Спросить
Войти

Кипрская православная церковь и национальная идея греческой общины острова накануне и в годы Первой мировой войны

Автор: указан в статье

УДК94(=14:564.3)«191»:[271.222(564.3)+323.13(=14)]

КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ГРЕЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ ОСТРОВА НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

THE ORTHODOX CHURCH OF CYPRUS AND THE NATIONAL IDEA OF THE GREEK COMMUNITY OF THE ISLAND BEFORE AND DURING THE FIRST

WORLD WAR

К.Ю. Артамонова К. Y. Artamonova

Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина Украина, 61022, г. Харьков, пл. Свободы, 4

V. N. Karazin Kharkiv National University, 4, Svobody Sq., Kharkiv, 61022, Ukraine

E-mail: artkseniaur@gmail.com

Аннотация. Новый этап в развитии национальной идеи греков-киприотов под руководством Кипрской православной церкви связан с обострением международной обстановки в канун и в ходе Первой мировой войны. В статье предпринята попытка рассмотреть деятельность кипрского духовенства на пути к достижению эно-зиса (объединения), а также показать становление Кипрской православной церкви как светской политической силы, отстаивающей интересы своей паствы на Кипре и за его пределами. Автор приходит к выводу, что, несмотря на неудачу церковных иерархов добиться присоединения острова к Греции дипломатическим путем, деятельность церкви на международной арене способствовала укреплению ее роли на Кипре.

Resume. A new stage in the development of the national idea of the Greek Cypriots leading by the Orthodox Church of Cyprus is associated with worsening of the international situation on the eve of and during the First World War. The paper attempts to review the activities of the Cypriot clergy towards enosis, as well as to show the establishment of the Orthodox Church of Cyprus, as a secular political force, defending the interests of its flock in Cyprus and abroad. The author concludes that, despite the failure of Church leaders to achieve accession of the island with Greece through diplomatic channels, the activity of the Church in the international arena contributed to the strengthening of its role in Cyprus.

Проблема национального самоопределения греков Кипра остро стояла со времен провозглашения независимости Греции в 1830 г. Ее решение виделось греческим населением острова в реализации т.н. идеи энозиса - присоединения Кипра к «матери-Греции». Особенностью кипрского постосманского общества была огромная роль Кипрской православной церкви (КПЦ) как среди греческого населения, составлявшего подавляющее большинство, так и в общественно-политической жизни всего острова.

В отечественной историографии национальная идея греков-киприотов рассматривается, прежде всего, в рамках борьбы за независимость зарождающегося кипрского государства во второй половине ХХ в., а роль КПЦ сводится к анализу деятельности Архиепископа Макариоса III1. Остаются без внимания причины, приведшие к лидирующей позиции кипрского духовенства в национально-освободительной борьбе греков-киприотов. Одним из важнейших эпизодов этой борьбы стало требование энозиса не только в рамках взаимоотношений КПЦ и британской администрации, но и выход проблемы на международный уровень, чему способствовали события накануне и в период Первой мировой войны. Данная проблема рассматривалась кипрскими историками2, однако, на наш взгляд, тотальное присутствие церк1 Подробнее см.: Анатольев Г. Л., Орлов В. П. Проблема Кипра. М., 1959; Леонидов С. М. Кипр в борьбе за независимость. М., 1963; Анисимов Л. Н. Проблема Кипра: исторический и международно-правовой аспекты. М., 1986; Бредихин О. Н. Кипрский конфликт: генезис и основные этапы развития. Автореф. канд. дис. М., 2006.

2 В. (Архщ^8ркг|с; ПаиХо;). Ежот цеХетаг 81а тг|с; еккХг|от™ Килрои ( 405 еы; 2005 Абг^аг, 1996; Вктг|с; А. О. E6vархlк6c; р6Хо; тг|; ЕккХг|та; тг|; Киярои // Етатг|^0У1кг| Еяетг|р^ Кияргак^; Eтаlрíаc; 1атор1к<от Еяои8<от. 2003. №э 6. £. 49-79; Паяа86яоиХо; 0. E6vархlк6c; роХо; тп; Ор6о86Нри ЕккХг^а;. Арх1етак6лои Zыфроvюu рют|

ви во всех сферах жизни, характерное для кипрского общества по сегодняшний день, не позволяет кипрским исследователям в полной мере оценить деятельность КПЦ как светского выразителя национальной идеи. Наша задача - комплексно рассмотреть действия кипрского духовенства на пути к энозису, основываясь на материалах архива Министерства иностранных дел Греции и Архиепископии КПЦ, и осветить светский аспект в деятельности церкви.

К началу ХХ в. Кипрская церковь пережила череду кризисов, связанных с проблемой выборов нового Архиепископа Кипра. Итогом борьбы митрополитов Китионского и Керинийского за престол Архиепископа стал внутриполитический конфликт на острове, окончательно расколовший греко-кипрское общество на сторонников «умеренного» и «бескомпромиссного» достижения энозиса1. Разрешить церковно-политический кризис удалось лишь при вмешательстве британской администрации путем принятия в 1908 г. светского закона об избрании главы КПЦ.

С разрешением конфликта перед кипрским обществом вновь остро встала проблема нерешенности национального вопроса. Избрание в 1909 г. Кирилла Пападопулоса Архиепископом означало победу части кипрской элиты, решительно настроенной на достижение энозиса. Несмотря на различия во взглядах на метод его осуществления, сам факт необходимости присоединения Кипра к Греции не оспаривался никем в греко-кипрском обществе.

В 1911 г. состоялась очередная перепись населения, согласно которой на острове проживало 274 108 жителей, из которых 214 480 были греками2. Таким образом, турецкая община, остававшаяся в меньшинстве, не могла активно влиять на греческое национальное движение, развернувшееся с необычайной интенсивностью.

Условным примирением двух лагерей политических элит острова стало создание 12 апреля 1912 г. политического объединения греков-киприотов - Кипрской политической организации (Кипри-аки политики органоси). Согласно ее резолюции от 1 мая 1912 г., «греческий народ Кипра образовал организацию для законного осуществления политической борьбы»3. Резолюция утвердила структуру организации: Центральный комитет (управляющий орган), а также городские4 и сельские комитеты. Членами Центрального комитета стали Архиепископ Кипра, митрополиты Пафский, Китионский, Ке-ринийский, игумен Киккского монастыря и 9 греческих депутатов Законодательного совета. Городские и сельские комитеты охватывали все греческое население острова. 11 городских комитетов были созданы в крупных населенных пунктах: Никосии, Фамагусте, Ларнаке, Лимасоле, Пафосе, Керинии, Морфу, Лефконико, Ялусе, Ано Лефкаре, Килани, - их члены выбирались на общих городских собраниях. Каждое село также создавало свой комитет, в который избирало от 3 до 9 членов, из сельских учителей, духовенства и жителей5. В документе также определялась иерархичность организации, при которой сельские комитеты подчинялись городским, а последние, в свою очередь, Центральному комитету. Председателем Центрального комитета был Архиепископ Кипрский, а в случае отсутствия его замещал один из митрополитов6. Центральный орган выбирал из своих членов двух секретарей и главного кассира, ведавшего общей казной организации, средства которой шли на финансирование борьбы за энозис. Центральный комитет заседал по приглашению Архиепископа Кипра в Архиепископии, городские и сельские комитеты заседали, как минимум, раз в месяц с целью изучения ситуации и обмена мнениями по поводу главной цели организации; результаты заседаний сообщались в Центральный комитет. Предполагалось также создание филиалов «Кипрской политической организации» и за пределами острова7.

Набирающее силу политическое движение за энозис совпало с началом Балканских войн, в которых одним из главных акторов была Греция. Несмотря на официальное провозглашение Верховным комиссаром Кипра нейтралитета острова в Балканских войнах 1912-1913 гг., кипрские волонтеры принимали активное участие в боях в составе греческой армии.

С началом Первой балканской войны КПЦ высказывала всяческую поддержку Афинам. 11 октября 1912 г. Архиепископ Кирилл II издал циркуляр, в котором говорилось, что «братья-греки

//KunpiaKai ZnouSai. 1971. No 35. Z. 116-117; OiKovo^i8r|c; X. Oi npoa<pwvr|aeic; ApxieniaKonou Zwippoviou Kai ^r|TPonoXiir| Kraou Kunpiavou axov ярыто ¿yyXo ap^oaxr то 1878, xwpi? avaipopa axo aiTrma тп; evwaew;, Kai Kanoia aXXr| npoa<pwvr|ar| це то aixn^a т|; evwaew; // npaKTiKa тои TpiTou Aie6vouc; KunpoXoYiKou ZuveSpiou, Лeuкыaía, 1996 / ETaipeia KunpiaKwv ZnouSwv. Т. Г. NeoTepo T^r^a, Лeuкыaía, 2001, Z. 411-416; Varnava A., Michael M. N. The Archbishops of Cyprus in the Modern Age: The Changing Role of the Archbishop-Ethnarch, their Identities and Politics. Cambridge, 2013.; KoKKivoipTac; K. H. EKKXr|aia T|; Kunpou KaTa T|v AYYXoKpaTia (1878-1960) // IaTopia twv EXXr|vwv. A6r|va, 2006. Т. 15. Z. 692-705.

1 nauAiSn;, A. KupiXXo; В& (nanaSonouXoc;, о ano Kmou) // MeYaXr| KunpiaKi eyKuKuonaiSeia, Лeuкыaia, 1988. Т.8. Z. 125.
2 17th July, 1919. Letter // Archive of the Holy Archbishopric of Cyprus. Apxeio ApxiemaKonou KupiXXou Г. BIBAION AZ.

Z. ЛZ 60.

3 Kavovia^o; T|; KunpiaKi; noXiTiKi; OpYavwaew;. 1912. Z.3 // Apx. Apx. Kunpou. Apxeio ApxieniaKonou KupiXXou B. BIBAION B.
4 В резолюции для обозначения комитетов в крупных населенных пунктах использовался термин «ToniKri EmTponri», что можно перевести как «местные комитеты», т.е. расположенные в определенной местности. Это связано с тем, что как таковым понятием «город» в то время можно было назвать Никосию, Лимасол, Ларнаку, Пафос, Керинию, Фамагусту, - все же остальные перечисленные в резолюции населенные пункты представляли собой незначительные по размеру поселки. Для их обозначения в исследовании будет использоваться термин «городские комитеты» для их отличия от сельских.
5 Kavovia^o; т|; KunpiaK|; noXiTiKi; OpYavwaew;.1912. Z.3-4 // Apx. Apx. Kunpou. Apxeio ApxieniaKonou KupiXXou B, BI^ON B.
6 Там же. С. 5.
7 Там же. С. 7.

борются за свою свободу против турок, и долг кипрского народа помочь и позаботиться о пострадавших в этой войне»1. 19 октября 1912 г. в газете «Элефтерия» прозвучал призыв, обращенный к грекам Кипра, помочь «Матери-Греции в ее благословенной войне кровью и деньгами»2. Население острова поддерживало Афины в войне не только человеческими ресурсами, но и денежными средствами, которые собирались с членов греческой общины. Британское правительство, по мнению кипрского историка П. Папаполивиу, относилось к этому процессу как к проявлению «афинской пропаганды» на острове в связи с набиравшим силу движением за энозис3.

КПЦ содействовала не только сбору средств среди местного населения, но и сама выделяла значительные суммы для оказания помощи греческому народу. Так, в октябре 1912 г. в первые недели сбора средств, было собрано 2 000 кипрских лир, из которых значительная часть была предоставлена православными храмами и монастырями: Архиепископия внесла 200 лир, Архиепископ Кирилл - 100 лир, Киккский монастырь - 300 лир4.

Некоторые представители кипрского духовенства принимали непосредственное участие в войне. Так, 17 октября 1912 г. митрополит Китионский Мелетий в качестве главы небольшого кипрского отряда Красного креста отбыл в Афины, где вместе с гражданскими руководителями кипрской миссии Х. Созосом, Э. Хадзииоанну был принят премьер-министром Греции Э. Венизелосом5. В Греции митрополит приобрел такую популярность, что в начале 1913 г. при содействии греческого правительства пытался занять место Вселенского Патриарха Иоакима III, умершего в конце 1912 г. Однако его кандидатура на патриарший престол была отвергнута Синодом Константинопольской Патриархии с «канонической точки зрения» 6.

В разгар Первой балканской войны 6 декабря 1912 г. Архиепископ Кирилл и греческие депутаты Законодательного совета (ЗС) отправили свое обращение к британскому правительству с просьбой о предоставлении права на энозис. От британского правительства пришел лишь ответ, что письмо получено7.

18 марта 1913 г. ЗС Кипра проголосовал за осуществление энозиса. Греческий вице-консул сообщал в свое министерство: «Даже многие не депутаты придерживаются мнения, что остров не должен больше молчать... должен быть организован референдум на всем острове за энозис»8. В то же время, греческий вице-консул сомневался, что англичане отдадут остров. «Скорее всего - писал он, - Кипр останется британским приобретением»9.
23 мая 1913 г. киприоты вновь направляют в Лондон прошение о предоставлении энозиса, на которое получили ответ, что никаких изменений на Кипре в пользу присоединения к Греции быть не может10.

В это время Архиепископ Кирилл II начинает терять свою популярность. П. Папаполивиу полагает, что с занятием архиепископского трона Кирилл II начал играть второстепенную роль в политической жизни острова, растеряв многих своих искренних приверженцев11. Связано это было с тем, что Кирилл был представителем старой церковной верхушки Кипрской церкви, выросшей в системе осма-но-фанариотского владычества и руководившей островом в переходный период от османского к британскому правлению. Особенно отчетливо это стало заметно после избрания митрополитом Китион-ским Мелетия Метаксакиса12, представлявшего новую генерацию духовных иерархов XX в. и ставшего, по мнению П. Папаполивиу, образцом «идеального кипрского этнарха»13. Архиепископа же больше волновали экономические интересы престола. На его фоне митрополит Мелетий, непосредственно принимавший участие в Балканских войнах, стал для киприотов более притягательной фигурой в качестве лидера объединительного движения. 20 июля 1913 г. митрополит Китионский снова отправился в Афины во главе большого отряда кипрских волонтеров, чтобы принять участие во Второй балканской войне. Однако на этот раз его явные успехи в Афинах и активное участие в политической жизни

1 ПалалоХирюи П. Н. Кияро; каг ог pаХкаvгкоí л6Хецог: аицроХ| атг^ lаторíа тои килргакои е6еХоvтгацой. Дг8акторгк| 8гатргр|. 0еаааХо^кг|, 1997. 2. 78.
2 EХеu6ерíа. 19 Октыррюи 1912.
3 ПалалоХирюи П. Н. Кияро; каг ог pаХкаvгкоí л6Хецог: аицроХ| атг^ гаторíа тои килргакои е6еХоvтгацой. Дг8акторгкг| 8гатргр|. 0еаааХо^кг|, 1997. 2. 115.
4 Там же. С. 78.
5 Там же. С. 196-197.
6 Фотий Триадицкий. Роковой шаг по пути к отступлению: о «Всеправославном конгрессе» в Константинополе // Церковные ведомости.URL:http://cаtаcomb.oгg.uа/modules.php?nаme=Pаgesgo=pгint_pаgepid=407
7 1 Октыррюи 1913. ЕтатоХг| // ^Д.1.А УП.ЕЕ, 1913, Ф. 13/3.
8 15 Магои 1913. ЕтатоХг| // ^Д.1.А УП.ЕЕ, 1913, Ф.13/3.
9 15 Магои 1913. ЕтатоХг| // ^Д.1.А УП.ЕЕ, 1913, Ф.13/3.
10 1 Октыррюи 1913. ЕтатоХг| // ^Д.1.А УП.ЕЕ, 1913, Ф. 13/3.
11 ПалалоХирюи П. Н. Кйлро; каг ог pаХкаvгкоí л6Хецог: аицроХ| атг^ гаторíа тои килргакой е6еХоvтгацой. Дг8акторгкг| 8гатргр|. 0еаааХо^кг|, 1997. 2. 120.
12 Мелетий Метаксакис после своего избрания на митрополичью кафедру Китиона в 1910 г. организовал первую Всекипрскую духовную семинарию для обучения православного духовенства, чем вызвал недовольство Архиепископа, а также был инициатором выпуска газеты «Экклисиастикос Кирикас» («Церковный проповедник»).
13 ПалалоХирюи, П. Н Кияро; каг ог pаХкаvгкоí л6Хецог: аицроХ| атг^ гаторíа тои кияргакои е6еХоvтгацоu. Дг8акторгкг| 8гатргр|. 0еаааХо^кг|, 1997. 2. 121.

Вселенской церкви стали поводом к недоверию со стороны киприотов, вызванного начавшимися экономическими проблемами в Китионской епархии1.

Участие греков-киприотов в Балканских войнах, благоприятный их исход для Греции, - все это стало поводом для подъема патриотического духа на острове и распространения иллюзорных надежд на приближающийся энозис. С одной стороны, для киприотов Балканские войны стали выходом из затянувшегося внутриполитического кризиса, с другой, освобождение г. Салоники и части северных островов вывело Грецию в лидеры Восточного Средиземноморья того времени, а это позволило киприотам полагать, что вопрос о присоединении Кипра к Греции уже решен2.

Позиция самой Греции, ослабленной войнами, в отношении Кипра не была столь уверенной. Так, 1 октября 1913 г. вице-консул рапортовал в МИД Греции, что на заседании греческой фракции ЗС под председательством Архиепископа до сведения депутатов было доведено мнение Его Величества Короля Греции, что данный момент не лучшее время для обсуждения кипрского вопроса и проведения общественных мероприятий, призывающих к объединению с Грецией, так как у самой Греции сейчас много проблем3. На заседании было принято решение прислушаться к просьбе греческого правительства. Однако, как писал вице-консул, многочисленная кипрская пресса не придерживалась этого решения, а наоборот, усиливала агитацию за энозис; при этом любой, кто его не поддерживал, обвинялся в антипатриотизме4. В продолжение этой темы в письме от 24 октября вице-консул сообщал, что Архиепископ поддержал правительство Греции в его намерении не торопить решение кипрского вопроса, а главный редактор газеты «Неон Етнос», наоборот, способствовал «разжиганию» энозиса5. В то же время, критикуя редактора за излишнюю пропаганду энозиса, греческий дипломат назвал его «хорошим патриотом»6.

21 мая 1914 г. киприоты вновь направляют королю Англии Георгу IV прошение предоставить право на энозис: «Не пренебреги, Государь, законом веков, будучи одной частью Греческого племени с благодарностью Великой Британии выражаем свое желание жить вместе с единокровным Греческим Государством»7.

Начало Первой мировой войны предоставило прекрасную возможность англичанам закрепиться на Кипре. Турция, подписав 2 августа 1914 г. союзный договор с Германией, фактически вступила в войну против Великобритании. Пользуясь этим, Лондон, заявив о несоблюдении положений конвенции 1878 г., 5 ноября 1914 г. в одностороннем порядке объявил об аннексии Кипра8. Кипрская церковь восприняла эту новость с большим энтузиазмом, полагая, что Великобритания как «лучший пример современного культурного государства» поможет им окончательно освободиться от «османских оков». В письмах, направленных Кириллом II Верховному комиссару Кипра Г. Гулд-Адамсу, подчеркивалось, что новый политический режим рассматривался киприотами как промежуточный этап на пути к конечной цели - объединению Кипра с Грецией9. По мнению кипрского исследователя А. Павлидиса, часть кипрской интеллигенции была не согласна с мнением Архиепископа, считая, что Великобритания не имеет права принимать решение о судьбе кипрского народа10.

В 1915 г., в разгар Первой мировой войны, Великобритания делает Греции секретное предложение вступить в войну на стороне стран Антанты в обмен на Кипр. Получив огласку на острове, данное предложение повлекло за собой ответную реакцию киприотов. 8 ноября 1915 г. депутаты ЗС во главе с Архиепископом Кипра Кириллом II направили письмо министру колоний Великобритании. «Данное письмо, - отмечали они, - выражает настроение кипрского народа в важный для него исторический момент... Предложение правительства (Великобритании - К. А.) соответствует желанию кипрского народа быть свободными и отражает его национальную борьбу» 11. Копия письма была передана греческому правительству.

Однако столь желаемое предложение для Афин пришлось на период раскола в правящих кругах страны по вопросу о вступлении Греции в войну. Разногласия между премьер-министром Э. Венизелосом и королем Константином I привели к отставке премьер-министра. Для правительства А. Заимиса, сменившего 7 октября 1915 г. на этом посту Э. Венизелоса, Кипр не был приоритетным направлением внешней политики. Афины отклонили предложение Лондона, заявив, что отказ от нейтралитета в обмен на территориальное приобретение не соответствует национальным интересам страны. Несмотря на решение греческого правительства, Кипрская церковь и местная

1 Там же. С. 201.
2 Там же. С. 221.
3 1 OKTWppiou 1913. EmaToXri // Y.A.I.A Yn.EE, 1913, Ф. 13/3.
4 1 OKTWppiou 1913. EmaToXri // Y.A.I.A Yn.EE, 1913, Ф. 13/3.
5 24 OKTWppiou 1913. EmaToXri // Y.A.I.A Yn.EE, 1913, Ф. 13/3.
6 24 OKTWppiou 1913. EmaToXri // Y.A.I.A Yn.EE, 1913, Ф. 13/3.
7 21 Maiou 1914. npo; T|v Autou MeYaXeioTr|Ta tov BaaiXea T|; AYYXia; Kai AuToKpaTopa twv IvSiwv TewpYiov tov E // Apx. Apx. Kunpou. Apxeio ApxiemaKonou KupiXXou B. BIBЛЮN B. Z. A 202.
8 Unilateral annexation of Cyprus, 5 November 1914 // The Cyprus issue. A documentary history, 1878-2007. London-New York, 2007. P. 5-6.
9 nauXiSr; A. KupiXXo; B& (nanaSonouXo;, o ano Kmou) // MeYaXr| KunpiaKri eyKuKuonaiSeia, Лeuкыaia. 1988. Т.8. Z. 126.
10 Там же. С. 126.
11 8 Noe^ppr 1915. EmaToXri // Y.A.I.A Yn.EE, 1915, Ф. AAK 23.

интеллигенция восприняла этот шаг лишь как временное отступление от курса на энозис и продолжили активно добиваться от британских властей объединения с Грецией.

Политическая жизнь Кипра, будучи тесно связанной с Афинами, также подверглась влиянию «национальной схизмы». Искренним приверженцем политики премьер-министра Э. Венизе-лоса среди киприотов был митрополит Китионский Мелетий. Многие связывали это с тем, что, во-первых, он был выходцем с острова Крит и имел греческое подданство, во-вторых, во время Балканских войн у него завязались тесные отношения с греческим премьером. После свержения Временным правительством Константина I 24 ноября 1916 г. митрополит даже перестал упоминать имя греческого короля в своих молитвах1. Сторонники же короля объединились вокруг видного общественно-политического деятеля Ф. Заннетоса.

В 1916 г. умирает Архиепископ Кирилл II Пападопулос. Противостояние сторонников греческого короля и премьер-министра достигло апогея в ходе выборов нового Архиепископа Кипра. «Партия Венизелоса» решительно поддерживала митрополита Китиона Метаксакиса, а «королевская» -Архимандрита Макария. Оба кандидата получили широкое признание и поддержку народа. Я. Катсуридис описывал борьбу двух партий на страницах кипрской прессы: в частности, сторонники Мелетия в газете «Элефтерия» обвинили приверженцев Макария в том, что они во время поездок по деревням попрекали митрополита Мелетия иностранным подданством. «Королевская партия» на страницах «Неон Этнон» отвечала, что действия митрополита Метаксакиса не направлены на удовлетворение требований своей паствы и обвинили его в высокомерии, отметив, что его деятельность как лидера «партии Венизелоса» на Кипре вредит национальной идее2. По мнению В. Енглезакиса, митрополит Китионский Мелетий боялся вмешательства английской администрации и греческих депутатов ЗС в решение национального вопроса, что могло лишить церковь политического лидерства3.

В конце ноября 1916 г., согласно новому уставу КПЦ, на острове прошли выборы Архиепископа Кипра, в ходе которых был избран митрополит Керинии Кирилл Василиос, занявший престол под именем Кирилла III. Кандидатура Кирилла была оптимальным решением в условиях политического противостояния, вдобавок Метаксакис снял свою кандидатуру лишь в последний момент4.

Новый спор по поводу архиепископского трона еще раз продемонстрировал, что за противостоянием в церковных институтах скрывалась борьба за власть в греко-кипрской общине, и в частности, насколько глубоко воспринималась роль этнарха в греко-кипрском обществе5. Следует сказать, что политическое деление греческой общины острова на сторонников греческого короля и премьер-министра было прямым отголоском кипрского церковно-политического кризиса 1900 -1909 гг., характеризовавшегося различными подходами к энозису.

С возвращением Э. Венизелоса на пост премьер-министра Греции в 1916 г. у киприотов вновь появилась надежда на энозис. В 1917 г. премьер находился с визитом в Лондоне, где, среди прочих, поднимал вопрос и о Кипре. Однако 2 июля 1917 г., когда Греция вступила в войну, английское предложение получить Кипр уже было отозвано.

В период военных конфликтов на Балканах деятельность Кипрской политической организации практически сошла на нет. 25 ноября 1917 г. Архиепископ созвал Национальное собрание, участие в котором приняли иерархи КПЦ, депутаты ЗС и кипрская интеллигенция, вновь проголосовавшие за энозис. Некоторые представители интеллигенции, например, Ф. Заннетос, отрицательно относились к инициативам Архиепископа Кирилла, полагая, что борьба за национальную свободу Кипра - это дело депутатов, а не духовенства6.

Таким образом, КПЦ в условиях обострения международной ситуации усилила борьбу за энозис. Однако ее сдерживало противостояние внутри КПЦ. На политической арене Кирилла II начал теснить митрополит Китионский Мелетий, которого Афины воспринимали как более перспективного лидера национального движения. В 1915 г. Афины упустили реальный шанс получить

1 KaxaoupiSn?, Г. N. То Коццатгко Еиатгща air|v Кйяро 1878-1931: Еиукротг|аг| каг ISio^opipie^. Дг8акторгкг| 8iaipißr|. Леикыта, 2009. Е.303.
2 Там же. С. 306.
3 ЕууХе^йкп? В. (Apxi^avSpvrou ПаиХои). Ешэаг цеХетаг 8га тг|с; era<Xr|aiav Krnpou ( 405 еы; 2005 auüva). Абг^аг, 1996. Е. 581.
4 В 1916 г. Митрополит Мелетий Метаксакис после неудачной попытки занять место Архиепископа Кипрского переезжает в Грецию, где в 1918 г. становится Архиепископом Афинским и всея Эллады. Его активная политическая позиция позволила ему в 1921 г. все-таки занять престол Константинопольского Патриарха, а в 1926 г. стать Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки. Он также пытался избираться на трон Иерусалимского Патриарха. Его деятельность по-разному оценивалась в православном мире и часто вызывала неодобрение церковной верхушки. Так, епископ неканонической Болгарской православной старостильной церкви Фотий Триадицкий, цитируя митрополита Керкиры Мефодия, писал о Метаксакисе: «Беглец со святых мест, из Китиона, из Афин, из Константинополя, Мелетий Метаксакис - непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон не поленился и из Александрии навязаться в своем стремлении занять Иерусалимский патриарший престол». (Фотий Триадицкий. Роковой шаг по пути к отступлению: о «Всеправославном конгрессе» в Константинополе // Церковные ведомости. URL: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pagesgo=print_pagepid=407)
5 Катао^8г|;, Г. N. То Коццатгко Еиатгща атг^ Künpo 1878-1931: Еиукротг|аг| каг ISM^opipie;. Дг8акторгк| 8гaтpгßr|. Лeuкыaía, 2009. Е.306-307.
6 Катао^8г|; Г. N. То Коццатгко Еиатгща атг^ Künpo 1878-1931: Еиукротг|аг| каг ISM^opipie;. Дг8акторгк| Sгaтpгßr|. Лeuкыaía, 2009. Е. 308.

Кипр. Теперь у КПЦ оставалась возможность добиться энозиса лишь в рамках международных конференций по обустройству послевоенного мира.

Вскоре после окончания Первой мировой войны, 5 декабря 1918 г., Архиепископ во главе кипрской делегации отправился в Лондон, чтобы передать британскому правительству просьбу кипрских депутатов решить дальнейшую судьбу острова в пользу воссоединения с Грецией. Главной задачей греко-кипрской делегации было успеть решить этот вопрос до подписания мирного договора с Турцией.

Кипрская пресса широко освещала пребывание Архиепископа Кирилла III в Лондоне, в частности, его встречу с Архиепископом Кентерберийским, на которой два архиепископа обсуждали «тонкости кипрского вопроса»1.

В письме от 19 февраля 1919 г. представитель греческого периодического издания за рубежом «Le Journal des Hellenes», издававшегося в Женеве, писал некому мистеру Скотту из британского издания «Manchester Guardian», сообщая ему о своей встречи с Архиепископом Кипрским и кипрской миссией в Лондоне. Автор письма описывал героическую историю греков Кипра и их борьбу за свою свободу и просил «Manchester Guardian» отдать свой голос за присоединении Кипра к Греции, поскольку издание «всегда было на стороне греческих дел»2. Однако в письме к кипрской миссии в Лондоне от 18 марта 1919 г. он же сообщал, что, несмотря на его старания и просьбы к мистеру Скотту, ответа от него он так и не получил з.

5 марта 1919 г. кипрская делегация в Лондоне опубликовала «Воззвание киприотов к британской нации», в котором излагались основные цели кипрской миссии: «Мы, нижеподписавшиеся, Архиепископ Кипрский и президент Священного Синода Автокефальной Кипрской церкви, и представители греческого народа острова в Законодательном совете представляем кипрское посольство в эту страну, с глубоким уважением адресуем британской нации это обращение, надеясь, что оно будет должным образом оценено, а также тщательно рассмотрено. Будучи законными представителями Церкви и четырех пятых всего населения острова, мы приехали в Метрополию Империи, чтобы представить свою почтительность и лояльность к желанию и стремлению нашей родной страны к воссоединению с Греческим королевством, с которым мы тесно связаны кровью, языком, историей, древними традициями, обычаями, привычками, национальным характером и сознанием»4.

Кипрская делегация была настойчива в своем решении добиться от Великобритании объединения с Грецией и не была готова воспринимать другие формы реформирования британской власти на острове. «Нашим долгом, - отмечалось в воззвании, - является объявить публично самым лояльным и уважительным способом, что объединение (с Грецией - К. А.) - это устойчивое желание греков-киприотов, и не может быть заменено другим решением, даже в форме автономного правительства или материального прогресса под руководством иностранной администрации»5.

Обращает на себя внимание тот факт, что КПЦ полностью отождествляла себя с народом Кипра, заявляя о себе как о политическом представителе греческого народа, как в пределах острова, так и на международной арене. «Наш долг заявить, что в случае, если эти принципы (самоопределения - К. А.) не будут учтены на Кипре, данное упущение приведет к большому недовольству, горю и разочарованию Церкви и кипрского народа»6.

«Адресуя это воззвание к вам, - продолжали авторы обращения, - мы желаем заявить, что имеем полное и безоговорочное доверие к британской нации, ее традициям, ее принципам и ее правосознанию. Кипрская церковь и ее соотечественники уверены, что в руках вашей великодушной нации, которая в течение 5 лет вела войну за свободу мира и свержение деспотической власти, вопрос о национальной свободе получит достойное решение в лучших британских традициях ... мы берем на себя ответственность заявить, что никакая часть этого мира не является более подходящей и достойной, где эти принципы должны бать применены, чем наш остров, греческое насел е-ние которого справедливо требует объединение с Родиной»7.

Данное обращение имело огромное значение, так как впервые национальная идея греческого населения Кипра открыто прозвучала за пределами острова. Все же кипрское посольство не форсировало события и выжидало время, чтобы представить свое воззвание в британский парламент. Следует сказать, что и сам Архиепископ Кирилл, придерживаясь умеренной политики в вопросе энозиса, в ходе переговоров порой сомневался в правильности столь настойчивого требования политического объединения Кипра с Грецией, о чем писали некоторые представители кипрской делегации в Лондоне8.

В апреле 1919 г. из Лондона стали поступать радостные вести о том, что проблема «почти решена». Так, газета «Киприака Неа» сообщала, что 9 апреля из Лондона пришла телеграмма: «Есть уверенность в том, что кипрский вопрос будет решен, несмотря на многочисленные препят1 E<pr|^epi8e; // Apx. Apx. Kunpou. Apxeio ApxieniaKonou KupiXXou Г. BIBЛЮN ЛZ. Z. AZ. 12.

2 21st February, 1919. Letter // Archive of the Holy Archbishopric of Cyprus. Apxeio ApxieniaKonou KupiXXou Г. BI^ON AZ. Z. AZ 15.
3 18 MapTiou 1919 // Apx. Apx. Kunpou. Apxeio ApxieniaKonou KupiXXou Г. BIBAION AZ. Z. AZ 21.
4 5th March, 1919 // Archive of the Holy Archbishopric of Cyprus. Apxeio ApxieniaKonou KupiXXou Г. BIBAION AZ. Z. AZ 23.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 26 OKTWppiou 1920. Zmeiw^a / Y.A.I.A Yn.EE, 1920, Ф.6.1.

ствия, и потому что так обещал Ллойд Джордж Венизелосу... нужно лишь подождать немного, так как урегулирование кипрского вопроса последует сразу после решения главных проблем»1.

17 июля 1919 г. кипрская делегация, полагая, что настал подходящий момент для осуществления энозиса, официально отправляет свой запрос в Палату общин Великобритании. Основываясь на положениях, высказанных Архиепископом и членами делегации от лица кипрского народа в «Воззвании к британской нации» от 5 марта, киприоты просили удовлетворить желание основной массы населения «не предоставить автономию, или найти другой вариант решения, а просто разрешить объединение с Грецией»2. Мусульманскому меньшинству на острове греческая делегация соглашалась предоставить все гарантии и права на самоопределение, а интересы Великобритании на острове могли быть с легкостью улажены двусторонними договорами с Грецией3.
11 августа 1919 г. Архиепископ получил телеграмму от иерархов КПЦ и членов ЗС, в которой говорилось, что кипрский народ с нетерпением ждал решения Его Величества4.

Премьер-министр Греции Э. Венизелос не исключал возможности присоединения Кипра к Греции, однако в тот момент все же отдавал предпочтение более важным для его страны вопросам. После Первой мировой войны позиция Э. Венизелоса по кипрской проблеме стала более умеренной. Он полагал, что присоединение Кипра может быть достигнуто постепенно, путем конституционных уступок. По мнению А. Павлидиса, премьер-министр теперь был убежден, что кипрская проблема должна решаться между Англией и Кипром при «нейтралитете» и невмешательстве Греции5. В свою очередь, отстраненный от трона Константин I абсолютно нейтрально относился к судьбе Кипра. Кипрская делегация, осознав такую позицию греческой стороны, решила действовать самостоятельно, вследствие чего в августе 1919 г. отбыла из Лондона на Парижскую мирную конференцию, чтобы представить кипрский проект широкой общественности. 19 декабря 1919 г. в письме на родину церковные иерархи сообщали, что, несмотря на возникшие препятствия, Кипр будет требовать «только объединения с Грецией, и ничего кроме объединения мы не примем»6.

Действия Архиепископа на Парижской мирной конференции не возымели успеха. Кипрский вопрос воспринимался как сугубо британская проблема, поэтому было заявлено, что ни о каком международном урегулировании национального желания греков-киприотов речь идти не может. В августе 1920 г. Э. Венизелос лично сообщил Кириллу III о решении Лондона не уступать остров Греции. В середине сентября часть греческого посольства с неутешительными результатами вернулась на Кипр. 26 октября 1920 г. министерство по делам колоний официально объявило о решении оставить Кипр под британским управлением7.

Таким образом, идея национального самоопределения под руководством КПЦ в первые десятилетия ХХ в. была центральной темой политической жизни острова. При этом «османо-фанариотская» консервативная суть КПЦ не позволила ей действовать радикальными методами в достижении энозиса. Обострение международной ситуации на Балканах объективно сыграло против киприотов и не позволило им добиться своей цели дипломатическим путем. Не благоприятствовала этому и международная обстановка после завершения Первой мировой войны, поскольку кипрская проблема была признана внутренним делом Великобритании, а не международного сообщества. В то же время, легитимизация британской администрацией КПЦ как светской власти на острове способствовала структуризации национально-освободительного движения, а выход КПЦ на международную политическую арену имел огромное значение для ее внутреннего развития как политической структуры.

Список сокращений

Арх. Арх. Килрои - Архею Арх1елюкол|д Килрои (Архив Архиепископии Кипрской православной церкви)

Y.A.I.А Yn.ES - Уя|реа1а ДтлХш^атгкои каг 1аторгкои Археюи Улоируеюи Е^штергк^ т|; ЕААа8а; (Департамент дипломатического и исторического архива Министерства иностранных дел Греции).

Библиография

Анатольев Г. Л., Орлов В. П. Проблема Кипра. М.: Знамя, 1959Анисимов Л. Н. Проблема Кипра: исторический и международно-правовой аспекты. М.: Международные отношения, 1986.

Бредихин О. Н. Кипрский конфликт: генезис и основные этапы развития. Автореф. канд. дис. М., 2006.

1 Кияргака Nea. 10 Maiou 1919.
2 17th July, 1919. Letter // Archive of the Holy Archbishopric of Cyprus. Apxeio Архгеяюкояои KupiAXou Г. BIBAION AZ.

Z. AZ 60.

3 Там же.
4 11 August, 1919. Telegram // Archive of the Holy Archbishopric of Cyprus. Apxeio Архгеяюкояои KupiAXou Г. BIBAION AZ. Z. AZ 102.
5 nauXiSn? A. BeviZeXo^ ЕХеибёрю^ // MeYaXr| килргакг| eYKUKXonaiSeia, Леикыо1а: 1985. T.3. Z. 218-219.
6 19 Декецррюи 1919 // Apx. Apx. Kunpou. Apxeio Архгетаколои KupiAXou Г. BIBAION AZ. Z. AZ 130.
7 YA.I.A Yn.EH, 1920, Ф. 6.1.

Леонидов С. М. Кипр в борьбе за независимость. М.: Издательство Института международных отношений, 1963.

Фотий Триадицкий. Роковой шаг по пути к отступлению: о «Всеправославном конгрессе» в Константинополе // Церковные ведомости. URL: http: //catacomb.org.ua/ modules.php?name= Pagesgo=print_pagepid=407

Unilateral annexation of Cyprus, 5 November 1914 / / The Cyprus issue. A documentary history, 1878-2007. London-New York, 2007. P. 5-6.

Varnava A., Michael M. N. The Archbishops of Cyprus in the Modern Age: The Changing Role of the Archbishop-Ethnarch, their Identities and Politics. Cambridge, 2013.

BiTTr; A. O. ESvapxiKo; poXo; T|g EKKXraia; T|g Kunpou // Eniaxr^oviKi Enexrpic; KunpiaKi; Exaipia; IaxopiKwv ZnouSwv. 2003. No 6. Z. 49-79.

EvyXeZaKr; B. (Apxi^avSpixou nauXou). EiKoai ^eXexai 5ia x|; eKKX|aiav Kunpou ( 4o; ew; 20o; aiwva). ASivai, 1996.

EXeuSepia. - 19 OKxwPpiou 1912.

KaxaoupiSr; Г. N. To Ko^^axiKo Zuaxmua ax|v Kunpo 1878-1931: Zuyкp6xnan Kai ISio^op<pie;. AiSaKxopiKi SiaxpiPi. Лeuкшaía, 2009. Z. 303-308.

KoKKiv6<pxag K. H. EKKX|aia xr; Kunpou Kara x|v AyyXoKpaxia (1878-1960) / / Iaxopia xwv EXXivwv. ASiva, 2006. T. 15. Z. 692-705.

KunpiaKa Nea. - 10 Maiou 1919.

OiKovo^iSr; X. Oi npoacpwviaei; ApxieniaKonou Zwcppoviou Kai mTponoXixr Kmou Kunpiavou axov npwxo ayyXo ap^oaxi xo 1878, xwpi; ava<popa axo air^a x|; evwaewg, Kai Kanoia aXX| npoa<pwvrar ^e xo air^a x|; evwaew; // npaKxiKa xou xpixou AieSvou; KunpoXoYiKou ZuveSpiou, Лeuкшaía, 1996 / Exaipeia KunpiaKwv ZnouSwv. Т. Г. Neoxepo x^i^a, Лeuкшaía, 2001, Z. 411-416.

nanaSonouXo; 0. ESvapxiKo; poXo; xr; Op0o56^ou EKKX|aia;. ApxiemaKonou Zw<ppoviou Pioxi //KunpiaKai ZnouSai. 1971. No 35. Z. 116-117.

nananoXuPiou П. H. Kunpo; Kai oi PaXmviKoi noXe^oi: au^PoXi ax|v iaxopia xou KunpiaKou eSeXovxia^ou. AiSaKTopiKi SiaxpiPi. 0eaaaXoviK|, 1997.

nauXiSr; A. Bevi^eXo; EXeuSepio; / / MeYaX| KunpiaKi eYKuKXonaiSeia, Лeuкwaía: 1985. T.3. Z. 218-219. nauXiSr; A. KupiXXo; B& (nanaSonouXo;, o ano Kixiou) / / MeYaX| KunpiaKi eYKuKXonaiSeia, Лeuкwaía. 1988. T.8. Z. 120-126.

References

Anatol&ev G. L., Orlov V. P. Problema Kipra. M.: Znamia, 1959.

Anisimov L. N. Problema Kipra: istoricheskij i mezhdunarodno-pravovoj aspekty. M.: Mezhdunarodnye otnoshenia, 1986.

Bredihin O. N. Kiprskij konflikt: genezis i osnovnye ehtapy razvitiya. Avtoref. kand. dis. M., 2006. Fotij Triadickij. Rokovoj shag po puti k otstupleniyu: o «Vsepravoslavnom kongresse» v Konstantinopole // Cerkovnye vedomosti. URL: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pagesgo=print_pagepid=407

Leonidov S. M. Kipr v bor&be za nezavisimost&. M.: Izdatel&stv

КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ГРЕЦИЯ БАЛКАНСКИЕ ВОЙНЫ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА orthodox church of cyprus national question united kingdom greece
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты