Спросить
Войти

О КНИГЕ «ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КЫЗЫЛСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ No1 (1916-2016 гг.)»

Автор: указан в статье

В октябре 1944 года по единодушному волеизъявлению тувинского народа Тува вступила в состав Советского Союза на правах автономной области.

Таким образом, первые крупные шаги в деле преодоления огромной культурной отсталости, унаследованной от традиционного общества, были сделаны при помощи Советского государства в годы Тувинской Народной Республики. Однако до вхождения Тувы в состав СССР в области народного образования оставались еще не решенными многие задачи, и в первую очередь задача всеобщего обязательного обучения детей. Кроме того, руководство страны понимало необходимость подготовки национальных кадров для народного хозяйства республики.

Источники и литература

1. ГАРТ (Государственный архив Республики Тыва). Ф. 1 Оп.1. Д. 1397.
2. ГАРТ (Государственный архив Республики Тыва). Ф. 1 Оп.1. Д. 158.
3. ГАРТ (Государственный архив Республики Тыва). Ф. 1 Оп.1. Д. 1612.
4. ГАРТ (Государственный архив Республики Тыва). Ф. 1 Оп.1. Д. 906.
5. История Тувы: в 2 т. - Т. 2. - Москва: Наука, 1964.
6. История Тувы: в 3 т. - Т. 1. - 2-е изда., перераб и доп. Новосибирск: Наука, 2001.
7. Сат А.К. Организация школьного образования в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.) // Вестник Калмыцкого университета. - 2016. - № 1 (29). - С. 21-27.
8. Сат А.К. Формирование кадрового потенциала Тувы (1921-2004 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Кызыл, 2006. - 184 с.

УДК 002.2 : 373

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10038

Алдына Викторовна Седен Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия

О КНИГЕ «ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КЫЗЫЛСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1

(1916-2016 гг.)»

В статье дан анализ книги об истории Кызылской средней школы №1 г. Кызыла, написанной профессором, доктором исторических наук Зоей Юрьевной Доржу, инициатором и одним из организаторов исторического факультета Тувинского госуниверситета. Книга актуальна, так как расширяет кругозор и обогащает краеведческие знания, поскольку речь идет о ярких и своеобразных выпускниках, на примере которых показана огромная роль школы в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности

Aldyna Seden Tuvan state University, Kyzyl, Tuva Republic, Russia

ABOUT THE BOOK «ESSAYS ON THE HISTORY OF THE KYZYL SECONDARY SCHOOL NO. 1 (1916-2016 years.)

The article analyzes the book about the history of Kyzyl secondary school №1 in Kyzyl, written by Professor, doctor of historical Sciences Zoya Yurievna Dorzhu, the initiator and one of the organizers of the faculty of history of Tuva state University. The book is relevant, as it broadens the horizons and enriches the knowledge of local lore, as we are talking about bright and original graduates, the example of which shows the huge role of the school in the formation and education of the younger generation and each individual Keywords: Republic of Tyva, Kyzyl, history, school, teachers, graduates, memories

Книга «Очерки истории Кызылской средней школы №1 (1916-2016 гг.)» [1] посвящена изучению истории становления и развития системы школьного образования в Туве на примере первой средней школы в республике, образованной 100 лет назад.

Несколько слов об авторе - Зое Юрьевне Доржу, которая является инициатором и одним из организаторов исторического факультета Тувинского государственного университета. Зое Юрьевне

было суждено появиться на свет 9 июня 1952 года в Кызыле, в семье учителей. Закончив Кызылскую серднюю школу №1 (1970 г.) и исторический факультет Иркутского государственного университета (1975 г.) она решила не порывать с семейной традицией, став преподавателем истории сначала в Кызылском педагогическом институте, затем в Тувинском государственном университете, где она трудится по сей день [2]. Между первой публикацией научной статьи (1978 г.) и созданием данной книги (2016 г.) лежат годы упорного труда, написание более чем ста статей в научных журналах, издание шести книг - как собственных исследований, так и совместно со своими аспирантами [3]. Следует указать, что руководимая ею аспирантура успешно готовит высоквалифицированные кадры, на сегодняшний день подготовлено пятьнадцать кандидатов исторических наук [4].

В данной статье речь пойдет не о научной школе профессора З.Ю. Доржу, а об истории образования и развития Кызылской средней школы №1 за сто лет ее существования, что стало целью автора этой книги.

Школа в нашей жизни играет огромную роль, она ответственна в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности. Именно личности, потому что по окончании школы из маленького первоклассника выходит, пусть еще не до конца сформировавшаяся личность. Именно в школе начинают понимать и создавать свой коллектив, понимать и ценить дружбу. Стремление быть везде первым будь то спорт, КВН или художественная самодеятельность, создает характер, помогает раскрыться юному человеку, его таланту. У каждого свое представление о месте и роли школы в жизни человека. Вопрос о том, как же было на самом деле и какова роль школы весьма важен сам по себе и для представления общественной, политической и культурной истории двадцатого века. Проблема, которой посвящена книга, специально не изучалась и до сих пор не была известна широкому читателю.

Автором собран большой и разнообразный материал из Центральгого Государственного архива Республики Тыва, воспоминаний выпускников разных лет, более 100 фотографий, отражающих историю школы, все это требовало умелой обработки. Книга четко структурирована, цель и задачи, поставленные автором свидетельствуют о тщательном изучении им поставленной проблемы, умении выделить наиболее важные вопросы, связанные со старейшим образовательным учреждением Республики Тыва - Кызылской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза М.А. Бухтуева. Рассматривается история школы и её современное состояние, педагогический опыт, роль в создании культурного пространства региона.

Материал излагается последовательно, с учетом основных этапов, связанных с историей столицы республики - Кызыла, осмысливаются позитивные и негативные явления в данном процессе. Это попытка реконструировать биографии выпускников школ, многие из которых стали известными государственными и общественными деятелями, состоялись как специалисты, успешные педагоги, воспроизведение их жизненного пути по принципу «какими были и кем стали». Все это проанализировано, связано с предыдущими работами по этой теме. Прежде всего, это книга организатора краеведческой работы в школе В.А. Гребневой «Краеведение и туризм в школе» [5] и воспоминания «В кругу большой семьи!» бывшей ученицы школы К.А. Стратоновой [6]. Немало сделали и ученики школы, создавая школьную летопись. В этой книге раскрыты новые страницы этой летописи - была задача расширить и углубить знания по истории школы за 100 лет [1, с.251].

Книгу интересно читать, на ее страницах - реальные ситуации, реальные судьбы. В них всё -правда. Автор использует понятный разговорный стиль, обозначив как выпускники и их воспоминания о школе, которые предворяют слова Д.И. Менделеева «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» [1, с. 90].

В книге приведены интересные данные об одном из первых учеников школы Герое Социалистического Труда, почетном жителе города Владивостока, капитане дальнего плаванья, начальнике штаба морских операций Восточного сектора Арктики, профессоре Абоносимове Вадиме Ивановиче [1, с. 91]. А также о выпускниках разных лет, удостоенных высокого звания Герой Советского Союза - это участники Великой Отечественной войны Бухтуев Михаил Артемьевич [1, с. 36], Николай Николаевич Макаренко [1, с. 37], Герой России, министр обороны СССР Шойгу Сергей Кужугетович [1, 166-172]. Ценность приведенных сведений в том, что они основаны на исторических документах, фотографиях из семейных альбомов выпускников, воспоминаниях самих выпускников и воспоминаниях о них учителей.

Автором восстановлено немало имен - выпускников школы, работавших и работающих в вузах страны. Среди них выпускница 1945 года, золотая медалистка, кандидат филологических наук Коновалова Г.И., кандидат физико-математических наук Пятиримова Н.И., российский психолог, профессор, специалист по проблемам психофизиологических основ индивидуальных различий и

способностей Голубева Э.А., доцент Кызыльского педагогического института Коптева Е.И., кандидат экономических наук Осипова В.В. [1, с. 90-91].

Книга является и памятником всем тем, кто стоял у истоков народного образования в республике, воздает должное старшему поколению учителей. Среди них заслуженные учителя школы РСФСР и Тувинской АССР Селины Н.В. и М.В., Афанасьева Н.В., Ладанова В. Л., Мокшин И.И., Башкирцева А. Н., Казанцева А. И., Лубошникова Е. И., Пуговкина В. И., Величко Л. М., Шишигина А. А., Абросимова А. В., Соколова Е. К., Гуркова М. С. Из выпускников школы Безъязыков А.В. работал директором 14 и 15 школ, Новикова Л.С. - школы №7, Попугалова Н.И. -школы №7, Казанцева И.В. - директор гимназии № 5 [1, с. 92-93].

Много интересного материала исторического характера включено в книгу об учениках школы, известных художниках Суздальцеве Г.С., Протасове Л.Д., Безнутровой К.В., Левертовской Т.Е., Невзгодине А.Н.. депутатах Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Л.К. Шойгу [1, с. 158-160] и М.Д. Ооржак [1, с. 221-224], Заслуженной артистке Республики Тыва и Российской Федерации, члене Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (2011-2014) Г.М. Мунзук [1, с. 172-174]. Изобилие фактического материала, оригинальные и интересные сюжеты из школьной жизни, из судеб ее выпускников, аргументируемые выводы - всё это в книге Зои Юрьевны.

Вводя в широкий научный оборот богатый фактический материал, автор не избегает и мировоззренческих аспектов, подчеркивает важную роль школы в этом. Уже первая глава начинается с цитаты Анри Барбюса «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках» [1, с.6].

В связи со снижением в наши дни нравственных ценностей большую практическую значимость имеет третий параграф первой главы. В нем анализируется опыт организации учебно-воспитательной работы и трудового воспитания в школе. Не идеализируя формы и методы формирования у учащихся таких качеств, как патриотизм, трудолюбие, навыков организаторской деятельности, расширения кругозора, автор раскрывает положительный опыт прошлого (пионерские и комсомольские отряды, кружок «Умелые руки», предметные олимпиады, школьный музей, военно-спортивная игра «Зарница», смотры художественной самодеятельности, спортивные секции, краеведческая работа). Первая школа имеет богатый опыт, который может быть использован и в XXI в., способствовать формированию новых форм учебно-воспитательной работы (кадетский класс, общественные организации «Салгал» и «Добрая Дорога Детства», научная конференция «Шаг в будущее», конкурс портфолио и др.). Актуальны и значимы выводы автора о большой роли личности Учителя в воспитании. «.даже в самые трудные времена школа жила и работала благодаря не только заботам государства, но, главное, энтузиазмом учителей, стремлением школьников получать знания. В школе царила атмосфера глубочайшего уважения к Учителю» [1, с.251].

Внимательное прочтение книги приводит к выводу, что автору удалось обобщить материал о «старых» и новых подходах к организации учебно-воспитательной работы, проанализировать системные характеристики развития школьного образования в Туве, сравнить особенности обучения и воспитания учащихся на разных этапах, обратить внимание на знаковые моменты нравственных проблем в школьной среде.

Изучение истории школьного образования позволило З.Ю. Доржу сделать важные выводы. Один из них касается формирования личности в школе - это длительный процесс, основанный на предшествующих традициях, в то же время он должен носить инновационный характер, чутко реагирующий на изменения в обществе. Это объясняет факт, что порой в самых неблагоприятных социально-экономических и политических условиях могут вырасти выдающиеся по своим нравственным и интеллектуальным качествам личности, и, наоборот, при вполне благоприятных условиях эффективность образовательного процесса может быть незначительной. Это необходимо учитывать при выработке образовательной политики и ее реализации. Ломка традиций и внедрение нового без анализа возможных последствий могут быть пагубными.

Автор пишет «Мы постарались ... восстановить страницы истории школы, ее современное состояние, написать о педагогах и выпускниках. В книге не представлены все факты, все события и биографии. Нам представляется, что это только начало исследовательской работы .» [1, с. 251]. Именно поэтому востребованность данной книги не подлежит сомнению. Она хорошо «вписывается» в учебно-воспитательный процесс и может послужить «отправной точкой» для начала краеведческой работы, изучения истории школ городов и сел нашей Республики. Но она издана небольшим тиражом, поэтому ее стоит переиздать, и большим тиражом.

Источники и литература

1. Доржу З.Ю. Очерки истории Кызылской средней школы №1 (1916-2016 гг.): монография. Кызыл, РИО ТувГУ, 2016. 252 с.
2. Большая биографическая энциклопедия // Электронный ресурс: https://www.gufo.me>dict/biography_encyclopedia / Доржу,_Зоя_Юрьевна (Дата обращения: 21.05.2019).
3. Доржу З.Ю. Женщины Тувы: от прошлого к будущему. Кызыл: РИО ТувГУ, 2008. 192 с.; Доржу З.Ю., Оюн О.П. Многопартийность в Туве: генезис и становление (90-е годы XX - начало XXI вв.). Кызыл: РИО ТувГУ, 2015. 258 с.; Доржу З.Ю., Очур Н.М. Школы Тувы в эпоху перемен (90-е годы XX - начало XXI вв.). Кызыл: РИО ТувГУ, 2015. 180 с.; Доржу З.Ю., Очур Н.М. История школьного образования в Туве в последней четверти XX - начале XXI вв. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. 169 с.
4. Доржу З.Ю. О подготовке историков высшей квалификации в Тувинском государственном университете // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. Выпуск I. Кызыл, 2014. С. 19-24.
5. Гребнева В.А. Краеведение и туризм в школе. Кызыл: Тув.кн.изд-во, 1966. 137 с.
6. Стратонова К.А. В кругу большой семьи. Жигулевск: ООО «Фортуна», 2011. 87 с.

УДК 281.93

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10039

Алена Александровна Стороженко, Тувинский государственный университет,

г. Кызыл, Россия

ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ БЕЛОКРИНИЦКОЙ ОБЩИНЫ В ТУВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00723 «Енисейский меридиан» старообрядчества: сохранение и развитие традиции в условиях таежных скитов и деревень»

В статье рассматривается начальный этап возникновения и формирования старообрядческой общины последователей белокриницкой иерархии в Усинско-Урянхайском крае. Отмечается взаимосвязь с южной частью Енисейской губернии как основным плацдармом «выхода» для старообрядцев русско-китайского пограничья. Анализируется динамика численности членов общины в сравнении с прочими старообрядческими направлениями.

Alena Storozhenko, Tuva state University, Kyzyl, Russia

BELOKRINITSKOY HISTORY OF THE OLD BELIEVER COMMUNITIES IN TUVAIN the

SECOND HALF of XIX-EARLY XX Century.

The study was supported by the RFBR in the framework of scientific project no. 18-09-00723 "TheYenisei Meridian" of the old believers: the preservation and development of traditions in a taiga monasteries and villages»

The article deals with the initial stage of the emergence and formation of the old believer community of followers of the belokrinitsa hierarchy in the Usinsk-Urianhai region. The interrelation with the southern part of Yenisei province as the main springboard of "exit" for old believers of the Russian-Chinese frontier is noted. The article analyzes the dynamics of the number of members of the community in comparison with other old believers.

Республика Тыва Кызыл история школа учителя выпускники воспоминания republic of tyva kyzyl history
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты