Спросить
Войти

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТЕРМИНА "КАДАР"

Автор: указан в статье

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 1, 2018

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТЕРМИНА «КАДАР»

Курбанов Магомедзагир Юсупович к.и.н., ан.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. Zagir_kurbanov@yandex.ru Аннотация:

В статье представлены гипотезы, построенные на основе географического, исторического, фольклорного, лингвистического, этнографического материала. раскрывающие происхождение названия села Кадар.

Magomedzagir Yu. Kurbanov PhD (In Etynography), Senior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation Zagir_kurbanov@yandex.ru Annotation:

The article presents hypotheses built based on geographical, historical, folklore, linguistic, ethnographic material, revealing the origin of the name of the village of Kadar.

Dagestan, Kadar, history, ethnography, toponymy, onomastics, origin.

Кадар со своей древней историей, со своими самобытными, неповторимыми традициями, обычаями и «адатным» правом совершенно не похож ни на одно из вольных обществ - союзов сел предгорного и горного Дагестана. Во всем предгорном Дагестане нет такой предгорной долины, как Кадарская, защищённая со всех сторон высокими горными массивами. Люди, посетившие с. Кадар, особо подчеркивают его недоступность. Анучин писал, что Кадар расположен на одиноко стоящей горе и был знаменит тем, что умел всегда (даже во время Шамиля) отстаивать свою независимость [1. С.386]. Эту же мысль повторяет Е.И. Козубский: «Кадар расположен на утесе. В свое время считался труднодоступной крепостью» [2.С.26]. Здесь красивая природа, богатая и разнообразная растительность горного леса, в котором растут осина, дуб, береза, клен, липа, дикая груша, дикая яблоня, дикая вишня, дикая алыча, орешник, грецкий орех, шиповник, боярышник, «шишки» и другие ягоды, также большое количество родников делают то место благоприятным и для работы и для отдыха. « В связи с этим, наш информатор Изиев Багомед уверял меня,- пишет С.Халимбекова,- будто название его родного села Кадар связано с арабским словом «хадар», т.е. «зелень»[з. С.115], а географ - краевед С.Д.Алиев считает, что слово «Кадар» происходит от монгольского «кадар», обозначающего утес, скалу [4. С. 26], что соответствует действительности. Если принять эти точки зрения, выходит, что в Кадаре раньше жили не предки современных даргинцев, а арабы или монголы пришли в Кадар, чтобы дать ему название, и местные жители приняли его. Таких необоснованных примеров много. По сведениям Р.М. Магомедова « Местные люди произносят его Гъадар, старики считают, что произошло оно от «хазар», а вообще-то в древности это место называлось Йалбакъ (есть и попытки возвести его к слову «къалар»-судьба). Однако, по остроумному предположению филологов, слово это восходит к даргинскому «къада» - ущелье, теснина. Но ведь нынешний Кадар, наоборот, на возвышенности! Возможно, что предки кадарцев были долинными жителями, и лишь необходимость загнала их на нынешнее место их обитания, куда они принесли свое прежнее название» [5. С. 401].

Значительный интерес для нас представляет легенда о трех братьях. Одного звали Губден, другого - Карабудах, третьего - Кадар. Земли, принадлежащие их предкам, они решили поделить между собою. Третий из братьев облюбовал недоступную скалу и на макушке основал селение, получившее название Кадар. Так они основали, якобы, три селения соответственно своим именам. Маловероятно, чтобы два брата были даргинцами, а третий - кумыком. Эта легенда является, скорее всего, выражением подлинно братских отношений, существовавших между этими соседними селениями с ранних этапов истории.

В прошлом в окружающих лесах возле нынешнего Кадара водились дикие козы и горные туры. М.О. Османов записал предание о том, что с. Кадар основали три охотника Чираг-Али, Али-Элдар и Ата-Узи, приходившие в эти места охотиться из селения Кадар-Юрт, расположенного на Араксе, напротив селения Дуранги. Найдя на этом месте пруд, хорошую поляну, они сказали: «Зачем нам ходить на охоту так далеко, давайте поселимся здесь» [6. С. 289].

По другому преданию название произошло от основателя селения-Гъадара, являвшегося браТом. 1. № 1. 2018

том Губдена. Некоторые обстоятельства говорят в пользу наличия определенной общности в происхождении и дальнейшем развитии Кадара и Губдена. Прежде всего, это языковое единство, довольно сильно ощутимое, а затем - соседство владений этих селений и взаимное пользование угодьями.

Есть еще одно важное обстоятельство: в названии Бяхьру-Къадар вторая составная часть полностью тождественна с названием рассматриваемого селения. Так как в названии Бяхьру- Къадар первая часть почти исключает ономастическое происхождение второй части (о человеке не скажешь - гористый), то и в данном случае слово Къадар, надо полагать, означает географическую расположенность селения (в ущелье, овраге, впадине, долине). Расположение Къадара именно таким и является, если его рассматривать в большом плане: то есть селение расположено на холме, который находится в глубокой впадине по отношению к окружающим горам.

Возможен и другой вариант, предполагающий большую древность Кадара по сравнению со старым Губденом. В этом случае название Бахьру-Къадар должно было быть производным от Къадар («бах» по даргински «склон» и именно на склоне горы стоит Кадар) и подчеркивать топографическое отличие этого Кадара от старого (причём независимо от того, является ли этимология названия старого Кадара топографической или ономастической). Принимая во внимание тот факт, что в даргинской топонимике мало названий ономастического характера, а те, которые имеются, в отличие от русских редко эллиптичны и являются почти обязательно двухчленными детермина-тивными конструкциями (например, Хожалаая - отселок Хожи, Шахбаннамахи - отселок Шах-бана, Ах1мадла ши селение Ахмеда), мы думаем, что и в данном случае мы имеем дело с топонимом географического (топографического) происхождения [6. С. 289]. Это напоминает о родстве губден-цев по происхождению с кадарцами, так как историческое предание гласит, что предки даргинцев жили в районе Бойнак, но вынуждены были укрыться от иноземного нашествия на горах (Шам-хала-дубура и Эла-дубура). И здесь настигли их, а уцелели лишь двенадцать взрослых мужчин, они разошлись по опустевшим землям: трое из них осели в Губдене, остальные - в других местах, и основали они селения Усиша, Мекеги, Цудахар, Муги, Акуша, Кадар, Гапшима, Сирха, Урахи. Разумеется немало общего в образовании Кадара и Губдена, но приписывать поселение Бахру-Кадар, вокруг которого образовалось с.Губден, категорически нельзя [7. С.6]. Разумеется, что не только территориальная близость Кадара и Губдена способствовала формированию столь близких этнических отношений, традиций и обычаев. Было немало общего в их происхождении и в исторической судьбе.

Но у этого вопроса есть еще одна интересная сторона. В наше село, как отмечают информаторы, можно было проникнуть только через ворота, с южной стороны, по пробитой в скале дороге. У самого входа в город (село-М.-З. Ю. Курбанов) находилась площадка под названием «Къада». В центре площадки возвышался небольшой скальный выступ - место, где собирались городская администрация, знать. Амфитеатром к нему располагались склоны, на которых могли разместиться остальные жители города. От «Къада» и получилось название «Къадар» и «къадарцы». В настоящее время сами кадарцы условно называют свое село Кадар, то есть «судьба» (кьисмат, насиб, кьадар).

Как ни странно, но в пользу географической этимологизации свидетельствует сам термин «къадар». Термин, употребляемый для разграничения географической разницы в заселенных территориях, не мог получить распространения среди других соседних народов, через представителей которых обычно познаются этнические наименования. Лишь когда географический по происхождению термин утвердился в качестве постоянного наименования, он превратился в этноним и стал известен за пределами территорий его носителей.

Список литературы.

1. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г. Изв. Рус. Геог. Об-ва. Т.ХХ. Вып.4. СПб., 1884.
2. Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области. Темир-Хан-Шура,1895.
3. Халимбекова С. Сельское поселение «Село Кадар» / Буйнакский район. История и современность. Махачкала, 2013.
4. Алиев С.Д. В помощь краеведу Дагестана. Махачкала, 1971.
5. Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Т.1. Махачкала, 1999.
6. Османов М. Некоторые вопросы даргинской топонимики//Ученые записки ИИЯЛ.Т.Х]У. Махачкала,
1965.
7. Абдуллаев МА. Очерки по истории Губдена. Махачкала, 2002.
ДАГЕСТАН КАДАР ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЯ ТОПОНИМИКА ОНОМАСТИКА ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты