МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
историографического анализа.
Список использованной литературы:
© Иванов А.П., 2016
УДК 94(47+57)
Лопатина Н.Л.
к. культурологи КемГМУ, г. Кемерово, Российская Федерация
РАЗМЫШЛЕНИЯ П.Б. СТРУВЕ О СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
В статье приводятся необычные для современного читателя суждения П.Б.Струве о советской власти 1920-30-х годов. Будучи образованным человеком, общественным деятелем Струве с болью писал о
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
преобразованиях большевиков. Он называл новую власть «игом», «плановым палачеством», «деправационизмом», антинародной. Считал, что советскую власть должна изучать политическая «тератология».
«Тератология», «иго советчины», насилие, разрушение, частная собственность
Русский философ, историк и общественный деятель П.Б. Струве, находясь в вынужденной эмиграции, оценивал советскую власть как причину экономической, политической, культурной катастрофы страны. В 1926 г., он определил положение советского народа «под игом советчины» [2, с.126,756]. Считал, что изучением советской власти должна заниматься специально созданная наука - политическая «тератология» (наука об «уродах») [2, с.24]. Социалистическая революция, по его мнению, «привела к разрушению государства и падению культуры, восторжествовали не силою народа, а его слабостью» [2, с.119]. Струве был уверен, что советская власть «оглушила разум и совесть масс», [2, с.136] уничтожила часть народа, проведя его через массовые репрессии. Поэтому он назвал советскую власть «сатанократией» [2, 645], и «плановым палачеством» [2, с.815]. «Большевизм-это совершенно неслыханный в истории «деправационизм», какое-то крупное и массовое и в то же время насильственное и насильническое производство обмана и лжи, извращения и разврата» [2, с.577]. Считал, что в большевизме сгустились яды, ранее существовавшие, был уверен, что большевизм опасен для мира [2, с.635]. Полагал, что советская власть является основой для угнетения народов [2, 757]. Кратко дал определение положению советского народа: «Все всего боятся» [2, с.44]. Философ с горечью писал, что советская власть разрушала свободную личность и культуру. Причину этого разрушения Струве вывел из генерального направления политики советской власти по уничтожению частной собственности. Он писал: «Без собственности [...] не может быть прочного чувства родины и долга перед ней, не может быть крепкого и сознательного патриотизма. Собственность же есть как бы вещное сгущение этой хозяйственной свободы, без которой свобода вообще есть пустой звук и даже обманчивый призрак» [2, с.573]. П.Б.Струве увидел новые социокультурные алгоритмы взаимоотношения между государством и народом, которые Н.А.Бердяев квалифицировал как «торжествующее хамство», вырабатывающего не граждан, «а только рабов или же революционных бандитов» [1, с.201]. Содержание алгоритмов было производно от того, что формально собственность принадлежала народу, но фактически - государству. Ликвидация частной собственности определяла как объемы отчуждения произведенной стоимости, так и регламент труда и быта, новую культуру города и деревни. На смену наемному труду в городе и свободному труду в деревне пришел принудительный труд, не приносивший ни морального, ни материального удовлетворения (особенно колхознику). Мотивация труда вытеснялась фальшивыми лозунгами и поверхностными административными мероприятиями в виде социалистического соревнования и призывов к трудовому энтузиазму. На основе социалистической трудовой повинности власть стремилась принудительную систему сделать частью национальной культуры, придавая ей некий героический ореол. Произошло отчуждение труда, что явилось причиной экономической и культурной деградации. «Бессмысленная коммунистическая система довела страну до того, что у населения нет хлеба; у власти нет валюты. И вот власть ради получения валюты вывозит хлеб, которого не хватает населению» [2, с.507]. Струве считал, что новая власть носит антинародный характер, игнорирует исторический опыт страны. Поэтому он называл коммунистическую власть антинациональной [2, с.177] и полагал, что Россия и Советская Россия разные государства [2, 259]. «Россия - есть погорелое место, спаленное революцией» [2, с.38].
В 1930 г. П.Б.Струве писал об уничтожении русской культуры в душах детей, которые, будучи обманутыми, станут служить коммунизму [2, с.542]. Обман этот нетрудно было осуществить, поскольку традиционная система воспитания и образования была разрушена в 20-е гг. Струве в своей книге «Дневник политика (1925-1935)» привёл строки письма очевидца из России: «И отцы и матери все на работе, дети без присмотра на улице. Поэтому распущены невероятно от школ первой ступени до вузов. Такая безграмотность у всех, такое невежество, нечто ужасное, и притом полное непонимание того, что они ничего не знают, не умеют ни говорить, ни писать, ни читать прилично. Всем им кажется: и так ладно» [2, с.64].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
Струве был уверен, что новая власть продержится недолго из-за своей абсурдности и игнорировании эволюционных законов развития общества. При этом он ещё в 1930 г. прогнозировал, что советам необходима война, на которую они спишут все свои экономические, социально-политические неудачи [2, с. 579]. П.Б Струве оценивал деятельность коммунистов: «Разрушили великое государство, упразднили собственность, напустили на великую страну целое море всякого паскудства...» [2, с.135]. Список использованной литературы:
© Лопатина Н.Л., 2016
УДК 433
А.В. Торгашов
студент 4 курса Исторического факультета Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
И.И. Явнова к.и.н. доцент,
Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ВОЕННОГО СОВЕТНИКА В.К. БЛЮХЕРА
В КИТАЕ В 1924 - 1927 ГОДАХ
Аннотация
В статье автор рассмотрел проблему деятельности советского военного советника В.К. Блюхера в Китае в 1924 - 1927 годах. Автором были изучены факты участия В.К. Блюхера в гражданской войне в Китае в
В.К. Блюхер, Гуанчжоуское правительство, Восточный поход, Северный поход, Национально-революционная армия Сунь Ятсена.
После окончания Гражданской войны в России, Советское правительство, стало оказывать поддержку революционно настроенным народам Востока, направленную против правящего там милитаризма и иностранной интервенции. Советская Россия, оказывая помощь китайскому народу, направляла в Китай советских военных специалистов и советников, для того чтобы поддерживать боеспособность революционной армии.
Одним из таких советских военных советников был Василий Константинович Блюхер, который в 1921 году был назначен на должность военного министра и главнокомандующего Дальневосточной Республики. Находясь на этой должности, с войсками Красной Армии, нанес сокрушительное поражение Белой армии и японским милитаристам, за что был награжден четвертым орденом Боевого Красного Знамени [4, с.196].
В конце августа 1924 года, по просьбе Сунь Ятсена, советское командование направило командарма В.К. Блюхера, в качестве главного военного советника гуанчжоуского революционного правительства в Южный Китай, вместо погибшего в перестрелке Павла Андреевича Павлова [3, с.20]. Основной целью, которую поставило советское командование перед Блюхером, было оснащение китайской революционной армии советским вооружением.
После того, в октябре 1924 года как В.К. Блюхер прибыл в Гуанчжоу (Кантон), началась организационная поставка советского вооружения гуанчжоускому правительству. За несколько месяцев,