Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 105-110. Б01: 10.17223/15617793/424/14
УДК 654.153.2
В.А. Морев
ИСТОРИЯ ОМСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СЕТИ (1904-1919 гг.)
Рассматривается история Омской телефонной сети общего пользования на протяжении первых 15 лет ее существования. Сеть была спроектирована горным инженером И.П. Кравцевым и открыта в марте 1904 г. На основе документов Исторического архива Омской области представлено описание проекта сети; приводятся данные об абонентской плате за телефон; доказывается, что с марта 1904 г. по январь 1919 г. число абонентов Омской телефонной сети значительно увеличилось. Показано, что на протяжении обозначенного периода времени спрос на телефон в Омске сохранялся, несмотря на серьезные перебои в работе телефонной сети.
История городских телефонных сетей общего пользования - одна из тем, которую историки редко выбирают в качестве объекта своего исследования. После телеграфа телефон был вторым средством электросвязи. Главным преимуществом телефона было то, что он позволял оперативно осуществлять связь между горожанами на относительно близком расстоянии (например, если абоненты жили на разных концах одного города). Что касается первых лет существования телефонной связи в городах Западной Сибири, то местными исследователями наиболее подробно освещена история Томской [1. С. 38-50] и Новониколаевской [2] телефонных сетей.
История Омской телефонной сети общего пользования в начальный период ее существования рассматривалась в газетных публикациях по случаю 100-летия с момента ее открытия [3, 4], позднее - в монографии [5. С. 113-118] и статьях сибирских историков [6. С. 31-33; 7. С. 453-457]. Некоторые данные из истории Омской телефонной сети приводятся на портале администрации Омской области [8, 9]. Отрывочные сведения об этой сети содержат отдельные ресурсы сети Интернет, где, к сожалению, не всегда указаны авторы публикаций [10, 11]. В целом в работах, посвященных этой теме, встречаются разночтения относительно размеров ежегодной абонентской платы за телефон в Омске; не всегда отмечается тот факт, что среди абонентов были те, кто пользовался телефоном бесплатно. В связи с этим представляется актуальным вновь обратиться к истории Омской телефонной сети общего пользования с целью разъяснения этих и других вопросов.
Основными источниками, которые позволяют раскрыть эту тему, являются документы Исторического архива Омской области (ГИАОО - бывший ГАОО). Наиболее ценным для данного исследования является фонд Ф. 120 «Управление Омского почтово-телеграфного округа (1864-1920)», в котором содержатся сведения о предыстории создания Омской телефонной сети, ее технических характеристиках, времени открытия, владельцах и служащих, абонентской плате и т.д. Документы фонда Ф. 26 «Омский революционный комитет (губревком) (1919-1920)» включают информацию о состоянии Омской телефонной сети после ее окончательной национализации большевиками.
Кроме того, краткие сведения о существовании телефонной связи при железнодорожном вокзале Омска
до открытия сети общего пользования приводятся в «Отчете по эксплуатации казенных железных дорог за 1902 год» [12]; информацию об абонентской плате и правилах использования телефона содержит «Список абонентов Омской телефонной сети на 1915 год» [13].
На рубеже Х1Х-ХХ вв. Омск представлял собой крупный торгово-промышленный центр Западной Сибири. Он стал одной из узловых станций Транссибирской железнодорожной магистрали. В связи с этим Омск являлся одним из тех городов, где особенно остро ощущалась потребность в оперативной связи. До открытия телефонной сети общего пользования в Омске уже действовали небольшие телефонные сети для административных нужд. Во-первых, в 1884 г. в городе по заказу военного ведомства была введена в эксплуатацию линия, которая соединила резиденцию генерал-губернатора с канцелярией, а затем и с военными штабными подразделениями Степного генерал-губернаторства [8]. Во-вторых, действовала телефонная сеть, обслуживавшая потребности железной дороги. Ее центральная телефонная станция находилась при вокзале Омска в 6 верстах от центра города [14. Л. 4 об.]. Так, в 1902 г. на устройство телефонной линии в новом помещении железнодорожной станции было затрачено 19 руб. 40 коп. [12. С. 196]. В-третьих, у полиции также была своя телефонная сеть. Она связывала полицейское управление, в котором находилась маленькая центральная телефонная станция, с чиновниками этого ведомства [14. Л. 4 об.].
Согласно имеющемуся в ГИАОО делу, включающему проект от 30 мая 1903 г. по созданию телефонной сети общего пользования в г. Омске, еще в 1899 г. председатель Омской казенной палаты Г. Раевский собрал подписи лиц и учреждений, желавших пользоваться телефонным сообщением в Омске. На тот момент таковых оказалось 49. В 1903 г. было отмечено, что большинство из них продолжают надеяться на открытие сети. К тому же появились новые желающие. Теперь список лиц и учреждений, пожелавших стать абонентами, составлял 51 пункт [14. Л. 3-4].
В 1903 г. начальник Главного управления почт и телеграфов Е. К. Андреевский утвердил проект Омской телефонной сети. Телефонную сеть спроектировал горный инженер Иван Павлович Кравцев. Он впоследствии и являлся ее владельцем. Согласно проекту телефонная сеть в Омске с центральной станцией на ул. Гасфортовской (сейчас это ул. Карла Либкнехта) должна была состоять из двух магистралей с несколькими ветвями и ответвлениями. Предполагалось, что магистраль А пойдет по Базарной площади, далее - по ул. Капцевичевой, Тобольской, Воздвиженской и снова по Капцевичевой до ул. Тюремной. Тогда как магистраль В должна была проходить по Александровскому проспекту через реку Омь и ул. Атаманскую, где и заканчивалась. Магистрали имели такое направление в силу их наибольшей близости к местам жительства лиц, изъявивших желание стать абонентами. Телеграфная линия с телефонной сетью не пересекалась. В проекте телефонной сети отмечалось, что с ее открытием железная дорога свои телефоны снимет и переведет в проектируемую сеть общего пользования [14. Л. 4-4 об.].
Подробное описание проектируемой Омской телефонной сети содержит в себе детальные технические характеристики необходимых строительных материалов. Строители сети заготовили лиственничные и сосновые столбы длиной 4, 5, 6 и 8 саженей (8,53; 10,67; 12,8 и 17,07 м соответственно) и толщиной в верхнем конце 4, 5 и 6 вершков (17,78; 22,225 и 26,67 см соответственно). Проволока была фосфорно-бронзовой. Ее диаметр равнялся 1,2 мм; вес - 30 фунтов (около 13,61 кг) на версту; крепость на разрыв -75 кг на 1 мм2 сечения. На каждом изоляторе линейная проволока должна была быть надлежащим образом перевязана одномиллиметровой оцинкованной проволокой [Там же. Л. 5-6].
В число абонентов открывшейся сети, в частности, входили: сам контрагент И.П. Кравцев, станция Омск Сибирской железной дороги, артиллерийское управление, различные фирмы и общества, купцы и промышленники [Там же. Л. 110-110 об.]. На официальном портале Администрации города Омска размещена такая информация: «Абонентская плата за пользование телефонной линией была довольно высокой -500 рублей в год» [8]. О такой же сумме пишет исследователь Е.В. Шваб [6. С. 32]. Однако архивными материалами ГИАОО эта информация не подтверждается. Согласно документу «Список абонентов, соединенных с центральной станцией Омской телефонной сети, эксплуатируемой инженером И. П. Кравцевым, и о причитающемся казне телефонном сборе к 1 мая 1904 г.», для большинства абонентов ежегодная абонентская плата составляла 75 руб. Разумеется, И.П. Кравцев пользовался телефоном бесплатно. Также к числу бесплатных абонентов относились: управление Омского почтово-телеграфного округа, начальник округа, его помощник, механик округа,
начальник почтово-телеграфной конторы, заведующий телефонной сетью и инспектор телефонной сети. В списке абонентов эти учреждения и лица имели пометку «служебный» [14. Л. 110-115]. Абонентскую плату следовало вносить вперед. Почти не изменилась абонентская плата и через 11 лет после открытия Омской телефонной сети. В «Списке абонентов Омской телефонной сети на 1915 год» сказано, что за каждый телефонный аппарат, соединенный с центральной телефонной станцией отдельным проводом на расстояние, не превышающее двух верст, ежегодная абонентская плата составляла 72 руб. За такой же аппарат, но отстоящий от центральной станции более чем на две версты, за каждые сто сажен (или их часть) к указанной сумме добавлялись еще 3 руб. Здесь же отмечалось, что «настоящие таксы рассмотрены и одобрены в Техническом Отделении Главного Управления Почт и Телеграфов и утверждены Министерством Внутренних Дел 14 июля 1903 года» [13. С. 2, 4].
Для сравнения приведем информацию об абонентской плате за телефон в других городах Сибири. В 1890-е гг. абонентская плата за услуги Томской телефонной сети была дифференцированной и составляла сначала от 60 до 75 руб. в год. Ее размер зависел от категории абонента и расстояния между станцией и абонентом. В дальнейшем с учетом затрат на ремонт линий и станции она возрастала. В конце 1890-х гг. абоненты, находившиеся на расстоянии до 2 верст от станции, платили 75 руб. в год. При больших расстояниях плата возрастала на 15 руб. за каждую версту [1. С. 48]. В 1906 г. в Новониколаевске был установлен предельный уровень платы за пользование телефоном - 75 руб. в год. Дополнительно оговаривалось, что в случае, если эксплуатационные доходы превысят 10% в год, то в определенной пропорции снижалась и абонентская плата [16. С. 865]. В Барнауле и Тюмени абонентская плата за пользование телефоном также составляла 75 руб. в год [17. С. 292; 18. С. 127128]. Следует отметить, что и 75 руб. в год было большой суммой для многих. По данным историка О.Н. Разумова, в конце XIX в. среднегодовая зарплата томских рабочих составляла 150-200 руб., учителей начальных школ - до 240 руб., а университетских профессоров - 3-4,5 тыс. руб. [1. С. 48]. Таким образом, далеко не каждый горожанин мог себе позволить иметь дома телефон.
Тем не менее спрос на телефон постепенно возрастал, поэтому количество абонентов Омской телефонной сети быстро увеличивалось: после открытия сети (в марте 1904 г.) у нее было 50 абонентов, а к 1 июня 1904 г. в списке значился 91 абонент [14. Л. 75 об., 114 об. - 115]. В 1908 г. в зале железнодорожной станции Омска был установлен первый телефон-автомат, а в сентябре 1912 г. начались работы по проведению подземного телефонного кабеля [15. С. 120121]. С открытием телефонных сетей в городах появлялись служащие новой профессии - телефонистки («телефонные барышни»). Когда абонент вызывал станцию, они обязаны были спрашивать: «Что угодно?», затем соединить с нужным номером. По данным Н. Елизаровой, зарплата омских телефонисток была очень низкой - 22,5 руб. в месяц [9].
В дальнейшем Омская телефонная сеть работала далеко не идеально. В 1910 г. на нее поступали жалобы. 16 июня 1910 г. правительственный инспектор Омской телефонной сети писал об этом контрагенту И. П. Кравцеву, добавляя, что рабочие и служащие устраивали повреждения за неимением знающего руководителя [19. Л. 44-44 об.]. В письмах правительственного инспектора Омской телефонной сети в окружное интендантское управление Омского военного округа от 1 апреля 1910 г. и контрагенту Омской телефонной сети горному инженеру И.П. Кравцеву от 29 июня 1910 г. отмечались случаи «несоединения» дежурной телефонисткой, ее «неответа» на вызовы [19. Л. 54-54 об., 61, 67]. Вероятно, жалобы были связаны не столько с нежеланием телефонисток отвечать и соединять абонентов, сколько с тем, что устроители телефонных сетей не всегда учитывали близость проводов сильных токов на улицах. Ведь городские телефонные сети в Сибири только начинали развиваться, опыта пока было мало.
Поскольку пересечение с электропроводами могло приводить к серьезным неполадкам телефонной связи, то Министерство внутренних дел в своих циркулярах старалось давать полезные советы для устранения подобных неполадок. В письме горному инженеру И.П. Кравцеву от 14 октября 1911 г. временно исполнявший обязанности инспектора Омской телефонной сети ссылался на один из таких циркуляров от 29 сентября 1904 г. № 1236, опубликованный в Поч-тово-телеграфном журнале. В нем предлагались меры для ограждения телефонной линии от действия сильных электрических токов в местах их пересечения с электропроводами посредством устройства предохранительных сеток. Кроме того, предусматривалась установка предохранителей или автоматических выключателей на телефонных проводах. В разъяснении к циркуляру отмечалось, что предохранительные сетки должны были быть устроены так, чтобы: а) предотвращать случайное соприкосновение сетки и неповрежденных телефонных проводов; б) размеры сеток по ширине и длине должны были быть таковы, чтобы разорвавшийся провод надежно задерживался сеткой и не мог задеть другие провода; в) сетки должны были быть заземлены. Расстояние между проводом сильного тока и телефонными проводами в местах их пересечения должно было составлять не менее 1 м. Легкоплавкие предохранители устанавливались на обоих концах телефонного провода, а именно на центральной станции и у абонента. Предохранители состояли из трех частей: угольного громоотвода и двух предохранительных легкоплавких проволочек (на 0,4 и 2 ампера), заключенных в стеклянные трубочки [Там же. Л. 65-65 об.].
В то же время качество работы омских телефонов во многом зависело и от самого владельца сети контрагента И. П. Кравцева. Отмечались случаи обрывов, обледенений проводов и прочие повреждения, которые необходимо было своевременно устранять. Владелец сети с ремонтом не спешил, о чем свидетельствовали продолжавшие поступать жалобы абонентов. После смерти И. П. Кравцева в 1914 г. сетью стала заведовать его вдова Софья Федоровна Кравцева.
Ей пришлось менять воздушные провода на кабельные линии. В феврале 1918 г. пришедшие к власти в Омске большевики национализировали частную телефонную станцию. После свержения советской власти в июне 1918 г. телефонная сеть была возвращена С.Ф. Кравцевой [3, 4]. Правда, как покажут дальнейшие события, владелицей сети она оставалась недолго.
В 1918 г., как утверждает Е.В. Шваб, телефонная станция в Омске вмещала 1 270 номеров [6. С. 32]. Согласно телеграмме от 10 января 1919 г. правительственного инспектора Омской телефонной сети начальнику Омского почтово-телеграфного округа к 1 января 1919 г. в Омской телефонной сети состояло
Плата за телефонное обслуживание в Омске в 1918 г. составляла: в первом полугодии - 252 руб., во втором - уже 432 руб. [20. Л. 15]. Вероятно, увеличение стоимости было связано с ростом цен, вызванным обстоятельствами военного времени. Тем не менее ходатайства от состоятельных людей об установке телефонов продолжали поступать начальнику Омского почтово-телеграфного округа. Так, 27 мая 1919 г. Макушинское товарищество торговли и промышленности обратилось к начальнику Омского почтово-телеграфного округа с просьбой поставить в помещении железнодорожной станции Макушино и товарной конторы телефонные аппараты для частного пользования, так как село Макушино было расположено далеко от станции Макушино. Гужевое сообщение с ней было затруднительным, особенно в весеннюю и осеннюю распутицу. Товарищество даже выразило готовность строить телефонную линию своими силами и за свой счет [22. Л. 2].
В связи с Гражданской войной трудности в работе телефона продолжали нарастать. 15 августа 1919 г. начальник Омского почтово-телеграфного округа писал исполняющему обязанности главного механика Ожегову, что Омская телефонная сеть находилась в «ненормальном состоянии» [23. Л. 4-4 об.]. На это влиял факт нахождения в Омске правительства Верховного правителя А. В. Колчака. Кроме того, Омск являлся городом ближайшего тыла колчаковской армии, поэтому он был переполнен военными учреждениями. Все эти учреждения вместе с омичами, у которых были установлены телефоны, пользовались услугами единственной в городе телефонной сети. При этом ни станционные устройства, ни штат этой сети не предназначались «для города столичного и, кроме того, прифронтового», как писала владелица сети С. Ф. Кравцева правительственному инспектору. Не хватало кадров для качественного обслуживания абонентов. Обслуживавшие коммутатор телефонистки не выносили непрерывной нервной работы, которая длилась по 8 часов в день. Через 4-5 часов у многих из них наступало переутомление, что приводило к
ошибкам в соединении абонентов и замедлению работы. В августе 1919 г. владелица сети указывала на необходимость установить четырехсменное дежурство и назначить помощников дежурных для замены временно отходивших от коммутатора. Для этого наличного штата сети было недостаточно, в связи с чем С.Ф. Кравцева просила правительственного инспектора Омской телефонной сети возбудить ходатайство перед Главным управлением почт и телеграфов о временном прикомандировании к Омской сети 20 телефонисток из числа эвакуированных с правительственных сетей с сохранением содержания от казны [23. Л. 21].
К началу осени 1919 г. состояние Омской сети продолжало ухудшаться. Телефоны ломались в самых критических ситуациях, в частности во время срочной эвакуации большого числа больных и раненых. В конце августа - начале сентября управление полевого санитарного инспектора при Верховном главнокомандующем и главноначальствующий санитарной и эвакуационной частью сообщали правительственному инспектору Омской телефонной сети о необходимости срочного ремонта их телефонов. Временно исполняющий обязанности помощника полевого санитарного инспектора взывал о помощи: «Телефон управления № 11-60 испортился - все время раздается звон, соединиться ни с кем нельзя, прошу немедленной высылки монтера». Положение ухудшалось из-за заторов санитарных поездов [Там же. Л. 6, 19, 29]. К тому же в октябре 1919 г. отмечались случаи хищения телефонных проводов неизвестными лицами [Там же. Л. 50].
В ноябре 1919 г. после отступления колчаковских сил из Омска и окончательного утверждения советской власти телефонная сеть, ранее принадлежавшая С. Ф. Кравцевой, теперь уже окончательно перешла в государственную собственность. Это было связано с тем, что в июле 1919 г. вышел декрет Совета народных комиссаров, по которому следовало провести национализацию всех находившихся на территории Советской республики междугородных телефонных сообщений и всех телефонных сетей общего пользования. Их эксплуатация и управление были возложены на Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель, или НКПиТ). Частным лицам телефоны не полагались [24. С. 370]. Можно предположить, что национализация телефонной связи, которую провели большевики в условиях хозяйственной разрухи и продолжавшихся в ряде регионов страны военных действий, в какой-то степени была выходом из тяжелой ситуации [5. С. 136]. Однако даже с учетом жесткого государственного регулирования на восстановление и модернизацию телефонной сети Омска требовалось время. Если 20 ноября 1919 г. на заседании Омского губревкома совместно с заведующими отделами было отмечено: «Телефоны и телеграф работают» [25. Л. 4а], то 26 декабря этого года на таком же заседании в докладе почтеля указывалось, что по утрам происходили «долгие неответы телефонисток» [Там же. Л. 21-23 об.].
Таким образом, Омская телефонная сеть общего пользования занимала важное место в жизни горожан, начиная с момента своего открытия. Из-за высокой абонентской платы пользоваться телефоном у себя дома могли себе позволить далеко не все. Работники телефонной сети («телефонные барышни») испытывали разного рода трудности, связанные с низкой заработной платой, монотонной нервной работой, перегруженностью сети. Несмотря на жалобы по поводу нестабильной работы телефона, спрос на него сохранялся, о чем говорит возрастание числа абонентов Омской сети в течение рассматриваемого пятнадцатилетия более чем в 27,5 раз (в марте 1904 г. -50 абонентов, а к 1 января 1919 г. - 1 376).
С развитием военных действий на территории Западной Сибири в период Гражданской войны значение Омской городской телефонной сети не только не упало, но и заметно возросло. Стабильно работающая телефонная связь была необходима не только гражданским лицам, но и военному руководству [7. С. 457]. Конечно, с установлением советской власти и национализацией средств телефонной связи проблемы устранялись не сразу. В связи с тяготами войны и послевоенной разрухи телефон в Омске некоторое время продолжал работать с перебоями. Омская телефонная сеть, оставаясь одной из крупнейших городских сетей в Западной Сибири, требовала модернизации. Постепенному решению этой задачи должно было способствовать введенное большевиками государственное регулирование ее работы.
Е.Б. Буторина. Новосибирск : Сибирская горница, 2000.
V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. О. А. Харусь. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012.
guest/city/history/timeline/1900-1916 (дата обращения: 18.08.2017).
Статья представлена научной редакцией «История» 31 августа 2017 г. HISTORY OF THE OMSK TELEPHONE NETWORK (1904-1919)
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 424, 105-110. DOI: 10.17223/15617793/424/14
Vladimir A. Morev, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: morevv@sibmail.com Keywords: telephone; Omsk telephone network; subscriber&s rental; Omsk; Western Siberia; A.V. Kolchak.
The aim of this article is to describe the history of the creation and development of the Omsk telephone network at the beginning of the 20th century up to its nationalization by the Bolsheviks in 1919. The development of the telephone communication system is one of the poorly studied topics in the history of Siberia&s economy. The history of the Omsk telephone network is not an exception. At the turn of the 20th century Omsk was a large commercial and industrial center of Western Siberia. It became one of the key stations of the Trans-Siberian Railroad. In this connection Omsk was one of the cities which needed fast communication. The basic sources of the research are documents from the Historical Archive of Omsk Oblast. In addition, the author used the materials of the State Archive of Novosibirsk Oblast, the Report on the Operation of Government Railways for 1902 and the List of Subscribers of the Omsk Telephone Network for 1915. Small telephone networks for administrative needs already acted before the opening of the public telephone network in Omsk (from 1884). Mining engineer I.P. Kravtsev designed the Omsk public telephone network. In March 1904, the Omsk public telephone network was put into operation. The author found that for most subscribers the annual subscriber&s rental was 75 rubles. Among free subscribers were I.P. Kravtsev, the Omsk postal and telegraph district administration, the district chief, his assistant, the district mechanic, the head of the postal and telegraph office, the head of the telephone network and the telephone network inspector. The author comes to a conclusion that, despite the high subscriber&s rental and interruptions in work, the telephone in Omsk was in great demand. So, in March 1904, the Omsk telephone network had only 50 subscribers, and by 1 January 1919 already 1,376. The years of the Civil War were a difficult period for the Omsk telephone network. In 1918 the payment for the telephone service in Omsk was 252 rubles in the first half of the year and already 432 rubles in the second half. While the seat of the government of the Supreme ruler A.V. Kolchak was in Omsk, the city was crowded with military institutions. However, neither the station devices nor the staff of the Omsk network could bear the increased load on the telephone network. There were not enough personnel for qualitative service of telephone subscribers. By the beginning of the autumn of 1919, phones broke during the emergency evacuation of large numbers of the sick and the wounded. In November 1919, after the retreat of Kolchak&s forces from Omsk and the final approval of the Soviet government the telephone network became public property. The author believes that the nationalization of the telephone, which the Bolsheviks held in the conditions of economic disruption and military actions lasting in some regions of the country, was a way out of the difficult situation in some degree. The Omsk telephone network had to be upgraded. State regulation of its work was to contribute to the gradual solution of this problem.
REFERENCES
Oblast]. In: Desyatskiy, V.S. et al. (2000) Istoriya elektrosvyazi Tomskoy oblasti (otproshlogo k nastoyashchemu) [History of telecommunications of Tomsk Oblast (from past to present)]. Tomsk: Spektr.
Pages of the history of the Novosibirsk city telephone network]. Novosibirsk: Sibirskaya gornitsa.
chteniya [Platonov readings]. Proceedings of the XII all-Russian conference of young historians. Samara. 10-11 November 2006. Samara: Uni-vers-grupp. (In Russian).
teoriya, praktika [Document: history, theory, practice]. Proceedings of the V all-Russian conference with international participation. Tomsk: Tomsk State University. (In Russian).
http://www.admomsk.ru/web/guest/city/history/timeline/19th-century-second-half. (Accessed: 18.08.2017).
Received: 31 August 2017