Спросить
Войти

Деятельность томского железнодорожного (клубного) собрания в начале ХХ В. : социокультурный аспект

Автор: указан в статье

В.А. Сердюк

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОМСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО (КЛУБНОГО) СОБРАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в.: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Формирование классов нового индустриального мира в России сопровождалось рождением новой индустриальной культуры, частью которой стали корпоративные организации рабочих и служащих. Рассматриваются процесс организации железнодорожного (клубного) собрания в г. Томске, основные цели и направления его деятельности. Акцентируется внимание на роли и значении собрания в повышении нравственного уровня железнодорожных служащих и формировании единого коллектива Сибирской железной дороги в начале XX в.

Выбор Томска как железнодорожного центра Сибири не был случаен. К началу XX в. это был крупный губернский город с населением 70 тыс. человек [1. С 25]. В силу исторических причин и выгодного географического положения Томск по праву считался центром «умственной и торговой жизни» Западной Сибири, где расположились все административные учреждения губернии. Здесь же были сосредоточены фабрики, заводы и учебные заведения. Своему положению город во многом был обязан проходящему через него Главному Сибирскому тракту, что в свое время позволило взять верх над Омском, Тобольском, Красноярском и Иркутском в конкуренции за право учреждения первого в Сибири университета (1878 г.) [2. С 90], а в последующем и технологического института (основан в 1896 г.).

С учреждением в городе Управления Сибирской магистрали в Томск на службу приехали наиболее квалифицированные железнодорожные служащие, многие из которых были выходцами из Центральной России. И если в самом Томске и на крупных станциях магистрали служащие могли принимать участие в культурномассовых мероприятиях, общественной жизни, утолять свой духовный голод, то на большей части дороги железнодорожники были этого лишены. Со средних и малых станций приходили сообщения, позволяющие ярко представить себе условия, в которых оказывались местные служащие.

Со ст. Кутулик Восточного участка дороги: «Отсутствие общества, развлечений и возможности общения с людьми порождает гнетущее однообразие жизни для удовлетворения только животных потребностей: поел, поспал, подежурил и т.д.»; со ст. Тинская: «Малочисленность людей и отсутствие связывающих, на служебной почве, интересов делают жизнь положительно несносной» [3. С 90, 92].

В результате, помимо непосредственно железнодорожной деятельности, перед Министерством путей сообщения (МПС) и Управлением Сибирской железной дороги встала задача развития социокультурной сферы на линии (возведение храмов, учебных и медицинских учреждений, санаториев и др., а также железнодорожных клубов, имевших большое значение для служащих).

К началу XX в. практика учреждения клубов получила широкое распространение в Западной Европе, США и на некоторых железных дорогах России (в частности, на Полесских) [4. Л. 12]. Сибирская пресса отмечала, что клубы играли огромную роль в образовании и воспитании рабочих масс [5. С 2].

Деятельность заграничных клубов становилась примером для распространения идей об учреждении таких же организаций в России. Некоторое время, правда, сохранялись критические настроения среди части служащих, считавших лишним создание железнодорожных клубов. Во время строительства клуба в Томске одним из служащих была высказана мысль, что это «ненужная затея, без которой вполне можно обойтись» [6. С 19], поскольку в городе хватало увеселительных и просветительских учреждений.

Между тем большинство придерживалось иных взглядов. Пресса в Сибири высказывала пожелание, чтобы клуб «объединил многочисленную железнодорожную корпорацию служащих, представляющую в данное время крайне разрозненный элемент, отдельные члены которого, в большинстве случаев, не имеют решительно ничего общего между собою вне служебной сферы» [7. С 2].

Инициатива создания томского клуба в 1900 г. принадлежала первому начальнику Сибирской магистрали

В.М. Павловскому. Клуб должен был «объединить многочисленных своих подчиненных в одну дружную семью» [8. С 2]. Однако торжественное открытие последовало только 21 октября 1903 г., в первый же день посетителями стали около 700 человек [9. С 3]. До этого дня в Канцелярии начальника дороги постоянно проводились семейно-танцевальные вечера, собиравшие иногда более 500 железнодорожных служащих и членов их семей [8. С 2]. В соответствии с утвержденными МПС однотипными уставами собраний служащих главной целью клубов (в том числе томского) было предоставление своим членам и их семьям возможности «с удобством, приятностью и пользой» [10. Л. 10] проводить свободное от работы время.

Для достижения указанной цели клубу предоставлялось право учреждать библиотеку и читальню; содержать столовую; устанавливать необходимое оборудование для занятий спортивными упражнениями и играми; устраивать научные чтения, музыкальные, литературные и танцевальные вечера, детские вечера и утренники, драматические и оперные представления, гимнастические и спортивные упражнения и игры, общественные гулянья, прогулки и экскурсии; содержать хор и оркестр; выписывать книги, газеты и другие периодические издания; проводить в помещении собраний различные игры, за исключением азартных и запрещенных правительственными распоряжениями [11. Л. 89]. Со дня основания клуба его попечителем стал начальник дороги В. М. Павловский, получивший статус пожизненного почетного члена после отбытия с

магистрали. Последующие начальники Сибирской дороги также являлись почетными членами собрания. Лица женского пола первоначально не могли стать действительными членами клуба, будучи простыми посетителями. Вскоре, однако, этот запрет был снят и действительными членами могли быть лица обоего пола, как служащие, мастеровые и рабочие на станции, так и принадлежащие к их семьям. Для посторонних вход в собрание был свободным за соответствующую плату. Имеющиеся сведения о количестве членов в разные годы отрывочны и с трудом поддаются верификации (таблица).

Динамика численности членов и посетителей железнодорожного собрания

Делами клуба заведовало общее собрание действительных членов и совет старшин. Последний избирался общим собранием и выполнял текущую работу: составлял отчет за истекший год и смету на предстоящий, рассматривал поступавшие от членов предложения и жалобы. Восторженные отклики, вызванные учреждением клубов на линии (в том числе томского) и первыми развлекательными мероприятиями в их стенах, повлекли за собой дискуссии о необходимости расширения функций данных организаций, поскольку ожидаемого единения служащих в клубах не происходило. Виной тому было, по мнению современников, несоблюдение обязательных для этого условий - «равенства развития» и «общности духовных интересов» железнодорожников [12. С. 263].

Добиться изменения ситуации в рамках деятельности клубов в короткие сроки было невозможно, поскольку на Сибирской линии трудился слишком разнородный состав служащих (по образованию и воспитанию). Однако путь был намечен: достижение единения не столько с помощью развлекательных мероприятий, сколько за счет материальной и моральной взаимной поддержки членов клуба [13. С. 129].

Взаимная поддержка, совместная деятельность младшего и старшего персонала, таким образом, могла способствовать искомому единению служащих, что и отразилось в деятельности томского клуба. Служащие регулярно устраивали в нем благотворительные акции, оказывали посильную помощь не только железнодорожникам и их детям, но и сторонним нуждающимся. Так, в феврале 1904 г. ученики приходских городских училищ Томска получили возможность бесплатного осмотра выставки коллекции бабочек и жуков инженера А. Мейнгарда [14. С. 3]. В феврале 1907 г. собрание передало один из бильярдов железнодорожному курорту на озере Карачи, высказав при этом просьбу о ежегодном бесплатном приюте на время курортного сезона для

10-15 детей членов собрания [15. С. 3]. 24 ноября 1913 г. за счет благотворительного спектакля томским собранием было получено около 2 тыс. рублей прибыли для оплаты учебной деятельности детей служащих [16. С. 3]. До 1911 г. это собрание субсидировало общество «Ясли» в размере 272 рублей, Народный Университет -1 188 рублей и железнодорожный приют - 1 600 рублей [17. С. 100]. При этом стоит учитывать, что, несмотря на оказываемую время от времени материальную поддержку клубам со стороны МПС, большую часть средств они зарабатывали сами за счет взносов членов, устраиваемых спектаклей, концертов и т.д.

Широкую известность получил существовавший при собрании музыкально-драматический кружок. В сезоне 1907/08 гг. им было устроено 2 семейно-танцевальных вечера, 2 маскарада, 1 сеанс кинематографа, 2 детских вечера и 20 спектаклей с танцами. В спектаклях приняли участие 54 члена кружка. За указанный сезон устроенные кружком спектакли и вечера посетили 1 899 членов железнодорожного собрания и 2 875 посторонних человек [18. С. 2]. Преследуя в своей деятельности просветительские цели, в 1911 г. кружок установил обычай не впускать опоздавшую публику в зрительный зал во время спектакля. Нововведение было с негодованием встречено частью томской публики, не привыкшей к таким мерам [19. С. 4]. Об уровне кружка свидетельствовало приглашение в 1912 г. на роль председателя Д.Е. Лошкарева - главного бухгалтера Сибирской дороги, организатора Тифлисского артистического общества, лучшей любительской организации на тот момент в России [20. С. 2]. В 1910 г. клуб учредил шахматный кружок, где проходили турниры игроков первой категории. Для них в помещении клуба была выделена бывшая дамская карточная комната и установлено необходимое для шахматистов оборудование [21. С. 3]. Заботясь о повышении культурного уровня своих членов, клуб приобрел библиотеку, основанную в 1907 г. К 1910 г. она имела 3 783 тома книг и периодических изданий. Количество подписчиков к сентябрю 1911 г. составляло 297 человек [22. С. 2].

Большое значение придавалось воспитанию детей членов собрания. Еще в 1903 г. клубом был создан детский кружок, принимавший детей железнодорожников в возрасте от 3 до 8 лет. В нем они занимались лепкою, пением, легкими физическими упражнениями [23. С. 2]. Практиковались детские костюмированные вечера с фокусами и театральными представлениями, конфетти и серпантином. При собрании существовал также свой детский сад, где за малолетними детьми присматривали учителя, пока родители находились на службе. Дети занимались гимнастикой, пением, играми, рисованием, обучались грамоте, природоведению и различным ручным работам: вышиванию, плетению, вязанию [24. С. 3]. Ежегодно собрание отчисляло на работу сада 2 тыс. рублей [25.

С. 3]. В рамках томского клуба обсуждался проект создания «образцовой школы». Авторы проекта надеялись, что в ней, помимо специальных знаний и обогащения ума школьника, будут «заботиться о развитии альтруистических чувств и воспитывать силу воли», в итоге из стен школы «могут выйти полезные и добрые деятели с высоко развитым чувст-

Годы Почет- ные члены Действи- тельные члены Посети- тели (мужчи- ны) Посе- тите- ли (жен- щи- ны) Все- го

1904/05 1 306 29 12 348
1907/08 2 134 23 2 161
1908/09 1 113 29 5 148
1910/11 - 320 - - 366

вом социального долга» [26. С. 3]. Однако, вследствие недостатка материальных средств, школа так и не была создана.

Наконец, в клубе ревностно относились к соблюдению установленных в учреждении правил поведения. Старшины и дежурный обязаны были следить за соблюдением публикой «должного порядка, вежливости и приличия». В случае если посетителем совершались действия, «нетерпимые в приличном обществе» [27. Л. 13 об.], составлялся протокол и совет старшин решал, может ли нарушитель в дальнейшем посещать

клуб. Гость мог быть лишен этого права навсегда, а судьбу члена клуба решало общее собрание.

Таким образом, соединяя в своей деятельности культурно-развлекательные программы, благотворительные акции, материально и морально поддерживая своих членов, томский железнодорожный клуб стремился к удовлетворению культурных и духовных потребностей служащих. В конечном итоге эти действия были направлены на формирование единого, постоянного коллектива служащих на Сибирской дороге с осознанием принадлежности к одной общей железнодорожной семье.

Литература

1. Вольский З. Вся Сибирь : справ. кн. по всем отраслям культур. и торг.-пром. жизни Сибири. СПб. : Изд-во и склад издания при Первом

Санкт-Петербургском адресном деле, 1908 (Электропечатня Я. Левенштейн). 582 с.

2. Настольный календарь на 1919 год / под ред. М.Н. Пинегина, МНП. Томск : Типолитография Томской железной дороги, 1919. 189 с.
3. Любимов Л.Н. Очерк эксплуатации Сибирской железной дороги в первые три года после соединения Западно-Сибирского участка таковой с

Средне-Сибирским. СПб. : Собр. инж. пут. сообщ., 1904. 96 с.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 229. Оп. 4. Д. 4.
5. К вопросу о рабочих клубах в России // Народная летопись. 1909. 14 июля.
6. Маленький человек. С Сибирской ж. д. // Железнодорожник. 1903. № 28.
7. Новый клуб // Сибирская жизнь. 1903. 6 июня.
8. Зачатки железнодорожного клуба // Сибирская жизнь. 1900. 26 апреля.
9. Сибирская жизнь. 1903. 24 октября.
10. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 215. Оп. 1. Д. 75.
11. РГИА. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2008.
12. Отголоски железнодорожной жизни // Вестник Юго-Западных железных дорог. 1904. № 26.
13. Д-в. Отголоски железнодорожной жизни // Вестник Юго-Западных железных дорог. 1905. № 11.
14. Сибирская жизнь. 1904. 21 февраля.
15. С.П. В обществе железнодорожников // Сибирская мысль. 1907. 8 февраля.
16. Эм. Ге. Вечер железнодорожников // Сибирская жизнь. 1913. 28 ноября.
17. Город Томск. Томск : Сиб. т-во печат. дела, 1912. 507 с.
18. К объединению драматических сил г. Томска // Сибирская жизнь. 1908. 4 мая.
19. В железнодорожном собрании // Сибирская жизнь. 1911. 17 февраля.
20. В железнодорожном собрании // Сибирская жизнь. 1912. 10 февраля.
21. Шахматная жизнь в Томске // Сибирская жизнь. 1910. 6 октября.
22. Библиотека железнодорожного собрания // Сибирская жизнь. 1912. 14 февраля.
23. О железнодорожном собрании // Сибирская жизнь. 1903. 14 сентября.
24. В обществе железнодорожников // Сибирская мысль. 1907. 6 февраля.
25. Детский сад у железнодорожников // Сибирская жизнь.1906. 20 июня.
26. В обществе железнодорожников // Сибирская жизнь. 1907. 13 июля.
27. ГАТО. Ф. 215. Оп. 1. Д. 75.

Статья представлена научной редакцией «История» 12 марта 2012 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты