Спросить
Войти

Начальный этап Английской реформации в трактовке историков-ревизионистов

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

2. Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству : дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 2002. — 293 с.
3. Бахтин А. Г. ХУ-ХУ1 века в истории Марийского края. — Йошкар-Ола, 1998. — С. 5.
4. Свечников С.К. Присоединение Марийского края. — С. 20.
5. Бахтин А.Г Повстанческое движение. — С. 6.
6. Свечников С.К. Присоединение Марийского края. — С. 20.
7. Галлямов Р.Ш. Этносоциальная история Предкамья во второй половине XVI — начале XVIII вв. (по писцовым и переписным книгам) : дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 1995. — С. 12.
8. Муфтахутдинова Д. Ш. Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и При-уралья (вторая половина XVI —начало XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 1999. — С. 15.
9. Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства: этносоцио-логическое исследование. — Казань, 2002. — С. 36.
10. Мухамедьяров Ш.Ф. Казанское ханство в освещении М.Г. Худякова // Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. — М., 1991. — С. 310.
11. Ермолаев И.П., Литвин А.Л. Профессор Николай Николаевич Фирсов : Очерк жизни и деятельности. — Казань, 1976. — 101 с.
12. Ермолаев И.П. Проблема колонизации Поволжья и При-уралья в русской историографии (вторая половина XIX — начало XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 1965. — С. 15.
13. Там же. - С. 315, 320.
14. Ермолаев И.П., Литвин А.Л. Профессор Николай Николаевич Фирсов. - С. 14, 16.
15. См. Там же. - С. 21, 24-25.
16. Там же. - С. 24, 25.
17. Там же. -С. 48.
1В. См. Ермолаев И.П. , Литвин А.Л. Профессор Николай Николаевич Фирсов. — С. 51, бВ, б1.
19. Там же. — С. 91.
20. См. Чтения по истории Среднего и Нижнего Поволжья. — Казань, 1919. — С. 11.
21. Там же. — С. 49 — 50, 57.
22. См. Фирсов Н.Н. Чтения по истории Сибири. — М., 1915. — С. бб.
23. Байрамова Ф.А. Михаил Худяков и история татарского народа. — Казань, 2003. — С. 22 — 23.
24. См. Ермолаев И.П., Литвин А.Л. Профессор Николай Николаевич Фирсов. — С. 70.
25. Фаттахова Г.А., Валеев Р.К. Академический центр Татарии: 1920-е годы. — Казань, 2002. — С. б3.
26. Фирсов Н.Н. Прошлое Татарии (краткий научно-популярный очерк). — Казань, 192б. — С. 2.
27. Там же. — С. 5, 17—1В, 20 — 27, 3б.
28. Фаттахова Г.А., Валеев Р.К. Академический центр Татарии..— С. 17.
29. Петров М.П. О происхождении чуваш. — Казань, 1925. — С. 41.
30. Никольский Н.В. История мари (черемис). — Казань. 1920. — С. б.
31. См. Худяков М.Г. Очерки истории Казанского ханства. — С. 124, 128, 133, 1б4 — 172.

ЗУБОВ Виталий Николаевич, старший преподаватель кафедры истории России.

E-mail: subovsv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2009 г.

© В. Н. Зубов

УДК 930.2 (075.8) Е. Ю. ДЕВЯТОВА

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП АНГЛИЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В ТРАКТОВКЕ

ИСТОРИКОВ-РЕВИЗИОНИСТОВ

Статья посвящена изучению начального этапа Английской реформации в освещении историков ревизионистского направления, к числу которых можно отнести таких исследователей, как К. Хейг, И. Даффи и Дж. Дж. Скарисбрик и др. Автор приходит к выводу, что ревизионистская концепция дополняет либеральную традицию в современной британской историографии.

Начальный этап Английской реформации, связанный с периодом правления Генриха VIII, является весьма спорным в современной британской историографии. Историков, занимающихся изучением религиозной ситуации в Англии XVI в., можно условно разделить на два противоборствующих лагеря: либеральный и ревизионистский. Либеральные историки рассматривали Реформацию в Англии как возвышение протестантской религии над средневековым хаосом, представители ревизионистского направления

имели тенденцию негативно воспринимать протестантские реформы.

Имон Даффи оценивал Реформацию как «нападение на традиционную религию». В работе «Разрушение алтарей: традиционная религия в Англии. 1400 — 1580 гг.» он пишет: «Борьба с предрассудками была центральным звеном Реформации» [1]. Реформация расценивалась как разрушение жизненно важного религиозного согласия. И. Даффи рассматривает религиозную реформацию не с точки зрения идеологии

реформаторов, которую они стремились установить, а с позиции традиционной религии, которую стремились уничтожить.

Дж. Дж. Скарисбрик в работе «Реформация и английский народ»[2] также не согласен с положительной оценкой Английской реформации. Значительное внимание автор уделяет описанию позднесредневековой религии в Англии до разрыва с Римом. Кристофер Хейг в одной из своих работ пишет: «Генрих VIII избавился не только от влияния папы римского, уничтожил монастыри, по собственной воле лишился четырех жен и двух самых близких советников. Период его правления связан с недовольством религиозными изменениями и кровопролитными восстаниями»^]. Ревизионисты рассматривали Реформацию как нападение на средневековую религию.

Кроме того, историков интересует вопрос об источниках Английской реформации и характере распространения реформационных идей.

Историки-ревизионисты не соглашаются с тем, что антиклерикализм и движения лоллардов послужили фундаментом для религиозных преобразований. Любая реформа, по их мнению, навязывается народу «сверху». Недовольство народа традиционной религией накануне Реформации ревизионисты считают сильным преувеличением. Дж. Дж. Скарисбрик утверждает, что Реформация была навязана «сверху». Он критикует тех, кто говорит о недовольстве народа позднесредневековой религией и о «духовной жажде», которая привела к союзу между народом и короной, чтобы разорвать отношения с Римом. В то же время Дж. Дж. Скарисбрик признает, что предрефор-мационная Англия не была «землей рьяных, богобоязненных христиан, но нет свидетельств массового разочарования в католической вере» [4].

Ревизионисты подчеркивают, что Реформация при Генрихе VIII была, по существу, государственным актом, а не следствием изменения менталитета людей. Главным аргументом в пользу этого было то, что Реформация, по их мнению, не имела других причин, кроме непосредственного желания Генриха VIII и его окружения осуществить разрыв с Римом. И. Даффи отмечает, что Томас Кромвель — главный зачинщик нападок на католическое благочестие. Именно Т. Кромвель, так же как и архиепископ Т. Кран-мер после его казни, защищали идеи реформированной церкви. Реформация при Генрихе VIII, таким образом, была осуществлена небольшим количеством приближенных ко двору людей, повинующихся непосредственной воле короля.

Ревизионисты приводят факты, свидетельствующие о слабом распространении протестантизма в период правления Генриха VIII. И. Даффи признает, что во многих городах, особенно в Лондоне, «протестантизм был сильным и даже доминирующим»[5]. Но, описывая религиозную ситуацию в Лондоне, автор отмечает, что это скорее исключение, а продвижение протестантизма можно рассматривать как «сдержанное повиновение воле короля»[6]. И. Даффи соглашается, что люди принимали реформы Генриха VIII, но настаивает, что к этому их принуждало правительство. К. Хейг, И. Даффи и Дж. Дж. Скарисбрик отмечают, что католицизм оставался доминирующей религией в Англии вплоть до правления Елизаветы Тюдор.

Помимо ревизионистских и либеральных трактовок Английской реформации встречаются работы, которые сложно причислить к той или иной историографической традиции. К таким видам работ можно отнести монографию Роберта Виттинга «Слепая преданность людей: популярная религия и Английская

реформация» [7]. Исследуя юго-западную Англию, автор приходит к выводу, что отречение от католицизма в 1530-е годы и переход к религиозному безразличию — это результат «слепой преданности людей».

Несмотря на невозможность синтеза либеральных и ревизионистских идей, ученые не достигли какого-либо согласия относительно успехов религиозной Реформации при Генрихе VIII.

Таким образом, можно отметить основные точки соприкосновения либеральных и ревизионистских историков при изучении Английской реформации.

Например, как много лоллардов необходимо, чтобы считать их существенным фактором для принятия реформ? В статье «Английская реформация: преждевременное рождение, трудные роды и болезненный ребенок» Кристофер Хейг утверждает, что лолларды были слабым фундаментом для будущей Реформации. К 1521 г. лолларды составляли не более 10 процентов населения (даже в Амершаме — самом густонаселенном лоллардами городе)» [8]. Много ли это — 10 процентов?

Перед исследователями возникает проблема, как относиться к тем, у кого реформы не вызвали особых возражений и кого они не взволновали. Р. Витинг в своем исследовании предлагает называть юго-запад Англии ни протестантским, ни католическим. В правление Генриха VIII появляются нейтральные завещания, где упоминаются только Бог Отец и Иисус — его сын, но это может свидетельствовать как о растущем протестантском влиянии, так и о католическом способе приноровиться к государственной протестантской направленности. Таким образом, можно сделать вывод, что не все католики — протестанты и не все не протестанты — католики

Точно так же идут дебаты по поводу готовности духовенства, по крайней мере, согласиться с реформами Генриха VIII. «Десять статей», например, демонстрируют компромисс между консервативной и радикальной религиозной партиями. Несмотря на то, что И. Даффи говорит об оппозиции, церковные лидеры все же соглашались с весьма существенными реформами, такими как чтение библии на английском языке, запрет на веру в чистилище и др. Но представляется сомнительным, что готовность соглашаться с реформами правительства делала из католика протестанта. Таким образом, Реформация рассматривается историками двояко: для либеральных историков это прогресс протестантизма, а для ревизионистов — католическое сопротивление.

Особенностью ревизионистской историографии истории Английской реформации является активное привлечение результатов региональных исследований. Например, либеральные историки упрекали ревизионистов в том, что они изучали религиозную ситуацию в консервативных округах. И. Даффи подвергся критике по поводу того, что он привлекает в своих исследованиях только материалы, которые свидетельствуют о негативном отношении народа к Реформации.

И. Даффи утверждает, что такие «реформированные» города, как Эссекс, Саффолк и Кент, не упоминая среди них Лондон, не дают представления о «среднем» англичанине, тогда как описание сельского и консервативного Моребата дает нам «почти наверняка более точное понимание того, что означала Реформация для среднего англичанина» [9]. В журнале «Теологические исследования» Рональд Хаттон спрашивает Даффи, почему консервативные округи типа Моребата, Амбартона и Стэнфорда лучше всего представляют «среднего» англичанина. Возможно Витинг-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

ский безразличный юго-запад лучше представляет простого англичанина?[10]. А. Дж. Диккенс же в своем описании Английской реформации склоняется к изучению более протестантского Лондона и юго-востока Англии.

Определить, что побудило людей к действиям, практически невозможно. Как упоминалось выше, Р. Виттинг предполагал, что изменения в завещаниях, особенно касающиеся посмертных месс, демонстрируют изменения ментальности, И. Даффи не соглашается с ним, утверждая, что такое изменение объясняется враждебностью короны к заупокойным службам. Так чем были мотивированы такие действия — религиозным осуждением или правительственным принуждением? Точно так же ревизионисты критикуют А. Дж. Диккенса и других либеральных историков за то, что они изменения во внешней обрядовой стороне богослужения ранней англиканской церкви выдают за изменения в менталитете англичан. По поступкам сложно определить мотивы поведения. Р. Хаттон не согласился с утверждением И. Даффи о том, что завещания при Марии Тюдор были искренними, а при Генрихе VIII — лишь «послушным повиновением правительственной идеологии», а Контрреформация при Марии Тюдор — «радостное и желанное событие» [11].

Подобная проблема оценки побуждений — предположение о том, как происходят изменения. Действительно ли история связана с развитием так, что задача историка в том, чтобы искать «корни» явления, развивающегося в более раннее время? Это характерно для историков либеральной школы, которые, рассматривая Реформацию, считали, что она началась «снизу», задолго до Генриха VIII. Ревизионисты придерживаются точки зрения, что в результате принуждения могут измениться не только поступки, но и менталитет народа, и предпочитают говорить о Реформации «сверху».

Подходы вигских историков и ревизионистов не исключают друг друга. Даже некоторые ревизионисты, например И. Даффи, признают, что религиозной революции Генриха VIII предшествовала энергичная кампания против ереси в форме лоллардов и в более поздний период лютеран [12]. Далее он отмечает, что многие округи, например Кент, были подвергнуты сильному влиянию лоллардов [13]. Таким образом, он, кажется, придает правдоподобность предположению, что Английская реформация началась раньше, чем приобрела государственный размах. И. Даффи также отмечает, что «борьба с предрассудками начала возрастать в 1520-е годы, а в 1530-е юго-восточная Англия стала напоминать «очаг эпидемии» [14]. Но остальные ревизионисты, даже если признают наличие реформационных движений до 1530-х гг, то не интерпретируют их как начало Реформации. Отличие в том, что либеральные историки стремились найти причины событий в прошлом и история таким образом приобретала оттенок, написанной победителем, а не побежденным. Следовательно, история Английской реформации в либеральной трактовке — это история процветающего протестантизма. Именно эта позиция либеральных историков подверглась резкой критике со стороны ревизионистов.

Не многие исследователи занимаются исключительно изучением реформ Генриха VIII. Для либеральных историков реформы Генриха VIII — это на-

чало протестантского расцвета Англии. С точки зрения ревизионистов, Генрих VIII совершил попытку зверского уничтожения традиционной религии, которая потерпела неудачу в период его правления. При этом ревизионисты изучают период правления Генриха VIII как часть процесса Реформации, но сами реформы рассматривают как «нападки».

Либеральные историки не уделяют особого внимания позднесредневековому христианству, а ревизионисты рассматривают протестантизм как приложение к христианской религии.

В заключение можно предположить, что либеральная традиция и ревизионистская концепция не конкурируют, а дополняют друг друга. В то время как некоторые факты еще будут обсуждаться, реформы Генриха VIII уже изучили протестанты, а реакцию на них — католики. Протестантская или католическая трактовка истории Английской реформации зависит от выбранных автором систем ценностей, от того, какой факт он должен подчеркнуть и как его интерпретировать, от того, какие моменты ему следует опустить.

Библиографический список

1. Duffy, E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400-1580 / E. Duffy. — New Haven - London: Yale University Press, 1992 - XII, 654 p. P. 480.
2. Scarisbrick, J. J. The Reformation and the English People / J. J. Scarisbrick. — Oxford: Basil Blackwell, 1984. — 203 p.
3. Haigh, С English Reformations: Religion, Politics, and Society under the Tudors / С Haigh. — Oxford : Clarendon Press, 1993 — XI, 367 p. P. 295.
4. Scarisbrick, J. J. The Reformation and the English People / J. J. Scarisbrick. — Oxford: Basil Blackwell, 1984. — 203 p. P. 12.
5. Duffy, E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400— 1580 / E. Duffy. — New Haven - London: Yale University Press, 1992 — XII, 654 p. P. 479.
6. Ibid. P.480
7. Whiting, R. The Blind Devotion of the People: Popular Religion and the English Reformation / R. Whiting. — Cambridge (Mass.): Cambridge University Press, 1989 —XII, 302 p.
8. Haigh, С “The English Reformation: A Premature Birth, a Difficult Labour and a Sickly Child" / С Haigh // Historical Journal. — XXXVIII. — 1990. — pp. 449-459. p. 451
9. Duffy, E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400— 1580 / E. Duffy. — New Haven - London: Yale University Press, 1992 — XII, 654 p. P. 503.
10. Ibid. P. 504
11. Hutton, R. Review of Eamon Duffy, The Stripping of the Altars / R. Hutton // Journal of Theological Studies. — XLIV. — 1993. — p.764.
12. Duffy, E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400-1580 / E. Duffy. — New Haven — London: Yale University Press, 1992 — XII, 654 p. P. 379.
13. Ibid. P. 422.
14. Ibid. P. 381.

ДЕВЯТОВА Елена Юрьевна, аспирантка кафедры истории России, заведующая учебно-методическим кабинетом отделения управления.

E-mail: elena9.81@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2009 г.

© Е. Ю. Девятова

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты