Спросить
Войти

Быт и нравы жителей уездного города Землянска 1860-х – начала 1880-х гг.

Автор: указан в статье

Мокшин Г.Н.

(Воронеж)

УДК 94:39(470.324)

БЫТ И НРАВЫ ЖИТЕЛЕЙ УЕЗДНОГО ГОРОДА ЗЕМЛЯНСКА 1860-Х - НАЧАЛА 1880-Х ГГ.

Данная статья посвящена критике патриархального уклада жизни и нравов уездного города Землянска в воронежской печати 1860-х - начала 1880-х гг. Корреспонденты газет «Воронежские губернские ведомости», «Дон», «Воронежский листок» нередко изображали Землянск как «темное царство», живущее вчерашним днем. Главным объектом их критики являлось нежелание местных жителей «пробуждаться» к новой жизни: открыть у себя уездное училище, развивать самоуправление, заботиться о благоустройстве города. Вместо этого землянцы якобы погрязли в нищете, пьянстве и воровстве. К числу добродетелей местных жителей прессой были отнесены: помощь бедным, набожность и почитание императора Александра II. По наблюдению автора, большинство критических и откровенно скандальных публикаций, отражающих сомнения в возможности процветания города в будущем, появилось до реформирования органов городского самоуправления в 1873 г. После этого события новое руководство предприняло энергичные меры по благоустройству Землянска и развитию в нем сети учебных заведений. На социокультурное развитие уездного города влиял и общий дух преобразований Александра II. Постепенно менялись нравы горожан, росла их тяга к просвещению и культуре. В заключении статьи делается вывод о том, что некоторые землянские корреспонденты воронежских газет намеренно сгущали краски и не видели позитивных изменений в жизни родного города. Автор предлагает свое объяснение этому.

DOI: 10.24888/2410-4205-2018-16-3-45-53

This article is devoted to the criticism of the patriarchal way of life and customs of the county town of Zemlyansk in the Voronezh press of the 1860s and the early 1880s. Correspondents of newspapers "Voronezh Provincial Gazette", "Don", "Voronezh leaf often portrayed Zemlyansk as a "dark kingdom", living yesterday. The main object of their criticism was the unwillingness of local residents to "wake up" to a new life: to open a county school, to develop self-government, to take care of the city&s improvement. Instead, the earthlings allegedly mired in poverty, drunkenness and theft. Among the virtues of local residents, the press included: assistance to the poor, piety and veneration of Emperor Alexander II. According to the author&s observation, the majority of critical and frankly scandalous publications doubting the future prosperity of the city appeared before the reform of city self-government bodies in 1873. After this event, the new leadership took vigorous measures to improve Zemlyansk and develop a network of educational institutions in it. The general spirit of the transformation of Alexander II influenced the socio-cultural development of the district town. Gradually, the customs of the townspeople changed, and their desire for enlightenment and culture grew. The conclusion of the article concludes that some Zemlyansky correspondents of Voronezh newspapers deliberately thickened the colors and did not see any positive changes in the life of their native city. The author offers his explanation for this.

DOI: 10.24888/2410-4205-2018-16-3-45-53

В 1861 г. в России было отменено крепостное право, что положило начало новой эпохе в истории страны. Во второй половине XIX в. среднестатистический российский город превращается из преимущественно административного и аграрного в промышленно-торговый. Это привело не только к росту городского населения в 4-5 раз, но и к созданию возможностей для радикального изменения его быта и образа жизни сравнительно с деревней [18, с. 288, 310].

На сегодняшний день есть целый ряд работ, посвященных повседневной жизни пореформенного русского города. Конечно, в первую очередь внимание исследователей привлекают крупные и средние города (с населением от 20 тыс. чел.), демонстрирующие высокую социокультурную динамику [19; 24]. По сравнению с ними повседневная жизнь и быт небольших русских городов выглядят безнадежно отсталыми, патриархальными, совершенно чуждыми новой городской культуре. Но так ли это было на самом деле?

В данной статье рассматриваются быт и нравы жителей города Землянска — одного из старинных уездных центров Воронежской губернии [20]. Наше внимание привлекло несколько публикаций в воронежских газетах за 1860-е - начало 1880-х гг. с колоритными зарисовками на эту тему. Авторы заметок — корреспонденты из Землянска, представители местного интеллигентного общества, не равнодушные к общественной жизни своих земляков. К сожалению, большинство публикаций в «Воронежских губернских ведомостях», «Доне» и др. газетах подписано псевдонимами, явно по причине их критического, а порой откровенно скандального содержания.

Землянск с населением в 5-6 тыс. жителей — преимущественно мещанами и крестьянами из пригородных слобод — занимал промежуточное положение между «городом-селом» и малым городом (от 5 до 20 тыс.). Он не был «медвежьим уголком», поскольку находился всего в 45 верстах к северо-западу от Воронежа. В 1860 г. в Землянске имелись: 4 каменных храма, двухэтажное здание присутственных мест, одно приходское училище, городская больницу, два небольших завода, 12 магазинов и 38 лавок. Однако по своему внешнему виду он скорее напоминал беспорядочно выстроенную деревню. Из 585 жилых домов только 10 каменных [33, с. 3]. Почти все здания не имели фасадов, а многие были покрыты соломой. Один столичный ревизор сравнил их с хижинами. Причины плохой застройки он объяснял бедностью жителей, которые «не получили еще понятия об удобствах жизни» и даже купцы побогаче «привыкли жить, как жили их предки» [29, с. 396].

Великие реформы Александра II, захватившие все стороны русской жизни, давали Землянску возможность измениться как внешне, так и внутренне. Многие люди считали, что теперь будущее родного города находится в руках самих землянцев. Однако жители провинциального города в большинстве своем оказались явно не готовы к ожидавшим их малую родину переменам и продолжали упорно держаться старины. Именно это обстоятельство особенно часто вызывало критику со стороны журналистов.

В марте 1862 г. с резкой критикой землянского общества на страницах «Воронежских губернских ведомостей» выступил журналист, писавший под псевдонимом Александров. «Трудно, — пишет автор, сам бывший местный житель, — отыскать в массе городского населения такого коснения и невежества, какое встречается в Землянске». И объясняется оно очень просто — «отсутствием средств к первоначальному образованию, которое дает уездное училище». Открыть его в Землянске, по убеждению Александрова, было бы легко, если бы только захотело местное общество, но оно молчит, ожидая приказа сверху. Разумеется, Александров призывал не дожидаться этих принудительных мер и немедленно приступить к «изысканию средств», ссылаясь на пример жителей других городов Воронежской

губернии. «Стыдно пред людьми и грех перед Богом, — завершает он свою заметку, — быть равнодушными к самим себе и к детям своим!» [2].

В апреле того же года столичный журнал «Русское слово» обратил внимание своих читателей на то, что в Воронежской губернии только в двух городах нет уездных училищ — Землянске и Коротояке. «Землянск, — язвил известный русский поэт-сатирик Д.Д. Минаев, — считает все училища только вольнодумством, фанаберией. А уж о воскресных школах и думать нечего!». «В Землянске и Коротояке Своей не муча головы, Предпочитают жить во мраке, Занявши мудрость у совы... И житель доблестный, землянский, К такому мнению пришел: Что первый подвиг наш гражданский — Не заводить воскресных школ» [17, с. 42-43].

С критикой закостенелости и невежества жителей Землянска, его «упорного нерасположения» к образованности в июне 1862 г. выступил также «Воронежский листок» [16].

Летом 1864 г. на основании положения о начальных народных училищах в Землянском уезде был учрежден уездный училищный совет. Незадолго до этого события секретарь Землянской городовой ратуши титулярный советник Измаил Михайлович Вицинский поместил в «Воронежских губернских ведомостях» обширную заметку, целиком посвятив ее положению школьного дела в Землянске.

«В городе нашем, — сетует И.М. Вицинский, нет никаких учебных заведений, кроме приходского училища. Между тем родители смотрят на это совершенно равнодушно в том убеждении, что грамотность не нужна: «Она, — говорят они, — не даст куска хлеба и не сделает семейство счастливым». Если сын лавочника умеет как-нибудь выписать свое имя и заметить хоть условным знаком выручку, так и довольно. Обучение грамоте девочек и вовсе отвергается на том основании, что грамотная девушка будет писать любовные записочки. Купечество тоже не слишком заботится о воспитании детей, сосредотачивая свое внимание на торговле. Дети бедных дворян постигают азы жизни под руководством знакомых родителям чиновников, переписывая по несколько лет бумаги в канцеляриях без всякого вознаграждения. Таково-то воспитание большинства нашей не учащейся молодежи, которая, не имея добродетельных наставников, с детства приучается ко лжи, грубости и невежеству». И все же Вицинский заканчивает свои грустные рассуждения на оптимистической ноте. «В настоящее время, — сообщает он читателям газеты, — между жителями Землянска начинает появляться сознание необходимости какого-либо местного учебного заведения, — по крайней мере, некоторые изъявляют готовность на посильные пожертвования на учреждение у нас уездного училища». Правда, таких лиц очень мало, и вероятнее всего, «до уездного училища нам еще далеко». Другого пути сбора средств, а именно получения пособия от правительства Вицинский, сам чиновник, не видит. Открытие в Землянске уездного училища представляет, по его словам, «интерес частный, а о собственной пользе каждый должен заботиться сам». И ведь не трудно бы было собрать нужную сумму, «если бы общество действовало в этом случае единодушно. » [4].

Вицинский и Александров были первыми, кто попытались разбудить это «темное, патриархальное царство», живущее вчерашним днем. Критические заметки по поводу жизни и быта землянцев продолжились в дальнейшем. Особенно много критики обрушилось на город в самом начале 1870-х гг., накануне введения здесь нового городового положения.

В Землянске, пишет летом 1871 г. автор одной из самых ярких заметок, во всех слоях общества «царствует какая-то апатия; все приводится в действие как бы по необходимости». Эта апатичная жизнь тяготеет над Землянском потому, что здесь «люди подавлены всею тяжестью патриархальных предрассудков», «каждый живет сам про себя, чтобы только, после сытного обеда и покойного отдыха, лениво зевая и протирая глаза, сказать самодовольно: "Слава Богу, и мы живем и хлебушек жуем, а больше нам ничего не надо...". Оттого, — заключает корреспондент, — в Землянске немощеные улицы, изрытые колеями и занавоженные; та же повсюду нечистота и грязь, те же полуразрушенные дома, с исковерканными крышами, те же прадедовские обычаи и тот же вечный, невозмутимый застой всего живущего и движущегося» [11].

Н.В. Воскресенский — один из авторов книги о городах Воронежской губернии, сам уроженец Землянска, приведя процитированные выше наблюдения «Землянского корреспондента», резонно заметил, что «все это относится к большинству наших уездных городов» [3, с. 116]. Для жителей Землянска, читавших подобные заметки, это, конечно, было слабое утешение. Но и обвинять «Землянского корреспондента» в предвзятом к ним отношении мы тоже не можем.

Быт Землянска давал обширную почву для заключений о тяжелой жизни горожан. Например, по свидетельству И.М. Вицинского, нужда местных бедняков так сильна, что заставляет некоторых из них проситься на зимнее время в острог. Там, говорят они, «будешь и тепел и сыт» [5]. Главная причина бедности землянцев по мнению И.М. Вицинского, — в отсутствии стабильных доходов, ибо кроме сельскохозяйственных промыслов и мелкой торговли заняться в Землянске было нечем. Ряды нищих горожан регулярно пополнялись из-за больших и разрушительных пожаров. Многие беднейшие семейства погорельцев оставались без всяких средств к существованию.

Местные власти видели проблему, но пока сделать ничего не могли, кроме мер экстраординарного характера. Например, 16 сентября 1866 г. на заседании земского собрания был поставлен вопрос о способах прекращения нищенства. Предложено в каждом селении уезда при въездах и на видных местах иметь на столбе надпись: «нищенствовать воспрещается под опасением штрафа» [26, с. 47-48]. Вероятно, гласные Думы имели ввиду профессиональных нищих, а не нищих поневоле.

Однако в Землянске всегда находились люди, готовые прийти на помощь бедным. Вот небольшая подборка сообщений на эту тему из «Воронежских губернских ведомостей» за 1860-е гг.:

«23 января 1864 в Землянске открыта подписка в пользу пострадавших от пожаров летом прошлого года. Все пожертвования предложено адресовать на имя бургомистра землянской городовой ратуши Алексея Ивановича Мокротоварова для передачи по принадлежности» [24];

«В начале января 1865 г. некоторые землянские купцы, сохраняя особое уважение к святителю Тихону, постановили ежегодно 13 августа в день открытия его мощей делать добровольные пожертвования от 5 до 10 и более руб. сер. для угощения неимущих и беднейшей братии» [5];

«4 августа 1867 г. граждане г. Землянска, сочувствуя дню открытия мощей святителя Митрофана, предоставили заключенным в «замке» арестантам «приличный» обед» [13];

«13 августа 1867 г. в память святителя Тихона гражданами был устроен обед для странников, бедных и нищих. Накануне в ограде Воскресенского собора были поставлены столы. В 9 ч. утра начался благовест к поздней обедне, которую соборне совершил отец протоиерей Перцов. По окончании божественной литургии до тысячи человек были накормлены «нероскошной, но сытной пищей» [13].

Церковь также занималась призрением своих неимущих прихожан. Так, в феврале 1874 г. при Преображенской церкви Землянска было учреждено «Общество

попечительного братства» из «доброхотных» христиан. Цель общества - помогать «ближнему брату, немогущему себе снискивать пропитание, за болезнию, увечьем и старостию лет и не имеющему пристанища.» [21].

В июнь 1876 г. в Землянске была открыта городская богадельня для 10 престарелых женщин из наиболее бедных граждан. Дом и средства на содержание богадельни пожертвовал коллежский регистратор Георгий Антонович Волотов, а продукты и предметы обихода поставляли местные купцы [8, л. 6, 23]. Землянское земство, не самое богатое в губернии, тоже находило средства для поддержания малоимущих слоев населения. Так, в октябре 1878 г. при земской больнице была оборудована аптека с правом бесплатного отпуска лекарств лицам, предъявившим свидетельство о бедности [10, с. 153].

Нищета населения создавала обильную почву для таких социальных зол, как пьянство, мошенничество и воровство. И ни церковь, ни полиция ничего не могли с ними поделать.

О том, что в пореформенные годы пьянство превращается для Землянска в настоящее социальное зло, красноречиво свидетельствует одна из заметок корреспондента газеты «Дон» с обрисовкой обычного воскресного дня в Землянске летом 1871 г.: «Представите себе Базарную площадь, заставленную возами с хлебом, сеном и пустыми телегами. Народ «кишит и суетится»: одни, продавая свой товар, «отчаянно торгуются, божатся и бранятся», другие, удовлетворив желудки, пьяные бурлят, шатаясь по площади, а иные в растерзанном виде, как трупы, валяются по площади» [12].

Видимо, тот же корреспондент, посетив Землянск через год, обнаружил все те же «безобразные обычаи и беспорядки» на Землянской «бирже», связанные с обмериванием и обвешиванием покупателей торговцами; «тухлую» говядину в продаже на рынке, из-за чего невозможно приблизиться к мясным рядам, «не зажавши носа.., даже тогда, когда лавки заперты»; безобразное пьянство и скандалы в открытых во всякое время кабаках [6].

10 апреля 1874 г. «Воронежские губернские ведомости» опубликовали проповедь протоиерея Афиногена Перцова, в которой он обличал пьянство своих прихожан как «гибельную приманку» их слабостей. По словам Перцова, в Землянске в двух кабаках ежегодно пропивалось более 2 тыс. руб. (при этом недоимка по казенным податям малоимущих городских жителей — главных местных пьяниц — составляла 1,5 тыс. руб.). Завершил он свою речь призывом закрыть местные кабаки минимум на три года и тем «обрадовать» себя, свое семейство, общество и государство [27]. Увы, но увещевания досточтимого священника оставались гласом вопиющего в пустыне. Всерьез за зеленого змия местные власти возьмутся только в конце 1880-х гг.

Еще одной притчей во языцех стало для землянцев конокрадство и воровство. Об этом постоянно судачили на местных базарах и ярмарках и писали в печати. Например, газета «Дон» 1 июля 1871 г. сообщала о том, что в Землянске с зимы и до настоящего времени украдено до 60 лошадей, не считая имущества. Полиция регулярно публикует объявления о пропажах, но бессильна справиться с «хищниками», которых жители еще три года назад насчитали до 50 человек [11]. В августе того же года, вооружившись «огромными разбойничьими ножами», воры напали на дом священника А. Перцова. К счастью, он успел выскочить на улицу и позвать на помощь [12].

Для полноты картины не хватает описания повседневной жизни местного образованного общества. Для него землянские корреспонденты тоже не пожалели мрачных красок. «Общество здесь разбито на мелкие кружки; главным коньком служит картежная игра; новости заключаются только в проявлении одной природы» [11]. Другое местное развлечение — судиться годами по самым ничтожным поводам. В сентябре 1873 г. «Дон» писал об одном из таких процессов (обвинение г-на Волотова в оскорблении г-жи Д. поцелуем). По словам корреспондента, любопытство жителей было возбуждено так сильно, что на судебное заседание собралась целая толпа [14].

Спустя пять лет другой автор обнаружил у землянских обывателей еще одну страсть — споры о политике Великобритании в Афганистане, опровергающие мнение, что «провинциальное захолустье политически прозябает». По ироничному замечанию корреспондента газеты «Дон», политические деятели Биконсфилд и Шир-Али «не дают покоя землянцам». «Но вот беда — за этою внешнею политикою мы, землянцы, совсем забыли свою внутреннюю (землянскую). Городское благоустройство положительно дремлет: мы покалено в грязи; на улицах у нас по вечерам тьма кромешная; нищенство ходит патриархальными группами; просвещение валит, как говорится, через пень колоду; торговля в застое; промышленность, кажется, даже повернула оглобли назад — словом, внутренняя политика Землянска требует радикальной реформы» [15].

Судя по тогдашней прессе, землянцев от жителей других таких же городов отличала только одна добродетель — особое почитание Царя-Освободителя - Александра II. Ежегодно 26 августа по случаю дня коронации Александра II в Воскресенском соборе совершалась божественная литургия, на которой присутствовали граждане города всех сословий. В 1873 г. по ее окончании протоиереем Афиногеном Перцовым было произнесено «назидательное слово»: «.Царь наш является Царем мудрым, богобоязненным, доступным, правдивым, милостивым отцом отечества, благодетелем народов, освободителем рабства и светом для всех и каждого. Господь, венчав его на троне прародительском, соделал Его правителем миллионов народа, обладателем полсвета, Государем веры и любви.» [32].

Литургии совершались и в память об избавлении Александра II от «святотатственных» покушений дух «злодеев»: Дм. Каракозова в апреле 1866 г. и Антона Березовского в июле 1867 г.

Когда 4 июля 1867 г., в день Пресвятой Троицы, Землянск достигла весть о втором неудачном покушении на царя, в честь этого события протоиереем А. Перцовым был отслужен благодарственный молебен. По его окончании купцами Ростовцевым и Гинзбургом предложена была закуска всем участникам молитвы. Вечером город был иллюминирован, а в саду помещицы Хрущовой выставлен щит с «вензелевым именем Отца-ГОСУДАРЯ». Народные гуляния, сопровождаемые криками «ура», продолжались до глубокой ночи [22].

4 апреля 1868 г. после крестного хода купцом Портом было устроено на торговой площади угощение для народа и воинских чинов 2-го батальона 141 -го Можайского пехотного полка. Во время трапезы из рук одного из распорядителей выпала ведерная бутыль. Стоявший рядом купец Порт толкнул ее ногой и разбил со словами: «Да сокрушатся так все враги нашего Царя-Освободителя». Такая находчивость привела присутствующих в восторг. Тут же раздалось многократное «ура» и несколько раз пропет гимн «Боже, царя храни» [1].

А 19 февраля 1880 г. «маленький» Землянск отпраздновал 25-летний юбилей царствования Александра II с невиданным прежде торжеством. Во всех церквах отслужены литургии и молебны. До 12 ч. (окончание обедни) были заперты все лавки, трактиры и кабаки. 30 бедным семействам от города выданы пособия. В 9 ч. вечера в помещении земской управы был бал, на который съехались все представители местного общества с семействами и некоторые уездные дворяне. На исходе 12-го часа местный воинский начальник А.П. Жукевич-Стош как старший из присутствующих произнес у портрета императора несколько «прочувственных» слов и произнес тост за его здоровье

Нужно ли говорить о том, как встретили землянцы известие о трагической кончине императора Александра II первого марта 1881, в результате покушения народовольцев на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге. По поводу этого страшного события протоиерей А.А. Перцов сказал прочувственную проповедь. «Удрученный

несказанным горем, маститый старец рыдал, — плакали и рыдали многочисленные слушатели его» [28].

Завершая краткое описание быта и нравов жителей Землянска по свидетельствам современников, приведем одно неутешительное пророчество, сделанное в 1872 г. неким Волонте (возможно, это второй псевдоним автора, подписывавшего в 1871 г. свои заметки в газете «Дон» как «Землянский корреспондент»). «Долго я бродил по Землянску и, наконец, убедился, что этот самый Землянск и через двести лет (курсив мой. — Г.М.) будет таким же, каким он есть теперь: по крайней мере, трудно допустить, чтобы в нем появилось какое-нибудь новое изменение, полезное обществу, кроме разве очистки улиц от навоза и падали, по случаю большой оказии.» [6].

Конечно, надо учитывать, что столь нелицеприятное суждение (как и большинство других, приводимых выше) было сделано до введения в Землянске весной 1873 г. нового городского самоуправления, взявшего на себя заботу о внешнем благоустройстве Землянска. В два раза был увеличен городской бюджет. В кратчайшие сроки приняты энергичные меры по борьбе с уличной антисанитарией и по усилению противопожарной безопасности. Много было сделано и для пробуждения в горожанах тяги к просвещению и культуре. Об этом, в частности, свидетельствует появление в Землянске новых учебных заведений (в 1866 г. - женской приходской школы, в 1885 г. — уездного училища), в которых будет воспитываться поколение новых, «грамотных» землянцев.

На социокультурное развитие уездного города влиял и общий дух преобразований Александра II. В 60-80-е гг. XIX в. многие представители землянской интеллигенции стали выписывать столичные газеты и журналы, включая самый радикальный - «Современник» [30, с. 172]. В 1878 г. открылся книжный магазин купца Михаила Яковлевича Ростовцева и при нем первая в городе библиотека [23, с. 470]. В середине 1870-х гг. в городском саду — любим месте отдыха горожан — «на доброхотные пожертвования» была выстроена танцевальная ротонда, где играл духовой оркестр. В саду стояли столы для игры в карты и бильярд. Действовал буфет, где торговали напитками и чаем. В праздники устаивалась иллюминация [7, л. 12 об.; 9].

Землянское купечество вело городское хозяйство и при этом активно занималось благотворительностью. Из этой среды вышли такие известные личности, как академик исторической живописи А.Н. Новоскольцев, композитор Илья Шатров, депутат I Государственной думы П.Я. Ростовцев. Только не все газетные корреспонденты, видимо, сравнивая Землянск с соседним Воронежем, желали это замечать. Или они намеренно сгущали краски, чтобы, воздействуя на местное общество, ускорить процесс возрождения родного города к новой жизни.

Список литературы

1. 4-е апреля в городе Землянске // Воронежские губернские ведомости. 1868. 17 апр. № 27.
2. Александров. Землянск // Воронежские губернские ведомости. 1862. 31 марта.
3. Веселовский Г.М., Воскресенский Н.В. Города Воронежской губернии, их история и современное состояние с кратким очерком всей Воронежской губернии. -Воронеж: Воронеж. гор. Дума, 1876. - 130 с.
4. Вицинский И. Из Землянска // Воронежские губернские ведомости. 1864. 4 апр.
5. Вицинский И. Корреспонденция из Землянска // Воронежские губернские ведомости. 1865. 16 янв. № 3.
6. Воленте. Землянск (Воронежской губернии) //Дон. 1872. 14 сент. № 69.
7. ГАВО (Государственный архив Воронежской области). Ф. И-21. Оп. 1. Д. 125. Л. 12 об.
8. ГАВО. Ф. И-21. Оп. 1. Д. 788. Л. 6, 23.
9. Гапонова Т. Так родился Землянск // Семилукская жизнь. 1997. 26 июня. № 71.
10. Еремин В.Г. Систематический свод постановлений Землянского уездного земского собрания. - Воронеж: Типолитогр. т-ва Н. Кравцов и Ко, 1906. - 512 с.
11. Землянский корреспондент. Из Землянска //Дон. 1871. 1 июля. № 48.
12. Землянский корреспондент. Из Землянска //Дон. 1871. 26 авг. № 63.
13. Из Землянска //Воронежские губернские ведомости. 1867. 9 сент. № 67.
14. Из Землянска //Дон. 1873. 16 сент. № 69.
15. Из Землянска //Дон. 1878. 5 ноября. № 121.
16. Коротояк и Землянск (упорное нежелание жителей их к образованности) // Воронежский листок. 1862. 20 июня. № 47.
17. Минаев Д.Д. Дневник темного человека // Русское слово. - 1862. - № 4. - С. 150.
18. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XXв.). - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - Т. 1. - 548 с.
19. Митрофанов А.Г. Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке: пореформенный период. -М.: Молодая гвардия, 2013. - 508 с.
20. Мокшин Г.Н. Летопись города Землянска (1661-1923). - Воронеж: ЦЧКИ, 2012. - 303 с.
21. Об учреждении в г. Землянске при церкви Спаса Преображения Господня Общества Попечительного Братства // Воронежские губернские ведомости. 1874. 20 фев. № 14.
22. П.П. Из Землянска //Воронежские губернские ведомости. 1867. 14 июля. № 43.
23. Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 г. Ч. 2. - Воронеж: Типолитогр. губ. правл., 1887. - 564 с.
24. Подписка в пользу пострадавших от пожаров в г. Землянске // Воронежские губернские ведомости. 1864. 23 янв. № 4.
25. Попов П.А. Фирсов Б.А. Старый Воронеж. Из истории городского быта XVIII -начала XX века. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. -328 с.
26. Постановления Землянского уездного земского собрания. 1866 г. - Воронеж, 1867. -145 с.
27. Поучение, сказанное протоиереем Землянского Воскресенского собора Афиногеном Перцовым // Воронежские губернские ведомости. 1874. 10 апр. № 25.
28. Празднование 50-летнего юбилея [протоиерея А.А. Перцова] // Воронежские епархиальные ведомости. 1884. 1 марта. № 5.
29. Рындзюнский П.Г. Городское гражданство дореформенной России. - М.: Б.и., 1958. - 560 с.
30. Сведения о числе подписчиков на «Современник» 1861 года по губерниям и городам // Современник. - 1862. - № 1. - С. 167-198.
31. Скуратов С. Из Землянска // Дон. 1880. 4 марта. № 25.
32. Слово, произнесенное протоиереем Афиногеном Перцовым 26 августа в Воскресенском соборе г. Землянска // Воронежские губернские ведомости. 1873. 5 сент. № 68.
33. Списки населенных мест Российской империи. Т. 9. - СПб. : Тип. Карла Вольфа, 1865. -158 с.

References

1. 4-e aprelya v gorode Zemlyanske // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1868. 17 apr. № 27.
2. Aleksandrov. Zemlyansk // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1862. 31 marta. № 13.
3. Veselovskii G.M., Voskresenskii N.V. Goroda Voronezhskoi gubernii, ikh istoriya i sovremennoe sostoyanie s kratkim ocherkom vsei Voronezhskoi gubernii. - Voronezh: Voronezh. gor. Duma, 1876. - 130 s.
4. Vitsinskii I. Iz Zemlyanska // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1864. 4 apr. № 14.
5. Vitsinskii I. Korrespondentsiya iz Zemlyanska // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1865. 16yanv. № 3.
6. Volente. Zemlyansk (Voronezhskoi gubernii) //Don. 1872. 14 sent. № 69.
7. GAVO. F. I-21. Op. 1. D. 125. L. 12 ob.
8. GAVO. F. I-21. Op. 1. D. 788. L. 6, 23.
9. Gaponova T. Tak rodilsya Zemlyansk//Semilukskaya zhizn&. 1997. 26 iyunya. № 71.
10. Eremin V.G. Sistematicheskii svod postanovlenii Zemlyanskogo uezdnogo zemskogo sobraniya. - Voronezh: Tipolitogr. t-va N. Kravtsov i Ko, 1906. - 512 s.
11. Zemlyanskii korrespondent. Iz Zemlyanska // Don. 1871. 1 iyulya. № 48.
12. Zemlyanskii korrespondent. Iz Zemlyanska // Don. 1871. 26 avg. № 63.
13. Iz Zemlyanska // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1867. 9 sent. № 67.
14. Iz Zemlyanska //Don. 1873. 16 sent. № 69.
15. Iz Zemlyanska // Don. 1878. 5 noyabrya. № 121.
16. Korotoyak i Zemlyansk (upornoe nezhelanie zhitelei ikh k obrazovannosti) // Voronezhskii listok. 1862. 20 iyunya. № 47.
17. Minaev D.D. Dnevnik temnogo cheloveka //Russkoe slovo. - 1862. - № 4. - S. 1-50.
18. Mironov B.N. Sotsial&naya istoriya Rossii perioda imperii (KhVIII - nachalo KhKh v.). - SPb.: Dmitrii Bulanin, 2000. - T. 1. - 548 s.
19. Mitrofanov A.G. Povsednevnaya zhizn& russkogoprovintsial&nogo goroda v XIXveke: poreformennyiperiod. - M.: Molodaya gvardiya, 2013. - 508 s.
20. Mokshin G.N. Letopis&goroda Zemlyanska (1661-1923). - Voronezh: TsChKI, 2012. - 303 s.
21. Ob uchrezhdenii v g. Zemlyanske pri tserkvi Spasa Preobrazheniya Gospodnya Obshchestva Popechitel&nogo Bratstva // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1874. 20fev. № 14.
22. P.P. Iz Zemlyanska // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1867. 14 iyulya. № 43.
23. Pamyatnaya knizhka Voronezhskoi gubernii na 1887 g. Ch. 2. - Voronezh: Tipolitogr. gub. pravl., 1887. - 564 s.
24. Podpiska v pol&zu postradavshikh ot pozharov v g. Zemlyanske // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1864. 23 yanv. № 4.
25. Popov P.A. Firsov B.A. Staryi Voronezh. Iz istorii gorodskogo byta XVIII - nachala XX veka. - Voronezh: Tsentr dukhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2013. - 328 s.
26. Postanovleniya Zemlyanskogo uezdnogo zemskogo sobraniya. 1866 g. - Voronezh, 1867. -145 s.
27. Pouchenie, skazannoe protoiereem Zemlyanskogo Voskresenskogo sobora Afinogenom Pertsovym // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1874. 10 apr. № 25.
28. Prazdnovanie 50-letnego yubileya [protoiereya A.A. Pertsova] // Voronezhskie eparkhial&nye vedomosti. 1884. 1 marta. № 5.
29. Ryndzyunskii P.G. Gorodskoe grazhdanstvo doreformennoi Rossii. - M.: B.i., 1958. - 560 s.
30. Svedeniya o chisle podpischikov na «Sovremennik» 1861 goda po guberniyam i gorodam // Sovremennik. - 1862. - № 1. - S. 167-198.
31. Skuratov S. Iz Zemlyanska //Don. 1880. 4 marta. № 25.
32. Slovo, proiznesennoe protoiereem Afinogenom Pertsovym 26 avgusta v Voskresenskom sobore g. Zemlyanska // Voronezhskie gubernskie vedomosti. 1873. 5 sent. № 68.
33. Spiski naselennykh mest Rossiiskoi imperii. - T. 9. - SPb.: Tip. Karla Vol&fa, 1865. -158 s.
Землянск русский город городской быт повседневная жизнь горожан zemlyansk russian city urban life everyday life of townspeople
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты