Спросить
Войти

Предательство Родины в фокусе социологического анализа

Автор: указан в статье

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Гузенина С.В., к. соц. н., Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, г. Тамбов, Россия

ПРЕДАТЕЛЬСТВО РОДИНЫ В ФОКУСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Под предательством в широком смысле чаще всего понимают нарушение верности, клятвы, измену убеждениям, общему делу, вред государству. Предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех, нарушение табу и социальных норм и порицается морально-нравственными законами общества. Редко предательством также называют супружескую измену, а также и апостасию — термин, используемый для обозначения религиозного отступничества, т.е. добровольного отказа верующего от своей религии либо отказ клирика от своих обязанностей или от подчинения церковной иерархии.

Однако следует различать морально -юридический и социологический подход к проблеме предательства. Первый достаточен в отношении индивидуальных поступков людей в простых ситуациях, второй необходим для научного понимания поведения масс и объединений людей в сложных исторических процессах.

Во всяком сложном или незначительном предательстве можно заметить как осознанность и преднамеренность, так и кажущуюся случайность, непроизвольность, причем в различной степени и различных комбинациях. Причины таких предательств лежат в возникновении жизненных ситуаций, к которым применимы нормы морали или юридические нормы. Совсем по-другому воспринимается предательство, когда оно касается измены Родине, своему народу, Отечеству. Здесь категория предательства наполняется значением «нарушить верность», поскольку только верному человеку можно

доверять, на него можно полагаться. Таким образом, духовный смысл предательства тесно связан с противоположными категориями «верность» и «доверие».

В работах, посвященных истории культуры древнерусского общества, авторами подчеркивается историческая относительность духовных ценностей. Это означает, что отношение к предательству в каждый период русской и иной культурной истории определяется в соответствии с теми ценностными установками и нормами, которые актуальны для данного исторического периода. Однако предательство России, Родины однозначно всеми русскими мыслителями оценивалось негативно.

Как отмечает исследователь Т. Без-солицина, особенности национального этического, нравственного и культурно-исторического отношения к проблеме предательства в русской культуре определяются чаще в контексте замысла Божьего о России, что отражено в работах русских философов и писателей.

Так, у В. Соловьева национальная русская преданность и верность даны в идеале святости, они отмечены духовными подвигами, которые образуют непрерывно нарастающее ядро духовной реальности, а потому в периоды, когда русский народ в своей истории был предан замыслу Божьему, история его развивалась как закон жизни, когда же русский народ предавал свою культуру, то жизнь его развивалась по законам смерти1.

В связи с обозначенной темой, в социологическом ракурсе подлежит детальному

№ 5 (13) МАЙ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

Под предательством в широком смысле чаще всего понимают нарушение верности, клятвы, измену убеждениям, общему делу, вред государству.

рассмотрению целый ряд фоновых вопросов, касающихся прямо или косвенно анализируемой проблемы непосредственно в российском контексте: Россия между Востоком и Западом как географическое и духовное пространство пересечения двух полярных культурных систем; неоднозначность петровских реформ для страны; опыт войн; раскол в российском обществе в период гражданской войны; массовая послереволюционная эмиграция; образ врага революции; стереотипный образ врага Родины в сталинское время; предатели, отношение к предательству и сам феномен предательства в период Великой Отечественной войны 19411945 гг., пересмотр границ Европы после Второй Мировой войны, а также отношение населения России и народов ряда европейских стран к такому разделу; реабилитация «врагов народа» в период хрущевской оттепели; предательство Родины в период холодной войны между СССР и США; современное возрождение фашистских организаций в Прибалтике, Украине и даже в России и многие, многие другие, что в рамках данной работы не представляется возможным. Отметим лишь важные акценты некоторых из названных вопросов.

К XI в., как отмечает исследователь Л. Черная, на Руси четко формируется представление о «слиянии» западного мира и иной веры (католичества), которая воспринималась отчужденно-негативно. Такой принцип господствовал довольно долго, вплоть до времени царствования Петра I, а потому для данной эпохи предательством Родины, видимо, считалась, прежде всего, измена вере2.

Позднее к вере добавляется и фигура царя, государя, олицетворявшего страну. Изменить царю, ослушаться, предать государя равным образом означало предать свой народ, державу, Родину. Изменников жестоко карали, зачастую прилюдно. Покушение на царя было тяжелейшим преступлением не против конкретного человека, но против страны, поскольку подрывало все традици-

онные устои государства и общества, поскольку как отмечает доктор исторических наук Александр Боханов, «убийство Царя — есть покушение на устроение Божие, поэтому оно имеет духовный, сакральный смысл»3.

В советской России довольно прочно закрепился ярлык «враг Родины» — социальный стереотип, который объединял в себе образ внутреннего и внешнего врага. Он нес на себе тяжелую идеологическую нагрузку, учитывая серьезное патриотическое воспитание тех лет и революционный опыт многих соотечественников. Публичные отчеты и обращения к советскому народу демонстрируют примеры открытой агрессии и нескрываемой готовности объединиться в ненависти и акте возмездия: «Великим гневом и священной ненавистью охвачены... все многомиллионные трудящиеся массы советского народа. Мощная волна всенародного презрения и глубочайшего негодования несется из края в край нашей великой социалистической родины. Весь народ проникнут твердой и непоколебимой решимостью, поголовно уничтожить, полностью истребить злодейских врагов нашей родины»4. Очевидно, что под предательством Родины в указанный период понимался даже намек на отказ от такой борьбы. При этом политические интриги и сведение личных счетов между политиками оправдываются неким гуманизмом5, а советская пропаганда убеждает население страны в том, что врагов действительно много, и тот, кто не внимателен — он и есть самый настоящий пособник предателям6.

Великая Отечественная война дала богатый материал для рождения многочисленных образов предателя в советской литературе. Одним из таких примеров выступает

«дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Под коллаборационизмом понимают пособничество оккупантам — добровольное или вынужденное содействие врагу в совершении военных, политических, экономических, культурных мероприятий, направленных на укрепление оккупационного режима.

произведение В. Быкова «Сотников», где, детально описав переживания предателя Рыбака, писатель ярко показал феномен человеческой трусости и слабости характера в минуту опасности и серьезного личностного выбора.

До сих пор идут многочисленные споры и по поводу самого понятия «предательство Родины». Так, Л. Гудков, социолог Аналитического центра Ю. Левады, принимавший участие в радиопередаче на Радио Свобода о предательстве (15.03.09), определяет такую категорию как нарушение некоего кровного или идеологического союза тотальной общности как высшей ценности7.

Российский институт стратегических исследований провел 13 ноября 2009 г. круглый стол «Коллаборационизм и предательство во Второй мировой войне. Власов и власовщина». Под коллаборационизмом понимают пособничество оккупантам — добровольное или вынужденное содействие врагу в совершении военных, политических, экономических, культурных мероприятий, направленных на укрепление оккупационного режима. В заседаниях круглого стола приняли участие как отечественные военные историки, так и ученые из ФРГ, Финляндии, Украины, Белоруссии и Сербии. Директор института Л. Решетников отметил в своем выступлении, что «Понятия «предатель Родины» никто пока не отменял. Власов — это постыдное пятно в истории Великой Отечественной войны... Для советских людей «власовщина» стала символом предательства, а он сам — иудой того времени»8.

По данной проблеме автор провел в марте 2011 г. небольшое эмпирическое исследование «Предательство в оценках студенчества г. Тамбова» среди студентов-второкурскников ТГУ им. Г.Р. Державина, это молодые люди и девушки 18 — 20 лет (всего опрошено 237 чел., выборка целевая). Опрос студенчества показал,

что вне зависимости от пола и будущей специальности (в опросе приняли участие будущие программисты, математики, физики, социологи, социальные работники, историки, экономисты) респонденты полагают, что они сталкивались с предательством либо многократно, либо несколько раз, о чем до сих пор помнят. Более трети респондентов затруднились ответить на вопрос, является ли сотрудничество с оккупационными войсками предательством Родины.

99% респондентов не считают предательством Родины эмиграцию, и уверены, что предателей Родины нужно наказывать (49%), либо воспитывать (51%), при этом, признаются, что сами, к сожалению, предавали кого-либо (одна треть всех принявших участие в опросе.
54% опрошенных отметили, что с их точки зрения, тяжелее всего простить предательство родственника; 57% считают, что чаще всего предательство является следствием трусости, 33% видят причины в пробелах воспитания, но 10% опрошенных отметили, что иногда человека к предательству приводит и стечение обстоятельств.

Интересными представляются и данные, полученные при ассоциативном опросе. При ответе на вопрос «С чем или кем ассоциируется у Вас предательство или предатель?» студенты отдали «пальму первенства» Иуде. К удивлению автора данной статьи, вторым по частоте упоминания стал немой Герасим из рассказа «Му-Му» И. Тургенева, следующим по частоте ассоциаций назван Андрий из повести «Тарас Бульба» Н. Гоголя.

Среди времен года при ассоциативном опросе ярко выделяется осень и все природные явления, ассоциируемые с осенней по-

№ 5 (13) МАЙ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

годой (слякоть, грязь, ветер, дождь, град), реже предательство связывается у респондентов с явлениями, сопровождающими природные катаклизмы, среди которых названы: вулкан, цунами, наводнение, смерч, гром.

В контексте данной темы представляется показательной и наблюдающаяся активность экстремистских молодежных объединений, свидетельствующая о том, что акцент в массовом сознании современной российской молодежи должен быть смещен с поиска «врага» (что чаще всего и наблюдается в подобных группах) в сторону формирования образа Родины. В этой связи важной видится функция патриотического воспитания на всех уровнях системы российского образования (от детских дошкольных учреждений до вузов).

Справедливости ради отметим, что за последние пять — десять лет проводятся многочисленные российские научные педагогические конференции и форумы по проблемам патриотизма, гражданственности, патриотического воспитания молодежи, где специалистами отмечается популярность поисковой работы, подростковых и молодежных клубов, в которых молодежь вовлекается в проведение военных праздников. Усилилась и роль общественных патриотических организаций, оборонно-спортивных лагерей9.

Таким образом, все это свидетельствует о признании любви к Родине и необходимости передачи исторической памяти несомненными компонентами духовной жизни каждой отдельной личности и понимании важнейшей роли государства в целенаправленной деятельности по возрождению духовных ценностей, основанных на верноеги семье, своему дому, родному Отечеству ■■<|р

1. Безсолицина ТВ. Феномен предательства в русской культуре. Автореф. дисс. соиск. канд. филос. наук. СПб, 2008.
2. «Русское правительство и церковь следили за сокращением контактов иноверцев с православными: русским, поступившим на службу к иностранцам, запрещалось принимать их веру, посещать их храмы, которые время от времени запрещалось строить; иностранцы не допускались в православные соборы и церкви наравне с «погаными»; после общения с европейцами русские цари мыли руки точно так же, как после общения с язычниками и т.п. Селились иностранцы отдельно в иноземных слободах, первая из которых появилась в Москве в первой трети XVI в.; в первой половине XVII столетии их насчитывалось шесть, а в 1671 г. все слободы были сведены в одну Немецкую на реке Яузе» (См.: Черная Л. Образ «запада» в русской культуре XI - XVII вв. // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: Сб. ст. М., 2000).
3.http://www.rusk1ine.ru/news_r1/2011/01/21/ а1ек8апёг_ЬоИапоу_иЬу81уо_сагуа_е81:_рокшИеше_па_ ustroenie_bozhie
4. См.: Партийное строительство. Журн. ЦК ВКП(6), № 12 от 15 июня 1937 г. // Шпионам и изменникам Родины нет и не будет пощады: Сб. ст. М., 1937.
5. «Приговор суда — акт гуманности, защищающий нашу родину и передовое человечество от кровавых извергов из буржуазной разведки. Страна, единодушно требовавшая стереть с лица земли восьмерку шпионов, с удовлетворением встретит сегодня постановление суда. Расстрелять! Таков приговор суда. Расстрелять! Такова воля народа» (См.: Известия. 12 июня 1937 г. // Шпионам и изменникам Родины нет и не будет пощады).
6. «Бдительность советских людей, революционная зоркость кадров Красной Армии. в результате выполнения указаний, данных товарищем Сталиным ... помогла сорвать маски со шпионов и изменников». (См.: Красная звезда. 18 июня 1937 г. // Шпионам и изменникам Родины нет и не будет пощады).
7. Ы!р://www.svobodanews.ru/content/Transcript/ 1510638.html
8.http://www. sto1etie.ru/obschestvo/1eonid_ reshetnikov_ponatija_predate1_rodiny_nikto_ne_ otmena1_2009-11-13.htm
9. См.: Проблемы прогресса цивилизационного развития. Патриотизм и духовность как объединяющая основа современного общества: Всерос. науч.-практ. конф. (2010; Волгоград). Волгоград-Москва: Центр прикладных научных исследований, 2010.
10. Черная Л. Образ «запада» в русской культуре XI - XVII вв. // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: Сборник статей. М., 2000.
11. Шпионам и изменникам Родины нет и не будет пощады.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты