Спросить
Войти

КУРГАН ЭПОХИ ПАЛЕОМЕТАЛЛА ИЗ МОГИЛЬНИКА ХАНКАРИНСКИЙ ДОЛ (ГОРНЫЙ АЛТАЙ)

Автор: указан в статье

2019 № 3 (20)

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ

""У Барнаул_

S ШГ? й ИзДательство

Ь Я Алтайского государственного

3» университета

ЛЬщ*^ 2019

Издание основано в 2007 г.

Главный редактор:

П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционная коллегия:

С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н.Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционный совет журнала:

Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Г. Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) З. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).

Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-69787 от 18.05.2017 г.

Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.

Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт

государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).

© Оформление. Издательство

Алтайского госуниверситета, 2019

2019 № 3 (20)

NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA

Publishing house of Altai State University 2019

The journal was founded in 2007

Executive editor:

P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)

The editorial Board:

S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N. L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N. A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T. D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)

The journal editorial Board:

L. N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K. A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S. A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)

Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI № @C 77-69787. Registration date 18.05.2017.

The journal was prepared with the support of the RSFproject "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).

© Altai State University Publisher, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Пиков Г. Г. Найманский этап истории государства Си Ляо (Западное Ляо)....................7

Дашковский П. К. Курган эпохи палеометалла из могильника Ханкаринский

дол (Горный Алтай)......................................................................................................................19

Плетнева Л. М. Лазурит в составе украшений из памятников

басандайской культуры...............................................................................................................34

Артемьева Н. Г. Склеп в селе Фадеевка Приморского края...............................................59

Мурзин В. Ю. «Города» кочевых скифов...................................................................................72

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Бурнаков В. А. Вода в традиционном мировоззрении хакасов: образ и символ

(конец XIX — середина XX в.)....................................................................................................86

Лебедев Р. В. К проблеме локализации «Малых Эргенеконов» Саяно-Алтая...............101

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Слепцова В. В. Отношение иудаизма к другим религиям..................................................122

Лысенко Ю. А. Позиция чиновников Оренбургского ведомства по вопросу правового регулирования духовной жизни казахов Уральской

и Тургайской областей (40-80-е гг. XIX в.)..........................................................................128

Терновая Г. А. Магические атрибуты в искусстве и представлениях народов Центральной Азии и Сибири...................................................................................................139

Раздел IV ПЕРСОНАЛИИ

Муканова Г. К. Археология как искусство: Виктор Федорович Зайберт

(к 50-летию научно-педагогической деятельности)..........................................................160

ДЛЯ АВТОРОВ...........................................................................................................................167

Section I

ARCHAEOLOGY AND ETNO-CULTURAL HISTORY

Pikov G. G. Naiman phase of the history of the state Hsi Liao (Western Liao).........................7

Dashkovskiy P. K. The mound of the paleometal period of burial Khankarinsky doll

(Gorny Altai)....................................................................................................................................19

Pletneva L. M. Lazurite in jewelry from monuments of the Basandaika culture....................34

Artemieva N. G. The burial vault in the village of Fadeyevka in Primorye..............................59

Murzin V. Y. The "cities" of nomadic Scythians...........................................................................72

Section II

ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY

Burnakov V. A. Water in the traditional worldview of the khakases: image and symbol

(late XIX — mid XX century)........................................................................................................86

Lebedev R. V. To the problem of localization of "Small Ergenecons" of Altai-Sayan...........101

Section III

RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Sleptsova V. V. Some Judaic attitudes to other religions...........................................................122

Lysenko Yu. A. The position of officials of the Orenburg Department on the legal regulation of the spiritual life of the Kazakhs of the Ural and Turgay regions

(40-80-ies of XIX century)..........................................................................................................128

Ternovaya G. A. Magic attributes in the art and perceptions of the peoples

of Central Asia and Siberia..........................................................................................................139

Section IV PERSONALITIES

Mukanova G. K. Archeology as art: Viktor Fedorovich Zaybert (on the 50th

anniversary of scientific and pedagogical activity)..................................................................160

INFORMATION FOR THE AUTHORS................................................................................167

УДК 902.2

DOI: 10.14258/nreur(2019)3-02 П. К. Дашковский

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)

КУРГАН ЭПОХИ ПАЛЕОМЕТАЛЛА ИЗ МОГИЛЬНИКА ХАНКАРИНСКИЙ ДОЛ (ГОРНЫЙ АЛТАЙ)*

Статья посвящена предварительным результатам исследования кургана 28 на могильнике Ханкаринский дол, расположенном в Краснощековском районе Алтайского края (Северо-Западный Алтай). Указанный памятник входит в состав Чинетинско-го археологического микрорайона. Исследованный объект позволяют дополнить сведения по эпохе энеолита Южной Сибири. Анализ планиграфии, погребального обряда позволил провести сравнительный анализ между курганом 29 могильника Ханка-ринский дол и ранее раскопанными курганами 4-9 на могильнике Инской дол, которые были разделены на две группы. Первая группа курганов (4-5, 9) имела типичные для афанасьевской культуры признаки и датирована XXIX-XXVII вв. до н. э. Вторая микрогруппа курганов (6-7) отнесена к так называемому куротинскому типу погребений и датирована предварительно серединой III тыс. до н. э. В результате исследования было отмечено, что курган 28 могильника Ханкаринский дол имеет больше общих черт с объектами 6-7 некрополя Инской дол и может быть предварительно датирован серединой III тыс. до н. э. Дальнейшее изучение памятника Ханкаринский дол, а также проведение радиоуглеродного анализа позволит получить новые данные для хронологической атрибутации объектов эпохи палеометалла.

P. K. Dashkovskiy

Altay State University, Barnaul (Russia)

THE MOUND OF THE PALEOMETAL PERIOD OF BURIAL KHANKARINSKY DOLL (GORNY ALTAI)

The article is devoted to preliminary results of a study of Kurgan No. 28 on the burial Khankarinsky dol, situated in Krasnoshchekovskiy district of Altai Krai (North-Western

* Работа подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-49-220002, «Памятники Чинетинского археологического микрорайона на Алтае: культурно-историческая интерпретация артефактов и возможности использования полученных результатов в туристическом кластере региона».

Altai). The mentioned monument is part Chinetinskogo archaeological district. The studied object allow us to supplement the information on the late stone age of Southern Siberia. Analysis of planigraphy, funeral rites allowed for a comparative analysis between Kurgan 29 burial Khankarinsky doll and previously excavated burial mounds 4-9 in the burial ground of Inskoy doll, which were divided into two groups. The first group of barrows 4-5, 9 had typical symptoms for afanasyevskaya culture and dated XXIX-XXVII centuries BC. Second microgroup mounds 6-7 related to the so-called korotinskay the type of burials and dated pre-middle of the III Millennium BC. As a result of research it was noted that the barrow 28 burial Khankarinsky doll has more in common with the objects 6-7 necropolis Inskoy doll and can be tentatively dated to the middle of III Millennium BC. Further study of the monument Khankarinsky doll, and conducting radiocarbon analysis, will allow to obtain new data for chronological atributele objects of the paleometal period.

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: dashkovskiy@fpn.asu.ru.

В рамках работы Краснощековской археологической экспедиции Алтайского государственного университета в Краснощековском районе Алтайского края с 2001 г. проводятся исследования памятников Чинетинского археологического микрорайона, в пределах которого выявлены объекты от эпохи верхнего палеолита до Средневековья [Дашковский, 2017].

Рис. 1. Расположение могильника Ханкаринский дол

В рамках экспедиционных работ особое внимание уделено могильнику Ханкарин-ский дол, который зафиксирован на второй надпойменной террасе левого берега Ини (левый приток Чарыша) в 1,2 км к юго-юго-востоку от с. Чинета (рис. 1-3).

В настоящее время на памятники выявлено около 40 объектов, относящихся преимущественно к скифской эпохе [Дашковский, 2016а; 2018; Дашковский, Демин, 2018]. Один из раскопанных ранее на некрополе курганов (14) относится к сросткинской культуре [Дашковский, Тишкин, Тур, 2007]. В процессе исследования в северной части памятника был раскопан курган 28.

Рис. 2. Расположение могильников Ханкаринский дол, Инской дол и Чинета II на левом берегу Ини в пределах Чинетинского археологического микрорайона

Рис. 3. План могильников Ханкаринский дол и Чинета II

Из-за сильной задернованности почвы курган 28, как и большинство других объектов, почти никак не выделялся на современной поверхности. Диаметр каменной насыпи, сложенной в 2-3 слоя из мелких и средних по размеру камней, достигал с севера на юг 7,25, а с запада на восток — 7 м. Высота сооружения из камня достигала 0,4 м, а вместе со слоем грунта — 0,6 м. В центральной части насыпи прослежена западина диаметром до 2,25 м (рис. 4-5).

Рис. 4. Насыпь кургана 28 могильника Ханкаринский дол после зачистки

Рис. 5. План насыпи кургана 28 могильника Ханкаринский дол

Под насыпью кургана выявлена могильная яма, которая имела следующие размеры по уровню древнего горизонта: 2,7x1,67x1,35 м. Глубина могилы дана от нулевого репера, размещенного на бровке. В могиле обнаружено погребение человека, который был уложен на спину с подогнутыми в коленях ногами и ориентирован головой на восток. В средней части могилы между ее северной и южной стенками и костями рук умершего обнаружено два скопления красной охры (рис. 6-7).

Рис. 7. План погребения в кургане 28 могильника Ханкаринский дол

Предметов сопроводительного инвентаря в могиле не выявлено. Следует также обратить внимание и на то, что в 10 м к СВ от кургана 28 находится еще один объект (см. рис. 3), который, возможно, также относится к III тыс. до н. э. Такое предположение основано на планиграфческих наблюдениях, поскольку в 8 м к северо-востоку от этой группы из двух курганов исследована цепочка объектов скифского времени.

Особого внимания заслуживает вопрос о культурно-хронологической атрибута-ции раскопанного кургана 28 на некрополе Ханкаринский дол. Решение этого вопроса связано с изучением памятников афанасьевской культуры Горного Алтая, которая активно разрабатывалась в 80-е гг. XX в. [Хлобыстина, 1975; Цыб, 1984]. В последнее время эту проблематику вновь стали активно рассматривать ученые, что нашло отражение в различных тематических изданиях [Савинов, 1994; Ларин, 2005; Молодин, 2002; Погожева, 2006; Афанасьевский сборник, 2010; 2012; Кирюшин, Грушин, Семи-братов, Тюрина, 2010; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014]. В указанных работах довольно подробно представлен историографический анализ изучения формирования и развития афанасьевской культуры Южной Сибири, а также современные тенденции ее изучения. Не останавливаясь подробно на указанных аспектах темы, поскольку это не входит в задачи данной работы, отметим только то, что ученые указывают на неоднородность памятников афанасьевской культуры Алтая. В этой связи исследователи стали поднимать вопрос о возможности более детального изучения материалов, соотносимых с афанасьевской культурой рассматриваемого региона. В результате некоторые археологи предложили выделить несколько типов погребений, которые имеют разную степень соотношения с афанасьевской культурой: ку-ротинский, улитинский, арагольский и покровский [Степанова, 2010; 2012; Шульга, 2006; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014].

Важно отметить, что ранее объекты эпохи энеолита уже были выявлены в пределах Чинетинского археологического микрорайона, в частности на могильнике Инской дол (см. рис. 2). На указанном памятнике были исследованы объекты, которые относятся как к классическим памятникам афанасьевской культуры, так и к так казываемо-му куротинскому типу погребений [Дашковский, 2016б; Дашковский, Степанова, 2018], который был в свое время был выделен Н. Ф. Степановой [Степанова, 2012; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014].

В данном случае уместно еще раз отметить различие между двумя указанными группами объектов, выявленных на могильнике Инской дол, который находится на второй надпойменной террасе в 2 км к юго-востоку от с. Чинета (Краснощековский район Алтайского края) на левом берегу р. Иня и в 0,6 м к юго-востоку от могильника Ханка-ринский дол. Первая группа объектов на могильнике Инской дол включала курганы 4, 5 и 9 (8, 10), расположенные в южной части долины Ини у подножия небольшой горы. Во вторую группу входили курганы 6-8, расположенные в северо-восточной части могильника на отдельном небольшом мысе (см. рис. 9, 11; 12).

Рис. 8. Насыпь кургана 5 могильника Инской дол после зачистки

Рис. 9. Насыпи курганов 6-8 могильника Инской дол после зачистки

Рис. 12. Погребение в кургане 7 могильника Инской дол

Первая группа курганов (4, 5, 9) имеет явные аналогии непосредственно среди классических памятников афанасьевсой культуры [Дашковский, 2016б; Дашковский, Степанова, 2018]. К числу характерных признаков афанасьевской культуры, зафиксированной при исследовании данной группы объектов на могильнике Инской дол, можно отнести, во-первых, указанные выше планиграфические особенности расположения объектов и наличие надмогильной конструкции округлой формы, по периметру которой сооружено кольцо из плит, поставленных вертикально, и камней, уложенных плашмя. Во-вторых, во всех трех случаях зафиксированы грунтовые могилы, в которых умерших помещали на спине с согнутыми в коленях ногами (курган 5) и ориентировали головой на запад (курганы 4-5). В-третьих, во всех трех курганах отмечена окраска умерших красной охрой. В-четвертых, в курганах 4-5 обнаружены фрагменты керамики и развалы двух сосудов яйцевидной формы (рис. 13).

Рис. 13. Керамические сосуды: 1-2 — курган 4; 3 — курган 5; 4 — курган 7 [Дашковский, Степанова, 2018]

Венчик сосуда из кургана 5 орнаментирован оттисками зубчатого инструмента. В верхней части сосуда отмечены горизонтальные ряды оттисков двух инструментов или предмета с двумя рабочими краями, а ниже зафиксированы диагональные и вертикальные ряды. Сосуд из кургана 4 не орнаментирован, но заглажен твердым предметом. Стенка сосуда из насыпи кургана 4 была украшена оттисками, которые аналогичны отпечаткам веревки. Сосуды из курганов 4 и 5 в целом имеют характерные для афанасьевской культуры признаки [Степанова, 2010; 2012, с. 174, рис. 1; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014, с. 5-99, 327, рис. 198].

Вторая группа памятников (курганы 6-8) из могильника Инской дол имела определенные отличия от первой. Так, насыпи курганов 6-7 сооружены в один слой, а по периметру объектов выявлена слабо выраженная кольцевая выкладка из камней, которая не образовывала единую конструкцию. Умерших помещали в грунтовые могилы на спине с подогнутыми ногами на левую сторону и ориентировали головой на восток. При этом погребенных посыпали красной охрой (см. рис. 9, 11-12). Из сопроводительного инвентаря только в одном случае (курган 7) у ног погребенного обнаружен керамический сосуд баночной формы, поверхность которого изнутри и снаружи заглажена зубчатым предметом (см. рис. 13). В кургане 8 погребение отсутствовало, поэтому объект носил ритуальный характер, возможно, являясь разновидностью поминального кенотафа, которые хорошо известны в Сибири и Центральной Азии в эпоху поздней древности и раннего Средневековья [Дашковский, Серегин, 2008].

Отмеченные особенности, по мнению Н. Ф. Степановой, характерны для так называемого куротинского типа погребений, который характеризуется следующими признаками: надмогильные сооружения округлой формы, положение умерших в грунтовых могилах на спине с согнутыми в коленях ногами; ориентация умерших головой на восток, северо-восток, северо-восток-восток; окраска умерших охрой. Кроме того, как правило, такие погребения безынвентарные или в них встречаются преимущественно именно сосуды баночного типа [Степанова, 2012, с. 179-180].

В целом, на основании отмеченных признаков курганы 4-5, 9 могильника Инской дол были отнесены к афанасьевской культуре и датированы III тыс. до н. э., а с учетом результатов радиоуглеродного датирования — XXIX-XXVII вв. до н. э. [Дашковский, Степанова, 2018: 49]. Такая датировка указанных курганов соответствовала основной серии дат объектов афанасьевской культуры [Поляков, 2010]. Объекты второй микрогруппы (6-7) в свою очередь были отнесены к куротинскому типу и датированы предварительно серединой III тыс. до н. э. [Дашковский, 2016б; Дашковский, Степанова, 2018].

Таким образом, курган 28 из могильника Ханкаринский дол по особенностям погребального обряда имеет близкие характеристики с курганами могильника Инской дол, особенно с объектами 6 и 7. В данном случае умерший из кургана 28 могильника Хан-каринский дол так же, как и в указанных двух объектах из некрополя Инской дол, был уложен на спину с согнутыми коленями, ногами на левую сторону и ориентирован головой на восток. В погребении также выявлены следы окраски скелета красной охрой, в то время как предметов инвентаря не обнаружено.

В то же время следует отметить, что некоторые исследователи памятники, относимые Н. Ф. Степановой к куротинскому типу (например, Бирсюкта-I и др.), считают оправданным относить к кругу объектов афанасьевской культуры [Кирюшин, Грушин, Семибратов, Тюрина, 2010]. Очевидно, вопрос о возможности выделения куротинско-го типа и его соотношения с афанасьевской культурой требует дальнейшего детального рассмотрения. Отдельного внимания заслуживает и вопрос об отнесения афанасьевской культуры к эпохе энеолита или к раннему бронзовому веку.

Библиографический список

Афанасьевский сборник: сборник научных статей / отв. ред. Н. Ф. Степанская, А. В. Поляков. Вып. I. Барнаул, 2010. 293 с.

Афанасьевский сборник 2: сборник научных статей / отв. ред. Н. Ф. Степанская, А. В. Поляков. Вып. II. Барнаул, 2012. 226 с.

Вадецкая Э. Б., Поляков А. В., Степанова Н. Ф. Свод памятников афанасьевской культуры. Барнаул, 2014. 380 с.

Дашковский П. К. Могильник пазырыкской культуры Ханкаринский дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных исследований // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. IX. Барнаул, 2016а. С. 42-66.

Дашковский П. К. Курганы эпохи энеолита на могильнике Инской дол // Известия Алтайского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология. 2016б. № 4 (92). С. 230-237.

Дашковский П. К. Исследования Краснощековской археологической экспедиции на Алтае в 2001-2016 гг.: обзор экспедиционных работ // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXIII. Барнаул, 2017. С. 83-88.

Дашковский П. К. Новые результаты раскопок курганов скифской эпохи в Западном Алтае // Археологические открытия 2016 г. М., 2018. С. 428-431.

Дашковский П. К., Демин М. А. Раскопки кургана № 29 пазырыкской культуры в южной части могильника Ханкаринский дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXIV. Барнаул, 2017. С. 78-83.

Дашковский П. К., Степанова Н. Ф. Инской дол — памятник эпохи ранней бронзы в Западном Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. № 1 (46). С. 41-50.

Дашковский П. К., Тишкин А. А., Тур С. С. Раскопки курганов на памятнике Ханка-ринский дол в Краснощековском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Вып. XII. Барнаул, 2007. С. 122-127.

Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П., Степанова Н. Ф., Тюрина Е. А. Афанасьевские погребальные комплексы средней Катуни (результаты исследований Катунской археологической экспедиции в зоне строительства и затопления Алтайской ГЭС в 2006-2007 гг.). Барнаул, 2010. 80 с.

Ларин О. В. Афанасьевская культура Горного Алтая: могильник Сальдяр-1. Барнаул, 2005. 208 с.

Молодин В. И. Горный Алтай в эпоху бронзы // История Республики Алтай. Горно-Алтайск, 2002. Т. I. С. 98-142.

Погожева А. П. Афанасьевская культура // Погожева А. П., Рыкун М. П., Степанова Н. Ф., Тур С. С. Эпоха энеолита и бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006. Ч. I. С. 18-48.

Поляков А. В. Радиоуглеродные даты афанасьевской культуры // Афанасьевский сборник. Барнаул, 2010. С. 158-171.

Савинов Д. Г. Могильник Бертек-33 // Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994. С. 39-49.

Степанова Н. Ф. Проблемы абсолютной и относительной хронологии памятников афанасьевской культуры Горного Алтая // Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. Барнаул, 2009. С. 154-159.

Степанова Н. Ф. Афанасьевская культура Горного Алтая и Енисея: погребальный обряд и керамика (сходство и различие) // Афанасьевский сборник. Барнаул, 2010. С. 177-187.

Степанова Н. Ф. Афанасьевская культура Горного Алтая и погребения куротинско-го типа // Афанасьевский сборник 2. Барнаул, 2012. С. 173-182.

Хлобыстина М. Д. Древнейшие могильники Горного Алтая // Советская археология. 1975. № 1. С. 17-34.

Цыб С. В. Афанасьевская культура Алтая : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1984. 19 с.

Шульга П. И. Погребения эпохи энеолита-бронзы в долине Сентелека // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006. С. 47-72.

References

Afanasevskii sbornik: sbornik nauchnykh statei [Afanasiev collection: collection of scientific articles]. Red. N. F. Stepanskaia, A. V. Poliakov. Vyp. I. Barnaul, 2010. 293 s.

Afanas&evskii sbornik 2: sbornik nauchnykh statei [Afanasiev collection 2: collection of scientific articles]. Red. N. F. Stepanskaia, A. V. Poliakov. Vyp. II. Barnaul, 2012. 226 s.

Vadetskaia E. B., Poliakov A. V., Stepanova N. F. Svod pamiatnikov afanasevskoi kul&tury [A list of monuments afanasyevskaya culture]. Barnaul, 2014. 380 s.

Dashkovskiy P. K. Mogil&nik pazyrykskoi kul&tury Khankarinskii dol na Altae: kharakteristika pogrebal&nogo obriada i osnovnye napravleniia mezhdistsiplinarnykh issledovanii [The Burial site of the Pazyryk culture Khankaisky dollars in the Altai: characteristics of the burial rite and the main directions of interdisciplinary research]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral&noi Azii v istoricheskoi retrospective [The world population of southern Siberia and Central Asia in the historical retrospective]. Vyp. IX. Barnaul, 2016a. S. 42-66.

Dashkovskiy P. K. Kurgany epokhi eneolita na mogil&nike Inskoi dol [Burial Mounds of the Eneolithic period on the burial ground of Inskaya Dol]. Izvestiia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia istoricheskie nauki i arkheologiia [News of the Altai state University. A series of historical Sciences and archaeology]. 2016b. № 4 (92). S. 230-237.

Dashkovskiy P. K. Issledovaniia Krasnoshchekovskoi arkheologicheskoi ekspeditsii na Altae v 2001-2016 gg.: obzor ekspeditsionnykh rabot [Research Krasnoschekovsky archaeological expedition to the Altai in the years 2001-2016: review of field work]. Sokhranenie i izuchenie kul&turnogo naslediia Altaiskogo kraia [Preservation and studying the cultural heritage of Altai region]. V. XXIII. Barnaul, 2017. S. 83-88.

Dashkovskiy P. K. Novye rezul&taty raskopok kurganov skifskoi epokhi v Zapadnom Altae [New results of excavations of burial mounds of the Scythian era in the Western Altai]. Arkheologicheskie otkrytiia 2016g. [Archaeological discoveries 2016]. M., 2018. S. 428-431.

Dashkovskiy P. K., Demin M. A. Raskopki kurgana № 29 pazyrykskoi kul&tury v iuzhnoi chasti mogil&nika Khankarinskiy dol [The Excavations of Kurgan No. 29 of the Pazyryk culture in the southern part of the burial Khankaiskiy dol]. Sokhranenie i izuchenie kul&turnogo

naslediia Altaiskogo kraia [Preservation and studying the cultural heritage of Altai region]. Vyp. XXIV. Barnaul, 2017. S. 78-83.

Dashkovskiy P. K., Stepanova N. F. Inskoi dol — pamiatnik epokhi rannei bronzy v Zapadnom Altae [Inskoy Dol — monument of the early bronze age in the Western Altai]. Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii [Archeology, Ethnography and anthropology of Eurasia]. 2018. № 1 (46). S. 41-50.

Dashkovskiy P. K., Tishkin A. A., Tur S. S. Raskopki kurganov na pamiatnike Khankarinskii dol v Krasnoshchekovskom raione Altaiskogo kraia [Excavations of burial mounds in the monument Khankaisky dollars in Krasnoshchekovskiy district of the Altai territory]. Sokhranenie i izuchenie kul&turnogo naslediia Altaia kraia [Preservation and studying the cultural heritage of Altai region]. Vyp. XII. Barnaul, 2007. S. 122-127.

Kiriushin Iu. F., Grushin S. P., Stepanova N. F., Tiurina E. A. Afanasevskie pogrebal&nye kompleksy srednei Katuni (rezul&taty issledovanii Katunskoi arkheologicheskoi ekspeditsii v zone stroitel&stva i zatopleniia Altaiskoi GES v 2006-2007 gg.) [Afanasiev Burial complexes of the middle Katun (results of research of the Katun archaeological expedition in the area of construction and flooding of the Altai HPP in 2006-2007)]. Barnaul, 2010. 80 s.

Larin O. V. Afanasevskaia kul&tura Gornogo Altaia: mogil&nik Sal&diar-1 [Afanasyevskaya culture of Mountain Altai: the burial of Solidar — 1]. Barnaul, 2005. 208 s.

Molodin V. I. Gornyi Altai v epokhu bronzy [Gorny Altai in the bronze age]. Istoriia Respubliki Altai [History of the Altai Republic]. Gorno-Altaisk, 2002. T. I. S. 98-142.

Pogozheva A. P. Afanasevskaia kul&tura [Afanasiev Culture]. Pogozheva A. P., Rykun M. P., Stepanova N. F., Tur S. S. Epokha eneolita i bronzy Gornogo Altaia [The Era of the Eneolithic and bronze of the Altai Mountains]. Barnaul, 2006. Ch. I, S. 18-48.

Poliakov A. V. Radiouglerodnye daty afanas&evskoi kul&tury [Radiocarbon dates of Afanasiev culture]. Afanasevskii sbornik [Afanasiev collection]. Barnaul, 2010. S. 158-171.

Savinov D. G. Mogil&nik Bertek-33 [Burial Bertek-33]. Drevnie kul&turu Bertekskoi doliny (Gornyi Altai, ploskogore Ukok) [Ancient culture Bertekskoy valley (Gorny Altai, Ukok plateau]. Novosibirsk, 1994. S. 39-49.

Stepanova N. F. Problemy absoliutnoi i otnositel&noi khronologii pamiatnikov afanas&evskoi kul&tury Gornogo Altaia [Problems of absolute and relative chronology of monuments of Afanasiev culture of Mountain Altai]. Rol"estestvenno-nauchnykh metodov v arkheologicheskikh issledovaniiakh [Role of natural-scientific methods in archaeological research]. Barnaul, 2009. S. 154-159.

Stepanova N. F. Afanas&evskaia kul&tura Gornogo Altaia i Eniseia: pogrebal&nyi obriad i keramika (skhodstvo i razlichie) [Afanasyevskaya culture of Gorny Altai and Yenisei rivers: the burial rite and ceramics (similarities and differences)]. Afanasevskii sbornik: sbornik nauchnykh statei [Athanasian collection: the collection of scientific articles]. Barnaul, 2010. S. 177-187.

Stepanova N. F. Afanas&evskaia kul&tura Gornogo Altaia i pogrebeniia kurotinskogo tipa [Afanasyevskaya culture of Gorny Altai and burial korotenkova type]. Afanasevskii sbornik 2: sbornik nauchnykh statei [Athanasian collection 2: collection of scientific articles]. Barnaul, 2012. S. 173-182.

Khlobystina M. D. Drevneishie mogil&niki Gornogo Altaia [the most Ancient burial grounds of Mountain Altay]. Sovet archeology. 1975 № 1. S. 17-34.

Tsyb S. V. Afanas&evskaia kul&tura Altaia [Afanasyevskaya culture in the Altai]. Avtoreferat dis... kand. ist. nauk. Kemerovo, 1984. 19 s.

Shul&ga P. I. Pogrebeniia epokhi eneolita-bronzy v doline Senteleka [The burial of Eneolithic-bronze in the valley of Sentelek]. Pogrebal&nye i poselencheskie kompleksy epokhi bronzy Gornogo Altaia [Burial and settlement complexes of the bronze age of the Altai mountains]. Barnaul, 2006. S. 47-72.

Цитирование статьи:

Дашковский П. К. Курган эпохи палеометалла из могильника Ханкаринский дол (Горный Алтай) // Народы и религии Евразии. 2019. № 3 (20). С. 19-33. Citation:

Dashkovskiy P. K. The mound of the paleometal period of burial Khankarinsky doll (Gorny Altai). Nations and religions of Eurasia. 2019. № 3 (20). P. 19-33.

ЭПОХА ЭНЕОЛИТА РАННИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД АЛТАЙ eneolithic age early bronze age afanasiev culture funeral rite altai
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов