Спросить
Войти

Воцерковление земского хирурга В. Ф. Ясенецкого-войно в период земского врачебного служения (к 140-летию со дня рождения святителя Луки (войно-ясенецкого)

Автор: указан в статье

Козовенко М.Н.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЗЕМСКОГО ХИРУРГА В.Ф. ЯСЕНЕЦКОГО-ВОЙНО В ПЕРИОД ЗЕМСКОГО ВРАЧЕБНОГО СЛУЖЕНИЯ

(К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЗЕМСКОГО ХИРУРГА В.Ф. ЯСЕНЕЦКОГО-ВОЙНО В ПЕРИОД ЗЕМСКОГО ВРАЧЕБНОГО СЛУЖЕНИЯ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

Козовенко М.Н. УДК: 614.23:617.5-057.4

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

CHURCHING OF THE STATE SURGEON V.F. YASENETSKY-VOINO IN THE PERIOD OF STATE MEDICAL SERVICE (TO THE 140th ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF ST. LUKE (VOINO-YASENECKII)

Kozovenko M.N.

Земское служение хирурга В.Ф. Ясе-нецкого-Войно во Владимирской губернии (1910-1917 гг.) сопровождалось выдающимися достижениями в его научной и врачебной деятельности. Среди них выделялись: открытие оригинального способа регионарной анестезии седалищного нерва (1912 г.), опубликование первой отечественной научной монографии «Регионарная анестезия» (1915 г.)1, блестящая защита докторской диссертации на медицинском факультете Императорского Московского университета (1916 г.) [1, 2, 3, 4, 6]. В тот же период происходит воцерковление земского хирурга, под которым мы понимаем возобновление церковных богослужений с его стороны в воскресные и праздничные дни [5].

«У земского врача, каким я был тринадцать пет, воскресные и праздничные дни самые занятые и обремененные огромной работой, - писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в автобиографии. - Поэтому я не имел возможности ни в Любаже, ни в Романовке, ни в Переслав-ле-Залесском бывать на богослужениях в церкви и многие годы не говел. Однако в последние годы моей жизни в Переславле2 я с большим трудом нашел возможность бывать в соборе, где у меня было свое постоянное место... » [10, С. 18].

Исторические особенности воцер-ковления хирурга Ясенецкого-Войно во владимирский период земского служения становятся предметом нашего исследования.

В начале ХХ века в уездном городе Переславле-Залесском было несколько православных соборов, в том числе Владимирский, Спасо-Преображенский и несколько других, находившихся в женских и мужских монастырях в пределах городской черты.

В каком же городском соборе стал «бывать» земский хирург в последние годы переславского периода?

К примеру, в монографии Ю.Л. Шевченко утверждается, что В.Ф. Ясенецкий-Войно стал прихожанином Свято-Преоб-раженского собора [11, С. 198] Переслав-ля-Залесского. Основанием такого вывода служило заявление местного экскурсовода Ю.Я. Никитиной, являвшейся сотрудником городского краеведческого музея, в ведении которого находилось и здание бывшего Свято-Преображенского собора. В ходе экскурсии в бывший собор она утверждала, что «постоянное место» земского хирурга В.Ф. Ясенецкого-Войно «находилось справа от алтаря» [Там же, С. 198].

Не было оснований сомневаться в достоверности утверждения экскурсовода до появления (в нашем распоряжении) новых сведений о его земском служении в переславский период (1910-1917 гг.).

До той поры считалось, что В.Ф. Ясе-нецкий-Войно являлся главным врачом и заведующим хирургическим отделением Переславской уездной земской больницы, а во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. «заведовал небольшим госпиталем для раненых» [10, С. 19].

Вместе с тем было установлено (2012 г.), что в 1911-1917 гг. земский хирург безвозмездно исполнял обязанности врача Переславского Феодоровского женского монастыря, в котором находилось около 500 насельниц [8, С. 170]. Феодоровский женский монастырь был расположен неподалеку от земской больницы, что способствовало этой врачебной деятельности.

О близком знакомстве В.Ф. Ясенец-кого-Войно с игуменьей этого монастыря сообщал М.А. Поповский, автор первой монографии о жизни и житии святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

«Раз в месяц [в гости к земскому хирургу. - авт.] приезжала игуменья знакомая из Феодоровского монастыря, чайку попить, - можно прочитать в книге Поповского. - Большого ума была женщина» [7, С. 74].

Однако о непосредственной причине близкого знакомства земского хирурга с игуменьей женского монастыря М.А. Поповский, похоже, не догадывался. По нашему представлению, именно игуменья Евгения (так ее звали) являлась сподвижницей скорого воцерковления земского хирурга, произошедшего на намоленной переславской земле.

В частности, об этом свидетельствует редкая фотография, сделанная земским хирургом3, на которой можно видеть его семью вместе с игуменьей Евгенией, управительницей Переславского Феодоровского женского монастыря в 1874-1917 гг.

Эта научная работа В.Ф. Ясенецкого-Войно являлась третьей в Европе или четвертой в мире среди монографий такого рода.

Имеются в виду 1914-1916 годы земского служения во Владимирской губернии (прим. автора статьи). В переслав нены мн

го отделения Переславской уездной земской больницы за 1912-1915 гг.).

оКозовенко М.Н.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЗЕМСКОГО ХИРУРГА В.Ф. ЯСЕНЕЦКОГО-ВОЙНО В ПЕРИОД ЗЕМСКОГО ВРАЧЕБНОГО СЛУЖЕНИЯ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

Рис. 1. Семья Ясенецких-Войно с игуменьей Евгенией (Переславль-Залесский, около 1912 г.). Справа налево: сын Михаил, сын Алексей, игуменья Евгения, Анна Васильевна (жена В.Ф. Ясене-цкого-Войно), дочь Елена. Личное собрание митрополита Нектария (Андонопулоса). Арголида, Греция

Добрые отношения хирурга Ясенец-кого-Войно с православной игуменьей первоначально сложились, конечно же, на профессиональной основе: земский врач занимался врачеванием насельниц Феодоровского женского монастыря. Однако со временем его профессиональное сотрудничество с Феодоровской женской обителью приобретает и духовный смысл, приводя к воцерковлению В.Ф. Ясенецкого-Войно, с одной стороны, и к выделению для него «постоянного места» в монастырском храме во имя св. великомученика Феодора Стра-тилата, с другой стороны. Понятно, что такое выделение не обошлось без участия игуменьи Евгении, первой духовной наставницы земского хирурга В.Ф. Ясенец-кого-Войно.

В начале ХХ века Феодоровский женский монастырь был одним из самых знатных и почитаемых монастырей Пере-славля-Залесского потому, что эта обитель находилась под покровительством российских царствующих династий, начиная от Рюриковичей и заканчивая Романовыми.

Феодоровский монастырь был возведен на месте кровопролитной битвы, которая произошла 8 июня 1304 г., в день памяти великомученика Феодора Стратилата, между войсками двух соперничавших за великокняжеское достоинство князей - Московского и Тверского. Господь даровал победу Москве, и в память об этом историческом событии был заложен монастырь, носящий имя святого воина.

Святой великомученик Феодор Стратилат считался Небесным покровителем рода Рюриковичей. Поэтому в этой обители любили бывать на богомолье государи Московские - Иван III Васильевич, Василий III Иоаннович, царь Иоанн IV Васильевич (Грозный).

Царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) построил в этой обители храм во имя св. великомученика Феодора Стратилата (1557 г.) [9, С. 456], назвав в его честь Феодором одного из своих сыновей, родившегося (по преданию) неподалеку от этой обители.

В период с 1688 по 1724 год монастырь неоднократно посещал царь Петр I и члены царской семьи, принося щедрые дары. На Плещеевом озере, по берегам которого располагался Переславль-Залес-ский, строилась «потешная флотилия», от которой ведет начало Российский флот. За первую половину XIX века город посетили едва ли не все члены царствующей фамилии, начиная с императрицы Марии Федоровны (1818 г.) и заканчивая императором Александром II с семьей (1858 г.).

23 мая 1913 г. в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых Пере-славский Феодоровский женский монастырь посетил император Николай II с семейством, побывавший в соборном храме во имя святого великомученика Феодора Стратилата.

Как осуществлялась малоизвестная до последнего времени врачебная деятельность В.Ф. Ясенецкого-Войно среди насельниц Феодоровского женского монастыря?

Рис. 2. Делла-Вос-Кардовская О.Л. Портрет матушки Евгении (1919 г.). Краеведческий музей г. Переславля-Залесского (Ярославская область)

В случае болезни послушниц или монахинь земский врач первоначально приглашался в монастырскую обитель, у северной стены которой усилиями игуменьи Евгении было возведено каменное одноэтажное здание монастырской больницы (1876 г.) [8, С. 163, 169]. Здесь Ясенецкий-Войно проводил осмотр заболевших сестер и назначал амбулаторное лечение, необходимое каждой по роду болезни. Если требовалось стационарное лечение, то послушницы Феодоровского женского монастыря направлялись в Пе-реславскую уездную земскую больницу, где имелись инфекционное, терапевтическое и хирургическое отделения. В неотложных случаях сюда же направлялись насельники и послушницы из других монастырей Переславля-Залесского, к примеру, из Даниловского мужского или Свято-Никольского женского.

В последние годы работы В.Ф. Ясе-нецкого-Войно в этой уездной земской больнице (1915-1916 гг.) насельницы Феодоровского женского монастыря получили возможность непосредственного обращения за медицинской помощью в амбулаторию Переславской уездной земской больницы [15, С. 76]. Это было неофициальное соглашение, которое не предусматривалось условиями содержания земских больниц. Оно стало возможным благодаря личным взаимоотношеКозовенко М.Н.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЗЕМСКОГО ХИРУРГА В.Ф. ЯСЕНЕЦКОГО-ВОЙНО В ПЕРИОД ЗЕМСКОГО ВРАЧЕБНОГО СЛУЖЕНИЯ

(К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

ниям между управляющей монастырем игуменьей Евгенией и главным врачом Переславской уездной земской больницы В.Ф. Ясенецким-Войно, которые к тому времени приобрели и духовное содержание. Так земский хирург, стремившийся в воцерковлению, нашел спасение в соборе Феодора Стратилата, находившемся в Фе-одоровском женском монастыре.

Нами восстановлены некоторые особенности малоизвестной врачебной деятельности В.Ф. Ясенецкого-Войно в Феодоровском женском монастыре. Восстановление осуществлялось путем изучения опубликованных отчетов о работе хирургического отделения земской больницы, которым он заведовал в 1911-1915 гг. [12-15]. В них были включены не полные данные о результатах врачебной работы, проделанной земским хирургом. Вместе с тем анализ и сопоставление полученных сведений впервые позволяют сделать некоторые важные выводы.

По мнению протоиерея О. Пэнэж-ко считалось, что врачебная деятельность земского хирурга в Феодоровском женском монастыре осуществлялась в 1912-1916 гг. [8, С. 170]. Однако обнаруженные нами истории болезни свидетельствуют о её начале в апреле 1911 г., когда в хирургическое отделение Пере-славской уездной земской больницы одновременно поступили для плановых оперативных вмешательств, а не по скорой помощи, монахиня и 3 послушницы из Феодоровского женского монастыря [12, С. 41, 83, 142].

К примеру, монахиня Евфросинья С., 40 лет, находилась в этом хирургическом отделении по поводу «бугорчатки шейных узлов»4 справа. В скором времени (1 мая 1911 г.) ей было произведено под эфирным наркозом оперативное вмешательство в виде удаления «большого пакета плотных желез» в области «правого бокового шейного треугольника» [12, С. 41]. Таким образом, был устранен лишь косметический дефект без воздействия на причину тяжелой болезни, состоявшей в туберкулезе легких. Не было других средств, кроме скальпеля, в арсенале земского хирурга ХХ века, чтобы помочь монахине справиться с тяжелой болезнью.

Другим примером профессиональных достижений врача Ясенецкого-Войно является история болезни послушницы монастыря Аксиньи М., 37 лет, поступившей в хирургическое отделение с бурситом левого коленного сустава. Не вызывает сомнений, что это воспалительное заболевание было вызвано многочасовыми молитвенными бдениями в виде стояния на коленях на холодном полу. Поэтому этой послушнице 30 апреля 1911 г. была выполнена хирургическая операция в виде удаления соответствующей подкожной слизистой сумки. В результате гладкого заживления послеоперационной раны она была выписана из земской больницы на пятый день после проведения оперативного вмешательства [12, С. 142].

Отсюда апрель 1911 года является начальным этапом врачебной деятельности В.Ф. Ясенецкого-Войно в Феодо-ровском женском монастыре, тогда как её организационная подготовка, включая необходимые согласования на земском и епархиальном уровне, осуществлялась в течение предшествующих месяцев (в феврале или в марте).

Таким образом, главный врач и, одновременно, заведующий хирургическим отделением Переславской уездной земской больницы Ясенецкий-Войно пришел к решению о работе врачом монастыря буквально в первые месяцы земского служения в Переславле-Залесском5 и осуществил его в начале 1911 г.

Регулярные встречи с игуменьей Евгенией в семейном кругу и, особенно, посещения почитаемой монастырской обители привели земского хирурга к возобновлению церковных обрядов, отказ от которых до тех пор он привык объяснять огромной профессиональной нагрузкой в выходные и праздничные дни. Однако потребовалось несколько лет (1911-1914 гг.), прежде чем в соборе Феодора Стратилата действительно состоялось воцерковление главного врача Переславской уездной земской больницы и, одновременно, безмездного врачевателя Феодоровского женского монастыря В.Ф. Ясенецкого-Войно.

Исполняя столь разнообразные обязанности, земский хирург в течение

1914 г., как удалось установить, не отказывал в хирургическом лечении и насельникам других православных монастырей, также находившихся в Переславле-Залес-ском, в том числе Даниловского6 мужского и Свято-Никольского7 женского.

В отчете по хирургическому отделению Переславской уездной земской больницы за 1914 год сохранилось несколько историй болезни, принадлежавших насельникам этих монастырей.

Например, в январе-апреле 1914 г. на стационарном лечении в этой больнице находилась послушница Свято-Никольского женского монастыря Агафья Стар-шинова, 36 лет. Она поступила 28 января по поводу запущенной фибромиомы матки. При этом ведущим симптомом тяжелой болезни являлись почти непрерывные маточные кровотечения «с промежутками не более недели», что привело к обескровливанию несчастной больной. Около полутора месяцев проводилось консервативное лечение, которое оказалось неэффективным: обильные кровотечения продолжались и представляли угрозу для жизни послушницы. Единственным способом её спасения могла стать хирургическая операция, так как другие лечебные возможности были исчерпаны.

Это оперативное вмешательство земский хирург В.Ф. Ясенецкий-Войно выполнил 27 марта под эфирным наркозом в виде надвлагалищной ампутации матки, увеличенной «до размеров кулака», и профилактической аппендэктомии, так как червеобразный отросток имел признаки хронического аппендицита. Послеоперационный период протекал без осложнений, и окрепшая больная была выписана из земской больницы 17 апреля, или через три недели после тяжелой полостной хирургической операции [14, С. 86].

9 июня 1914 г. в Переславскую уездную земскую больницу была доставлена послушница Свято-Никольского женского монастыря Евдокия Кутейникова, 29 лет. Случилось так, что повозку, в которой послушница ехала по монастырским делам, вдруг «понесла лошадь», которая перестала ей подчиняться. Испугавшись быстрой и неуправляемой езды, Евдокия
4 В начале ХХ века так называли туберкулезное поражение шейных лимфатических узлов. В запущенных случаях оно приводило к обезображиванию шеи за счет образования огромных подкожных «пакетов», из которых выпячивались значительно увеличенные, часто изъязвленные лимфатические узлы.
5 Врачебное служение В.Ф. Ясенецкого-Войно здесь началось с 25 ноября 1910 г.
6 Переславский Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь (осн. в 1508 г. прп Даниилом).
7 Переславский Свято-Никольский женский монастырь (осн. около 1350 г. прп Дмитрием Прилуцким как мужской. В 1898 г. преобразован в женский).

Козовенко М.Н.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЗЕМСКОГО ХИРУРГА В.Ф. ЯСЕНЕЦКОГО-ВОЙНО В ПЕРИОД ЗЕМСКОГО ВРАЧЕБНОГО СЛУЖЕНИЯ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

Рис. 3. На хирургической операции в Переславской уездной земской больнице (слева - земский хирург В.Ф. Ясенецкий-Войно). Национальный музей медицины Украины (Киев)

выпрыгнула из повозки прямо на булыжную мостовую, приземлившись на камни левой ногой. Она поступила с открытым оскольчатым переломом костей левого голеностопного сустава, сопровождавшимся вывихом левой стопы и разрывом боковых связок. Это была тяжелейшая дорожная травма, последствия которой обычно преследуют пострадавшего всю оставшуюся жизнь.

Оперативное вмешательство по репозиции и иммобилизации левого голеностопного сустава было произведено земским хирургом В.Ф. Ясенецким-Войно на следующий день (10 июня) под регионарной анестезией левого седалищного нерва. Репозиция выполнялась под визуальным контролем8 после первичной хирургической обработки мягких тканей в области раны, удаления костных обломков левой таранной и левой малоберцовой кости, а также после наложения редких швов на послеоперационную рану. Физиологическое положение левого голеностопного сустава, достигнутое в результате репозиции, поддерживалось наложением гипсовой повязки. Она была снята 26 июня, когда больная стала ходить на костылях, опираясь на левую ногу, и была выписана из больницы для амбулаторного лечения. Повторные осмотры послушницы земский хирург проводил и в августе 1914 г., и спустя год после выполнения операции (летом 1915 г.), когда «поставил» больную на ноги в буквальном смысле. Конечно же, её продолжали беспокоить хромота

и периодические боли при ходьбе в области левого голеностопного сустава. Лучшим результатом в таком случае являлось сохранение подвижности в голеностопном суставе, и это врачебное достижение, судя по истории болезни Евдокии Кутейниковой, послушницы Свято-Никольского монастыря, вполне удалось земскому хирургу В.Ф. Ясенец-кому-Войно [14, С. 98].

За медицинской помощью в Пере-славскую уездную земскую больницу обращались и насельники Даниловского мужского монастыря. Одним из них являлся монах Макарий9, страдавший правосторонней паховой грыжей «около 20 лет..., причинявшей боли и слегка ущемлявшейся».

Впервые, по всей видимости, Ма-карий обратился по этому поводу к земскому хирургу ещё в 1912 г., когда «было довольно серьёзное ущемление, но грыжу удалось вправить». Поэтому тогда он отказался от проведения предложенной хирургической операции в надежде, что ущемление паховой грыжи больше не повторится.

Однако же, ущемление повторилось поздним вечером 14 августа 1914 г., и «на этот раз боли были гораздо сильнее, чем прежде, и грыжу не удалось вправить».

Поэтому 15 августа «в 3,5 часа ночи, через 5 часов после ущемления», земский хирург В.Ф. Ясенецкий-Войно произвел монаху Макарию срочную хирургическую операцию по поводу ущемленной правосторонней паховой грыжи. После

Рис. 4. Земский хирург В.Ф. Ясенецкий-Войно (Переславль-Залесский, 1915 г.). Национальный музей медицины Украины (Киев)

рассечения грыжевых ворот, где произошло ущемление петли тонкой кишки длиной около 12 см, требовалось произвести оценку её жизнеспособности, от объективности которой зависела жизнь больного. Несмотря на «черно-багровые пятна», покрывавшие поверхность ущемленной петли, оператор признал её «ещё вполне жизнеспособной» и вправил эту петлю обратно в брюшную полость, ушив отверстие пахового канала по способу Bassini. Гладкое течение послеоперационного периода подтвердило правильность вывода, сделанного земским хирургом. Через 12 дней после операции (27 августа) Макарий был выписан из земской больницы по выздоровлению [14, С. 62].

В том же 1914 году на стационарном лечении в хирургическом отделении, которым заведовал В.Ф. Ясенецкий-Войно, находились и послушницы Феодоров-ского женского монастыря, в том числе Мария Баева, 34 лет [14, С. 47], и Лидия Токмакова, 25 лет [14, С. 27]. И та, и другая были спасены земским хирургом от тяжелых болезней, угрожавших жизни: первая - от разлитого гнойного перитонита, смертность от которого в то время превышала 50%, а вторая - от злокаче8 В Переславской уездной земской больнице не было рентгеновского аппарата.

9 Его возраст не был указан в истории болезни, но, судя по анамнезу болезни, он достиг среднего возраста.

Козовенко М.Н.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЗЕМСКОГО ХИРУРГА В.Ф. ЯСЕНЕЦКОГО-ВОЙНО В ПЕРИОД ЗЕМСКОГО ВРАЧЕБНОГО СЛУЖЕНИЯ

(К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

ственного новообразования челюстно-лицевой области.

1915 год стал, по всей видимости, годом воцерковления земского хирурга и, одновременно, безмездного врача Феодоровского женского монастыря В.Ф. Ясенецкого-Войно, стараниями которого удалось сохранить многие жизни насельников монастырей Переславля-Залесского, в том числе Феодоровского, а также Даниловского и Никольского. После многих лет домашних богослужений (по примеру матери святителя Марии Дмитриевны Ясенецкой-Войно) земский хирург вернулся к исполнению церковных обрядов, несмотря на крайнюю занятость врачебной работой. При этом у него появились и первая духовная наставница (игуменья Евгения), и «свое постоянное место» в соборе Феодора Стратилата, находившееся в Феодоров-ском женском монастыре благодаря наставнице.

В последние годы врачебной деятельности в Переславской уездной земской больнице (1915-1916 гг.) земский хирург продолжал безмездную практику среди монастырских насельников, находясь в умиротворенном состоянии верующего, вернувшегося в лоно православной церкви после долгого перерыва.

Несколько историй болезни, сохранившихся в отчете по хирургическому отделению Переславской уездной земской больницы за 1915 год, во многом подтверждают сделанный вывод. Они свидетельствуют: в это время свое основное внимание земский хирург уделял послушницам Феодоровского женского монастыря, часть которых он сумел избавить от аппендицита [15, С. 77], последствий туберкулеза [15, С. 81, 82] и женских болезней [15, С. 86], угрожавших не только их благополучию, но и самой жизни.

Таким образом, следует полагать, что в период земского служения во Владимирской губернии (1910-1917 гг.) состоялось воцерковление земского хирурга В.Ф. Ясенецкого-Войно (1915 г.). Местом воцерковления являлся соборный храм во имя св. великомученика Феодора Стратилата, находившийся в Феодоров-ском женском монастыре, безмездным врачом которого он являлся в течение 1911-1916 гг.

Возобновление церковных богослужений земским хирургом по времени совпадает с его выдающимися научными достижениями того же периода: опубликованием оригинальной научной монографии (1915 г.) [16] и блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени доктора медицины (1916 г.) [2].

Это неординарное событие становится прологом к обеим ипостасям, которым он посвятил в дальнейшем жизнь и деятельность. С одной стороны, оно положило начало будущим «Очеркам гнойной хирургии», на которых «будет стоять имя епископа», а с другой, - будущему священству и связанному с ним пути великомученика за веру и верность.

Литература

1. Козовенко М.Н. Возвращение в научный оборот врачебных трудов хирурга и епископа

B.Ф. Войно-Ясенецкого // История медицины (научно-практический журнал). 2015. Т. 2. № 1.

C.150-158.

2. Козовенко М.Н. В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) - основоположник отечественной регионарной анестезии (к 100-летию диссертации доктора медицины) // Клиническая медицина. 2017. Т. 95. № 4. С. 378-382.
3. Козовенко М.Н. Жизнь и деятельность В.Ф. Ясенецкого-Войно, хирурга и епископа / Балалы-кин Д.А., Козовенко М.Н., Черноусов Ф.А. Избранные страницы русской хирургии. М.: Весть, 2013. С. 126-200.
4. Козовенко М.Н. Наука и религия в жизни и деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого, профессора хирургии и епископа / Тезисы международной научной конференции «Наука и религия: исторические пути и перспективы конвергенции» (Москва, 31 октября - 1 ноября 2013 г.). М., 2013. С. 22-23.
5. Козовенко М.Н. Переславский собор Фе-одора Стратилата как место воцерковления земского хирурга В.Ф. Ясенецкого-Войно / Сб. материалов V международной научно-практической конференции (Купавна, 6 июня 2013 г.), посвященной духовному и врачебному наследию святителя Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2013. С. 127-135.
6. Козовенко М.Н, Богопольский П.М. «Очерки гнойной хирургии» (к 70-летию 2-го издания монографии и присвоения В.Ф. Вой-но-Ясенецкому Сталинской премии I степени) // Клиническая и экспериментальная хирургия (журн. им. акад. Б.В. Петровского). 2016. Т. 4. № 2. С. 6-17.
7. Поповский М.А. Жизнь и житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга. СПб.: Сатисъ Держава, 2005. 510 с.; ил.
8. Протоиерей О. Пэнэжко Храмы и монастыри Переславля-Залесского и окрестностей. Владимир, 2007. 367 с.
9. Русское православие. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. М., 2009. Т. 3. 751 с.
10. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Я полюбил страдание (автобиография). М.: Образ, 2006. С. 3-95.
11. Шевченко Ю.Л. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный. СПб.: Наука, 2007. 623 с.
12. Ясенецкий-Войно В.Ф. Отчет о деятельности Переславской земской больницы за 1911 год. Отчет по хирургическому отделению // Врачебно-санитарная хроника Владимирской губернии. Владимир, 1912. №№ 1-12. С. 11-152.
13. Ясенецкий-Войно В.Ф. Отчет о деятельности Переславской земской больницы за 1912 и 1913 годы. Отчет по хирургическому отделению // Врачебно-санитарная хроника Владимирской губернии. Владимир, 1914. № 1-2. 179 с.
14. Ясенецкий-Войно В.Ф. Отчет о деятельности Переславской земской больницы за 1914 год. Отчет по хирургическому отделению. Переславль-Залесский, 1915. 106 с.
15. Ясенецкий-Войно В.Ф. Отчет о деятельности Переславской земской больницы за 1915 год. Отчет по хирургическому отделению. Переславль-Залесский, 1916. 115 с.
16. Ясенецкий-Войно В.Ф. Регионарная анестезия / В.Ф. Ясенецкий-Войно. - Пг.: Тип. А.Э. Коллинс, 1915. 228 с.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: nmhc@mail.ru
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты