Спросить
Войти

Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в системе муниципального образования

Автор: указан в статье

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айкс Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. - 1994, № 8.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. изд. 6-е, перераб. и допол. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2004. - 448с.
3. Ветитнев А.М, Журавлева Л.Б. Курортное дело: Учебное пособие. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 528 с.
4. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебно-практ. пособие. 2-е изд. - Мн.:БГЭУ, 2001. -174 с.
5. Кацко И.А. Практикум по анализу данных на компьютере: Учебно-практ. пособие И.А. Ка-цко, Н.Б. Паклин; Под ред. Г.В. Гореловой. - Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2007. - 236 с.

Калякина Инесса Македоновна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: kalia@mail333.com

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. 311-426 Доцент кафедры.

Kaljakina Inessa Makedonovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail: kalia@mail333.com

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone 311-426 Associate professor.

УДК 336 (075.8)

О.А. Колчина

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены экономико-правовые основы инвестиционной деятельности, порядок ее осуществления, формы и методы государственного и муниципального регулирования данного процесса, а также представлены формы поддержки инвестиционной деятельности на муниципальном уровне.

Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности, формы поддержки инвестиционной деятельности, стратегия привлечения инвестиций, налоговые льготы, бюджетные гарантии, налоговый кредит.

O.A. Kolchina

LEGAL REGULATION OF INVESTMENT IN CITY

The article deals with the economic and legal bases for investment, its implementation, forms and methods of state and municipal regulation of the process. The article also presents the issues that govern the local authorities and forms of support for investment at the municipal level.

Regulatory and legal support of investment activity, forms of investment, the strategy of attracting investment, tax incentives, the budget guarantee, a tax credit.

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя совокупность нормативно-правовых актов, определяющих правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, порядок ее осуществления, формы и методы государственного и муниципального регулирования данного процесса [1].

За последние годы на уровне Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих инвестиционную деятельность в условиях рыночной экономики. Основополагающее значение для регулирования инвестиционного процесса имеют следующие законы:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007 № 215-ФЗ).
2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007 № 118-ФЗ).
3. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (ред. от 6.12.2007 №334-ФЗ).
4. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 15.04.2006 №51-ФЗ).
5. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 27.07.2006 №138-ФЗ).
6. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 29.12.2004 г. №192-ФЗ).
7. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29.07.2004 г. №97-ФЗ).
8. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. №134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

Принятые соответствующие нормативные акты на уровне субъекта РФ и муниципального образования конкретизируют положения федеральных законов с учетом своих социально-экономических особенностей.

Например, на территории Таганрога инвестиционный процесс регулируется:

• Областным законом от 1 октября 2004 г. № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области»;

• Областным законом от 4 октября 2000 г. № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области»;

• Областным законом Ростовской области от 28 ноября 2006 г. № 591-ЗС «Об инновационной деятельности»;

• Постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 28 июня 2004 №402 «О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области»;

• Решением городской Думы от 22 декабря 2005 г. № 169 «Об утверждении Положения «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Таганрога»;

• Решением городской Думы от 27 декабря 2007 №587 «Об утверждении инвестиционной Программы города Таганрога на 2008-2010 гг.» [2].

Согласно ст. 5 Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области», поддержка инвестиционной деятельности на территории данного региона с целью создания благоприятных условий для его развития осуществляется в следующих формах:

• разработки, утверждения и реализации межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Ростовской области, финансируемых за счет средств областного бюджета;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам;

• размещения средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

• предоставления субвенций и субсидий из областного бюджета на финансирование работ по созданию объектов внешней инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов, на компенсацию выплат процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленным для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, на срок нормативного строительства или монтажа оборудования;

• предоставления льгот по налогам инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов;

• выпуска облигационных займов Ростовской области;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности Ростовской области;

• финансирования за счет средств областного бюджета образовательных программ по подготовке кадров в рамках реализации проектов по организации новых производств;

• передачи имущества, являющегося предметом лизинга;

• содействия во включении в федеральные целевые программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов;

• содействия в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;

• организации семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов;

• распространения информации о субъектах и объектах инвестиционной деятельности и др.

Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области является программным документом администрации Ростовской области, разработанным совместно с группой консультантов и экспертов Национального агентства прямых инвестиций.

В Стратегии определены цели инвестиционного развития Ростовской области, необходимые объемы инвестиционных ресурсов, выделены преимущества, которые регион может предложить потенциальным инвесторам, и определены позиции Ростовской области по данным факторам среди регионов-конкурентов. Проведен анализ текущего положения ключевых отраслей, определены приоритетные секторы и сферы инвестирования, целевые инвесторы и основные направления маркетинговой программы региона. В Стратегии представлена также программа действий по созданию благоприятных условий инвестирования на территории региона и продвижению привлекательного имиджа в России и за рубежом.

Органы местного самоуправления самостоятельно регламентируют следующие вопросы в осуществлении инвестиционной деятельности на подведомственной им территории:

• место инвестиционной политики в социально-экономическом развитии города;

• цели субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования;

• приоритеты муниципальной инвестиционной политики;

• разработка муниципальной инвестиционной программы, определение ее масштабов и возможных источников финансирования;

• формирование системы критериев отбора инвестиционных проектов в муниципальную инвестиционную программу, которые будут поддерживаться администрацией и полностью или частично финансироваться из бюджета;

• направления повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования и активизации инвестиционной деятельности на его территории;

• задачи развития международного инвестиционного сотрудничества, создания положительного имиджа города как надежного потребителя инвестиционных ресурсов и др.

Например, в области поддержки инвестиционной деятельности администрация г. Таганрога:

• разрабатывает и реализует инвестиционную политику г. Таганрога;

• разрабатывает порядок формирования проекта инвестиционной программы, осуществляет на конкурсной основе отбор инвестиционных проектов для включения в инвестиционную программу, формирует инвестиционную программу и обеспечивает ее реализацию;

• формирует и утверждает реестр инвестиционных проектов г. Таганрога;

• осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных инвестиций;

• рассматривает обращения субъектов инвестиционной деятельности о предоставлении муниципальной поддержки в формах и на условиях, предусмотренных местным законодательством, заключает инвестиционные договоры, осуществляет контроль за исполнением условий договоров;

• управляет и распоряжается муниципальной собственностью в инвестиционных целях;

• осуществляет иные полномочия в сфере поддержки инвестиционной деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Ростовской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [2].

Обязательным условием привлечения инвестиций в экономику региона и муниципального образования является принятие в нем нормативно-правовых актов в области инвестиционной деятельности, направленных на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и бюджетных гарантий инвесторам [3].

Налоговые льготы, предоставляемые инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъекта РФ или местный бюджет. Механизм предоставления налоговых льгот основывается на дифференциации размеров преференций по конкретному виду налога в зависимости от [4]:

• абсолютной величины инвестиций;

• рода деятельности инвестора (производственный сектор, банковский сектор, страхование, сфера услуг и пр.);

• периода предоставления льгот (один год, несколько лет, период окупаемости);

• социальной значимости;

• целевого назначения инвестиций (региональные или муниципальные целевые программы, инфраструктура, развитие стратегически важных территорий и др.).

Например, в Ростовской области согласно Областному закону от 1 октября 2004 г. № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» льготы по налогам предоставляются инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, при условии вложения инвестиций в объеме, превышающем: 3 млн руб - в городах Ростове-на-Дону, Таганроге; 0,5 млн руб - в засушливых восточных районах Ростовской области: Дубовском, Заветинском, Зимовниковском, Орловском, Пролетарском, Ремонтненском; 1 млн руб - в остальных районах и городах, кроме указанных выше; 140 млн руб - в имущество, в отношении вновь созданного в рамках реализации инвестиционного проекта, предназначенного для эксплуатации другими лицами.

Льготы по налогам предоставляются инвесторам на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренный проектной документацией, но не более чем на пять лет, на условиях и в порядке, установленных Администрацией Ростовской области и заключенным инвестиционным договором.

Инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области, предоставляются следующие льготы по налогам:

1. Установление налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1 %:

• в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организации, за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование;

• в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организации, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии, что объем инвестиций в указанное имущество превышает 140 млн руб.

2. Снижение на 4 % пункта ставки налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта.

На территории г. Таганрога в соответствии с Решением городской Думы от 22 декабря 2005 г. № 169 «Об утверждении Положения "О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Таганрога"» льгота предоставляется по налогу на землю - в отношении земельных участков, используемых организацией при реализации инвестиционного проекта в размере 25 % ставки налога.

Областной закон «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» направлен на создание благоприятных условий инвесторам за счет предоставления им инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет, и по налогам, отнесенным законодательством Российской Федерации к налогам субъекта Российской Федерации.

Технология предоставления гарантий инвесторам со стороны субъекта РФ и муниципального образования основывается на создании ими сбалансированной системы правовой защиты, привлекательной для потенциальных инвесторов.

На территории Ростовской области гарантируются и обеспечиваются российским и иностранным инвесторам, а также всем иным субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим инвестиционную деятельность независимо от организационно-правовых форм и форм собственности:

• равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и получении государственной поддержки;

• гласность и открытость процедуры принятия решения о предоставлении государственной поддержки;

• беспрепятственное использование полученных доходов от инвестиций и денежных средств после уплаты соответствующих налогов и сборов;

• право обжалования в судебном порядке решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

• возмещение убытков, причиненных им в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• защита инвестиций.

Разрабатываемые нормативно-правовые акты органов местного самоуправления на основе федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в своей основе должны быть направлены на привлечение инвестиций на территорию муниципального образования и создание режима максимального благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. - Калининград: БИЭФ, 2001.
2. Саак А.Э., Колчина О.А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования //Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - №4. - С. 53-61.
3. Саак А.Э., Колчина О.А. Механизмы, инструменты и меры по мобилизации и формированию инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне //Муниципальная власть. -2006. - №5. - С. 80-86.
4. Самогородская М.И. Система обеспечения функционирования механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Региональная экономика: теория и практика. - 2004. - № 12. - С. 40-47.

Колчина Оксана Александровна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: okskolt@mail.ru

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. раб.: 311-426, тел. моб.: 8-928-757-70-77 Доцент кафедры.

Kolchina Oksana Alexandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail: okskolt@mail.ru

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone: 311-426, cell: 8-928-757-70-77 Associate professor.

УДК 338-001.57

М.С. Ракитина

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе предлагается методика анализа и принятия решений в области управления межбюджетными отношениями, основанная на когнитивном моделировании, являющаяся целостной системой методов построения когнитивных моделей, их анализа и разработки сценариев поведения моделируемой системы взаи-

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ БЮДЖЕТНЫЕ ГАРАНТИИ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ regulatory and legal support of investment activity forms of investment the strategy of attracting investment tax incentives
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты