Спросить
Войти

2011. 02. 035. Мак-магон Л. «Дело величайшей важности для нашей страны»: женщины, образование и общество, 1780-1820. McMahon L. «Of the utmost importance to our country»: women, education, and society, 1780-1820. // J. of the early Republic. - Philadelphia (Pennsylvania), 2009. - Vol. 29, n 3. - p. 475-506

Автор: указан в статье

2011.02.035

2011.02.035. МАК-МАГОН Л. «ДЕЛО ВЕЛИЧАЙШЕЙ ВАЖНОСТИ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ»: ЖЕНЩИНЫ, ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО, 1780-1820.

MCMAHON L. «Of the utmost importance to our country»: Women, éducation, and society, 1780-1820. // J. of the early republic. - Philadelphia (Pennsylvania), 2009. - Vol. 29, N 3. - P. 475-506.

В своей статье Люсия Мак-Магон (Ун-т Уильяма Патерсона, Нью-Джерси) описывает развитие женских учебных заведений в США в первые десятилетия после обретения независимости, а также представления о значении женского образования для общественного блага, бытовавшие среди американцев в эти годы. В своем исследовании автор активно использует работы педагогов и общественных деятелей того времени, а также сочинения выпускниц женских учебных заведений, например выступления воспитанниц филадельфийской Академии юных леди на выпускной церемонии 1794 г., опубликованные в двух сборниках, вышедших в том же и в следующем году.

Система женского образования в описываемый период развивалась в США довольно бурно. Наиболее распространенной формой учебных заведений были частные женские средние школы (академии), хотя существовало и небольшое число школ с совместным обучением мальчиков и девочек. Через женские академии прошли десятки тысяч учениц, представлявших не только элитные семьи, но и нарождающийся средний класс.

Характерной особенностью того времени была распространенная среди американцев убежденность в исключительном значении женского образования для развития страны, государства и общества в целом. Повышение образовательного уровня женщин рассматривалось как путь к их вовлечению в общественную жизнь, что, в свою очередь, должно было укрепить стабильность и гармонию в обществе, которое, таким образом, противопоставлялось государству и миру политики. Эта задача представлялась особенно важной в эпоху Ранней республики со свойственными ей острыми политическими баталиями, не один раз, казалось, ставившими формирующуюся нацию на грань раскола.

2011.02.035

Особую роль играли просветительские идеи об образовании как пути к построению нового совершенного общества в сочетании со сложившимся пониманием исторической миссии США. «Так же, как создание американской республики представляло собой новый эксперимент в государственном управлении, образование для женщин, - отмечает автор, - представляло собой новый эксперимент в общественной гармонии» (с. 499-500). Любопытно, что, несмотря на рассуждения о равных интеллектуальных возможностях женщин и мужчин и о роли женщин в общественных процессах, о предоставлении им политических прав речи все еще не было. Существующее разделение ролей между полами в обществе и в государстве по-прежнему считалось предопределенным природой мужчины и женщины, и политика оставалась исключительно мужской сферой деятельности.

На важности женского образования в деле строительства нации постоянно настаивали в своих выступлениях и сочинениях, в частности преподаватели женских школ. Пропаганде их идей служили также пышные выпускные церемонии с большим числом приглашенных и с последующим опубликованием выступлений выпускниц, всевозможные публичные экзамены и выставки, многочисленные публикации в прессе, посвященные успехам женских школ и их воспитанниц. Было, однако, распространено и отрицательное отношение к женским школам. Сторонники этой точки зрения полагали, что стремление женщин к образованию обусловлено в основном эгоизмом и тщеславием, и предрекали, что многочисленные академии будут выпускать педанток, помешанных на учебе и знаниях и не приспособленных ни к нормальному общению, ни к полноценной семейной жизни.

Завершая статью, автор отмечает, что идеалистическая сверхзадача, которую ставили перед собой создатели первых женских академий, так и не была решена: появление в американском обществе значительного числа образованных женщин не снизило накал политических страстей. Тем не менее успехи, достигнутые в этот период, несомненно, способствовали повышению социальной активности женщин и подготовили почву для дальнейшего развития женских учебных заведений.

М.М. Минц

США КОНЕЦ xviii НАЧАЛО xix В. ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты