Спросить
Войти

Возрождение национальной культуры и процессы миграции среди немцев в Забайкальском крае

Автор: указан в статье

Серия «Политология. Религиоведение»

2015. Т. 11. С. 87-96 Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 325.11

Возрождение национальной культуры и процессы миграции среди немцев в Забайкальском крае

А. В. Жуков, А. А. Жукова, К. Е. Власова

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация. Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на прибытие и современные процессы сокращения численности немецкого населения Забайкальского края. Авторы впервые проанализировали влияние объективных условий на процессы миграции немцев в Забайкалье, таких как геополитический, исторический фактор, и пришли к выводу о том, что историческая память современных немцев Забайкалья является объективным фактором, способствующим их выезду из региона, пребывание в котором они и их предки считали суровым и несправедливым наказанием. В статье доказывается, что объективным фактором, который влияет на миграцию забайкальских немцев, являются условия, связанные с ухудшением демографической и экономической ситуации в регионе. Вместе с этим содержание статьи доказывает, что имеется субъективный фактор, действие которого способствует не только сохранению немецкого этноса в Забайкалье, но и их объединению, основанному на чувстве патриотизма по отношению к России, Забайкалью, а также стремлении возродить здесь национальную культуру и язык.

Одной их проблем, сопровождающих современное развитие этнической сферы современного Забайкальского края, является тенденция, связанная с устойчивым сокращением численности многих этнических групп. Ярким свидетельством процесса убыли этнического населения является снижение численности забайкальских немцев, фиксируемое начиная с 90-х гг. ХХ в. Если данные переписи 2002 г. свидетельствуют о наличии 1 294 немцев на территории региона [19, с. 284], то данные переписи 2010 г. - о 750 немцах [25]. Тогда, согласно данным Читинской организации российских немцев «Хофнунг», в Чите проживало около 400 немцев, сегодня их не более 240 [9]. Убыль этнических немцев с территории региона представляет проблему, для понимания сущности которой необходимо ответить на вопрос, какие факторы оказывают влияние на указанный процесс. Вместе с этим важной задачей является необходимость выяснить причины и условия, способствующие тому, что некоторые из них не только остаются в Забайкалье, но и прилагают значительные усилия, пытаясь возродить культурные традиции российских немцев [7, с. 75].

Об истории появления, жизни и проблемах немцев в Забайкалье упоминали такие издания, как «Сибирская советская энциклопедия» [20, с. 204] и «История Сибири» [12, с. 311]. Особенностями различных групп немцев интересовались забайкальские краеведы В. Ф. Балабанов [1, с. 113], В. Ф. Вагнер [2], Г. А. Жеребцов [8, с. 67], Л. В. Краус [13, с. 94], А. Г. Озорнина [17, с. 46], Е. Д. Петряев [18, с. 149], А. И. Чащин [24, с. 54], В. Ф. Немеров [22], Г. А. Юргенсон [28, с. 8] и др. О жизни и проблемах современных немцев в Забайкалье мы узнаем из информации городской организации читинских немцев «Хофнунг» [27], опубликованных интервью И. А. Решта [9], М. Троицкого [16], других газетных публикаций [10]. В целом тема российских немцев в Забайкалье привлекает значительное количество авторов, однако вопрос о факторах, влияющих на количество представителей этой национальности, проживающих в Забайкалье, до сих пор не ставился и не обсуждался.

Отвечая на вопрос о причинах современной миграции немцев из Забайкалья, во-первых, необходимо обратить внимание на наиболее значимые исторические традиции, связанные с алгоритмом прибытия и убытия немцев в регион в течение длительного времени. Дело в том, что геополитическое положение Забайкалья как отдаленного, приграничного, но стратегически важного и насыщенного полезными ископаемыми региона России уже на протяжении трех столетий объективно обеспечивает присутствие здесь немцев. Ведь это, как правило, наиболее грамотные и добросовестные специалисты, исследователи, военные, строители и управленцы, находящиеся на службе у Российского государства. Однако для понимания особенностей процесса миграции немцев в это время надо иметь в виду, что число их никогда не превышало нескольких десятков, даже после того, как в XVIII в. Российское государство стало привлекать их для интенсивного исследования и освоения этих территорий. Например, крупная группа немцев работала на строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали [17, с. 46].

Здесь важно отметить, что немцы в это время не оставались в Забайкалье на всю жизнь. Исключением является семья горного инженера И. Бальдауфа [18, с. 149]. Другим исключением можно считать пример жизни в Забайкалье немцев-декабристов [9], таких как К. П. Торсон, а также М. К. и В. К. Кюхельбекеры [5, с. 23]. Однако, несмотря на эти примеры, в Забайкалье, в отличие от других регионов России, немцы не сформировали постоянных поселений или колоний, где бы традиция немецкой культуры передавалась из поколения в поколение. В целом рассмотрение примеров прибытия и убытия немцев из Забайкалья в течение XVII-XIX вв. показывает, что восприятие себя как «временного человека» в Забайкалье, в отличие от многих других регионов России, где в это время были сформированы крупные немецкие колонии [11], закономерно для немцев и исторически присуще побывавшим здесь представителям этого народа.

Эта традиция укрепилась в начале и середине ХХ в., когда немцы появлялись здесь как военнопленные. Большая группа немцев была прислана в Забайкалье в годы Первой мировой войны. В Чите тогда оказались 32,5 тыс. иностранных солдат. Свидетельством их присутствия является братская моИзвестия Иркутского государственного университета. 2015 Т. 11. Серия «Политология. Религиоведение». С. 87-96

гила германских, австрийских, турецких военнопленных на территории Старо-Читинского кладбища, где, как считается, похоронено около 700 человек. В Чите они проживали в очень хороших условиях, потому что концлагерей тогда не было, а действовало утвержденное Николаем II «Положение о военнопленных», обязывавшее относиться к ним гуманно [22]. Состоятельные читинцы сдавали военнопленным помещения, за которые платила городская дума [24, с. 54]. Они чувствовали себя свободно, им предоставлялась оплачиваемая работа, жилье, их хорошо кормили. Военнопленные могли посещать рестораны, а для отправления религиозных нужд они ходили в костел. Некоторые из читинок тогда вышли замуж за этих военнопленных и дали начало нескольким известным фамилиям в нашем городе, таким как Майзленгер. Однако в своем большинстве, несмотря на гостеприимство читинцев, в 20-е гг. ХХ в. немцы покинули Забайкалье, как только правительство ДВР даровало им свободу [22].

Значительно большее влияние, чем военнопленные, на этническую среду Забайкалья оказали временно переселенные сюда российские немцы в 30-е гг. ХХ в. Тогда в Советском Союзе в связи с репрессиями началось массовое переселение российских немцев из Поволжья, где формировались рабочие «бригады», распределяемые в Забайкалье в районы золотодобычи [13, с. 94]. С началом Великой Отечественной войны, после Указа Президиума ВС СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», российские немцы были выселены в Казахстан, Среднюю Азию, на Урал, в Сибирь и, наконец, в Забайкалье [7, с. 75]. Предки многих читинских немцев, например семья Шиферштейн, сначала были отправлены из Поволжья в Узбекистан, где жили в Ташкенте, только затем в Забайкалье. В это же время из Читинской области некоторых немцев выселяли еще дальше на восток [9].

После окончания Великой Отечественной войны репрессированные российские немцы оставались в Забайкалье надолго. Они были переведены на спецпоселение с ущемлением личных прав и ограничением передвижения. В январе 1947 г. с Урала и Красноярского края прибыли несколько групп немцев-спецпоселенцев, которых расселили в Балейском, Каларском и Оло-вяннинском районах и использовали в качестве рабочей силы на предприятиях горной и лесной промышленности. Утраченные права немцы получили на основании Указа Президиума ВС СССР от 13.12.1955 г., но им запрещалось возвращаться к прежнему (до 1941 г.) месту жительства и хлопотать о конфискованном при выселении имуществе [2].

Именно это поколение сформировало в Забайкалье немецкое население, остатки которого покидают регион в наши дни. Пребывание в Забайкалье они и их потомки должны были оценивать и оценивали как несправедливое и суровое наказание. Как только российские немцы получили полную реабилитацию после принятия Законов РСФСР »О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991 и «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 (в Читинской области на 1998 г. было реабилитировано 239 немецких семей), они в своей массе отправились из Забайкалья [13, с. 95]. Кто-то из них уехал в другие регионы России, но большая часть отправилась

на историческую Родину, где у них обнаруживались родственные связи. При этом если на первых порах проблем с въездом в Германию не было, то затем правила въезда ужесточились, так как стали требовать знания немецкого языка и культуры. Однако, несмотря на трудности, связанные с переездом, немцы продолжают уезжать из Забайкалья, что приводит к резкому сокращению их численности в регионе.

Таким образом, рассмотрение геополитического и исторического факторов показывает нам, что отъезд этих людей из Забайкалья в своей массе закономерен, обоснован и подкреплен процессом современной миграции населения из региона, связанной с ухудшением демографической ситуации [15, с. 33]. Как показывают данные, изменения в области политической обстановки, а также социально-экономического развития Забайкальского края неблагоприятно повлияли на численность населения региона, которая за период с 1990 по 2014 г. сократилась на 230,3 тыс. чел. [26].

Еще одним фактором сокращения численности немцев в Забайкалье являются процессы внешнего социального влияния и размывания границ между этносами. Сегодня у представителей этноса большие опасения вызывают тенденции, свидетельствующие об утрате немцами Забайкалья собственно немецкой культуры и культурной идентичности. Как убеждены многие, современное поколение забайкальских немцев внешне ничем не отличается от русских и не стремится обособиться ни от них, ни от других народов. Кроме этого, сохранению немецкой диаспоры в Забайкалье не способствует и то, что немцы не стараются создавать немецкие семьи, а вступают в смешанные браки с бурятами, татарами, русскими, азербайджанцами, дагестанцами, чеченцами и представителями других национальностей [9].

Сокращение количества немцев говорит о том, что исторический, геополитический факторы и фактор внешнего социального влияния в современном Забайкалье не способствуют формированию позитивного образа региона в глазах российских немцев. На фоне сказанного поразительным является то, что в Забайкалье есть немцы, которые не собираются уезжать, более того, они активно прилагают усилия для возрождения своей национальной идентичности и сохранения организационного единства. В противовес перечисленным объективным причинам значимыми здесь являются субъективные причины, которые побуждают забайкальских потомков немцев, многие из которых были репрессированы, выбирать немецкую идентификацию и оставаться гражданами Российской Федерации. Рассматривая субъективный фактор формирования немецкой идентичности в Забайкальском крае, отметим, что возрождение немецкой культуры провозгласили своим лозунгом несколько общественных организаций, действующих в Забайкальском крае, такие как «Ви-дергебурт», «Традиции» и «Хофнунг».

Первым среди них в 1991 г. было зарегистрировано Читинское областное общество российских немцев «Видергебурт» («Возрождение»). При своей регистрации оно заявляло о себе как о региональной общественной организации, объединяющей российских немцев, проживающих в Читинской области, с целью сохранения и развития немецкой культуры и этноса [3]. ОднаИзвестия Иркутского государственного университета. 2015 Т. 11. Серия «Политология. Религиоведение». С. 87-96

ко после выезда за пределы России большей части своих членов в течение 90-х гг. ХХ в. общество заметной социальной активности не проявляет. Также незаметно участие в общественной жизни региона со стороны зарегистрированной в 2009 г. в Чите Местной национально-культурной автономии российских немцев Читинского района под названием «Традиции» [14]. В то же время на социальном поле Забайкалья выделяется Читинская городская общественная организация российских немцев под названием «Хофнунг», что в переводе означает «Надежда», которая появилась в 2002 г.

Читинский центр «Хофнунг» - одна из самых малочисленных немецких организаций в России. Организация объединяет российских немцев (и лиц других национальностей) с целью возрождения и сохранения этноса, традиций, культуры, немецкого языка, национального достоинства. Социальная активность организации «Хофнунг» направлена на способствование формированию благоприятной социальной и этнической обстановки в Забайкальском крае, организации взаимодействия с самыми разнообразными группами и организациями [27].

Здесь необходимо сказать, что собственных средств у организации нет, она существует на общественных началах. Наиболее активные представители «Хофнунг» занимаются проблемами организации помимо основной работы. Например, действующий председатель И. А. Решта преподает музыку в средней школе № 22. Одна из основателей «Хофнунг», М. И. Дычко, работает учителем немецкого языка в школе № 38. Учителем географии в школе № 47 работает известная немецкая поэтесса Л. В. Пляскина (Крауз).

Приоритетными направлениями деятельности организации являются научно-исследовательское, образовательное, информационное, социальное, культурно-досуговое и издательское [23]. Основной задачей научно-исследовательской деятельности «Хофнунг» является изучение истории немцев Забайкалья, которое реализуется через организацию и проведение конференций, симпозиумов. Уже несколько лет забайкальские немцы участвуют в организации грантовых проектов, связанных с их участием в Гражданском форуме, ежегодно проводимом в Забайкалье. В рамках программы мероприятия организация участвовала в конкурсе проектов по направлению «Развитие культурно-нравственных традиций народов Забайкалья».

В средней школе № 38 действует организованный «Хофнунг» кружок «Поиск», в котором изучение истории немцев в Забайкалье проходит одновременно с изучением немецкого языка. Этой же теме, только с уклоном в сферу поэтического перевода и изучения материалов о жизни немецких художников, поэтов и композиторов, посвящена работа творческой группы «Наследие». Эта группа занимается изданием книг, посвященных истории и культуре немцев в Забайкалье, на русском и немецком языках [23]. Для читинских немцев «Хофнунг» проводит бесплатные курсы немецкого языка и участвует во всевозможных городских мероприятиях, выступая в немецких костюмах с народными танцами и песнями [16]. Для забайкальских школьников «Хофнунг» организует семинары, такие как «Научно-исследовательская деятельность учащихся как фундамент при выборе будущей профессии» и

«Престижность владения иностранным языком в любой профессии». В 2011 г. в Чите был организован Фестиваль дней Германии [16]. Ежегодно активисты и энтузиасты организации занимаются подготовкой и проведением фестивалей детской культуры, регулярно проходящих в рамках празднования Дня города. Не оставляют без внимания в «Надежде» и тех, кто был переселен в Забайкалье в годы сталинских репрессий. Им оказывают помощь в организации бесплатного отдыха на курортах края.

Хотя немцев, проживающих в Забайкалье, становится все меньше, благодаря фестивалям национальных культур члены Читинской городской организации российских немцев «Хофнунг» смогли подружиться с представителями других диаспор, узнать их обычаи, рассказать о своих. Так, например, немцы принимали участие в проекте «Вместе мы - сила» театра национальных культур «Забайкальские узоры», в рамках которого они выступили на празднованиях Сабантуя, Сагаалгана, Новруза и Дня цыган. Представители других диаспор, в свою очередь, приходят и выступают на немецких праздниках. На данный момент представители разных диаспор совместно проводят праздники, помогают друг другу [27].

В XXI в. важным фактором, способствующим объединению немцев и формированию их идентичности, становится лютеранская религия. Для современных забайкальских немцев важны документально подтвержденные сведения о том, что лютеранство неразрывно связано с традициями немцев [4, д. 304, л. 4], и о том, что в Забайкалье, несмотря на репрессии, эти традиции неукоснительно соблюдались [17, с. 46]. Действующая в регионе лютеранская организация находится в тесном взаимодействии с «Хофнунг» [6]. Она появилась в Чите в 2000 г. благодаря усилиям большой немецкой семьи Линкер. Это евангелическая лютеранская община Св. Матфея, которая является частью Евангелическо-лютеранской церкви России. На настоящий момент ее возглавляет О. Линкер, входящая в актив организации «Хофнунг». Число прихожан общины относительно невелико, не более тридцати, тем не менее собрания верующих отличаются теплотой и сердечностью. Члены общины поют песни на немецком языке, слушают национальную музыку, читают и сами пишут стихи, делятся рецептами национальной кухни [9].

Итак, «Хофнунг» дал возможность объединиться и лучше узнать друг друга представителям более 100 семей. Организация открыта для всех, на встречи и занятия сюда приходят и те, у кого нет немецких корней. «Пропуском» служит живой интерес к немецкой культуре, желание учиться, узнавать что-то новое. Конечно, деятельность «Хофнунг» не закрывает ее участникам путь из Забайкалья, так как на фоне активности этой организации каждый из членов «Хофнунг» может выбрать свой путь. Важно, что на территории Забайкалья представители немецкого народа ощущают себя членами большой и дружной семьи забайкальцев. При этом внимание к «Хофнунг» как немецкому представительству в регионе есть показатель того, что немецкая культура интересна широкому кругу людей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сохранение и возрождение этноса российских немцев в Забайкальском крае в

принципе возможно и желательно. Прежде всего человек должен хотеть быть гражданином России, и это должно определяться не только уровнем жизни, но и воспитанием и знанием истории своей страны. Человек должен иметь основания гордиться и своей национальностью. Российские немцы за почти 300 лет пребывания в Забайкалье сделали много хорошего для России. Нужно, чтобы это знали все российские граждане, включая, конечно, самих российских немцев. Наконец, для сохранения этноса нужны дети, а для этого нужны контакты. Реальные контакты возникают на общей территории, при общей работе, совместной учебе, совместном отдыхе.

Подведем итоги:

1. В Забайкальском крае проживают потомки российских немцев, прибывших в регион главным образом из Поволжья в период сталинских репрессий, поэтому в регионе не существует характерных для многих российских территорий постоянных немецких поселений или колоний, а историческая память современных немцев Забайкалья является объективным фактором, способствующим их выезду из региона, пребывание в котором они и их предки считали суровым и несправедливым наказанием.
2. Объективным фактором, который влияет на миграцию из Забайкальского края большинства российских немцев, является современная общая миграция населения из Забайкальского края, связанная с ухудшением демографической и экономической ситуации на территории региона. Отъезд касается не только Германии, уезжают и в другие, более развитые регионы России, что указывает на депрессивность Забайкальского края.
3. Фактор внешнего социального влияния способствует культурному и этническому растворению немцев, которые, проживая в городских условиях, почти ничем не отличаются от большинства русскоязычного населения.
4. Важным субъективным фактором, который способствует объединению немцев в Забайкалье, становится деятельность организации увлеченных и неравнодушных немцев, связанных между собой стремлением к возрождению национальной культуры, языка. При этом, в силу субъективности, зависящей от личностных, ценностных установок лидеров и участников, они могут быть направлены как на организацию скорейшего выезда немцев из Забайкалья, так и на возрождение культуры российских немцев в Забайкалье. Так, например, закреплению немцев в Забайкалье способствуют усилия активистов организации читинских немцев «Хофнунг». При этом характерно, что ни отъезд, ни закрепление в Забайкалье не являются самоцелью для «Хоф-нунг». Важным является заинтересованность в возрождении немецкой культуры на территории Забайкалья, которая проявляется в стремлении забайкальских немцев к активному участию в общественной жизни и взаимодействию с максимально широким общественным, этническим и конфессиональным окружением.

Список литературы

1. Балабанов В. Ф. Исследователи Восточного Забайкалья / В. Ф. Балабанов // Материалы к «Энциклопедии Забайкалья». - Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2002. - Вып. 5. -211 с.
2. Вагнер В. Ф. Немцы [Электронный ресурс] / В. Ф. Вагнер. - URL: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=6760.
3. Вагнер В. Ф. Видергебурт [Электронный ресурс] / В. Ф. Вагнер. - URL: http://encycl.chita. ru/encycl/person/?id= 1627.
4. ГАЗК. Ф. 31. Оп. 1. Д. 304.
5. Дамбаев Г. Э. Декабристы М. и В. Кюхельбекеры в Баргузине / Г. Э. Дамба-ев // Из прошлого и настоящего баргузинских бурят. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд., 1970. - С. 23-26.
6. Дроботушенко Н. Е. Лютеранство [Электронный ресурс] / Н. Е. Дроботушен-ко, И. Л. Киязев. - URL: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=6947.
7. Дульзон А. А. Российские немцы: прошлое, настоящее и будущее / А. А. Дульзон. - Томск : Изд-во Том. политехн. ун-та, 2012. - 87 с.
8. Жеребцов Г. А. О лицах немецкой национальности, стоявших на учете в Мо-гочинской спецкомендатуре Читинской области в сороковых - пятидесятых годах ХХ в. / Г. А. Жеребцов // Немцы в Забайкалье: история, культура, современность: материалы межрегион. науч. конф. - Чита : Поиск, 2008. - С. 67-75.
9. Затирко А. Замечательный сосед. Немцы [Электронный ресурс] / А. Затир-ко. - URL: http://articles.chita.ru/60758/.
10. Иванова О. По воле судьбы [Электронный ресурс] / О. Иванова. - URL: http://www.zabaykal.net/chita/po-vole-sudby.
11. История немцев в России [Электронный ресурс] // Rusdeutsch : информ. портал немцев в России. - URL: http://www.rusdeutsch.ru/?hist=1hmenu0= 3hmenu01=19.
12. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т. 2. - Л. : Наука, 1968. - 538 с.
13. Крауз Л. В. Память стучится в сердце / Л. В. Крауз // Немцы в Забайкалье: история, культура, современность : материалы межрегион. науч. конф. - Чита : Поиск, 2008. - С. 94-103.
14. Местная национально-культурная автономия российских немцев Читинского района «Традиции» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusprofile.ru/id/ 4427450.
15. Миграция населения Забайкальского края : стат. сб. - Чита : Забайкалкрай-стат, 2014. - 33 с.
16. Михаил Троицкий - организатор образовательных проектов Россия-Германия [Электронный ресурс]. - URL: http://guest.chita.ru/troickii (дата обращения: 25.10.2014).
17. Озорнина А. Г. В Библии можно найти все / А. Г. Озорнина // Наука, культура. Жизнь. 2004. - № 2(12). - С. 46-47.
18. Петряев Е. Д. Первый поэт Забайкалья Федор Иванович Бальдауф (18001839) / Е. Д. Петряев // Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Очерки по истории культуры края.- Чита : Чит. кн. изд-во, 1954. - С. 130-149.
19. Приложения // География Забайкальского края / В. С. Кулаков. - Чита : Экс-пресс-изд-во, 2009. - 308 с.
20. Сибирская советская энциклопедия. - Новосибирск : Наука, 1931. - Т. 2. -574 с.
21. Сластина Е. Немцы в объективе [Электронный ресурс] / Е. Сластина. -URL: http ://www.zemlya-chita. com/?num= 148it=2926.
22. Станиславская Е. Первая мировая. Надпись на памятнике на латыни. Здесь обозначены страны, солдаты и офицеры которых оказались в Чите: немцы, австрийцы, венгры, турки [Электронный ресурс] / Е. Станиславская, А. Тюльнев. - URL: http ://tv-altes.ru/index.php?dn=newsto=artid=7130.
23. Харчева О. «Надежде» 10 лет [Электронный ресурс] / О. Харчева. -URL: http://www.admin.chita.ru/news/?id=4195.
24. Чащин А. И. Сретенский лагерь военнопленных Первой мировой войны (1914-1918 гг.) / А. И. Чащин // Хронограф : забайк. ист. журн. - 2012. - С. 54-83.
25. Численность лиц немецкой национальности, проживающих в субъектах Российской Федерации (по итогам переписи населения 2010 г.) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rusdeutsch.ru/?menu=29menu00=5.
26. Численность населения Забайкальского края в 2013 г. уменьшилась на 4,9 тысяч человек [Электронный ресурс]. - URL: http://news.chita.ru/58110/.
27. Читинских немцев объединяет «Надежда» [Электронный ресурс]. - URL: http://kzab.ru/index.php?news=26035.
28. Юргенсон Г. А. Немцы и Сибирь / Г. А. Юргенсон // Немцы в Забайкалье: история, культура, современность : материалы межрегион. науч. конф. - Чита : Поиск, 2008. - С. 8-17.

Revival of National Culture and Processes of Migration of the Germans in the Trans-Baikal Territory

A. V. Zhukov, A. A. Zhukova, K. E. Vlasova

Trans-Baikal State University, Chita

The article investigates the factors affecting the arrival of the Germans and modern processes of downsizing the German population of the Trans-Baikal Territory. The authors were the first to analyze the impact of objective conditions on the migration of the Germans in the Transbaikalia such as the geopolitical, historical factors and concluded that the historical memory of modern Transbaikalian Germans is an objective factor contributing to their departure from the region, their own and their ancestors&stay being considered as harsh and unjust punishment. Objective factors affecting the migration of the TransBaikal Germans are conditions connected with the deterioration of the demographic and economic situation in the region. At the same time there is some subjective factor that contributes not only to the preservation of the German ethnic group in Transbaikalia, but their union based on a sense of patriotism towards Russia, Transbaikalia, and their striving to revive their national culture and language.

Жуков Артем Вадимович Zhukov Artem Vadimovich

доктор философских наук, профессор, Doctor of Sciences (Philosophy),

кафедра философии Professor, Department of Philosophy

Забайкальский государственный университет Trans-Baikal State University

672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita,

д. 30, Общий отдел, НОМЦ 672039

тел.: 8(3022)324174 tel.: 8(3022)324174

e-mail: artem_jukov68@mail.ru e-mail: artem_jukov68@mail.ru

Жукова Алена Алексеевна

старший научный сотрудник, научно-образовательный музейный центр Забайкальский государственный университет

672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30, Общий отдел, НОМЦ тел.: 8(3022)416444 e-mail: kazarbina_a@mail.ru

Власова Карина Евгеньевна

младший научный сотрудник, научно-образовательный музейный центр Забайкальский государственный университет

672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30, Общий отдел, НОМЦ тел.: 8(3022)416444 e-mail:karina. vlasova.91@inbox.ru

Zhukova Alena Alekseevna

Senior Research Fellow, Science Museum Center Trans-Baikal State University Administration Department of Science Museum Center

30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039

tel.: 8(3022)416444 e-mail: kazarbina_a@mail.ru

Vlasova Karina Evgenievna

Junior Research Fellow, Science Museum Center Trans-Baikal State University, Administration Department of Science Museum Center

30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039

tel.: 8(3022)416444 e-mail:karina. vlasova.91@inbox. ru

ФАКТОРЫ МИГРАЦИИ factors of migration РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ russian germans ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ НЕМЦЫ transbaikalian germans ЗАБАЙКАЛЬЕ transbaikalia НЕМЕЦКАЯ КУЛЬТУРА german culture
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты