Спросить
Войти

Милан Кундера, Вацлав Гавел и чешская доля

Автор: указан в статье

224 Э.Г. Задорожнюк

с его идеей вечного мира, а Ян Гус явился предшественником победивших реформаторов Лютера, Кальвина и Цвингли. Но смысл и пафос рассуждений Кундеры о чешской доле этим не отменяются.

Примечания

1 Kaiser D. Disident. Viclav Havel 1936-1989. Praha-LitomySl, 2009 S. 44.
2 В 2008 г. чешский журнал «Респект» опубликовал статью А Градилека под названием «Донос Милана Кундеры», в которой якобы на основании архивного документа утверждалось, что в 1950 г. по доносу Кундеры западногерманский агент чешского происхождения Дворжак был арестован и провел 14 лет в чехословацкой тюрьме. В защиту доброго имени Кундеры публично выступили 11 всемирно известных писателей, в том числе четыре лауреата Нобелевской премии по литературе, назвавшие «клеветнической» развязанную против него кампанию. См.: http://www. tyden.cz/rubriky /kuJtura/literatura/ln-udani-je-prave-kunderovu-vinu-primo-nedoka2uje_ 144203.html. - Гавел обратился к Кундере со словами. «Милан, будьте выше этого! Человек, как Вы прекрасно знаете, сталкивается на своем жизненном пути с гораздо худшими ситуациями, нежели клевета в прессе». См.: http://www.tyden.cz/rubriky/kultura/kauza-kundera/havel-o-kunderovi-takto-hloupe-se-to-stat-nemohlo_86260.html
3 См.: Задорожнюк Э.Г. От крушения Пражской весны к триумфу «бархатной» революции. Из истории оппозиционного движения в Чехословакии. Август 1968 г. - ноябрь 1989 г. М., 2008; она же. О поисках альтернатив развития чехословацкого общества после крушения Пражской весны // HayKOBi пращ ¡сторичного факультету Запор1зького ушверситету. Вип. 27. Запор1жжя, 2009; она же. Диссидентское движение в Чехословакии: ключевая идея и формы реализации // Srodkowoeuropejskie studia polityczne. Poznan, 2010. № 3.
4 Literämi noviny. 2007. № 52.
5 Ibidem.
6 Подробнее см.: Задорожнюк Э.Г. «Россия и Европа» Т.Г. Масарика: новые подходы к старой идее европейского единения // Т.Г. Масарик и Россия СПб., 1997; она же. Социологическая теория и политическая практика Т.Г. Масарика // Социологические исследования. М., 1998. № 4; она же. Томаш Гарриг Масарик и его труд о России // http://www.mecenat-and-world.ru/33-3 6/zadoroj ny uk. htm
7 Т.Г. Масарик писал, что для него «чешский вопрос» - это вопрос о судьбах человечества Он, как и Я. Коллар, отрицал случайность истории народа, утверждая, что в ней проявляется определенный план Провидения. Задача же историков и философов, как и задача каждого народа, заключается в постижении этого мирового плана, в его познании и в точном определении в нем своего места, чтобы можно было абсолютно осознанно продвигаться вперед в любой, в том числе и политической, работе.
8 Literämi noviny. 2007. № 52.
9 Ibidem.
10 Ibidem.
11 В 2008 г., т.е. через 40 лет после выхода в свет второго эссе Кундеры, Я. Шабата сделал следующее уточнение: тезис писателя о «свободе, которую мир еще не видел», вовсе не идентичен лозунгу о «социализме, которого мир еще не видел». Согласно этой интерпретации, Кундера скорее ставил акцент не на возможности реформирования коммунистической системы в форме демократического социализма, а на несовместимости истинной свободы и демократии с капитализмом. Иными словами, акцентировалось внимание на возможности их реализации в среде, связанной коммерческими интересами, рынком и коммерциализацией. Помимо этого ставился вопрос: можно ли в качестве альтернативы капитализму и социализму предложить некий «третий» путь, политические абрисы которого как раз и стали вырисовываться в период
«чешская доля» «чешский вопрос» малая нация этническая идентичность оппозиционное движение «социализм с человеческим лицом» инакомыслие «режим нормализации»
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты