Спросить
Войти

Социализация беспризорных подростков в Иркутской области и Красноярском крае в 1930-х гг

Автор: указан в статье

Е. Н, Лебедева

Социализация беспризорных подростков в Иркутской области и Красноярском крае в 1930-х гг1

Социология

Одним из показателей эффективности государственной политики по сокращению детской беспризорности 1930-х гг. являлась успешность социализации воспитанников детдомов. В качестве одного из направлений социализации беспризорных подростков выступало осуществление их выпуска из детдома. Согласно положению «О школьном детдоме нормального типа» воспитанники в зависимости от уровня подготовки поступали на производство, в систему фабрично-заводского ученичества, техникумы, рабфаки. Все выпускники должны были обеспечиваться денежными пособиями, одеждой, обувью, постельным бельем. Так, при выпуске подростков и их трудоустройстве на промышленные предприятия каждому должны были выдаваться две пары нижнего белья, две смены повседневной одежды, одна пара обуви, головной убор, ватное пальто. Для тех, кто определялся в сельскохозяйственное производство, к данному перечню добавлялись две смены постельного белья, полотенце, подушка, ложка и тарелка. В течение года со дня выпуска воспитанников детдом был обязан наблюдать за ребятами и оказывать им посильную помощь1.

Тем не менее, в инструктивно-методическом письме «Об организации выпуска детей» Сибирского краевого отдела народного образования, адресованном детдомам, содержалась информация о том, что отсутствовал индивидуальный подход к распределению детей в соответствии с их наклонностями и способностями, не осуществлялась своевременная подготовка одежды, обуви, постельного белья для выпускаемых подростков, нередко не подыскивалось жилье, и выпускники годами могли проживать в детдомах, что вызывало перегруженность данных социально-реабилитационных учреждений2.

Устройство подростков на производственные предприятия осуществлялось отделами народного образования совместно с профсоюзами, фабрично-заводскими комитетами и промышленными комитетами3. Последние осуществляли, так называемое, трудовое шефство и сначала устраивали подростков на предприятия в качестве учеников, а затем включали их в состав штатных рабочих. В большинстве случаев воспитанники детдомов устраивались на производственные предприятия комиссии по улучшению жизни детей, в штатном составе которых 50% должны были составлять беспризорные и безнадзорные подростки не моложе 15 лет4. Стимулирование интереса ребят к трудовому процессу должно было осуществляться посредством систематического повышения квалификации. Подростки обязательно участвовали в оплате определенной части стоимости общежития, В качестве одной из задач деткомиссии счи-

талась организация дальнейшего обучения трудоустроенных подростков в вечерних школах, на курсах, рабфаках.

Нередко трудовая деятельность беспризорных детей на фабриках и заводах сопровождалась определенными сложностями. Так, в 1931 г. в отчете I Восточно-Сибирской краевой конференции ударников производства, бывших детдомовцев и беспризорных отмечались неблагоприятные жилищные условия, заработная плата ниже прожиточного минимума, «обезличка» и «уравниловка» в системе оплаты труда, неприкрепленность к столовым, разноуровневая подготовка воспитанников детдомов5.

Нормативно-правовые акты, направленные на улучшение условий жизни трудоустроенных подростков, на практике не действовали. Например, еще в 1930 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О первоочередном обеспечении жилплощадью и местами в общежитиях беспризорных подростков, устраиваемых на работу в предприятия и учреждения»6. Однако качество предоставляемого жилья нередко было крайне низким. Так, 8 1935 г. на Иркутском заводе им. Куйбышева 30 трудоустроенных подростков были помещены в общую комнату со взрослыми, в которой уже проживало 100 рабочих7.

Отвратительные социально-бытовые условия выпускников детдомов подтверждают материалы печатных изданий. Так, в 1935 г. в «Восточно-Сибирской правде» была опубликована статья о положении подростков, работающих на заводе им. Куйбышева8. На данное предприятие было трудоустроено 16 воспитанников Александровской трудовой колонии и семь выпускников детдомов. Их разместили в общежитие, где постель меняли раз в месяц. За место в общежитии вычитывали 15 руб. в месяц. В столовой давали только обед, завтрак и ужин составляли хлеб и кружка воды. Ребята не знали, сколько они должны получать. Например, Сучков Ваня за июнь получил только 13 копеек, остальные не получили ничего. В итоге вместо работы часть детей стала «промышлять» в магазинах, некоторые оказались в изоляторе. Несмотря на привлечение внимания общественности к проблемам трудоустроенных подростков, ситуация на данном предприятии не изменилась и в следующем году. В 1936 г. в школу ФЗУ им. Куйбышева было трудоустроено 100 ребят. Стипендии в 78 руб. катастрофически не хватало на оплату общежития, питание, приобретение одежды и обуви, Некоторые питались одним хлебом. Одежда, обувь, постельное белье были выданы еще в детдоме. Недостаточно учитывались профессиональные наклон-

Щ Социология

ности ребят. Так, девушки совсем не хотели учиться на слесарей. Такие социально-бытовые условия и невнимательное отношение к бывшим воспитанникам детдомов нередко порождали негативное отношение к советской власти. Некоторым ребятам, например, Кузьмину, Султанову, Полежаеву, Артамонову, принадлежали такие фразы: «Что ни умный, то троцкист», «В газетах врут, что за границей рабочие плохо живут», «Почему ругают фашистов? Они ведь тоже люди», «Куда подевали наших отцов?»9. Никакой деятельности, направленной на преодоление подобных настроений, со стороны администрации не было осуществлено.

В 1937 г. из 38 учеников предприятий Иркутской областной деткомиссии только 24-м выдавались дотации на питании, абсолютно никакой воспитательной работы среди них в общежитии не проводилось, постельных принадлежностей не хватало на всех10. Идентичная ситуация наблюдалась в Красноярском крае. Ребята, трудоустроенные в 1937 г. на предприятие «Красмашст-рой», проживали в грязных помещениях, мастера обращались с ними,крайне грубо, давали непосильную работу. Дети были предоставлены сами себе. Такое же положение было и на фарфоровой фабрике. Средняя зарплата бывшего воспитанника детдома составляла 40-45 руб. в месяц. На эти деньги дети вынуждены были питаться, одеваться, покупать дрова и мебель11.

Кроме этого, часто встречались факты редкого и незначительного повышения разрядов. В частности, в постановлении бюро Иркутского горкома ВКП(б) от 5 февраля 1936 г. «О положении в краевой деткомиссии» отмечался низкий уровень производственного обучения подростков, в результате ребята не получали никакой квалификации и после достижения совершеннолетия в большинстве случаев распределялись по разным предприятиям в качестве чернорабочих12. В&1938 г. в столярной мастерской и швейном комбинате Иркутской областной деткомиссии за полгода только 30 учеников получили квалификацию мастера. Длительное время на этих предприятиях оставался нерешенным вопрос кадрового обеспечения. Укомплектованность квалифицированными кадрами составляла 40%, а текучесть мастеров - 50%13. Встречался и положительный опыт социализации беспризорных детей посредством их трудоустройства. В данном случае нередко большую роль играл человеческий фактор. Например, в 1938 г. на Иркутском лесозаводе директор сам был выходцем из беспризорной среды, и материальное положение трудоустроенных подростков было достаточно хорошим: для них было организовано общежитие, часто выдавались авансы, ссуды, по истечении года работы всем восьми ребятам был присвоен определенный уровень квалификации14. Бывшая беспризорница Шулякова после того, как стала работать на швейном комбинате Иркутской областной деткомиссии, из грубой отчаянной хулиганки превратилась в грамотную швею, стахановку15.

Кроме устройства воспитанников сиротских учреждений в систему фабрично-заводского ученичества, часть из них определялась в сельскохозяйственные коммуны, артели и товарищества. Эта форма выпуска и трудоустройства воспитанников получила распространение только в конце 1920-х - начале 1930 -х гг. в связи с началом осуществления политики коллективизации. До этого трудоустройство детей в коллективные крестьянские хозяйства носило единичный характер. При этом даже в начале 1930 гг. нормативно-правовая база выпуска воспитанников из детдомов в колхозы не была создана, что отрицательным образом сказывалось на дальнейшей социализации подростков. В дальнейшем количество детей, размещенных на работу в колхозы, постепенно увеличивалось и превышало число подростков, трудоустроенных на промышленные предприятия. Так, в 1937 г. в Красноярском крае только из одного детдома в совхозы был размещен 51 воспитанник, а на фабрики и заводы - 21 подросток, то есть в два раза меньше16. Для стимулирования принятия детдомовцев сельскохозяйственными коллективами, центральные и местные органы предоставляли им в качестве вступительного и паевого взноса на одного воспитанника по 50 рублей17.

Таким образом, в большинстве случаев социализация выпускников детдомов осуществлялась посредством трудоустройства их на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Неудовлетворительные социально-бытовые условия, низкая заработная плата и несвоевременное повышение уровня квалификации вызывали снижение мотивации к занятию трудовой деятельностью и нередко приводили к нарушению трудовой дисциплины. Тем не менее, централизованное трудоустройство беспризорных подростков предотвращало их дальнейшую маргинализацию.

1 ГАКК. Ф. 1418. оп.1. д. 2. л. 14.
2 ГАИО. Ф. 246. оп.1. д. 51. л. 268.
3 Васильева В. Организация труда в детских домах РСФСР II Народное просвещение. - 1924. - №9-10. - С. 58.
4 ГАКК. Ф. 1419. оп.1. д. 17. л. 146.
5 Там же. Д. 10. Л. 56.
6 ГАКК. Ф. 1418. оп. 1. д, 1. л. 33.
7 ГАИО. Ф. 635. оп.1. д. 68. л. 25.
8 Шляева. Сбыли с рук II Восточно-Сибирская правда, -1935. - 17 августа. - С. 3.
9 ГАИО. Ф. 635. оп.1. д. 101. л. 64.
10 ГАНИИО. Ф. 330. оп.1. д. 130. л. 3,11.
11 ЦХИДНИКК. Ф. 26. оп.1. д. 705. л. 19.
12 ГАНИИО. Ф. 330. оп.1. д. 130. л. 94.
13 Там же. Д. 217. Л. 17.
14 ГАИО. Ф. 635. оп. 1. д. 68. л. 2.
15 ГАНИИО. Ф. 330. оп. 1. д. 217. л. 26.
16 ГАКК..Ф. 1383. оп.1. д. 153. л. 1.
17 Протасов Г. Детдомовцы в колхозах //Просвещение Сибири. - 1929. - №11. - С. 51-52.

Статья принята к публикации J0,11.06

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты