Спросить
Войти

Экологическая обстановка в губернских (областных) центрах России и городское хозяйство в xx В. (по материалам Пензы, Рязани и Тамбова)

Автор: указан в статье

А. Ю. Ильин, В. В. Канищев

Экологическая обстановка в губернских (областных) центрах России и городское хозяйство в XX в. (по материалам Пензы, Рязани и Тамбова)1

Ильин

Алексей Юрьевич,

кандидат исторических наук, профессор, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (Тамбов, Россия)

Канищев

Валерий Владимирович,

доктор исторических наук, профессор, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина (Тамбов, Россия)

Экологическая история — одно из новых направлений в российской исторической науке. Состояние окружающей среды в городах России XX в. обычно связывается с негативным воздействием вредных выбросов промышленного производства. Наиболее крупной работой, рассматривающей именно этот аспект экологической истории, является книга татарского историка А. М. Калимуллина2. В последние годы экологические сюжеты стали затрагиваться в работах по истории городского самоуправления, городской повседневности, развития городского пространства3.

Для нас наиболее интересными оказались диссертации Е. В. Барановой, А. В. Борисова, И. С. Гнусарева, в которых рассматривалась санитарная обстановка в Пензе и Тамбове во вто -рой половине XIX - начале XX в. Но в этих, как и других подобных работах, экологические сюжеты являются лишь частью более широких вопросов городской истории. Данные работы типичны и тем, что затрагивают только первые десятилетия XX в. Последующий период развития экологической обстановки в городах России исследуется в значительно меньшей степени.

Между тем экологическая история российских городов XX столетия достаточно очевидно разделяется на два больших этапа. Первый, который можно назвать санитарно-экологиче-ским, был продолжением развития традиционного «аграрного» города, продлился примерно до середины XX в. Основными проявлениями взаимодействия городского сообщества и окру© А Ю. Ильин, 2016; © В. В. Канищев, 2016

жающей среды были загрязнения территорий городов и примыкающих к ним водоемов отходами от долго сохранявшейся сельскохозяйственной деятельности на городских усадьбах и принадлежавших городам сельхозугодьях, бытовыми отходами, грязью плохо мощеных улиц и тротуаров и т. п.

Во многих городах типа Пензы, Рязани, Тамбова, сравнительно поздно началась широкая индустриализация. Поэтому природоохранительные меры долго были уделом предприятий городского хозяйства: очистка городов от мусора и вывоз его за городскую черту, строительство канализационных линий, озеленение улиц и площадей в целях освежения воздуха и защиты домов от дорожной пыли.

Примерно в 1960-е гг. в областных городах рассматриваемого типа начался техно-генно-экологический период, когда ощутимыми стали вредные выбросы сравнительно крупных промышленных предприятий. Предотвращением таких выбросов и преодолением их последствий должны были заниматься сами предприятия и соответствующие ведомства. Помимо традиционных забот о санитарном состоянии, городским коммунальным органам теперь пришлось заниматься экологическими проблемами, порожденными предприятиями энергетики (ТЭЦ и котельными), общественным и специальным транспортом, освоением современных очистительных сооружений, пылеулавливающих установок и т. п.

Серьезные экологические проблемы возникли еще в процессе строительства Пензы, Рязани, Тамбова как деревянных городов-крепостей. Особенно остро это проявилось в Тамбове, где лесных участков на территории города почти не стало уже к концу XVIII в. Последний «островок» естественной лесной растительности на территории города — Архиерейская роща — исчез к концу XX в. Одной из главных причин этого, по мнению тамбовского геоэколога Н. И. Дудника, явилось вредное воздействие на лес дымов и сбросов ТЭЦ4. Парадоксально, но факт: важнейшее для городского хозяйства предприятие, обеспечивающее город теплом, не требующее дровяного топлива, стало опасным для лесной окружающей среды Тамбова.

В меньшей мере процесс сведения лесов проявился в Пензе. В западной части города сохранился природный лесопарк «Засека», который, как ясно из названия, является остатком леса, существовавшего на момент строительства города5. «Автохтонные» рощицы до конца XX в. сохранялись и в пензенском микрорайоне Арбеково6. В Рязани на плане города 1871 г. практически не видны какие-либо остатки лесных массивов. Но в XX в. в процессе расширения города в его черте оказался девственный Луковский лес7.

Особым моментом в экологической истории городов было постепенное разрушение объектов природы, созданных самими жителями уже в ходе городской истории. Наиболее заметные проявления этой тенденции опять-таки наблюдались в Тамбове, где из-за деятельности разных городских предприятий, жилищного строительства, развития

городского хозяйства существенно пострадала Ахлебиновская роща, высаженная на южной окраине города помещиком Ахлебининым еще в XVIII в. В 1992 г. в роще была проведена экологическая экспертиза Среднерусским филиалом института фитопатологии. Экологи отметили пагубность строительства различных коммуникаций, которые расчленяют территорию парка, разбивают естественные границы, наступления на рощу домов «новых русских»8.

От жилищной застройки существенно сократился посаженный в XIX в. Комсин сад (в советское время парк Пионерский). Полностью исчезли возникшие уже в XX в. парк Дома культуры «Авангард», сад Зеленхоза за Комсомольской площадью, ряд скверов.

Воздействие города на почвенный покров в самом широком смысле было проявлением самой урбанизации, то есть создания на определенном пространстве полностью преобразованной природно-ландшафтной среды. Формирование селитебной застройки в период конца XVIII - первой половины XX в. в небольшой мере зависело от городских властей, которые только отводили землю и следили за соблюдением регулярности уличных строений и соблюдением архитектурно-строительных норм. Понятно, что небольшие деревянные домики, преобладавшие в этот период в городах типа Пензы, Рязани, Тамбова не могли оказывать существенного воздействия на почвенный покров и вызывать большие изменения окружающей природной среды.

Более существенными были изменения почв, происходившие при строительстве старинных двух- и трехэтажных городских зданий с подвалами, что требовало проведения немалых земляных работ. Но, поскольку в источниках не встречаются факты каких-либо тяжелых последствий этих работ, можно утверждать, что они также не создавали сложных экологических проблем.

Такие проблемы возникали в ходе освоения под застройку ранее заболоченных участков. Городским властям еще в конце XIX в. пришлось заняться осушением новой городской земли. Экологическим последствием этого мероприятия стало растекание воды на новые пространства.

Проблема избыточной увлажненности значительной части Тамбова долгое время оставалась трудной для городских властей. Вплоть до 1970-х гг. вдоль одной из централь -ных улиц города, Интернациональной, шел специальный канал для стока воды, а на углу улицы Пролетарской (бывшей Обводной) и Интернациональной сохранялось небольшое озеро с утками.

Подобные экологические проблемы существовали и в Пензе. Здесь они весьма заметно проявились в ходе массового строительства современных многоквартирных домов во второй половине XX в. Наиболее наглядно «развороченность» почвы и растекание воды в районах новостроек отразились на фотографиях 1940-1960-х гг., собранных в специальном альбоме пензенским краеведом И. Шишкиным9.

Строительные работы на одной из центральных улиц Пензы (Володарского).

Ок. 1960 г.

При изучении экологии городов приходится учитывать, что на протяжении долгого времени жители городов типа Пензы, Рязани, Тамбова занимались сельским хозяйством. В связи с этим немалые экологические проблемы создавали отходы сельскохозяйственного производства, которые, наряду с бытовыми отходами, ощутимо загрязняли городскую окружающую среду.

В Пензе в районе Базарной площади протекала речка Шелаховка, превратившаяся со временем в сточную канаву, куда жители прилегающих к ней улиц и базарные торговцы вплоть до начала XX в. сбрасывали мусор и нечистоты. Речка грозила стать очагом распространения заразных болезней в самом людном месте города10. Рязанский санитарный врач С. Г Кассиль в начале XX в. констатировал: «Город грязен, дома лишены современных санитарных приспособлений, водопровода нет, канализация отсутствует. Последствия такого санитарного неблагополучия сказываются в высокой смертности»11.

Подобные свидетельства в немалом числе присутствуют в делопроизводственных материалах Городских дум, губернских врачебных и санитарных органов, в периодической печати начала века. Мы привели единичные из них для того, чтобы наглядно

представить, с какими экологическими проблемами типичные губернские города России вступали в XX век.

Первая мировая война, помимо прочего, отразилась на санитарно-экологической обстановке в российских городах. Пензенским городскими властям удалось предотвратить опасность занесения в город эпидемий сначала пленными турками (1915 г.), затем эвакуированными жителями Средней Азии12. Однако в период революции 1917 г., и главным образом в годы гражданской войны санитарно-экологическая обстановка в Пензе крайне обострилась13.

В Тамбове экологические проблемы также возникли в конце Первой мировой войны. Судя по данным ежемесячника Городской управы, вплоть до конца 1916 г. она справлялась с вывозом нечистот. Количество вывозимых городским ассенизаторским обозом бочек и возов и в зимнее, и в летнее время выросло в два с лишним раза. Уже в январе 1917 г. объем вывозимых нечистот сократился на треть по сравнению с январем предыдущего года, но все равно оставался большим, чем в январе мирного 1914 года. Однако к середине 1917 г. масштабы работы обоза сократились очень резко. В июле они оказались в 10 раз меньше, чем год назад. Декабрьский показатель 1917 г. был в 6 меньше по сравнению с первым месяцем года. Ясно, что такая ситуация грозила городу локальным экологическим кризисом. Конкретные причины этого явления назвать трудно. Ясно, что они были связаны с обстоятельствами военного и особенно революционного времени14.

Санитарно-экологическая обстановка в городах, связанная с недостаточной утилизацией отходов и уборкой городских территорий, оставалась сложной и в 1930-е гг. В Пензе городские власти не раз обращали внимание на существование в городе многочисленных болот, луж, канав. В них накапливались коробки, ведра, битая посуда и другие предметы, в которых разводились малярийные комары15.

В 1938 г. в Тамбове уборкой города занимались 150 дворников. Очевидно, качество их работы было невысоким. Многие управдомы и руководители учреждений были привлечены к административной ответственности за плохое содержание территорий, а улицы и дворы города продолжали оставаться грязными16. Это ярко демонстрирует неспособность тогдашних городских властей Тамбова даже административными мерами навести порядок на наиболее поддающемся этим мерам и не требующем больших затрат участке городского хозяйства.

Очередным «испытанием на прочность» санитарно-эпидемической обстановки в городах стала обстановка в тылу в годы Великой Отечественной войны. В Тамбове положение обострилось уже в первый год войны. В докладе городской чрезвычайной противоэпидемической комиссии, подготовленном в начале апреля 1942 г., говорилось о больших трудностях в уборке нечистот из «пищевых» объектов, очистке дворов от грязи и нечистот, неудовлетворительном санитарном состоянии города. Особенно острая ситуация складывалась с ремонтом уборных города: из 207 намеченных к ремонту, весной 1942 г. было отремонтировано только 105 17

Пожалуй, наиболее наглядным последствием воздействия традиционного города на окружающую среду к середине XX в. стало состояние некогда средних по размерам рек, протекавших через территорию городов. Особенно ярко это проявилось в судьбе речки Лыбедь в Рязани.

Студенты Рязанского сельскохозяйственного института за планировкой берега Лыбеди на участке течения от ул. Горького до ул. Ленина. 1951 г.

По изображению на фото18 видно, что внутри некогда сравнительно широкого русла в начале 1950-х гг. протекал узенький ручеек. Судя по всему, изображенные на фото планировочные работы (фактически дальнейшее разрушение естественного русла реки) не дали каких-либо серьезных результатов. В 1960-е гг. власти Рязани вообще заключили в трубу ручей, дурно пахнущий от канализационных стоков и других бытовых отходов населения города. Позже над закопанной рекой был построен Лыбедский бульвар19.

Чуть менее печальной является судьба схожей с Лыбедью реки Студенец, протекающей по территории Тамбова. Обмеление этой реки вследствие высокой антропогенной нагрузки началось еще в XIX в. В течение XX столетия ситуация только ухудшалась.

На представленной фотографии20 виден еще не заключенный в трубу участок реки, расположенный недалеко от центра города. Очевидна его сильная загрязненность главным образом бытовыми отходами. Примерно так же река выглядела на протяжении всей второй половины XX в.

Современный вид р. Студенец в районе ул. Пролетарской. Тамбов

Интересной характеристикой переходности 1950-х гг. могут служить факты о том, что еще в 1955 г. в частных домовладениях тамбовского областного центра содержалось 1160 дойных коров. Они создавали немало проблем для городского хозяйства. Властям даже пришлось принимать специальное решение о запрете прогона коров на пригородную пастьбу через центральные Советскую и Интернациональную улицы. Помимо коровников во многих дворах города, обходы представителей городской власти и уличных самоуправлений выявили наличие также свинарников и курятников21.

К сожалению, в нашем распоряжении не оказалось соответствующих тамбовских фотографий того времени. Но нам удалось выявить рязанское фото с видом коровьего стада.

На данном фото22 городской окраины Рязани можно насчитать около двух десятков коров. Несложно представить, какую «экологическую нагрузку» на центральную часть Тамбова давало стадо в несколько сотен голов.

Массовое содержание домашнего скота и птицы горожанами и соответствующая нагрузка на городскую окружающую среду в Тамбове, как и в других городах Советского Союза, сохранялась до известных запретительных мер Н. С. Хрущева в начале 1960-х гг. Но, как показывает рязанское фото, крупный скот на городской территории мог появляться и позднее.

Во второй половине XX в. основные проблемы экологии городов доинду-стриального периода были решены. Но в этот период появляются новые проблемы уже техногенного происхождения. Переходный момент в экологии истории городов на материалах Тамбова специально исследовал А. Л. Аврех23.

В частности, он писал о том, что в конце 1950-х гг. тамбовские власти обратили внимание на проблему загрязнения р. Цна в районе областного центра. Помимо городских промышленных предприятий, среди основных загрязнителей (термин источников того времени) был трест «Водоканал», который не имел достаточного количества сооружений по очистке канализационных сбросов24.

В 1970 г. представители областного комитета народного контроля нарисовали такую картину: «Все реки и часть подземных водоемов области с каждым годом загрязняются все интенсивнее, а мер по пресечению такого отношения... принимается недостаточно»25. Судя по конкретным фактам, приведенным народными контролерами, наиболее ярко такая печальная картина наблюдалась в Тамбове.

И через 5 лет ситуация существенно не изменилась: почти треть неочищенных стоков сбрасывалась в Цну, а строительство водоочистки не удалось завершить по итогам очередной пятилетки. В Тамбове наблюдались факты выхода фекалий на поверхность на площадях в несколько тысяч квадратных метров. Станция перекачки № 1 работала

Вид Касимовского шоссе в черте города Рязани. Не ранее 1970-х гг.

с перегрузкой, № 2 — не работала вовсе. Стоки из некоторых домов на западе города сбрасывались в ближайший овраг26.

При этом отмечалось и то, что город был заполнен незаконными свалками, а строительство новой общегородской свалки за тогдашней границей Тамбова затягивалось27. Особое внимание городская общественность обращала на то, что в свалку мусора, в том числе технологического, была превращена еще сохранявшаяся на востоке города дубрава — остаток Архиерейского леса28.

В 1960-1970-е гг. в данном областном центре, аналогичном многим средним городам России, впервые проявилась проблема крупных техногенных выбросов вредных веществ в атмосферу. Источниками этих выбросов были не только промышленные предприятия, но и автомобильный транспорт, немалая часть которого обслуживала городское хозяйство.

В 1970-е гг. стали отмечать заметно возросшее влияние на загрязнение городской воздушной среды работавших на угле ТЭЦ и котельных, а также традиционного печного отопления, сохранявшегося в еще обширном «частном секторе». В 1975 г., в связи с переходом тамбовских ТЭЦ и котельных на газ и мазут, наметились положительные сдвиги в охране атмосферного воздуха. Но в целом, по признанию самих властей, эта работа велась неудовлетворительно29.

В последние десятилетия XX в. энергетические предприятия городского хозяйства стали наиболее вредными для экологической обстановки в городах типа Тамбова. В самом конце 1990-х гг. основным источником выбросов вредных веществ в атмосферу от ста -ционарных источников, расположенных в городе, были ТЭЦ (50 %) и Предприятие объеди -ненных котельных — более 10 %30.

Состояние атмосферного воздуха Тамбова контролировалось в 12 точках на участках улиц, примыкающих к загруженным перекресткам, и в жилой застройке. Наиболее загрязненными оказались перекрестки и улицы с постоянно высоким потоком автотранспорта. Превышения предельно допустимых концентраций от автотранспорта в жилой застройке не было зафиксировано31.

В конце 1990-х гг. главными источниками загрязнения воздуха в Пензе были ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, котельная «Арбеково», производившие выбросы в десятки раз большие, чем промышленные предприятия, которые снижали в это время объемы производства и соответственно масштабы загрязнения окружающей среды32.

Среди объектов, оказывающих особо вредное воздействие на атмосферу Рязани, помимо предприятий нефтехимии, экологи называют предприятия теплоэнергетики (АО «Новорязанская» ТЭЦ, «Дягилевская» ТЭЦ и АО «Рязанская ГРЭС»)33.

Удельный вес проб с превышением предельно допустимых концентраций на крупных автомагистралях Тамбова в конце 1990-х гг. достиг очень высоких значений — почти 84 % в 1998 г. Справедливости ради нужно отметить, что в самые последние годы XX в.

наиболее вредные выбросы на автомагистралях существенно сократились и составили

30 %34.

В 1990-е гг. значительное влияние на состояние атмосферного воздуха в приземном слое оказывали выбросы автомобильного транспорта, которые фиксировались и на оживленных автомагистралях и перекрестках Пензы35. В значительной степени загрязняла атмосферный воздух работа автотранспорта и в Рязани, где наибольшие выбросы от автомобилей также наблюдались на участках с интенсивным транспортным движением36.

Конечно, далеко не все выбросы вредных веществ в атмосферу имели своим источником городской общественный транспорт. В 1990-е гг. частных автомобилей в Пензе, Рязани, Тамбове было относительно немного. В любом случае можно сказать, что проблема выбросов от пассажирского транспорта (и общественного, и частного) с превышением предельно допустимых концентраций находилась в сфере городского хозяйства. Именно городские службы должны были контролировать техническое состояние пассажирских автобусов. Вероятнее всего, речь следует вести не столько о собственно городских автобусах, сколько о зачастую устаревших машинах частных перевозчиков, которым городские власти выдавали лицензии на их деятельность, и безопасность для города технических средств которых должны были контролировать.

Пензенские экологи в 1990-е гг. отметили, что к сильному загрязнению воздуха в городах приводит массовое сжигание мусора во время осенне-весенних субботников по благоустройству территорий37. Такое явление с давних времен было традиционным для жителей «частного сектора» Пензы, Рязани и Тамбова, где сохранились городские усадьбы, на которых накапливались листва деревьев и кустарников, овощная ботва, другие остатки растительности. Практически городские власти никогда не убирали листву уличных древесных насаждений между тротуарами и дорожным полотном. Ее обычно жгли владельцы прилегающих частных домов. Вероятно, к концу XX в. органы городского управления стали уделять больше внимание этому экологическому явлению, которое выглядело примитивно на фоне современной урбанизации.

Для водоснабжения Пензы особое значение имеет экологическое состояние Сур-ского водохранилища. Органы охраны природы 1990-х гг. считали, что оно главным образом было определено внутриводоемными биохимическими процессами. Но все-таки экологи признавали, что загрязнению вод этого района способствовала городская свалка. В буровых скважинах и родниках, которые являлись источниками массового забора воды горожанами, были обнаружены нефтепродукты. Такие вредные отходы были результатами выбросов не только промышленных предприятий, но и городского транспорта38.

Рязанские специалисты по охране природы определили, что долгое время наиболее водоемкой отраслью является жилищно-коммунальное хозяйство. Доля используемой в нем воды составляет 41 % общего использования отраслями экономики области.

Более 70 %, или треть всего водозабора области, приходится на Рязань. В промышленности при общей тенденции снижения производства в 1990-е гг. потребление воды уменьшалось. 75 % населения города используют окскую воду для хозяйственно-бытовых нужд. Но качество этой воды является низким вследствие сброса загрязняющих веществ с промышленными и бытовыми сточными водами. При этом бытовые стоки явно преобладают. Наиболее крупными источниками поступления неочищенных сточных вод считаются «Водоканал», управление по благоустройству г. Рязани, Рязанская ГРЭС. Рязанские экологи обращают внимание и на то, что в течение многих лет производится сброс неочищенных сточных вод в р. Трубеж в черте Рязани39.

Как и по России в целом, в Рязани в первой половине 1990-х гг., с одной стороны, сократился забор воды из водных объектов, с другой — увеличилось количество воды, используемой для хозяйственно-питьевых нужд. Некоторые исследователи связывают это с более частым поливом овощей, плодовых кустарников и деревьев на приусадебных участках горожан, которые в условиях социально-экономического кризиса стали выращивать больше продуктов для собственного стола. В Рязани вплоть до 1990-х гг. сохранялся обширный «частный сектор», где были условия для такого производства. Полив огородов и садов осуществлялся из городского водопровода. Городским властям было очень трудно проконтролировать этот процесс, поскольку в тот период не было законодательного требования на обязательную установку счетчиков воды в частных домовладениях. Поэтому увеличение количества потребляемой воды в хозяйственных целях вполне объяснимо.

Показателем «запущенности» контроля городских органов за состоянием водной среды могут служить данные о сбросе загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Тамбова. В 1990-е гг. начались регулярные замеры предельно допустимой концентрации вредных веществ в реках, протекавших через города. Так, в 1994 г. в р. Цна под Тамбовом превышение предельно допустимой концентрации по некоторым веществам составляло 10-15 раз40. В 2000 г. показатель сброса загрязненных сточных вод равнялся 97 %41.

Можно предполагать, что такое явление было связано не только с выбросами вредных веществ промышленными предприятиями. Наличие в воде повышенного содержания остатков нефтепродуктов говорит о том, что это было результатом смыва осевших на поверхности городских дорог паров бензина, других горюче-смазочных материалов транспорта, в том числе общественного, а также техники коммунального хозяйства.

Мониторинг подземных вод, выполнявшийся на Тамбовской ТЭЦ, также свидетельствует о том, что при техногенных утечках отмечался не только подъем уровней воды, но и загрязнение первого от поверхности горизонта42. Серьезную угрозу загрязнения подземных вод в Тамбове создают бесхозные, потерянные и неиспользуемые скважины43.

В областном докладе о состоянии и охране окружающей среды 2001 г. особенно рассматривалась работа УМП «Водоканал» г. Тамбова. В целом отмечалось, что его очистительные сооружения работали стабильно. Но все-таки в отдельных местах фиксировались сбросы вредных веществ, что указывало на нарушения технологического режима очистки бытовых стоков44.

Еще одним показателем экологической неблагополучности в окружающей среде Тамбова конца XX в. были отрицательные последствия для качества воды в реках практически полного отсутствия очистных сооружений ливневого стока. В периоды сильных дождей в речных водах резко увеличивалось содержание загрязнителей группы азота, нефтепродуктов и взвешенных частиц45.

В конце XX в. стал измеряться такой показатель состояния окружающей среды, как уровень шума на улицах городов. В 2000 г. в Тамбове находилось 10 контрольных точек по замерам уровней шума. Все они не отвечали гигиеническим требованиям46. Большой шум исходил не только от улиц с интенсивным движением или от промышленных предприятий, расположенных слишком близко к домам, но и от эксплуатации жилых и общественных зданий (работа лифтов, вентиляторов, трансформаторных будок, подъезда транспорта и т. д.)47.

Рязанские экологи приводят конкретные данные о роли шума и вибраций в типичном среднем областном центре России. Акустический режим в Рязани, создаваемый транспортными средствами и предприятиями, не имеющими необходимых средств шумо-защиты, остается неблагоприятным. На 11 крупнейших улицах города около домов уровень шума составляет 70-80 дБА при предельно допустимом уровне 40 дБА48. Мы не выявили аналогичных данных на период 1990-х гг., но можно точно сказать, что зарождение проблемы происходило в последние десятилетия XX в.

Особую проблему создает увеличение уровня вибрации в городских районах, главным источником которой является транспорт. Экологи указывают, что вибрация приводит к более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений49.

В 1990-е гг. появилась возможность измерять такой показатель, как эффективность работы пылегазоулавливающего оборудования — его в Тамбове имело только МУП «Там-бовблагоустройство». Работа этого устройства (46 % очистки воздуха) в 2001 г. была признана неэффективной50.

1990-е гг. высветили экологические проблемы, связанные именно с городским хозяйством. Сокращение в конце XX в. промышленного производства в городах России, и соответственно промышленного забора воды, привело к увеличению удельного веса потребления воды на бытовые нужды населения. Более того, такое потребление росло и в абсолютных цифрах, поскольку в условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. многие горожане усилили внимание к ведению садово-огородной, а порой

Промышленная зона Тамбова (Моршанское шоссе)

и животноводческой деятельности на своих приусадебных участках. Понятно, что они поливали сады и огороды, поили скот и птицу, заготавливали многочисленные соленья и маринады, пользуясь водой из городских водопроводов.

Рост бытового потребления воды способствовал увеличению сбросов использованной воды в городские канализационные системы, которые при недостаточности очистительных сооружений сбрасывали в прилегающие к городским территориям водоемы немалое количество неочищенных вод.

Сокращение промышленных выбросов вредных веществ в атмосферу привело к тому, что «лидерами» в загрязнении воздушной среды городов стали предприятия теплоэнергетики, работавшие на городское хозяйство.

Комплексное воздействие предприятий промышленности и городского хозяйства города, на наш взгляд, удачно отразила сделанная с самолета современная фотография с видом значительной части Тамбова (на переднем плане в центре — очистные сооружения АО «Пигмент» с прудами-отстойниками, справа — Тамбовская ТЭЦ и очистные сооружения ТЭЦ, слева — очистные сооружения Тамбовводоканала. В левом нижнем углу — р. Цна, основное русло. Внутри зоны находятся десятки жилых домов)51.

В течение 1990-х гг. рос уровень загрязнения воздуха и почвенного покрова городов автомобильным транспортом, значительную долю которого составлял собственно городской или контролируемый городом общественный транспорт. В конце XX в. появились новые средства контроля над состоянием городской окружающей среды: приборы по учету уровня шума, вибрации зданий, пылеулавливающие устройства и др. Такие средства

подчеркивали остроту экологических проблем старинных небольших городов, в которых сочетались остатки традиционного природопользования доиндустриального общества и проявления противоречий современной урбанизации.

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания в сфере научной деятельности Министерства образования и науки РФ (Задание № 33.956.2014/K).
2 Калимуллин А. М. Историческое исследование региональных экологических проблем: Монография. М., 2006.
3 Баранова Е. В. Динамика социально-культурной инфраструктуры г Тамбова во второй половине XIX -начале ХХ в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2010; Борисов А. В. Городское управление провинциальной России в 1870-1905 гг.: На материалах Пензенской губернии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2006; Бу-шуев И. А. Повседневная жизнь провинциальных губернских центров в начале XX в. (на материалах Костромы и Ярославля): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2015; Виноградов В. Ю. Становление и развитие системы городского самоуправления в пореформенный период Российской империи. 1870-1914 гг.: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005; Гнусарев И. С. Повседневная жизнь городского населения Пензенской губернии в период Гражданской войны (1918-1920 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2015; Гончарова О. В. Повседневная жизнь провинциального российского города на рубеже XIX-XX вв. (На материалах Нижнего Поволжья): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2007; ЗамановаГ. Р. Городское самоуправление в Казани (1870-1904 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2002; Касаткина С. С. Городская повседневность промышленных центров России в контексте коэволюционного развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 12 (50): В 3 ч. Ч. I. C. 94-96; Туриянова О. Н. Повседневная жизнь городского населения Башкирской АССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2013; Ярома О. В. Городское самоуправление Пермской губернии в период с 1905 г. по февраль 1917 г.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2005.
4 ДудникН. И. Природа Тамбовского края: Популярные географические очерки. Тамбов, 2000. С. 34.
5 Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». — URL: http://www.mojgorod.ru/ (дата обращения: 21.01.2016).
6 Вырубка скверов и парков в пензенском микрорайоне Арбеково. — URL: http://penza-m.üvejoumal com/273416.htm1 (дата обращения: 21.01.2016).
7 Карта: обл. Рязанская, г. Рязань, мкр Луковский Лес. — URL: http://www.ripcity.ru/geo-map1025160.htm (дата обращения: 21.01.2016).
8 Андреев С. К. Исчезающая жемчужина Тамбова // Тамбовские известия. 1999. 9 февраля.
9 Пенза. Листая старинный альбом. Фотографии 1940-1960-х гг. / Авт.-сост. И. Шишкин. — Пенза, 2012.
10 Дворжанский А. И. Улица Московская // Пензенский временник любителей старины. Науч.-популярный сб. Вып. 12. Пенза, 2000. С. 57.
11 Кассиль С. Г. Материалы к изучению города Рязани в медико-топографическом и статистическом отношении. Рязань, 1909. С. 38.
12 Пензенская губерния. В годы Первой Мировой войны. 1914 - март 1918 г. / Отв. ред. В. В. Кондрашин. Кн. 1. Прага, 2014. С. 57.
13 Гнусарев И. С. Повседневная жизнь городского населения Пензенской губернии...
14 Статистический ежемесячник Тамбовской городской управы. Тамбов, 1914-1917.
15 Государственный архив Пензенской области. Ф. Р-453. Оп. 1. Д. 2657. Л. 40.
16 Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области. Ф. П-735. Оп. 1. Д. 529. Л. 10.
17 Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. док. Т. 2. Тамбов, 2008. С. 529.
18 История, культура и традиции Рязанского края. — URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения: 21.01.2016).
19 Лыбедский бульвар: с рекою в недрах . — URL: http://920.rzn.info/libedskiy-bulvar.html (дата обращения: 21.01.2016).
20 http://ic.pics.livejournal.com/marina klimkova/50395609/1718885/1718885 original.jpg (дата обращения: 21.01.2016).
21 Муравьева И. И. Благоустройство Тамбова в 50-е гг. XX в. // Тамбов. Исторический портрет российского города. Тамбов, 2014. С. 77.
22 История, культура и традиции Рязанского края. — URL: http://www.history-ryazan.ru (дата обращения: 21.01.2016).
23 Аврех А. Л. Экологическая история Тамбовской области периода «развитого социализма» (19601970-е гг.): Уч. пос. Тамбов, 2011.
24 Там же. С. 15-23.
25 Цит. по: Там же. С. 24.
26 Там же. С. 43.
27 -г

Там же.

28 Горелов А. А., Щукин Ю. К. Тамбов. Справочник-путеводитель (северо-восточная часть). Тамбов, 2000.
29 Аврех А. Л. Экологическая история Тамбовской области. С. 40-41, 44.
30 Доклад о состоянии и охране окружающей среды в Тамбовской области в 2001 году. Тамбов, 2002. С. 13.
31 Там же. С. 84.
32 Дмитриев А. П. Региональный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Пензенской области в 2004 году». Пенза, 2005; Экологическая обстановка и природная деятельность, реализуемая на территории г. Пензы и П.О.: Информ. обзор (девяностые годы). Пенза, 1999.
33 Экологические проблемы Рязани и Рязанской области. — URL: http://archive.is/qGSQR#selection-545. 190-545.343 (дата обращения: 21.01.2016).
34 Доклад о состоянии и охране окружающей среды в Тамбовской области в 2001 году. С. 28.
35 Дмитриев А. П. Региональный доклад.; Экологическая обстановка и природная деятельность, реализуемая на территории г. Пензы и П.О. ...
36 Экологические проблемы Рязани и Рязанской области. — URL: http://archive.is/qGSQR#selection-545. 190-545.343 (дата обращения: 21.01.2016).
37 Дмитриев А. П. Региональный доклад.; Экологическая обстановка и природная деятельность, реализуемая на территории г. Пензы и П.О. ...
38

Там же.

39 Экологические проблемы Рязани и Рязанской области. — URL: http://archive.is/qGSQR#selection-545. 190-545.343 (дата обращения: 21.01.2016).
40 Дудник Н. И. Геоэкология Тамбовской области. С. 149.
41 Доклад о состоянии и охране окружающей среды в Тамбовской области в 2001 году. С. 31.
48 http://archive.is/qGSQR#selection-545.190-545.343
49 -г

Там же.

50 Доклад о состоянии и охране окружающей среды в Тамбовской области в 2001 году. С. 73.
51 Полеты над Тамбовом. — URL: http://oleg-rybin.livejournal.com/34541.html (дата обращения: 21.01.2016).
42 Там же. С. 28
43 Там же. С. 29
44 Там же. С. 78
45 Там же. С. 29
46 Там же. С. 64

Там же. С. 65

УДК 94(470)

Ильин А. Ю., Канищев В. В. Экологическая обстановка в губернских (областных) центрах России и городское хозяйство в XX в. (по материалам Пензы, Рязани и Тамбова) // Новейшая история России. 2016. № 1 (15). С. 146-163.

АННОТАЦИЯ: Авторы выделяют два основных этапа в экологической истории типичных губернских (областных) городов России. Первый называется санитарно-экологическим. Он был продолжением развития еще не отживших к началу XX в. черт традиционного аграрного города. Его главными характерными признаками были истощение традиционной природной среды (почти полная вырубках лесов внутри городской черты, обмеление рек, протекавших через города), загрязнение городских территорий отходами долго сохранявшегося сельскохозяйственного производства в городской черте, а также бытовыми отходами. Особыми испытаниями на прочность для городского хозяйства явились обстоятельства периодов Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн. Эти обстоятельства выявили недостаточную способность городского хозяйства поддерживать в экстремальных условиях нормальную санитарную обстановку. Второй этап назван техногенно-экологиче-ским. Основным проявлением негативного воздействия человеческого общества на окружающую среду стало загрязнение городов не только выбросами промышленных предприятий, но и отходами городского хозяйства (предприятия теплоэнергетики, городской транспорт, канализация и т. д.). В статье подчеркиваетс

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ АНТРОПОГЕННАЯ И ТЕХНОГЕННАЯ НАГРУЗКА НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ОХРАНА ПРИРОДЫ environmental history urban history anthropogenic and technogenic load on the natural environment city services protection of nature
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты