Спросить
Войти

Тысячелетний Псков. Архитектурная летопись. Историко-градостроительный очерк (продолжение)

Автор: указан в статье

Градостроительство и архитектура

И. И. Лагунин

Тысячелетний Псков. Архитектурная летопись

Историко-градостроительный очерк (продолжение)

Столица вечевой республики Земля Псковская.

Сер. XIV в. - 1510 г.

Общественно-политический подъем, утверждение самосознания, развитие всех форм общественной и хозяйственной жизни Пскова приходится на к. XIV- нач. XVI вв. , на период псковской самостоятельности. Расцвет самобытного псковского зодчества не ограничивается этими рамками и имел блестящее продолжение в "Московский период" в крепостном, храмовом, каменном гражданском зодчестве. Но градостроительство Пскова, в наибольшей мере обусловленное именно общественно-политическими условиями, дало наиболее блестящие результаты в столичный период Пскова. "Столичному центру вечевого Пскова" посвящено специальное исследование архитектора, к.а. Г Я. Мокеева,1 по существу, первое, столь развернутое по истории градостроительства древнего Пскова эпохи псковской самостоятельности. Автор предложил рассматривать ансамбль исторического центра города к. XIV -XV вв. - "Кремль-Довмонтов город-Торг" как воплощенный в архитектуре образ "Небесно-

Лагунин Игорь Иванович - искусствовед-архитектор (г. Псков)

го Иерусалима" (Иоанн Богослов, "Апокалипсис"). Как заметил по этому поводу проф. Н. Ф. Гуляницкий, редактор издания о древнерусском градостроительстве, в котором Г. Я. Мокеев также принимал участие: "О наличии в русских городах Х-ХУ вв. каких-либо специальных построений, основанных на символике геометрических фигур или чисел, пока говорить не приходится за неимением сколько-нибудь достоверного материала.. .".2 Ценным в исследовании Г. Я. Мокеева нужно признать сам подход к изучению средневекового Пскова как градостроительного ансамбля, выделение репрезентативного столичного ядра в самостоятельное ансамблевое образование, анализ его элементов и составляющих. Подробное внимание уделено Крому с его клетями, Троицкому собору, Персям, Вечевой площади и Довмонто-ву городу - прежде всего, как представительскому вечевому центру городского ансамбля. Главное внимание уделено ансамблю Довмон-това города, наиболее изученному экспедицией Эрмитажа (на материалах и с участием В. Д. и С. В. Белецких).

Стройная схема - "Троицкий собор с его 6 престолами+6 соборов+еще 12 престолов Довмонтова города+ ансамбль городских храмов" и храм Иоанна Богослова на Снетогорс-ком подворье, "у стен Довмонтова города", как

знак автора описания "Небесного града", - увлекательная и прекрасно выраженная в авторском изобразительном материале, который продолжает линию образов древнего Пскова Ю. П. Спегальского, гипотеза, как уже говорилось, пока не находит однозначного подтверждения. Признание Г. Я. Мокеевым единого проекта и единого автора ансамбля - развитие плодотворной гипотезы Н. Н. Воронина3 об авторстве Троицкого собора 1365-67 гг. церковного мастера Кирилла. Автор идет дальше и называет продолжателем замыслов церковного мастера, построившего в 1374 г. под кремлем храм "в свое имя", упомянутого в летописях мастера Еремея. Он признается учеником и продолжателем возведения в Довмонтовом городе уникального ансамбля. Однако на настоящее время, прежде всего, нет подтверждения совершенно особой и необычной для русского средневековья роли художника как руководителя и демиурга достаточно длительного процесса строительства, в котором принимали участие самые разные заказчики. Даже в условиях демократичного Пскова такой ролью не обладали ни князь, ни посадники вместе с купеческой корпорацией, ни кончанская администрация, ни новгородский владыка, имевший весомое слово в храмовом строительстве. Единственное упоминание мастера Кирилла не раскрывает его роли, положения, всей деятельности и замыслов. Идея "Небесного Иерусалима" на земле, впервые разработанная архитектором А. П. Кудрявцевым по отношению к ансамблю Москвы, получила только гипотетическое обоснование и графические интерпретации, но никакими источниками не подтверждается. Для большого проекта необходимо было, по крайней мере, решение псковского клира, согласованное с владыкой, или (и) вечевого собрания. Информативные псковские хроники об этом умалчивают, в практике русского средневековья ничего подобного мы не знаем.

Но необыкновенный ансамбль древнего Пскова, восхищавший современников и вызывающий подозрения в гениальном авторском замысле, был и есть - в главных выразительных элементах ландшафта, архитектурно-пространственном выражении, планировочных структурах, крепостных сооружениях и храмовом комплексе. Он складывался по принципу естественного развития крупных древних городов,

по остроумному определению французского архитектора, - "по следу осла". До Нового времени и эпохи Возрождения на Западе для многочисленных крупных и столичных европейских городов этот принцип был ненарушим. Он напоминал движение осла по горной тропе, когда животное осторожно и точно выбирает каждый следующий шаг, прокладывая неповторимый, идеальный по условиям местности, но далекий от искусственных построений и регулярной геометрии, рисунок единственно возможного пути. Огромную роль играли природные условия, естественная среда, которая диктует условия развития ансамбля, социальные условия, политические события, местные факторы и т.д. Как показали последние исследования "погребенного природного рельефа Пскова"4 псковскими археологами, направления развития застройки и места возведения градообразующих ансамблей диктовались условиями сложной по рельефу и гидрологическим условиям местности. На бурном, наполненном трагедиями и утратами пути развития средневековых городов находятся причины строительства тех или иных памятников и сооружений, но было также немало и ошибочных движений, о чем мы прекрасно осведомлены из сообщений весьма информативных псковских хроник. Весь летописный материал по истории псковского строительства (храмового в первую очередь) свидетельствует в пользу процесса, обусловленного социально-политическими условиями, частыми и нередко непредсказуемыми бедствиями. За полтора века развития ансамбля "Столичного Пскова" (1329/1342 -1510 гг.) военные и стихийные катаклизмы неоднократно истребляли архитектурный материал развивающегося города, постройки и сооружения страдали от времени, природных условий, а порой и некачественного или неумелого строительства. Но ансамбль не только быстро возрождался , но и сохранял веками свои структурные особенности, развивался. В этот период действительно наметились сознательные, принципиальные изменения в образном решении, которые нельзя объяснить причинами текущей необходимости. Псковские мастера не просто оттачивали строительное искусство, совершенствовали излюбленные архитектурные и градостроительные приемы. Они получили социальный заказ на создание принципиально

нового города, который был вызван необычайным подъемом самосознания, всеобщим воодушевлением жителей новой столицы. Инертность, созерцательность "византийского" средневекового мышления взрывается в Пскове не только бурными военными, стихийными событиями, заставлявшими принимать и реализовывать новые смелые проекты в русле, казалось бы, недвижной традиции. Новое сознание псковской государственности вызвало небывалый строительный подъем - титанический труд строителей, который преследовал не только функциональные, но и престижные цели. Ге -роические усилия простых горожан, неумолимо восстанавливающих город после пожаров и военных бедствий, вдохновлялись сознанием нового общественно-политического статуса города и его горожан (нечто подобное происходило в послевоенные годы, которые на памяти старшего поколения). Общественный порыв объединил всех участников в созидании единого произведения градостроительного искусства, в котором не все решения определялись насущной необходимостью. Подъем православного сознания, которое окончательно побеждает языческое к XIV в. и утверждается в массах, вызвал подъем храмового строительства. Впервые главным заказчиком выступает городская община, представители разных объединений горожан-псковичей. В короткий исторический период Псков превратился в столичный европейский город. Только со "Столичного градостроительного периода", который сохранил немало памятников, планировки, частично, объемно-пространственное решение, можно анализировать градостроительный процесс развития Пскова как самостоятельное, цельное и выдающееся явление. Исходя из анализа исторических и градостроительных материалов, можно предложить следующую стратиграфическую поэтапную схему развития города рассматриваемого периода:

ЕГ. От Персей до стен 1375 года.

ЕП. Строительство Среднего города. 1370-е

- сер. XV в.

ЕШ. Окольный город сер.XV в. - 1510 г.

Магия псковского средневекового зодчества - удивительной эпохи, когда каждый рожденный поэтом становился архитектором, - ув -лекает многих исследователей (замечательный пример - Ю. П. Спегальский). Это стало

неотъемлемым качеством псковского архитектурного исследования. Признание выдающегося ансамбля Пскова подтверждается свидетельствами зарубежных наблюдателей. Яну Пиотровскому, секретарю польского короля Стефана Батория, принадлежат, ставшие хрестоматийными слова: "Боже, какой прекрасный город, точно Париж..." В XIV в. на страницах псковских летописей появляются персонажи, начиная с посадников Бориса и Шелоги и названных выше мастеров "каменосечной хитрости" Кирилла и Еремея, которые могли бы претендовать на роль авторов ансамблевых построений. В этом нелегком для псковичей столетии нетрудно найти основания для разработки и воплощения новых общественных духовных идей в архитектуре. В сер. XIV в., под влиянием ужасающих бедствий (всеевропейской чумы 1352 года) развиваются мистические настроения, появляются "видения", первые сказания о рае, к этому времени можно отнести распространение монастырских общин. Не менее важны для псковского православия поздневизантийские духовные движения, влияние которых Псков испытывал, как заметили исследователи, в псковской иконописи, с полувековым запозданием. Кризис Византийской империи, духовного отечества Руси, накануне падения оказывал влияние и на христианское самосознание псковичей, которое развивалось и вызрело на фоне татаро-монгольского ига именно в это время. Приток на Русь и в Псков через Западную Европу единоверцев - теологов, художников, архитекторов - обеспечивал прямой контакт с современными течениями мысли, духовными исканиями, художественными формами духовной метрополии. Нашествие чумы почти совпадает с полной победой исихастов ("молчальников") на Константинопольском соборе (1351). Их учение о Божественной сущности и Божественных энергиях позднее нашло прямое, яркое выражение в псковской иконописи XV в. Поиск непосредственного контакта с Богом, созерцательность, ведущая к идеалам монашеской жизни, выразились в распространении монашества, в появлении целой плеяды выдающихся псковских святых-пустынножителей, начиная с Евфросина Псковского (| 15.05.1482). Основатель движения начал свой духовный путь в пригородном псковском Снетогорском монастыре. Возможно, и выдающееся произве-

дение мастера Кирилла, каким был Троицкий собор 1365-67 гг., в этом ряду. Обусловленное подъемом местного "национального" самосознания, выстроенное в период духовных движений и в период реально наступившей самостоятельности, оно, вместе с тем, не могло быть авторским произведением в нашем понимании этого слова. Признавая роль зодчих (даже при недостатке свидетельств), следует все же еще раз напомнить об особенностях средневекового мышления псковичей, социально-политических условиях и взглядах эпохи. Русь не выбивалась из общеевропейского процесса, и, на наш взгляд, говорить о русских художниках как авторах можно не ранее распространения идей европейского Ренессанса (для Пскова это следующий градостроительный период 1510 - 1701 гг.). Трагические события, подъем духовного сознания теоретически могли привести к идее воплощения в городском ансамбле образа "Псков - небесный Иерусалим на земле", но не авторского, а общественного сознания, выразителями которого и были конкретные зодчие. Но пока для таких представлений нет ни свидетельств, ни документальных подтверждений в современных событиям летописях. Общинная демократия, талант многих безымянных и редких известных псковских мастеров создали неповторимый городской ансамбль эпохи псковской самостоятельности.

Важным в труде Г. Я. Мокеева является положение о самоценности и защите Пскова как городского образования во всех его взаимосвязях (ландшафт, планировочные структуры, сохранившиеся объемные решения средневекового периода). Проблемы сохранения этого комплекса пытался решать в трудные годы послевоенного восстановления Пскова Ю. П. Спегальский. Его проекты комплексной реконструкции ансамблей средневековой застройки5 и сегодня имеют значение при реконструкции исторического центра города (Гремячая гора, палаты на Романовой горке, Покровский угол, Кремль-Довмонтов город, Спасо-Мирожский монастырь и др.). Правда, следует оговориться, что проекты Спегальского, неоспоримые для реставрации и музеефикации наиболее сохранившихся фрагментов средневекового Пскова, в целом для исторического центра, на наш взгляд, страдали недооценкой значения градостроительных структур и застроек Нового

времени. Деградировавшая, полуразрушенная массовая, часто эклектичная застройка XГX-XX вв. после войны воспринималась как чужеродная и вредная для средневековых памятников. Тогда еще трудно было оценить ее как средовую. Естественным желанием для Ю. П. Спегальско-го служило стремление к "освобождению" подлинных памятников старины от искажающих наслоений в масштабе всего города. Это понятное в послевоенных условиях стремление противоречит современной международной охранной практике и ведет, в конечном счете, к лишению средневековых памятников естественной исторической среды, которая неизбежно будет замещаться неравноценной современной. В значительной мере это произошло в Новгороде Великом. Понятное желание восстановить образ удивительного средневекового Пскова, освободив его от более поздних застроек, неизбежно ведет к условным реконструкциям среды, замещению подлинных поздних застроек условными современными решениями. Например, не присущими напряженной структуре средневекового города с его прагматичным подходом к использованию каждой квадратной сажени ценнейшей, защищенной стенами территории, инертными, часто слабофункциональными, но очень популярными озелененными территориями. Современные подходы к сохранению градостроительного ансамбля учтены в "Проекте комплексной реконструкции исторического центра г. Пскова" (ИНРЕКОН, 1994), к разработке которого на базе широких историко-архитектурных исследований широко привлекались псковские специалисты. Ранее такие исследования и проекты были разработаны петербургским институтом ЛенГИПРОГОР (Урбанистики) под рук. архитектора Г. П. Боренко. Автор (консультант инреконовского проекта, участник разработки Проекта детальной планировки исторического центра г. Пскова, ЛенГИПРОГОР, 1980) предложил еще в 1970-е гг. принцип поддержания исторических застроек средневекового Пскова структурами губернского периода, как сложившейся и имеющей собственные ценности исторической среды для ценнейших сохранившихся планировок и памятников средневекового города. Такой подход соответствует международным нормам сохранения историзма средних и крупных городов. Это направление при-

нято в проекте комплексной реконструкции, поддержано многими локальными проектами и частично реализовано в процессе работ, которые начались в 1989 г. Порой оно приобретает даже формы неоправданной имитации приемов архитектуры губернского времени. Что особенно неприемлемо в комплексах хорошо сохранившейся древней псковской архитектуры, для которой применимы проектные подходы Ю. П. Спегальского (варианты проектов реконструкции для Гремячей горы, комплекса Подзноевых палат). На наш взгляд, основная ценность структурно цельного градообразова-ния губернского времени в том, что оно поддерживает такую же цельность сложившегося спонтанно средневекового ансамбля, принципиально не нарушая его градообразующих, ценных элементов и структур (систем крепостных сооружений, храмовых доминант и фрагментов гражданских застроек), которые и сегодня нуждаются в поддержке, реставрации, тактичной реконструкции.

Главной ценностью и центром повышенного внимания для реставраторов, в ходе реконструкции исторического центра Пскова остаются средневековые градостроительные структуры, планировки и памятники Пскова, в целом, достаточно умело и удачно адаптированные к современному административнопромышленному центру. Если не считать целого ряда диссонирующих объектов и застроек, с которыми нужно бороться в ходе реконструкции исторического центра и учитывать их негативную роль при перспективном проектировании. Для дальнейшего сохранения, поддержания и адаптации к современным условиям крупного современного городского образования (в частности, для музейно-туристических целей) важно понимание и дальнейшее исследование главного предмета охраны в соответствии с принципами современного законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Настоящий очерк - очередная попытка такого анализа.

Функциональная структура Пскова рассматриваемого периода определялась, прежде всего, развитием административной и военно-оборонительной функций. Быстрый рост их значения в жизни городского поселения быстро привел к развитию жилых застроек, производственного ремесленного и сельс-

кохозяйственного комплексов, к развитию и оформлению обширного общественного торгового центра в городской застройке. Своеобразным каркасом и границей защищенных, собственно городских застроек стали линии внешних укреплений. Принципиальное преобразование произошло, как уже говорилось, на "Подготовительном этапе", после строительства каменной стены посадника Бориса. Это решение, преимущества и выгоды от которого для горожан очень скоро стали очевидны, послужило защитой для развития нового городского центра (Торг) и застроек старой части города, где укоренилась псковская элита - мужи-псковичи. Можно считать, что оно стало основанием для развития храмового строительства (ц. Михаила и Гавриила с Городца, кончанские храмы), формированию города в целом, как укрепленного поселения. Этот фактор повлиял и на формирование новой, достаточно развитой структуры пригородов и окологородья, куда входили и заречные территории.

Строительство стены 1309 г. подало пример для возведения в " Столичный период" целой системы колец внешних оборонительных сооружений, о которых мы пока не обладаем исчерпывающей информацией. Новая, сначала временная линия острога "не выше мужа" защитила не только Новое Застенье в междуречье, но и, предположительно, ближнее Запско-вье.6 I этап завершился строительством каменной стены Среднего города от Великой до Пско-вы. Каменное строительство продолжилось в к. XIV в., на II этапе модернизацией старых ук -реплений, возведением воротных башен, строительством костров, а также линий временных укреплений типа "острог", либо в форме деревянных срубных конструкций. Новые археологические данные7 и анализ исторических событий позволяют предполагать строительство промежуточных линий укреплений типа "острог" на Запсковье и, возможно, на Полонище. Последняя могла проходить от Великой до Пско-вы примерно по направлению современной ул. Некрасова в I пол. XV в. (см. ниже). Устойчивое направление этой Большой, Губернаторской улицы, одной из главных концентрических на Полонище, не позднее начала "Московского периода" не может быть случайным. Такие направления в исторических городах, как правило, и связаны с деградацией прежних укреп-

лений. III этап начинается со строительства сначала временной дерево-земляной крепости, а потом и каменных укреплений Окольного города, включавших Запсковье, как часть городской территории. Крепость еще не была полностью каменной, открытыми оставались участки русла реки Псковы, но это уже был настоящий город-крепость.

Системы защиты превратили большие районы бывших посадских предместий и Поля с загородными монастырями в городские территории. Нельзя согласиться с принятым мнением, что развитие посадов диктовало строительство новых линий внешних укреплений. Избыточные территории Полонища и Запсковья, которые нескоро и только после искусственных мер по переселению псковичей на периферию московским правительством стали застраиваться жилой и производственной застройкой, оставаясь и тогда достаточно свободными для освоения, красноречиво говорят о следующем. Строительство внешних укреплений диктовалось, в первую очередь, условиями необходимой обороны городского ядра. Там до московского переселения проживала городская элита, диктовавшая проведение таких серьезных, дорогостоящих и трудоемких мероприятий, как строительство многокилометровых укреплений. Бурное развитие осадной техники (пороки, к к. XIV в. - артиллерия) не позволяло считать городское ядро неуязвимым, пока не были возведены дополнительные предкрепостные линии укреплений буферных территорий (с учетом дальности боя пороков и артиллерийских орудий). Т.н. форштадты (нем.), широко известные в петровскую эпоху и являвшиеся обязательным элементом крепостного ансамбля эпохи артиллерии, - это Полонище и Запсковье. Со стороны Великой город защищало достаточно широкое русло реки. Такой прием позволял организовать эффективную оборону на свободных от застроек, защищенных территориях, уберечь город от прямого артиллерийского штурма. Например, открытая для врага естественная возвышенность к Ю-В от ц. Василия на Горке (начало Романихи) могла служить хорошим плацдармом для артиллерийского штурма Среднего города. Защита посадов также имела, прежде всего, стратегическое значение. Посады - хороший плацдарм для осады города, важная добыча для неприя-

теля. Горожане могли заботиться о защите сад-ников, огородов и выпасов (нельзя недооценивать возможность сохранения городского стада). Ремесленники (например, Кузнечной улицы на Полонище - III этап) могли иметь слово в принятии решений. Защита пригородных монастырей городской стеной также имела значение. Неизвестны роль и влияние на принятие решений о защите посадов самого посадского населения, его статус в городском сообществе

- развитые посады занимали не слишком большую часть незащищенных территорий. Все эти причины не выглядят достаточными для грандиозных работ. По данным археологии, в дальнем Запсковье и во внешней части Полонища не стены защищали развитую застройку, а застройки развивалась после(!) строительства крепостных стен.

Особое положение в рассматриваемый "Столичный период" занимает Запсковье. На I этапе его можно рассматривать скорее как развивающееся (вновь, после перерыва) ближнее пригородное поселение - посад, прилегающий к Пскове до Бродов, и Поле (дальнее Запсковье). Все это позволяет считать I этап для этой части города переходным к кончанской организации населения районов жилой застройки. Анализ ситуации на II период позволяет поддержать гипотезу С. В. Белецкого, К. А. Мержановой 8 о возможном возведении промежуточной линии укреплений ("острога". - И. Л.), который защитил ближнее Запсковье и зарождающиеся концы. Начало формирования двух "новых" концов и строительство внешней линии укреплений ("деревянной стены вокруг всего Запсковья", по внешней линии будущих каменных стен, за исключением Гремячей горы) можно отнести ко II этапу. Важнейшим градостроительным событием, которое сыграло решающую роль в этом процессе, стало строительство постоянного моста, соединившего Запсковье с городом. III этап - Запсковье, как часть города (Козьмодемьянский и Богоявленский концы). Поэтому эта часть города может рассматриваться в соответствующих разделах очерка особо. Весь процесс и консолидацию населения в значительной мере активизировали большие запсковские пожары и военные события.

Основы для репрезентативного строительства в городском центре столичного горо-

да были заложены, как уже говорилось, на "Подготовительном этапе" строительством Доман-товой стены, стены посадника Бориса, благоустройством и развитием главного Торга, возведением комплекса Персей. Но настоящего развития оно достигает в " Столичный период". В кремле возводится новый, выдающийся по архитектуре и "псковский" по образу Троицкий собор, у стен которого развивается целый ансамбль Вечевой площади, символом которой после неоднократных перестроек и реконструкций стала новая южная стена Кремля -Перси, увенчанная вечевой колокольницей. Домантова стена с переводом Княжьего двора на Торговую площадь постепенно становится церковно-представительским центром города. Общественный центр формируется и благоустраивается на Торговой площади и отражает развитие торговых функций растущего административно-политического центра Земли Псковской. Жилая застройка после моров и большого пожара 1336 г. формируется в виде городских концов-микрорайонов по направлениям главных улиц. В пределах одного микрорайона (у Педагогического университета) известны группы небольших усадеб, предположительно, ремесленников, а также более крупных дворов зажиточных горожан. Ремесленные дворы, сохраняя преемственность во времени, не развиваются в обособленные микрорайоны по профессиональному принципу, что обязательно для цеховой организации. Посады быстро разрастаются в соответствии с новой радиальной схемой и, несмотря на неоднократные набеги врага и периодическое уничтожение, возрождаются и выходят за линии укреплений. А также в прибрежную часть Запсковья (защищенную временными укреплениями?). В рассматриваемый период стратегически важное для обороны городского центра Запсковье из пригорода и форштадта превращается в укрепленную часть жилой городской территории. Развиваются жилые застройки и на Завеличье, где они поначалу нещадно страдают от вражеских набегов. Застройки окружает Поле, которое осваивается пашнями, огородами, садни-ками, выпасами для скота и, судя по летописным сообщениям о жертвах во время набегов врага, остаются также постоянной и необходимой зоной обитания горожан. Пригородные монастыри остаются важной составляющей

городского ансамбля, а на последнем этапе часть ближних монастырей оказывается на городской территории или переводится в город. Загородные дороги остаются катализатором развития сначала хозяйственной деятельности, а потом и развития внешних, незащищенных жилых застроек. Однако главной особенностью Пскова было к концу "Столичного периода" наличие очень большой защищенной территории. Впрочем, по описанным выше причинам, собственно городской могла считаться и оставаться в течение всего периода только территория в пределах стен Среднего города вместе с ближним Запсковьем, которая, очевидно, и считалась "городом".

Развитие планировочной структуры. По археологическим данным, которые представляют наиболее целостную картину для квартала .№19 (по нумерации " Проекта реконструкции ист. центра.", район Педагогического университета) и района ул. Советской (у Главпочтамта) на данный период происходит развитие радиальной планировки застройки в радиально-концентрическую. Улицы по направлению от центра к периферии (радиальные) дополняются кольцевыми (концентрическими) по направлениям линий обороны от реки Великой до Псковы, участками. Элементы ветвистой планировки прослеживаются на последнем эта-пе9 (разветвление радиальных улиц, связанное с развитием застроек). Организация концентрических уличных направлений связана со строительством и отмиранием некоторых стен в системе кольцевых линий обороны (стена посадника Бориса, предполагаемые исчезнувшие линии острогов Полонища и Запсковья). Одним из факторов, влияющих на планировку, стало искусственное формирование рельефа -возведение валов, прорытие рвов, замощение значительных площадей, устройство систем водоотведения и ярусных мостовых. В отличие от Новгорода с его влажными почвами, в иных топографических условиях деревянные мостовые совмещаются с мощеными щебнем - ул. " Мощенка", или грунтовыми. На периферии встречаются следы старых планировочных решений - дорог и улиц Новгородского периода, которые потеряли значение, заброшены, застроены, спланированы и исчезли, либо возродились в новой планировочной схеме. Предположительно, на последнем, т.н. "Подготовитель-

ном этапе Новгородского периода", на рубеже ХШ-ХІУ вв. произошла гибель и частичное отмирание свободных периферийных пригородных застроек и планировок. Эти территории вновь осваиваются и застраиваются в "Столичный" или даже позже, в "Московский градостроительный период (1510-1700 гг.)". Свободное поселение, пунктирно распространившееся до пределов города последнего названного периода, сменяется развитым городским поселением, которое развивается радиально из единого центра (моноцентрическим).

В старой части города (по результатам раскопок на ул. Ленина) планировочная преемственность, в основном, сохраняется, начиная с последнего этапа "Ольгинского периода". Археологи подчеркивают соответствие старых направлений улиц тем, которые зафиксированы на последнем плане средневековой планировки города 1740 года. После переноса Торга на новое торговище он становится безусловным центром планировки городских застроек, включая Запсковье и Завеличье. Не только главные улицы центра, но и все главные радиальные улицы заречных посадов начинаются от мостов и переправ в районе главного Торга. Очевидно, уже с этого времени зарождаются (возрождаются?) при переправах заречные торжки. На Запсковье роль локального центра в данный период выполняет Примостье, на За-величье - Пароменье.

Элементы застройки. Кремль (Кром с его клетями и южная часть - детинец с Троицким собором и Вечевой площадью). Доман-това стена (храмовый комплекс, включающий не менее 13 храмов, а также гражданские общественные постройки). Замощенное Торговище с новым Княжим двором, каменными храмами, лавками и существующими здесь на раннем этапе дворами - центр общественной жизни и городской жилой застройки. Старое застенье с храмами и "старыми" концами -"отмирающим" (К. М. Плоткин) Торговс-ким(?), Боловинским, Остролавицким и Городецким. Новое застенье, в котором известны Опоцкий, Петровский концы, на первых этапах горевшие при подходе врага посады. Некоторые исследователи (М. Х. Алешковский) считают, что временная линия укреплений (по линии стен Среднего города) появилась после очередного натиска рыцарей в 1368 г., от огня

которого погибли псковские посады. Действительно, после осады и яростного 18-дневного штурма Изборской крепости, когда ливонцы безуспешно пытались разбить ее каменные стены, в 1370-м г. они простояли 3 дня под Псковом безрезультатно. Погоревшие посады еще не были восстановлены, а их внешняя граница уже вполне могла быть защищена временными, но достаточно стойкими укреплениями. Полонище. Продолжали существовать огородные, садовые места и другие угодья внутри и вне огражденной территории, в пределах будущих стен Окольного города. Неизвестно точно, когда на периферии появляются и формируются в улицы ремесленные дворы и производства. Незащищенные посады, известные по летописям, оказались внутри города и постепенно превращаются в его новые жилые микрорайоны. Упоминаний концов на Полонище неизвестно (кроме одного случая в летописи с зачеркнутым "Городецким концом" в связи с именем " Перха с Полонища", но развитие конца на Полонище кажется проблематичным).10 В названии "Полонище" первоначально, возможно, было скрыто понятие "полоненная, захваченная врагом территория". Обращает на себя внимание неоднократное упоминание полона в сообщении П2Л 1323 г.11 об осаде немцами Пскова, где впервые применяется это название. Немцы стояли под городом на Завеличье, Запсковье и "на Полонищи" 18 дней, "...хо-тяще пленити дом святыя Троица... ", ".и что где полонивше, мужа или жену или дети или скот, то все проводяху за Великую реку...". Возможно, память этой большой осады отразилась в названии Полонище, как захваченной территории, месте пленения. В древнерусском языке все ближайшие слова связаны с полонением.12 И. К. Лабутина (С.108-109), не уточняя этимологии названия, определяет территорию в междуречье до стен Окольного города от стены 1309 г., а после строительства стен Среднего города, от них. Судя по описанию переселения псковичей из города в 1510 г. на Полонище, эта территория не имела еще городского статуса, но оставалась с самого первого упоминания территорией городского подчинения, предградием. Ближнее Запсковье за

І градостроительный период из пригородного поселения преобразовалось в посад (возможно, защищенный до 1375 г. либо в I пол. XV в.

предполагаемой линией укреплений острожного типа - от начала Гремячей горы до устья Псковы13 ). Направление первой линии укреплений Запсковья, возможно, отразилось в названии Спаса Надолбина монастыря (первое упом. под 1480 г). После строительства постоянных укреплений этот район из посада также превращается в территорию с городским статусом. Но основная часть Запсковья еще долго остается преимущественно сельскохозяйственной "зоной обитания" города, аналогичной Полонищу. Пригородные монастыри по-прежнему служат зрительно выразительной оправой городского ансамбля. К концу периода часть ближних монастырских комплексов оказалась в составе защищенной территории. Око-логородье - наиболее подвижная, динамичная часть всего ансамбля. Если главными бедствиями для города были пожары и моры, то его окрестности неоднократно страдали от набегов неприятеля. Она включала пригородные, придорожные поселения, хозяйственно-промышленные комплексы, ближние и дальние загородные монастыри, слободы и собственно Поле с его сельхозугодьями. Не раз сами псковичи вынуждены были выжигать посады при подходе врага, даже при одной только угрозе подхода грозных сил неприятеля. Ближние придорожные слободы разрастались, превращаясь в посады. Посады восстанавливались после набегов, включались в собственно городскую территорию или защищенную территорию Полонища. Загородные монастыри становились городскими. Садники, огороды и выпасы застраивались. Город активно развивался. Поле окружало город, Запсковье, на Заве-личье - прибрежные посады, протянувшиеся в направлении главных радиальных улиц-дорог -Изборской и будущей Мироносицкой-Ново-Изборской. Оно оставалось составляющей ансамбля, поскольку служило ему оправой, открытой зоной восприятия. Тот город, который производил впечатление на зрителей, в том числе - иностранцев, оставивших восторженные отзывы, открывался именно со стороны открытого поля. Не все из них могли побывать внутри городского ансамбля.

Как правило, собственно городской ансамбль древнерусских городов отличает трёхчленная структура: крепость-торг-посад (жилая, как правило, незащищенная территория).

Для крупного, столичного города (в рамках конфедерации российских земель), каким на рассматриваемом этапе определенно являлся Псков, эта принципиальная схема имеет значительное развитие и неповторимую индивидуальность. В развитии, поэтапно главные элементы "Столичного градостроительного периода" имели следующие особенности.

Укрепленный центр (крепость секторного типа) с присоединением южного предгра-дья (территории Домантовой стены) сам превращается в многочленную структуру секторного типа. Древнее ядро кремля расширено и трансформировалось после строительства Персей. Мысовая, наиболее закрытая часть территории, застроенная улицами двухъярусных клетей, очевидно, отделялась от буя Троицкого собора. Иначе трудно себе представить, как она охранялась "кромскими псами", для которых "снетъ" позднее хранилась в башне против Лубенского всхода. Оч

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты