Спросить
Войти

ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОНФЕССИЙ И АТЕИЗМА: РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК "СВОБОДОМЫСЛИЕ И АТЕИЗМ: ИДЕИ И ЛИЦА"

Автор: указан в статье

2019 № 4 (21)

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ

""У Барнаул_

S ШГ? й ИзДательство

Ь Я Алтайского государственного

3» университета

ЛЬщ*^ 2019

Издание основано в 2007 г.

Главный редактор:

П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционная коллегия:

С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н.Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционный совет журнала:

Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Г. Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) З. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).

Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.

Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт

государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).

© Оформление. Издательство

Алтайского госуниверситета, 2019

2019 № 4 (21)

NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA

Publishing house of Altai State University 2019

The journal was founded in 2007

Executive editor:

P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)

The editorial Board:

S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N. L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N. A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T. D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)

The journal editorial Board:

L. N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K. A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S. A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)

Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI № @C 77-69787. Registration date 18.05.2017.

The journal was prepared with the support of the RSFproject "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).

© Altai State University Publisher, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Почекаев Р. Ю. Расправа Чингисхана с Сача-бэки и начало эпохи

ханского правосудия......................................................................................................................7

Радовский С. С., Серегин Н. Н. Топография и планиграфия некрополей

быстрянской культуры Алтая скифо-сакского времени.....................................................17

Лихачева О. С. Реконструкция комплекса вооружения знатного воина

саргатской культуры (по материалам могильника Сидоровка)........................................34

Табалдиев К. Ш., Акматов К. Т., Ашык А., Белек К. Результаты археологических раскопок на мавзолее Кёк-Таш в полевом сезоне 2017-2018 гг.

в Кыргызстане................................................................................................................................48

Серегин Н. Н. Тюркские оградки Монголии: основные этапы изучения

и интерпретации...........................................................................................................................70

Руденко К. А. Знаки-тамги в культуре волжских булгар: новые открытия.....................88

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Сакович Е. Г. Происхождение этнонима «половцы»: летописные сведения и мнения исследователей............................................................................................................99

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Ильин В. Н. Старообрядчество Алтая в контексте репрессивной политики

имперских властей......................................................................................................................105

Матыцин К. С. Исторические этапы легенды о Беловодье у старообрядцев

Алтая: историографический аспект исследования.............................................................115

Недзелюк Т. Г. Смена вероисповедной принадлежности в Российской империи на примере Западной Сибири: потенциальные возможности, нормативное

регулирование, практика применения.................................................................................128

Волоснов Р. Ю. Паломничество к православным святыням в сельской местности Западной Сибири в конце XIX — начала XX в. как социокультурный феномен.......140

Раздел IV

РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ

Коростиченко Е. И. За пределами конфессий и атеизма: рецензия на сборник «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица»..............................................................................150

ДЛЯ АВТОРОВ...........................................................................................................................157

Section I

ARCHAEOLOGY AND ETNO-CULTURAL HISTORY

Pochekaev R. Yu. The punishment of Sacha-Beki by Chinggis Khan and beginning

of the epoch of khans& justice...........................................................................................................7

Radovskiy S. S., Seregin N. N. Topography and planigraphy of necropoles

of Bistryansk culture of Altai (Scythian-Saka time)...................................................................17

Likhacheva O. S. Reconstruction of a complex of arms of a noble warrior

Sargatskaya culture (on materials of burial ground Sydorivka)................................................34

Tabaldyev K. Sh., Akmatov K. T., Ashyk A., Belek K. Results of the archaeological excavations at the Kyok-Tash mausoleum in the 2017-2018 field season

in Kyrgyzstan...................................................................................................................................48

Seregin N. N. Turkic enclosures of Mongolia: main stages of studying

and interpretation ...........................................................................................................................70

Rudenko K. A. Tamgi signs in the culture of Volga Bulgar: new opening................................88

Section II

ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY

Sakovich E. G. The origin of ethnonym "cumans": data of chronicles

and opinions of researchers...........................................................................................................99

Section III

RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Ilyin V. N. Old Believers of Altai in the context of repressive policy

of the Imperial authorities............................................................................................................105

Matytsin K. S. The historical stages of the legends about Belovodye of Old Believers

of Altai: a historiographical aspect of research..........................................................................115

Nedzelyuk T. G. Change of religious affiliation in the Russian Empire

on the example of Western Siberia: potential, regulation, practice.......................................128

Volosnov R. U. Pilgrimage to orthodox holy sites in rural areas of Western Siberia

of the end of XIX — the beginnings of the XXth centuries as sociocultural

Phenomenon.................................................................................................................................140

Section IV BOOK REVIEWS

Korostichenko E. I. Beyond Denominations and Atheism: a review of a collective book "Freethought and atheism: concepts and personas".................................................................150

INFORMATION FOR THE AUTHORS................................................................................157

Раздел IV

РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ

УДК 993

БСТ: 10.14258/пгеиг(2019)4-12 Е. И. Коростиченко

Институт философии РАН, Москва (Россия)

ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОНФЕССИЙ И АТЕИЗМА: РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК «СВОБОДОМЫСЛИЕ И АТЕИЗМ: ИДЕИ И ЛИЦА»

Представлена рецензия на вышедший в 2018 г. сборник статей «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица» под авторством С. В. Иванеева и профессора З. А. Тажуризиной. Эта книга — сборник разноплановых материалов, в которых рассматриваются различные аспекты свободомыслия в отношении религии. Публикации сборника включают в себя и научные статьи, и публицистические тексты, материалы исторического и мемуарного характера.

В теоретических статьях авторы раскрывают теорию и идеологию свободомыслия. В частности, приведена типология вариантов свободомыслия в отношении религии. Исторические материалы содержат рассмотрение различных проявлений свободомыслия: отношение к атеизму в христианских источниках, антирелигиозное движение в СССР в послереволюционные годы, феномен ересей и т. д. Мемуарные материалы содержат воспоминания о работе и жизни выдающихся идеологов и исследователей свободомыслия, многих из которых авторы знали лично.

Книга интересна тем, что рассматриваемое явление — свободомыслие в отношении религии — в последние годы крайне редко становится предметом рассмотрения в научной литературе и за её пределами. При этом, как справедливо указывают авторы, само по себе это явление имеет широчайшее распространение и неоднократно играло важнейшую роль в развитии религий, верований и человеческого общества в целом. Многие материалы сборника можно назвать уникальными. Несмотря на ряд недочётов, описанных в рецензии, можно сделать вывод о существенной научной и научно-популярной ценности сборника.

E. I. Korostichenko

RAS Institute of Philosophy, Moscow (Russia)

BEYOND DENOMINATIONS AND ATHEISM: A REVIEW OF A COLLECTIVE BOOK "FREETHOUGHT AND ATHEISM: CONCEPTS AND PERSONAS"

This paper present a review on a collective book "Freethought and atheism: concepts and personas& by Prof. Z. A. Tazhurizina and S. V. Ivaneev, published in 2018. The book is a collection of diverse papers considering various aspects of religious freethought. Collection includes scientific articles, op-ed essays and memorial papers.

In theoretical papers the authors consider the theory and ideology of religious freethought. Of particular interest is the proposed typology of different flavours of freethought. Historical materials present review and analysis of different manifestations of freethought: anti-religious movement in USSR in the decades before WWII, consideration of atheism in Christian writings, the phenomenon of heresies, etc. Memorial materials picture the life and works of prominent ideologists and researchers of freethought, many of whom were personal acquaintances of the authors.

The book stands out even from the fact that religious freethought has been incredibly scarcely considered by scholars in the recent years. At the same time, as authors reasonably argue, this phenomenon is very widespread, and more than once in history it has played significant role in the evolution of beliefs, religions and human society in general. Despite a number of shortcomings described in the review, it can be stated that the book presents significant value as a scientific work and non-fiction.

Коростиченко Екатерина Игоревна, кандидат философских наук, научный сотрудник сектора современной западной философии Института философии РАН, Москва (Россия). Адрес для контактов: ek.korostichenko@gmail.com

Вышедший в 2018 г. в издательстве «Академический проект» сборник статей «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица» под авторством С. В. Иванеева и З. А. Тажуризиной содержит статьи разного жанра: научные, публицистические, мемуарные. Они условно сгруппированы в трех разделах — «Идеи», «Лица», «Приложение». Все они объединены темой свободомыслия в отношении религии. Авторы рассматривают как персоналии (западные вольнодумцы П. Куртц, Ж. М. Гюйо, отечественные атеисты-религиоведы И. Д. Панцхава, Н. А. Пашков, Ю. Г. Петраш, Е. К. Дулуман, К. И. Никонов, З. П. Трофимова), так и исследовательские работы по свободомыслию общего характера.

Готовя сборник, авторы «ставили целью напомнить [читателю] о существовании той сферы культуры, которая сейчас [...] начинает уже забываться под натиском широкой религиозной пропаганды, — о свободомыслии в отношении религии (и, в частности, об атеизме) и его истории» (с. 5. Здесь и далее в круглых скобках указаны страницы рецензируемого издания). Профессор З. А. Тажуризина справедливо отмечает, что свободомыслие в теоретической форме, опиравшееся на научное знание и свободное от религиозных пристрастий, содействовало объективному постижению религии, развитию религиоведения как науки. Однако автор с сожалением констатирует, что научный интерес к свободомыслию ослабел в настоящее время до такой степени, что оно даже перестало рассматриваться как раздел религиоведения. Действительно, за последние два десятилетия изучение свободомыслия было полностью или частично выведено из образовательных программ по религиоведению. В последние годы крайне редко появляются работы (статьи и книги) по проблемам свободомыслия, а если и появляются, то небольшим тиражом, как правило, это переводы сочинений западных вольнодумцев — атеистов и антиклерикалов1. Издание призвано восполнить описываемый пробел в отечественной науке.

Раскрывая сущность, проявление и роль свободомыслия, авторы книги опираются на принципы марксистского исследования духовной культуры: историю свободомыслия, как и культуры в целом, авторы основывают на исследовании социально-экономических и политических обстоятельств жизни общества. Последовательная и методологически тщательная реализация этого подхода, не приводящая к вульгаризации и упрощению исследуемых явлений, четко прослеживается в теоретических статьях сборника.

Сборник открывает статья З. А. Тажуризиной, посвящённая типологии свободомыслия (богоборчество, антирелигиозный скептицизм, религиозный нигилизм, индифферентизм в отношении, пантеизм, атеизм). В рамках подхода рассматривается интегрирующая функция светской культуры, которая сплачивает общество, будучи свободной от религиозного воздействия. Значительное место Тажуризина уделяет специфике вольнодумной культуры в России, которая чаще всего проявляется в светской форме: в фольклоре, летописях, социально-политических и философских сочинениях, в художественной литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Автор выявляет культурные основания российского свободомыслия, охватывая период с Древней Руси по настоящее время.

Особое внимание З. А. Тажуризина уделяет антирелигиозному движению в СССР в 20-30-х гг. XX в. Отвечая на критику богословами «безбожной эпохи», автор внимательно разбирает, как развёртывалось антирелигиозное движение, каковы его достоинства и недостатки, какова роль большевиков в этом процессе. З. А. Тажуризина выделяет два подхода к религии в те годы: экстремистский, авантюрный подход (оскорбление чувств верующих, разрушение храмов) и государственно-партийная линия (против методов насильственного характера в атеистической работе, за терпимое отношение к верующим) (с.152). Автор ярко иллюстрирует разницу подходов: «Если для эксБольше прочих в этом отношении повездо Р. Докинзу; изданы также сочинения К. Хитченса, К. Деш-нера, Б. Эрмана, С. Хокинга и др.

тремистского направления в атеизме было характерно постоянное употребление слов «разрушение», «уничтожение», то для второго, научного, было характерно использование [таких слов], как «кропотливая просветительская работа», «выработка научных представлений о мире и обществе» (с. 153). Статья представляет собой редкий пример подробного анализа этого сложнейшего исторического вопроса, приближающегося, по нашему мнению, к объективности.

В других материалах З. А. Тажуризина рассматривает, как формировалась традиция неприязненного отношения религиозных идеологов к свободомыслию, а также к атеизму. Автор приходит к выводу, что «всё связанное с критикой религии, прежде всего православия [...] получает отрицательную оценку» у православных мыслителей. Последние, по словам автора, «грешат» тем, что сводят разнообразные формы свободомыслия к религиозному нигилизму, а атеизм определяют как «суррогат религии». Анализируя религиозный нигилизм, сама З. А. Тажуризина подчёркивает, что он — «самая неплодотворная форма критики религии, отнюдь не способствующая утверждению гуманистических ценностей» (с. 127). Таким образом, автор последовательно разводит религиозный нигилизм со множеством более конструктивных воззрений.

Затрагивает З. А. Тажуризина и проблемы ересей — сложного феномена, который может быть разным по форме и степени отхода от религиозного мировоззрения. Общей чертой всех ересей автор считает их антиклерикализм, борьбу против претензий церкви, критику «алчности и распущенности духовенства». Автор суммирует в этом разделе многочисленные причины ересей, высказанные богословами и учёными, предлагает классификацию ересей.

Значительное место в сборнике отведено рассмотрению персоналий — западных теоретиков свободомыслия, отечественных религиоведов-атеистов. На примере творчества Ж. М. Гюйо и П. Куртца проанализированы разные аспекты воспитания и образования с позиций гуманистического атеизма (Гюйо), секулярного гуманизма как альтернативы религиозному мировоззрению (Куртц). Одна из своеобразных черт сборника состоит в том, что, помимо значимых зарубежных фигур, в разделе «Лица» С. В. Ива-неев и З. А. Тажуризина вводят в него своих современников — религиоведов, с которыми они общались, обсуждая те или иные проблемы религии и атеизма. Среди них создатель первой кафедры религиоведения СССР И. Д. Панцхава, историки свободомыслия Н. А. Пашков, З. П. Трофимова, Е. К. Дулуман, исламовед Ю. Г. Петраш, специалист по религиозной антропологии К. И. Никонов. Большую ценность представляют воспоминания об ушедших из жизни, близких авторам современниках — атеистах, которые внесли вклад в развитие как свободомыслия, так и религиоведения в целом. Такой метод изложения даёт возможность более широко охватить историю возникновения и пребывания идей свободомыслия в рамках одной личности и в ее общении с единомышленниками.

В приложении к сборнику представлен любопытный прогноз о возможном росте религиозности в СССР, данный З. А. Тажуризиной в 1985 г., а также опубликовано недавнее интервью с ней, в котором она анализирует справедливость этого прогноза. Прогноз был основан на принципах марксистского обществознания. Интерес к религии, по мнению профессора Тажуризиной, должен был возрастать в значительной степени

из-за наличия в обществе «плотной прослойки стяжателей», которая «создаёт неблагоприятную атмосферу в обществе» (с. 211-212). Страдая от неё, писала З. А. Тажури-зина, социум утрачивает веру в социальную справедливость, в результате чего ищет выход в религии. Помимо наличия прослойки «стяжателей», среди причин называются «утрата доверия к самой идее социализма-коммунизма», резкое ухудшение жизни в период правления С. Г. Горбачёва, поощрение им деятельности религиозных организаций (например, Церковь объединения Муна, ныне официально причисленная в РФ и ряде европейских стран к тоталитарным и деструктивным сектам).

Большой раздел З. А. Тажуризина посвящает описанию своего опыта преподавания истории атеизма и свободомыслия студентам-физикам в постперестроечное время. Она обосновывает предположение о том, что преподаваемая дисциплина имеет нравственный посыл. «Своим культурным, гуманистическим потенциалом, направленностью на расширение социальной и духовной свободы она должна благотворно повлиять и на неверующего, и на верующего студента» (с. 244). Авторы постулируют, что необходимо защищать свободомыслие от дискредитации «церковной иерархией, поддерживаемой властями» [Тажуризина, 2015]. Это предположение лежит в рамках теории десекуляризации, активно развивающейся в последние десятилетия после того, как очевидно истощился потенциал теории секуляризации [Карпов, 2012]. Оно также явно следует из марксистского подхода к изучению религии, которого авторы последовательно придерживаются. Предположение это, несомненно, более здравое, чем, скажем, подход ряда церковных богословов, огульно связывающих свободомыслие и атеизм, в частности, с аморальностью и низким уровнем культуры [Антонов, 2019].

Ценность книги С. В. Иванеева и З. А. Тажуризиной состоит прежде всего в том, что авторы в рамках небольшого объёма (на двух с лишним сотнях страниц) сумели раскрыть многообразие всемирного общественного и культурного явления свободомыслия в отношении религии в разных его проявлениях, отразив и идеи, и лица мирового движения свободомыслящих. Следует отметить, что хотя работа и носит совместный характер, вклад З. А. Тажуризиной преобладает и по объёму, и по значению. Из 24 статей сборника С. В. Иванеев написал четыре, и ещё один раздел («Интегрирующая функция светской гуманистической культуры») был создан совместно с З. А. Тажури-зиной. Упомянутые четыре раздела включают в себя две мемуарных статьи о Ю. Г. Пе-траше и Е. К. Дулумане, одну исследовательскую статью о правах человека в отношении религии, а также переработанный, неоригинальный материал о П. Куртце. С. В. Иване-ев, стремясь раскрыть глаза читателям на несовершенство российского конституционализма в статье «Права человека и интересы общества в их отношении к религии», допускает эмоциональный, обличительный тон, не свойственный научным работам, например: «нация разъедается непримиримыми классовыми противоречиями вследствие разрушительной политики финансовой олигархии». Признавая за автором право следовать принципам марксистского обществознания, мы сомневаемся в уместности целого ряда выражений подобного стиля, использованных им.

Хочется не без оснований отметить присущую З. А. Тажуризиной основательность, обширность и глубину философских и религиоведческих знаний, тонкую осведомлённость в истории и теории свободомыслия. Во время подготовки сборника к изданию

были привлечены не только опубликованные материалы, но и ранее не изданные. Классификация свободомыслия, предложенная З. А. Тажуризиной, на наш взгляд, не имеет аналогов в отечественной науке и крайне мало — в мировой. Встречающиеся у западных авторов классификации [Gray, 2018; Hashemi, 2016], как правило, включают атеизм и другие формы «неверия», соответственно, имеют несколько меньший охват. Рассмотрение свободомыслия (freethought) зачастую имеет лишь историческую, обращенную в прошлое перспективу [Miller, 1993]. Обширная, логически построенная З. А. Тажуризиной категоризация явлений, связанных со свободомыслием в отношении религии, нам видится научным результатом несомненной ценности.

Важным и совершенно новым явлением в отечественной науке также является анализ гуманистического атеизма Гюйо, выполненный З. А. Тажуризиной. Этого же нельзя сказать о материалах, посвящённых П. Куртцу, поскольку подробнейшее исследование его работ, а также ряд переводов ранее выполнил В. А. Кувакин, в том числе в рамках разработок Российского гуманистического общества [Кувакин, 1998, 2005].

Отметим следующие недочёты сборника: описанию атеизма, его разновидностям, их роли в системе свободомыслия, на наш взгляд, можно было бы уделить больше места. Также в разделе «Идеи» недостает характеристики такой распространенной за рубежом формы свободомыслия, как агностицизм. Вероятно, также было бы хорошо подробнее ознакомить читателя с антиклерикализмом, который несведущий человек иногда принимает за атеизм.

Несмотря на некоторый разброс в характере и направленности статей, объединённых в сборнике, книга представляется нам весьма ценной публикацией. Большинство приведенных в ней материалов имеют несомненную научную ценность, а часть можно смело назвать уникальными. Сборник мы рекомендуем к внимательному ознакомлению всем интересующимся современной наукой о религии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Антонов К. М. Психология религии в России XIX — начала XXI века. М. : ПСТГУ, 2019. 536 с.

Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. Т. 30, № 2. С. 112-164.

Кувакин В. А. Гуманизм: бремя просвещения и мужества // Здравый смысл. 2005. Т. 37. № 4. С. 3-4.

Кувакин В. А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека: Философия, психология и стиль мышления гуманизма. М. ; СПб. : Логос : Алетейя, 1998. 360 с.

Тажуризина З. А. «Атеофобия» в истории христианства и свободомыслия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 1. С. 81-95.

Gray J. Seven types of atheism. First American edition. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2018. 170 с.

Hashemi M. A new typology of modern atheisms: pilgrim atheism versus tourist atheism // Culture and Religion. 2016. Vol. 17. A new typology of modern atheisms. № 1. Pp. 56-72.

Miller P. N. "Freethinking" and "Freedom of Thought" in eighteenth-century Britain // The Historical Journal. 1993. Vol. 36. № 3. Pp. 599-617.

REFERENCES

Antonov K. M. Psikhologiia religii v Rossii XIX — nachala XXI veka [Religion psychology in Russia in XlX-early XX century]. Moskva: PSTGU, 2019. 536 s. (in Russian).

Karpov V. Kontseptual&nye osnovy teorii desekuliarizatsii [Conceptual basis of the desecularization theory]. Gosudarstvo, religiia, tserkov& v Rossii i za rubezhom [State, religion, Church in Russia and abroad]. 2012. T. 30. № 2. S. 112-164 (in Russian).

Kuvakin V. A. Gumanizm: bremia prosveshcheniia i muzhestva [Humanism: a burden of enlightenment and valour]. Zdravyi smysl [Common Sense]. 2005. T. 37, № 4. S. 3-4 (in Russian).

Kuvakin V. A. Tvoi rai i ad. Chelovechnost& i beschelovechnost& cheloveka: Filosofiia, psikhologiia i stil& myshleniia gumanizma [Humanity and inhumanity of a human: philosophy, psychology and manner of thought of humanism]. M. $ SPb: Logos: Aleteiia, 1998. 360 s. (in Russian).

Tazhurizina Z. A. "Ateofobiia" v istorii khristianstva i svobodomysliia ["Atheophobia" in the history of Christianity and Freethought]. Vestnik Moskovskogo universiteta [MSU Vestnik]. Seriia 7: Filosofiia. 2015. № 1. S. 81-95 (in Russian).

Gray J. Seven types of atheism. First American edition. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2018. 170 p.

Hashemi M. A new typology of modern atheisms: pilgrim atheism versus tourist atheism. Culture and Religion. 2016. Vol. 17. A new typology of modern atheisms. № 1, pp. 56-72.

Miller P. N. "Freethinking" and "Freedom of Thought" in eighteenth-century Britain. The Historical Journal. 1993. Vol. 36. № 3, pp. 599-617.

Цитирование статьи:

Коростиченко Е. И. За пределами конфессий и атеизма: рецензия на сборник «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица» // Народы и религии Евразии. 2019. № 4 (21). С. 150— 156.

Citation:

Korostichenko E. I. Beyond Denominations and Atheism: a review of a collective book "Freethought and atheism: concepts and personas". Nations and religions of Eurasia. 2019. № 4 (21). P. 150-156.

СВОБОДОМЫСЛИЕ АТЕИЗМ ГУМАНИЗМ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ СБОРНИК МЕМУАРЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ freethought atheism humanism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты