Спросить
Войти

2011. 02. 054. Иноуэ Сёити. Была ли в Японии древность? Иноуэ Сёити. Нихон-ни кодай-ва атта но КА? // interpretation of Japanese culture: views from Russia A. Japan. - Kyoto, 2007. - p. 135-141. - на яп. Яз

Автор: указан в статье

Стагнация в экономике Японии заставила искать новые решения в экономической политике. Премьер-министр Коидзуми (с 2001 г.) призвал провести структурные реформы экономики и принять «мировые стандарты» капитализма со свободным капиталом и рынком труда.

Японский бизнес наращивает свое присутствие в Азии, растет экономическое сотрудничество с Китаем, Тайванем, Южной Кореей и другими странами региона. Нельзя сказать, что японские элиты встали на путь «нового азиатизма», политические лидеры активно взаимодействуют с Европой и Америкой в попытках стимулировать развитие глобальной экономики и отрегулировать функционирование финансовых рынков. Пришедшая к власти в 2009 г. Демократическая партия выступила с критикой в адрес США и взяла курс на укрепление отношений с Китаем. Однако японские политики неизменно говорят о своей приверженности принципам демократии и защите прав человека, что, безусловно, является «западной» чертой. По мнению автора, сегодня ни одна из политических групп не обладает гегемонией в сфере культуры.

Е.В. Кузьмич

ИСТОРИЯ

2011.02.054. ИНОУЭ СЁИТИ. БЫЛА ЛИ В ЯПОНИИ ДРЕВНОСТЬ?

ИНОУЭ СЁИТИ. Нихон-ни кодай-ва атта но ка? // Interpretation of Japanese culture: Views from Russia a. Japan. - Kyoto, 2007. - P. 135— 141. — На яп. яз.

Сотрудник Международного центра исследований японской культуры ставит вопрос, был ли в японской истории период древности и если был, то каковы его хронологические рамки (верхняя граница). Он отвергает точку зрения о том, что переход к Средним векам происходит в конце XII в., когда был установлен сёгунат Минамото в Камакура. Автор категорически не согласен с данной периодизацией.

В Европе древность заканчивается с падением Западной Римской империи. Древность в Китае обнаруживает много общих черт с аналогичным периодом в истории Европы. Например, в эпоху Чуньцю (782—421 гг. до н.э.) существовал ряд городов-государств,

жители которых были объединены одним религиозным культом и проживали компактно на территории, как правило, обнесенной крепостной стеной. В Китае, как и в античном мире, в это время появились выдающиеся мыслители, подобные Сократу, Платону, -Конфуций, Мэн-цзы, оказавшие решающее влияние на все последующее развитие философии ареала. Как и в Европе, города-государства были поглощены империями: сначала Цинь, затем -Хань, и в Китай, подобно Римской империи, с севера вторгались варварские кочевые племена (сяньби, сюнну). Под их давлением разрушается империя Хань, а на ее месте кочевые племена создают несколько государств (аналог варварских в Европе). Поэтому обычно концом древности в Китае считается падение державы Хань (220 г.). Позднее между сюнну и сяньби разгорается вражда, и первые были вытеснены за пределы Восточной Азии. Сюнну вторглись в западную часть Евразии (где их называли гуннами), под их натиском германские племена вошли в пределы Римской империи, что привело к ее окончательному распаду. Таким образом, для истории Евразии открываются общая логика развития и хронологические рамки. Такой точки зрения относительно исторического развития Европы и Китая придерживаются в Киотоском университете, к научной школе которого относится и автор. В Токийском университете отсчитывают Средние века в Китае с Х в.

Япония впервые появляется на исторической арене в период, когда в Китае (согласно киотоской школе) уже наступили Средние века, когда полу-легендарная правительница Химико (Пимико) направляет ко двору царства Вэй послов.

Сравнивая мифы народов Евразии, существовавшие до появления мировых религий (буддизма, христианства), которые получили широкое распространение в Средние века, можно прийти к выводу о том, что они имеют сходные черты: миф об Орфее и Эв-ридике и миф об Идзанаги и Идзанами обнаруживают общие представления о загробном мире без деления на «рай» и «ад». С приходом буддизма в Японию начинается деление явлений мира на «плохие» и «хорошие», а мест посмертного существования человека - на рай и ад. Это напоминает христианское учение. Можно найти и другие схожие черты: возрождение будды Майтрейи через 5 670 000 000 лет и воскрешение на Страшном суде в христианстве, 10 заповедей Моисея и пять «добродетелей» буддизма, 12 учеников

Иисуса и 10 учеников Будды, предательство Иисуса Иудой и Будды Девадаттой, обряд крещения в христианстве и абхишека (яп. кандзё:) в буддизме, общие материальные атрибуты (буддийские и католические чётки).

В Евразии от Синайского полуострова до северо-восточной части современной Индии родилось несколько религий, делящих мир на две части - добра и зла (включая зороастризм, манихейство), из этих религий по географическому месту рождения христианство является самой западной, а буддизм - самой восточной религией.

Христианство распространяется в Римской империи с I в. и охватывает всю Европу в VI в. Буддизм распространяется в империи Хань тоже в I в., а в VI в. достигает Японии. Распространение христианства в Европе считается одной из характерных черт Средних веков. В Японии же время распространения буддизма считают древностью. Началом средневекового буддизма как мировоззрения нового типа безосновательно считают появление учений религиозных деятелей периода Камакура (конца ХП-ХШ в.): Хо:нэна, Ни-тирэна, Синрана.

Если принять распространение мировой религии за показатель перехода к Средним векам, то для Японии это VI в. Однако японское научное сообщество мыслит совершенно по-иному: только в последнее время появилась тенденция отсчитывать Средние века от середины периода Хэйан (с Х в.), но и она не получила всеобщего распространения.

Отсчет Средних веков от периода Камакура связывают с выдвижением молодого слоя самураев, который сменил придворную аристократию, пришедшую в упадок. Конец Средних веков связывают с установлением третьего сёгуната в Эдо (1603). Однако если наступление Средних веков было следствием появления нового активного слоя населения, то почему конец связывают с окончательным объединением Японии под властью самураев и сословным закреплением их господства?

Получается, что центром нового, прогрессивного порядка и в том, и в другом случае становится регион Канто (где расположен Токио), а оплотом старого - Кинки (с центром в Киото). Считается, что Тайра Киёмори не состоялся как военный правитель страны, поскольку стремился жить вблизи от придворной аристократии

Хэйана (Киото) и поддался ее разлагающему влиянию. А Минамо-то Ёритомо, основатель первого сёгуната, проведя большую часть жизни в Канто, избежал этого влияния и смог объединить новый, энергичный слой.

Японская историческая школа, которая начала складываться в период Эдо, не считала регион Канто более прогрессивным, чем Кинки. Такая концепия начала формироваться в период Мэйдзи (1868-1912), когда император перенес свою резиденцию из Киото в Токио.

Первым «протокийскую» точку зрения изложил Хара Кацуро в книге «История Средних веков в Японии» («Нихон тю:сэ си»), выпущенной в 1906 г. Автор ставил задачу «подгонки» японской истории под «европейские стандарты». В результате происходило «изъятие» Японии из Дальневосточного (китайского) ареала. Хара доказывал, что Киото находился под сильным влиянием Китая и поэтому не мог стать настоящим центром Японии. Формирование подлинного японского народа происходило именно на равнине Канто, подобно тому, как центр европейской цивилизации сместился из Рима на территорию германских народов. Концепцию Хары, считает Иноуэ, не следует принимать, поскольку этот историк отличался открытой нетерпимостью по отношению к региону Кинки и его жителям. Работая преподавателем истории Европы в Киотоском университете и проживая с семьей в Киото, он неоднократно бил собственных детей за использование киотоского диалекта. Не может не вызывать возмущения то, что официальной версией, вошедшей в учебники, стала версия человека, занимавшего настолько предвзятую позицию.

Вопросы исторической периодизации рассматривались и японскими учёными-марксистами. Японский научный мир познакомился с марксизмом в 1920-х годах, и с 1930-х годов ученые стали применять его идеи для анализа истории периодов Нара и Хэйан. Тогда ученые-марксисты не рассматривали их в качестве древности, поскольку в эти периоды рабский труд не являлся основой производства: он применялся только в редких случаях, а прослойка рабов составляла менее 1% населения. Предполагалось, что до реформ Тайка (середина VII в.) население архипелага было организовано по племенному принципу, а после реформ начало преобразовываться в феодальное.

С середины 1930-х годов ряд историков-марксистов: Ватана-бэ, Исимода Тадаси (Сё), Мацумото Синхатиро - под действием пропаганды начинают относить периоды Нара и Хэйан к древности, утверждая, что в Японии на определенном этапе существовал рабовладельческий строй, но убедительной аргументации они не представили. В частности, Ватанабэ определял трудовую повинность для крестьян, привлекавшихся к строительству административных зданий, дорог (а ранее - курганов правителей), как рабский труд.

Советские ученые Н.И. Конрад, К.М. Попов отрицали наличие в японской истории периода древности с рабовладельческим строем. Труды Конрада, в которых утверждается, что история Японии начинается со Средних веков, в 1930-х годах переводились на японский язык, и японские ученые были с ними знакомы. Та же идея (формирование феодального строя в Японии начиная с VII в.) прослеживается и в работах Ю.Д. Кузнецова, А.А. Толстогузова -ученых более молодого поколения. Однако в постсоветских учебниках (например, под ред. А.Е. Жукова) российские авторы начинают следовать японской историографии, так, по Иноуэ, теоретически выверенный взгляд был сменен на тот, что предписан официальной идеологией.

В японском научном сообществе старательно замалчивается и игнорируется точка зрения, в соответствии с которой в японской истории отсутствовал период древности. На данном этапе это связано в большей степени с особенностями организации научного сообщества, его инерцией. Существует огромное число специалистов по «древней истории Японии» и разнообразных организаций, объединяющих их и воспроизводящих научные кадры, которые, если принять такую точку зрения, лишаются своей уникальной специальности. В связи с этим существование древности в японской истории будет признаваться еще долгое время.

А.А. Лисицына

МЕДИЕВИСТИКА В ЯПОНИИ ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты