Спросить
Войти

Формирование взглядов президента США Дж. Картера

Автор: указан в статье

Е.Н. Тишакова

Формирование взглядов президента США Дж. Картера

В ряду американских государственных руководителей особняком стоит личность 39-го президента Джеймса Эрла Картера, которая в политической жизни Соединённых Штатов до сих пор остаётся в своём роде уникальной. Он стал первым президентом, представлявшим «глубинный» Юг после событий гражданской войны 1861 - 1865 гг. Удивительно, но человеку, не принадлежавшему ни к одному из известных политических кланов страны, не являвшемуся, по сути дела, профессиональным политиком, а потому изначально считавшемуся «аутсайдером», да к тому же южанину, агробизнесмену и баптисту, удалось в 1976 г. выиграть президентскую гонку.

Конечно же, во многом на благоприятный исход избирательной кампании Картера повлияли особенности и обстоятельства социально-экономического и политического развития США, сложившиеся в первой половине 70-х годов. В первую очередь, это общенациональный кризис, связанный с «уотергейтским» скандалом и громкими разоблачениями высших должностных лиц страны, уличённых в коррупции и нарушениях закона, переросшими в «кризис доверия» по отношению к государственному управлению. Но ещё большее воздействие на выбор избирателей оказал экономический кризис 1973 - 1975 гг., который привёл к замедленному и неустойчивому хозяйственному развитию страны и способствовал появлению стагфляции, характеризовавшейся высоким уровнем безработицы, неуклонно растущей инфляцией, застоем в экономике1. Картер, воспользовавшись всеобщим недовольством населения, смог весьма убедительно заверить избирателей в том, что ему вполне по силам провести актуальные реформы в области экономики и

1 Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ростов н/Д, 1997. С. 513.

снять с повестки дня вопрос относительно «доверия» американских граждан к органам государственного управления.

Тем не менее, подавляющую часть избирателей, в первую очередь, заинтересовала личность Дж. Картера, его необычный жизненный путь, моральные принципы. На фоне дискредитировавших себя вашингтонских политиков Картер вызывал уважение и понимание.

Джимми Картер (именно под таким именем он вошёл в политическую историю) родился 1 октября 1924 г. в местечке Арчери штата Джорджия в семье бизнесмена Эрла Картера и медсестры Бесси Лилиан Горди. Помимо первенца Джимми, у Картеров были две дочери, Глория и Рут, а также младший сын Билли. Глава семейства был успешным предпринимателем, сумевшим сколотить состояние на выращивании и продаже арахиса. Разбогатев, Эрл переехал с семьёй на ферму, расположенную вблизи маленького провинциального городка Плейнс, которая, по сути, стала родовым гнездом клана Картеров2.

Джимми являлся выходцем из «глубинного» Юга, и это обстоятельство наложило определённый отпечаток на его моральные и социально-политические взгляды. Юг США традиционно развивался по своим законам, которые вели начало со времён первых переселенцев и не были до конца изжиты гражданской войной 1861 - 1865 гг. В начале ХХ в. Джорджия представляла собой провинциальный штат, в котором не было крупных промышленных предприятий и жители в основном занимались сельским хозяйством. После Второй мировой войны здесь произошли крупные изменения, которые превратили штат из отсталой сельскохозяйственной окраины в быстро развивающийся индустриальный район. Но северяне, посещавшие южные штаты, вполне справедливо отмечали, что «это совершенно другая страна», так как южане настойчиво продолжали держаться за собственную социальную структуру и культурные традиции.

Первые Картеры обосновались в Джорджии в 1769 г. Самый первый Картер, Томас, появился в Америке в 1637 г., пере-

2 Kaufman B. The Presidency of James Earl Carter, Jr. Lawrence. 1993. Р. 5.

ехав с семьёй из Англии по религиозным соображениям, так как он был протестантом. Картеры испытывали гордость, что на протяжении 200 лет их существование неразрывно связано с Джорджией. Практически всё это время они в духе аграрной традиции Юга были плантаторами и фермерами. Земля сделала их независимыми в экономическом отношении, воспитала чувство собственного достоинства. Картеры исповедовали баптизм и жили большой общиной, включая семью и рабов.

Род Картеров отличался активной гражданской позицией. Так, один из предков Дж. Картера, Джеймс Эрл, сражался на стороне Конфедерации во время гражданской войны 1861 -1865 гг., а родственник со стороны матери демократ Френсис Горди избирался на два срока в сенат Джорджии в 1907 -1910 гг. Отец Джимми воевал в Первую мировую войну и вернулся домой в звании лейтенанта.

Это наследство принял Дж. Картер.

Как вспоминал Джимми, значительное влияние на формирование его характера оказали родители. Отец, по признанию Картера, всегда являлся для него непререкаемым авторитетом во всех жизненных вопросах, и фактически ему принадлежала ведущая роль в определении дальнейшего пути сына: «Мой отец твёрдо, но понимающе направлял мою жизнь и привычки». Ослушаться его Джимми не имел права.

Эрл Картер, как всякий фермер-южанин, придерживался консервативных взглядов в области политики, семейных вопросах, и с полным правом можно сказать, что эти взгляды были восприняты сыном. По общепризнанному мнению, отец Джимми был самым политически осведомлённым человеком в округе. Эрл Картер с детства поощрял Джимми следить за политическими событиями, происходившими на уровне округа, заставлял его присутствовать на политических собраниях в ближайших к Плейнс районах и городах3. Джимми всегда участвовал в семейных политических дискуссиях, на которых обсуждались события, происходившие в стране и в штате, и это обстоятельство в значительной мере способствовало тому, что мальчик учился, как необходимо отстаивать в споре свою точку зрения, вести

3 Carter J. Why not the best? N.Y., 1976. Р. 78.

полемику, постигал азы ораторского искусства, и в конечном итоге учился свободе суждений.

Джимми рос в сложное время. Детские годы пришлись на время «великой депрессии». Страна находилась на грани краха: разорялись банки, фирмы, компании. В городах миллионы безработных безнадёжно искали работу, пытались выжить в кошмарных условиях, в которые их вверг кризис, скитались с семьями по стране в поисках лучшей доли, боролись за существование. Джорджию, как любой другой штат в стране, также затронул кризис. Если говорить о положении семьи Картеров в этот период, то благодаря деловой хватке Эрла ей удалось выйти из данной ситуации с минимальными потерями: отец смог обеспечить семье вполне неплохую жизнь.

Обсуждая внутри семьи сложившееся в стране положение, родители Джимми резко критиковали правительство республиканца Гувера за бездействие и неспособность вывести государство из кризиса. Политически семья Картеров - Горди тяготела к демократам. Поэтому они голосовали на президентских выборах за представителя демократической партии Ф.Д. Рузвельта, и его приход к власти был воспринят с большой долей восторга. Вполне одобрительно Картеры смотрели на введение в стране «нового курса», понимая его необходимость. Особенно живо родители Картера обсуждали такой важный для всех фермеров «Закон о регулировании сельского хозяйства». Закон предлагал американским фермерам сократить посевные площади и количество скота, чтобы поднять цены на фермерскую продукцию и увеличить их доходы. В обмен государство обязывалось выплатить фермерам определённые суммы, предоставить кредиты. Эрл Картер на тот момент владел 700 акрами плодородной земли (около 300 гектаров). Он принял решение сократить посевы арахиса. Надо сказать, что отец Джимми сумел за годы «нового курса» увеличить размеры своей арахисовой фермы, скупив земли менее удачливых соседей.

Джимми неизменно присутствовал при всех обсуждениях и жадно впитывал всё услышанное. Он слышал, как родители обсуждали положения «нового курса», видел их вполне неплохое отношение к государственному регулированию экономики и

новому социальному законодательству. Относительно последнего можно сказать, что Эрл Картер благосклонно смотрел на социальное страхование и обеспечение по двум причинам: во-первых, потому что, как христианину, ему импонировала забота государства о неимущих и инвалидах, а во-вторых, под действие этих законов не подпадали занятые в сельском хозяйстве, а он как крупный фермер видел в этом положительные моменты. Подобное двойственное отношение к социальному законодательству проявлялось и у Джимми.

В соответствии с традициями Юга Эрл воспитывал детей в строгости. Глава семьи был глубоко верующим, исповедовал баптизм и как лидер местной общины исполнял обязанности проповедника. Религиозность являлась важной частью повседневной жизни Картеров. Как позже вспоминал Джимми, «ранние годы моей жизни были радостными. Мы жили в достатке, хотя и без излишеств, чувствовали близость к природе, близость друг к другу в семье и близость к богу»4. Джимми был верующим, но не набожным: он ежедневно читал Библию, но при этом оставался обыкновенным ребёнком5.

Отец Джимми был суровым человеком, временами даже жестоким, строгим сторонником дисциплины, требовавшим от домочадцев полного послушания, но вместе с тем справедливым и рассудительным. В некотором отношении отец «подавлял» сына своим авторитетом и требовательностью. С детства Джимми проявлял некоторую нерешительность и от этого испытывал непреодолимую потребность, чтобы кто-то одобрял его поступки и действия, направлял его. Сначала это были родители, а позже их место заняла жена. Но вместе с тем Дж. Картер уважал и почитал отца за его жизненные принципы и на протяжении всей жизни обращался к нему не иначе как «сэр»6.

Глядя на поступки отца, Джимми учился воспитывать в себе такие человеческие качества, как исполнительность, дис-

4 Carter J. Why not the best? N.Y., 1976. Р. 42.
5 Линник ВА. Президент Джеймс Эрл Картер // США: ЭПИ. 1977. № 1. Р. 119.
6 The Mid and Wisdom of Jimmy Carter / Edited by B. Adler. N.Y., 1977. Р. 50.

циплинированность, неукоснительное следование намеченным целям. Отличительными чертами будущего президента являлись упорство и настойчивость в достижении целей. Причём он никогда не отступал, пока не добивался своего.

Стремление выбиться в люди, подогреваемое наставлениями родителей, всегда присутствовало в характере Джимми, несмотря на то что в своём округе семья Картеров была влиятельной и уважаемой. Честолюбие рано проявилось у будущего президента США: в 12 лет Джимми записал в дневнике, что, если человек хочет достигнуть в своей жизни каких-либо высот, он должен избегать бесполезных мечтаний, мыслить реально, отказаться от страха и гнева, ненависти и зависти, а главное, не должен стыдиться честности и целеустремлённости7. По существу, это были положения, которым Дж. Картер собирался следовать на протяжении жизни, своего рода «план действий», необходимый для достижения определённого положения в обществе. А проанализировав его жизненный путь, можно с уверенностью сказать, что он неукоснительно, шаг за шагом, выполнял собой же установленные инструкции.

Мать Картера, мисс Лилиан, была просвещённой личностью, и в противовес мужу придерживалась прогрессивных, либеральных взглядов. Она также повлияла на формирование характера и выбор жизненных ценностей своего первенца.

Личным примером Лилиан воспитывала в сыне работоспособность, поскольку, как вспоминал Картер, работая в больнице по 10 часов в сутки, приходила домой, заботилась о семье и ещё находила время помогать членам баптистской общины, всем без исключения - белым и чёрным.

С детских лет отличительными чертами характера Джимми считались энергичность и необычайная трудоспособность, проявлявшиеся во всех делах, которыми он занимался. Джимми стремился глубоко вникнуть в заинтересовавший его предмет и затем применить полученные знания на практике. В некотором смысле, не обладая живым умом, Картер добивался необходимого ему результата благодаря усидчивости и терпению. В биографической литературе Картер неизменно акцентировал вни-

7 ГЫа. Р. 38.

мание читателей на том, что всему, чего он добился в жизни, он обязан только себе, собственным усилиям, упорному труду и стойкому характеру. Подобные утверждения являются частым и непременным атрибутом биографий всех президентов США. Стремление выглядеть перед народом эдаким «self made man», «человеком, сделавшим самого себя», придаёт им некий романтический ореол. Однако в реальности дело не всегда обстоит таким образом. Это применимо и к Картеру - ему всегда оказывали поддержку его родители, моральную и материальную, пока он твёрдо не встал не ноги и не остепенился. И после тоже находились люди, которые тем или иным образом поддерживали его.

В семье Джимми был ещё один человек, который оказал влияние на формирование его личности и политических взглядов, - дедушка с материнской стороны Джеймс Горди. Горди, как и Картеры, были фермерами и протестантами. Джеймс Горди, которого называли не иначе как Джим Джек, являлся страстным политиком и горячим сторонником демократов. Он на протяжении жизни занимал важные общественные должности на уровне округа: был начальником почтового отделения в Ричланде, заместителем начальника полицейского участка. В последние годы жизни, признавая за ним прошлые заслуги, его постоянно приглашали как стороннего наблюдателя в законодательный орган штата, где все законодатели обращались к нему не иначе как «дядя Джек»8.

Дедушка Картера принимал самое деятельное участие в воспитании Джимми. Будучи начитанным человеком, он настоятельно советовал внуку много и вдумчиво читать разнообразную литературу. В многочисленных опубликованных биографиях и интервью Картера невозможно обнаружить обширный список прочитанной им литературы. Кроме многочисленных упоминаний Нового и Ветхого заветов, встречаются сведения о прочитанном им в детстве романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Приведённый список не позволяет с уверенностью утверждать, что Картер много и активно читал в детстве и юности и обладал развитым обширным чтением умом. Джимми утвер-

S Congressional Record. № 9. Vol. І2З. Е. 946.

ждал, что в 12 лет прочитал роман «Война и мир», и с тех пор он стал его любимой книгой. Картер акцентировал внимание на том обстоятельстве, что, «прочитав книгу объёмом в 1415 страниц (количество страниц романа упоминалось Картером постоянно, когда речь заходила о «Войне и мире»), он понял, что развитие истории определяется не вождями, а простым народом». При этом он подчёркивал, что если это правильно в отношении царской России и императорской Франции, то насколько это вернее в отношении США, в которых есть конституция и где каждый гражданин свободен9. Подобные мысли о роли народных масс в мировой истории могли возникнуть у 12-летнего мальчика? Видимо, Дж. Картер просто хотел прослыть среди американцев образованным человеком.

Кроме настоятельного требования читать, Джим Джек заставлял Джимми ежедневно добавлять по одному новому слову к своему словарному запасу10. В сочетании с наставлениями отца, природной любознательностью и интуицией Джимми, его участием в семейных политических спорах эта тактика весьма скоро принесла свои плоды, поскольку он начал уверенно и бойко изъясняться по конкретным вопросам, аргументированно доказывая свою точку зрения.

Главное же, что перенял и взял Джимми от своей большой семьи Картеров - Гордии, это дух демократизма, который во многом стал определяющим в формировании его мировоззрения. Временами, конечно, демократизм Картера был показным. Но в целом, Джимми, не обращая внимания на сословные, религиозные и иные предрассудки, всегда умел одинаково уважительно строить отношения с разными людьми. И в личной жизни он неизменно был прост в общении, доступен для всех.

Эрл Картер прочил своему сыну карьеру военного, поскольку выходцы с Юга издавна составляли в США основу кадровых военных. Следуя велению отца, Джимми окончил среднюю школу (1941), через два года «Юго-Западный колледж» Джорджии, затем в военное время при Технологическом институте своего штата прослушал ускоренные курсы, необходимые

9 Carter J. Op.cit. P. 31.
10 Congressional Record. № 9. Vol. 123. Е. 948.

для поступления в высшее военное заведение, и только после этого в 1943 г. поступил в престижную Военно-морскую академию в Аннаполисе. В биографиях Картера и в документах личного характера нет никаких сведений относительно того, как и почему Джимми, которому на момент поступления в Технологический институт было 19 лет и который был годен к военной службе, смог избежать призыва в армию, более того, ухитрился поступить в военное время в Военно-морскую академию. Вполне возможно, хотя это только предположение, что Дж. Картер не без помощи со стороны своего отца попросту «уклонялся» от действительной военной службы, опасаясь, как бы его не отправили воевать в Европу. Конечно, нет оснований утверждать это со всей категоричностью, но, что примечательно, как только Картер стал президентом США, первое, что он предпринял на этом посту - помиловал всех дезертиров вьетнамской войны, не дав, как новый глава государства, обычной амнистии преступникам. Может быть, его поступок о чём-то говорит?

Тем не менее, учёба в Военно-морской академии в Аннаполисе и дальнейшая служба в ВМС США оказали большое влияние на формирование личности Джимми и во многом изменили его взгляды на жизнь11. Академия славилась тем, что в ней поддерживались достаточно суровые порядки, но, вместе с тем, были хорошо поставлены преподавание технических дисциплин и практические занятия. Ввиду того, что шла война, срок обучения в академии был сокращён на один год: вместо положенных четырёх лет подготовка офицеров флота продолжалась три года.

В академии Картеру пришлось столкнуться с «дедовщиной». В первый год учения Джимми и другие первокурсники обязаны были подчиняться второкурсникам, выполняя все распоряжения последних. Картер прямо пишет, что в первый же вечер пребывания в академии вновь прибывшие, и он в том числе, были избиты старшим курсом: таким образом второкурсники демонстрировали свою власть и авторитет. Картер ничего не упоминает о том, как складывались его взаимоотношения со старшекурсниками в дальнейшем, но много говорит о постоян-

11 Кац/тап В. Ор. сії. Р. 5 - 6.

ном страхе12. Возможно, в отношении него вышеупомянутые курсанты часто «проявляли власть», поскольку сам Джимми писал, что научился «утираться» и «проглатывать обиду». Впредь Картер будет избегать открытого конфликта с кем бы то ни было, и это станет его жизненным кредо.

Академия привила Дж. Картеру привычку к порядку, научила собранности и самодисциплине. Как вспоминал Картер, именно в академии он приобрёл «блестящие организаторские способности» и «стал неплохим плановиком»13.

Джимми усердно занимался, преуспел в науках и окончил академию 59-м по результатам успеваемости в выпуске из 820 человек. После окончания академии в 1946 г. Картер получает распределение в качестве штурмана на линкор «Вайоминг», и с этого момента начинается его служба в ВМС США.

В годы обучения происходят изменения в личной жизни -летом 1946 г. он женится на Розалин Смит, которая происходила из семьи мелкого фермера и домохозяйки, проживавших, как и Картеры, в Плейнс. Однако молодые люди были едва знакомы, поскольку сказывались различия в достатке семей и разница в возрасте (Розалин была моложе на три года, она родилась в 1927 г.). Подобно Джимми, Розалин имела сходные с ним взгляды на жизнь и суждения. Супруга всегда играла большую роль в жизни и деятельности Джимми. «Удивительное продолжение моей личности», - именно так отзывался Картер о своей жене14. Розалин, обладая ясным практичным умом, давала мужу разумные и дельные советы, тактично направляя его.

Картерам нравилась жизнь военных: работа, новые знания, знакомства, товарищество, которое существует только среди офицеров. Вскоре семья увеличилась, поскольку у Картеров появилось трое сыновей: в 1947 г. родился сын Джон Уильям, в 1950 г. - Джеймс Эрл III, а в 1952 г. - младший сын Дональд Джеффри. Жалованья молодого офицера, конечно же, не хватало на содержание постоянно расширяющейся семьи, но Картерам материально помогали родители Джимми.

12 The Mid and Wisdom... P. 39.
13 Ibid. P. 53.
14 Kaufman B. Op. cit. P. 84.

Вспоминая об этом периоде своем жизни, Дж. Картер любит говорить, что, несмотря на военную службу, он много времени уделял своему самосовершенствованию. В это время Джимми знакомится с работами протестантского теолога Рейн-хольда Нибура и находит для себя ценные мысли относительно взаимодействия бога и человека. Особенно ему понравился один афоризм, который он потом любил цитировать: «Ужасна обязанность политиков - установить порядок в грешном мире». В понимании Картера эти слова трансформировались и приобрели иной смысл: главное в жизни человека и политика - служение не богу, а, в первую очередь, своему народу15. Кроме теологической литературы, супруги любили читать классику, в частности, произведения У. Шекспира. По-видимому, на этом «глубокое увлечение» Джимми разнообразной литературой заканчивалось, так как в его биографиях не упоминаются больше никакие авторы и произведения. Стремясь к самообразованию, Картер слушал классическую музыку. В одном из интервью он заявил: «Я знаю каждую ноту во всех концертах Рахманинова и операх Вагнера. Я даже могу сравнить технику игры на фортепиано»16. Хочется отметить при этом, что, утверждая вышеизложенное, Джимми не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.

На данном этапе жизненного пути Джимми активно занимался карьерой. В 1948 г. по собственному желанию он переводится на подводный флот и служит штурманом на подлодке «Помфлет», базировавшейся на Гавайях, а с 1950 г. проходит службу на первой из построенных после войны «бесшумных» подлодок «К-1»17.

Решение перейти на подводную службу имело для Картера судьбоносное значение. Именно здесь он смог познакомиться с человеком, который, по собственным словам Джимми, оказал более глубокое влияние на его жизнь, чем кто-либо другой, за исключением родителей. Этим человеком стал капитан Хаймен Риковер, легендарная личность ВМС США, будущий адмирал и сенатор. Он был в высшей степени трудолюбивым, компетент-

15 Ibid. P. 9.
16 The Mid and Wisdom... P. І8.
17 Kaufman B. Op. cit. P. 5 - 6.

ным командиром, требовавшим от своих подчинённых полнейшей преданности делу. Несмотря на то что под началом Рикове-ра Картер прослужил чуть больше года, сила его авторитета и участие в успешном карьерном росте Джимми, были огромны. По заявлению Картера, Риковер был для него образцом для подражания, истинным офицером, для которого служба родине являлась первейшей обязанностью18.

В 1949 г. по инициативе Риковера ВМС США приступили к созданию первых атомных подводных лодок. В 1952 г. Рико-вер начал отбор офицеров для участия в программе строительства ядерного подводного флота. Дж. Картер, услышав о программе, моментально принял решение участвовать в ней. На собеседовании Х. Риковер, помимо прочего, поинтересовался у Картера, каким по счёту в списке успеваемости он окончил Военно-морскую академию. Джимми ответил: «59-м из 820 курсантов!». Но вместо поздравлений Риковер сухо спросил Картера: «Почему же не самый лучший?». И Джимми со свойственной ему честностью ответил: «Сэр, я не всегда старался»19. Честность Картера обезоружила Риковера и он взял его в свою программу.

Сначала Джимми направили в Нью-Йорк на курсы по ядерной физике, затем он работал на различных секретных объектах в штатах Нью-Йорк, Вашингтон, Айдахо, побывал в командировке в Канаде, где принимал участие в ремонте аварийного реактора.

Находясь по делам службы в Вашингтоне, Картер всегда находил время навестить в сенате США хороших знакомых своего отца - сенаторов Р. Расселла и В. Джорджа, которые любили побеседовать с ним о новых военно-морских программах. Как член команды Риковера, он довольно часто общался с государственными чиновниками различных рангов. Однако в тот период, по словам Картера, он мало интересовался политической жизнью, мечтая дослужиться до звания адмирала, и для достижения цели у него были все необходимые условия20.

18 Carter J. Op. cit. P. 6І.
19 Ibid. P. 3.
2G Ibid. P. 78.

Тем не менее, не интересоваться политической ситуацией в стране Джимми не мог. Послевоенные годы в США были богаты на события. После смерти Ф.Д. Рузвельта в 1945 г. президентом становится демократ Гарри Трумэн. Картер, не беря в расчёт политические способности президента, с позиции обывателя с восхищением отзывался о Трумэне, особенно акцентируя внимание на том обстоятельстве, что «обыкновенный человек может стать замечательным государственным деятелем и лидером страны»21. На смену «новому курсу» Рузвельта пришёл «справедливый курс» Трумэна. Программа действий нового президента содержала вполне благие цели: расширение системы социального обеспечения, введение необходимых мер по улучшению системы здравоохранения и образования, помощь неимущим и дарование гражданских прав неграм. Как сторонник демократической партии, Картер принял положения «справедливого курса», осознавая необходимость его введения для страны. Другое дело, что Трумэн не смог выполнить все заявленные цели в силу целого ряда обстоятельств.

Важными для США внутриполитическими событиями конца 40-х - начала 50-х годов ХХ в. явились антикоммунистическая истерия и политика «маккартизма», вызванные опасением, что завербованные коммунистами государственные чиновники шпионят в пользу СССР. Политико-психологический климат в стране на тот момент был удручающим. Шпиономания перекинулась на рядовых американцев: они подвергались допросам, попадали в «чёрные списки» неблагонадёжных, подвергались гонениям. Вероятно, Картер также не избежал проверок, тем более что по долгу службы он владел секретами атомных подлодок.

Военно-морская служба Джимми проходила вполне успешно. После окончания курсов повышения он получил распределение на атомную подлодку «Морской волк», став её главным инженером. В течение семи лет службы Дж. Картер доказал, что был в высшей степени хорошим офицером - умным, изобретательным, способным довести до конца сложнейшие задания с

2i The Mid and Wisdom... P. iiG.

минимальным привлечением инструкций вышестоящего начальства.

«Школа» Риковера много дала Картеру, окончательно сформировала характер Джимми. Капитан Риковер «отшлифовал» его природные качества - исполнительность, ответственность, целеустремлённость, старательность в исполнении своих обязанностей.

Успешная военная карьера Картера была прервана смертью отца, последовавшей в 1953 г. Джимми принял непростое для себя решение оставить службу в ВМФ, вернуться в Плейнс и заняться семейным бизнесом. Позже в дневнике Дж. Картер напишет, что его поступок был в значительной мере продиктован не вынужденной обязанностью как старшего в семье позаботиться о своих младших сёстрах и брате, а моральным обязательством перед памятью отца продолжить его общественный стиль жизни. Джимми, по его словам, понял, насколько многогранной с общественной точки зрения была жизнь его отца и как много людей округа и членов баптистской общины обязаны ему своим благополучием и спокойствием. В автобиографии по этому вопросу он напишет следующее: «У меня только одна жизнь, и я решил прожить её как гражданский человек, имея потенциально большие возможности для разносторонней службы обще-ству»22. У нас нет оснований не верить Картеру: скорее всего, это было его искреннее желание, поскольку военная карьера могла дать ему на тот момент значительно больше, чем положение фермера.

Картеру пришлось, в известном смысле, начинать жизнь «с нуля». Оставив родительский дом в 19-летнем возрасте, с тех пор он никаким образом не был связан с сельским хозяйством. После смерти отца остался солидный счёт в банке и 4 тысячи акров земли (около 1600 гектаров). Необходимо было многому учиться заново, приспосабливаться к размеренной сельской жизни. Первые годы в Плейнс были трудные для Картеров. Но постепенно жизнь наладилась, а спустя ещё несколько лет арахисовый бизнес начал процветать.

22 СаНвт 3. Ор. ей. Р. 65.

Розалин Картер была надёжной опорой мужу в самые трудные периоды их совместной жизни: стала хорошей женой военного, помогала в ведении семейного бизнеса - занималась бухгалтерией и документацией, поддержала мужа в религиозных взглядах. Когда Картеру было далеко за тридцать, вместе с женой он пережил религиозное обращение, крестившись ещё раз и публично признав себя «возрождённым» христианином. По канонам баптизма признаётся крещение только взрослых людей, способных к сознательному принятию христианской веры. Крестившись, Джимми возглавил баптистскую общину, как когда-то отец, и старался вести её дела так же справедливо, как в своё время управлял общиной Эрл Картер23.

В общественную деятельность Картер включился через бизнес: сначала его избрали президентом организации производителей элитных семян. Кроме того, он входил в состав множества других общественных организаций. В тот момент, по его словам, он не помышлял о политической карьере. Но вместе с тем, будучи выходцем из политически активной семьи, постепенно начал интересоваться политическими событиями штата, втягиваясь в общественно-политическую жизнь тем сильнее, чем стабильнее становился бизнес.

Честолюбие всегда было составляющей частью характера Дж. Картера, и через какой-то период времени у него выкристаллизовалось решение добиться политической известности на уровне округа. Во многом благодаря убеждениям супруги Розалин он принял решение заняться политикой. Позже она вспоминала: «Мне нравилось вносить свой вклад в нашу совместную жизнь и сделать что-нибудь такое, что способствовало бы его политической карьере»24.

Популярность Картер приобрёл на волне ожесточённых споров о гражданских правах черного населения США. В период волнений белых южан в связи с постановлениями Верховного Суда о десегрегации школьного образования он, несмотря на давление со стороны, не вступил в совет белых граждан и за это

23 Американские президенты... С. 514.
24 Carter R. The First lady from Plains. Boston, 1984. Р. 62.

подвергся бойкоту, а как член школьного совета округа отстаивал право негритянских детей учиться вместе с белыми25.

Интерес к негритянскому вопросу возник у Картера не на пустом месте: он, как человек, выросший на Юге, прекрасно представлял себе все трудности и унижения, с которыми приходилось сталкиваться в обыденной жизни негритянскому населению. С детских лет Джимми проникся состраданием к неграм, и во многом этому способствовала деятельность его матери. Мисс Лилиан не делила людей по цвету кожи: двери их дома были открыты для всех, и сюда за помощью часто приходили чёрные жители округа. Позиция миссис Картер нередко шокировала людей, и даже мужа, который лояльно относился ко многим проблемам, но в расовом вопросе придерживался консервативных взглядов и не мог понять сердобольности супруги26. В детстве Джимми общался с негритянскими детьми в играх около дома, но никогда в церкви или в школе. И только став взрослым, он начал регулярно встречаться и беседовать с чёрными на равной основе.

Для Юга чувствительным вопросом всегда считались взаимоотношения белых и чёрных американцев. Негры на протяжении длительного периода времени находились в неравном положении по сравнению с белыми. Они были ущемлены в гражданских правах, поскольку не могли получить образования, достойной работы, участвовать в выборах и добиться элементарной справедливости. Около половины чёрных американцев проживали за чертой бедности, подвергались сегрегации и иным формам дискриминации.

С середины 1950-х годов ситуация начала изменяться. Движение за гражданские права возглавил баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг. В 1957 г. он основал негритянскую организацию «Южная конфедерация христианского руководства», чья тактика ненасильственных действий принесла результаты: Кинг смог сконцентрировать энергию своих последователей и благодаря этой силе привлечь внимание Америки к делу борьбы за гражданские права чернокожего населения. В

25 Carter J. Op. cit. P. 72.
26 The Mid and Wisdom... Р. 52.

ходе отчаянной борьбы, неграм удалось добиться принятия законов, предоставлявших чёрным равные с белыми гражданские права, нового общественного статуса и гарантий их выполнения.

Картер не раз слушал выступления Кинга, во многом соглашаясь с его аргументами о необходимости предоставления неграм гражданских прав. Особенно на него повлияла знаменитая речь Кинга, произнесённая им у мемориала Линкольна в Вашингтоне 28 августа 1963 г., в конце которой прозвучали следующие слова: «У меня есть мечта, что наступит день, когда на красных холмах Джорджии дети рабов и дети их рабовладельцев смогут сидеть вместе за одним братским столом... У меня есть мечта, что наступит день, когда четверо моих маленьких детей будут жить в стране, в которой о них будут судить не по цвету кожи, а по человеческим качествам»27.

Картер стал широко известен в политических кругах штата Джорджия благодаря своей активности по негритянскому вопросу. Конечно же, Дж. Картер искренно сочувствовал неграм, понимал их проблемы, но в целом, акцент его предвыборной кампании на решение негритянского вопроса во многом был тактической уловкой. Джорджия оказалась местом активных выступлений за гражданские права, Джимми просто чутко уловил настроения избирателей, их желания. Его предвыборная кампания в сенат штата характеризовалась энергичностью и энтузиазмом. Особенно была велика заслуга Розалин в организации и проведении предвыборной кампании мужа. Именно она планировала основные встречи Джимми с избирателями и нужными людьми, составляла для него распорядок дня, разъезжала с ним по городам и весям Джорджии28. В итоге в 1963 г. Картер был избран в сенат Джорджии. Бесспорно, это был успех для «арахисового фермера».

В самой первой речи, произнесённой Дж. Картером в сенате Джорджии в январе 1964 г., он высказался в пользу отмены местных избирательных цензов, ущемлявших права негров. Впоследствии Картер, несмотря на риск для дальнейшей политической карьеры, резко высказывался против решения совета

27 Ibid. P. 74.
28 Carter R. Op. cit. P. 73.

прихожан церкви не допускать на службу чёрных29. Он также был сторонником десегрегации школьного образования, считая, что объединение школ было значительным шагом вперёд для дальнейшего прогресса Юга. Тем не менее, в вопросе относительно «басинга» Дж. Картер занимал двойственную позицию. Система «басинга» предусматривала, что дети чёрных кварталов, где был более низкий уровень преподавания и худшие классы, имели право обучаться в школах белых районов с лучшими условиями. Особенность «басинга» состояла в том, что негры доставлялись в выбранные ими школы специальными автобусами. Двойственность заключалась в том, что Картер, не являясь сторонником «обязательного басинга», собирался противостоять принятию конституционной поправки, запрещавшей систему басинга в стране30. Благодаря заботе о благополучии негритянского населения Картер заработал немалый политический авторитет среди чёрных джорджианцев и прослыл в сенате штата умеренно-прогрессивным деятелем.

Картер работал в сенате два срока - с 1963 по 1966 гг. Он был прилежным и трудоспособным законодателем: приходил на службу первым, чтобы основательно подготовиться к слушаниям, уходил последним, засиживаясь в кабинете до глубокой ночи. Картер вошёл в историю сената штата как политик, который прочитал все билли, представленные на рассмотрение, а также как чиновник, который по собственному желанию увеличил число своих рабочих дней в неделю с четырёх до пяти.

Законодательная деятельность Дж. Картера совпала с президентством демократа Линдона Джонсона. О самом президенте Картер отзывался как о человеке, который занял пост в трагический для страны час и который сделал для претворения в жизнь социальных прав человека больше, чем любой другой президент ХХ в.31 Объявленная Джонсоном программа реформ - «война с бедностью» - как нельзя кстати подходила к складывающемуся имиджу Картера. Последнему импонировали положения программы, предлагавшие расширить социальное обеспечение,

<
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты