Спросить
Войти

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СЕЛЬДЖУКСКОЙ ДИНАСТИИ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СЕЛЬДЖУКСКОЙ ДИНАСТИИ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Мирзаева М. Н., докторантка Ташкентского Исламкого университета

История Узбекистана насыщенная яркими и значительными событиями уходит в глубокую древность. IX начало XIII века это весьма значимый в истории период соответствует развитому средневековью. Его можно разделить на два больших периода: XX века когда у власти стоят представители, восточно-иранских по своей этнической принадлежности, династии: Тахириды, Саманиды, при религиозном и отчасти политическом лидерстве аббасидских халифов, как глав мусульман; XI начало XIII века когда их сменяют тюркские династии: Караханиды, Сельджукиды, Газневиды Ануштегиниды, а роль аббасидских халифов сводится к религиозному их значению.

Возрождение местной государственности в Средней Азии происходит в 1Х-Х века когда нарушается единство Аббасидского государства как на Западе в Магрибе, Северной Африке и Андалузии, так на Востоке в Хорасане и Мавераннахре. Сельджукиды создали огромную империю простирающуюся от Византии на западе до Тохаристана на Востоке, достигшей наибольшего могущества при султанах Алп Арслане (1063-1078) и Малик-шахе (1078-1092). Его столицей был город Мерв вблизи современного города Байрам-Али в Туркменистане.

Сельджуки строили свою империю, руководствуясь собственным внутренним чутьем, и судьбе было угодно, чтобы их восхождение к владычеству совпало с волнующим периодом истории. Это был век великих духовных и интеллектуальных достижений, двумя примерами которых являются расцвет ордена бенедиктинцев и идеи, лежавшие в основе Крестовых походов; в это время создавались новые экономические и социальные системы; мысль и знание вступали в новый этап развития. Похоже, в то время в мире жило много великих людей, и среди сельджуков было на удивление много талантливых и умелых руководителей, вдохновенных поэтов, глубоких мистиков, серьезных философов и пытливых ученых [9; 5].

Множество этих учёных были студентами медресе под названием «Низамия» который был обоснован Низам аль-Мульком в Багдаде 1065 год. Одна из четырех школ суннитского исламского права была основана центральноазиатским ученым, а вторая нашла там наиболее близкое по духу пристанище. Кроме того, самым пылким защитником суннитской ортодоксии был Низам аль-Мульк из Хорасана; он придал медресе (мусульманским школам) ту цель и форму, которые они сохраняют и сегодня. Разительно отличались от рационалистов и традиционалистов те,

кто придерживался мистического течения, известного как суфизм. Это движение также нашло раннее выражение и приобрело наибольшее влияние в Центральной Азии, где Наджм ад-дин Кубра, Ахмад Ясави и Бахауддин Накшбанд учредили несколько крупных суфийских орденов [8; с. 603].

Высшие школы (медресе) Низамия являлись важны-ми центрами научной деятельности. Их преподаватели были крупнейшими учеными своего времени. Из всех уголков исламского мира исследователи науки стреми-лись попасть в эти центры. В этих древнейших в мире университетах они обеспечивались жильем и стипенди-ей. Кроме того, они имели возможность пользоваться библиотеками, больницами, мечетями, слушать пропо-веди. Преподаватели в исламских университетах имели научные степени и носили соответствующую форму, всему этому стали подражать и в европейских университетах. Некоторое время спустя вслед за Багдадом медресе Низамия были построены и во многих других городах исламского мира. В Багдаде было создано медресе Мустансирия, по уровню развития и значимости превосхо-дившее даже Низамия.

Культурная и просветительская роль Сельджукидов исключительно была велика в средние века. Роль Низамийи и других учебных центров в период правления Сельджукидов представляет мало разработанную проблему Центрально Азиатской истории. Между тем эта проблема в настоящее время приобрела актуальный характер и имеет большое научно-теоретическое и воспитательно-познавательное значение, так как без познания прошлого невозможно строить новое общество. Это доказала богатая история Саманидов и их преемников — Газневидов и Сельджукидов. Следует отметит, что основателем учебных центров под названием Низамийи был великий везир Сельджукидов Низам ал-Мулк. За тридцать лет службы Низам ал-Мулка в качестве визиря Сельджукидов укрепилось государство, наступила эпоха блестящих военных побед. Одной из самых больших заслуг Низама аль-Мулька можно считать его инициативу по строительству учебных заведений (медресе) на подконтрольных ему территориях. За короткий срок было построено большое их количество. Практически в каждом более или менее крупном городе было построено учебное заведение. Они вошли в историю как медресе «Низамия». Первое медресе был возведено в столице Халифата — Багдаде. На его строительство было затрачено около 200 тысяч динаров. Строительство длилось два года и было окончено в 459-м году по хиджре. Были построены крупные медресе также в Нишапуре, Балхе, Герате, Басре, Исфахане, Мусиле и во многих других городах. Медресе «Низамия» было построено даже в дагестанском селе Цахур. Его можно считать древнейшим высшим учебным заведением на территории Российской Федерации. Наверное, это первое высшее учебное заведение на территории России [2 с.152].

53

Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира. В их числе были и такие известные учёные, как аль-Газали, Джувейни, Абу Исхак Ширази и многие другие. Для комфортабельного обучения были созданы все условия. При медресе были организованы крупные библиотеки. Студентам было организовано бесплатное питание и проживание. Эти медресе являлись в последующие века центрами возрождения религии. Многие крупные учёные, известные во всём исламском мире, являлись выпускниками этих медресе. По словам современного иранского ученого-историка

Абдолхусейна Зарринкуба в разных эпохах цивилизации Востока многие состоятельные люди под воздействием интереса ислама к науке и вследствие его призыва к благотворительности проявляли особый интерес к школам. В результате в период расцвета исламских государств во многих мусульманских городах существовали такие известные высшие школы, как Низамия, Мустансирия, Халавия, Джавзия, аль-Азхар и т. д. Каждая из них была знаменита по-своему. Все эти школы, в которых воспитывались корифеи исламской науки, целиком или в большинстве своем поддерживались за счет благотвoрительнoстей (вакфов). Они не контролировались халифами и султанами. По сегодняшним понятиям, это были общенародные школы. За редким исключением они принадлежали отдельным сектам или орденам, в большинстве этих школ обучение было свободным. Любая исламская секта или орден могли организовать в этих школах преподавание приемлемых научных дисциплин и знаний [1, с. 217].

Большой подъем в этот период переживала наука. Она развивалась в тесном взаимодействии с ближневосточной. Многие среднеазиатские ученые ездили учиться в Багдад и другие крупные научные центры. Видные деятели науки и культуры Хорасана и Мовереннахра в совершенстве владели арабским языком. Большинство их сочинений было написано на арабском, хотя немало произведений ими создавалось на персидско-таджикском и староузбекском языках. В тот период, благодаря арабскому языку, научные труды ученых стали достоянием мировой культуры, ибо с него они переводились на классический латинский, затем на европейские языки [3, с. 212].

Вопреки бытующему мнению, Низамия в Багдаде не являлась первым исламским медресе. Несомненно, по многим показателям оно было образцом для подражания для многих важнейших школ ислама и всего мира. Визирь сельджукских султанов Ходжа Низам уль-Мульк израсходовал около 60 тысяч динаров (золотых монет) на строительство медресе Низамия. Такие же медресе были построены в Исфагане, Нишапуре, Балхе и Герате. Впоследствии они послужили образцом для создания университетов в Европе. Древнейшая в Европе высшая школа — университет Салерно в Италии — была создана и функционировала не без влияния исламских медресе. Другие крупные высшие школы в Европе, такие как университеты в Болонье, Париже, Монпелье и Оксфорде, появились после XII века, то есть много

веков спустя после исламских. В Низамийах особое внимание уделялось воспитанию и изучению искусств и ремесел, экономическому и торговому обмену. Из исторических источников выяснено, что во времена правления Малик-шаха в государстве Сельджукидов функционировали около 50 Низамийи в крупных городов Хорасана и Мовереннахра [7 с.154].

Эти факты — свидетельство того, что развитие науки и высшее школы в Мoвераннахре и Хорасане имеет длинную историю. Подобные научные факты сообщают о деятельности многих высших школ в Бухаре, Мерве, Герате, Самарканде, Термезе и других городах. Великий везир Сельджукидов Низам ал-Мулк вложил много сил в упорядочение внешней и внутренней политики, в развитие и совершенствование всех сфер общественной жизни, в том числе наук, школ, культуры, земледелия, градостроительства и т. д. Благодаря Низам ал^ул^ во времена правления Сельджукидов происходит повышение образования, школьной системы, изучения персидского языка, в обществе образуется духовно — умственная атмосфера и намного повышается интерес и любовь молодежи к школе, наукам, знаниям. Мыслящие люди, люди искусства и творческих сфер деятельности консолидируются во дворце Сельджукидов, где были созданы все условия для творчества и получения образования. В это время воспитание развивалось многосторонне [5, с.49].

На переднем плане воспитания была учеба, и направлена она была на созидание, на развитие культуры и использование педагогической мысли, другая его сторона была нацелена на воспитание чистых моральных принципов, рождающихся из способа мышления передовой и творческой части общества того периода. Имам Газали, Омар Хайям, Низам ал-Мулк и многие другие в форме морально-исторических преданий, трудовых, эстетических и патриотических легенд создавали произведения с высоким содержанием самосознания. Действительно, формирование школьного дела и воспитание в эпоху Сельджукидов развивалось, принимало определенную, совершенную форму и играло действенную роль в просвещении общества. Низам ал-Мулк с целью дать толчок развитию Низамийи и науки своего времени, в дворце Сельджукидов собирает лучших ученых, мыслителей различных сфер науки. О высокой просвещенности везира Низам ал-Мулка говорит то, что основу правильного управления государством он видел в процветании школы, воспитания, книги. Многие учёные историки пишут, что в Низамии, который создавал Низам ал-Мулк привлекались талантливые учение — приверженцами ордена суфии, и даже на собраниях Низам ал-Мулка частыми гостями были учёные и суфии и что он оказывал большое внимание суфиям [5, с.51].

Появление Низамии было вызвано не столько возраставшей потребностью знаний, (в мечетях собиралась многочисленная аудитория в 500 и более слушателей), сколько изменившейся методикой преподавания. Обычная манера чтения лекций вытеснялась толкованием (тадрис) и диспутами для

54

которых мечеть была не подходящим местом. При этом огромная роль библиотек и мечетей, как учебных и научных центров сохранялась на протяжении второго тысячелетия н. э. [4, с. 49].

Возникла наряду с библиотеками, новая форма научных учреждений, в которых хранение книг сочеталось с обучением или оплатой выполненной в их стенах работы. В Х -XII века в Халифате появились новые названия — не «Сокровищница мудрости», как раньше, а «Дом науки» (дар ал-илм) с библиотекой, где имелись книги по любой отрасли знаний учредил поэт и ученый Ибн-Хамдан (ум.935) в Мосуле. Доступ к ним был открыт всякому, кто стремился к знаниям, а неимущим выдавалась бумага. В Басре была библиотека, где читатели и переписчики получали пособие. В западной части Багдада был основан «Дом науки» с великолепной библиотекой, где хранилось до 100 экземпляров одного только Корана, а всего было 10 400 других книг. В мечети Нишапура — ученом центре всего Востока, собиралось до 500 слушателей, в Багдаде до 300 -700. Все упомянутые выше учебные заведения в Мовереннахре и Хорасане, в которых проводилась обучение с их порядками, уставами и программами были той непосредственной образовательной средой, на основе которой в этих странах, складывались Низамийи. Следует отметить, некоторое сходство в программе обучения и организационных формах в ранних мусульманских медресе Востока и первых Университетов Европы, которые появились в Х! — ХП вв. (Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия). Студенты и преподаватели университетов жили в специальных зданиях — колледжах, там же проходило обучение (как в медресе и в монастырях). В Университетах как в монастырях и медресе существовали строгие уставы, регламентирующие жизнь студентов, в программе обучения, кроме факультетов по разным наукам, в обязательном порядке был богословский факультет. Позже пути развития Медресе и Университетов все

более отличались [2, с.163].

Духовное развитие в период сельджукской династии сопровождались важнейшими переменами в сфере религии — с одной стороны, выявилась тенденция к мистицизму как пути освобождения от произвола султанов, с другой стороны, правители усилили контроль над улемами. Улемы X и XI века относились к мусульманским мистикам (суфиям) с подозрением, считая их вероотступниками. При Сельджукидах, которые благосклонно относились к

суфиям, создалась благоприятная обстановка для примирения различных направлений мистицизма и правоверного ислама. Этому в первую очередь способствовали симпатии к суфизму духовного авторитета той эпохи Абу Хамида аль-Газали (10581111). Аль-Газали долгое время преподавал в медресе для подготовки улемов в духе ашаритской школы калама, рассматривавшемся при Сельджукидах как составная часть идеи возрождения правоверного ислама. Учреждение и поддержка новых медресе наряду с суфийскими центрами демонстрировало всему мусульманскому миру приверженность правителей правоверному исламу и идеалам общины. В то же время контроль за средствами духовных учреждений, назначениями в медресе и раздачей стипендий позволили государству сохранять контроль над улемами.

Заключая выше упомянутые сведения, роль сельджукских медресе Низамия в средние века была чрезвычайно велика. Бесплатное образование, обеспечение жильем, известные и интеллектуальные учителя, богатая библиотека при научных центрах, соотношение богословских и светских наук в медресе дал возможность развитие культуры, искусство и образование в период сельджукской династии.

Источники и литература

1. Абдулхусайн Зарринкуб, Таърихи мардуми Эрон: аз давраи Сосониён то поёни Оли Буя (История иранского народа. От конца правлнеия Сасанидов до конца правления Бундов), с. 217. 2.
2. Агаджанов С. Г. Некоторые проблемы истории огузских племен Средней Азии. //ТС. 1970. -М., 1970г, с. 163.
3. Азизуллох Баёт, Шиносоии манобеъ ва маъхази таърихи Эрон: аз огоз то замони Сафавия (Знакомство с историческими источниками Ирана: от начала до эпохи Сефевидов), Тегеран, Издательство «Амири Кабир», 1370, с. 212. 4.
4. Бадеуззаман Фурузонфар, Торихи Низомияхо (История Низамийи), с. 49.
5. Гуломхусайн Юсуфи, Пири сиёсат (Старец политики). //Издательство «Донишкадаи адабиёти Машхад». -Мешхед, 1347, с. 49.
6. Гуломхусайн Юсуфи, Пири сиёсат (Старец политики), с. 51.
7. Доират-ул маорифи форсй (Персидская академия), Составитель Гулом Хусайни Мусохиб, -т,. 1. «А-С». Тегеран: Франклин, 1345, с. 154.
8. Козем Б. Х. Возникновение и принципы организации учебных центров — Низамийи в эпоху сельджукидов // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 603-605.
9. Тамара Т. Райс. Сельджуки. Кочевники -завоеватели Малой Азии. Центрполиграф; М.; 2004. с. 5.
10. Об этом и других поразительных

примерах такого влияния говорится в работе: Bazaar to Piazza: Islamic Trade and Italian Art, 1300-1500 (Berkeley, 2002).

СЕЛЬДЖУКСКАЯ ДИНАСТИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ КУЛЬТУРА И ПРОСВЯЩЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты