Спросить
Войти

«История города из рук в руки»: опыт создания экскурсионного маршрута по исторической части города Красноярска

Автор: указан в статье

8. Проведение музейных экскурсий с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / Г.Х. Вахитова [и др.]. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - 52 с.

9. Сапанжа, О.С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие / О.С. Сапанжа. -СПб., 2007. - 166 с.
10. Скрипкина, Л.И. Социальная миссия музея. Проектирование деятельности историко-краеведческих музеев в контексте современных реформ / Л.И. Скрипкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2005. - №7. - С. 56.
11. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соволова. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.
12. Чекоданова, К.К. Спросите о том, что думает посетитель: интерактивные включения в экспозиционное пространство / К.К. Чекоданова // Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы международной научно-практической конференции: сб. статей. - СПб.: ГРМ, 2010. - 276 с.
13. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический проект, 2007. - 558 с.

А.В. Игошина, Е.С. осинцева, г. Красноярск

«история города из рук в руки»: опыт создания экскурсионного маршрута по исторической части

города Красноярска 3

Не ведающий прошлого - не в силах создать будущего...

Н.К. Рерих

Проведенный нами анализ проблем городской среды Красноярска выявил следующие:

1) нежелание молодежи остаться в городе, чтобы жить и работать;
2) незнание горожанами истории своего города;
3) не каждый житель сегодня задумывается о ценности архитектурной среды. Так родилась идея создания экскурсионного маршрута «История города из рук в руки». Перед началом работы были поставлены следующие цели:

- привлечь молодежь к участию в создании маршрута;

- заинтересовать студентов и абитуриентов городом через интересные факты, истории, легенды о нем;

- способствовать раскрытию творческого потенциала молодых авторов через дух открытий, самостоятельные исследования, «примерку» разных ролей (журналиста, дизайнера, экскурсовода, корреспондента, фотографа и др.);

- добиться эмоциональной привязанности к городу через историю, модернизируя тем самым среду без прямого вмешательства в нее.

Любой житель города, воссоздавая в памяти образ Красноярска, в первую очередь вспомнит о его ландшафтных особенностях, назовет Караульную гору с часовней, сопки, пышные острова на Енисее, предгорья Саян на правом берегу, заповедник «Столбы».

3 Проект осуществлен в рамках программы «От идеи к действию» 2012-2013 гг. при поддержке международной организации «Интерра».

Уникальную красоту окружающего город ландшафта по-настоящему начинаешь ценить, когда побываешь в других городах и поймешь, что Красноярску в этом смысле повезло. Город, словно жемчужина, заключен в драгоценную оправу природного великолепия. Возможно, именно это имел в виду Антон Павлович чехов, когда назвал Красноярск «самым лучшим и красивым из всех сибирских городов».

Город богат природными достопримечательностями, но при этом вопрос сохранности архитектурных памятников, даже в центре, открыт. Исторический центр заново осваивается, всюду стройки, котлованы, строительные заборы. Что осталось от облика улицы имени дорогого всем сибирякам В.И. Сурикова из того, что видел и чем гордился Василий Иванович, что сам показывал, гуляя с гостем по городу в начале XX в., и о чем говорил, что именно «здесь черпал сюжеты и образы» (рис. 1)? Где полукаменный дом посадского типа казачьего хорунжего Потылицы-на (ул. Сурикова, 18)? Где дом казаков Путимцевых, стоявший наискосок? Вдруг в глубине квартала, за храмом, вырос многоэтажный объем, и жители теряются в догадках, что может значить подобный ориентир. Ранее, на всех этапах развития города, доминанты обозначали площади и пешеходные пути в городской структуре. Теперь легко заблудиться в «трех высотках» [1].

Сегодня много говорится о модернизации исторической среды, о ее реконструкции. Главное качество исторической среды - роль «хранителя» времени, дающего человеку понимание своего собственного места в окружающем пространстве и чувство сопричастности истории [1]. С утратой целостной историко-культурной среды и объектов наследия город неизбежно теряет своеобразие. Новые немасштабные строения накладываются на сложившиеся городские силуэты и становится очевидной градостроительной неоправданностью их масштаба и стиля. Желая повысить ценность городской среды, ее исторических особенностей в глазах

рис. 2. Во время проведения обзорной экскурсии

горожан, особенно молодых, мы стремились расширить понятие «дома». Сделать это можно, выведя «дом» за пределы частной собственности в зону общественную, и в результате этого вовлечь молодых горожан в улучшение городской среды, а в перспективе - и в многостороннее участие в городской жизни. Мы определили нашей целевой аудиторией молодежь, поскольку чаще всего в студенческие годы и производится выбор: реализовать себя на месте проживания или уехать и строить карьеру в каком-нибудь другом городе, не чувствуя ностальгии.

В реализации экскурсионного проекта нам помогал Сибирский федеральный университет (СФУ), в частности издательство газеты «Новая университетская жизнь», а также преподаватели. Экскурсию стремились сделать интерактивной, добавляли старые фотографии посещаемых мест и давали возможность сравнить «два разных времени». Ведущими экскурсии выступили не только авторы настоящей статьи, но и студенты-помощники из Института архитектуры и дизайна СФУ В итоге удалось создать особую неформальную атмосферу и наладить контакт между участниками. Неформальное общение с местом вызвало положительные эмоции; студенты знакомились не только друг с другом, но и с городом (рис. 2).

Учитывая, что будущие участники экскурсии не обладают профессиональными знаниями в области архитектуры, мы не пытались из них сделать профессионалов и объяснять, насколько уникально для нашего города наличие определенного стилистического решения зданий. Экскурсионный рассказ начинался с предыстории города, когда в южной долине Енисея жили многочисленные племена тюркских народов - целая цивилизация, подтвержденная топосъемкой, названиями рек, озер, горных вершин («Так-мак», «Кум Тигей» и др.). Таким образом, обозначалась связь истории городской застройки с природным ландшафтом. Кроме аборигенных народов, героями городской истории стали люди, владевшие сохранившимися до сегодняшнего дня особняками и усадьбами, пароходами и причалами, доходными и торговыми домами [1].

Выбранные маршруты - это не хорошо известные места Красноярска, а особые уголки города, обладающие исторической значимостью, особым художественным,

рис. 3. Буклет - раздаточный материал экскурсии

архитектурным образом, своеобразные «точки роста», обладающие скрытой ур-баэнергетикой, харизмой [2]. Мы постарались найти необычные места, в которых было бы интересно оказаться и в которые нельзя попасть в обычные дни (объекты культурного значения, спортивные и т.д.). В ходе первой экскурсии мы посетили такие объекты, как Речной вокзал, особняк Крутовского. С этими объектами участники экскурсии в большей или меньшей степени были знакомы, но побывать в них не приходилось никому. Как сказала одна из участниц, находясь на балконе Речного вокзала: «Только ради такого вида стоило проснуться воскресным утром». Чтобы поддержать дух исследования, разработан макет буклета с размещением на нем карты маршрута и информацией о достопримечательностях (рис. 3). Рассказ шел также о несохранившихся до наших дней объектах, например о Богородице-Рождественском соборе, бывшем с 1861 г. кафедральным. Особое внимание уделили драматической истории его постройки, имени знаменитого архитектора Константина Тона, истории уничтожения [3].

Воссоздание истории места означает не только сбор историй об объектах и событиях, но и формирование чувства гордости за малую Родину и преемственности исторических традиций. Проведенная нами экскурсия - это только начало работы над вопросом по модернизации среды без ее трансформации. Сейчас находится в разработке еще один участок центра Красноярска с новым маршрутом. Действует группа на сайте «В контакте», где собралось много заинтересованных ребят, не только следящих за новостями группы, но и активно участвующих в обсуждениях проблем города и высказывающих возможные пути их решений. Стратегия нашей деятельности - воссоздание в сознании людей целостности города, ведь настоящее

- это не только результат прошлого, но и ответственность за будущее [2].

Литература

1. Гевель, Е.В. Образ города в Красноярском урочище / Е.В. Гевель. - Красноярск: Версо, 2012. - 224 с.
2. Иванов, О.Н. Сибирский чес, или кто гонит волну Красноярской агломерации / О.Н. Иванов // Строитель на Енисее. - 2011. - 15 февраля.
3. Малашин, Г.А. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ 1961-2011 гг. Историкопублицистические очерки / Г.А. Малашин. - Красноярск: ИД «Восточная Сибирь», 2011.

М.Л. Мерзлякова, г. Новосибирск

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - БАЗОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОВЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Архитектурное наследие всегда являлось важнейшей составляющей ценностей классической культуры. Термин «популяризация», который широко применяется в разных областях человеческой деятельности, применен теперь впервые и в законе о сохранении памятников архитектуры [5].

Популяризация памятников архитектуры, несомненно, велась и до того, как в законе появился этот термин, но методы ее проведения, по оценкам специалистов, устарели, так как не были ориентированы на новую ситуацию в обществе. Первым шагом на пути работы по популяризации архитектурных памятников стало осознание существования проблемы. Для того чтобы приблизиться к пониманию термина, мы воспользовались исследованиями, за основу которых была взята следующая трехчастная классификация: потребители информации об архитектурных памятниках - информация о памятниках - действия, необходимые для популяризации этой информации. При составлении информационных карт и разработке экскурсионных маршрутов по Ленинскому району учитывались следующие выводы, сделанные исследователями данного вопроса: «.. .крайне необходимо популяризировать памятники архитектуры, среди широкой аудитории. Две группы потребителей информации - «эпизодически интересующиеся» и «равнодушные» - как раз остаются неохваченными. Работа с ними это новая, неисследованная область деятельности. В отличие от первой группы - потребителей информации («заинтересованные») - работа со второй и третей может оказаться гораздо более неблагодарным занятием. Тем не менее как раз последние две группы составляют большую часть общества. На них надо ориентироваться, потому что популярность в широких кругах населения это защита памятника архитектуры» [3]. Выступая в роли архитектурного объекта как части градостроительной среды, он аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений. Поэтому при сохранении или воссоздании целостности стиля эпохи необходимо обращать особое внимание на то обстоятельство, что, так же как и памятник архитектуры, окружающая его среда является отражением наслоений традиций эпохи в целом и архитектурных стилей в частности.

Второй шаг - исследование и описание архитектурных объектов. Создание на ленинском районе центра истории развития позволило начать планомерную работу по изучению и популяризации объектов культурного наследия, ранее не входивших

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты