Спросить
Войти

Джалал ад-Дин ‘Абд ар-Рахман Б. Аби Бакр ас-Суйути и его сочинение Тарих ал-хулафа’ («История халифов»)

Автор: указан в статье

УДк 96.03.008-009 Микульский Д.В.

ДЖАЛАЛ АД-ДИН &АБД АР-РАХМАН Б. АБУ БАКР АС-СУЙУТИ

и его сочинение та&рих ал-хулафа& («история ХАЛИФОВ»)1

В статье рассматривается одно из основных исторических сочинений крупного египетского ученого-энциклопедиста ас-Суйути. Автор показывает, что «История халифов» сохраняет многие черты всеобщих арабо-мусульманских хроник классического периода (Х-1Х вв.), однако непосредственно восходит к традициям историографии мамлюкского периода (ХШ-ХУ1 вв.).

Mikulski D.V.

Djalal al-Din &Abd al-Rahman b. Abi Bakr al-Suyuti and His Work Ta&rikh al-khulafa& (The History of the Khalifs)

The articles deals with one of the main historical works by an outstanding Egyptian polymath scholar al-Suyuti. The Author shows, that «The History of the Caliphs» preserves many features of general Arab-Muslim histories of the Classical Period (9-10 centuries), but also is related to the traditions of the Mamluk history writing (13-16 centuries).

1 Для написания настоящей статьи мы использовали издание: Тарих ал-хулафа&. Та&лиф ал-имам ал-хафиз Джалал ад-Дин &Абд ар-Рахман б. Аби Бакр ас-Суйути ал-мутфавви фи &ам 911 (1505-06) мин ал-хиджра. Битахкик Мухаммад Мухйи-д-Дин &Абд ал-Хамид, &афа Аллах та&ала &анх. [Каир]. Матба&ат ал-Мадани. Ат-Таб&а ас-салиса фи санат 1383 х - 1964 м. Далее - ТХ

С реди египетских мусульманских ученых последних десятилетии правления мамлюкских султанов одно из ведущих мест занимает Абу-л-Фадл &Абд ар-Рахман б. Абу Бакр ас-Суйути, родившийся в Каире в 1445 г. и умерший в 1505-1506 гг. в собственном доме на Роде (ар-Рауда, дословно - «сад»), втором по величине нильском острове, располагающемся в пределах египетской столицы (первый же - это остров ал-Джазира (Гезира), где ныне располагается знаменитый каирский район Замалик (Замалек). Считается, что за свою не слишком короткую жизнь ас-Суйути написал более 980 сочинений. Он был грамматистом, знатоком арабской литературы, корановедом, знатоком хадисов, поэтом и прозаиком. Его перу, в частности, принадлежит эротических трактат Рашф аз-зулал мин ас-сихр ал-халал («Упоение чистейшей водой касательно дозволенного чародейства»), переведенный в конце ХХ в. на французский язык.

Другой большой темой творчества ас-Суйути была история. Написал теоретический трактат по истории Шамарихфи &илмат-та&рих(«Горные вершины касательно науки истории»). Также составил ряд сборников биографий лиц различных творческих профессий (в жанре табакат) (О жанре табакат см.: [ Gilliot 2000]). Ас-Суйути принадлежат по крайней мере также два исторических компендиума: один по истории Египта Хусн ал-мухадара фи ахбар Миср ва-л-Кахира («Благость быстрых ответов касательно известий [о] Египте и Каире»), а другой - Та&рих ал-хулафа& («История халифов»). Этот последний компендиум и является предметом настоящей статьи.

Считается, что ас-Суйути, как человек переходной эпохи, ставил перед собою весьма благородную сверхзадачу - передать основы классической арабо-мусульманской культуры грядущим поколениям (См. об ас-Суйути и его наследии: [Geoffroy 1997]).

Думается, что задачу эту ас-Суйути выполнил. Ведь творческое наследие египетского ученого и мыслителя остается достоянием образованных жителей арабских стран и прочих мусульман и до сего дня. Широко известен и популярен его комментарий к Корану. 31 марта 2013 г. мне довелось слушать передачу арабской редакции радио Тегерана. Среди знаменитых лиц, родившихся в тот день, был упомянут и ас-Суйути. Перечисляя сочинения великого египтянина, диктор назвал и «Историю халифов».

Как сказал один позднеантичный библиограф, «Книги имеют свою судьбу». Книга, о которой я пишу, также имеет свою судьбу. Она была приобретена в начале 1970-х гг., по всей видимости, в Багдаде, известным отечественным дипломатом-арабистом, литератором и нумизматом, выпускником МИВ, О.В. Ковтуновичем (1930-1988), а в 2007 г., через много лет после его кончины, передана мне, наряду с другими весьма ценными арабскими книгами из его собрания, дочерью покойного, редактором Издательства восточной литературы, также арабистом и выпускницей ИСАА, Г.О. Ковтунович.

С тех пор, занимаясь арабистическими штудиями, я нередко обращался к этому труду в качестве справочного пособия по арабо-мусульманской истории.

Насколько мне известно, издание, которым я располагаю, является единственным изданием этого сочинения. Каких-либо исследований, посвященных этому памятнику, мне обнаружить не удалось. Тем не менее, известен перевод этого исторического трактата на английский язык, изданный в Калькутте почти за восемьдесят лет до издания оригинала2.

Сочинение открывается авторским предисловием, в котором объясняются причины написания трактата, дается очерк его структуры.

«Вот "История", в которой привел я жития повелителей верующих, которые попечительствовали о деле Общины от времен Абу Бакра ас-Сиддика до нынешнего нашего времени, в соответствии с временными их сроками. Упомянул в житии каждого из них бывшие тогда достопамятные события»[ТХ: 3].

После ас-Суйути отмечает причины, побудившие его к написанию «Истории»:

Необходимо составлять жития видных мужей (а&йан) мусульманской общины [ТХ: 5].

2) Много еретиков-занадика выступило против ислама. Одни принялись поносить пророков, другие дозволили винопитие, третьи позволили падать пред собою ниц. Подобным не полагается присягать, и подобные не достойны звания имама [ТХ: 6].
3) Этим еретикам стали присягать, в то время как аббасидский имам существует. Поскольку нельзя присягать двоим имамам сразу, то истинен лишь первый имам [ТХ: 6].

«Вот почему, - продолжает ас-Суйути, - не упомянули мы в книге этой Убайдитов (Фатимидов), ни прочих бунтовщиков, ограничившись повествованием о халифах общепризнаваемых» [ТХ: 6].

Далее историк отмечает следующие особенности сочинения: «В начале книги привели мы главы, в коих содержатся великие пользы, а также упоминание о странных происшествиях и удивительных событиях. Мы кратко пересказали их, заимствуя из «Истории» ал-Хафиза Шамс ад-Дина аз-Захаби» [ТХ: 6]. Это крупный сирийско-египетский историк, знаток хадисов и суфий (1274-1347) [Ben Cheneb Moh 1991]. Таким образом, «История халифов» восходит к традиции не классической арабо-мусульманской историографии, но историографии мамлюкской эпохи, что само по себе, думается мне, довольно примечательно.

Затем автор помещает ряд вводных глав, весьма характерных для традиционного арабского исторического сочинения.

«Глава о том, что Посланец Аллаха не назначил себе преемника» [ТХ: 7-8].

«Глава о том, что имамы и халифы непременно должны быть из курайш» [ТХ: 9].

«Глава о продолжительности халифской власти при исламе» [ТХ: 9- 12].

«Глава о хадисах, предвещающих халифат бану умаййа» [ТХ: 12-13].

2 History of the Caliphs. Translated by H.S. Jarett. Cacutta. Baptist Mission Press, 1881. Это издание известно нам только по названию.

«Глава о хадисах, благовествующих халифат бану-л-&аббас» [ТХ: 13- 18].

«Глава [о вариативности подобных хадисов]» [ТХ:18-19].

«Глава об ал-бурде, принадлежавшей Пророку, которая передается от одного халифа к другому до последних времен» [ТХ: 19-20].

«Глава о том, что лучше собрать вместе полезные сведения, рассеянные по различным жизнеописаниям» [ТХ: 20-26].

Затем ас-Суйути переходит к изложению истории халифов, приводя разделы, посвященные каждому их них. Некоторые из этих разделов могут также делиться на главы. Таким образом, «История халифов» - это династийная история, первые образцы которой сформировались в арабо-мусульманской письменной культуре еще в IX-X вв.

Разделы о халифах объединены в следующие части:

Праведные халифы: Абу Бакр, &Омар, &Осман, &Али, ал-Хасан [ТХ: 28- 194].

Омейядские халифы (&ахд баниумаййа): [ТХ: 194-255].

Аббасиды в Ираке: [ТХ: 256-477].

Аббасиды в Египте: [ТХ: 477-516].

Последний халиф, о котором упоминает ас-Суйути, - ал-Мутаваккил &ала-л-лах Абу-л-&Изз (1479-1497). Изложение завершается кончиной ал-Мутаваккила и сообщением о передаче власти предпоследнему халифу из династии «каирских» Аббасидов ал-Мустамсику (1496-ок. 1516) [ТХ: 51- 516] (См. об этом: [Лэн-Пуль 2004: 241]).

Таким образом, изложение событий в «Истории халифов» завершается за девять лет до падения власти мамлюков в Египте, присоединения страны к Османской империи и ликвидации Аббасидского халифата. Слава Богу, что ас-Суйути не довелось увидеть земными очами крах собственной концепции халифской власти.

Завершив повествование о правлениях «египетских» Аббасидов, ас-Суйути приводит касиду собственного сочинения, в которой упоминаются имена всех халифов и даты их кончин (с. 517-522), подтверждая таким образом собственную репутацию стихотворца.

Завершают сочинение главы, посвященные «нелегитимным», с точки зрения ас-Суйути, государствам и династиям. Таким образом, автор-составитель все же нарушает собственный же зарок, данный в предисловии к «Истории...»; видимо, он желал привести в «популяризаторских» целях наиболее полную картину властвования при исламе. Такая позиция полностью соответствует стремлению египетского мыслителя передать потомкам основы арабо-мусульманской культуры.

«Нелегитимные» же государства и династии, о которых он упоминает,

таковы:

Омейядское государство в ал-Андалусе (с. 522-524).

Мерзкое (sic) Убайдитское (Фатимидское) государство [ТХ: 524-525].

Государство династии Бану Табатаба, алидское хасанидское [TX: 525]. Это государство просуществовало, согласно «Истории халифов.», с 814-815 гг. по 955-956 гг. Интересно, что по имеющимся в моем распоряжении справочникам идентифицировать это государство не удалось.

Табаристанское государство (потомков ал-Хасана б. &Али; 864 - 928) [TX: 525-526].

Думается, что весьма большой интерес представляют ахбар, помещенные ас-Суйути в жизнеописаниях аббасидских халифов, живших под попечением мам-люкских султанов. Некоторые из них носят довольно скандальный характер. Так, в житии последнего из упоминаемых им халифов, Абу-л-&Изза ал-Мутаваккила, ас-Суйути пишет следующее: «В этом году (886=1481-1482), в [месяце] раби& ал-аввал (30 апреля - 29 мая 1481г.) прибыл в Египет из Индии муж, именуемый Хаки. Утверждал он, что возраст его двести пятьдесят лет. Встретился я с ним. Оказался он человеком крепким, вся борода его [была] черной. Не позволял разум [предположить], будто возраст его семьдесят лет, не говоря уж о большем. И не привел он [ни одного] довода в пользу утверждаемого им. Я определенно заявляю, что он лжец. Из слышанного мною от него... - будто совершил он паломничество, будучи восемнадцати лет от роду. После вернулся в Индию и услышал о пришествии татар к Багдаду, дабы взять [город этот]. И будто приезжал он в Египет во времена султана Хасана до возведения им медресе своего. И не привел он ничего, чем можно было бы удостоверить речение его» [ТХ: 516].

Султан Хасан, упоминаемый в приведенном рассказе, - это мамлюкский государь из так называемой династии Бахри, находившийся у власти дважды - в 1347-1351 гг. и в 1354-1361 гг. [Лэн-Пуль 2004: 61-62]. Медресе же, носящее его имя (часто фигурирует в справочниках как мечеть), было построено в 1356-1362 гг. и представляет собой один из шедевров каирской архитектуры мамлюкской эпохи [Ëgypte 1956: 120-121].

Согласно историческому преданию, кончина застала ученого, когда он редактировал свои прежде написанные сочинения. Однако приведенный рассказ свидетельствует о том, что ас-Суйути был отнюдь не только чрезвычайно скрупулезным автором и вообще не «кабинетным» ученым, но человеком, живо интересовавшимся тем, что происходило вокруг него.

Литература

ТХ - Тарих ал-хулафа&. Та&лиф ал-имам ал-хафиз Джалал ад-Дин &Абд ар-Рахман б. Аби Бакр ас-Суйути ал-мутфавви фи &ам 911 (1505-06) мин ал-хиджра. Битахкик Мухаммад Мухйи-д-Дин &Абд ал-Хамид, &афа Аллах та&ала &анх. [Каир]. Матба&ат ал-Мадани. Ат-Таб&а ас-салиса фи санат 1383 х - 1964 м.

Ben Cheneb Moh. - [de Somogyi J.]. Al-Dhahabi // Encyclopaedia of Islam. New Edition (далее -- EI) Vol. II. Fourth Impression. Leiden. E.J. Brill, 1991, p. 214. 216. Êgypte. Les guides bleus. Paris. Hachette, 1956. 560 с. Geoffroy E. Al-Suyuti // EI. Vol. IX. Leiden. Brill, 1997, p. 913-916. Gilliot Cl. Tabakat // EI. Vol. X. Leiden. Brill, 2000, p. 7-10. Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Перевод с английского с примечаниями и дополнениями В.В. Бартольда. М. Издательская фирма «Восточная литература» РАН - Издательская группа «Муравей», 2004. 312 с.

ЕГИПЕТ АС-СУЙУТИ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДИНАСТИЙНЫЕ ХРОНИКИ ИСТОРИОГРАФИЯ МАМЛЮКСКОЙ ЭПОХИ ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ МАМЛЮКСКОЙ ЭПОХИ egypt al-suyuti the arab-muslim history writing the arabic dynasty chronicles
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты