Спросить
Войти

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Автор: указан в статье

1000-ЛЕТИЕ ЕДИНЕНИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА С НАРОДАМИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 января 2009 г. № 46 «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» 16 декабря 2009 г. в Москве под руководством Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина состоялось заседание Организационного комитета по празднованию. Участие в заседании приняли Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин, Председатель Правительства РМ В. Д. Волков, руководители министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Мордовия.

Вниманию читателей предлагается материал, отражающий исторический контекст предстоящих событий.

Мордва — один из древнейших народов России. Первое письменное упоминание о ней датируется VI в. (Иордан). В. О. Ключевский, анализируя книгу Иордана, отмечал, что вождь готов Германарих в IV в. образовал первое исторически известное государство, основанное в пределах нынешней России, в составе которого называются мордва, эсты, венеты (восточные славяне). В IX в. о стране Мордия писал византийский император Константин Багрянородный. К этому времени территориально расселение мордовских племен было весьма значительным и охватывало земли Ок-ско-Сурского междуречья: от правобер ежья Волги на севере до верховьев Мокши, Суры, Оки на юге. Древнемордовские племена проживали в близком соседстве с племенами славян, финно-угров и волжских булгар. Мордовские земли были хорошо известны на Руси и как транзитный путь из Киева в Волжскую Булгарию.

В конце I тыс. на мордовских землях появились первые славянские поселенцы, о чем свидетельствуют захоронения славян в мордовских могильниках на р. Цне, левом притоке Мокши. Как отмечал известный историк и археолог А. П. Смирнов, «в X—XI вв. н. э. славянская струя проникает в гущу мордовского населения. Здесь мы видим картину

мирного внедрения одних племен в среду других». На рубеже I—II тыс. обостряется борьба Руси с кочевыми племенами юга, Хазарским каганатом. В результате походов князя Святослава 965—968 гг. западные мордовские земли стали частью державы Рюриковичей, а восточные освободились от зависимости хазар. По мнению директора Института российской истории РАН А. Н. Сахарова, управление в регионе было организовано «на основе договора с местным населением», которое сохранило возможность свободного развития в рамках формирующегося Древнерусского государства. Об изменении ситуации на этой территории свидетельствуют и многочисленные археологические материалы. Из мордовского Кельгининского могильника были извлечены металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича, княжившего с конца 980-х гг. до 1010 г. Подобные подвески выдавались должностным лицам, действовавшим от имени тех князей, чьи знаки изображались на подвесках. Это свидетельствует об активном взаимодействии русских и мордвы в государствообразующем процессе на рубеже X—XI вв.

В 1006 г., по свидетельствам, приведенным В. Н. Татищевым, с участием мордвы был заключен договор между Русью и Волжской Булгарией. На значимость этого договора указывал известный русский историк С. М. Соловьев. Характеризуя эпоху наивысшего расцвета Древнерусского государства (X—XI вв.), автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, входивших в состав Руси.

По мнению В. О. Ключевского, взаимодействие славянских и финно-угорских племен носило исключительно мирный характер и сопровождалось активным взаимообогащением культур: «Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к русским народным или церковным празднествам... В молитвы, обращенные к мордовским богам, ...по мере усвоения русского языка вставлялись русские слова». В свою очередь при проведении религиозной реформы князя Владимира (около 980 г.) в святилище Руси появляется мордовская богиня Мокошь.

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства исторически четко соотносится с 1000-летием Крещения Руси. Процесс формирования и укрепления государственности совпадает с началом распространения христианства среди мордовского населения Древнерусского государства. К XI—XII вв. относятся обнаруженные в мордовских археологических памятниках металлические крестики и иконки с изображениями Богоматери с младенцем, святых Бориса и Глеба.

Началом XIII в. датируется появление для обозначения мордовских земель в русских летописях термина «Пургасова Русь» (Пургас — мордовский князь) или же «Пургасова волость». Их употребление весьма значимо, поскольку русские летописцы «волостью» обычно называли княжеский удел с привычной для них системой управления, повинностями населения, политической и экономической структурой. Кроме того, термин «Русь» свидетельствует об интегрированности этих территорий в систему русских княжеств.

Укрепление политико-государственных связей мордовского народа и русских княжеств произошло в период совместной борьбы с монгольским игом. 1239 г. датируется первым совместным восстанием против завоевателей: «На зиму... взяша татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша, и по Клязьме воеваша, и град... Гороховець пожгоша, и сами идоша в станы своя». Со времени монгольского нашествия зарубежные и русские летописцы рассматривают мордву в одном ряду с русскими. Такого характера, в частности, известие о походе 1288 г. Кутлуг-Тимура, который «приходи ратью на Рязань, воева Рязань, Муром, Мордву и много зла сотвориша, идоша восвояси». Это нельзя считать случайным. В летописях обозначается четкое представление о единстве мордовских и русских земель. Причем мордовский народ принимает активное участие в борьбе Московского княжества за централизацию русских земель.

В XIV—XV вв. в результате объединения земель вокруг Москвы происходило становление Русского централизованного государства. Мордовский народ принял активное участие в этом процессе. В составе Московского княжества мордовское население, освободившееся из-под власти ханов, вместе с русским населением принимает активное участие в борьбе с Золотой Ордой. О совместной борьбе русского и мордовского населения сообщается в русских летописях. Так, в 1444 г. золотоордынский царевич Мустафа совершил поход на Рязанское княжество, учинив ему «разорение». Против Мустафы великий князь московский послал войско,

1000-летие единения мордовского народа
7

в составе которого была «мордва на ртаж (лыжах), с сули-цами, рогатинами и с саблями». Под ударами соединенных сил неприятель был разгромлен.

В духовной грамоте Ивана III от 1504 г. мордовское Поволжье представлено как географическая область, давно функционирующая в составе Российского государства: «...Да сыну же своему Василью даю... Новгород Нижней с волостьми, и с путьми, и з селы, и со всеми пошлинами, и с мордвамя... Да ему ж даю город Муром с волостьми, и с путьми, и з селы, и со всеми пошлинами, и с мордвами..; да Мещера с волостьми, и з селы и со всем, что к ней потягло, и с Кошковым; да князи мордовские все...».

Мордовский народ активно участвовал в казанских походах Ивана Грозного. Подлинным символом единения мордовского народа с народами России стали события Смутного времени, когда в начале XVII в. лежащая на границе территория мордовского края стала объектом систематических набегов кочевых феодалов. Особо крупным был набег 1612 г., когда создалась угроза их прорыва к Нижнему Новгороду, в тыл выступившему на освобождение Москвы ополчению К. Минина и Д. Пожарского. В этих условиях алатырский воевода князь А. Хилков обратился к мордовскому мурзе Баюшу с просьбой собрать «алатырских мурз, и мордву, и всяких служилых людей». Созданное таким образом войско, состоящее из русских, мордвы и татар, выступило навстречу прорвавшейся через сторожевые линии вражеской коннице. Ему удалось разгромить противника и защитить тылы ополчения К. Минина и Д. Пожарского, тем самым способствовав воссозданию единого многонационального Российского государства.

Таким образом, с IX—X вв. мордовский народ принимал активное участие в строительстве Российской государственности, ее защите и развитии. В X в. начался процесс тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в рамках Древнерусского государства, его единения с народами России. В XI—XIII вв. шло развитие этих связей, формирование единого политического, экономического и культурного континуума, прерванное феодальной раздробленностью и монголо-татарским нашествием. Дальнейшее укрепление политико-государственных связей мордовского народа и русских княжеств произошло в период совместной борьбы с монголо-татарским игом. В XIV—XV вв. в результате объединения земель вокруг Москвы происходило становление Русского централизованного государства. При этом мордовское Поволжье является территорией, которая давно входит в состав Российского государства.

Мордовский народ изначально стал одним из государство-образующих народов России. Он принимал активное участие в становлении и развитии государства, формировании единения народов, которое выступает как основа российской государственности.

Торжества 1000-летия единения мордовского народа с народами России имеют прочные исторические основания. Проведение юбилея будет крупным вкладом в дело укрепления Российского государства, единства и дружбы народов России.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты