https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.4
Жамсуева Дарима Санжиевна
ДЖИДИНСКИЙ ДАЦАН: АРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИИ ВОЗВЕДЕНИЯ ХРАМА
На основании введенных в научный оборот новых архивных источников в статье рассматривается история становления, строительства, развития Джидинского дацана - одной из первых буддийских церквей на юге Бурятии. Более подробно раскрывается история возведения как основного соборного храма, так и вспомогательных помещений монастырского комплекса. Охарактеризована определяющая роль книгоиздательской деятельности дацана, указаны наиболее востребованные богословские издания. Таким образом, на подлинных исторических документах проанализированы хозяйственный опыт и культурные достижения буддийского монастыря. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/6/4.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 25-30. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/6/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 930.85; 294.321 Дата поступления рукописи: 12.03.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.4
На основании введенных в научный оборот новых архивных источников в статье рассматривается история становления, строительства, развития Джидинского дацана - одной из первых буддийских церквей на юге Бурятии. Более подробно раскрывается история возведения как основного соборного храма, так и вспомогательных помещений монастырского комплекса. Охарактеризована определяющая роль книгоиздательской деятельности дацана, указаны наиболее востребованные богословские издания. Таким образом, на подлинных исторических документах проанализированы хозяйственный опыт и культурные достижения буддийского монастыря.
Жамсуева Дарима Санжиевна, к.и.н., доцент
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ darisan @rambler. т
ДЖИДИНСКИЙ ДАЦАН: АРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИИ ВОЗВЕДЕНИЯ ХРАМА
В начале 1990-х годов буддийская церковь получила свободу и возможность управления своей деятельностью самостоятельно. На волне обновленческого движения большая часть буддийских храмов этнической Бурятии была восстановлена, исключение составляет разрушенный в 1938 г. Джидинский дацан. Определение роли и значения буддийских монастырей как памятников истории культуры бурят в развитии бурятского искусства и зодчества - эта область исследования исторической науки недостаточно изучена.
Достаточно примечательные сведения о бурятском культовом зодчестве, архитектуре бурятских дацанов имеются в трудах А. Баранникова [1], К. М. Герасимовой [3; 4], Н. В. Кирилова [8], Л. К. Минерта [9], А. И. Тер-мена [15], А. М. Позднеева [11], В. П. Паршина [10] и др. Вместе с тем для воссоздания целостной картины истории возведения бурятских дацанов не привлекались документальные свидетельства, конкретные факты из архивных источников. Данным обстоятельством продиктована научная новизна статьи, имеющей цель охарактеризовать процесс возведения монастырского комплекса, определить характер культовой деятельности, особенности структуры и обрядовую специализацию бурятских монастырей на примере Джидинского дацана. Кроме того, актуальными представляются исследования, восполняющие историю развития и становления памятников буддийского зодчества в разных регионах расселения бурят.
Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что Джидинский дацан выделился из прихода Цонгольского дацана в 1749 г., возможно, что в том же году на северной стороне реки Джиды в урочище Дыри-стуй было построено и первое деревянное здание [7, ед. хр. 131, л. 44 об.]. Официальные отчёты того периода свидетельствуют, что с разрешения Министра внутренних дел от 25 мая 1842 г. за № 1299 дацан был перестроен, причем вместо деревянного здания было возведено каменное размерами 8 х 8 саженей [Там же, л. 43 об.]. Количественный состав Джидинского дацана в 1844 г. составляли 25 штатных лам, 111 внештатных лам, хувара-ков числилось 27 единиц [5, ед. хр. 115, л. 9]. Количество малых храмов на 1864 г. уже составляло 17 сумэ [Там же, ед. хр. 236, л. 32].
По чертежу, сделанному в 1854 г., внешний вид Джидинского дацана напоминает типичный облик русской церкви [14, ед. хр. 398, л. 73], что было характерно для всех бурятских храмов первого поколения. Он представлял собой стандартный тип крестообразного, пятиглавого здания с характерной формой крыльца, с отдельными лестницами на три стороны.
Возможно, что в 1866 г. был составлен новый проект, так как документы свидетельствуют, что с Джидинского дацана в том же году взыскано 250 рублей за составление планов и сметы по архитектуре монастыря [5, ед. хр. 273, л. 11]. В 1872 г. иерархи и прихожане дацана решили соорудить вместо деревянного главного храма новый - каменный, для чего было подано ходатайство с приложениями фасада, плана и разреза будущего объекта. Очевидно, в этом отразилось стремление поднять значение дацана. В декабре того же года было получено разрешение на его строительство [14, ед. хр. 401, л. 6].
Подобная тенденция к постепенному обновлению, изменению и улучшению архитектурного облика храма была довольно характерным явлением для бурятского духовенства. С 1853 по 1910 гг. в 24 бурятских дацанах были перестроены, расширены и переоборудованы все главные храмы и второстепенные сумэ, здания которых приобрели новый реконструированный вид.
В 1888 г. Джидинскому дацану было разрешено произвести ремонт здания [5, ед. хр. 327, л. 15], а в 1892 г. крыша каменного дацана была заменена новой [7, ед. хр. 131, л. 43 об.]. В Государственном архиве Республики Бурятия хранится опись имущества и стоимости дацана и 17 сумэ по состоянию на этот же (1892) год. Примечательными являются приведенные там же названия и количество издаваемых сочинений, факт наличия рукописного и печатного Ганжура и Данжура [5, ед. хр. 329, л. 3-32]. В середине 1903 г. прихожане дацана
вновь возбудили ходатайство осуществить каменную пристройку к дацану. Разрешение на реконструкцию здания было дано без особого промедления в том же году, за № 4456 [14, ед. хр. 401, л. 47 об., 52 об., 53 об., 62], по отчету того года дацан оценивался в 5154 рубля 40 копеек [5, ед. хр. 337, л. 100-105].
С 1904 по 1907 гг. строился новый Джидинский дацан, который был расширен более чем втрое. Прежнее помещение главного храма трансформировалось в алтарную ее часть, а вновь пристроенная каменная часть его была приспособлена для совершения хуралов. Новое здание Джидинского дацана, по свидетельству современников, напоминало «собою точное воспроизведение фасада одноэтажных ламайских тибетских дуганов, оно резко отличается от всех прочих бурятских кумирен» [7, ед. хр. 131, л. 44]. «Отчасти он напоминает собою кумирни большого Майдари в Урге, превосходя оную по своей величине в три, и даже в четыре раза; но еще больше походит он на богдыханскую кумирню в окрестностях Урги, известную под именем "Шагжини бадарагулухчи хита"» [Там же]. Таким образом, основательная реконструкция Джидинского дацана была произведена трижды.
Так как бурятский буддийский монастырь - это совокупность храмовых и жилых зданий, то постепенно разрастался и весь комплекс. К началу XX в. Джидинский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. Ядром его планировочной структуры являлся главный соборный храм - цокчен дацан, а по четырём его сторонам располагались 17 малых сумэ: 1) Майдари, построенная в 1771 г.; 2) Докшит, постройки 1772 г.; 3) Гунрик, 1773 г.; 4) Шигэмуни, 1774 г.; 5) 1-я кумирня Хурдэ, 1775 г.; 6) Ламрим, 1776 г.; 7) Минтукба, 1777 г.; 8) Дара-эхэ, 1778 г.; 9) Сандуй, 1779 г.; 10) Номун хана, 1780 г.; 11) Оточи, 1783 г.; 12) Сэндама, 1804 г.; 13) Най-дан, 1805 г.; 14) Дэмчок, 1805 г.; 15) Арья-бало, 1807 г.; 16) Аюши, 1808 г. и 17) 2-я кумирня Хурдэ, 1809 г.
Исследователь А. М. Позднеев, описывая эти малые храмы, указывает, что в большинстве своем они представляли «мизерные деревянные постройки в форме девяти аршинных кубов, с деревянными крышами на четыре ската. До известной степени с существованием их наряду с величественным дацаном мирит только то, что все они представляют собою чистенькие здания, однообразно окрашенные в желтую краску» [Там же, л. 44 об.].
В 1888 г., одновременно с ремонтом главного соборного храма, был разрешен и ремонт малых сумэ. Переписка тех лет указывает, что прихожане, ссылаясь на то, что крыши сумэ рассохлись, а в некоторых местах протекают и портят находящиеся в них вещи, получили разрешение на ремонт практически всех зданий. Вместе с тем в отчёте, представленном Хамбо-ламе о состоянии дацана и своей деятельности за указанный 1888 г., ламы писали, что «из числа состарившихся малых сумэ, по силе возможности, они предположили исправить, как более нужный для богослужений, сумэ в честь бурханов Докшит, отложив ремонтирование прочих до более удобного времени» [Там же, л. 45]. Здания других малых сумэ: 1) Майдари, 2) Сандуй, 3) Дара-эхэ, 4) Оточи, и 5) Дэмчок - были отстроены в 1894 г. заново, но уже в больших размерах, остальные малые кумирни изменили свои формы, однако сохранили целиком свой внешний объём, стоимость которых составила 1975 руб. 30 коп. Внутреннее убранство, по официальной описи, оценивалось в 13885 руб. 40 коп. [Там же, л. 45 об.].
Увеличение числа сумэ определялось, как правило, усилением материальной базы дацана, развитием культовой системы бурятского буддизма, количественным ростом прихода и необходимостью удовлетворения повседневных религиозных треб верующих. Усложнение храмовой обрядности, проникновение и внедрение буддийских церковных обрядов и ритуалов в повседневный быт населения создали необходимость снабжения духовенства и верующих предметами культа - богословской литературой и обиходными обрядниками. В связи с этим в дацанах Бурятии развивается книгопечатание. Официальные сведения последней трети XIX в. говорят уже о вполне развитой издательской деятельности дацанов. Так, по списку хамбо-ламы Гомбоева, в Джидин-ском дацане издавалось 52 наименования книг [2, с. 75]. А. М. Позднеев, посетивший дацан в 1904 г., в своем отчете ссылается на 54 названия книг и отмечает, что «Джидинский дацан отличается обилием печатаемых в нем сочинений; но из общего числа их только одно - "Чихула домок" (Улигэрун номъ - эрдэни цокцалухсан), заключающее в себе 454 страницы большого формата, печатается на монголо-бурятском языке, все же прочие на недоступном народу и до известной степени понятном одним ламам, тибетском» [7, ед. хр. 131, л. 45 об.]. Что касается данного сочинения, не вошедшего в таблицу, то это комментарий, составленный в XII в. тибетским ламой Шэйрабдорджи к сочинению «Улигер-ун ном» («Книга притч»), где изложены устные наставления тибетского проповедника Потобы (1027-1105), прославившегося умением доносить до слушателей положения буддийского учения в увлекательной форме легко доступных и понятных каждому притч, сказок, легенд.
В представленной таблице отражена учебная и обрядовая литература, которая была наиболее востребована священнослужителями для отправления определенных ритуалов, различающаяся по размерам. А. М. Позд-неев перечисляет бурятскую форму названия текста, количество ксилографических досок и цену, но для лучшего восприятия списка мы сочли необходимым дать тибетское название текста, воспользовавшись каталогом "Indo-Asian Literatures" (Volume 11) [16], и пояснить назначение текста в храмовой обрядности (Таблица 1).
Таблица 1
№ Тибетское название текста Бурятская форма названия текста Доски и страницы Цена Назначение текста в храмовой обрядности дацана
Тексты большого формата
№ Тибетское название текста Бурятская форма названия текста Доски и страницы Цена Назначение текста в храмовой обрядности дацана
№ Тибетское название текста Бурятская форма названия текста Доски и страницы Цена Назначение текста в храмовой обрядности дацана
Тексты малого формата
№ Тибетское название текста Бурятская форма названия текста Доски и страницы Цена Назначение текста в храмовой обрядности дацана
so bla ma&i rnal &byor Ламайн нальчжир или Ламе-нелджор 7 7O к. Текст по практике Гуру-йоги
S1 skyabs mgon bla ma la brten pa&i tshe sgrub Чжи ламайн дангбайн намчжир цэдуб 1 р. 1O к. Текст по практике обретения долгой жизни
Таким образом, приведенный перечень литературы указывает не только на издательскую деятельность монастыря, но и демонстрирует структуру культовой деятельности. В Джидинском дацане храмовая обрядность различалась по своей направленности и назначению. Первая разновидность чтения текстов - это восхваления в честь популярных будд и бодхисатв, так называемые «рабсал», в состав которых входили гимны, благопожелания, кроме того, содержались молитвенные просьбы. Вторая вариация - это чтение текстов об-рядников, т.е. описаний обрядов - чтение «хангала». Затем определился порядок больших хуралов - храмовых праздников, малых хуралов и обыденных дежурных богослужений.
В начале ХХ в. в комплекс Джидинского дацана входили отдельные постройки, как хозяйственного, так и ритуального назначения. Жилые здания и стоящие за заборами постройки представляли часть собственности штатных и нештатных лам и малую часть собственности прихожан дацана. Данный монастырь, придерживаясь характерной в целом для бурятского духовенства тенденции к улучшению внешнего облика монастыря, постоянно подвергался неоднократной реконструкции. В результате Джидинский дацан в процессе своего развития сформировался как сложный градостроительный комплекс со своим самобытным архитектурным обликом, в то же время как культурно-просветительский центр.
Дацан закрыт был в 1938 г. [6, д. 204, л. 63], в годы советской власти в здании размещались машинотрак-торные мастерские. С 2004 г. дацан возобновил свою деятельность, но уже как Атаган-Дырестуйский дацан, который справляет ежедневные требы прихожан.
Список источников
DZHIDA DATSAN: ARCHIVAL EVIDENCES OF THE TEMPLE CONSTRUCTION HISTORY
Zhamsueva Darima Sanzhievna, Ph. D. in History, Associate Professor Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude
darisan@rambler.ru
On the basis of new archival sources introduced into scientific circulation, the article deals with the history of the formation, construction and development of Dzhida datsan, one of the first Buddhist churches in the south of Buryatia. The history of the construction of both the main cathedral church and auxiliary premises of the monastery complex is revealed in more detail. The author characterizes the decisive role of the datsan&s publishing activity and indicates the most popular theological editions. Thus, economic experience and cultural achievements of the Buddhist monastery are analysed by authentic historical documents.
УДК 94(47) Дата поступления рукописи: 08.04.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.5
В статье анализируются место и роль людей, лишенных зрения, в российском обществе перед Октябрьской революцией 1917 г. и на заре советской власти до создания Всероссийского общества слепых в 1923 г. Раскрываются коренные перемены в социальном положении слепых, которые произошли после установления советской власти. Автором делается вывод о том, что накануне Октября 1917 г. незрячие в России жили в основном при содействии благотворительности и были разобщены с обществом; что наряду с позитивными переменами в социальном положении слепых, которые произошли в первые годы советской власти, имелись серьезные преграды на пути к их полной интеграции в социум.
Карлов Сергей Владимирович, к.и.н., доцент
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, г. Красноярск helmut2062@gmail. com
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ В РОССИИ НАКАНУНЕ ОКТЯБРЯ 1917 Г. И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Состояние социального положения инвалидов в целом и инвалидов по зрению в частности является критерием нравственной зрелости общества и продуманности социальной политики государства в отношении этой наиболее уязвимой группы населения.
Слепота обуславливает возникновение существенных ограничений и трудностей в жизни человека, связанных с передвижением и ориентировкой в пространстве, самообслуживанием, решением бытовых проблем, получением информации, учебой, трудоустройством и профессиональной деятельностью, формированием социальных взаимосвязей и т.д. Неслучайно поэтому она влечет за собой весьма тяжелую форму инвалидности. Людям без зрения нередко требуется посторонняя помощь. Они нуждаются в целом комплексе реабилитационных мероприятий и ряде тифлотехнических средств, в определенной степени компенсирующих отсутствие зрения, а также социальном обеспечении, социальной защите и поддержке.
Весьма важное значение для преодоления социальной разобщенности слепых со здоровыми гражданами в Российской Федерации в наши дни, качественного улучшения условий их жизни и повышения эффективности современной социальной политики, проводимой в отношении данной категории инвалидов, имеет изучение социального статуса инвалидов по зрению на различных этапах развития российского общества.
Автор выражает надежду, что данное историческое исследование послужит делу изучения социального положения незрячих в России и обобщению опыта, накопленного в области помощи и поддержки инвалидов по зрению в нашей стране, а также будет содействовать выявлению их особых потребностей и ключевых проблем.
В последнее десятилетие XX века и начале XXI века в исторических исследованиях российских ученых центр тяжести в изучении был перенесен на конкретного человека. В современной историографии исследование социального положения различных групп населения России в разные исторические периоды является одним из приоритетных и перспективных направлений. Между тем проблема социального положения незрячих