Спросить
Войти

Омск дореволюционный

Автор: указан в статье

23. Фиалков Д.Н. По следам Ивана Дмитриевича Бухолца // Известия Омского отделения Всеросс. геогр. об-ва Союза ССР. 1904. № 6 (13). С. 61-66.

24а. Указ Петра I подполковнику И.Д. Бухгольцу о строительстве Ямышевской крепости и о походе в Восточный Туркестан, 1714 г. мая 22 //ЛО ААН. Ф. 21. Оп. 4. Кн. 14. Л. 242-242об.
24б. То же // Памятники сибирской истории XVIII века / под ред. А.И. Тимофеева. СПб.: Тип. МВД, 1882. Кн. 2. № 11. С. 36-37.
24в. То же // Полное собрание законов Российской империи. ПСЗ. Т. V. № 2811. С. 105-106.
24г. То же. [Электронный ресурс]. URL: http ://www. vo stlit.info/Texts/Dokumenty/ China/XVII/16 00-1620/Mezd_otn_centr_azii/81 - 100/84.htm.
25. Чокан Валиханов [Электронный ресурс]. URL: http:// e-history.kz/ru/biography/view/4.
24a. Ukaz Petra I podpolkovniku I.D. Buhgol&cu o stroitel&stve YAmyshevskoj kreposti i o pohode v Vos-tochnyj Turkestan, 1714 g. maya 22 //LO AAN. F. 21. Op. 4. Kn. 14. L. 242-242ob.
24b. To zhe // Pamyatniki sibirskoj istorii XVIII veka / pod red. A.I. Timofeeva. SPb.: Tip. MVD, 1882. Kn. 2. № 11. S. 36-37.
24v. To zhe // Polnoe sobranie zakonov Ros-sijskoj imperii. PSZ. T. V. № 2811. S. 105-106.
24g. To zhe. [Elektronnyj resurs]. URL: http: //www. vo stlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/16 00-1620/Mezd_otn_centr_azii/81 -100/84.htm.
25. Chokan Valihanov [Elektronnyj resurs]. URL: http://e-history.kz/ru/biography/view/4

Лизунов Владимир Васильевич - кандидат физико-математических наук доцент Омского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, старший научный сотрудник Лаборатории экономических исследований Омской области Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, действительный член Русского географического общества.

Соловьёв Анатолий Алексеевич - кандидат физико-математических наук профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии» СИБАДИ; член Общественной палаты Омской области, действительный член Русского географического общества.

Статья поступила в редакцию 17 июля 2016 г.

УДК 94(47) ГРНТИ 03.23.31

ОМСК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ

Ш.К. Ахметова

Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН Россия, 644010, Омск, просп. К. Маркса, 15; marizh.omsk@mail.ru

Автор воспроизводит облик г. Омска в конце XIX века, характеризует состояние промышленности, процесс заселения города, а также показывает его роль в судьбе кочевых народов.

PRE-REVOLUTIONARY OMSK

Sh.K. Ahmetova

Archeology and Ethnography Institute (Siberian Branch) ofRussian Academy of Science Russia, 644024, Omsk, prospektMarksa, 15; marizh.omsk@mail.ru

The author reproduces the shape of Omsk late in the XlX-th century and characterizes the industry state, the process of the city settling. She also shows its role in the destiny of the nomadic peoples.

© Ахметова m.K, 2016

УРОКИ ИСТОРИИ

В обзоре Акмолинской области за 1897 г. дана следующая характеристика природно-хозяйственных условий кочевых киргизов: «...большая часть их территорий состоит из обширных песчано-глинистых солонцеватых пространств, которые по почвенным и климатическим условиям пригодны больше для скотоводства, нежели для хлебопашества, и только киргизы могут утилизировать их табунным скотоводством, благодаря своим постоянным перекочевкам с места на место» [1]. Торговое и промышленное значение скотоводства простиралось далеко за пределы области. Степь в различных направлениях была изрезана скотопрогонными трактами, по которым в течение лета непрерывно двигались партии скота в промышленные и торговые центры области. Почти все местные заводы были заняты обработкой скотоводческого сырья, сала, кож, овчин и шерсти. Главным товаром на степных ярмарках были скот и сырые продукты скотоводства [2].

От крепости Железинской до Омской простирались кочевья в 90 кибиток «баганалы-киреевской» волости, которую возглавлял старшина Койбагар. От Омской крепости по линии Тоболной находились кочевья «киреевской» волости. На дистанциях Омской крепости в 1824 г. кочевали 73 кибитки, состоящие из 178 мужчин и 135 женщин [5]. В 1828 г. в Омском округе кочевали 124 кибитки в Прилосевской, Приле-бяжинской, Припокровской, и Причерлаковской станицах [6]. Помимо занятий на кочевье они устраивались еще на разную работу по найму [7]. Некоторые казахи, работавшие по найму, оседали в этих селениях, растворяясь со временем в новой среде [8].

Н.Н. Мартынов в своих воспоминаниях обращает внимание на незначительность местной промышленности в 1890-х гг., представленной в Омске шубным, свечным, салотопенным заводами, производством чернил, несколькими ветряными мельницами, примитивной бойней на окраине и мастерскими Сибирского казачьего войска. С 1892 по 1896 гг. шло строительство первой сибирской железнодорожной магистрали, участок которой от Челябинска до Омска вошел в эксплуатацию в 1894 г. С завершением строительства железнодорожного пути Петербург -Владивосток город и регион начинают стремительно развиваться. По словам Н.Н. Мартынова, «Омск сделался входом, через который в степь хлынули потоки людей, капиталов, товаров. с открытием железной дороги переселение стало более организованным. Эшелонами, переселенческими поездами ехали русские, украинцы,

немцы и голландцы - колонисты из Южной России... Все они садились на землю. Им требовались земледельческие орудия, конная и механическая сила, мясомолочный скот, строительные материалы, водоснабжение в безлесной и безводной степи, медицинская и ветеринарная помощь, ссуды и пособия, потребительское снабжение. С отведенных переселенцам земель автоматически вытеснялись кочевники-казахи, оказавшиеся вынужденными или уходить на юг в глубину степи, или садиться на землю и требовать такой же помощи» [3].

В городе открыли свои представительства столичные и иностранные фирмы, для обслуживания которых открыли свои отделения крупные частные банки, такие как Сибирский торговый банк, Волжско-камский, Русско-Азиатский, Русский банки. Все названные банки, кроме Волжско-камского, опирались на иностранный капитал. Все командные позиции в экономике Западной Сибири и Казахстана были заняты иностранным капиталом, который в первую очередь монополизировал торговлю сельскохозяйственными машинами и экспорт масла. Передовая иностранная машинная техника значительно ускорила развитие сельского хозяйства в Сибири, намного опередившее истощенное земледелие в Центральной России. Массовая скупка масла стимулировала развитие скотоводства и маслодельного производства. Наряду с частным маслодельным производством широкий размах получило артельное производство масла. Высококачественное иностранное оборудование позволяло повысить качество вырабатываемого на экспорт масла [4]. В Омске было занято экспортом масла до 50 контор. Из оборотного капитала, составлявшего более 12 млн рублей, на скупку масла для экспорта в городе уходило 5млн рублей.

Строительство железнодорожной магистрали повлекло бурное развитие экономики региона, результатом которого стало зарождение новых городских поселений по линии магистрали, выросших из станций и пристанционных поселков. Районы, через которые проходили эти железнодорожные магистрали и где расположились станционные поселки, являлись традиционными кочевьями казахов Среднего Жуза.

В пяти километрах от г. Омска на левом берегу Иртыша в Омской станице располагался аул Каржас. Сергей Залыгин вспоминал: «До войны, еще в 30-х годах, там, где нынче возвышаются корпуса Кировского района г. Омска, простиралась степь, в степи, вблизи небольшого озерца, потягивались старые ветлы, а под ветлами стояли юрты казахского аула Каржас. Казахи

водили здесь кобылиц и продавали кумыс. Через Иртыш эти ветлы и этот аул были видны из самого центра Омска» [9]. Остатки этого поселения и его кладбища сохранились на первой надпойменной террасе Иртыша. По рассказам старожилов, до нападения джунгар Каржас был летовкой рода каржас, зимовка которого была в Баянаульских горах. После того, как казаки прогнали джунгар, подразделения ак бура, акша, алтын торе, бабас рода каржас вернулись на старые летние кочевья и остались жить под прикрытием крепости, устроив на этом месте зимовку. Вначале зимовка располагалась на месте летовки в пойме Иртыша, и они продолжали кочевать на небольшие расстояния вдоль левого берега ИрБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Обзор Акмолинской области за 1897 г. Омск, 1899. С. 5.
2. Сибирский торгово-промышленный календарь на 1911 г. Отдел I. СПб., 1911. С. 248.
3. Мартынов Н.Н. Иностранный капитал в дореволюционном Омске (по архивным материалам и воспоминаниям автора) // Известия Омского отдела Географического общества Союза ССР. Омск, 1966. Вып. 8 (15). С. 61-62.
4. Мартынов Н.Н. Иностранный капитал в дореволюционном Омске. С. 62-65.
5. ЦГА РК. Ф. 338. Д. 341, Лл. 3 об., 4.
6. ЦГА РК. Ф. 338. Д. 473. Л.141об.
7. ЦГА РК. Ф. 338. Оп.1. Д. 586. Лл. 22-108.
8. Словцов И.Я. Историческая хроника г. Омска // Архив А.Ф. Палашенкова № 268. С. 6.
9. Залыгин С. Поэтическая история Сибири // Мартынов Л. Поэмы. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1964. С. 11.
10. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Особенности расселения казахского населения в Среднем Прииртышье // Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество. Астана - Омск, 2013. С. 39-54.
11. Мартынов Л. Аул Каржас // Омская область. 1940. № 8. С. 62.
12. Весь Омск: справочник-указатель на 1913 г.

тыша, доходя до деревни Захламино. Далее (в процессе оседания) на месте бывшей летовки, а затем зимовки, возник стационарный аул Каржас. Постепенно поселение переместилось на первую надпойменную террасу, к кладбищу рода каржас [10]. Известный советский поэт Леонид Мартынов в своих воспоминаниях пишет, что по рассказам стариков аула, «жители Каржаса, казахская беднота, принимали участие во всех почти больших строительствах в Омске и поблизости от города, участвовали в постройке Великого Сибирского железнодорожного пути, работали на постройке магазинов купцов Ганьшина и Шаниной и т. д.» [11]. В 1913 г. в ауле было 45 дворов с числом жителей 237 человек [12].

REFERENCES

1. Obzor Akmolinskoj oblasti za 1897 g. Omsk, 1899. S. 5.
2. Sibirskij torgovo-promyshlennyj kalendar& na 1911 g. Otdel I. SPb., 1911. S. 248.
3. Martynov N.N. Inostrannyj kapital v dorevolyu-cionnom Omske (po arhivnym materialam i vospomi-naniyam avtora) // Izvestiya Omskogo otdela Geografi-cheskogo obshchestva Soyuza SSR. Omsk, 1966. Vyp. 8 (15). S. 61-62.
4. Martynov N.N. Inostrannyj kapital v dorevolyu-cionnom Omske. S. 62-65.
5. CGA RK. F. 338. D. 341, Ll. 3 ob., 4.
6. CGA RK. F. 338. D. 473. L.141ob.
7. CGA RK. F. 338. Op.1. D. 586. Ll. 22-108.
8. Slovcov I.YA. Istoricheskaya hronika g. Omska // Ar-hiv A.F. Palashenkova № 268. S. 6.
9. Zalygin S. Poehticheskaya istoriya Sibiri // Martynov L. Poehmy. Novosibirsk: Zap.-Sib. kn. izd-vo, 1964. S. 11.
10. Ahmetova SH.K., Tolpeko I.V. Osobennosti rasse-leniya kazahskogo naseleniya v Srednem Priirtysh&e // Kazahstan i Rossiya: nauchnoe i kul&turnoe vzaimodej-stvie i sotrudnichestvo. Astana - Omsk, 2013. S. 39-54.
11. Martynov L. Aul Karzhas // Omskaya oblast&. 1940. № 8. S. 62.
12. Ves& Omsk: spravochnik-ukazatel& na 1913 g.

Ахметова Шолпан Камалидиновна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии. Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН

Статья поступила в редакцию 6 июня 2016 г.

ГОРОД ОМСК omsk МЕСТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ local industry ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР shopping centre ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ immigrants ЭКСПОРТ export
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты