Спросить
Войти

2004. 01. 062. Венкатачалапати А. Р. «в те времена еще не было кофе»: потребление кофе и культура среднего класса в колониальном Тамилнаду. Venkatachalapathy A. R. «In those days there was no Coffe»: coffe-drinking and middle-class culture in colonial Tamilnadu // the Indian economic and social history rev. - new Delhi, 2002. - Vol. 39, n 2-3. - P. 301-316

Автор: указан в статье

ЭТНОГРАФИЯ

2004.01.062. ВЕНКАТАЧАЛАПАТИ А.Р. «В ТЕ ВРЕМЕНА ЕЩЕ НЕ БЫЛО КОФЕ»: ПОТРЕБЛЕНИЕ КОФЕ И КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО КЛАССА В КОЛОНИАЛЬНОМ ТАМИЛНАДУ. VENKATACHAL APATHY A.R. «In those days there was no coffe»: coffe-drinking and middle-class culture in colonial Tamilnadu // The Indian economic and social history rev. - New Delhi, 2002. - Vol. 39, N 2-3. - P. 301316.

Автор (Мадрасский институт изучения развития, г. Ченаи, Индия) показывает, как кофе проник в культурную практику позднее-колониального тамильского общества и стал культурным маркером ряда явлений. В названии статьи использована цитата из очерка В.Р.Йенагара «50 лет назад», написанного в 1943 г.

Сведения о кофе поступали в Индию от купцов начиная с XVII в., но до конца XIX в., времени бурного развития плантационного хозяйства, ни кофе, ни чай не были массовым культурным явлением жизни индийцев. На индийской почве кофе стал возделываться в XVIII в. в Майсуре, но тогда он был напитком европейцев, основная часть продукции вывозилась на лондонский рынок.

Первоначальная реакция тамильского общества на появление нового товара была отрицательной. В потреблении кофе виделся отход от старинного благочестия, и в сценках уличных театров кофе изображался в виде распутной женщины, а приверженцы кофе - морально несостоятельными людьми. Немало говорилось и о негативных последствиях для здоровья. («хуже пива и водки», его так и называли - куттикаль, т.е. младший алкоголь). Однако кофе стал символом среднего класса Тамил-наду. К началу ХХ в. его стали пить и бедняки, предпочтя его традиционному тамильскому напитку канджи (холодная вода, сливаемая с замоченного на ночь риса). Кофе постепенно вытеснил и другие традиционные напитки, приготовляемые на основе риса (нирагарам, палайяту). Для культурных тамилов это было знаком смены эпох. О нирагарам (немного сбродившая вода, оставшаяся от готовки риса, в которую добавляли соль и разбавляли водой по вкусу) ревнители традиции вспоминали с тоской, утверждая, что, когда люди пили не кофе, а нирагарам, они были здоровые, жили до ста лет, а сейчас даже батраки не выходят в поле без чашки кофе.

Движение, возглавлявшееся М.К.Ганди, ратовало за потребление своих, национальных продуктов, как лучший способ порвать с английским колониализмом (акция «свадеши»). Однако к концу первой четверти ХХ в. чай и кофе заняли такие прочные позиции в быту индийцев, что в большей степени символизировали нацию, чем традиционные напитки. Главное - что от традиции отошли женщины, которые предали забвенью старинные напитки из риса и перешли к приготовлению в семье кофе, причем даже пожилые женщины, олицетворение мудрости и традиции.

Появившийся средний класс не мог проигнорировать артефакт с таким широким культурным значением. Он пытался обозначить себя новыми знаками общности: кинематограф, роман как литературная форма, музыка с новыми гармониями, драматический театр и кофе, который появился не только в магазинах и в домах, но и как метафора в тамильском языке. О негостеприимных семьях говорили: «У них плохой кофе».

Потребление кофе обросло аксессуарами (кофемолки, специальная кофейная посуда для заварки и питья) и ритуалами, отступление от которых считалось признаком моральной деградации (например, добавлять в кофе буйволиное молоко, а не коровье, или пить кофе из той посуды, из которой только что ели обед, или пить залпом из большой чашки, а не часто и маленькими глотками и т.д.). Впрочем, кастовость южноиндийского общества отразилась и в этом вопросе: для кофе в Та-милнаду была изобретена специальная металическая посуда («с ободком», в отличие от распространенных на севере страны чашек «без ободка»), позволявшая пить, не пригубливая чашку, чтобы избежать ритуального загрязнения.

Практика потребления кофе в Тамилнаду породила так называемые кофейные клубы или кофейные отели. В 50-е годы они получили такое распространение, что современники даже говорили о некотором переборе: «Каждое третье строение - либо парикмахерская, либо кофейный дом» (с. 312). В деревнях это место общего сбора, в городах - место, где заключаются сделки. Как правило, обслуживают в этих заведениях брахманы, во всяком случае таково всеобщее мнение, и часто можно услышать: «Айер (распространенная брахманская фамилия. - Реф.)! Принесите чашечку кофе!» Иногда кофейные дома называют брахманскими отелями. Вольготная жизнь брахманов, работающих в кофейных домах, давно стала притчей во языцех, равно как и антисанитария этих домов: черное от вытирания чашек полотенце на руке брахмана стало символом этих заведений. Неприглядность символа новой жизни дополняли таблички, напоминавшие о кастовой сегрегации в заведении («Брахманы», «Шудры» и «Панчамам, прокаженным и собакам вход воспрещен»). Впоследствии вместе с законодательным запретом кастовой дискриминации таблички исчезли, но на уровне обычая раздельное питание выходцев из разных каст осталось.

Своеобразным антиподом кофе, напитку среднего класса, был чай - напиток рабочего класса и городских низов юга Индии. Его низкая цена была главным аргументом для распространения в этой среде. Впрочем, на севере Индии чай пили все слои общества, и там он не был показателем статуса или касты. До сих пор считается, что на юге Индии лучший чай можно попробовать только в мусульманских домах и невегетарианских ресторанах, называемых в народе «военными отелями», которыми часто управляют мусульмане.

Таким образом, даже на уровне товаров, проникающих в общество извне, можно проследить структуру и динамику этого общества, в частности, некогда разделявшегося на касты общества Южной Индии.

Ю.В. Чайников

НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ИНДИЙСКИЕ КОФЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНДИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты