Спросить
Войти

К вопросу об изучении политико-правовых взглядов Саади Шерози в Западной Европе, России и Иране

Автор: указан в статье

Каримов Мирзоджахон Умаровичпреподаватель кафедры уголовного права и криминалистики ТГУПБП

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ СААДИ ШЕРОЗИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, РОССИИ И ИРАНЕ

Западная Европа и Россия. Европейская научная общественность впервые познакомилась с творчеством Саади в 50-х годах XVII века в Амстердаме и Саксонии благодаря переводам «Гулистана» на латинский и немецкий языки, осуществленные ориенталистом Георгием Генцием и ученым-путешественником Адамом Олеарием. В 1791г., 1806г., 1850г. английские востоковеды Харрингтон, Ф.Гладвин, Э.Б.Иствин последовательно произвели издание новых текстов «Гулистана».

Из европейских исследователей творчества Саади, заинтересовавшихся взглядами мыслителя в XIX и XX вв., следует назвать Джеймса Росса, Сильвестра де Соси, Е. Иствика, Г. Краммера, А. Массе. Французский востоковед Анри Массе посвятил Саади докторскую диссертацию и тем самым заложил начало научного исследования наследия мыслителя. Он придерживался мнения, что Саади в вопросах морали, как и всюду, придерживался среднего мнения.1

Еще в 1867г. русский востоковед И.Н.Холмогоров посвятил Саади первое специальное научное сочинение, в котором показал политическую и гражданскую позицию мыслителя. Он писал: «Шейх Саади неуклонно говорит истину, и в параллели между людьми влиятельными и бедным классом народа всегда стоит за правду в пользу бедных... в пользу народа, защитником которого он является против правителей и султанов».2

Академик А. Е. Крымский в своем известном труде рассмотрел важные вопросы мировоззрения Саади. По его словам, «те стихи, какие по всем признакам тогда писал Саади, дышат юношеской любовью к жизни и её радостям».3

Достаточно сказать, что в течение последних трехсот лет более шестидесяти востоковедов Западной Европы и России избрали Саади, его наследие объектом углубленного, вдумчивого изучения и исследования. При этом каждый из них обращался к определенным проблемам и в отдельности подвергал их обсуждению4.

1 Henri Masse. Essai sur de pocte Saadi, Paris, 1919, p.64.
2 Холмогоров И.Н. Шейх Муслихуддин Са&ди Ширазский и его место в истории персидской литературы. -Казань, 1887. - с.53.
3 Крымский А.Е. История Персии, ее литературы, и дервишской теософии. -Москва, 1917. Том III. - с.393-441.
4 Vi nw^ i^lJjjJ.j ¿JJL^ÄJI Jüfr J^Û J ôjL JÛ .^JA^J ^jjÀ. & W

Эдуард Браун в известном исследовании по истории литературы Ирана пройденный Саади жизненный путь разделил на три этапа: время от рождения до 623/1226г. он назвал временем обучения; с 623/1226г. до 654/1256г. - годами странствования; с 654/1256г. до конца жизни - вехами созидания наследия. Последний промежуток Э. Браун считал временем изложения политических и правовых взглядов мыслителя. Согласно Э.Брауну, по образу мышления Саади являлся выдающимся интеллигентным представителем среднего слоя горожан на переломном этапе эволюции этой социальной группы общества. Одним из проявлений морали среднего сословия городского населения являлось стремление к человеколюбию и забота о людях.1

В начале XXв. в подготовленный в Германии двухтомный энциклопедический труд «Компендиум по иранской филологии» вошел тщательно составленный справочно-библиографический очерк Германа Эте по истории новоперсидской литературы К^К вв. В нем приводились сведения о Саади.2

Из исследовательских работ русских советских авторов нужно отметить труды Е.Э. Бертельса, К.И.Чайкина, И.С.Брагинского. Еще в 20-е годы XX в. Е.Э. Бертельс исследовал творчество Саади и в последующие десятилетия написал серию замечательных литературоведческих работ.3 По Е.Э. Бертельсу, в творчестве Саади и Хафиза газель как жанр и форма стихосложения, отражающая острые наболевшие социально-политические проблемы XШ-XIVвв., достигла блестящего расцвета.4 Литературовед К.И.Чайкин во вступительной статье к русскому изданию «Бустона» затрагивал политические и общественные взгляды Саади. По мнению К. И. Чайкина, причиной успеха книги Саади в течение многих столетий, вплоть до нашего времени, была философия «здравого смысла и приспособленчества -общедоступной морали, а отнюдь не легкий скептицизм мыслителя, пренебрежительное отношение к собственности и собственническим инстинктам, вытекающим из наблюдений над мировыми катастрофами, не гуманизм и религиозная терпимость, короче говоря, не то, что поднимает Саади как поэта над общим уровнем».5 Здесь Чайкин явно завысил критические требования и умалил значение гуманизма Саади.

И.С. Брагинский в своем важном труде дал весьма вескую характеристику политических и общественных взглядов Саади.

1 j^. tAjjJjj^i Cjljlulil .jt-uäl ^jA. ¿JJWlA^l ti jä j! ¿Jjlj jjjjl . jljjJ ¿jbpl ^Jjtj&
2 Grundriß der iraniscen Philologie, 1896-1904 («Компендиум по иранской филологии»).
3Бертельс Е.Э. Очерк истории персидской литературы.- Л., 1928; Его же. Основные моменты в развитии суфийской поэзии/Восточные записки, т.1, Л., 1928; Его же. Персидская литература XII-XIII вв./Рефераты научно-исследовательских работ за 1946 год. Отделение литературы и языка.- М.-Л., 1947.
4 Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. Избранные труды. - М.: ИВЛ, 1960. - с.520.
5 Муслех-эд-дин Саади. Бустан. Вст. статья, пер. и прим. К. Чайкина. - М., 1935.

Исследователь в поэзии XШ-XIV вв. отметил два главных направления: одно, апеллирующее преимущественно к рассудку - философско-дидактическое, а другое, обращающееся к чувству - философско-лирическое. Саади отнесен, как и Джалал-ад-Дин Руми, Амир Хисрав Дехлави, к философско-дидактическому направлению. И.С.Брагинский считал, что именно Саади в наибольшей мере, хотя и противоречиво, выразил прогрессивную струю в литературе того периода: тезис и антитезис; передовые народные идеи и обветшалые, консервативные взгляды, рассудок и предрассудок, благородство и приспособленчество. И. С. Брагинский глубоко критичен в своих суждениях. Исследователь писал: «Саади двулик; не двуличен, а именно двулик. У двуличного человека на самом деле одно лицо - подлое, но он его прикрывает благообразной личиной. Саади же глубоко честен в своих произведениях. Одно лицо у Саади одухотворенное, мужественное, благородное, испещренное бороздами морщин - следов многих лет борьбы и страданий, лицо человека, общавшегося в нужде и труде с простыми людьми из народа. Другое - дряблое, кроткое, лицо, примирившееся с подлостью жизни».1 На наш взгляд, это, конечно, принципиальная, в целом справедливая оценка. Однако это определение человека, рассуждающего с высоты XX века, с позиции исследователя, соблюдавшего стереотипы марксистско-ленинского учения. Следует помнить о том, что Саади был набожным правоверным мусульманином, а не пролетарским революционером. Как и всякий глубоко верующий человек, Саади считал, что вмешиваться в божественное предприятие - дело греховное. Поэтому мыслитель стремился к мирному, реформированному решению всех злободневных социальных и политических проблем.

И.С. Брагинский, взвесив все позитивные и негативные моменты в жизни и творчестве Саади, заключает, что поэт донес до нашего времени «немало благородных и мужественных идей, идей гуманизма, уважения к труду, ненависти к деспотам, преклонения перед разумом и знанием, смелое свободолюбивое слово. За это он чтим».2 Согласно И.С.Брагинскому, наиважнейшими достижениями Саади явились: смелое изречение правды, безжалостное вскрытие острых социальных противоречий, понимание того, что тяжелое положение трудящихся людей вызвано режимом произвола и гнета, прямое формулирование народного восприятия идеи «справедливого царя»; активная пропаганда принципов гуманизма.

Впервые вопрос о том, что классическое наследие, в частности поэзия и проза на фарси, является общим творением двух народов - персов и таджиков, а литературное творчество, особенно период IX-XV вв., нераздельно, в западных работах по иранистике периода IX-XV вв. освещен в соответствии с исторической истиной именно в трудах чехословацких

1 Брагинский И. С. Из истории таджикской народной поэзии. Элементы народнопоэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности. - М. :Изд. АН СССР, 1956. - с. 343, 344.
2 Брагинский И. С. Указ.раб., с.346, 347.

ориенталистов, прежде всего академика Яна Рипки1. Новизна их трудов по сравнению с работой Германа Эте заключается в том, что чехословацкие востоковеды - иранисты выявили исторические корни и предпосылки литературного процесса, сконцентрировали внимание на идеологическом содержании литературных произведений, дали эстетические оценки. По оценке Яна Рипки, «Бустон» построен как теоретическое произведение, а «Гулистан» - это поистине зеркало социальных отношений эпохи, отразившее все специфические достоинства и недостатки иранца». Ян Рипка, как и иранский ученый Мухаммад Таки Бахар, считал, что у Саади, как и у Хафиза, эротико-вакхические мотивы прикрывают политическое содержание газелей.2 Иран. Среди персоязычных стран ученые Ирана достигли больших успехов в исследовании мира образов и идей Саади. Только в течение 75 лет, со второй четверти XX в. и до конца этого столетия, ими опубликовано более полутораста книг и свыше 700 статей и заметок. Становление научной дисциплины «Саадиведение» (Саъдипажух,й) в Иране началось в 1316г. /с.к. 1937 г./ в связи с созывом официального научного собрания под названием «Юбилей 700-летия написания «Гулистана» и «Бустана». Важным стимулом развертывания исследований по Саади послужило проведение Международного конгресса почитания 700-летия кончины Саади и 800-летия смерти Хафиза в Ширазе в 1350г. /с.к. 1971г./, а также научное собрание, посвященное 800-летию со дня рождения нашего мыслителя. По исчислениям иранского ученого, доктора Кавуса Хасанли, за 75 лет, между 1925 и 2001 гг., в 800 статьях и заметках, посвященных 15 темам, вопросы социальных и воспитательных процессов в наследии Саади отражены в 59 работах; аспекты мировоззрения стали объектом анализа в 32 сочинениях, обозрение социальной истории эпохи мыслителя отражено в 20 публикациях.4

Если автором первого серьезного исследования об исторической обстановке эпохи, о странствованиях, мыслях и ценностях творений Саади, которое представило нашего мыслителя Западу, был французский ученый Анри Массе, то ранним научным произведением иранских авторов являлась коллективная монография «Саъдинома» («Сочинения о Саади»), которая опубликована в 1937г. Она представляла собой сборник статей, приуроченный к 700-летию творения «Бустана» и «Гулистана» и включала достойные статьи выдающихся ученых: Казвини, Бадеуззамана Фурозанфара, Джалал ад-Дина Хамайи5.

«Мутаннабй ва Саъдй» («Лжепророк и Саади», 1957), сочинение, написанное Хусейном Али Махфузом, в свое время считалось наиболее

1Брагинский И.С. Предисловие Яна Рипки. История персидской и таджикской литературы.-М.: Прогресс, 1970. - с.57.
2 Рипка Ян. История персидской и таджикской литературы. - М.: Прогресс, 1970. - с.241,243.
3 V ИТ & & - ^Уо ^^

полным исследованием сопоставительного плана, рассмотревшим источники вдохновения мыслителя и художника1.

«^аламрави Саъдй» («Сфера влияния Саади»), произведение Али Дашти, являлось наиболее скандальной из книг, написанных о великом гуманисте. Его автор, не вникая в историю и социальную среду эпохи, основываясь на данных, заимствованных из творческого наследия, рассмотрел личность, язык, искусство, стиль речи, а также раздумья Саади. Некоторые из суждений и противоречивость в словах этого автора вызвали возмущение почитателей Саади и критику оппонентов2.

Кайхусрав Хахоманиши посвятил свой труд мудрости Саади. Первая часть его повествует о времени и мировоззрении мыслителя и включает важные разделы о социальном положении и идеологии XIII века, об отношении художника к суфизму, некоторые понятия и термины, связанные с его мировоззрением. Во второй и третьей частях показано отражение религиозных и светских явлений в назиданиях, мудрости, высказываниях Саади.3

Политические и правовые взгляды Саади стали предметом обозрения в сводных, обобщающих трудах литературоведов и историков Ирана. Так, крупнейший знаток истории литературы Ирана, Забеуллах Сафо, в своей многотомной монографии перечислил титульные прозвания Саади, такие как «аль-Шайх», «аль-Имом», «аль-мухдккик», «Малик аль-Калом», «Афсах, аль-мутакаллимин», назвал полное имя мыслителя - Абу Мухаммад Мушриф-ад-Дин (Шараф-ад-Дин) Муслих бин Абдулла бин Мушарраф аль-Саади аль-Ширази и назвал его «величайшим поэтом, который после Фирдоуси был ослепительным светом и самосиянием на небосводе персидской поэзии».4

Известный ученый широкого диапазона гуманитарных наук, доктор Абдул-Хусайн Зарринкуб, посвятил жизни и взглядам Саади отдельную книгу. В качестве факторов, повлиявших на формирование мировоззрения Саади, Зарринкуб, как и доктор Забеуллах Сафо, в отдельном разделе показал нравы и привычки представителей династии Атабеков, властвующих покровителей области Фарс, а также изложил путешествия и скитания мудреца. Зарринкуб, говоря о состоянии исследований произведений Саади, отметил вклад в них крупнейших ученых, таких как Шибли Нумани, Эдуард Браун, Аттор Хусейн Холи, Анри Массе, Мирза Абдал Азимхан Кариб, Аббас Икбал, Мирза Мухаммедхан Казвини.

Поразительно, но факт состоит в том, что Зарринкуб, как и И.С. Брагинский, обращает внимание на то, что Саади во взглядах и поступках двулик (Саъдй вучуди дугонае аст). Внутри в нём говорит поэт, который

1 ^ГГ! с ^ Ц^^^ J
2 ТТЛ с J_JлJa
3 \\ - V ^^ ^^ с\ОГЛ Jd-Лl САЛЛ.
4 л]^) ^и^ /"/&л 1" jl ^^^^^ jJлJa J ^Г^ ^^ — 0Л! с^Ло

смотрит на мир с позиции любви и учителя высокой нравственности. Извне он выступает за сосуществование, за приспособление к социальному строю1.

Известный историк Аббас Икбал произведение «Гулистан», как и сочинение «Таърих джахангушои» Джувайни, «Табакоти Носирй» Джузджани отнес к числу лучших образцов творений на персидском языке (х,ар се аз бех,тарин намунах,ои иншои забони форсианд) и каждому приписал особый стиль изложения.2 Саади он назвал мастером притчи и басни (устоди масал) и его «Бустан» представил олицетворением двух аксиом -нравоучений и политики (панду насихату сиёсат). Согласно Аббасу Икбалу, такие факторы и предпосылки формирования политических и правовых взглядов, как длительные поездки по пределам исламского мира, близость и общение с людьми, познание характера народных масс в свете божественного дара позволили Саади смело поставить наболевшие вопросы социального и идеологического характера в пользу общества, выдвинуть положения, содержащие конструктивные предложения по их справедливому решению3.

Совершенным и законченным обобщающим библиографическим трудом по саадиведению является работа члена научного общества Ширазского университета, доктора Кавуса Хасанли, под названием «Фархднги Саъдипажух,й. 1300-1375» («Энциклопедический словарь научных исследований о Саади»), изданная в 1300-1375 гг. солнечного летоисчисления (1921-1996 гг.). Фактически этот труд представляет собой каталог более 700 статей и 150 книг, написанных в течение 75 лет, во второй, третьей и четвертой четвертях XX в., с аннотациями, отражающими основное содержание и идеи каждой из них. Несомненно, данный труд послужит хорошим пособием и путеводителем для исследователей, интересующихся историей изучения Саади, его жизни и творчества4.

Из всего вышесказанного о состоянии изучения Саади вытекает, что востоковеды, иранисты, философы в Таджикистане, Западной Европе, России и Иране в соответствии с профилями своих научных специальностей обращались к политическим и правовым взглядам этого мыслителя с разных позиций и уровней. На наш взгляд, работы, охарактеризовавшие жизнь, творчество, мировоззрение Саади, по внесенному вкладу, уровню постановки вопросов и степени их решения следует сгруппировать на следующие категории: 1) исследовательские; 2) констатирующие; 3) затрагивающие произведения, в которых отражены проблемы политических и правовых взглядов мыслителя. К первой категории относятся исследования А. Массе, Яна Рипки. В работах Э.Брауна, А.Е.Крымского, К.И.Чайкина, Зарринкуба констатированы положения, идеи, концепции и предпринята попытка

2 & о^о ^^ ^^ &и^—б" &—¿^ JЬЗI ^Ьс- JJAJJ ЦЛ)& 12& ААЛ. jl оП
3 01\ ^^ ...
4 Ь ^¡Ц^ ^ЬЪ &""&Д ¿■л. - ^ГУО) —

раскрыть воззрения. З.Сафо, Аббас Икбал, Р.Алиев, Ибрагим Ализаде затронули важные аспекты политических и правовых взглядов Саади исподволь, попутно, в процессе достижения поставленной цели и решения взаимосвязанных вопросов. Лакуна заключается в том, что за истекшие годы политико-правовые взгляды Саади не были объектом анализа юридических наук.

Накопленные научные проблемы ждут исследователей, которые призваны подвергнуть специальному глубокому монографическому исследованию, базирующемуся на фундаментальных источниках и оперирующему методами познания юриспруденции, прежде всего произведений самого Саади Шерози.

Каримов М. У.

К вопросу об изучении политико-правовых взглядов Саади Шерози в Западной Европе, России и Иране

Востоковеды, иранисты, философы в Таджикистане, Западной Европе, России и Иране в соответствии с профилями своих научных специальностей обращались к политическим и правовым взглядам Саади Шерози с разных позиций и уровней. Работы, охарактеризовавшие жизнь, творчество, мировоззрение Саади, автор статьи делит на следующие категории: 1) исследовательские; 2) констатирующие; 3) затрагивающие произведения, в которых отражены проблемы политических и правовых взглядов мыслителя. К первой категории относятся исследования А.Массе, Яна Рипки. В работах Э.Брауна, А.Е.Крымского, К.И. Чайкина, Зарринкуба констатированы положения, идеи, концепции и предпринята попытка раскрыть воззрения. З.Сафо, Аббас Икбал, Р.Алиев, Ибрагим Ализаде затронули важные аспекты политических и правовых взглядов Саади исподволь, попутно, в процессе достижения поставленной цели и решения взаимосвязанных вопросов.

Karimov M.U.

The matter of Saadi Sherozi&s political-legal study views in Western Europe, Russia and Iran

Orientalists, iranists, philosophers in Tajikistan, Western Europe, Russia and Iran studied Saadi Sherozi&s political and legal views from different positions and levels according their scientific majors. The author divides into three following categories works characterizing Saadi&s biography, creative activity and outlook: 1) researching; 2) ascertaining; 3) concerning works which reflect political and legal view problems.

A. Masse&s, Yana Ripki&s research belong to the first category. In E. Braun&s, A.E. Krimskoi&s, K.I. Chaikin&s and Zarrinkuba&s work ascertain positions, ideas, conceptions and tried to reveal opinions. Z. Safo, Abbas Ikbal, R. Aliev, Ibragim Alisada have gradually touched upon important aspects of Saadi&s political-legal views.

ВОСТОКОВЕДЫ orientalists ИРАНИСТЫ iranists ФИЛОСОФЫ philosophers ТАДЖИКИСТАН tajikistan ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА western europe
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты