Спросить
Войти

Разработка пензенским полицейским начальством системы мер по повышению качества кадрового состава в начале XX века

Автор: указан в статье

массы сельских тружеников, потому что расширение возможностей для удовлетворения потребностей семьи связывается ими с развитием такой традиционной формы, как личное подсобное хозяйство.

Два других уклада, представленных сельскохозяйственными предприятиями и хозяйствами населения, к которым относятся личные подсобные хозяйства, индивидуальные и коллективные сады и огороды, в течение длительного времени развивались параллельно. В трудные времена, когда государство решало свои проблемы за счет села (индустриализация страны, войны, восстановление разрушенного хозяйства), личные подсобные хозяйства позволяли крестьянам удовлетворять свои насущные потребности. Принцип ориентации трудовых крестьянских хозяйств на доход, на решение насущных семейных проблем определял их особую устойчивость. В этой ситуации личные и общественные интересы находились в явном противоречии, но государство жесткими мерами сдерживало перерастание его в конфликт. Работа в общественном производстве позволяла крестьянам обеспечить реализацию общественных и в некоторой степени коллективных интересов, но не обеспечивала реализацию личных интересов. Их реализация осуществлялась за счет функционирования подсобных хозяйств.

В основе синхронности развития этих укладов лежало единство их субъекта: сельских труженик являлся работником сельхозпредприятия и одновременно собственником и работником в личном подсобном хозяйстве. Важнейшим фактором их параллельного развития также явилось использование ресурсов сельхозпредприятий в производстве личных подсобных хозяйств населения. Сельскохозяйственная техника колхозов и совхозов использовалась для обработки приусадебных участков сельчан, выпас скота с личных подворий и заготовка корма для скота осуществлялись на общественных пастбищах и т. д. Здесь интересы смыкались: подсобные хозяйства не могли существовать без использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, а сельхозпредприятия, не обеспечивая должной оплаты труда для восстановления рабочей силы, поощряли развитие подсобных хозяйств [2, С. 149].

Таким образом, аграрная реформа в России усилила разбалансированность аграрного сектора, его

неустойчивость. В качестве причин низкой эффективности реформ и сохранения неустойчивого состояния предприятий аграрного сектора выступают: идея «реформирования» крупного машинного производства исключительно на базе индивидуально-частных организационных форм его организации; методы реформирования: ускоренная «фермеризация» и принудительная частнохозяйственная реорганизация крупных агропредприятий без учета интересов членов производственных коллективов; отсутствие механизмов, обеспечивающих экономическую реализацию интересов собственников земельных долей и их полноправного участия в управлении предприятиями; резкое падение реальных доходов, сокращение платежеспособного спроса на продовольствие; необоснованно высокая дифференциация населения по уровню доходов и богатства; дифференциация соотношения средней заработной платы и стоимости минимального набора продуктов питания по регионам; существенная дифференциация в оплате труда работников различных отраслей; ухудшение структуры потребления основной массы населения; вытеснение отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка; низкая конкурентоспособность и экономическая незащищенность производителей сельскохозяйственной продукции; развитие невосприимчивости сельскохозяйственного производства к достижениям научно-технического прогресса; отсутствие целесообразного соотношения экономических, политических и социальных задач и факторов; наличие социо-культурных противоречий: «старение сельского населения, разрушение социальной инфраструктуры села, закрытие школ, клубов, магазинов, ликвидация регулярного транспортного сообщения с другими населенными пунктами.

список литературы

1. Емельянов А. Коллизии становления многоукладности аграрного сектора экономики // Российский экономический журнал. 2001. №5-6. С. 38.
2. Институционально-структурные преобразования экономической системы России. Пенза, 2004. С. 146-151.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. М., 2003. С.297-301.
4. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2001. С.396-404.

УДК 9(С)28

разработка пензенским полицейским начальством системы мер по повышению качества кадрового состава в начале XX века

В. Ю. КЛАДОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения В статье дается оценка попыткам пензенского губернского полицейского начальства сформировать действенную систему улучшения качественных показателей штатного состава полиции. Необходимость подобных мер была продиктована отсутствием налаженной кадровой политики российского правительства.

Эффективность работы правоохранительных ор- выполнение ставящихся перед учреждением задач ганов напрямую зависит от количественных и качес- возможно лишь при реалистичном подходе к оценке твенных показателей кадрового состава. Успешное необходимого в каждом конкретном случае количес-

тва сотрудников, при наличии централизованного контроля за наполняемостью штатов, а также при существовании системы профессиональной подготовки служащих и повышения их служебной квалификации. При этом не следует забывать и о контроле за подчиненными, о продуманной системе поощрения отличившихся и наказания нерадивых чинов. Не лишним будет помнить, что возможность отбора кадров существует лишь тогда, когда для данной профессии характерен относительно высокий уровень престижности. Иными словами, степень эффективности работы полиции на местах зависит от: 1) Наличия продуманной кадровой политики центральных властей; 2) Умения местного полицейского начальства разрабатывать и реализовывать на практике локальные программы по улучшению показателей кадрового состава полицейских учреждений.

К сожалению, говорить о наличии сколь-либо четко сформулированной и непротиворечивой системы мер по комплектованию общей полиции профессиональным кадровым составом у центральных полицейских властей в начале XX века не приходится. Низкая численность сотрудников при обширности территорий, принцип стагнации штата, отсутствие достойного вознаграждения за труд, полное невнимание к уровню обученности личного состава, отсутствие системы контроля за действиями подчиненных - вот далеко неполный список проблем, с которыми сталкивалось в то время полицейское начальство на местах.

Возникает закономерный вопрос - что в этой ситуации оставалось делать пензенскому полицейскому начальству? При отсутствии помощи из центра выход мог видеться лишь в разработке системы мер, реализация которых на практике позволила бы во-первых, наладить процесс профессионального обучения действующих чинов полиции с целью повышения их квалификации, во-вторых - сделать более действенной отдачу при проведении воспитательной работы с подчиненными, в-третьих - стимулировать самоотдачу работников при исполнении служебных обязанностей. На наш взгляд, такая программа мер была разработана и начала внедряться в жизнь начиная с 1910-х годов.

Весь комплекс мероприятий можно свести к трем основным направлениям. Рассмотрим каждое из них по отдельности.

Обучение чинов полиции. Начиная с 1906 г. в г. Пензе осуществляла деятельность учебная команда для подготовки конно - полицейских стражников, имеющая своей целью осуществление всесторонней теоретической и практической подготовки участковых стражников, а впоследствии - и урядников к полицейской службе [1. Л. 1-115]. Механизм осуществления подготовки был следующим.

Продолжительность обучения в команде составляла 3 месяца 20 дней. Все количество стражников, обязанных пройти обучение в данном году, делилось на три группы по 30 человек. В течение учебного года занятия осуществлялись с каждой из групп в отдельности на протяжении указанного периода. Набор в команду осуществлялся так: из каждого уезда в равном

количестве по усмотрению исправников отбирались лучшие сотрудники. По прохождении курса обучения каждый страж распределялся в незнакомый ему участок и замещал работающего там стражника, который в свою очередь направлялся в учебную команду.и т.д. При этом, закончивший курс обучения сотрудник был обязан дать подписку с обязательством прослужить в губернии не менее года [2. Л. 2-3об.]. Таким образом, полный цикл переподготовки всех стражников губернии при неизменном штате мог завершиться через 10 лет, в дальнейшем, по-видимому, обучение начиналось заново.

Специалистами различных учреждений и ведомств Пензы была разработана программа теоретических и практических занятий, утвержденная губернатором. Преподавателями выступали лишь опытные и грамотные чины, зарекомендовавшие себя в процессе службы исключительно с положительной стороны. В число преподавателей входили: старший офицер конно-полицейской стражи, чиновник судебного ведомства, помощник Пензенского исправника, начальник Пензенского сыскного отделения, врач и ветеринарный инспектор. каждый преподаватель был обязан вести ежедневный учет успеваемости обучаемых по пятибалльной шкале. По окончании курсов каждый стражник был обязан сдать экзамены («выдержать испытание»). В случае их успешной сдачи он получал на руки свидетельство, которое позволяло ему пользоваться преимуществом перед другими при назначении на должность урядника. Слабоуспевающие и не выдержавшие экзамен либо увольнялись, либо отправлялись в удаленные уголки губернии без права повышения по службе [3; Лл. 4-5.].

Занятия были бесплатными, как и проезд в оба конца, а вот за остальное - питание, проживание и т.п. приходилось платить из своего кармана. С другой стороны, все многообразие сотрудников полиции должно было пройти сквозь своеобразное сито, отсеивающее непригодных и не имеющих склонности к столь специфичной службе. Оставшиеся, при этом, получали на наш взгляд, качественное и всестороннее образование, т.к. программа учебы включала в себя следующие основные моменты.

1. Русский язык
2. Сведения по топографии
3. Сведения из уголовного права, Уложения о наказаниях
4. Административное право (законы, касающиеся устройства государства; губернских, уездных и сельских учреждений; полиции; обязанностей нижних чинов полицейской стражи)
5. Сведения по сыскному делу
6. Полицейские обязанности по ветеринарно - санитарному надзору; сведения по уходу за лошадью
7. Полицейские обязанности « по охране народного здравия» (гигиена и медицина)
8. Уход за оружием
9. Уставы дисциплинарный и внутренней службы
10. Практические занятия: верховая езда, пеший и конный строй, гимнастика, стрельба из винтовки и револьвера [4. Л. 4об.].

Каждое из направлений обучения, на наш взгляд, имело важное значение: теоретическая часть - при почти полной безграмотности населения, практическая - при том обстоятельстве, что многие проверяющий личный состав пензенской полицейской стражи инспектора отмечали отсутствие у большинства навыков передвижения верхом (за исключением бывших кавалеристов, но их было меньшинство), меткости в стрельбе и рубке. По замечанию служившего в свое время в гвардии губернатора С. В. Александровского, сделанному в 1906 г., «большинство стражников не только рубить, но и вынуть шашку не умеет без риска задеть товарища» [5. Л. 80].

Расписание занятий составлялось грамотно, теоретические занятия чередовались с практическими. С 1912 г. в программу были добавлены два часа русского языка, при сокращении на один час курса административного права, что несло явную практическую полезность.

С другой стороны, на взгляд преподавателя или методиста, программа при ее разносторонности была перенасыщена теоретически; не очень то верится, что ее мог усвоить в полном объеме полуграмотный отставной военный или крестьянин. К сожалению, Государственный Архив Пензенской области не содержит данных, позволяющих судить о качестве преподавания в учебной команде. Есть лишь список лиц, сдававших экзамен по административному праву летом 1913 г. Согласно ему, из 31 стражника двое получили оценку «отлично», 27 человек - «хорошо», трое - «удовлетворительно» [6. Л. 41]. Здесь, как говорится - без ком-

ментариев, каждый сделает вывод сам. В любом случае следует отметить сам факт создания учебной команды как прецедент в истории российской полиции.

Но и это не в полной мере удовлетворило пензенское полицейское начальство. Было очевидно, что только лишь трехмесячное повышение квалификации раз в десять лет не принесет ожидаемого эффекта. Поэтому с 1912 г. в практику вошли ежегодные лагерные сборы стражников.

Сборы назначались приказом губернатора, как правило, в летний период сроком на 1 месяц. Общее количество стражников каждого уезда делилось на три группы при равном количестве человек, соответственно каждая группа попадала на сборы 1-й, 2-й или 3-й очереди, проходя одинаковую программу обучения и тренировок. Стражникам предлагалось прибыть в г. Пензу походным порядком при полном вооружении и амуниции, вещи можно было отправить поездом за счет губернского правления. По прибытии в город их размещали в казармах 178 Веденского пехотного полка на пешей улице, выделяя от казны постель и матрас, безлошадным выдавалась лошадь. В отличие от учебной команды, призванные на сборы получали 10 копеек суточных и не платили за проживание.

Программа сборов включала в себя в основном практические упражнения - пешие и конные, рубку, стрельбу, строевую подготовку и гимнастику; теоретические занятия предусматривали воспитательные беседы с использованием данных пензенского полицейского листка. В последние дни сборов устраивались призовая стрельба и рубка, в которой принимали

Таблица 1.

Сведения о стражниках Пензенского уезда, проходящих сборы 2-й очереди 1912 г. [8. Л. 60-85об.]

Всего проходящих сборы - 27 человек Оценка Количество стражников

«годен» 16

Пригодность к службе «слабая» 7

«не годен» 4

«хорошее» 1

Усердие, понятливость «достаточное» 20

«слабое» 4

«негодное» 2

£ «хорошее» 4

ч К Знание уставов и инструкций «достаточное» 17

К си «слабое» 6

О X о «хорошее» 6

Поведение «удовлетворительное» 15

й и «плохое» 6

к си и «отлично» 1

о Конный строй «хорошо» 3

«удовлетворительно» 20

«плохо» 3

«отлично» 1

Пеший строй «хорошо» 5

«удовлетворительно» 18

«плохо» 3

участие также сотрудники жандармерии, городской полиции и проходящие обучение в учебной команде стражники.

В качестве обстоятельства, позволяющего пропустить сборы, принималось только одно - серьезная болезнь с наличием заключения врача. Неявка на сборы или самовольное их оставление жестоко наказыва-лись.[7. Л. 1-88]

Именно сборы вскрывали все недостатки в организации и подготовке полицейских чинов. Выяснялось, к примеру, что организация железнодорожного сообщения применительно к полиции имеет множество недостатков - вещи участников сборов приходили со значительным опозданием или терялись в пути; полицейское начальство отдельных уездов не пользовалось должным авторитетом, в силу чего на сборы являлось до половины должного состава стражников. но самое главное, выявлялась действительная профпригодность сотрудников полиции. Многие служащие вынуждены были оставить полицию по причине выявленной непригодности к данному роду деятельности.

По результатам рассмотренных сборов 10 из 27 человек были вынуждены оставить службу в полиции. Такой высокий процент людей, не проявивших себя с лучшей стороны, как нельзя лучше подтверждает вывод о низком качестве личного состава пензенской полиции. При этом, все же нужно отметить, что как учебная команда, так и лагерные сборы должны были принести несомненную пользу, выявив из общего количества полицейских склонных к данному виду службы сотрудников; а также повысив их уровень профессиональных знаний, умений и навыков.

Сборы, как и процесс обучения в команде стражников показали крайне низкий уровень работы местных полицейских властей - урядников и становых пристовов с подчиненными. Не смотря на то, что и ранее им рекомендовалось всемерно повышать уровень профессиональной пригодности личного состава, планомерное внедрение в жизнь повседневных занятий «на местах» началось лишь с 1912 г. До указанного времени власти лишь отдавали приказы, подобные, например, этому: «Пензенский исправник - приставу I стана, 8 августа 1910 г. Отправляю вам 10 экземпляров брошюр «О любви к своему отечеству» и «Как должно каждому верноподданному исполнять волю царя и поставленных от него начальников». их необходимо раздать урядникам для прочтения и последующего разъяснения страже» [9. Л. 74.]. При этом никто - ни исправник, ни приставы не удосуживались осуществить контроль за исполнением своих распоряжений.

Вообще, работа среднего звена губернской полиции вызывала множество нареканий. Если должности исправников занимали в подавляющем большинстве случаев люди, имеющие большой стаж работы в полиции, а также неоднократно отличившиеся при выполнении служебных обязанностей, в том числе, и на низовой работе; то отбор кадров на должности становых приставов зачастую производился хаотично, без серьезной проверки. Здесь, на наш взгляд, всплывает еще

один пробел в организации работы российской полиции - отсутствие политики формирования кадрового резерва всех уровней полицейской власти. При подобном положении дел карьера среднестатистического чиновника полиции выглядела следующим образом: начальное училище (неоконченное) - должность писца в Губернском правлении - промежуточный этап (у всех -разный, но, как правило, заключавшийся в переброске с места на место, с повышением и без) - должность пристава. Трудно поверить, но на всем протяжении существования Пензенской полиции ни один человек, занимавший промежуточные должности между стражником и губернатором, за исключением нескольких исправников, не имел законченного специального образования, что неизбежно должно было отрицательно сказываться на их работе.

Нужно отдать должное пензенским губернаторам, которые, не дожидаясь соответствующих распоряжений из центра, сами пытались наладить учебную работу с низшим звеном полиции. Уже в 1906 г. проверяющий пензенскую стражу генерал Соколовский отмечал, что губернское начальство, не дожидаясь поступления обещанных пособий и инструкций низшим чинам из Петербурга, само создало таковую еще в 1903 г., озаглавив ее «Руководство страже при исполнении ею служебных обязанностей. Издано пензенским губернатором временно, вплоть до издания общей инструкции». Инструкция содержала самую необходимую стражнику информацию касательно российского законодательства и являлась одним из первых в России пособий практической направленности [10. Л. 32.]. К 1912 г. была окончательно сформирована система обучения стражников на местах. Один раз в две недели на базе становых квартир, в присутствии и под личным руководством пристава со всеми стражниками, приписанными к данному стану, проводились занятия. Программа и расписание для них были разработаны губернским инспектором стражи и утверждены губернатором, и включали в себя «практические» и «словесные» формы работы. Приоритет при этом отдавался воспитательной работе и строевой подготовке. Каждое занятие должно было начинаться с осмотра коня, снаряжения, вооружения и обмундирования стражника, что, по-видимому, должно было дополнительно дисциплинировать сотрудников полиции [11. Л. 20-21, 40-42, 57-57об]

для служащих «летучих отрядов» городской полиции - этого прототипа современного ОМОНа, -были разработаны специальные занятия по изучению правил действий отрядом против толпы. Стражников учили действовать в зависимости от сложившейся обстановки - в условиях разной численности толпы и ее состава, численности самого отряда и размеров территории, на которой предстояло действовать. Особое внимание обращалось на изучение специальных полицейских приемов, а также способов действий по разгону массовых скоплений людей - строем, аллюром, отдельными командами и т.д. Спецкурс включал в себя и указания по проведению тайных операций по захвату неугодных властям людей, рассматривались,

например, такие вопросы: как правильно блокировать городские дома, как сосредоточить людей при оцеплении села и проч. [12. Л. 20-21, 40-42, 57-57об.].

Подготовка служащих Сыскного отделения пензенской городской полиции, на наш взгляд, также велась достаточно грамотно, но только применительно к новичкам - для них организовывались трехмесячные курсы учебы, на протяжении которых бывших стражников знакомили со спецификой службы. Будущим розыскникам предстояло изучить:

- обстоятельства осмотра места преступления, методику вывода заключения

- способы выяснения виновных в преступлении

- методику копирования следов ноги и обуви

- способы и правила опроса свидетелей и проведения обыска

- приемы, позволяющие отличить действительное заявление о преступлении от вымышленного

- правила наблюдения за заподозренными лицами

- способы задержания преступников (с мерами предосторожности)

- воровской «блатной» язык

- основы дактилоскопии, антропометрии; методику составления словесного портрета [13. Л. 108-110об.].

Дальнейшей же работы по повышению специальной подготовки сотрудников не проволилось, так что совершенствовать навыки приходилось по мере исполнения служебных обязанностей, методом проб и ошибок. В этом - еще один пробел в системе подготовки кадров - отсутствие института наставничества, позволяющего прямо на службе, без каких - либо затрат, обучать на основе собственного опыта молодое поколение.

Большое внимание уделялось полицейскими властями и проведению воспитательной работы с чинами полиции. Помимо обширных инструкций губернатора и исправников, оглашаемых ежедневно перед заступлением в наряд, в Пензе стали проводить еженедельные беседы, в ходе которых внушалось, что чин полиции является представителем власти, и должен на этом основании неуклонно добиваться почтительного отношения к себе. Поводом для их проведения вполне могли послужить три случая, прошедших практически одновременно в г. Пензе в 1911 г. В первом из них городовой сделал на улице замечание господину, выгуливающему собаку без намордника, выслушал оскорбительную брань в свой адрес и спокойно удалялся. Во втором - городовой сделал замечание извозчику, перегородившему улицу экипажем, далее произошло то же, что и в первом случае. В третьем -у одного из вокзалов городовой бросился к сошедшему с поезда господину, подхватил его багаж и донес до извозчика [14. Л. 227об.].

Среди сотрудников регулярно распространялся «Пензенский полицейский листок», выходивший один раз в неделю по вторникам, в котором содержались тексты воспитательных бесед с полицейскими чинами; а также «Вестник полиции» - иллюстрированный журнал научно - популярного характера, в доступной форме разъяснявший наиболее сложные моменты административного и уголовного законодательства.

Как известно, одной из наиболее простых и эффективных форм работы с личным составом является использование разных способов поощрения и наказания. К сожалению, пензенское полицейское начальство, на наш взгляд, зачастую пренебрегало как материальным, так и моральным поощрением подчиненных, отдавая предпочтение наказанию как наиболее простому способу повлиять на дисциплину сотрудников. К примеру, в 1908-1916 гг. в Пензенском уезде по официальным данным были отмечены благодарностями 39 человек, а под арест были посажены 159 служащих [15. Лл. 1103; 16. Лл. 1-70; 17. Лл. 1-99; 18. Лл. 2-95; 19. Лл. 5-52; 20. Лл. 1-189; 21. Лл. 1-84об.; 22. Лл. 1-63; 23. Лл. 1-63; 24. Лл. 1-81.]. Динамика количества полицейских, по отношению к которым в качестве меры наказания был применен арест, достаточно стабильна, чего нельзя сказать о числе стражников, отмеченных благодарностями и премиями со стороны начальства. Из общего количества удостоенных поощрения сотрудников 17 человек были отмечены в 1908 г., 10 - в 1913 г., 8 - в 1915 г., что свидетельствует об отсутствии системности в этом, требующем особенной тонкости аспекте работы с личным составом. Широкое применение арестов в качестве меры воспитательного воздействия на подчиненных, к тому же, зачастую приносило эффект, обратный ожидаемому; т.к. нельзя, по-видимому, ожидать от сотрудника служебного рвения в условиях давлеющего над ним страха сурового наказания за мельчайший проступок, вроде неотдания приветствия старшему офицеру и проч. К тому же, до 1911 г. местные власти по непонятным причинам шли на нарушение российского законодательства, широко применяя штрафы по факту дисциплинарных проступков.

В качестве общего вывода можно сказать следующее. Ухудшение криминальной обстановки в начале XX века, а также отсутствие продуманной кадровой политики со стороны центральных властей, поставило пензенские полицейские власти перед необходимостью, без серьезных финансовых вливаний, продумать и реализовать систему мероприятий, нацеленных на повышение качества местного кадрового состава. На наш взгляд, в той сфере деятельности, которая касалась обучения и воспитания сотрудников, это практически полностью удалось. С другой стороны, внутри некоторых форм работы с подчиненными имелись пробелы, требующие исправления в будущем.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАПО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 77. Лл. 1-115.
2. Там же. Ф. 103. Оп. 2. Д. 69. Лл. 2-3об.
3. Там же. Лл. 4-5.
4. Там же. Ф. 103. Оп. 2. Д. 69. Л. 4об.
5. Там же. Д. 17. Л. 80.
6. Там же. Д. 69. Л. 41.
7. Там же. Ф. 103. Оп. 2. Д. 74. Лл. 1-88.
8. Там же. Лл. 60-85об.
9. Там же. Ф. 103. Д. 47. Л. 74.
10. Там же. Ф. 176. Оп. 1А. Д. 55. Л. 32.
11. Там же. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1659. Лл. 20-21, 40-42, 57-57об.
12. Там же. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1659. Л. 21.
13. Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 17. Лл. 108-110об.
14. Там же. Ф. 176. Оп. 1А. Д. 16. Л. 227об.
15. Там же. Ф. 103. Оп. 2. Д. 14. Лл. 1-103;
16. Там же. Д. 31. Лл. 1-70;
17. Там же. Д. 47. Лл. 1-99;
18. Там же. Д. 61. Лл. 2-95;
19. Там же. Д. 62. Лл. 5-52;
20. Там же. Д. 73. Лл. 1-189;
21. Там же. Д. 83. Лл. 1-84об.;
22. Там же. Д. 96. Лл. 1-63;
23. Там же. Д. 105. Лл. 1-63;
24. Там же. Д. 120. Лл. 1-81.
25. Там же.

УДК 9(С)28

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИЦИИ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В. Ю. КЛАДОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения

Статья посвящена рассмотрению попыток городских органов полиции наладить системную работу по профилактике и борьбе с преступностью в начале XX века. Автор отмечает, что в условиях недостаточности финансирования, а также при отсутствии должного взаимопонимания между городскими полицейскими властями и губернской администрацией требовать от полиции г. Пензы неуклонного повышения качественных показателей невозможно. При этом городским полицейским властям, на наш взгляд, удалось реализовать на практике мероприятия, способствующие налаживанию лучшей, чем прежде, организации борьбы с противоправными явлениями.

Начало двадцатого столетия в Пензенской губер- (за р. Пенза) - Стрельбищенская площадь. В этот

нии ознаменовалось резким скачком уровня преступности. За короткий промежуток времени, совпавший с началом первой русской революции, количество преступлений, совершенных в Пензенском уезде, выросло более чем вдвое. Если в 1904 г. их было зафиксировано 52, то в 1905г. - 124, в 1907 - 136 [1. Л. 80-87; 2. Л. 6771; 3. Л. 95-102]. Помимо этого, перемены произошли и в «качестве» совершенных преступлений - они стали более изощренными и жестокими. Все это вынуждало губернатора и полицмейстера принимать действенные меры по организации борьбы с противоправными деяниями.

Сообразно с этим, в качестве основных направлений деятельности начальство городской полиции выделило:

I. Детальную проработку организации несения службы полицейскими чинами с целью ее упрощения и повышения эффективности

II. Выделение сыскной части в отдельное ведомство внутри городского полицейского управления

III. Приобретение и использование современных средств, использующихся при розыске лиц, совершивших преступление

IV. Организацию занятий, способствующих повышению служебной квалификации сотрудников

Рассмотрим эффективность реализованных мероприятий в рамках каждого из направлений в отдельности.

I. С целью наиболее эффективной организации службы город Пенза в начале XX века был разделен в полицейском отношении на 4 части.

Первая часть занимала территорию юга Пензы. С южной стороны ее граница проходила по линии, разделяющей город и уезд; с северной - второй частью. Граница между первой и второй частью проходила в районе пунктов: лесная дача садоводства - Садовая и Пушкарская улицы - Дерибасовский порядок

участок входили также: училище садоводства с лесной дачей, местность под названием «Овраг», поселок «Графовка», Манчжурия.

Вторая часть начиналась от пределов первой части в направлении севера и граничила с одной стороны первой частью, с другой - третьей.

Третья часть начиналась от второй, находилась севернее нее, и соприкасалась с четвертой частью, оканчиваясь там местностью «Огороды», Ярмарочной площадью и линией Сызрано - Вяземской железной дороги. Сюда входили все базарные площади, лесные пристани, тряпичные склады, бумажная фабрика Сергеева.

Четвертая часть располагалась между третьей частью и территорией Пензенского уезда. Сюда входили: линии Сызрано-Вяземской и Московско-Казанской железных дорог с вокзалами, прилегающими зданиями и станцией Пенза-2, а также местность, находящаяся за р. Сурой и на озере «Шуист».

Каждая часть города была подконтрольна команде, находившейся в подчинении у полицмейстера. Команда включала в себя пристава с помощником, околоточных надзирателей и городовых. Количество служащих полиции в каждой команде было приблизительно одинаковым и могло варьироваться в зависимости обстоятельств (табл. 1).

Таблица 1.

Штатный состав участковых полицейских команд г. Пензы в 1915 г. [4. Лл. 82-83].

№ части околоточных надзирателей городовых

III 4 42

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты