного насение.

156
1 Здесь под «ахла с-сунна вал джама&а» подразумевается ханафитское учеления Маверауннахра. В качестве примера можно привести научные центры «Дар аль-Джузджания» и «Дар аль-Иядия», действовавшие в ту пору в г. Самарканд Маверауннахра, которые были основаны на ханафитском учении и матуридитской школе калама. Все ученые этих центров, придерживались в юриспруденции ха-нафитского мазхаба.

В Самарканде ученые из представителей «ахл ас-сунны вал джама&а» вели свою деятельность в школах «Дар аль-Джузджания» и «Дар аль-Иядия» [6:160б]. Особенно выделялась школа «Дар аль-Джузджания», которая считалась в IX в. главным научным центром ханафитских ученых Самарканда. Абу Мансур аль-Матуриди и его наставники были представителями научного центра «Дар аль-Джузджания», а Абу Ахмад аль-Ияди и Абу Бакр аль-Ияди из «Дар аль-Иядия». Эти школы в свое время сыграли большую роль в развитии ханафитского вероучения в Мавераун-нахре.

Литература

1. Ahmet Ak. Büyük Türk Âlimi Mâturîdî ve Mâturîdîlik / Монография. - Istanbul: Inönü Üniversitesi Ilahiyat Fakültesi, 2008. - Б. 98.
2. Aydinli Osman. Fethinden Samanilerin Yikili^ina Kadar Semerkant Tarihi, MÜSBE, Istanbul, 2001 (Doktora tezi). - Б. 406.
3. Kutlu Sönmes. Turklerin Islamlaçma Suresinde Murçie ve tesirleri. - Ankara: 2000. -С. 212.
4. Madelung W. The Early Murji&a in Khurasan and Transoxania and the Spread of Hanafism // Der Islam. - 1982. - № 59. - P. 32-39.
5. Бальхи, Ибн Давуд Абдулла ибн Умар ибн Мухаммад. Фада&ил аль-Балх. На персидском языке. Перевод Абдулхай Хусайни. - Тегеран: 1932. - С. 126-127.
6. Ибн Закария Яхя ибн Исхак. «Шарх джумал усул ад-дин ли Аби Салама ас-Самарканди». Рукопись. Турция. Библиотека Сулеймания. Отдел Раисулкут-таб. Инв. 690. - В. 120а , 120б, 121а .
7. Ибн Хаджар Абул Фадл Ахмад ибн Али. Лисан ал-мизан. - Бейрут: Издательство «Муассаса ал-&алами», 1986. V/469.
8. Кардари, Хафизиддин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Шихаб аль-Харазми аль-Баззази. Манакиб Аби Ханифа. - Бейрут: 1981. - С. 396.
9. Мукаддаси, Мухаммад ибн Ахмад. Ахсан ат-такасим фи марифат аль-акалим. Descriptio Imperii Moslemici autore Al-moqaddasi / Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Edidit M.J. de Goeje. Pars tertia. Editio Secunda. Lugduni Batavorum: E.J. Brill, 1906. - P. 323.
1 Этот научный центр имел огромное значение в становлении известного мутакаллима Абу Мансура аль-Матуриди в качестве ученого.
10. Муминов А. Роль и место ханафитских &улама& в жизни городов Центрального Мавараннахра (II-VII / VIII-XIII вв.): Дис. на соиск. док. ист. наук. - Т.: Каб. Мин. Р. Уз. ТИУ, 2003. - С. 113.
11. Мухаммад Мухрус Абдулатиф. Машаиих Балх минал ханафия ва ма инфараду бихи минал маса&ил аль-фикхия. В двух томах. - Багдад: Издательство «ад-Дар аль-арабия лит тибаа», 1977. I/166.
12. Насафи, Абу Хафс Умар ибн Мухаммад. Аль-Канд фи зикр улама&и Самарканд / Издал Юсуф аль-Хади. - Тегеран: "Ойинаи мирас", 1999. - С. 454.
13. Насафи, Абул Му&ин Маймун ибн Мухаммад. Табсират аль-адилла фи усул ад-дин. В II томах. Издал К. Салома. - Дамашк: 1990-1993. I/358.
14. Табари, Абу Джа&фар Мухаммад ибн Джарир. Тарих ар-русул ва-л-мулук. В трех томах. - Лейден: 1879-1901. Т. II. С. 15.
15. Хамави, Шихабиддин Абу Абдилла Я&кут ибн Абдилла ар-Руми аль-Багдади. Му&жам ал-булдан. В VIII томах / Издал Ахмад Наджи ал-Джамали. - Каир: 1906. I/713.

Статья написана специально для в бюллетеня «Россия и мусульманский мир»

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов