Спросить
Войти

Октябрь 1917 - случайность, закономерность, замысел?

Автор: указан в статье

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 1

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

УДК 130.1 DOI 10.23683/0321-3056-2018-1-30-35

К 100-летию Октябрьской революции ОКТЯБРЬ 1917 - СЛУЧАЙНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, ЗАМЫСЕЛ?

© 2018 г. Г.В. Сорокина, А.С. Веремчука

a Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

OCTOBER 1917 - RANDOMNESS, PATTERN, CONSPIRACY?

G. V. Sorokin11, A.S. Veremchuk11

a Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Сорокин Геннадий Вениаминович - Gennady V. Sorokin кандидат философских наук, доцент, Candidate of Philosophy, Associate Professor,

кафедра философии Department of Philosophy

и социально-гуманитарных дисциплин, and Social and Humanitarian Disciplines,

Донской государственный технический университет, Don State Technical University,

пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия. Gagarina Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia.

Е-mail: gennadi-sorokin@yandex.ru Е-mail: gennadi-sorokin@yandex.ru

Веремчук Алла Сергеевна - Alla S. Veremchuk кандидат философских наук, доцент, Candidate of Philosophy, Associate Professor,

кафедра философии Department of Philosophy

и социально-гуманитарных дисциплин, and Social and Humanitarian Disciplines,

Донской государственный технический университет, Don State Technical University,

пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия. Gagarina Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia.

Е-mail: emealla@yandex.ru Е-mail: emealla@yandex.ru

Анализируется революция в России 1917 года. Отмечается сложность однозначной интерпретации её результатов в современном контексте. Ставится задача новой интерпретации этих событий.

До социалистической революции впервые в истории России интеллигенция предлагает на основе конкурентного творчества новое цельное общественное мировоззрение. В борьбе мировоззрений и утопических идей в России в начале XX в. в массовом сознании побеждает идея социализма. Идеология социализма приобретает упрощённое и сокращённое толкование, что сближает ее с народным утопическим творчеством. Великая Октябрьская социалистическая революция есть не случайность, а закономерность мирового исторического процесса. Она дала импульс национально-освободительному движению в Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Поставила задачу создания нового механизма общественной интеграции. Но в русской революции заложены двойственные начала. С одной стороны - позитивное, созидательное, выводящее народные массы из рабского состояния к социальному справедливому демократическому обществу. С другой - насильственное и диктаторское, выступающее против врагов революции.

The article analyzes the revolution in Russia in 1917. The complexity of unambiguous interpretation of its results in the modern context is noted. The task of a new interpretation of these events is put forward. The article briefly examines the development of historical events. The following provisions are made as conclusions.

Before the socialist revolution, for the first time in the history of Russia, the intelligentsia offers, on the basis of competitive creativity, a new integral public outlook. In the struggle of worldviews and utopian ideas in Russia in the early 20th century, the idea of socialism won in mass consciousness. In the "mass version" the ideology of socialism acquires a simplified and abridged interpretation, which brought it closer to folk utopian creativity. The Great October Socialist Revolution is not an accident, but a regularity of the world historical process. It gave impetus to the national liberation movement in India, South America, Asia, Latin America. The October Revolution set the task of creating a new mechanism for social integration. On the other hand, the Russian revolution has dual principles. On the one hand, it is a positive, creative, leading the masses out of the slave state to a social, just, democratic society. On the other hand - violent and dictatorial, opposing the enemies of the revolution.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

Вся история человечества - история общественно-культурных перемен. Не является исключением и наше время. И для России, и для человечества в целом особенный интерес представляет так называемый «переломный момент», «точка бифуркации» 1917 г. и прилегающих событий. Явная неоднозначность интерпретаций не демонстрирует единого подхода к оценке и выражает отсутствие надёжных критериев. Относительная близость событий не дает возможности применения исторической оценки.

В плане 100-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции в России можно сделать еще попытку осмыслить культурно-онтологический статус событий недавней истории - случайность, закономерность, внешний заговор? 70 лет в истории России и распространение тогдашней модели устройства на значительную часть населения земного шара не позволяют просто отмахнуться от проблемы. Зачастую официальное осуждение истории приводит к демонстрации возможности негативного социального строя в России, повышает авторитет различного рода враждебных сил.

Статья не является историческим исследованием. Главная задача - попытаться теоретически осмыслить причины Октябрьской революции, ее внутренние механизмы и победу именно большевистской партии.

Впервые в истории России интеллигенция выдвинула на основе конкурентного творчества новое цельное общественное мировоззрение. В борьбе мировоззрений и утопических идей в России в начале XX в. в массовом сознании победила идея социализма.

В условиях конкретной исторической конъюнктуры идея социализма прошла медианной линией между многими духовными течениями. Например, славянофильство могло усмотреть в ней особый, отличный от Запада путь развития. Напротив, западничество, возможно, привлекало воплощение наиболее передового учения опять же западной цивилизации быстрее, чем на его родине.

Можно оценить программу победивших большевиков как наиболее утопичную среди всех предлагавшихся. Но она побеждает - или потому, что популистская, или потому, что наиболее моральна.

В «массовом варианте» эта идеология, претендующая на победу, неизбежно приобретает упрощённое и сокращённое толкование, что

сближает ее с народным утопическим творчеством.

Проявления утопического мышления можно найти не только в содержании, но и в форме осуществления. Революция представляется в коллективном идеальном своего рода «скачком», мгновенным переходом из безрадостной реальности в мир мечты.

В современном мире сложились только два пути развития: капиталистический и социалистический; существует ли закономерность?

Октябрьская революция 1917 г. навсегда в истории останется важнейшим событием XX в. Попытка построить на земле новое справедливое общество изменила не только исторический путь развития России, но и оказала огромное влияние на развитие многих народов всей планеты. Огромную роль в выборе общественно-исторического пути сыграла российская интеллигенция, оценившая революцию как свою победу [1]. Она идейно подготовила все три революции в начале XX в., изменила вековой традиционный уклад жизни общества, не избежав многих «ошибок» и «преступлений». Но оправдать их могут ее главная функция и главная формула, которой она руководствовалась - все для народа, все в народ и всё из народа, и ничего вне народа. Она видела себя в качестве спасителя отечества и освободителя русского народа. Интеллигенция как посредник между народом и властью всегда разрабатывала и внедряла политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Утопические проекты по переустройству общества всегда присутствовали в сознании русской интеллигенции. Главным духовным орудием ее является идеология. Идеалистические представления о справедливом общественном устройстве будущего, идеи равенства и братства, социального прогресса, - были в центре ее идейно-политических исканий. «Дух утопизма веет... над русской мыслью», - писал В.В. Зеньковский [2, с. 575].

Россия в начале XX в. выделяется глубиной и масштабностью противоречий практически во всех сферах. Она - единственное государство в Европе, в котором царит самодержавие, отсутствуют парламент, демократические структуры государственной власти, легальные политические партии, гражданские права и свободы. Нерешенный крестьянский вопрос, жестокая эксплуатация трудящихся, политическое бесправие,

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

отсутствие демократических свобод, чиновничий произвол, экономический кризис и поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. - все это приводит к революции 1905-1907 гг. Несмотря на победу правительства, сохранившего традиционные устои русского общества (патернализм, коллективизм, патриархальность, иерархичность), интеллигенция все же добивается изменений в социально-политической системе. В Манифесте от 17 октября 1905 г. царь обещает народу основные гражданские права, вводит демократические свободы и самое главное предусматривает созыв законодательной Государственной Думы. После почти столетней борьбы интеллигенции наступает конец неограниченной монархии. В стране складываются новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма.

Интеллигенция, безусловно, воспользовалась легализацией своих политических взглядов и выступила в роли создателя всех политических течений в России. Политические партии начала XX в. условно можно разделить на три группы: монархические, либеральные, социалистические. Практически все партии не смогли избежать раскола, размежевания, дробления и слияния. Так, этот разброд отмечает Н.А. Бердяев: «Русские революционеры немного славянофилы, страдают самомнением и думают, что Европа им не указ, что Россия имеет миссию осуществить социализм раньше Европы» [3, с. 48].

Историк А. Сахаров отмечал: «Правые еще жили как бы в средневековом измерении, либералы в современном им западноевропейском, левые - в фантастической и утопической устремленности в будущее, и все они - в нереальном, "нероссийском" мире» [4, с. 17]. Ни одну из партий нельзя было назвать правящей.

Россия нуждалась в новой идеологии, суть которой состояла бы в формировании новой парадигмы социокультурных условий, обеспечении сохранения нерасчлененного социального абсолюта. Предъявить идеал, идеологию, новый путь для России и мира, взять власть и ответственность смогла только одна партия - партия большевиков.

Большевики, создав профессиональную политическую организацию, состоящую из очень активных, преданных своему делу людей, связанных жесткой дисциплиной, имеющие огромный опыт, смогли победить. И не только своих главных противников - «правительственные» структуры, но и своих конкурентов - политические

партии. В.А. Никонов причиной революции называет элитный раскол, «противопоставивший огромную часть политического класса и интеллигенции правящему режиму» [5, с. 23]. Уловив тенденции меняющегося мира, в условиях полного социального распада они смогли захватить власть в огромной стране, удержать ее при ожесточенном сопротивлении и создать совершенно новую государственную систему. Это произошло в октябре 1917 г.

Большевистская партия во главе с В. И. Лениным выдвинула уникальную модель развития страны, где Россия должна стать точкой отсчета воплощения вековой мечты всего человечества о «золотом веке». В этой модели представлен не только общенациональный, но и мировой «красный проект» - идея коммунизма, основанного на свободе, равенстве и братстве. Такой проект (на самом деле высоко-утопический) не мог не привлечь активную часть населения, особенно низшие слои общества, разочарованные в монархических и либеральных альтернативах. Большевики заполнили пустующий вакуум идеологической целостностью, которую искали на всех уровнях и очень жестко решали все организационно-практические задачи. Они воспользовались медлительностью, непоследовательностью и противоречивостью своих политических оппонентов, нежеланием солдат продолжать войну, недовольством крестьян в отношении земельного вопроса. Как пишет Н.А. Бердяев, «он (большевизм) воспользовался свойствами русской души, . ее религиозностью, ее максимализмом, ее исканием социальной правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий на земле, .. воспользовался русским мессианизмом, . русской верой в особые пути России» [6, с. 115].

Социализм не был случайным явлением в российской культуре. Социалистическая традиция в России существовала длительное время, но в отрицательном значении, как движение низших классов, включая революционеров, направленное против сложившегося капиталистического мира, а не в положительном - как осознанная необходимость перехода к социалистическому способу производства. Позитивный смысл этой линии придали социалистические партии. На протяжении всей русской революционной традиции эти силы накапливались и рано или поздно должны были привести к определенному результату. Действия именно большевиков были логичны, последовательны и устремлены к одной

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

единственной цели - захват власти ради осуществления своей социалистической идеи.

В это время разочаровавшись в идеях эсеров и поддаваясь все более мощной пропаганде большевиков, страдая от угнетения и эксплуатации, народ потребовал коренных изменений в жизни. Большевикам удалось создать контакт между «простыми людьми» и своей партией. Большевизм стал той основой, в которой низшие социальные слои смогли осознать свои интересы и бороться за них. По мнению И.К. Пантина, «идеология большевиков перевела социализм на народный язык со всеми отсюда вытекающими плюсами и минусами» [7, с. 141]. Они обещают провести аграрную реформу и немедленно прекратить войну, переводят идею народа на более узкий круг - пролетариат. Ленин формирует новый миф о русском народе. Н.А. Бердяев пишет: «В мифе о пролетариате по-новому восстановился миф о русском народе. Произошло как бы отождествление русского народа с пролетариатом, русского мессианизма с пролетарским мессианизмом» [6, с. 88].

Переворот в душе народа был так велик, что он, живший иррациональными верованиями и всегда покорный, вдруг поверил в мифическую силу, способную якобы вызволить из того состояния, в котором он находился. Народ поддерживал то рациональное, что ему предлагали большевики, поверив в то, что готовится рабоче-крестьянская революция, в которой он будет в ведущей роли. Интеллигенция же оставляет за собой статус руководящей и направляющей силы совместно с диктатурой пролетариата. В результате свержения временного правительства власть в стране переходит в руки рабочих, солдат и крестьян в лице Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Октябрьская революция выдвигает идею построения нового справедливого социалистического государства.

Следовательно, Великая Октябрьская социалистическая революция есть не случайность, а закономерное окончание Февральской революции. В России сложилась уникальная историческая ситуация, когда смогли реализоваться все объективные и субъективные предпосылки социалистической революции: мировая война, несформировавшаяся структура органов власти после Февраля, анархия, раскол общества, готовность низших слоев на свержение строя и профессионализм большевистской партии во главе с ее лидером В.И. Лениным. К тому же это был единственный шанс России не

превратиться в полуколониальную страну с полной зависимостью от европейских держав и встать на самостоятельный путь развития.

Октябрьская революция в отличие от всех предшествующих революций, стремящихся к «свободе, равенству, братству», закончилась победой угнетенного класса (рабочих и крестьян), свержением эксплуататорских форм разделения труда и формированием нового бесклассового социалистического общества. Э. Олин, президент американской социологической ассоциации, отмечает, что пути, по которым приходит новый общественный строй, неожиданны, но закономерны. «Википедия - наиболее известный пример. Новая форма некапиталистического, нерыночного производства, которая возникла в эпоху цифровых технологий» [8].

Октябрьская социалистическая революция оказала огромное влияние на мировой исторический процесс, с нее открывается новая страница истории. Революция провозгласила равенство народов и рас, право наций на самоопределение, подняла на борьбу массы «за освобождение народов от империализма, за прекращение войн между народами, за свержение господства капитала, за социализм» [9]. Она явилась альтернативой капиталистическому миру, у многих стран появился выбор - капитализм или социализм. Дала импульс национально-освободительному движению в Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Изменилась политическая карта мира. Октябрьская революция поставила задачу - «создание нового механизма общественной интеграции, способного удержать на почве цивилизации многообразные и разнородные направления экономического и культурного развития» [7, с. 139].

С Октябрьской революции начался новый виток развития российского государства. Действительно было сделано много: отмена частной собственности и ее замена на общественную, социальное равенство и национальное равноправие, новая плановая экономика, ведущая к индустриализации страны, ликвидация безграмотности, бесплатное здравоохранение, создание новых научно-исследовательских институтов (33 за период 1918-1919 гг.), формирование морали нового типа («советский человек»), каждый трудящийся мог стать активным участником общественной и культурной жизни и т.д.

Многие осуждают эту революцию и большевистскую власть, называют ее жестокой, кровавой и деспотичной. Безусловно, есть и обратная

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

сторона медали, при строительстве нового государства было сделано много ошибок: насилие, убийства, гражданская война, репрессии, высылка выдающихся ученых, специалистов, деятелей культуры и т.д. Но какое государство и власть строилось без ошибок, войн и репрессий?

Однако нельзя отрицать, что новая власть смогла предотвратить национальную катастрофу, вывести страну на путь самостоятельного развития. Только большевистская партия как одна из действующих сил процесса определяла дальнейшую судьбу русской цивилизации и мира. Ленину удалось совершить невозможное - убедить страну строить социализм в полном капиталистическом окружении. «Кремлёвский мечтатель» смог осуществить свою утопию.

Но, как показала история, Октябрьская революция не смогла сохранить «социалистического первородства», свои идеалы и ценности.

В ней действительно заложены двойственные начала. С одной стороны - позитивное, созидательное, выводящее народные массы из рабского состояния к социальному справедливому демократическому обществу, с другой -насильственное и диктаторское, выступающее против врагов революции «во имя незыблемости партии-государства». Об этой двойственности пишет Н.А. Бердяев: «Коммунистическая революция, которая и была настоящей революцией... хотела принести всему миру благо и освобождение от угнетения. Правда, она создала самое большое угнетение и уничтожила всякую свободу, но делала это, искренно думая, что это - временное средство для осуществления высшей цели... Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл» [10, с. 264]. Действительно в любой революции заложены противоречия: гуманность и насилие, рациональное и иррациональное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Как пишет В.В. Колбановский, «разрешая назревшие социальные противоречия, революция оказывается величайшим противоречием и закладывает в основание будущего для нее самой неведомые социальные противоречия» [11, с. 46].

Чтобы развиваться и двигаться вперед, нам необходимо с уважением относиться к своему прошлому, не делить предков на правых и виноватых, каждый из них стремился к процветанию своей страны и лучшей жизни на земле.

Литература

1. Киселева М.С. Интеллигенты и первая русская революция // Вопросы философии. 2018. № 1. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_contenttask=view id= 1816Itemid=52 (дата обращения: 21.01.2018).
2. Зеньковский В.В. История русской философии. М. : Академический проект; Раритет, 2001. 880 с.
3. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М. : Канон+, 1999. 400 с.
4. Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. М. : Ин-т российской истории РАН, 2004. 960 с.
5. Никонов В.А. Крушение России. 1917. M. : АСТ; Астрель, 2011. 926 с.
6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. : Наука, 1990. 224 с.
7. Пантин И.К. К вопросу о характере Октябрьской революции // Полис. 2013. № 6. С. 131-144.
8. Olin E. Real Utopias // Contexts. 2011. Vol. 10, No. 2. P. 36-42. DOI 10.1177/ 1536504211408884.
9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. Т. 37. С. 171.
10. Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. М. : Наука, 1990. 271 с.
11. Колбановский В.В. Как нам быть с Великой Октябрьской революцией? // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 40-50.

References

1. Kiseleva M.S. Intelligenty i pervaya russkaya revolyutsiya [Intellectuals and the First Russian Revolution]. Voprosy filosofii. 2018, No. 1. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_contenttask= viewid= 1816Itemid=52 (accessed 21.01.2018).
2. Zen&kovskii V.V. Istoriya russkoi filosofii [History of Russian Philosophy]. Moscow: Akademicheskii proekt; Raritet, 2001, 880 p.
3. Berdyaev N.A. Dukhovnyi krizis intelligentsii [Spiritual Crisis of the Intelligentsia]. Moscow: Kanon+, 1999, 400 p.
4. Sakharov A.N. Rossiya: Narod. Praviteli. Tsivili-zatsiya [Russia: People. Rulers. Civilization]. Moscow: In-t rossiiskoi istorii RAN, 2004, 960 p.
5. Nikonov V.A. Krushenie Rossii [Crash of Russia]. 1917. Moscow: AST; Astrel&, 2011, 926 p.
6. Berdyaev N.A. Istoki i smysl russkogo kommu-nizma [The Origins and Meaning of Russian Communism]. Moscow: Nauka, 1990, 224 p.
7. Pantin I.K. K voprosu o kharaktere Oktyabr&skoi revolyutsii [On the Nature of the October Revolution]. Polis. 2013, No. 6, pp. 131-144.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

8. Olin E. Real Utopias. Contexts. 2011, vol. 10, No. 2, pp. 36-42. DOI 10.1177/1536504211408884.
9. Lenin V. I. Poln. sobr. soch. [Comp. col. of works]: in 55 vol. 5th ed. Vol. 37, p. 171.
10. Berdyaev N.A. Russkaya ideya. O Rossii i russ-koi filosofskoi kul&ture: filosofy russkogo posleok-tyabr&skogo zarubezh&ya [Russian Idea. About Russia

and Russian Philosophical Culture: Philosophers of Russian Post-October Foreign Countries]. Moscow: Nauka, 1990, 271 p.

11. Kolbanovskii V.V. Kak nam byt& s Velikoi Ok-tyabr&skoi revolyutsiei? [How Should We Deal with the Great October Revolution?]. Sotsiologicheskie issledo-vaniya. 2013, No. 10, pp. 40-50.

Поступила в редакцию / Received 7 декабря 2017 г. / December 7, 2017

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОД КАПИТАЛИЗМ СОЦИАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ УТОПИЯ revolution 1917
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты