Спросить
Войти

Торевтика Волжской Булгарии и Болгарского улуса Золотой Орды: проблемы преемственности

Автор: указан в статье

УДК 391.7

ТОРЕВТИКА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И БОЛГАРСКОГО УЛУСА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

© 2013 г. К.А. Руденко

Статья посвящена изучению ювелирных изделий Х1-Х1У вв. Автор доказывает связь между ювелирным искусством Х1-Х11 и ХШ-Х1У веков. В середине - второй половине Х111 в. происходила трансформация ювелирной школы Волжской Болгарии. Домонгольский ювелирный центр Биляра продолжал работать с конца 1240-х до конца 1280-х гг. Одновременно развивающийся центр, функционировавший в Болгаре, частично воспринял наследие ювелиров Биляра. Однако новые имперские традиции возобладали и быстро вытеснили предшествующие формы продукции.

Художественный металл Волжской Булгарии в домонгольскую и золото-ордынскую эпохи давно привлекал внимание ученых. Первые исследования такого рода появились еще в конце 1890-х годов и продолжались на протяжении всего ХХ в. Особенно активно эти сюжеты разрабатывались в 1980-1990-х годах. В трудах Ф.Х. Ва-леева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Д.К. Валеевой (Валеев, Валеева-Сулейманова, 2002; Валеева, 1983; 2003) детально изучены многие вопросы, касающиеся художественных предметов средневековой эпохи Волго-Камья и их особенностей. Определяющим в этом отношении стало исследование Г.А. Федорова-Давыдова, посвященное искусству средневековых кочевников и Золотой Орды (1976).

В начале 2000-х годов существенно расширилась источниковая база этой темы, благодаря активному введению в научный оборот новых материалов

из Предуралья, Урала и Западной Сибири. Б.И. Маршаком была выделена группа раннеболгарской торевтики (Маршак, 2006, с. 76-77), Н.В. Федоровой (2005, с. 20-21) определены особенности серебряных изделий булгарского производства и близкого ей круга Х1-Х1У вв.

Важными были исследования по торевтике Золотой Орды М.Г. Крама-ровского (2001), по ювелирным изделиям Прикамья У1-Х111 вв. - А.М. Бе-лавина (2000), Ю.А. Подосеновой (2009) и С. А. Перевозчиковой (2009).

В начале ХХ1 в. появились публикации отдельных категорий булгар-ских ювелирных украшений (Руденко, 2011; 2012). Учитывая существенное расширение источниковой и исследовательской базы по этой теме многие вопросы, касающиеся, прежде всего, истоков и эволюции традиций художественной обработки металла, как и их распространение в регионе в Х1-Х1У вв., требуют нового рассмотрения.

Одной из сложных для анализа тем является преемственность традиций домонгольской Волжской Булгарии и Болгарского улуса Золотой Орды. На первый взгляд, отличия разительны, особенно если сравнивать редкие золотые украшения, такие, как, например, височные подвески (рис. 1: 3). Здесь достаточно сказать, что само по себе ношение височных украшений в Болгарском улусе сменилось модой на серьги, чаще всего в стандартном оформлении - в виде знака вопроса с различными декоративными ухищрениями (рис. 1: 9).

К началу XIV в. (не исключено, что это случилось и раньше, уже к 80-м годам XIII в.) практически полностью исчезают золотые (и серебряные) украшения (серьги и подвески) в виде кольца с напускными бусинами в скано-зерневой технике (рис. 3: 1, 2). Кроме того, очень характерные для булгарского ювелирного искусства черневые изделия, как правило, перстни (рис. 1: 5, 6), а также перстни и браслеты, инкрустированные полудрагоценными камнями или стеклянными вставками (рис. 1: 4), перестают изготавливаться. Новые типы изделий как серебряные, так и золотые приобретают совершенно иной вид (рис. 1: 10, 11). Видовое и типологическое разнообразие серебряных украшений домонгольского времени сменяется серийными, хотя и не без индивидуальной разработки изделиями, в частности, браслетами, характерными для эпохи Золотой Орды (рис. 1: 7, 8). Впрочем, и по морфологическим и технологическим особенностям (рис. 1: 1, 2) аналогичные поделки (браслеты) домонгольской Булгарии отличаются в принципе от золотоордын-ских.

В Х!-ХП в. складывается булгаро-камская школа ювелиров, имевшая характерные, присущие только ей признаки (рис. 3). Изделия этой школы напоминают некоторые булгарские украшения, что дало основание долгое время считать их булгарскими. Однако при всей похожести они имеют очень характерные детали, никогда не встречающиеся на булгарских изделиях. Не касаясь видового разнообразия ассортимента прикамских и зауральских украшений Х!-Х^ вв., исследованных А.М. Белавиным и Н.В. Федоровой, отметим те их особенности, которые позволяют говорить об их местном производстве. Прежде всего, это использование промежуточной полоски и как декоративного, и как кон -структивного элемента (рис. 2: 2, 3, 5). Вторая особенность - замена сканой проволоки проволокой штампованной (рис. 2: 2, 3, 5). Характеризуются они крупной часто уплощенной цельной зернью (рис. 2: 3) или деформированными полыми шариками зерни (рис. 2: 4), применявшимися в орнаментальных композициях. И последнее -позолоченный фон (рис. 2: 4).

До середины XIII в. развитие бул-гарской и булгаро-камской ювелирных школ шло своими, хотя и близкими путями. В дальнейшем, после разгрома монголами Волжской Бул-гарии, приоритет получила булгаро-камская школа, точнее, ее пермский вариант. Его можно обозначить как булгаро-пермская ювелирная школа, заявившая о себе во второй половине XIII в. как самостоятельное и оригинальное направление и в XIV в. занявшая рынок ювелирной продукции в Предуралье и Зауралье. На основе ее в XV в. оформилось западносибирское художественное направление ювелирного искусства.

Рис. 1. Серебряные (1, 2, 4-10) и золотые (3, 11) украшения Волжской Булгарии (1-6) и Золотой Орды (7-11). Браслеты (1, 2, 7, 8), серьги (9), височные кольца (3) и перстни (4-6, 10, 11)

Рис. 2. Серебряные украшения Прикамья XI-XП вв. (По М.Г. Ивановой и К.И. Куликову). 1 - круглая бляшка со вставкой, украшенная зернью и сканью; 2 - деталь; 3, 4 - серьги; 5 - калачевидная серьга со вставкой. Все - серебро

Что же происходило в Болгарском улусе в это время в области художественной металлопластики? Об этом можно судить по ряду находок, которые отражают процесс трансформации традиций старой булгарской школы торевтов (серебродельцев). Особо стоит отметить одно оригинальное изделие из Биляра из коллекции А.Ф. Лихачева (НМ РТ, инв. № 5518 (21842) (фрагменты); СУ-201, Бил.150 (286860), Бил. 121). Это серебряная цепочка из восьмерковидных звеньев, соединенных небольшими колечками разного диаметра из более толстой проволоки (рис. 4). К звеньям цепи напрямую или через колечки прикреплены бусины-подвески шаровидной или желудевидной формы, разного размера и конструкции. Интересно то, что при соблюдении технологических признаков продукции булгарских ювелиров превалирующими здесь оказываются приемы при-камских мастеров.

Рассмотрим это изделие детальнее. Цепочка представляет собой замкнутый круг, разделенный соединительными колечками на отрезки разной длины по 2, 12, 10 и 4 звеньев. Самостоятельным элементом являлись крупные подцилиндрические бусины (рис. 4: 1 в, 2), которые, вероятно, составляли своего рода ожерелье из нескольких аналогичных бусин, поскольку с двух сторон у них были петельки, к которым крепились либо колечки, либо звенья цепочки.

Бусины (7 экз.) представлены несколькими видами. Первый вид - бусины-подвески (2 экз.) (рис. 4: 1а, б, 3 ,4, 4а). Одна из них овально-вытянутая, небольшого размера: длина 1,4 см, диаметр 1 см (рис. 4: 1а, 3). Сделана она из двух полусфер, соединенных узкой полоской, окантована одинарными скаными проволочками и поясками зерни. На нижней полусфере имеются декоративные зерне-вые треугольники (диаметр 0,1 см), а венчает узор крупный шарик зерни.

Вторая бусина имеет аналогичную конструкцию (рис. 4: 1б, 4, 4а). Она чуть крупнее - длина 2,8, диаметр 1,8 см. Как и в предыдущем случае, верхняя полусфера не имеет зерневого декора. На нижней полусфере имеются декоративные зерневые равнобедренные треугольники - большие (6 х 6 зерен), чередующиеся с малыми (3 х 3 зерна). Близкие по декору бусины-подвески имеются на золотых булгар-ских височных украшениях (Руденко, 2011, кат. № 28).

Второй вид - бусина как звено цепочки (5 экз.)1 (рис. 4: 1в, 2). Общий размер - длина 5,4 см (с петельками; без петелек длина - 4 см), диаметр -2,8 см. Бусина состоит из двух полусфер диаметром 2,8 см и высотой 1,8 см каждая. Они соединены между собой гладкой пластинкой шириной 0,6 см. Нижняя часть полусфер украшена орнаментальным пояском шириной 0,6 см, состоящим из 20 сканых ко -лечек диаметром 0,4 см, внутреннее пространство которых просверлено. Основное поле полусфер украшено треугольниками зерни - 10 х 10 зерен и 5 х 5 зерен. Размер зерен - 0,1 см. Общая высота бусины - 4 см, диаметр 2,8 см. Другие такие бусины и их фрагменты имеют небольшие вариации в размерах на несколько миллиметров, а также чуть большее количество зерен в треугольниках.

Интересна конструкция соединительного элемента внутри бусины.

1 Учтены и фрагменты таких бусин

(НМ РТ, инв.№5518, Бил.121).

Это длинная плоская, узкая пластинка шириной 0,3 см, согнутая пополам таким образом, что на обоих концах образовались петельки диаметром 0,6 см. (длина пластинки 5 см). Эти петельки и крепят стерженек внутри бусины, не давая ей выпасть.

Ряд деталей говорит о прямых традициях в декоре этих изделий с домонгольскими булгарскими ювелирными изделиями. Это: 1) дополнительные ромбики зерни на вершине декоративных треугольников; они встречаются на подвесных бусинах на серебряных и золотых височных кольцах (Руденко, 2011, с. 107, 207, 209, рис. 24, кат. № 20, 21); 2) декор из сканых колечек с просверленными отверстиями внутри окружности; они также встречаются на золотых украшениях - бул-гарских подвесках с изображением птицы2 (Руденко, 2011, с. 86, 220, рис. 1а, кат. № 28); 3) декорирование отверстий на вершине полусфер сканы-ми проволочками, прием характерный для булгарских украшений, однако он воспроизводился и в других ювелирных школах региона.

Однако здесь же мы сталкиваемся и явными приемами прикамских ювелиров. Это соединительная полоска, скрепленная одним зубчиком и более крупная, грубая зернь (рис. 2: 3). Последний признак, впрочем, может быть обусловлен деградацией этого вида производства.

Найдена цепочка на Билярском городище или близлежащих селищах. Изготовлена она была, скорее всего, тоже здесь. Налицо характерные признаки изделий домонгольских биляр2 Экспозиция Музея государственности татарского народа и Республики Татарстан в Музее-заповеднике «Казанский кремль».

ских ювелиров, однако и чуждые им приемы не менее выражены. Ювелир, сделавший эти предметы, был знаком с образцами булгарской ювелирной продукции, однако смог воспроизвести их только отчасти, в декоре, а конструкция и общий дизайн были выполнены знакомым ему способом. В пользу местного, билярского, производства говорит и то, что в Прикамье таких цепочек с бусинами неизвестно.

К финальному этапу домонгольской булгарской школы торевтов (30-80-е годы XIII в.) нужно отнести наборы стандартных украшений кон -ской сбруи из серебряных дисковид-ных блях с ушками для подвешивания (Бутаевский, Чердаклинский, Альме-тьевский клады, отдельные находки в Самарской области и Пермском крае) (рис. 3). Они как правило встречаются вместе с серебряными украшениями - кольцами с тремя напускными бусинами и цепочками с желудевидными подвесками (рис. 3: 1-3). Достаточно частым их сопровождением бывают мелкие украшения, чаще всего нашивные, украшавшие детали конского снаряжения. Это небольшие бляшки, выполненные штамповкой (давлением) в виде розеток или плоских, круглых нашивок с бортиком (рис. 3: 4-6). Особенно интересны бляшки в виде розетки, поскольку аналоги им имеются в материалах раскопок Биляр-ского городища, датированных второй половиной XII - началом XIII в.3 Однако аналогий другим предметам в булгарских находках домонгольского времени мы не найдем.

Комплекс «переходных» предметов стоит дополнить серебряными

3 Экспозиция Археологического музея ГБУК БГИАПМЗ.
9 8

Рис. 3. Бутаевский (1-8) и Старо Альметьевский (9) клады. Республика Татарстан (9 - по: «История татар», т. 2, цветная вклейка). 1, 2 - височные кольца, 3 - цепочка с подвесками, 4-6 - нашивные бляшки, 7, 8 - бляхи-подвески. Все - серебро

Рис. 4. Цепочка с бусинами (1); бусины (детали) (2-4). Билярское городище. НМ РТ, коллекция А.Ф. Лихачева; СУ-201, Бил. 150. Серебро с позолотой

перстнями с чернью (рис. 5). С одной стороны, это достаточно традиционные для булгарских ювелиров изделия со стилизованными сюжетами из репертуара домонгольского времени с симметричной композицией рисунка (Руденко, 2007, рис. 103: 16-28). При этом сохранилась исходная форма перстня (рис. 5: 4, 4а). С другой стороны, это поделки с совершенно новым рисунком - в виде «узла счастья» (рис. 5: 1, 1 а). В мастерских уже новой эпохи, практически не имевших отношения к предшествующему времени, появились упрощенные формы перстня без рисунка (рис. 5: 3). Распространяются эти изделия не ранее Х111 в. (Руденко, 2010, с. 29).

Традиция изготовления черненых перстней в Болгарском улусе постепенно исчезает, однако яркое продолжение получает пермская ветвь этого производства, ориентированная, прежде всего, на внутренний рынок и насытившая его перстнями с черневым узором, по внешнему виду близких своим предшественникам - булгар-ским перстням, но с совершенно иными орнаментальными мотивами (Руденко, 2007, рис. 104: 10-19; Руденко, Брюхова, Лычагина, 2010, с. 4-7). Надо сказать, что классические черненые булгарские перстни с симметричной композицией (рис. 1: 5) в пермских древностях домонгольского времени единичны (Белавин, 2000, с. 103, рис. 46: 11) и являются, очевидно, привозными.

Скорее всего, пермское черневое искусство стало активно развиваться в 40-60-х годах Х111 в. за счет миграции части булгарских ремесленников из разоренных булгарских городов в относительно спокойные районы Пред-уралья. Вместе с тем в последней трети Х111 в. был и обратный отток части ремесленников и даже крестьянского населения (из бывших булгарских ко -лоний в Прикамье), переселявшихся на земли Булгарского улуса.

Таким образом, в период начальной истории Болгарского улуса Золотой Орды крупнейший домонгольский центр ювелирного производства, билярский, продолжал свою деятельность примерно с конца 1240-х годов и до конца 1280-х годов. Им выпускались, хотя и в небольшом количестве, серебряные перстни, возможно, браслеты, цепочки с подвесками, височные кольца, украшения конской упряжи. На начальной стадии изготавливались изделия, мало чем отличающиеся от домонгольских (рис. 3: 1, 2), однако вскоре стала нарастать тенденция к упрощению деталей и общего дизайна украшений. Подвески и привески приобретают вытянутую желудевид-ную форму (рис. 3: 3) или же цилиндрический абрис (рис. 4: 3-4).

Быстрее всего новшевства коснулись ювелиров, специализировавшихся на изготовлении перстней. Часть мастеров стала производить копии домонгольских изделий с упрощенными орнаментальными композициями (рис. 5: 4). Другие пытались создать новый стиль, основанный на геометрических сюжетах (рис. 5: 1а, 2), однако это начинание продолжения не получило. Еще одной попыткой удержать свои позиции на рынке ювелирной продукции Волго-Камья было заимствование технологических приемов у своих соседей (рис. 4: 2) или же внедрение более простых их форм (чеканка, тиснение и т.п.) (рис. 3: 4-7). Однако и это оказалось тупиковым направлением.

Параллельно развивавшийся с стали здесь главенствующими и до1250-х годов под эгидой монгольской статочно быстро вытеснили потерявадминистрации центр производства шие актуальность и практически уже

художественных металлических изде- не востребованные формы продукции

лий в г. Булгаре укреплял свои пози- предшествующего времени, что отчации, во многом на основе достижений сти было обусловлено и утратой ряда

билярских ювелиров, хотя инновации, технологических «секретов». прививаемые имперской культурой,

Литература

1. Белавин А.М. Камский торговый путь. Средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. - Пермь, 2000. - 196 с.
2. Валеев Ф.Х., Валеева-СулеймановаГ.Ф. Древнее искусство Татарстана. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. - 271 с.
3. ВалееваД.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII в.). - Казань, 1983.

- 132 с.

4. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII-XV вв.). - Казань, 2003. - 240 с.
5. Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды.

- СПб., 2001. - 364 с.

6. Маршак Б.И. Серебро за меха // Византийская идея. Византия в эпоху Комни-нов и Палеологов. - СПб., 2006. - С. 72-82.
7. Перевозчикова С.А. Височные украшения Верхнего Прикамья конца IV -IX вв. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Ижевск, 2009. - 24 с.
8. Подосенова Ю.А. Височные украшения населения Пермского Предуралья в эпоху средневековья. Дисс. ... канд. ист. наук. - Пермь, 2009. - 272 с.
9. Руденко К.А. Волжская Булгария в XI - начале XIII в.: поселения и материальная культура. - Казань: Школа, 2007. - 244 с.
10. Руденко К.А. Булгарское черневое искусство: перстни: методическое пособие. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - 43 с.
11. Руденко К.А. Булгарское золото: филигранные височные подвески. Древности Биляра. Т. I. - Казань: Заман, 2011. - 256 с.
12. Руденко К.А., БрюховаН.Г., Лычагина Е.Л. Перстни из раскопок Плотников-ского могильника // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Вып. 3. - Пермь, 2010. - C. 4-6.
13. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. - М.: Изд-во «Искусство», 1976. - 227 с.
14. Федорова Н.В. Средневековое серебро Волжской Болгарии // Светозарная Казань. Альбом-каталог выставки. - СПб.: АРТЭГО, 2005. - С. 20-21.

Информация об авторе:

Руденко Константин Александрович, доктор исторических наук, профессор, Казанский государственный университет культуры и искусств (г. Казань, Российская Федерация); murziha@mail.ru

ART METAL OF THE VOLGA BULGARIA AND BOLGAR ULUS OF GOLDEN HORDE: CONTINUITY OF TRADITIONS

K.A. Rudenko

Article is devoted to the jewels of the XI-XIV centuries. A connection between the jewelry art of the XI-XII centuries and this one of the XIII-XIV c. is proved by the author. During the middle - second half of the XIII century there was a transformation of jewelry school of the Volga Bulgaria. Pre-Mongolian Bilyar jewelry center carried on with its work for the end of the 1240 - the end of the1280. At the same time another developing center functioned at Bulgar accepted partly a heritage of the Bilyar jewelers. However new empire traditions prevailed and forced out preceding production forms rapidly.

REFERENCES

1. Belavin A.M. Kamskiy torgovyy put&. Srednevekovoe Predural&e v ego ekonomicheskikh i etnokul&turnykh svyazyakh [Kama River trade route. The medieval Cis-Ural region in its economic and ethnic-cultural ties]. Perm, 2000, 196 p.
2. Valeyev F.Kh., Valeyeva-Suleymanova G.F. Drevnee iskusstvo Tatarstana [Ancient art of Tatarstan]. Kazan: Tatar publishing house, 2002, 271 p.
3. Valeyeva D.K. Iskusstvo volzhskikh bulgar (X - nachalo XIII v.) [The art of the Volga Bulgars (the Xth - the beginning of the XIIIth)]. Kazan, 1983, 132 p.
4. Valeyeva D.K. Iskusstvo volzhskikh bulgar perioda Zolotoy Ordy (XIII-XV vv.). [The art of the Volga Bulgars (XIIIth -XVth)]. Kazan, 2003, 240 p.
5. Kramarovky M.G. Zoloto Chingisidov: kul&turnoe nasledie Zolotoy Ordy [The gold of the Descent from Genghis Khan: the Golden Horde cultural heritage]. Saint Petersburg, 2001, 364 p.
6. Marshak B.I. Serebro za mekha [Silver for fir]. In: Vizantiyskaya ideya. Vizantiya v epokhu Komninov i Paleologov [Byzantian idea. Byzantium in the epoch of Komnenos andPalaiologos]. Saint Petersburg, 2006, рр. 72-82.
7. Perevozchikova S.A. Visochnye ukrasheniya Verkhnego Prikam&ya kontsa IV -IX vv. [Temporal decorations of the Upper Kama River region during the end of the IVth - IXth centuries]. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The author&s abstract of PhD (in History) dissertation]. Izhevsk, 2009, 24 p.
8. Podosenova Yu.A. Visochnye ukrasheniya naseleniya Permskogo Predural&ya v epokhu srednevekov&ya [Temporal decorations of the population inhabited Perm Cis-Ural region in the Middle Ages]. Diss. ... kand. ist. nauk [Dissertation... PHD in History]. Perm, 2009, 272 p.
9. Rudenko K.A. Volzhskaya Bulgariya v XI - nachale XIII v.: poseleniya i material&naya kul&tura [Volga Bulgaria during the XIth - beginning of the XIIIth centuries: settlements and material culture]. Kazan: «Shkola», 2007, 244 p.
10. Rudenko K.A. Bulgarskoe chernevoe iskusstvo: perstni: metodicheskoe posobie [Bulgarian niello art: rings: guidance manual]. Kazan: Publishing house of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan, 2010, 43 p.
11. Rudenko K.A. Bulgarskoe zoloto: filigrannye visochnye podveski. Drevnosti Bi-lyara [Bulgarian gold: filigree temporal pendants. Antiquities of Bilyar]. Kazan: Publishing house of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan, 2011, v. I, 256 p.
12. Rudenko K.A., Bryukhova N.G., Lychagina Ye.L. Perstni iz raskopok Plotni-kovskogo mogil&nika [Rings from excavation of the Plotnikov burial ground]. In: Vest-nik muzeya arkheologii i etnografii Permskogo Predural&ya [Bulletin of the Museum of Archaeology and Ethnography of the Perm Cis-Urals region]. Perm, 2010, issue 3, pp. 4-6.
13. Fedorov-Davydov G.A. Iskusstvo kochevnikov i Zolotoy Ordy [The art of the nomads and Golden Horde]. Мoscow: "Iskusstvo" publishing house, 1976, 227 p.
14. Fedorova N.V. Srednevekovoe serebro Volzhskoy Bolgarii [Medieval silver of the Volga Bulgaria]. In: Svetozarnaya Kazan&. Al&bom-katalog vystavki [Bright Kazan. Exhibition Album Catalogue]. Saint Petersburg: ARTEGO, 2005, pp. 20-21.

Information about the author:

Rudenko Konstantin A., Dr. habil. (History), professor, Kazan State University of Culture and Arts (Kazan, Russian Federation); murziha@mail.ru

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН tatarstan republic ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ jewelry ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ volga bulgaria ЗОЛОТАЯ ОРДА golden horde КЛАД treasure
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты