Спросить
Войти

Этнокультурная мозаика города Омска в прошлом и настоящем

Автор: указан в статье

УРОКИ ИСТОРИИ

УДК 930.85.908: 323.111 ГРНТИ 03.61.91

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА ГОРОДА ОМСКА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Т. Б. Смирнова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Россия, 644077, Омск, просп. Мира, 55 а;

Автор на примере этнокультурного многообразия города Омска ставит вопрос о воздействии миграционного кризиса в Европе, политической нестабильности на полиэтничность российских городов, необходимости профилактики межэтнических конфликтов и сохранении традиции взаимного притяжения и сосуществования разных культур и религий.

ETHNOCULTURAL TAPESTRY OF OMSK IN THE PAST AND IN THE PRESENT

T.B. Smirnova

Dostoevskiy Omsk State University Russia, 644077, Omsk, prosp. Mira, 55 a

The author raises the question on the influence of the migratory crisis in Europe, of political instability on the polyethnicity of the Russian cities, the necessity of preventive measures in ethnic conflicts and conservation of the tradition of a mutual attraction and coexistence for various cultures and religions in the context of ethnocultural variety of Omsk.

Этнокультурное разнообразие является характерной чертой всех российских городов так же, как и подавляющего большинства городов мира. Города всегда были центрами притяжения большого количества мигрантов самых разных национальностей, городское население отличается от сельского высокой подвижностью, поэтому состав населения городов, в том числе этнический или национальный, отличается динамичностью.

История предопределила Омску судьбу полиэтнического и поликонфессионального

© Т.Б. Смирнова, 2016

города, в котором пересекаются западные и восточные культуры, славянские, тюркские, финно-угорские и германские языки. Наш регион является приграничным, через Омск проходят транспортные магистрали и крупные миграционные потоки, которые оказывают существенное влияние на демографию, этно-политическую ситуацию и национальный (этнический) состав населения.

Национальный состав населения Омска изменился довольно значительно, в основном с миграциями. Так, Первая всеобщая перепись

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России 2016 № 3 (21)

населения Российской Империи 1897 г. зафиксировала в г. Омске 37 376 жителей, из которых родным языком великорусский язык назвали 32 569 чел., малорусский - 416 чел., белорусский - 57 чел., еврейский - 1127 чел., польский - 785 чел., татарский - 769 чел., кир-гиз-кайсацкий - 505 чел., немецкий - 437 чел., латышский - 231 чел., мордовский - 76 чел., эстонский - 41 чел., узбекский - 12 чел., сарт-ский - 10 чел., пермяцкий - 2 чел., остальные языки - 339 чел. [1].

По последней Всероссийской переписи населения, которая была проведена в 2010 г., в Омске проживало 1154 116 чел., в том числе русские - 980 299 чел. (88,8%), казахи -36 980 чел. (3,4 %), украинцы - 21 836 чел. (2,0 %), татары - 20 425 чел. (1,9 %), немцы -14 470 чел. (1,3 %) [2]. Значительно выросла численность азербайджанцев - 3149 чел., армян - 4680 чел., белорусов - 3327 чел., поляков - 1185 чел., узбеков - 1709 чел., чувашей -1340 чел., цыган - 1250 чел. Численность евреев осталась почти такой же - 1589. По несколько сотен человек насчитывают башкиры, грузины, киргизы, китайцы, корейцы, латыши, лезгины, марийцы, молдаване, мордва, таджики, тувинцы, удмурты, эстонцы. Более 100 человек - аварцы, болгары, буряты, вьетнамцы, коми, литовцы, осетины, туркмены, финны, якуты. Несколько десятков человек насчитывают абхазы, алтайцы, американцы, арабы, ассирийцы, венгры, балкарцы, гагаузы, даргинцы, езиды, ингуши, кабардинцы, карелы, калмыки, карачаевцы, коми, кумыки, лакцы, манси, монголы, ненцы, хакасы, ханты, шорцы, эвенки, якуты. Также были зафиксированы переписью боснийцы, британцы, вепсы, испанцы, итальянцы, дунгане, ительмены, камчадалы, кубинцы, латгальцы, памирцы, турки, французы, чехи, японцы и другие народы. Таким образом, за последнее столетие увеличилась не только общая численность населения нашего города, но и его этническая мозаичность.

Этнокультурное многообразие Омска множилось и развивалось на протяжении всей истории города, но особенно интенсивно - в последние десятилетия, в конце XX - начале XXI вв., после распада Советского Союза и начала движения массовых миграционных потоков. Омск в результате стал меняться, освоБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по

бождаясь от монотонности советского «закрытого» города, отчасти возвращаясь к тому образу перекрестка культур и религий, который был характерен для XIX в., но на новом уровне и в совершенно других условиях.

Этнокультурная мозаика наиболее явно и наглядно проявляет себя в таких сферах традиционной культуры, как жилище, одежда и пища. Происходит сосредоточение, концентрация этих культурных элементов в определенных местах, связанных, как правило, с местами работы/жительства мигрантов, так возникают этнические анклавы. Этнические анклавы или кварталы есть во всех мегаполисах мира. Они отличаются высокой долей населения какой-либо этнической или религиозной принадлежности, особой деловой или культурной инфраструктурой (рынки, рестораны, места досуга), для них характерны этнические топонимы (например, «цыганский поселок»), особенности архитектуры и дизайна.

Определение этнокультурного многообразия как мозаики чаще всего применяется для того, чтобы усилить позитивное впечатление от множества языков, культурных проявлений в городском ландшафте. Это определение имеет, безусловно, положительную коннотацию. Но в последнее время все чаще возникает вопрос о том, какие риски, какие вызовы несет в себе полиэтничность и поликультурность. Особенно часто этот вопрос стал возникать в связи с миграционным кризисом в Европе и появлением очень большого количества ино-культурных людей в европейских городах.

Города являются наиболее привлекательным местом жительства для переселенцев, поэтому и в будущем состав населения городов, в том числе этнический состав, будет становиться все более сложным и многообразным. Сложный состав населения уже сам по себе является средой для развития конфликтов, а в условиях кризисов и нестабильности неблагоприятный эффект еще более усиливается. Поэтому нужно внимательно относиться к тем изменениям, которые происходят с нашей городской средой, заниматься профилактикой и предупреждением межэтнических конфликтов, чтобы наш прекрасный Омск всегда оставался местом, где мирно соседствуют самые разные культуры и религии.

REFERENCES

1. Pervaya vseobschaya perepis& naseleniya Rossiyskoy Imperii 1897 g. Raspredelenie naseleniya po

УРОКИ ИСТОРИИ

родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России // Демоскоп. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/

2. Доля наиболее многочисленных национальностей Омской области в численности населения муниципальных районов и г. Омска // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. URL: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/omsk/resources

Смирнова Татьяна Борисовна - д-р истор. наук, проректор по учебной работе Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского; email: smirnovatb@omsu.ru.

rodnomu yazyku i uezdam Rossiyskoy Imperii krome guberniy Evropeyskoy Rossii // Demoskop [Elektronny resurs]. URL: http://demoscope.ru/weekly/

2. Dolya naibolee mnogochislennyh natsional&nostey Omskoy oblasti v chislennosti naseleniya munitsipal&nyh rayonov i g. Omska // Territorial&ny organ Federal&noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Omskoy oblasti [Elektronny resurs]. URL: http://omsk.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/omsk/resources

Smirnova Tatyana Borisovna - Doctor of Historical Sciences, Vice-rector for education of Dostoevskiy Omsk State University; e-mail: smirnovatb@omsu.ru.

Статья поступила в редакцию 26.08.2016 г.

УДК 9(С18).324 ГРНТИ 03.23.55

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДЕ ОМСКЕ: НАЧАЛО РАБОТЫ ОМСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ПЕРВОГО СОЗЫВА (1994-1998 гг.)

В.А. Воронин

Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева Россия, 644098, г. Омск, военный городок 14; omsktii@mail. ru

Освещается история создания представительного органа местного самоуправления в Омске. Хронологически охвачен период с декабря 1993 по декабрь 1994 гг. Представительным органом местного самоуправления в городе Омске является Омский городской Совет. История его создания - бесценный опыт решения сложнейших проблем города в условиях переходного периода становления новой российской государственности.

LOCAL GOVERNMENT IN OMSK: THE BEGINNING OF WORK OF OMSK CITY COUNCIL DURING THE FIRST SESSION (1994-1998).

V.A. Voronin

Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (branch) of General Khrulev Military Academy ofLogistics and Transport Russia, 644098, Omsk, 14 Voenny gorodok, omsktii@mail.ru

The article shows the origin of the representative body of the local government in Omsk. The author covers the period since December 1993 until December 1994 in the chronological order. Omsk city Council is the representative body of the local government in Omsk. Its origin is an invaluable experience of the decision of the city&s most complicated problems in conditions of the transition period of a new Russian statehood formation.

© В.А. Воронин, 2016_

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ population ГОРОД ОМСК omsk ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ preventive measures of ethnic conflicts ethnocultural variety
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты