Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12 (341). История. Вып. 60. С. 22-29.
УДК 902/904
Е. В. Куприянова
ЗАПОВЕДНИК «АРКАИМ» И ПРОБЛЕМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АРХЕОЛОГИИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
Проблемы популяризации исторического знания, взаимодействия науки и общества имеют особенную актуальность в современном мире. В статье представлена попытка выявить ключевые проблемы, возникающие у археологов при попытках популяризации научной информации для СМИ, туристов, читателей популярной литературы, а также причины «поглощения» Аркаима потоком неоязыческих и националистических движений.
Для ученых, когда-либо сталкивавшихся с необходимостью популяризации, не являются секретом общие проблемы, существующие буферной зоне взаимодействия науки и общества: общий примитивизм восприятия научной информации широкой публикой, слепая вера печатному слову, полное отсутствие критического взгляда на появляющиеся в прессе сообщения, снижение общего интеллектуального уровня подачи информации в СМИ. Кроме того, для общества в целом характерен тотальный кризис рационализма, позитивизма, в том числе и в науке. Как констатирует один из исследователей, «сегодняшний символ философии человека XXI века - это кандидат наук, спрашивающий благословения батюшки для выхода в астрал на занятиях йогой»1.
Сегодня в России, как и во всем мире, множество значимых археологических памятников являются местом паломничества так называемых «неоязычников», «эзотериков», националистически настроенных группировок. Эта судьба постигла известные памятники археологии в Великобритании, Турции, Мексике, Египте и других местах земного шара. Не исключением является и поселение эпохи бронзы Аркаим. Аркаим был открыт в июне 1987 г. археологической экспедицией Челябинского государственного университета. Памятник находился в зоне строительства Караганской межхозяйственной оросительной системы, которая должна была обслуживать хозяйства Кизильского и Брединского районов юга Челябинской области. Борьба за сохранение Аркаима началась сразу же после открытия памятника и растянулась на несколько лет2. Однако интересный археологический памятник, спасен1 Савельева Т. В. Современные народные целители... С. 262.
ный археологами от затопления, мгновенно превратился с легкой руки астрологов, экстрасенсов и прочих представителей оппозиции официальной науки в «центр мира», «место силы», «тайный город древних ариев».
Первый раз я оказалась на Аркаиме летом 1995 г. Большекараганская долина, где расположен памятник, является одним их красивейших участков зауральской степи. Вследствие удаленности от крупных населенных пунктов и основных трасс, здесь сохранился практически не тронутый антропогеном ландшафт, большое количество редких видов флоры и фауны. В 1995 г. Аркаим уже имел большую известность, но организованный туризм практически отсутствовал. Население лагеря составляли в основном научные сотрудники и студенты-практиканты, а посетители «экстрасенсорного» толка были относительной редкостью. Из-за труднодоступности, отсутствия регулярного транспорта на Аркаим могли добраться только самые любопытные туристы. Буквально через три года туристический поток вырос в несколько раз, появились регулярные автобусы и фирмы, организующие поездки на Аркаим, в том числе, как прямо указывалось в рекламе, с целью оздоровления, зарядки энергией и пр. Научные сотрудники и студенты локализовались в нескольких коттеджах верхнего лагеря, а все остальное было занято туристами.
В этот же период изменилось и информационное поле вокруг памятника. По изданным библиографическим указателям можно проследить нарастание потока информации и изменения в его характере3: 1987 г. - год открытия памятника - 5 наименований научно-популярных и газетных статей; 1988 г. - 19 наименований того же характера; 2005 г. - 70 наименований только лишь статей в популярной прессе Южного Урала, не счи3 Аркаим : 1987-1997 : библиогр. указ. ...
тая телерепортажей, информации в центральных изданиях и Интернете и пр. Проанализировав произошедшие изменения, можно выявить следующую тенденцию. Почти все первое десятилетие после открытия памятника информация о нем существовала в виде публикаций, более-менее точно воспроизводящих научную информацию в популярной форме, и нескольких статей и выступлений популярных астрологов (таких как Тамара Глоба), представителей неорелигиозных течений. Легенды об Аркаиме, имеющие сейчас большую популярность, создавались буквально на глазах у археологов и передавались в основном изустно. Так, в 1995 г. названия имели лишь две главные сопки, предваряющие вход в долину, - Гора Любви (Грачиная) и Шаманка. Приблизительно тогда же появились легенды о том, чем являлись эти горы для древних аркаимцев, и как надлежит вести себя на них современному человеку. Были выложены различные каменные конструкции, придуманы ритуалы восхождения, хождения по спирали, встречи рассветов и т. п. Постепенно, с течением времени, названия были даны всем сопкам и холмам, окружающим долину. Всем им приписывались определенные функции, свойства, надлежащие для исполнения ритуалы. Эту постепенную мифологизацию окружающего пространства сотрудники заповедника наблюдали воочию и, сначала с юмором, потом с недоумением, пересказывали друг другу. Необходимо подчеркнуть, что ныне очень подробно разработанная система неомифологии аркаимского пространства рождалась именно как продукт творчества коллективного бессознательного. Вскользь услышанная на экскурсиях научная информация трансформировалась в сознании мистически настроенного обывателя, перемешиваясь с различной прочитанной литературой эзотерического толка, с обрядами и обычаями, существующими до сих пор в традиционных культурах. Лишь позже - на рубеже 2000-х гг. - появились люди, взявшие на себя роль «учителей» и «проводников» для мистически настроенной публики, собравшие все созданные в этот период мифы, сопровождая их искаженным пересказом научно-популярной информации, в многочисленных книгах с неоригинальными и однообразными названиями - «Тайны Аркаима», «Место силы - город Аркаим», «Аркаим - город Солнца» и т. п.4 Таким образом, созданная спонтанно в общественном сознании мифология была систематизирована, оформлена и приобрела четкую структуру. Сегодня каждый посетитель заповедника может совершенно точно, но часто не бесплатно, узнать, что нужно делать в каждом определенном «месте силы». Те же мифы стали тиражироваться и прессой.
К сожалению, взаимодействие археологов с туристами часто способствует развитию неомифологии, отнюдь не по вине ученых. Исследуя феномен неорелигиозных течений, М. Угаев называет причинами роста популярности нетрадиционных религий разрушение в современном сознании понятия реальности как такового, искусственный отрыв человека от природной среды5. Как подчеркивает исследователь, Аркаим воспринимается подобными посетителями как пре-вдохрам и имеет все свойства виртуальной реальности. Основным для них является не научная информация, а виртуальные фантомные образы стихий, высших сил, психических энергий, с которыми они, якобы, входят в контакт. Значимым и символичным является любое событие - внезапный порыв ветра, радуга, восход солнца и пр. Также интерпретируются не только природные события, но и объекты материальной культуры. Часто предметы, создаваемые или используемые учеными и сотрудниками заповедника, превращаются в объекты поклонения, обрастают собственной символикой и мифологией. Одним из первых таких объектов явилась забетонированная площадка недалеко от центра поселения, использующаяся как «условный ноль» при измерении высот в геодезической съемке. Уже в начале 90-х «знающие» туристы утверждали, что это и есть истинный центр поселения, из которого исходит мощный энергетический столб. За прошедшие годы список рукотворных «святых мест» пополнили и другие объекты. Одним из таких «открытий» стал железный вертящийся круг-подставка, который скульптор из Пензы Б. Качаровский использовал для создания скульптур из мрамора. Летом 2007 г. круг внезапно превратился в «Денежное колесо». Туристы стали складывать в его центр деньги и ходить вокруг. Другой пример «рождения мифа» - судьба скульптуры Б. Качаровского. Скульптура, изображающая коня с солнцем на груди и женщину, некоторое время была установлена на склоне у подножья горы Шаманка. Однажды среди туристов появился слух, что для исполнения желания нужно обнять коня, поцеловать женщину и приложить голову к центру солнца. Через несколько дней возле скульптуры стояла очередь из желающих совершить обряд.
Сознание человека, настроенное на восприятие и интерпретацию информации в определен4 См., например: Мальцева С. П. Аркаим - город солнца.
ном ключе, работает очень выборочно; люди слышат только то, что хотят услышать. Многочисленными примерами можно приводить опыты общения с туристами на раскопах. Один из них: посетители - казахи по национальности -спросили, кости каких животных находятся в жертвеннике. На ответ, что это в основном овца и корова, они среагировали однозначно: «Свинины они не ели, значит, это были казахи, мусульмане». Часто археологам и экскурсоводам приходится выслушивать обвинения от туристов и «эзотериков» в сокрытии древних тайн и магических артефактов, найденных на раскопках, которые они прячут в лабораториях, демонстрируя в музеях какие-то черепки.
Одной из основных идей, имеющей крайне нежелательный резонанс, является предположение, высказанное археологами на уровне гипотезы, об арийском происхождении племен, создавших Аркаим. Вопрос арийской идеи, национализма и их связи с Аркаимом был подробным образом исследован в работах известного этнолога В. Шнирельмана6. Название &арийский& было введено в научный оборот еще в конце XIX в. К 1970-м гг. этот термин активно использовался в качестве гипотетической принадлежности племен, оставивших памятники эпохи бронзы в Волго-Уральских степях, известными археологами Е. Е. Кузьминой, К. Ф. Смирновым, В. Ф. Ге-нингом7. Термин неудачный, очень спорный. Однако если в советский период никто не обратил на это особого внимания, то в 90-х и 2000-х гг. слово &арии& было поднято на щит и до сих пор склоняется на все лады как националистами, так и «искателями мудрости древних цивилизаций». Справедливости ради стоит отметить, что неофашистские настроения вокруг Аркаима фиксируются в основном в публикациях. В самом же заповеднике преобладают посетители скорее «экстрасенсорной» и «неорелигиозной» направленности. В целом обстановка среди туристов вполне благожелательная и неагрессивная.
Однако в самом характере неорелигиозных культов, в настроениях туристов находит отражение стиль восприятия мира, сформированный современным обществом потребления. В 2011 г. на кафедре религиоведения ЧелГУ был защищен диплом «Современные религиозные движения на территории Заповедника "Аркаим": особенно6 См., например: Шнирельман В. А. : 1) Аркаим, археология и национализм... ; 2) Страсти по Аркаиму... ; 3) Аркаим : археология, эзотерический туризм...
сти организации и деятельности»8. Автор работы не только изучала по публикациям философию неорелигиозных течений, но и провела большую практическую работу по анкетированию посетителей заповедника, классификации их устремлений, мировоззрения. Очень интересную информацию представляет собой одно из приложений к диплому - содержание записок, оставленных туристами на Горе Любви для исполнения желаний. Анализ записок показывает, что их подавляющее большинство направлено на исполнение личных, сугубо материальных желаний. Крайне редко встречаются записки с пожеланием счастья близким людям, и совсем отсутствуют пожелания добра, мира, счастья для остального человечества. Судя по всему, неорелигиозные обряды воспринимаются их исполнителями как инструментарий для удовлетворения эгоистических меркантильных потребностей. Большинство людей воспринимает их просто как средство, с помощью которого можно решить проблемы, не прилагая к этому особых усилий.
О том же свидетельствует и проведенное в дипломе изучение различных программ оздоровления, предлагаемых «учителями» Аркаима. Людьми, возглавляющими различные космоэ-нергетические, эзотерические школы, был тщательно изучен спектр проблем современного общества. В их программах, с учетом современной социальной ситуации, сформирован рынок спроса и предложения соответствующих услуг, решения актуальных современных проблем социального, физиологического, психологического характера.
Возвращаясь к проблеме популяризации археологической информации, существующие на сегодняшний день публикации об Аркаиме можно разделить на несколько категорий:
шой недостаток подобных статей. Сотрудниками заповедника и учеными ЧелГУ было подготовлено несколько сборников популярных статей9, но существующего количества популярных текстов, написанных археологами, явно недостаточно, чтобы конкурировать с мощным потоком ненаучной информации.
общественности, а также возражения у критиков имеют авторские концепции, разделяемые далеко не всеми специалистами. Различные слова и термины, вызывающие неоднозначную реакцию - &арии&, &Заратуштра&, &Авеста&, &бесписьменная цивилизация&, &протогород&, - многократно тиражируются как сторонниками, так и противниками, образуя негативный шлейф вокруг самого названия &Аркаим&. Например, в последних работах бывшего зам. директора Заповедника «Аркаим» Ф. Н. Петрова критика и обвинения в замалчивании, приукрашивании археологических данных об Аркаиме полностью основана на работах Г. Б. Здановича. В брошюре «Поселение Арка-им в культурном пространстве эпохи бронзы», с подзаголовком «Аркаим: в поисках правды», автор заявляет: «...мы будем критически анализировать концепции Г. Б. Здановича и не соглашаться с теми его выводами, которые, на наш взгляд, не соответствуют современному состоянию знания об археологических источниках»13. Таким образом, публикация оказывается посвященной не исследованию Аркаима как такового, а проведению некоей черты между концепцией Г. Б. Здановича, с которым автор не согласен, и остальными учеными, с которыми он согласен.
Критика концепций Г. Б. Здановича положена и в основу работ В. А. Шнирельмана, считающего, что в современном мире «разрушился и образ "чистой науки", и она обнаружила свою зависимость от социальных и политических факторов, в особенности от господствующей идеологии». Изучив популярные статьи об Аркаиме, автор приходит к выводу, что «упомянутые выше преувеличения и рискованные гипотезы были с благодарностью подхвачены и развиты дилетантами, далекими от археологии (этнонационали-стами, религиозными лидерами, народными целителями, прорицателями, экстрасенсами, астрологами, неоязычниками, просто увлеченными людьми и самыми разнообразными шарлатанами). Все они ссылаются на ученых, прежде всего на Здановича, выступающего на Аркаиме непререкаемым авторитетом. Они верят, что все сказанное ученым является безусловной истиной; различий между гипотезой и доказанной теорией они не видят»14.
Самым курьезным в этом ряду публикаций выглядит книга бывшего сотрудника Заповедника «Аркаим» Ю. М. Шишкина «Аркаим - земля святая, денежная». Обвиняя руководство заповедника в коррупции и якобы происходивших финансо13 Петров Ф. Н. Поселение Аркаим... С. 4.
вых махинациях, на тот момент, когда сам автор книги был главным распорядителем финансовых средств заповедника (!), и грозя всем справедливым судом, он попутно дилетантски проезжается по созданным археологами реконструкциям археологических объектов исторического парка15.
В том же ряду стоят обвинения археологов представителями Русской православной церкви. В качестве примера можно привести книгу священника Андрея Гупало «Духовное поле Аркаима»16. Автор безапелляционно объявляет все, что происходит на Аркаиме, «бесовством» и «сатанизмом». При этом он, оставаясь весьма пристрастным, не сомневаясь, ставит знак равенства между современными неорелигиозными течениями и религиозными воззрениями древних жителей Аркаима. И то и другое смешивается воедино и объявляется поклонением бесам. А. Гупало невероятным образом смог отыскать в научно-популярных статьях археологов об Арка-име несомненные свидетельства сатанинских обрядов - жертвоприношения младенцев, оргиасти-ческие культы. Археологов священник обвиняет в том, что они приписывают жителям Аркаима духовность, которой они (совсем!) не обладали, и тем подстрекают толпу к безумствам. Остается не совсем понятным, что делать, с точки зрения автора, с исследованиями духовной культуры и религии других древних народов, большинство из которых были весьма далеки от христианской этики, морали и нравственности.
Таким образом, при анализе информационного поля вокруг Аркаима приходится констатировать, что проблема популяризации археологической информации обусловлена несколькими факторами:
- малым количеством добротных и интересных научно-популярных публикаций, написанных археологами;
- затрудненностью доступа археологов к публикациям в СМИ;
- отсутствием интереса у журналистов к адекватному отражению научной информации;
- настроем общества, дезориентированного теми же СМИ, обилием лженаучных и антинаучных публикаций;
- негативным имиджем, создающимся антинаучными спекуляциями и критическими работами.
В статье Н. А. Белолипецкой17 на основе опыта автора в общении с туристами и посетителя15 Шишкин Ю. М. Аркаим - земля святая...
ми Заповедника «Аркаим», делается вывод, что современное общество в принципе не интересуется научной проблематикой. Все группы посетителей ориентированы только на потребление и хотят за свои деньги получить лишь качественную анимацию. Нельзя полностью согласиться с предложенным выводом. Многие люди, в том числе молодежь, школьники, действительно интересуются историей. К сожалению, приходится признать, что у самих археологов очень редко возникает желание посвятить себя популяризации, поскольку для этого нужно в значительной степени пожертвовать научной карьерой.
Анализ общего потока информации об Арка-име обнаруживает, как ни странно, что различные «мифы» тиражируются не только их сторонниками, но и ярыми противниками - путем многократного повторения и пересказа. Можно наблюдать, как из исследования в исследование перекочевывают различные псевдонаучные сюжеты. То же самое происходит с критикой теорий арийского происхождения аркаимцев, появления зороастризма на Аркаиме - чем больше шуму поднимается вокруг этих утверждений, тем прочнее в общественном сознании Аркаим оказывается связан со словами &арии&, &Зара-туштра&, &Авеста&. Тем самым эти спорные идеи приобретают еще большее распространение и популярность в массах и укрепляют негативный имидж, раздражение против Аркаима в научной среде, что не может печально не сказываться на судьбе научных исследований.
Иными словами, в настоящее время идет процесс вторичной мифологизации Аркаима, который можно представить в виде следующей схемы (см. ниже).
Подводя итог приведенному в статье обзору проблематики популяризации археологического наследия Челябинской области и Аркаима в частности, говоря о перспективах взаимодействия науки и общественного сознания, следует констатировать:
мифы, рожденные в общественном сознании, лженаучные произведения
многократное повторение в СМИ повторение в аналитических работах
процесс вторичного мифообразования на уровне штампов и клише, прочно связанных в общественном сознании с Аркаимом
дении совместных исследований и публикаций при одном упоминании названия &Аркаим&, вызывающем негативные ассоциации.
Хочется надеяться, что предпринимаемые научным сообществом меры по созданию соизмеримого антинаучным спекуляциям противовеса могут принести в перспективе хорошие результаты.
Библиографический список
Сведения об авторе
Куприянова Елена Владиславовна - кандидат исторических наук, директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека Челябинского государственного университета. 454136, ул. Молодогвардейцев, 57 А, Челябинск. dzdan@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 12 (341). History. Issue 60. P. 22-29.
ARKAIM RESERVE AND PROBLEMS OF THE POPULARIZATION OF ARCHEOLOGY IN SOUTHERN URAL
E. V Kupriyanova
Kandidat PhD of History, Director of Scientific and Educational Research Center of Nature and Man, Chelyabinsk State University. 454136, Molodogvardeitsev st., 57 A, Chelyabinsk. dzdan@mail.ru
Problems of historical knowledge popularization, as well as the interaction between science and society, are of particular importance in the modern world. The author attempts to identify the key problems of archaeologists in the popularization of scientific information for the media, tourists, readers of popular literature. She also identifies the causes of "absorption" of Arkaim by the stream of neo-pagan and nationalist movements.
References