Life of the State Peasants in the Transcaucasus]. In:
Izvestiya Kavkazskogo otdela imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva. T. 2. Ch. 3 [Bulletin of the Caucasian Department of the Imperial Russian Geographical Society. Vol. 2. Part 3]. Tiflis, 1887. 220 p. (in Russ.).
Б01 10.24411/2223-0564-2019-10305 Ю.М. Гусейнов УДК 902.7
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ АДАТОВ КУМЫКОВ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Аннотация
Данная статья посвящена роли адата и шариата в системе и структуре кумыкского управления в конце XIX века. В исследуемое время кумыки имели целый комплекс правовых норм - адатов, систематизированных в различных сборниках.
Адаты регулировали вопросы структуры и системы управления. Согласно нормам кумыкских адатов, во главе структурной иерархии стояло Народное собрание. Позже царская администрация, пытаясь подчинить себе традиционное управление, несколько узурпировала деятельность Народного собрания, сделав более весомой в системе управления должность старшин, которым подчинялось и Народное собрание.
Отдельным пунктом в статье рассмотрено влияние Положения об управлении Дагестанской областью от 5 апреля 1860 г. на изменение структуры кумыкского управления. В данном документе старшинам предоГусейнов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала), e-mail: g.usup@mail.ru
Yusup M. Guseynov, Cand.Sc. (History), Associate Professor, Department of the Humanities, the Daghestan State University of National Economy (Makhachkala), e-mail: g.usup@mail.ru
ставлялся ряд прав, согласно которым они фактически стали ответственным лицом за исполнение поручений царской администрации.
После образования Дагестанской области распались кумыкские территориальные образования (шамхаль-ство Тарковское, Эндиреевское, Костековское и Аксаевское княжества). Шамхалы, беки и князья фактически были лишены права управлять своими землями. Этим при дворе занимались специальные помощники из числа генерал-губернаторов.
Пытаясь компенсировать отсутствие в управлении, царская администрация щедро предоставляла бывшим управителям воинские чины и звания, а также существенное жалование.
Автор уделяет отдельное внимание роли совета старейшин в системе кумыкского управления, который в конце XIX века потерял ряд функций. Согласно адатам, в ведении джамаата были дела по распределению и составлению очередности полива земельного надела, избранию глашатаев (чаошей), надсмотрщиков (тургу-лаков).
Yusup M. Guseynov
TRANSFORMATION OF TRADITIONAL ADATS OF THE KUMYKS IN THE LATE 19th CENTURY
Abstract
This article focuses on the role of adat and Shariah in the system and structure of the Kumyk administration in the late 19th century. At the time studied, the Kumyks had a whole set of legal norms - adats systematized in various collections.
Adats regulated the structure and management system. According to the norms of Kumyk adats, the People&s Assembly stood at the head of the structural hierarchy. Later, the Tsarist administration, trying to subjugate the traditional management, somewhat usurped the activities of the People&s Assembly, making the post of a starshina more significant in the administrative system, to whom the People&s Assembly was subordinated.
A separate paragraph in the article considers the influence of the Provision on Governing the Daghestanian Region of April 5, 1860 on the change in the structure of the Kumyk administration. In this document starshinas were given the rights according to which they actually became a responsible person for the execution of the Tsarist administration&s orders.
After the formation of the Daghestanian region, the Kumyk territorial formations collapsed (the Shamkhalate of Tarki, Endireevsky, Kostekovsky and Aksayevsky princedoms). The shamkhals, begs and princes were actually deprived of the right to control their lands. At the court this was done by special assistants from among governor generals. Instead, the administration generously provided the former rulers with military ranks and titles, as well as a substantial salary.
The author of the article pays special attention to the role of the council of elders in the Kumyk administration system. At the end of the 19th century, it lost a number of its administrative functions. According to the adats, the Jamaat was in charge of the distribution and scheduling of irrigating land plots, the election of heralds (chaoshes), and overseers (turgulaks).
Вторая половина XIX века в Российской империи характеризуется проведением целого ряда реформ, которые коснулись почти всех сфер быта населения, в т.ч. и кумыков, одного из тюркских народов, проживающих на территории равнинного Дагестана.
В быту кумыков в исследуемое время существовал комплекс правовых норм - адатов, систематизированных в различных сборниках. Причем адаты имели ярко выраженные правовые очертания в княжествах, расположенных на территории Дагестана (в Костековском, Аксаевском).
Наиболее ярко адатные нормы нашли свое отражение в системе и структуре кумыкского управления. Так, согласно адатам, ведущее место в традиционном управлении занимало Народное собрание.
В научной литературе под понятием адат выражалась совокупность норм обычного права мусульманских народов. По мнению А.С. Омарова,
в Дагестане слово «адат» имело три значения: 1) обычай, живущий в народном предании; 2) способ разбирательства судебных дел; 3) закон, действующий в определенном месте [5, с. 47].
Несколько иную интерпретацию термина «адат» высказал известный этнограф-кавказовед Б.Б. Сулейманов. По его мнению, термин «адат» «в правосознании самих носителей объединял три категории из юридического быта, различаемые современной теорией: нормативы «этнографического бытового характера», юридические обычаи и сами нормы обычного права» [4, вып. 2, с. 235].
С проведением имперских преобразований произошло изменение правовых норм кумыков (унификация адатов). 5 апреля 1860 г. была образована Дагестанская область, вследствие чего традиционная структура управления претерпела огромные изменения. Были ликвидированы кумыкские княжества, ханства, а также шамхаль-ства. Почти вся власть была сосредоточена в руках офицеров имперской администрации.
Действительно, сосредоточив власть в руках офицеров, царская администрация, заручившись весомой поддержкой богатых биев1, стала проводить жесткую политику по выстраиванию новой вертикали власти.
С изменением вертикали власти многие кумыкские адаты подверглись редакции и, как следствие, унификации. В частности, права и обязанности членов Народного собрания были исключены из сборников, ввиду того, что «народное собрание теряет авторитет влиятельного органа в сельском управлении и превращается в совещательный орган, призванный помогать в управлении старшинам». «В народном собрании народ охотно принимает мнение и советы младших князей и старшин», - отмечал во второй половине XIX века М.Б. Лобанов-Ростовский [8, с. 50].
По справедливому замечанию Б.Б. Сулей-манова: «К этому времени (вторая половина XIX века. - Ю.Г.) происходило постепенное ограничение в праве участия в сельском управлении именно народного элемента и замена его представителями царского правительства. Сельские старшины из руководителей общинной организации полностью превращаются в представителей царской администрации» [9, с. 121]. По такому поводу В.П. Егорова отмечает: «Старшина
был, по существу, посредником между народом и царскими властями, требования которых он должен был выполнять» [2, с. 109].
Старшинам, ставшим царскими ставленниками на отведенной территории, было предоставлено множество прав и привилегий, узаконенных к тому же приданием им статуса адата. Известный кавказовед А.С. Омаров отмечал: «Старшины получили право наказывать лиц из народного собрания, отправляя их на полевые работы, подвергая непокорных членов народного собрания штрафу и аресту, но не более чем на два дня» [5, с. 234-235].
Царская администрация узаконила посредством норм обычного права ряд прав и привилегий для старшин, чтобы сделать их своей опорой на местах. Ф.И. Леонтович в своих «Адатах...» по такому поводу отмечал, что старшина «вла-деимой им землей ... (имел право. - Авт.) распоряжаться по своему произволу. То есть дарить оную, продавать, селить на ней не только крестьян, но и простой народ» [4, с. 240].
Эпилогом закрепления юридического статуса старшин у кумыков являлось обнародование Положения об управлении Дагестанской областью, где отдельным пунктом закрепились права старшин. В частности, старшина имел право:
Стоит отметить, что многие положения царской администрации позже нашли свое отражение в кумыкских адатах, которые получили правовой статус. Например, пункт 3 данного положения был зафиксирован в адатах селения Карабудахкент.
Вышеуказанные полномочия старшин считались законом для всех. Однако превышая свои полномочия в сельском управлении, старшины часто становились объектом возмущения и, как следствие, конфликтной ситуации в обществе. На годекане2 в селении Буглен нам рассказали одну историю про старшину Хъаджи. Так, в начале XX века Хъаджи, опираясь на данные права царской администрации, стал доносить начальству о совершившихся преступлениях своих односельчан, в которых они не были замечены, без повода наказывал узденей, приказывал готовить один раз в неделю пышный обед и приглашать его на трапезу. Так продолжалось около двух месяцев, пока не дошла очередь до узденя Абдурахмана, односельчанина Хъаджи. В день, когда Хъаджи должен был прийти на обеденную трапезу, Аб-дурахман приказал жене ничего не готовить, а Хъаджи подать лишь вчерашний бараний бульон. Придя в гости и увидев пустой стол, Хъад-жи стал оскорблять Абдурахмана. Не выдержав оскорблений, Абдурахман несколько раз ударил старшину селения, за что был наказан высылкой из родного селения в один из городов Сибири. По сведениям нашего информанта, дальнейшая судьба Абдурахмана неизвестна [7]. Вероятно, он, как и многие высланные, за время изгнания обустроился и стал жить в одном из населенных пунктов Сибири.
Наделив полномочиями старшин, царская администрация лишила Народное собрание прав, оставив его лишь как совещательный орган.
В четвертом пункте проекта документа об образовании Дагестанской области сказано: «§4. Дагестанские земли разделены на четыре
военных отдела, а также два гражданских управления».
В военные отделы входили: 1) Северный Дагестан (Присулакская низменность), 2) Южный Дагестан (дербентские земли), 3) Средний Дагестан (в большей части шамхальство Тарковское, даргинские княжества), 4) Верхний Дагестан (горные земли).
Гражданское управление составили:
§5. Северная часть Дагестана условно подразделяется на четыре управления.
Стоит отметить, что северная зона (управление) полностью принадлежала кумыкам. Во многих княжествах был создан словесный суд, который решал дела по нормам адата. Новая администрация фактически не препятствовала ведению адатской юрисдикции.
Была введена единица управления - генерал-губернатор, который являлся полноправным руководителем в области. Его полномочия простирались на многие сферы управления. В частности, он имел право:
Шамхалы и ханы были фактически лишены права управлять своей территорией. За такое лишение царская администрация щедро наделяла кумыкских управленцев воинскими чинами и званиями, а также предоставляла им довольно
щедрые подарки. При этом шамхалы были обязаны иметь при дворе специальных помощников из окружения генерал-губернатора.
Несмотря на фактическую узурпацию власти кумыкских правителей, администрация предоставляла шамхалам ряд формальных прав. В Актах Кавказской археографической комиссии по этому поводу отмечается: «Владетель Тарковский и ханы: Мехтулинский, Кюринский и Аварский управляют подчиненным им населением на особых ханских правах (за исключением права лишения жизни, а равно раздачи кому-либо в собственность населенных или ненаселенных имений, им лично не принадлежащих) и состоят в непосредственном ведении командующего войсками Дагестанской области» [1, с. 441].
Таким образом, прежняя адатская форма и структура управления кумыков подверглась серьезной трансформации.
В традиционной форме управления кумыков доминирующая роль принадлежала Народному собранию, которое избиралось из наиболее влиятельных жителей села (старейшие жители села, воины, учителя, лекари и т.д.).
В ходе трансформации кумыкских адатов ряд своих функций потеряло и сельское общественное управление. Согласно адатам, сельское общественное управление составляют:
С течением времени и проведением реформ в Российской империи, в т.ч. и в Дагестане, джама-ат лишился права избирать чаошей (глашатаев) и тургулаков (охранников общественных земель). Это право предоставлялось старшинам. «В непосредственное распоряжение сельского старшины назначается сельским обществом потребное число рассыльных 9 (чаушей); сверх того, от усмотрения сельских обществ зависит иметь полевых сторожей (тургак), смотрителей канав и т.п.» [3, с. 239].
Однако в некоторых селениях данные права оставались за сельским сходом. В начале
XX века в селении Султанянгиюрт Кизилюртов-ского района на сельском сходе глашатаем был избран некий Иса - певец, который исполнял авторские песни во время полевых работ. По мнению информанта, в течение пяти лет сельский сход ежегодно избирал Ису чаошем [5].
Некоторым изменениям подвергся и порядок участия в сельском сходе. Согласно кумыкским адатам, к участию в сельских сходах не допускались: несовершеннолетние лица мужского пола, убийцы, женщины, слабоумные, иноверцы, лже-присяженники и т.д. После реформ и нововведений к участию в сельских сходах допускались только лица, утвержденные старшиной.
Данное нововведение было не везде. В селении Султанянгиюрт к участию в сельском сходе допускались все желающие. Такое негласное постановление было введено старшиной Хангу-сейном [6].
Сельский сход, согласно нормам адата, собирался два раза в месяц, а во время полевых работ (весной и летом) - по мере возникновения вопросов (в основном спорных). Например, во время весеннего полива своих земельных наделов возникали споры по очередности их полива. Ввиду этого сельским старшинам приходилось собираться почти каждый день. В итоге было решено поливать участки согласно выпавшим жребиям [6].
Таким образом, во второй половине XIX века в ходе проведения административных преобразований и установления военно-народного управления в Дагестане стала перестраиваться вся модель кумыкского управления. Ведущую роль в структуре управления стали играть старшины, назначаемые начальником округа. Соответственно, с рокировкой в вертикали власти сельского управления стали трансформироваться адатские нормы, ратифицирующие права и полномочия старшин. Теперь начальник округа определял старшине значительную часть земельных угодий и наделял его фактически правами исполнительной власти на месте его проживания. В помощь старшине были определены чаош и тургулак, которые подчинялись ему.
Согласно нововведениям, прежних прав лишился и сельский сход, например, права избирать глашатаев и охранников общественных земель. Оно предоставлялось старшинам.
REFERENCES