Спросить
Войти

О некоторых направлениях работы с молодежью российского православного духовенства в конце XIX - начале ХХ веков (на материалах Орловской губернии)

Автор: указан в статье

УДК 281.2

Матюхина Ольга Анатольевна

Брянский государственный технический университет

ya.matukhina@yandex.ru

Дзюбан Валерий Валерьевич

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

bryanskstudzuban@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ (на материалах Орловской губернии)

Сегодня остро ощущается необходимость усиления воспитательных начал в семье, в педагогике, в обществе. Современное российское общество осознает, что только образовательными методами невозможно сформировать полноценного, всесторонне развитого человека XXI века. Необходимо гармоничное формирование личности, не исключающее духовно-нравственное развитие. О необходимости включения духовно-нравственного компонента в учебно-воспитательный процесс подчеркивалось еще в 1999 г., когда Министерством образования РФ была утверждена «Программа развития воспитания в системе образования России» на 1999-2001 гг. Она начиналась со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». Отечественные традиции были названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. [10]. Это побуждает вновь и вновь обращаться к имеющемуся историческому опыту.

Обращение к отечественным традиционным духовным и культурным ценностям не случайно. На протяжении веков Русская Православная Церковь (РПЦ) участвовала в государственном строительстве через формирование духовно-нравственных традиций русского общества. Сложившиеся и отшлифованные веками традиции - это часть ментальности народа, часть его культуры [2]. Наши православные традиции, будучи нравственной опорой русского народа, сформировали уникальную и богатейшую культуру, способствовали консолидации общества. Русское православное духовенство имеет богатый опыт в просвещении российского общества. Приоритетом для Русской Православной Церкви всегда была работа с подрастающим поколением, молодежью. Обращение к этому опыту представляется актуальным. Важным является также изучение регионального аспекта, это дает возможность использовать большой пласт малоизученного архивного материала.

Основным направлением работы православного духовенства с молодым поколением россиян в конце XIX - начале ХХ вв. являлось просвещение (образование) через сеть синодальных церковно-приходских школ. На протяжении XIX в. государство неоднократно обращало внимание на привлечение духовенства к делу народного образования. Формирование системы церковно-приходских школ происходило с 1884 по 1904 гг. В это время определялись источники финансирования всех типов школ, были установлены правила попечительства над ними, формировался преподавательский состав, решались хозяйственные вопросы.

Для Орловской губернии, как одной из центральных, были характерны общероссийские тенденции, в том числе, в образовании. В последнее десятилетие XIX и первое десятилетие ХХ вв. здесь быстрыми темпами росло количество цер-ковно-приходских школ. Согласно отчетным ведомостям о церковно-приходских школах Орловского Училищного Совета за 1910 г., в губернии насчитывалось 811 школ духовного ведомства [1, с. 1-12].

В школах духовного ведомства учебные программы выстраивались таким образом, что воспитательный компонент должен был содержаться

во всех преподаваемых предметах: Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. В двухклассных школах добавлялись начальные сведения из церковной и отечественной истории. При изучении Закона Божьего и истории Церкви дети должны были «из живых примеров получить первое понятие о главных обязанностях, как семейных, так и общественных, а именно: о почитании родителей, о значении родительского благословения, о любви к родным и ближним, о милосердном отношении к животным» [8, с. 2318-2319]. На занятиях по русской истории детям разъяснялась необходимость взвешенной гражданской позиции, отношение к государственной власти, к Отечеству. Преподавание церковнославянской грамоты в школах духовного ведомства также преследовало воспитательные цели. Ее изучение должно было ввести детей в понимание языка государственной Православной Церкви и ее священнодействий. При этом в церковно-приходских школах кроме христианских духовно-нравственных установок дети приобретали «общее умственное развитие и полезные знания по программным предметам». В частности, вырабатывался твердый навык правильного и беглого чтения, письма без

16

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

© Матюхина О.А., Дзюбан В.В., 2016

звуковых и этимологических ошибок, грамотного изложения своих мыслей устно и письменно, навык выполнения основных действий с числами и применение его в практических повседневных ситуациях, также усваивались сведения из истории, географии, этнографии.

Обязательным включением в учебный процесс, кроме программных занятий, было патриотическое воспитание учеников. Оно предполагало ученические экскурсии и паломничества, которые расширяли кругозор учащихся, знакомили с культурными гражданскими, военными и религиозными достопримечательностями Отечества; участие в религиозно-нравственных чтениях, проводимых православным духовенством для народа с целью повышения уровня его образования; посещение библиотек и читален, что способствовало привитию вкуса к хорошей литературе, к размышлению, расширяло кругозор.

В церковно-приходских школах воспитание и обучение детей младшего школьного возраста осуществлялось «на основе взаимосвязи нравственного и эстетического развития личности, сумма знаний и умений, полученных в процессе образования, была уравновешена и спо собствовала духовно-нравственному потенциалу, приобретенному в процессе воспитания как на внеклассных мероприятиях, так и в ходе учебной работы...» [15, с. 5-6].

В пользу того, что система воспитывающего обучения пользовалась популярностью и была востребована разными слоями населения, в первую очередь рабочими и сельскими жителям, говорит тот факт, что из всех источников финансирования церковно-приходских школ наибольший процент неказенных средств поступал от приходских общин, волостных и сельских обществ, частных лиц (меценатов) [5, с. 6].

В целом, распространение образования в народной среде посредством системы школ духовного ведомства, применявших на практике методы воспитывающего обучения при непосредственном участии в учебном процессе духовенства Православной Церкви, сыграло важную роль в развитии начального образования России.

В России в начале ХХ в. происходило формирование первых юношеских организаций, в частности - молодежного военно-патриотического движения на основе спортивных занятий, с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. Курировали это направление военное и морское ведомства. Кроме того, в развитии этого движения большое значение имела деятельность Русской Православной Церкви.

8 января 1908 г. Император Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике. Инициатива в создании движения «потешных» полков принадлежит инспектору народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии А.А. Луцкевичу. Весной 1909 г. при народном училище г. Бахмута им был организован «класс военного строя и гимнастики» из детей в возрасте от 8 до 14 лет [13, с. 584]. Подобные военно-патриотические инициативы находили поддержку у правых общественных сил. «1 октября 1911 г. на торжественном собрании Русского народного союза имени Михаила Архангела член руководства этой организации отставной генерал-майор К.И. Дружинин поддержал движение «потешных» и предложил проводить систематические беседы в школах о славных датах русской военной истории» [11].

Движение «потешных» быстро охватило всю Россию. Некоторые исследователи указывают, что к 1912 г. численность «потешных» доходила до 70 тысяч человек [3, с. 93]. В отличие от возникшего позднее скаутского движения организации «потешных» охватывали более широкие массы молодежи в возрасте от 8 до 20 лет. Особенно важно, что к нему были привлечены дети из социальных низов, из малообеспеченных семей и сироты.

Во исполнение Высочайшей воли Государя Императора Святейшим Синодом в 1909 г. было предложено епархиальным училищным советам «озаботится введением... обучения в церковных школах военному строю и гимнастике». В Орловской губернии начало этому делу было положено в том же 1909 г. В школах духовного ведомства, как и в школах других ведомств, стали возникать «потешные» организации, а при войсковых частях -правильно организованные «потешные роты». В 1910-1911 учебном году в Орловской губернии обучение военному строю и гимнастике осуществлялось в 85 церковно-приходских школах. По уездам картина выглядела следующим образом: в Болховском - 5, Брянском - 12, Дмитровском - 5, Елецком - 6, Карачевском - 11, Кромском - 1, Ли-венском - 6, Малоархангельском - 5, Мценском -6, Орловском - 16, Севском - 1, Трубчевском - 11. Обучалось гимнастике и строю всего 3654 мальчика. Занятия проводили инструкторы из лиц, прошедших военную службу (60 человек), а также штатные учителя школ (21 человек). Обучение велось исключительно на скромные благотворительные средства, которые удавалось изыскивать заведующим церковно-приходскими школами (ими были лица из духовенства) и попечителям. За занятия с детьми плата с родителей не взымалась. Учителя занимались в основном бесплатно [4, с. 238-241]. Первый смотр «потешных» в Орле состоялся 11 мая 1911 г. «Орловские епархиальные ведомости» отмечали, какое отрадное впечатление произвела на всех присутствующих строгая выдержка, дисциплина и стройность движений маленьких «потешных» колонн [7, с. 628-634]. Это была репетиция перед поездкой в Петербург для

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 1, 2016

17

участия 28 июля 1911 г. во всероссийском смотре «потешных полков» на Марсовом поле.

Несмотря на очевидную пользу такой организации деятельности подростков во внеучебное время, движение «потешных» широко критиковалось в либерально и радикально настроенных кругах, где твердили об опасности «военных формирований молодежи». Движение называли «милитаристским» и «солдафонским». Согласно «Положению о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе» 1911 г., патриотическое воспитание являлось основной задачей в занятиях с «потешными». Патриотизм, разумеется, трактовался в имперском духе, как «верность Богу, Царю и Отечеству». Видимо, с этим и связана «негативная реакция части русской интеллигенции, ставившей выше указанных символов служение абстрактным идеям - свободе, гуманизму, равноправию, т.е. буржуазным ценностям» [12, с. 15].

Тем не менее, этот опыт явился ценным. На его основе создавались молодежные организации и движения, как в царской, так и в советской России. Педагогами, в том числе православными, создавались методики и системы, в которых взрослый и подросток взаимодействовали в рамках единого образовательного процесса.

Одной из острых проблем, стоявших в российском обществе на рубеже XIX - ХХ вв. была алкоголизация населения. В трезвенническом движении, возникшем во второй половине XIX в. и широко развившемся к 1914 г., активную деятельность развернуло православное духовенство России. Поскольку страшному недугу пьянства были подвержены разные слои населения империи, в том числе молодежь, и даже дети, в своей борьбе за здоровый и трезвый образ жизни россиян Православная Церковь отводила большое место работе с молодыми поколениями.

В 1909 г. Святейшим Синодом был издан Указ о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. В 1910 г. Святейший Синод Указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. В 1912 г., чтобы способствовать привитию молодежи трезвеннических взглядов, Святейший Синод разрешил открытие в духовно-учебных заведениях кружков христианской трезвости молодежи.

Детские общества трезвости стали появляться повсеместно в Российской Империи, в том числе и в Орловской губернии. В качестве примера можно привести детское Общество трезвости при 2-м Ливенском высшем начальном училище. Устав этого общества был утвержден 20 февраля 1913 г. Управляющим Московского Учебного Округа. Организатором и руководителем детского Общества трезвости стал законоучитель школы. Согласно проекту, целью Общества являлось воспитание в учащихся стремления к полному воздержанию от

употребления спиртных напитков, табака, от безнравственных поступков в целом. Как средство, которое помогло бы осуществить задачи Общества, было признано эстетическое воспитание детей и гармоничное физическое развитие. Для этого учащиеся, в свободное от учебных занятий время, посещали музыкальные вечера, литературные постановки, концерты и выставки, драматические представления, занимались рисованием, пением. Для детей и с их активным участием устраивались собеседования, чтения со световыми картинами, проводились научные опыты. Для правильного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья, дети под руководством преподавателя занимались на свежем воздухе гимнастикой (с элементами сокольских упражнений), лыжным спортом, катанием на коньках, на лодке, различного рода состязаниями. Это развивало в учащихся ловкость, сноровку, находчивость, силу воли и характера. Кроме того, часто устраивались ученические экскурсии и загородные пешие прогулки [9, с. 1181-1182].

В школах, училищах, гимназиях, где преподавало православное духовенство (а Закон Божий преподавался в учебных заведениях всех ведомств), звучала антиалкогольная проповедь.

Особое значение придавалось воспитанию твердого духовно-нравственного основания и трезвенных взглядов в семинаристах, как будущих пастырях, тесно связанных с народом: «На питомцев духовной школы сама жизнь налагает особые обязанности в деле вытрезвления народа, а потому еще на школьной скамье следует позаботиться не только о приобретении знаний о вреде потребления спиртных напитков и гибельных последствий алкоголизма, но и закалить себя в решимости бороться с пьянством.» [14, с. 1434-1436]. Горячим сторонником антиалкогольного движения и воспитания в молодежи борцов за народную трезвость был преподаватель Орловской Духовной семинарии В.В. Чанцев. Кроме преподавания в семинарии, он выступал с лекциями по антиалкогольной тематике, часто публиковался на страницах Орловских епархиальных ведомостей. Чанцев также являлся организатором Братства трезвости в Орловской Духовной семинарии и автором Устава для этого Братства, членами которого состояли преподаватели и семинаристы разных классов. Учащиеся семинарии привлекались к проведению лекций для народа по антиалкогольной тематике, приобретая при этом не только знания, но и ценный для будущего пастыря ораторский опыт.

Члены церковных обществ трезвости не только давали обет не употреблять спиртное в течение определенного времени, но и обязывались воздерживаться от сквернословия, «участия в пении неприличных песен», продажи алкогольных напитков, курения табака, «игр в деньги» и плясок.

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

Нередко членство в обществе трезвости предполагало посещение больных, оказание помощи неимущим и другие направления социальной деятельности [6, с. 41].

Распространение трезвеннического движения в России в предвоенные годы стало повсеместным. Антиалкогольная деятельность духовенства встречала поддержку государственной власти и сочувствие общественности. Важным правительственным шагом летом 1914 г. стало введение ограничительных мер на производство и продажу спиртных напитков, что позволило четко и организованно провести мобилизацию. В конце августа эта мера была продлена до окончания войны и получила поддержку у 84% населения России. Чтобы создать такое настроение в русском обществе, сформировать трезвеннические взгляды как норму жизни, необходимо было совершать долговременную планомерную работу с населением империи. В этом процессе, также объединившем медицинских специалистов, научную общественность, роль православного духовенства трудно переоценить.

В современной России антиалкогольная тема, к сожалению, не утратила своей актуальности. Большой, результативный опыт деятелей Русской Православной Церкви на этом поприще должен быть тщательно изучен и использован.

Деятельность православного духовенства России всегда была глубоко патриотичной. Это выражалось в неравнодушном и деятельном отношении к самым разным проблемам, возникавшим в русском обществе и государстве. Глубокое изучение этого опыта и применение в современных условиях, а также широкое сотрудничество с Русской Православной Церковью в процессе обучения, воспитания, в различных направлениях внеучебной деятельности молодежи, должно, на наш взгляд, дать положительные практические результаты для сохранения твердых нравственных ориентиров в подрастающем поколении.

Библиографический список

1. Ведомость Орловского Епархиального Училищного Совета о церковных школах за 1910 гражданский год // Орловские епархиальные ведомости. - 1911. - №26.
2. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 2. - С. 60-64.
3. История, теория и практика скаутинга: Программы. Документы и материалы / сост. Ю.В. Кудряшов. - Архангельск: Изд-во МИИЦ, 1993. -159 с.
4. Матюхина О.А. Из истории организации «потешных» полков при церковно-приходских школах Орловской губернии // Михаило-Архан-гельские чтения: материалы IX международной научно-практической конференции (18 ноября 2014 г., г. Рыбница). - Рыбница, 2014. - 577 с.
5. Матюхина О.А. К вопросу о воспитывающем обучении в церковно-приходских школах России в к. XIX - н. ХХ вв. (на примере Орловской губернии) // Наука и образование в современной конкурентной среде: материалы Международной научно-практической конференции. 15-16 февраля 2014 г. - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. - 272 с.
6. Мордвинов И.П. Общество трезвости, жизни и работа в нем. - СПб., 1910.
7. Орловские епархиальные ведомости. -1911. - № 21.
8. Орловские епархиальные ведомости. -1911. - № 26.
9. Орловские епархиальные ведомости. -1913. - № 41.
10. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iam.duma.gov. ru/node/8/4532/15418 (дата обращения 02.10.2015).
11. Рылов В.Ю. Патриотические военно-спортивные организации в общественно-политической жизни России начала ХХ века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2010. - Т. 7. - № 14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа±Нр://суЬег1етпка. ra/article/n/patrioticheskie-i-voenno-sportivnye-organizatsii-v-obschestvenno-politicheskoy-zhizni-rossii-nachala-xx-veka(дата обращения 22.10.2014).
12. Сейку Е.Ю. Детские и юношеские организации в России в начале ХХ века (военно-патриотический и культурно-просветительский аспект): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2009. - 23 с.
13. Степанов А.Д. Потешных движение // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. - М., 2003. - 1008 с.
14. Уваров А. Призыв к борьбе с народным бедствием - пьянством // Орловские епархиальные ведомости. - 1913. - № 49. - С. 1431-1436.
15. Чупахина Н.Л. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приход-ской школе России второй половины XIX в.: авто-реф. дис. ... канд. педагог. наук. - М., 1999. - 16 с.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 1, 2016

19
РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО ОРЛОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ДВИЖЕНИЕ "ПОТЕШНЫХ" ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ russian orthodox clergy oryol province parochial schools "boy soldiers" movement temperance societies
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты